Научная статья на тему 'Эволюция религиозной традиции в свете формирования древнерусской народности (X-XIII вв. )'

Эволюция религиозной традиции в свете формирования древнерусской народности (X-XIII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция религиозной традиции в свете формирования древнерусской народности (X-XIII вв. )»

ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНОМ ТРАДИЦИИ В СВЕТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ (X—XIII вв.)

НА. Головань

Проблема национального менталитета и его влияния на судьбы народа, неизменно привлекающая внимание широких общественных кругов, не может быть решена в отрыве от проблем этногенеза. Это побуждает обратиться к вопросу закономерностей взаимодействия процессов формирования специфической древнерусской религиозной традиции и консолидации народности. Для того, чтобы пролить свет на данный вопрос, необходимо, на наш взгляд, проанализировать процесс трансформации христианства в ходе его утверждения среди населения Киевской Руси.

Следует отметить, проблема христианизации Руси, роли религии в жизни русского общества являлась предметом специальных исследований и дискуссий уже в XIX в. Дореволюционные историки подчеркивали особую роль христианства и церкви в развитии Древнерусского государства и народности (Н.М. Карамзин1, Макарий (Булгаков)2, В.Г. Васильевский3, Н.К. Никольский4, М.Д. Приселков5, М.П. Погодин6, Н.И. Костомаров7, В.О. Ключевский8). Советская историография поставила целый ряд новых проблем. Своей актуальности не потеряли дискуссия о времени возникновения, кризиса и распада восточнославянской общности (В.В. Мавродин9, П.Н. Третьяков10, П.П. Толочко11, Н.С. Державин12, Л.В. Черепнин13), дискуссия о социальном строе восточ-

ных славян и формировании государства (И.Я. Фроянов14 и Б.Д. Греков15, Б.А. Рыбаков16). В свете выявления специфики русского православия важна дискуссия о характере раннего древнерусского христианства (исследования Н.К. Никольского17, И.У. Бу-довница18, А.Г. Кузьмина19). Проблема развития этнорелигиозного сознания народности получила разработку в трудах Б.Н. Флори, А.В. Лаушкина20.

Начальный этап процесса развития древнерусской народности и соответствующего ему процесса формирования религиозной традиции охватывает конец X - первую половину XI в. Это эпоха становления Древнерусского государства и начальный этап формирования народности. Уже на раннем этапе развития древнерусская религиозная традиция обнаруживает ряд отличий от ортодоксального греческого православия. Это объясняет- 135 ся значительным влиянием славянского мировосприятия «оптимистических» христианских традиций (ирландской, кирилло-мефодиевской). Главные характеристики раннего древнерусского христианства - этническая «открытость» и представление о славянском единстве - достаточно быстро сменяются представлениями о единстве в истинной вере «людей» Русской земли, утвержденном митрополитом Иларионом21.

Второй этап формирования особой религиозной традиции - вторая половина XI-XII вв. В этой связи необходимым представляется анализ осо-

1 / 2007

Преподаватель XXI

ВЕК

бенностей полемической литературы Древней Руси, возникшей под влиянием схизмы 1054 года22. Ярким примером является «Слово» игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия23. При анализе структуры этого оригинального полемического произведения представляется возможным выявить его этнический оттенок. В рамках «идейной программы» Феодосия религия латинян греховна в первую очередь вследствие порочности образа жизни «латинского мира».

Данный этап характеризуется, таким образом, формированием на идеологическом уровне «образа чужого» - одного из важных этнорелигиозных конструктов сознания и самосознания народности. Ряд свидетельств памятников древнерусской литературы периода феодальной раздробленности не дает возможности говорить о кризисе и тем более о начале процесса распада восточнославянской общности. Обращение к прошлому, восхищение великими предками, представление о единстве династии -все это является «общим местом» в 136 трудах церковных книжников и светских правителей, что подтверждает тезис о значительном влиянии религиозной традиции на светскую элиту древнерусского общества24.

Таким образом, мы обнаруживаем еще один вектор развития Руси в эпоху феодальной раздробленности, характеризующий процесс консолидации древнерусской народности. Самое главное, что роднит произведения проповедников на данном этапе, -преобладающий мотив радости и любования красотой Русской земли, овеянной Благодатью. Объединяет сочинения Илариона, Климента Смоляти-ча25 и Кирилла Туровского26 также мо-

тив противопоставления Закона и Благодати, что говорит о преемственности в древнерусской литературе и о бытовании особой религиозной традиции.

Третий период - конец ХП-ХШ вв. На данном этапе можно зафиксировать бытование единой религиозной традиции как системообразующего элемента сознания народности. В этой связи следует обратиться к особенностям киево-печерской религиозной традиции как основы общерусской традиции. Надо отметить, что и в рамках патерика так же, как у Илари-она и Климента Смолятича, обнаруживается стремление и в Русской земле обрести чудеса, достойные Иерусалима и Константинополя, чтобы и церковь, и народ русский получили духовную независимость27. Стремление возвысить, даже противопоставить русскую церковь иным можно обнаружить в легенде о строительстве храма Богородицы, изложенной епископом Симоном28. В XIII столетии появляются памятники, в рамках которых фиксируется понятие «Русская земля» в наиболее широком смысле слова, «патриотическая линия» которых неразрывно связана с представлениями об «истинной вере»29.

Именно в XIII в. происходит окончательное размежевание восточных и западных славян, подкрепляемое соответствующей учительной литерату-рой30. В первой половине XIII вв. мы фиксируем апогей консолидации древнерусской народности, выраженный в том числе и в бытовании единой религиозной традиции. Означенные процессы были прерваны эпохой нашествий.

Подход к решению основных богословских вопросов характеризует

ПреподавательШ_

ВЕК

1 / 2007

древнерусскую религиозную традицию как более «светлую», «оптимистичную» в сравнении с греческим православием и тем более католицизмом. Христианская традиция с первого века ее существования на русской почве претерпела значительное влияние этнокультурных элементов, на основе которых формировалась народность. В свою очередь, древнерусское христианство в условиях господства религиозной формы сознания оказывало значительное влияние на восточнославянскую этническую общность. Одним из проводников такого влияния стали «идейные программы» древнерусских книжников, в рамках которых неизменным оставался на протяжении столетий патриотический лейтмотив в его специфическом средневековом понимании. Достаточно четко прослеживается также смена «идейных программ» книжников XI-XШ столетий. От религиозной «открытости» и провозглашения славянского единства в рамках кирилло-мефодиев-ской традиции - через представление о величии «языка рускаго» Илариона -до осознанного противопоставления «мы - они» и выработки «универсального портрета» иноверца в рамках ки-ево-печерской традиции. Три фактора позволяют нам утверждать факт бытования общерусской традиции в первой половине XIII в.: наличие развитых общерусских культов, единство стиля в архитектуре и изобразительном искусстве31, универсальный «образ чужого», выработанный в древнерусской литературе. Влияние «идейных программ» книжников на общество с первых шагов древнерусской литературы было достаточно значительным: аудитория Илариона, Климента Смолятича, Серапиона Владимирско-

го32 представляется нам весьма обширной, включающей не только светских правителей и князей церкви.

Итак, в Древнерусском государстве в итоге долгой эволюции складывается единая самобытная религиозная традиция. Созвучность этнополи-тическим процессам сделала религию восточных славян не похожей ни на православие единоверцев-греков, ни на христианство некогда родственных западных славян. И окончательное выделение русского православия из мира сходных восточных и западных традиций в целом совпадает со становлением его как фактора самоидентификации народности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Карамзин Н.М. История государства Российского. - Т. 1-2. - Р/на-Дону, 1998.

2 Макарий (Булгаков). История русской церкви. - Кн. 2. - М., 1995.

3 Васильевский В.Г. Труды. - Т. 2. -Вып. 1. - М., 1909.

4 Никольский Н.К. Повесть временных лет как источник начального периода русской письменности и культуры. К вопросу о древнейшем русском летописании. Вып. 1. - Л., 1930. - С. 3-96.

5 Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XП вв. - СПб., 1913.

6 Погодин М.П. Исследования, заметки и лекции о русской истории. - Т. 1-4. -М., 1846.

7 Костомаров Н.И. Две русские народности. - СПб., 1861.

8 Ключевский В.О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве, 1872-1875 / Р. А. Ки-реева. - М., 1997.

9 Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. - М., 1971.

10 Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. - Л., 1970.

1 / 2007

Преподаватель XXI

ВЕК

11 Толочко П.П. Древняя Русь. - Киев, 1987; Толочко П.П. Древнерусская народность: воображаемая или реальная. - СПб., 2005.

12 ДержавинН.С. Происхождение русского народа. - М., 1944.

13 Черепнин Л.В. Исторические условия формирования русской народности до конца XV века / Вопросы формирования русской народности и нации / Н.М. Дружинин. - М.; Л., 1958. - С. 6-81.

14 Фроянов ИЯ. Начало Русской истории. Избранное / Ю. Г. Алексеев - М., 2001. - С. 763-788.

15 Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., 1953.

16 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси - М., 1988.

17 Никольский Н.К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (Х-Х1 вв.). - СПб., 1906; Никольский Н.К. Повесть временных лет как источник начального периода русской письменности и культуры. К вопросу о древнейшем русском летописании. Вып. 1. - Л., 1930. - С. 3-96.

18 Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.). -М., 1960.

19 Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. - М., 1988; Кузьмин А.Г. Подвижники Пече-рские // Великие духовные пастыри России / А.Ф. Киселев. - М., 1999. -

138 С. 65-109.

20 Лаушкин А.В. К вопросу о развитии этнического самосознания древнерусской народности («хрестеяни» и «хрестьянс-кыи» в памятниках летописания XI-XIII вв.) // Средневековая Русь / А.А. Горский. Вып. 6. - М., 2006. -С. 29-65.

21 Молдован А.М. «Слово о законе и благодати» Илариона. - Киев, 1984; Рукопись: ОР ГИМ, Синодальное собр., №591.

22 Павлов А.С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. - СПб., 1878. - С. 115-210.

23 ПЛДР. - Т. 1. - М., 1980. - С. 448-452.

24 Ярким примером является «Слово о

князьях» (ПЛДР. - Т. 2. - С. 226-228); Рукопись ОР РНБ собр. Погодина № 1024.

25 ПЛДР - Т. 2. - М., 1983. - С. 118-141.

26 Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского // ТОДРЛ -Т. 11. - М.-Л., 1955. - С. 342-368.; ПЛДР. - Т. 2. - С. 142-205.

27 Киево-Печерский патерик // Древнерусские патерики. Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Л.А. Ольшевская, С.Н. Травников. -М., 1999.

28 Киево-Печерский патерик // Древнерусские патерики. - С. 116.

29 Особый интерес, безусловно, представляет «Слово о погибели Рускыя земли», в котором, во-первых, намечены необычайно широкие границы Руси, во-вторых, обнаруживается корреляция понятий «Русская земля» и «истинная вера», «хрестияньский язык». (Лопарев Х.М. «Слово о погибели Рускыя земли». Вновь найденный памятник литературы XIII века // ПДПИ. - Т. 84 - СПб., 1892).

30 Флоря Б.Н. У истоков конфессионального раскола славянского мира (Древняя Русь и ее западные соседи в XIII веке) / / Из истории русской культуры. (Древняя Русь) / В.Я. Петрухин. -Т. 1. - М., 2000. - С. 717-724.

31 Единство этнорелигиозного сознания древнерусской народности подтверждается при обращении к памятникам древнерусской архитектуры и изобразительного искусства. Неслучайно именно на рубеже XII-XIII вв. формируется общерусский стиль в искусстве. См. об этом: Воронин Н.Н. Древнерусское искусство -М., 1962; Вагнер Г.К. «Моление Даниила Заточника» - скульптура Георгиевского собора - «Слова о погибели Рускыя земли» // ТОДРЛ. - Т. 22. - Л., 1966. -С. 46-57; Иоаннисян О.М. XIII век в истории древнерусского зодчества // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы / Ю.К. Бегунов. -СПб., 1995. - С. 34-48.

32 Петухов Е.В. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в. - СПб.,

Преподаватель^_

ВЕК

1 / 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.