Научная статья на тему 'Эволюция системы информирования общества'

Эволюция системы информирования общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
715
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА / БАЛАНС / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / ДОСТОВЕРНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / SYSTEM OF SOCIETY INFORMATION / BALANCE / OBJECTIVITY / ACCURACY / COMPETITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евдокимов Владимир Анатольевич

Рассматривая взаимодействие подсистем информирования общества, автор выявляет условия, при которых возникает дисбаланс в получении населением разнообразных сведений, обосновывает возможность приобретения социальными сетями качеств масс-медиа. В статье также изложен прогноз о совершенствовании системы информирования общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of the system of society information

The author reveals the conditions of breaking of balance in society information, considers social networks to be mass media. There the prognosis of improvement of the system of society information is reflected in the article.

Текст научной работы на тему «Эволюция системы информирования общества»

УДК 070+32.019.51+303.052 Б01 10.17238/188п1998-5320.2016.24.71

В. А. Евдокимов, Омская гуманитарная академия

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

Рассматривая взаимодействие подсистем информирования общества, автор выявляет условия, при которых возникает дисбаланс в получении населением разнообразных сведений, обосновывает возможность приобретения социальными сетями качеств масс-медиа. В статье также изложен прогноз о совершенствовании системы информирования общества.

Ключевые слова: система информирования общества, баланс, объективность, достоверность, конкуренция.

Информирование общества, представляющее открытую динамичную систему, обеспечивают масс-медиа, пресс-службы и академические журналы, словари и энциклопедии, отчёты и законодательные акты, географические карты и новостные сайты, социальные сети, блоги и другие источники сведений. Но дисбаланс в получении людьми объективной, точной информации, как совокупности данных, знаний, осведомляющих о чьей-либо деятельности, отражающих разнообразие событий и явлений материального или духовного мира в процессе коммуникации, периодически углубляется. Вследствие этого многие общественно значимые явления, процессы остаются вне поля внимания граждан, искажается объективная картина мира.

Поиск и накопление информации о событиях являются важными элементами познания как процесса постижения человеком явлений, процессов, закономерностей объективного мира с целью применения результатов данной творческой деятельности для удовлетворения интересов индивида. Философами познание интерпретируется как поиск и нахождение баланса между рядом противоречиво дополняющих друг друга позиций. С одной стороны, познание может быть осмыслено как идеальная реальность, обладающая самостоятельностью, динамикой и источниками закономерного изменения, перехода из одного состояния в иное. Однако, с другой стороны, познание, исследующее все стороны жизни людей, можно интерпретировать в качестве процесса, сопряжённого с деятельностью и общением индивидов и обеспечивающего их идеальными образами. Для развития познания, как нелинейного процесса, важны наука и идеология, повседневный опыт и мораль, философия, право и искусство, мифы и религия. Во взаимодействии происходит обогащение этих когнитивно-культурных систем содержанием. Подсистемы информирования общества, в частности, участвуют в производстве мифов, предоставляют науке и идеологии эмпирический материал.

Сбалансированность в отношениях и действиях подсистем информирования может быть обеспечена за счёт получения людьми устраивающего их количества сведений надлежащего качества о значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, позиции органов власти, об их усилиях, направленных на решение волнующих население проблем, о тех сферах жизни, которые привлекают людей. Чтобы удовлетворить потребности населения, подсистемы и их компоненты непрерывно взаимодействуют. Так, масс-медиа распространяют самостоятельно подготовленные сообщения, цитируют друг друга, создают стимулы для коллег в поиске дополнительных сведений, обогащающих представление аудитории о фактах и процессах. Если одни масс-медиа искажают события, ориентируясь на невзыскательную часть аудитории, то другие элементы подсистемы нередко опровергают не соответствующие действительности сообщения, представляя обстоятельный анализ явлений общественно-политической сферы. Но подсистемы не обеспечивают баланс в информировании общества. Согласно результатам опроса, проведённого администрацией города Новошахтинска Ростовской области в 2014 году, 59 процентов респондентов выразили убеждённость в том, что смогли бы отстоять собственные права потребителей, если бы обладали полной информацией о российском законодательстве. Одновременно значительная часть жителей страны разочарована способностью масс-медиа представить картину жизни других стран. По данным опроса, проведённого «Левада-центром» в 2015 году, доля людей, считающих, что из современных телепередач можно извлечь много полезной и объективной информации о происходящих в мире событиях, снизилась за три года до 46 процентов [1].

Одна из причин неудовлетворённости граждан получаемыми сведениями заключается в том, что подсистемы информирования общества преследуют не согласующиеся друг с другом цели. Если

одни подсистемы и их компоненты демонстрируют всесилие и масштабность, то другие инициативны лишь в благоприятные периоды, например, в избирательных кампаниях. Одни элементы подсистем нацелены на сохранение власти господствующего в социуме субъекта, другие ориентированы на удовлетворение коммерческих интересов, третьи учитывают потребности отдельных социальных групп или деятельны в просвещении людей. Для коммерчески ориентированных масс-медиа просвещение граждан не представляет значимой цели, а в избирательных кампаниях внимание журналистов чаще всего сосредоточено на деятельности кандидатов в президенты или губернаторы, лидеров соперничающих партий.

Особую роль играет такая подсистема информирования общества, как государство, которое определяет формы передачи сведений от одних элементов иным, способы их воздействия друг на друга, не только обеспечивает распространение сообщений о решениях органов власти, законодательных актах, но и создаёт благоприятные условия для свободного обмена мнениями. Однако государство может и ограничить возможности получения гражданами интересующих их сведений, контролировать деятельность масс-медиа и других подсистем. В качестве предлога служит необходимость борьбы с экстремизмом, обеспечения защиты значимых для страны данных. В странах, где установлен авторитарный режим, государство является лидером в информировании общества, там же, где стабильно действуют законы и демократические нормы о свободе слова, оно распространяет сведения, находясь в условиях, равных для всех подсистем.

Государство взаимодействует с элементами информирования общества, в первую очередь - с телевизионными компаниями, занимающими в иерархии системы одну из передовых позиций. Согласно результатам опросов общественного мнения, проведённых в 2015 году ВЦИОМ и «Левада-центром», в России именно телевидение пользуется наибольшим доверием граждан [2]. По всей вероятности, аудитория не вполне осознаёт, насколько несовершенны и она сама, и система информирования общества. По данным социологов, один источник информации устраивает 51 процент опрошенных, подавляющее большинство этих респондентов черпают сведения из телепрограмм. Воспринимая навязываемые единственным источником сообщений стереотипы, люди могут убедиться в надёжности адресованных им сведений, а способны и глубоко заблуждаться. Не отличающиеся любознательностью, широтой взглядов, не склонные самостоятельно искать достоверные данные, телезрители, как правило, апатичны, легковерны, некритически относятся к получаемой информации. С одной стороны, такими людьми нетрудно управлять, с другой стороны, они не испытывают энтузиазма по поводу своего участия в модернизации стран.

Впрочем, пристрастиям аудитории свойственна изменчивость, а уверенность населения в надежности источников информации бывает недолговечной. По сведениям «Левада-центра», к ноябрю 2015 года доверие россиян телевидению снизилось на девять процентов по сравнению с данными за март предыдущего года. 28 процентов опрошенных считают, что телевидение даёт либо убогое и искаженное, либо ложное представление о мире [1]. Среди причин снижения доверия телевидению можно назвать обеднение тематики программ, связанное с насыщением информационного пространства в 2014-2015 годах сообщениями о перипетиях жизни в Украине, вытеснением суррогатами (наподобие сообщения «Первого канала» о мальчике, якобы распятом в городе Славянске) сведений о многообразных явлениях и процессах, происходящих в России и других странах. Специализирующиеся на распространении информации телеканалы по несколько раз транслируют одни и те же сюжеты, что свойственно, как правило, рупорам пропаганды, подчас демонстрируют неспособность обеспечить диалог и проявить терпимость к различным точкам зрения. По мнению П. Бурдье, телевидение предлагает банальные идеи, для усвоения которых не требуются размышления, эксплуатируя инстинкты человека и формируя его мировоззрение в определённом ключе [3, с. 35].

Систему информирования общества ослабляет также тенденция, связанная с футуризацией содержания журналистских материалов. Попытки масс-медиа учесть интересы людей, желающих предвидеть предстоящее, понятны, естественны. Проблема заключается в другом: построение на крупицах путаной информации витиеватых домыслов, представляемые в программах телекомпаний с помощью астрологов, экстрасенсов, квазиэкспертов эрзацы образов будущего кардинально отличаются от прогнозов, исследований перспектив явлений, основанных на научном предвидении и подкреплённых стройной, убедительной аргументацией. Информирование общества обедняют и театрализация жизненных ситуаций (реконструкция исторических событий, криминальных сюжетов, судебных слушаний), и слабое внимание журналистов к освещению всех общественно значимых фактов, свидетельствующих об отклонении субъектов политики и экономики, социальных институтов от выполнения законов, норм морали.

Очевидны и участившиеся попытки масс-медиа выдать частное, важное для ограниченного круга лиц, затрагивающее чьи-то мелкие интересы за общественно значимое, отражающее тенденции развития социума. Редкие сообщения о положении социальных групп обесцениваются на фоне многочисленных однотипных материалов, повествующих чаще всего о представителях шоу-бизнеса, актёрах театра и кино. Вследствие этого значимость содержания многих материалов общенациональных масс-медиа снижена до уровня стенгазеты, внимание аудитории отвлечено от актуальных проблем и тем. Многие масс-медиа становятся средством манипулирования общественным мнением и приобретают качества лицедея, не способного вне сцены освободиться от искусственных переживаний.

Среда не может не реагировать на изменения, происходящие в системе информирования общества. Многие граждане испытывают потребность в актуальных, оперативных сведениях, чтобы соотнести свои интересы с потребностями социальных групп ради рассмотрения, согласования и выработки взаимоприемлемых решений, получить доступ к средствам производства информации, выражения автономных мнений. Людей, которые тяготеют к управленческой, интеллектуальной деятельности, не устраивают упрощение и искажение событий и процессов, отражающие дисбаланс в информировании людей. С одной стороны, этот дисбаланс естествен. Постижению индивидом явлений, процессов и закономерностей объективного мира присуща неравномерность. Периодически возрастает внимание публики к одним элементам распространения сведений и снижается интерес к другим. Если одни граждане испытывают потребность в получении сведений о значимых явлениях и процессах, происходящих в обществе, то другие удовлетворены сообщениями о скандалах, слухах, связанных с чьей-либо частной жизнью. С другой стороны, опасения вызывает резкое углубление дисбаланса в экстремальных ситуациях, когда возникает угроза здоровью, жизни людей, а органы власти предоставляют им скупые или недостоверные данные о происходящем, подчас держат население в неведении и способствуют тем самым возникновению панических настроений. Дисбаланс в распространении сообщений можно наблюдать и в периоды обострения внутри - или внешнеполитических конфликтов, кризисов, когда административные учреждения выражают заинтересованность в освещении событий в одностороннем ключе, предоставлении гражданам сведений, не допускающих двоякой интерпретации и не исключающих искажение действительности. В атмосфере политической напряжённости многие масс-медиа исполняют роль не института гражданского общества, призванного содействовать интеграции социальных групп и отстаивать их интересы, а представителя власти или бизнеса.

Неспособность одних подсистем обеспечить распространение объективной, достоверной информации публика компенсирует поиском надёжных сведений с помощью других подсистем: в Интернете - социальных сетях, блогах, а также в документах, научной литературе или общении с родственниками и друзьями. Фондом «Общественное мнение» зафиксировано, что в 2014 году из Интернета черпал информацию 41 процент респондентов. Годом позднее, по данным ВЦИОМ, в глобальной сети находили интересующие их сведения 43 процента граждан [2].

Качества подсистемы информирования общества иногда проявляют социальные сети - интернет-порталы, дающие возможность пользователям создавать персональные страницы и налаживать взаимоотношения с другими людьми на основе общих интересов, представлений, верований, а также распространять в глобальном пространстве различные материалы. Потенциал социальных сетей как источника информации, по мнению австралийских исследователей С. Йетс и Х. Партридж, ярко проявляется в природных катастрофах, а опыт в обмене сообщениями в эти периоды богат и динамичен [4]. Социальные сети становятся конкурентом телевидения. Согласно результатам исследования, проведённого агентством по маркетингу «Click Consult», 65 процентов молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет предпочитают общение в социальных сетях, нежели просмотр телепрограмм. Представители другой группы (в возрасте от 25 до 34 лет) наблюдают телепрограммы столь же долго, сколь и ознакомляются с материалами, размещёнными в социальной сети Facebook. Для 32 процентов тех, кому более 55 лет, также привлекательны социальные медиа [5].

Социальные сети, в частности Facebook, могут превратиться в средства массовой информации, подменяя прессу, полагают авторы исследования, проведённого в США компанией «Pew Research Center» совместно с корпорацией «John S. аnd J.L. Knight Foundation». В качестве новости исследователи понимают любую информацию о событии или явлении, которое не касается семьи или друзей пользователя. Чем меньше человек интересуется новостями, тем в большей мере склонен рассматривать социальную сеть как источник их. Чаще всего новости в Facebook имеют развлекательный характер (73 процента респондентов интересуются именно такими известиями), менее важны события,

раскрывающие жизнь конкретных сообществ (65 процентов) и особенности национальной политики и деятельности правительства (55 процентов). В то же время мало кто из американцев использует БаееЬоок в качестве масс-медиа. 78 процентов опрошенных делятся переживаниями, а новости находят случайно. И только четыре процента респондентов считают данную социальную сеть источником новостей [6]. Пользователи социальными сетями главным образом ориентированы на расширение возможностей для межличностной коммуникации, участия в интерпретации событий. Нередко достоверность распространяемой ими информации является сомнительной, в межличностном общении используются непроверенные данные, слухи.

В структуре системы информирования общества также значимы новостные сайты. Одни созданы информационными агентствами, масс-медиа. Другие сайты пополняют сообщениями или скрипт как программа, необходимая для динамичного обеспечения разнообразными сведениями, или модератор, или пользователи, представляющие интернет-сообщество. По данным фонда «Общественное мнение», в июне 2015 года с новостных сайтов черпали информацию 35 процентов респондентов, из социальных сетей и блогов - 17 процентов респондентов [7]. Но новостной сайт, если его пополняют сведениями непрофессионалы, не обеспечивает, как и социальные сети, доступ к достоверным данным, редко является первичным источником информации. Как правило, создатели подобного рода сайтов предпочитают заимствовать сообщения, подготовленные масс-медиа, информационными агентствами или пресс-службами.

Заполнить бреши в информировании общества, привлечь потребителей новизной подачи сообщений стремятся и блогеры. Цели многих из них отличаются от тех, к которым стремятся масс-медиа. Блогеры не вовлечены, как правило, в трудоёмкий процесс поиска информации, чем заняты журналисты, часто демонстрируют тягу к саморекламе или коммерческой деятельности. Иногда бло-геры распространяют важную информацию, но чаще всего пересказывают в интернет-дневнике те сведения, которые почерпнуты в материалах масс-медиа или информационных агентств, излагают некий дайджест, не ссылаясь, как правило, на первоисточник, и интерпретируют услышанное, увиденное, прочитанное. Они привлекают внимание аудитории не новизной того, о чём рассказывают, а остроумием, резкостью оценок, отличных от официальных, облегчают поиск сообщений теми, кто не привыкли делать это самостоятельно или считают это действие утомительным, нуждаются в поводыре в мире информации или в оракуле, которому согласны безоговорочно верить. Блогера можно воспринимать как комментатора, не обременённого обязанностью обосновывать логичность излагаемого, представлять убедительную аргументацию. Значительная часть людей интересуется блогами, как и социальными сетями, в поиске развлечений.

Несмотря на интерес к обмену сообщениями, демонстрируемый пользователями социальными сетями, блогерами, а также новостными сайтами, у многих граждан распространяемая в Интернете информация вызывает разочарование. Как выяснил фонд «Общественное мнение», сведения, распространяемые новостными сайтами, социальными сетями и блогерами, не устраивают 23 процента респондентов [7]. Для них источником сообщений служит общение с друзьями и родственниками. По данным «Левада-центра», от соседей, друзей и родных получают информацию 24 процента опрошенных россиян [8]. Как правило, чем отчётливее проявляются в той или иной стране авторитарные тенденции, тем большее количество людей используют в качестве источника информации именно родных и друзей.

Какие изменения могут произойти в иерархии подсистем информирования общества? Сохранят ли свои позиции пресса, телевидение и радио? Какие качества необходимо приобрести социальным сетям, чтобы исполнять роль масс-медиа и претендовать на лидерскую позицию в системе распространения сведений?

С передовой позиции в иерархии информирования общества телевидение способны вытеснить другие элементы подсистем. Возможность для этого открывается в связи с тем, что происходит размывание функций вещательных компаний как средства массовой информации. Являясь компонентом системы информирования общества, они одновременно служат элементом индустрии развлечений, предпринимательской деятельности, ядром пропагандистского комплекса, эффективно действующим инструментом управления массами. Утверждаясь в качестве разновидности шоу-бизнеса, киноиндустрии, театрального дела, телевидение сохраняет слабую связь с журналистикой. Но она может быть укреплена в будущем. Подсистема масс -медиа способна к самоорганизации, проявлению независимости и автономности. Не исключено, что интерес людей к общественно значимой информации вырастет в связи с обострением борьбы международного сообщества с таким социальным злом, как терроризм.

Взаимодействие со средой является одним из условий существования системы информирования граждан. Дифференциация общества, деление аудитории на сегменты порождают необходимость регулярно изучать вкусы, потребности аудитории масс-медиа. Если сегмент качественной журналистики, особенно на телевидении, сжимается как шагреневая кожа, то, если следовать представлениям о циклическом развитии общества, вероятно утомление граждан от сообщений скандального характера, развлекательных программ, многочисленных сериалов о сыщиках. По данным TNS Gallup Media, в 2015 году уменьшилась (или не увеличилась, как у ТНТ) аудитория крупнейших российских телекомпаний «Первый канал», «Россия 1», НТВ, СТС. Эта тенденция отмечена впервые за многие годы.

Тем временем функции масс-медиа могут быть освоены социальными сетями. Правда, данный процесс осложнён тем обстоятельством, что первостепенную важность приобретает необходимость обеспечения безопасности пользователей Интернетом. 65 процентов граждан, опрошенных подразделением корпорации ЕМС в ходе акции «2010 Global Online Consumer Security Survey», отмечают, что по соображениям безопасности они всё реже желают общаться или делиться информацией с кем-либо в глобальном пространстве. Социальные сети привлекательны для мошенников, которые могут использовать персональные данные в неблаговидных целях. Это осознаёт 81 процент опрошенных граждан [9]. Кроме того, как показывают результаты исследования российских социальных медиа, проведённого агентством «Роуз креативные стратегии» совместно с компанией «HeadHunter», около 28 процентов российских интернет-пользователей заняты поиском сведений в социальных сетях лишь как потребители, перед тем как совершить покупки [10]. И, наконец, не исключено, что интересы и мировосприятие, свойственные значительной части молодых людей, для которых привлекательны социальные сети и блоги, в последующем упростятся, произойдёт их погружение в обывательщину, когда они станут старше, изменятся их психология, отношение к жизни, окружающему миру и телевидение превратится в самый важный источник сообщений.

Как правило, участие социальных сетей в конкуренции с масс-медиа кратковременно. Если в острых внутри- или внешнеполитических ситуациях, природных катастрофах официальные органы контролируют большинство масс-медиа или угрожают им применением санкций за несоблюдение установленных властью правил освещения событий и процессов и в связи с этим поток распространяемых журналистами сообщений об актуальных событиях резко сокращается, объём информации, которой обмениваются пользователи социальными сетями и блогеры, периодически возрастает. При таком стечении обстоятельств социальная сеть может приобрести некоторые качества, присущие масс-медиа. Но в случае снижения напряжённости в обществе менее интенсивным становится и обмен информацией, в котором участвуют пользователи Интернетом.

Если социальные сети в будущем окажутся привлекательными для миллионов граждан, потребность среды в поиске разнообразных сведений вызовет возникновение в Интернете сообществ, в которых будут действовать талантливые дилетанты, способные стать профессионалами и проявлять усилия в поиске, обработке и распространении актуальной социальной информации. Участвуя в обмене сообщениями, высокообразованные, критически мыслящие, имеющие доступ к скрытым от большинства людей коммерческим и иным данным, а также деловые связи в органах власти, в меру осторожные, но безмерно пытливые пользователи Интернетом могут превратить отдельную социальную сеть в ценный источник информации для населения страны. Не стоит исключать и вероятность того, что социальная сеть подобного характера может успешно конкурировать с масс-медиа при освещении конкретной сферы деятельности в течение длительного периода.

К лидерской позиции в иерархии системы информирования людей близки те подсистемы, которые способны быть первичными источниками разнообразных сведений, чутко улавливать тенденции развития общества и оперативно сообщать о них гражданам. Значение аудитории в определении приоритетов подсистем будет возрастать, она не является неким аморфным, вялым образованием. Активная, интеллектуально подготовленная часть её реагирует на колебания, происходящие в информировании общества. Если об одних важных событиях масс-медиа сообщают, а о других умалчивают, индивид способен найти ту подсистему, которая удовлетворит потребность в интересующих его сведениях. Возможно возникновение новых форм общения и обмена информацией в глобальной сети.

Механизмом, позволяющим сохранить целостность системы информирования общества, является стремление людей к познанию неведомого, глубокому осмыслению событий и процессов настоящего и прошлого, представлений о будущем народов, государств, планеты. Динамику процесса возникновения знания определяют исследование, поиск. Углубления дисбаланса в распространении разнообразных сведений в обществе можно избежать при повсеместном соблюдении международных

правовых норм, действующих в сфере деятельности масс-медиа, обмена сообщениями, защиты информации и не предусматривающих ограничения для граждан, не нарушающих общепринятые правила в поиске и распространении данных.

Вероятно, ни одна из подсистем информирования не способна утолить жажду людей в получении разнообразных сведений. Она естественна для общества, устремлённого к познанию объективного мира, закономерностей его развития. Сохраняя гибкость, система информирования общества реагирует на запросы людей, способна впитывать инновации. В то же время продолжают существовать противоречия, обусловленные разными целями, преследуемыми подсистемами информирования граждан, что нередко выливается в искажение событий ради удовлетворения узкогрупповых корыстных потребностей в ущерб объективному отражению действительности в интересах общества. Если и происходит сближение данных подсистем, то очень медленно. В острых внутри- или внешнеполитических ситуациях, кризисах, наоборот, их цели могут резко отличаться друг от друга, отражая не столько интересы общества, сколько потребности субъектов властных отношений, экономики. Конкуренция может подстегнуть подсистемы информирования общества к поиску надёжных, достоверных сообщений об объективном мире, закономерностях его развития или, напротив, вовлечь их в изощренное манипулирование сознанием граждан.

Библиографический список

1. Телевидение: доверие и функции. Пресс-выпуск от 14.08.2015 // www.levada.ru: сайт «Левада-центра» (дата обращения: 14.06.2016).

2. СМИ в России: потребление и доверие. Пресс-выпуск № 2829 // www.wciom.ru: сайт ВЦИОМ (дата обращения: 14.06.2016).

3. Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М. : Прагматика культуры, 2002. - 160 с.

4. Yates C., Partridge H. Citizens and social media in times of natural disaster: exploring information experience // Information Research. - 2015. - Vol. 20. - № 1.

5. Barnett E. Teenagers "prefer social media to TV" // The Telegraph. - February 8. - 2012.

6. Duggan M., Smith A. Social Media Update. December 30, 2013 // pewinternet.org: сайт Pew Research Center (дата обращения: 14.06.2016).

7. Телевидение: предпочтения зрителей. 30 июня 2015 // www.fom.ru: сайт фонда «Общественное мнение» (дата обращения: 14.06.2016).

8. Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, Интернет. Пресс-выпуск от 17.06.2014 // www.levada.ru: сайт «Левада-центра» (дата обращения: 14.06.2016).

9. RSA Global Survey Reveals Confidence in Social Networking Security Shaken as Online Crime Rises. January 20, 2010 // www.emc.com: сайт EMC Corporation (дата обращения: 14.06.2016).

10. Исследование социальных медиа в России // www.rose.ru: сайт «Роуз креативные стратегии» (дата обращения: 14.06.2016).

V. A. Evdokimov, Omsk humanitarian Academy THE EVOLUTION OF THE SYSTEM OF SOCIETY INFORMATION

The author reveals the conditions of breaking of balance in society information, considers social networks to be mass media. There the prognosis of improvement of the system of society information is reflected in the article.

Keywords: system of society information, balance, objectivity, accuracy, competition.

References

1. Television: trust and functions. Press-issue 14.08.2015 [TV: trust and function. Press release from 14.08.2015] Available at www.levada.ru

2. Mass media in Russia: consumption and trust. Press-issue № 2829 [Russian media: consumption and confidence. Press release № 2829] Available at www.wciom.ru

3. Bourdieu P. O televidenii i zhurnalistike [On television]. Moscow, Pragmatics of culture, 2002. 160 p.

4. Yates C., Partridge H. Citizens and social media in times of natural disaster: exploring information experience. Information Research. 2015. Vol. 20. no 1.

5. Barnett E. Teenagers "prefer social media to TV". The Telegraph. February 8. 2012.

6. Duggan M., Smith A. Social Media Update. December 30, 2013 Available at pewinternet.org

7. Televidenie: predpochtenija zritelej. 30 ijunja 2015 [Television: viewers' preferences. June 30, 2015] Available at www.fom.ru

8. Rossijskij medialandshaft: televidenie, pressa, Internet. Press-vypusk ot 17.06.2014 [Russia's landscape of media: television, press, Internet. Press-issue 17.06.2014] Available at www.levada.ru

9. RSA Global Survey Reveals Confidence in Social Networking Security Shaken as Online Crime Rises. January 20, 2010. Available at www.emc.com

10. Issledovanie social'nyh media v Rossii [Research into social media in Russia]. Available at www.rose.ru.

© В. А. Евдокимов, 2016

Автор статьи - Владимир Анатольевич Евдокимов, доктор политических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

Рецензенты:

Е. В. Безвиконная, доктор политических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет. А. Э. Еремеев, доктор филологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

УДК 654.197.001.33 DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.24.77

Е. Ю. Кармалова,

Омский государственный педагогический университет

ЖАНРОВЫЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ИНФОТЕЙНМЕНТА: ТИПОЛОГИЯ КОНТЕНТА ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ И ТЕЛЕКАНАЛА LifeNews

В представленной статье рассматривается репертуар основных форматов современного телевизионного инфотейнмента. Автор анализирует особенности наиболее востребованных целевыми аудиториями телевизионных продуктов: специального репортажа, жёлтых новостей, драматизации, хоррора, трэша. Исследователем также сделан статистический анализ просмотров того или иного формата инфотейнмента.

Ключевые слова: инфотейнмент, специальный репортаж, жёлтые новости, драматизация, хоррор,трэш.

Инфотейнмент-программы появились на российских экранах сравнительно недавно. Изучение этого направления в современных СМК представляется важным из-за того влияния, которое оно сегодня оказывает на другие медиапродукты. Сейчас большинство телепередач начинает заимствовать стилистику и приёмы выбора материала, построения сюжетов, способы общения со зрителем из тех программ, которые уже активно работают с форматом инфотейнмент. В российском эфире инфотейнмент нередко заменяет информационные и аналитические программы, претендуя занять их место.

LifeNews - российское информационное интернет-издание и телеканал. Роспечать в 2011 году назвала LifeNews третьим интернет-СМИ по количеству ссылок на него. В 2014 году информационно-аналитическая система «Медиалогия» назвала телеканал LifeNews самым цитируемым в России.

Для сравнительного анализа репертуара контента интернет-издания LifeNews в соотнесении с жанровыми моделями современных масс-медиа нами были взяты новостные материалы из разных блоков интернет-портала LifeNews.

Один из наиболее развёрнутых форматов - специальный репортаж. В центре специального репортажа, вполне соответствующего современным профессиональным стандартам, оказывается простая идея, поданная так, чтобы вызвать эмоциональный отклик у зрителей. При этом практически теряется изначальный смысл события, ставшего основой репортажа. Если же история, рассказанная в специальном репортаже, не рождает эмоцию, а апеллирует в первую очередь к разуму, материал рискует затеряться в потоке более эмоционально ярких сюжетов, коими изобилует современное телевидение [1].

«Их привела сюда война: специальный репортаж LifeNews «Комбат»» - это история трёх обычных людей, которых силовая операция киевских властей выбросила из мирной жизни прямо на военную передовую. Эти сюжеты, как диктует жанровая модель, построены по принципу trip (трип), то есть погружение. Приведённый выше пример - это и есть трип. Рассказывая и наблюдая историю сложившихся жизненных обстоятельств, которые вынудили обычных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.