Научная статья на тему 'Эволюция русской хоровой культуры и проблемы совершенствования дирижерско-хорового образования'

Эволюция русской хоровой культуры и проблемы совершенствования дирижерско-хорового образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2809
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ДИРИЖИРОВАНИЕ / СОЛЬФЕДЖИО / ХОРОВАЯ ПЕДАГОГИКА / CHOIR / CHORUS CULTURE / MUSIC EDUCATION / THE TRADITIONS OF THE RUSSIAN SCHOOL OF MUSIC / CONTINUITY / CONDUCTING / SOLFEGGIO / CHORUS PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильев Владимир Алексеевич

В статье раскрывается современное состояние отечественного хорового искусства. Также рассмотрена система российского дирижерско-хорового образования и определены пути дальнейшего развития и совершенствования русской хоровой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of the Russian choral culture and problems of improving the conductor-choral education

The article reveals the current state of Russian choral art. Also review the system of the Russian conductor-choral education and define the ways of further development and improvement of Russian choral school.

Текст научной работы на тему «Эволюция русской хоровой культуры и проблемы совершенствования дирижерско-хорового образования»

УДК 784:378

В.А.Васильев

Эволюция русской хоровой культуры и проблемы совершенствования дирижерско-хорового образования

В статье раскрывается современное состояние отечественного хорового искусства. Также рассмотрена система российского дирижерско-хорового образования и определены пути дальнейшего развития и совершенствования русской хоровой школы.

Ключевые слова: хоровое искусство, хоровая культура, музыкальное образование, традиции отечественной музыкальной школы, преемственность, дирижирование, сольфеджио, хоровая педагогика

Vladimir A. Vasilev

The evolution of the Russian choral culture and problems of improving the conductor-choral education

The article reveals the current state of Russian choral art. Also review the system of the Russian conductor-choral education and define the ways of further development and improvement of Russian choral school.

Keywords: choir, chorus culture, music education, the traditions of the Russian school of music, continuity, conducting, solfeggio, chorus pedagogy

Дальнейшее позитивное развитие и прогресс хорового искусства в современной России XXI в. зависит от модернизации и совершенствования дирижерско-хорового образования, которое связано с профессиональной подготовкой кадров специалистов для общего музыкальноэстетического воспитания подрастающего поколения, хорового любительства и профессионального хорового искусства.

Хоровая культура России и тесно связанного с ней искусства хорового пения а'сарре11а всегда были основой развития музыкального искусства и музыкально-эстетического воспитания российского общества.

Однако музыкальный мир в начале XXI в. и современная музыкальная культура (профессиональная и массовая) заметно изменились и продолжают видоизменяться и не всегда в позитивном направлении. Поэтому, на наш взгляд, в перспективе, наряду с традиционными, необходимы и новые подходы, формы и методы музыкально-эстетического воспитания детей, юношества и хорового любительства.

В настоящее время достаточно высокий уровень музыкальной и хоровой культуры многих развитых государств мирового сообщества (Англия, Франция, Германия, США, Япония, Австрия, Венгрия, Болгария, прибалтийские государства и др.) основывается на более гармоничном развитии общего музыкального образования, хорового любительства и профессионального музыкального образования.

Вместе с тем в России в связи с социальнообщественными катаклизмами XX в. в настоящее

время наблюдается значительный дисбаланс между этими тремя ведущими направлениями развития музыкально-хоровой культуры.

Между тем только сочетание прогрессивного развития трех основных направлений:

а) общего музыкального образования (школа);

б) хорового любительства; в) профессионального хорового искусства и дирижерско-хорового образования, о чем свидетельствуют музыкально-исторические факты XIX и XX вв. (Бесплатная музыкальная школа в Петербурге, Пречистенские рабочие курсы в Москве, система музыкально-хорового воспитания в школах, хоровое любительство, детские хоровые студии и многое другое) могут дать позитивные результаты. Поэтому дальнейший прогресс российского профессионального хорового искусства органично связан с поднятием уровня музыкально-эстетического воспитания российского общества.

Одной из основных причин низкой хоровой музыкальной культуры современного российского общества является недостаточно эффективная система подготовки специалистов для общего музыкально-хорового образования.

Известно, что музыкальное образование -категория историческая. Уровень, содержание, цели, организационные формы и методы определяются национальной спецификой, социальными отношениями, ролью музыкального искусства в жизни данного общества. Музыкальное образование бывает общим и специальным, что является существенной закономерностью музыкальной педагогики. В современных общественных формациях, отдельных государствах

(Англия, США, Германия, Австрия, Венгрия, Болгария, Япония и др.) сложилась определенная традиция взаимосвязи и взаимовлияния общего и специального музыкального образования. Однако общепризнанными для современной музыкальной педагогики являются два принципа:

1. Общее музыкальное образование является фундаментом, на котором строится специальное музыкальное образование.

2. Общее музыкальное образование не может быть подменено специальным.

Проблема общего музыкального воспитания различных социальных слоев российского современного общества становится сейчас очень острой и актуальной. Сложное экономическое и социально-политическое положение России в конце 1980-х - начале 1990-х гг. болезненно отозвались в конечном итоге на состоянии и уровне художественной и музыкальной культуры народа. Музыкально-хоровое образование и воспитание подрастающего поколения уже примерно с 1960-х гг. не является предметом государственной опеки. Различные государственные «институты» образования и культуры на протяжении нескольких десятилетий проявляли и проявляют поверхностное отношение к развитию художественной и музыкально-хоровой культуры общества. За это время значительно снизился престиж профессии музыкального педагога-воспитателя, учителя музыки и пения в школах. (Уроки пения и музыки в школах, за малым исключением, проводятся на низком методическом и организационном уровне. Во многих школах вообще нет преподавателя пения и музыки, не говоря уже о том, что в старших классах уроки музыки не предусмотрены учебным планом.)

Социологические исследования музыковедов (Ю. В. Капустина1, В. С. Цукермана2, В. В. Мол-зинского3. и др.), отмечают довольно низкий уровень музыкальной культуры подрастающего поколения (школьников, студентов, рабочей молодежи и др.), констатируют односторонность увлечения и предпочтения ими жанров популярной музыки (эстрадная песня и рок-музыка), свидетельствуют о кризисе музыкально-хорового воспитания в стране.

Одной из действенных мер в изменении создавшегося положения с музыкально-хоровым образованием будет обращение к прогрессивным традициям хорового образования в России4. От преемственного восприятия лучших сторон отечественной методики подготовки учителей музыки и пения будет в значительной мере зависеть возрождение и развитие общего музыкальнохорового образования и воспитания, а вместе с тем и совершенствование специального дирижерско-хорового образования и воспитания5.

Для улучшения качества подготовки специалистов хорового дела нужно прежде всего связать имеющиеся уже научно-методические и теоретические работы Б. В. Асафьева6,

О. А. Апраксиной7, П. В. Халабузарь, В. С. Попова,

Н. Н. Добровольской8, Э. Б. Абдуллина9, Г. П. Стуловой10 и др. с современной практикой обучения учителей музыки и пения. История свидетельствует, что высокий уровень эстетической и художественной культуры общества11 создает духовно-нравственную атмосферу в государстве и, нередко, оказывает благоприятное влияние на стабилизацию социально-политической и экономической обстановки в стране. Академик Д. С. Лихачев высказывает мнение, что «самый крупный экономический успех будет идти от успехов нравственных»12. Нравственная же атмосфера российского общества будет во многом зависеть от состояния «гомосферы» (термин Д. С. Лихачева), т. е. высокой духовной культуры народа.

На основании суждений и высказываний видных ученых и деятелей искусств13, можно предположить, что XXI в. принесет усиление роли гуманитарного образования в жизни общества. Значительно возрастает потребность общества в художественном образовании и воспитании. Одно из ведущих мест в художественном воспитании будущих поколений займет музыкально-хоровое образование и просвещение.

Великой традицией русской музыкальной культуры прошлого является хоровое искусство. Своими корнями оно уходит в глубокую древность. Исторические условия, сложившиеся в России, повлияли на развитие музыкального искусства. Своеобразие заключалось в том, что фундаментом музыкальной культуры, вплоть до начала XVIII в., стало хоровое искусство а'саре11а. (Главная причина заключалась в том, что профессиональное музыкальное искусство на Руси с X по XVII в. было тесно связано с церковью. Музыка же православной церкви, связанная со службами, всегда основана на хоровом пении без инструментального сопровождения.) Многие века (X - начало XX в.) хоровое пение являлось основой массового музыкального образования и воспитания. Ведущая роль хорового пения в общем музыкальном воспитании российского общества определялась тремя основными факторами: широкой доступностью, особенностью эстетической природы и демократичностью.

Одной из главных причин низкой музыкальной культуры современного общества, как отмечалось выше, является недостаточно эффективная подготовка специалистов для общего музыкально-хорового образования

(несовершенность организации - структуры, недостаточность практической направленности обучения, невнимание к музыкально-педагогическим способностям и наклонностям абитуриентов, несовершенность методики подготовки, неукомплектованность музыкально-педагогических кадров в музыкально-педагогических училищах и музыкальных отделениях педагогических институтов).

Как уже отмечалось, музыкально-хоровая культура в России являлась одним из важных компонентов всестороннего развития личности, а в итоге и духовного, нравственного и социально-политического роста, совершенствования и развития общества.

При заинтересованной государственной политике в области музыкально-хоровой культуры (ее финансовой и правовой поддержки, престижности профессии учителя музыки и пения, музыкального просветителя и хорового педагога) можно изменить положение и начать возрождение прерванных прогрессивных традиций музыкального хорового воспитания.

Для изменения в лучшую сторону общего музыкально-хорового образования современного российского общества требуются следующие преобразования:

1. Более тесная взаимосвязь и взаимовлияние общего музыкально-хорового и специального дирижерско-хорового образования.

2. Коррекция структуры хорового образования и дифференцированная подготовка специалистов хорового дела. (Четкая спланированная организация хорового общего и специального образования наблюдается, например, в государствах Прибалтики: Латвия, Литва, Эстония, Швеция.) Заслуживает пристального внимания и изучение музыкально-педагогического опыта и организации общего и специального образования в Венгрии14 и других странах15. Переход в вузах на двухступенчатую подготовку хормейстеров, учителей музыки и пения, где первая ступень готовила бы профессионалов-практи-ков, а вторая (малочисленная) преподавателей дирижерско-хоровых дисциплин и ученых-ме-тодистов. Важную роль должна сыграть преемственность и непрерывность среднего и высшего звена хорового образования (музыкальное училище - вуз).

3. Четкая целенаправленность подготовки специалистов хорового дела. Нужно иметь ясное представление, каких специалистов и для каких практических целей следует готовить, чтобы удовлетворить духовные потребности нашего общества в недалеком будущем.

4. Опираясь на глубокие традиции и положительный опыт прошлого и настоящего,

совершенствование практики преподавания и подготовки различных специалистов хорового дела. Прежде всего - преодоление элементов дублирования в подготовке специалистов общего и специального хорового образования.

5. Практическая направленность обучения и органичная связь теории и практики в подготовке хоровых специалистов как главное направление в хоровом образовании.

6. Внедрение прогрессивных научно-методических разработок, положений, идей, новаций в педагогическую практику.

7. Необходимость разработки теории дирижерско-хорового образования.

Особо остро стоит проблема кадров учителей пения и музыки для общеобразовательных школ, преподавателей хорового пения и сольфеджио для детских музыкальных школ, руководителей детских хоровых коллективов, преподавателей дирижерско-хоровых дисциплин для хоровых отделений музыкальных училищ и вузов. Особенно тревожное положение в стране создалось с кадрами учителей пения для общеобразовательных школ. Одной из причин неудовлетворительного преподавания музыки и пения в школах является отсутствие преподавателей с хормейстерским образованием. (Хоровое воспитание в школах должно стать основой музыкального воспитания. Музицирование (хоровое и инструментальное) и музыкальное творчество детей, т. е. практические музыкальные навыки, должны быть первостепенными в формировании музыкальной культуры подрастающего поколения.) Об этом неоднократно говорили и писали многие музыкальные деятели и педагоги (Б. В. Асафьев, Д. Д. Шостакович,

А. В. Свешников, К. Б. Птица). Б. В. Асафьев еще в начале XX в. писал: «Надо только, чтобы программы музыкально-профессиональных школ перестали быть рассчитаны на одних виртуозов или спецов-ремесленников, знающих каждый свой угол. В этом-то и ужас положения музыки в общеобразовательных школах, что мы... не имеем за редчайшими исключениями музыкального педагога-инструктора-психолога-ру-ководителя (я бы сказал „индуктора", человека умеющего „навести"), художественно чуткого. Отсутствие музыкальных педагогов-инструкто-ров, отчетливо понимающих различие между профессиональным и общим музыкальным образованием, еще долго будет служить важнейшим препятствием ко всякой попытке организации общего музыкального образования на рациональных началах»16.

Как показала практика, музыкально-педагогические отделения педагогических институтов частично справляются с этой задачей. Для

музыкально-педагогических училищ она почти непосильна, так как деятельность учителя пения и музыки предполагает помимо профессиональной подготовки еще и достижение определенной зрелости. В возрасте 15-18 лет молодой человек, как правило, не подготовлен для педагогической миссии. Поэтому, на наш взгляд, необходимо готовить высококвалифицированных специалистов по детскому музыкальному воспитанию в «головных» институтах культуры и консерваториях страны17.

В целях дальнейшего развития хорового искусства необходимо усовершенствовать систему подготовки кадров хоровых педагогов для высшего звена в аспирантуре и ассистентуре-стажировке. В статье, посвященной становлению и развитию музыкального образования,

В. И. Авратинер и П. В. Халабузарь приходят к обоснованному выводу, что «перед музыкальными учебными заведениями в настоящее время стоит задача совершенствования педагогического направления в подготовке музыкантов. Создание передовой музыкальной педагогической науки, вовлечение в ее среду молодых энтузиастов, воспитание любви к педагогической деятельности - необходимые условия профессиональной подготовки музыкантов»18.

Вероятно, следует также возобновить практику повышения квалификации преподавателей дирижерско-хоровых дисциплин высших и средних учебных заведений каждые пять лет в различных видах и формах:

а) в других музыкальных вузах, музыкальных училищах;

б) в лучших профессиональных, любительских хоровых коллективах;

в) представление и публикация научно-педагогических статей, учебных пособий и другие варианты и разновидности.

На необходимость специальной подготовки профессионального хорового певца-ансамбли-ста указывали А. Д. Кастальский, А. В. Свешников и другие хоровые деятели. Подготовка профессиональных хоровых певцов-ансамблистов в стенах музыкальных училищ, институтов культуры и консерваторий обеспечивала бы профессиональные хоры квалифицированными специалистами хорового пения, что способствовало бы повышению художественного уровня хоров. Безусловно, решать этот вопрос необходимо в содружестве с вокальными кафедрами и отделениями средних и высших музыкальных учебных заведений.

Основная база для подготовки хоровых специалистов - дирижерско-хоровые отделения консерваторий. Вероятно, в целях совершенствования профилизации студентов следует раз-

делить дирижерско-хоровой факультет на два отделения: педагогическое и исполнительское. Специальное дирижерско-хоровое образование также нуждается в серьезном пересмотре системы подготовки хоровых дирижеров и преподавателей дирижерско-хоровых дисциплин (в музыкальных училищах). Для повышения качества подготовки необходимы новые методологические подходы и внедрение новых методических принципов в профессиональное обучение хормейстеров.

Созданная в советский период определенная «стандартная» система подготовки в музыкальных училищах и консерваториях хормейстеров в конце XX и начале XXI в. выявила ряд недостатков и узких мест.

Прежде всего, такое положение дел связано с существенными позитивными и не очень переменами и изменениями в области музыкального и хорового искусства в России и в других странах мира.

Вместе с тем принципиальные просветительские и художественно-эстетические цели и задачи не только не потеряли своей общественно-социальной ценности, а стали еще острее и актуальнее.

Поэтому, во-первых, в музыкальных училищах и, особенно, в музыкальных вузах следует наладить более целенаправленный прием абитуриентов, чтобы готовить хоровых специалистов трех направлений (не только хоровых дирижеров, а также педагогов-хормейстеров для любительских хоров и хормейстеров детских хоров) для поднятия уровня общего музыкального образования в России.

Во-вторых, в системе подготовки хоровых специалистов необходимо, на наш взгляд, усилить практическую музыкальную и специальную вокально-хоровую подготовку. Следует несколько сменить спектр и ориентир подготовки выпускников. В основе обучения хоровых специ-алистов-практиков, наряду с хоровым классом и хоровой практикой, уделить значительное внимание дисциплине «Постановка голоса» курсы) как специальной дисциплине, определяющей всестороннюю вокальную подготовку.

В учебный план очень важно включить дисциплину «Совместная и ансамблевая игра» (!-^ курсы), дающую необходимые практические навыки аккомпанемента хору, голосу, инструменту, и концертмейстерскую практику с вокальным ансамблем.

В специальной дисциплине «Сольфеджио» стоит больше уделять внимания ансамблевому пению - 3-4-голосию и «читке нот» с листа.

В-третьих, следует не слишком переоценивать дисциплину «Дирижирование» под рояль

как определяющую в практической подготовке хоровых специалистов. Очевидно, что данная дисциплина безусловно имеет важное значение для всестороннего музыкального развития учащихся и совершенствования их техники дирижирования. Однако она не может заменить практических занятий с хором и оркестром. К тому же чрезмерное увлечение техническими дирижерскими приемами часто приводит к формализации и стандартизации жестикуляции у начинающих обучение дирижированию и нередко наносит значительный ущерб художественным задачам, мешает развитию у учащихся выразительной техники и внутрислухового ощущения хора и оркестра.

Итак, дисциплина «Дирижирование» под рояль, в музыкальном учебном заведении «оторванная» от хора и оркестра, все же носит вспомогательный, «искусственный» характер. Она имеет в основном приготовительное значение, готовя студентов в техническом и исполнительском плане непосредственно к хоровой и оркестровой практике.

В-четвертых, как показывает современная исполнительская практика, хормейстеру довольно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда нужно управлять хором в сопровождении оркестра либо оркестрового ансамбля. Тем не менее специальной подготовки на дирижерско-хоровых отделениях вузов, где бы студенты получали практические навыки и технические умения по управлению оркестровым ансамблем в учебном плане, даже факультативно, не предусмотрено.

Одной из главных причин возникновения различных негативных явлений в отечественной хоровой культуре является отсутствие научной теории дирижерско-хоровой педагогики. Острая необходимость в разработке такой теории вполне очевидна, но ее создание несколько тормозит неразработанность теории дирижерского исполнительства. И все же некоторые усилия по созданию основ теории дирижерского исполнительства были предприняты в научной и методической литературе19, что дало основание сделать теоретические выводы в хоровой педагогике.

Основываясь на данных общей и музыкальной педагогики, психологии, социологии и теории дирижирования, попытаемся обобщить и сформулировать некоторые главные ее закономерности.

Профессия хорового дирижера - одна из сложнейших в музыкальном мире. Прежде всего, она полифункциональна. Дирижер хора должен обладать не только выдающимися музыкальными данными, но и быть педагогом, психологом, организатором, музыкальным режиссером и актером.

Основная творческая задача дирижера -

донести свой художественный замысел до слушателя, а для этого надо знать законы психологии восприятия музыки. В сложной информационной системе «композитор - дирижер -хор - слушатель» дирижер играет ответственную роль. Он не только обязан создать собственную трактовку произведения, не противоречащую авторскому замыслу, но и увлечь ею хор, чтобы она была донесена до слушателя во всей полноте. Поэтому очень ответственна роль дирижера и как художественного руководителя хора, и как воспитателя музыкального слушателя. Для этого дирижер должен не только усваивать музыкальные интонации и идеи, которые формирует определенное общество в определенную эпоху, но и переосмысливать музыкальный материал, с которым он работает, с помощью новых стилистических приемов исполнения.

Для того чтобы овладеть дирижерской профессией, нужно постичь закономерности развития и изменения музыкального языка, развить музыкально-образное мышление.

Музыкальное искусство, в отличие от живописи, архитектуры, скульптуры, является временным искусством, так как музыкальное произведение реализуется только во времени. От того, как дирижер осмыслит архитектонику сочинения, его темпы, артикуляцию, агогику, штрихи, динамику, тембры, подходы к частным и главной кульминациям; от того насколько он владеет музыкальной драматургией, зависит художественный результат его деятельности.

Поэтому дирижер должен обладать специфической способностью внутреннего слышания и виденья как музыкального произведения в целом, так и всех его деталей. Несомненно, что для решения таких сложных задач дирижер должен обладать высокой как музыкальной, так и общей культурой и образованностью. Для развития своего интеллекта ему необходимо изучить: философию, историю, психологию, эстетику и др.

Для решения проблемы подготовки хорового дирижера высокой квалификации должны быть соблюдены следующие методические установки:

1. Связь обучения с художественно-исполнительской и музыкально-педагогической практикой.

2. Органичное сочетание дирижерско-исполнительской и практической хормейстерской подготовки.

3. Изучение теории, методики и практики вокального искусства.

4. Достижение высокого уровня владения фортепиано или еще каким-либо инструментом.

Хоровой педагогике следует учитывать и

особенность обучения хорового дирижера и его профессии, заключающуюся в том, что хоровой дирижер в первые годы учебы, в отличие от учащихся оркестровых специальностей, совершенно не соприкасается со своим инструментом - хором, а готовится к работе с ним, дирижируя пианистом-концертмейстером под контролем преподавателя и занимаясь по специальной методике дома. Это создает как для учащегося, так и для педагога дополнительные сложности. Кроме того, в отличие от музыкантов других профессий в силу объективных обстоятельств, дирижер-хормейстер должен обладать навыками предрепетиционной подготовки (до выхода к хору). Дирижер, в отличие от других музыкантов-исполнителей, несет ответственность не только за свою работу, но и в первую очередь - за исполнение хора (оркестра), иначе говоря, отвечает за художественный результат коллективного исполнения.

Всеми указанными особенностями хормейстерской профессии обладает и профессия симфонического дирижера, однако хоровой дирижер должен хорошо знать специфику техники хорового исполнения:

а) натуральный (зонный) хоровой строй;

б) общехоровое и цепное дыхание, каноны певческого искусства;

в) темброво-хоровую оркестровку;

г) дикцию и орфоэпию в хоре.

Определенная сложность хоровой педагогики, ее теории и методики заключается в полифункциональности профессиональной ориентации хорового специалиста. Совершенствование всех элементов современной хоровой культуры зависит от проведения в жизнь, в практику дирижерско-хорового образования принципа дифференциации и профилирования. Как уже отмечалось выше, для обеспечения различных потребностей хоровой культуры и повышения уровня массового музыкального воспитания нужны специалисты высокой квалификации: учителя музыки и пения в школах, руководители детских хоровых коллективов, хормейстеры любительских хоров, руководители вокальных ансамблей, регенты, преподаватели дирижерско-хоровых дисциплин, хоровые певцы-ансамблисты.

Совершенствование системы общего и специального хорового образования, их тесной связи и взаимовлияния, достижение высокопрофессионального уровня подготовки специалистов хорового дела, распространение хорового искусства как основы гармоничного воспитания личности, несомненно, будут способствовать возрождению и развитию музыкальной культуры современного российского общества.

Примечания

1 Капустин Ю. В. Музыкант, исполнитель, и публика. Л., 1985.

2 Цукерман В. С. Музыка и слушатель: опыт социол. исслед. М., 1972.

3 Молзинский В. В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи: дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1987.

4 Васильев В. А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании. Л., 1991.

5 Ацыщев В. Н. Музыка в педагогических учебных заведениях дореволюционной России // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: сб. науч. тр. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1985. С. 3-14; Булгаков В. Д. Общественно-педагогическая деятельность и научно-педагогические взгляды С. В. Смоленского: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1990; Глухов Л. В. Содержание методы непрерывного хорового образования и подготовки музыкально-педагогических кадров в России конца XIX - начала XX в.: из опыта творч. деятельности В. С. Орлова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1990.

6 Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л., 1973.

7 Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.

8 Халабузарь П. В., Попова В. С., Добровольская Н. Н. Методика музыкального воспитания. М., 1990.

9 Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.

10 Стулова Г. П. Хоровой класс: теория и практика вокал. работы в дет. хоре. М., 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Каган М. С. Эстетическое и художественное воспитание. Л., 1984.

12 Лихачев Д. С., Самвелян Н. Г. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. М., 1988. С. 10.

13 Локшин Д. Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М., 1957; Ильин В. П. очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII - начала XX в. М., 1985; Никольская-Береговская К. Ф. Развитие школы хорового пения в России. М., 1974.

14 Музыкальное воспитание в Венгрии. М., 1983.

15 Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973; Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / под ред. Л. А. Баренбойма. М., 1970.

16 Асафьев Б. В. Указ. соч. С. 60.

17 Подготовка преподавателей пения и музыки в Румынии, например, проводится в консерватории.

18 Авратинер В. И., Халабузарь П. В. Становление и развитие музыкального образования в СССР. М., 1971. С. 26.

19 Гинзбург Л. М. На пути к теории // Дирижерское исполнительство. М., 1975; Ольхов К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. Л., 1979; Иванов-Роткевич А. П. О воспитании дирижера. М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.