Научная статья на тему 'Эволюция семейно брачного права Бельгии (до принятия гражданского кодекса Наполеона)'

Эволюция семейно брачного права Бельгии (до принятия гражданского кодекса Наполеона) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1281
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛЬГИЯ / СЕМЕЙНО-БРАЧНОЕ ПРАВО / РИМСКОЕ ПРАВО / ГЕРМАНСКОЕ ПРАВО / КОДЕКС НАПОЛЕОНА / BELGIUM / FAMILY AND MARRIAGE LAW / ROMAN LAW / GERMAN LAW / NAPOLEON CODE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дородонова Наталия Васильевна

Статья посвящена эволюции семейно-брачного права Бельгии с античности и до обретения независимости Бельгии в 1830 г. Автор акцентирует внимание на том обстоятельстве, что бельгийское семейно-брачное право испытало значительное влияние римского, германского и французского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of family and marriage law of Belgium (prior to the adoption of the Napoleon Civil Code)

The article is devoted to the evolution of family and marriage law of Belgium from antiquity to receiving of independence in 1830. The author pays attention to the influence of Roman law, German and French Law on Belgian family and marriage law.

Текст научной работы на тему «Эволюция семейно брачного права Бельгии (до принятия гражданского кодекса Наполеона)»

Аспирантский вестник

Н. В. Дородонова*

Эволюция семейно - брачного права Бельгии (до принятия гражданского кодекса Наполеона)

На протяжении многих столетий брак и семья являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими устойчивость человеческого общества.

Семейное право в целом демонстрирует взаимодействие общества и правовых норм. Рассматривая основные этапы формирования гражданского семейного законодательства Бельгии, следует также обращаться к истории самого народа. Нельзя не принимать во внимание влияние тех обычаев, традиций и правовых систем, которые в разные исторические периоды распространялись на данной территории. Бельгия как самостоятельное государство имеет сравнительно небольшую историю, оно было образовано в 1830 году. Историябельгийского народа уходит своими корнями в период Древнего Рима. Название страны «Бельгия» происходит от кельтского племени белгов, населявших территорию, где впоследствии возникло современное бельгийское государство.

Основные положения бельгийского семейного права регулируют брачно-семейные отношения и отношения между родителями и детьми, которые в свою очередь состоят в определенных взаимосвязях с положениями других отраслей права. Семейное право Бельгии является институтом частного права, входящим в состав гражданского права и не выделяется в отдельную отрасль.1

Историками предложена следующая периодизация истории развития брачносемейного права Бельгии: римский период, германский период (500 - 1100 гг. н.э.), средневековый период и период Нового времени (XII в. - до 1789 г.), революционный

* Аспирантка кафедры истории государства и права Саратовской государственной академии права.

1 См., например: Dirix E., Van Orshoven P., Tilleman 5.De Valks Juridisch Woordenboek. Intersentia, 2004; Swennen F., Gezins- en Familierecht in kort bestek. Antwerpen: Intersentia, 2005. P. 19.

период (1791 - 1B04 гг.) и период Новейшего времени (начиная с Кодекса Наполеона 1B04 \2 г) .

Рассмотрим последовательно особенности каждого периода.

1. Римский период.

Завоеванная в 57 до н.э. римлянами,страна белговстала дальней периферией римского рабовладельческого государства. Юлий Цезарь применил название «Галлия Белгика» для обозначения завоеванной им территории, где жили кельтские племена белгов. Римские завоеватели ввели в обращение среди белгов латинский язык, а в основу законодательства было положено римское право. Как полагает Э. Аннерс, в различные исторические периоды римское семейное право оказало сильное влияние на развитие семейного права во всей Европе3. Древнеримский брак являлся социально значимым союзом мужчины и женщины и определял правовое положение детей, рожденных в этом

4

союзе, имущественные отношения между супругами и их наследственные права.

Римское семейное право было построено на принципе неограниченной власти домовладыки (pater familias). Домовладыка обладал полной политической и гражданской правоспособностью, при этом остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки (мужа или отца). Древнеримская семья внутри представляла область юридического господства домовладыки, которое являлось его односторонним правом; в частности, он имел по отношению к жене и детям право жизни и смерти, право продажи в рабство и т. д. Брачный возраст для женщин устанавливался с 12 лет, для мужчин с 14 лет. Брак заключался в основном или путем религиозного обряда (confarretio), или в виде фиктивной покупки женихом невесты (coemptio),или после одного года совместного проживания мужа и жены. Муж не допускал никакого вмешательства или ограничения извне в дела своей семьи.

В истории римского семейного права исследователи выделяют два основных видов брака5. К первому относится брак с властью мужа (cum manu), при котором жена полностью подчинялась мужу, вследствие чего она не имела гражданской правоспособности, т.е. муж являлся полновластным господином над самой личностью жены. Такой же принцип подчинения определял имущественные отношения между супругами, т.е. все, что жена имела до брака и что она приобрела после брака, принадлежало мужу как полному

2 Monballyu J. Geschiedenis van het familierecht. Leuven, 2006. С. 29.

3 Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. С. 9B.

4 Дождев Д. В. Римское частное право. М., 1997. С. 2B6.

5См., например: Борисевич М .М. Римское частное право. Москва, 2001. С.59; Покровский И. А. История римского права - http://civil.consultant.ru/elib/books/25/page_51. Актуальная дата: 23.01.200B.

собственнику. Как отмечает И. А. Покровский, такая семья являлась отдельной "маленькой

6

монархией .

Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти мужа и домовладыки, в связи с чем, получила распространение новая форма брака - брак без власти мужа (sine manu) -основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Муж и жена при этой форме брака - люди, юридически друг другу чужие: жена не входит в семью (familia) мужа, не вступает в родство с ним, остается чужой даже своим собственным детям; она как была, так и остается членом своей старой семьи, своего старого родственного союза.7 Брак легко расторгался по обоюдному согласию супругов или по требованию одного из них. Некоторое время оба эти брака существовали в римской истории рядом, но затем свободный брак стал единственной основой семьи. Неоформленное брачное сожительство мужчины и женщины (конкубинат) получило позднее широкое распространение. При конкубинате существовали фактические брачные отношения, но брачной сделки не заключалось. Не было власти мужа по отношению к жене. Муж не имел никаких прав ни наличность, ни на имущество жены: если она была лицом самостоятельным (т. е. если ее отец уже не существовал), она могла свободно распоряжаться собой и своим имуществом. В имущественном отношении существовала система полной раздельности. Это сказывалось также в вопросе о разводе. Если при старом браке с властью мужа (cum manu) прекращение брака зависело от односторонней воли мужа, то в новом свободном браке без власти мужа появилась односторонняя воля жены; в частности, брак мог быть прекращен в любой момент не только по взаимному согласию обоих супругов, но и по одностороннему заявлению одного из них.8

2. Германский период.

После распада Римской империи в V в. н. э. племена белгов были завоеваны германскими племенами. Территорию Бельгии заселили в основном франки, в значительной степени, германизировавшие прежнее белго-римское население Северной Бельгии (впоследствии стало составной частью фламандской народности). Германизация белго-римского населения Южной Бельгии была незначительной (здесь впоследствии сложилась валлонская народность). Это положило начало не только лингвистическому разделению между группами населения германского и романского происхождения, но и правовому. Бельгийские историки отмечают, что в силу сложившихся исторических причин существовало различие между северными и южными бельгийскими провинциями, на севере

6 Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права - http:// civil.consultant.ru/ elib/books/23/page_19.

7 Там же.

территории современной Бельгии господствовало германское право или обычное право, а

9

на юге признавалась модель римского права или писаного права.

Покровский И. А. пишет, что в западной половине европейского континента римское и германское право «стояли друг против друга как две полные противоположности, как два друг другу совершенно чуждые мира». Каждое из них имело свою особую сферу применения, хотя эти сферы разграничивались между собой не только территориально, но и по национальному принципу».10

Германское семейное право основывалось на кровном родстве. Согласно Тациту и некоторым германским законам, таким как Салическая правда, дошедшим до нас не в полном виде, семья у германцев носила патриархальный характер. Германский брак был преимущественно направлен на поддержание семьи и рождение детей; оба аспекта были тесно связаны между собой.11 Власть отца по Салической правде напоминала строгую пожизненную опеку над женой и детьми.12 Из-за отсутствия сильной государственности, семья отвечала за экономическое существование ее членов. В аграрной экономике это означало, что каждая семья стремилась приобрести, как можно больше плодородной земли и более эффективно использовать и распределить урожай. Семья являлась в первую очередь организацией, в которой все производилось и потреблялось сообща. Вся прибыль была общей, как и все расходы. В этой стратегии выживания дети играли очень важную роль. Они являлись бесплатной рабочей силой, а более взрослые члены семьи ухаживали за больными и старыми членами семьи, которые были не в состоянии что-либо производить.

Как отмечает К. П. Победоносцев, в германской семье женщина считалась (хотя в ином смысле, чем в римской) достоянием семьи, и состояла под покровительственной властью.13 Брак заключался с обязательного согласия родителей, сохраняя черты древнего выкупа невесты у рода. Выкуп невесты, действие, имевшее вначале действительное значение, впоследствии, под влиянием церкви, остался лишь в качестве символического

8 Houdt Van T. Mentaliteitsgeschiedenis van de Grieks-Romeins Oudheid. Leuven, 2007. С. 5.

9 См., например:Monballyu J. Geschiedenis van het familierecht. Leuven, 2006. С. 14; Gilissen J. Historische inleding tot het recht. Overzicht van de wereldgeschiedenis van het recht. De bronnen van het recht in de Belgische gewesten sedert de 13de eeuw. Geschiedenis van het privaatrecht. Antwerpen, 1981. С. 57; Van Caenegem R.C. Geschiedkundige inleiding tot het privaatrecht. Gent, 1986. С. 173.

10 Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. http://civil.consultant.ru/elib/ books/25/page_51.

11 Van der Gun C. De positie van de koningen in de vroege middeleeuwen.Antwerpen, 2007. С. 15.

12 Langohr M. J., Van Hove A. Het huwelijk naar kanoniek recht bewerkt voor Belgie, Nederland en Kongo met vergelijkingselementen van burgerlijk recht. Antwerpen, 1947. С. 63.

13 Победоносцев. К. П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные,

наследственные и завещательные - http://civil.consultant.ru/elib/books/16/page_15. Актуальная дата:

24.01.2008.

действия.14 Мужчина и женщина в браке имели общее имущество.Доходы обоих супругов в браке становились общими. Супруг считался опекуном жены и, следовательно, он распоряжался ее имуществом. Особенностью старогерманского обычного права было то, что женщина обладала собственным имуществом, приданым, которое ей предоставлялось не отцом, а мужем в качестве "брачного дара".15 Салическая правда не упоминает о расторжении брака, обычное же право германцев допускало свободу развода, не требуя ни согласия родственников, ни других формальных оснований.

3. Средневековый период и период Нового времени.

В конце XIV - XV веках бельгийские территории вошли в состав бургундского государства, а позднее перешли к Габсбургам. Бельгийские провинции вошли в состав «Священной Римской империи», а после ее раздела Бельгия стала составной частью испанской державы. В этот период бельгийские территории входили в комплекс земель из

17 провинций, носивших название Нидерланды - 'Низовые земли' (т. е. земли в низовьях рек). Бельгийские территории в их составе именовались Южными Нидерландами. Прагматическая санкция, изданная Карлом V, объявляла семнадцать провинций "низовых земель" (так называемые Испанские Нидерланды), отделенными, как от империи Габсбургов, так и от Франции. Она закончилась в 1648 году признанием независимости северной части Нидерландов, в то время как южные (бельгийские) провинции остались под властью испанских Габсбургов. В 1648 году по Вестфальскому миру Испания уступила часть Бельгии в пользу Соединенных Провинций. В войнах против Франции во второй половине

XVII века Испания лишилась некоторых южных пограничных районов Испанских Нидерландов, уступив их Людовику XIV. По Утрехтскому миру 1713 года, Бельгия как часть Испанских Нидерландов отошла к австрийской империи Габсбургов. При Карле VI Испанские Нидерланды стали именоваться Австрийскими Нидерландами. Переход Южных Нидерландов (территория Бельгии) к Австрии не изменил внутренней жизни бельгийских провинций. Иосиф II, вступивший на престол в 1780 году, предпринял несколько попыток реформировать систему внутреннего управления, а также провести реформы в области права, социальной политики, образования и церкви.

Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Нормы канонического права действовали во

14 De Jong M. Verwantschap, huwelijk en gezin in de vroege Middeleeuwen, 500 - 1000. Amsterdam, 1993. С. 39.

15 Победоносцев. К. П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные,

наследственные и завещательные. http://civil.consultant.ru/elib/books/16/page_15. Авктуальная дата:

23.01.2008.

всех странах, принявших католицизм, и соединяли в единое целое всех католиков. Основополагающим вкладом в церковную политику силы, многосторонне представленную в каноническом праве, является борьба церкви за такую социальную структуру общества как семья.16 Из-за слабости политического режима институт брака перешел с VIII века в руки католической церкви. Как отмечает Е. В. Плешков, церковь настаивала на своем праве контролировать наиболее общие аспекты поведения мирян - от рождения до смерти: такие как брак, приданое, развод и разделение имущества по завещанию.17

Церковь развивала о браке свою собственную теорию и, начиная с XII века, закрепила ее в каноническом праве. Каноническое право являлось традиционным, поскольку оно своими корнями уходило в античность и в римскую правовую культуру. Понятие о браке вновь стало слагаться юридически под влиянием римско-гражданских, церковноканонических законов и германских представлений и обычаев.18 Каноническое право восстановило строгую зависимость жены от мужа, т.е. по ветхозаветному началу.

Брак в средневековой Западной Европе сводился в своем смысле к «экономической и демографической ячейке общества, он не имел никакого духовного значения, и любовь и в духовном, и в душевном своем смысле с браком на теоретическом уровне не связывалась»19. Брачная концепция предусматривала взаимное согласие супругов на вступление в брак, что являлось единственным достаточным условием законного брака. Согласие остальных членов семьи для церкви было желательным, но не необходимым. Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста: мужчинам - от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет. Под влиянием церкви утверждалось строгое понятие о законности рождения в законном браке и развивалось учреждение общности супружеского имущества, находившегося под управлением мужа. Брак был возможен между лицами разного пола, достигшими брачного возраста, препятствиями же являлись такие причины, например, как недостижение брачного возраста.

Начиная с IX века проводились бурные дискуссии о браке между учеными -канонистами того времени. Например, Апостол Павел уподобил союз мужа и жены союзу Христа и Церкви, но «все богатство учения о человеческой и Божественной любви редко

16 Аннерс Э. История европейского права. С. 186.

17 Плешков Е. В. Каноническое право средневековой Европы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002. С. 25.

18 Van Appeldorn L. J. Geschiedenis van het Nederlandsch huwelijksrechtvoor de invoering van de Fransche wetgeving. Amsterdam, 1925. С. 38.

19 См.: История семьи: основания и тенденции брака в Европе // По материалам Русской Православной Церкви. Новосибирская епархия. - http://www.katehizis.ru/index.php? option=com_content&task=view&id= 3582&Itemid=134. Актуальная дата: 27.01.2008.

прилагалось теологами в XII веке к их представлению о браке».20 В известном споре теологов Петра Ломбардского и Грациана о том, что делает брак действительным - согласие на брак или оформляющий это согласие сексуальный союз двух людей, первому придавали особое значение в обеих концепциях; при этом согласие родителей, сеньора и церкви было желательным, но необязательным.21

Папе Александру III (1159 - 1181) удалось уладить сложное брачное дело. Он считал, что заключение брака должно происходить в церкви или в присутствии священника. Позднее он обнаружил, что введение таких правил аннулировало бы большую часть браков во всем католическом мире, в связи с этим, он пришел к заключению, что если слова о согласии вступить в брак ясно показывали желание сторон это сделать, то тем самым и заключался обязывающий брачный контракт.

К XII веку утверждается взгляд на брак как на таинство. Основные принципы, на которых теперь строилось брачное законодательство: «моногамный, нерасторжимый союз, заключаемый по свободному согласию супругов».22 Брак в это время являлся очень нестабильным институтом;23 опасности в жизни часто приводили к преждевременной смерти одного из супругов. Именно жизненная необходимость и легла в основу нового принципа - нерасторжимости брачного союза. Развод не допускался, но, например, при супружеской измене, церковь допускала раздельное проживание. Те, кто имел какие-либо препятствия для церковного брака, нередко вступали в тайные браки, расцвет которых приходится на XIII - XIV века. Такие браки церковь, как правило, узаконивала после нескольких лет фактического супружества - обычно, когда у супругов уже появлялись дети.

Каноническое семейное право уделяло большое внимание институту семьи в XVI -

XVIII веках. На Тридентском соборе (1545 - 1563 гг.) были пересмотрены нормы канонического права: было утверждено окончательно понятие брака как таинства и установлено обязательное заключение брака в церкви в присутствии нескольких свидетелей.24 До этого времени по каноническому праву не требовалось соблюдения каких-

20 См.: История семьи: основания и тенденции брака в Европе // По материалам Русской Православной Церкви. Новосибирская епархия. http://www.katehizis.ru

/index.php?option=com_content&task=view&id. Дата посещения: 27.01.200B.

21 Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. -

http://www.library.ukma.kiev.ua. Актуальная дата: 17.01.200B.

22 Brundage J.A. Law, sex, and Christian society in medieval Europe. Chicago 19B7. С. 1B3.

23 См.: Брук К. Возрождение XII века - http://www.biblicalstudies.ru/Books/Bruk4.html. Актуальная дата: 16.01.200B.

24 См.: Капустин М. Н. Очерк истории права в Западной Европе. М., 1B66. С. 123.

либо формальностей для заключения брака, достаточно было взаимно данного согласия без всяких свидетелей и фактического сожительства.

Так, О. А. Хазова объясняет отступление церкви от своей первоначальной концепции брака и стремление установить обязательную церковную форму тем, что отсутствие четких условий заключения брака и его действительности вносило неопределенность в правовую регламентацию брачного союза.25 По мнению А. И. Загоровского, священник являлся всего лишь только «пассивным воспринимателем согласия брачующихся, что не могло способствовать установлению надлежащей определенности в брачном деле26».

В дальнейшем, церкви все труднее было удерживать в своих руках брачное дело. В XVI веке Реформация ослабила влияние канонического права, но не внесла кардинальных изменений в церковное брачное право. Ряд церковных реформаторов, таких как Мартин Лютер (14B3 - 1546) и Иоанн Кальвин (1509 - 1564) оспаривали священный характер брака и полномочий церкви при заключении брака. Брак, по их мнению, являлся светской или гражданской организацией, которая должна была регулироваться гражданским или светским законодательством; условия заключения брака должны были устанавливаться светскими законодателями, а семейные споры должны были решаться в гражданских судах.27 Во время Реформации протестанты восстановили развод при определенных условиях, например, таких как нарушение супружеской верности или в случае злонамеренного оставления одним супругом другого. Хотя Реформация объявила брак делом светским, для протестантских браков требовалось также венчание, вследствие чего, государство было вынужденно создать особую светскую или гражданскую форму брака. Впервые такая форма брака была введена в

2B

Голландских штатах в 15B0 году.

Каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только «своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную

29

жизнь католических стран».

В сфере частного права произошло слияние более или менее романизированного традиционного права с новейшими результатами естественно-правовой доктрины, что

25Хазова О. А. Брак и развод в буржуазном семейном праве. М.,1988. С. 45.

26 Загоровский А. И. Курс семейного права. Одесса, 1909. С. 29.

27 Zwaan T., Brinkreve C. Familie, huwelijk en gezin in West-europa van middeleeuwen tot moderne tijd. Amsterdam, Boom, 1993. С.66.

2B Monballyu J. Een kerkelijke rechtbank aan het werk tijdens de contrereformatie. De rechtspraak van de officialiteit van Brugge tussen 15B5 en 1610. - http://www.kuleuven-

kortrijk.be/facult/rechten/Monballyu/preprints/officialiteit/2015B5-1610/htm. Актуальная дата: 10.02.200B.

29 Аннерс Э. История европейского права. С. 210.

особое значение имело для семейного права, которое со времен Средневековья подлежало компетенции канонического права, подчинившегося теперь правопорядку, утвержденному

30

светской властью государства.

В XVIII веке семейное право еще характеризовалось патриархальностью, но эпоха Просвещения потребовала равенства между мужчиной и женщиной, что политически опередило требование естественного права о том, что брак должен рассматриваться как гражданский контракт, который стороны могут расторгнуть по договору.

4. Революционный период и период Новейшего времени.

Под влиянием Великой французской революции в бельгийских провинциях активизировалось национально - освободительное движение. В 1789 году вспыхнуло всеобщее восстание, т.н. Брабантская революция: население Брабанта восстало против австрийских властей, и в результате в 1789 году от австрийцев была освобождена почти вся территория бельгийских провинций. В 1790 году Национальный конгресс провозгласил создание независимого государства Соединенных Бельгийских Штатов. Однако вскоре новое правительство было свергнуто Леопольдом II, который в 1790 году стал императором после смерти своего брата Иосифа II и восстановил австрийское господство в стране. После поражения Австрийской империи в войне с Францией территории бельгийских провинций были присоединены к Франции. Период французского господства над Нидерландами оказал огромное влияние на развитие национального самосознания и стремления к национальной независимости. После победы над Наполеоном все бельгийские провинции были объединены с Голландией в единое Нидерландское Королевство. Однако в 1830 году в Брюсселе поднимается восстание, и Бельгия провозглашает свою независимость. С победой буржуазной революции утвердились новые общественные отношения, что повлекло становление нового буржуазного семейного права. Начиная уже с XVII века лозунг равноправия, формулируемый как реформа социальной жизни, прежде всего, повлиял на семейные отношения. По существу произошла переоценка ценностей в семье, связанная, в первую очередь с понятиями «равенства».

В семейном праве революционное законодательство вернулось к основным принципам римского свободного брака,31 под влиянием борьбы государственной власти с церковной появилось гражданское юридическое понятие о браке вместо религиозного. Юристы пытались отделить в браке таинство, подлежащее церковному ведению, от

30 Там же. С. 216.

31 Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. http://civil.consultant.ru/elib/ books/25/page_61. Актуальная дата: 23.01.2008.

брачного договора, подлежащего ведению светской власти. Такое понятие о браке выразилось в революционном законодательстве.

Законом 1792 года брак был признан гражданским договором (соп1га1 ёе шапа§е), связанным лишь с чисто гражданскими, юридическими формами, а также признавался развод, вводилась государственная регистрация актов гражданского состояния, сокращалась отцовская власть над детьми. Женщина стала считаться равною с мужчиной стороной в договоре и выражение свободной воли перед вступлением в брак являлось необходимым условием действительности договора, который можно было расторгнуть по различным основаниям (супружеской неверности, отсутствия супруга, совершения супругом преступления), либо же просто-напросто по договоренности между супругами. Таким образом, государство изымало брачные отношения из исключительного ведения церкви и вступало на путь самостоятельного, светского брачного законодательства.32 Обязательная форма гражданского брака была принята, по примеру Франции, ив Бельгии, после долгих споров в 1831 году.

Необходимо сказать, что, созданные в XVIII - начале XIX веков под влиянием французской революции правовые нормы семейного права и, впоследствии, гражданский кодекс (кодекс Наполеона), принятый в 1804 году на всей территории Франции и на территории Бельгии, которая составляла тогда часть Франции, в основных чертах сохранились в бельгийском семейном праве до настоящего времени.33

Таким образом, следует отметить, что бельгийское брачно-семейное право испытало значительное влияние и римского, и германского и французского права, но в нем есть также и собственно бельгийское, основанное на специфике небольшого государства. Институт семьи в Бельгии, как ни одна другая правовая организация подвергся влиянию изменяющихся экономических, социальных, политических, религиозных и моральных факторов. Все эти факторы вместе определили совокупность определенных прав и обязанностей членов семьи, которые различались с течением времени и имели прямую зависимость от территориальной внутригосударственной принадлежности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 См.: Аннерс Э. История европейского права. С. 231; Победоносцев. К.П. Курс гражданского права.

Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные.

http://civil.consultant.ru/elib/books/16/page_15. Актуальная дата: 23.01.200B.

33 Van Caenegem R.C. Geschiedkundige inleiding tot het privaatrecht. Gent, 19B6. С. 173; Monballyu J. Geschiedenis van het familierecht. Leuven, 2006. С.37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.