Научная статья на тему 'Эволюция практических и теоретических аспектов управления социальными инновациями'

Эволюция практических и теоретических аспектов управления социальными инновациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / ГУМАННАЯ КУЛЬТУРА / INNOVATION POTENTIAL / SCIENTIFIC ORGANIZATION OF PRODUCTION / SOCIAL INNOVATIONS / HUMANE CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаренко Г. В.

В статье рассматриваются существенные условия оценки отдельных сторон инновационного потенциала, учет которых необходим для корректировки его определения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of practical and theoretical aspects of social innovation management

In this paper author considers the important conditions for estimation of some sides ofinnovational potential, which must be take into account for correct determination.

Текст научной работы на тему «Эволюция практических и теоретических аспектов управления социальными инновациями»

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ИННОВАЦИЯМИ

ОВЧАРЕНКО Г.В.,

доктор экономических наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: ovcharenko_gv@yandex.ru

В статье рассматриваются существенные условия оценки отдельных сторон инновационного потенциала, учет которых необходим для корректировки его определения.

Ключевые слова: инновационный потенциал; научная организация производства; социальные инновации; гуманная культура.

In this paper author considers the important conditions for estimation of some sides ofinnovational potential, which must be take into account for correct determination.

Keywords: innovation potential; scientific organization of production; social innovations; humane culture.

Коды классификатора JEL: 031, 032.

Наиболее плодотворными в развитии отечественной управленческой мысли в XX в. были сформулированы основные принципы управления социалистической экономикой:

♦ демократический централизм, суть которого состояла в сочетании централизованного руководства и хозяйственной самостоятельности коллективов предприятий;

♦ единоначалие и коллегиальность, предполагавшие железную дисциплину во время труда, беспрекословное подчинение воле руководителя и одновременно широкое участие масс в управлении;

♦ единство политического и хозяйственного руководства, означавшее, что политические задачи определяются с учетом состояния экономики, уровня ее развития, действия экономических законов;

♦ сочетание отраслевого и территориального подходов (производство управляется преимущественно отраслевыми органами, а инфраструктура, определяющая социальные условия жизни людей, — территориальными);

♦ планирование на всех уровнях экономики темпов, пропорций, показателей и направление всех усилий на выполнение планов;

♦ распределение вознаграждения в соответствии с количеством и качеством затрат труда, его материальное и моральное стимулирование;

♦ построение системы управления производством на основе научных достижений;

♦ ответственность каждого работника предприятия за порученное дело на основе четкого распределения прав и обязанностей;

♦ подбор и расстановка кадров таким образом, чтобы каждый работал там, где сможет это делать с наибольшим эффектом;

♦ рациональное сочетание и использование ресурсов, наибольшая экономия сил;

♦ преемственность хозяйственных решений, отражающая единство и последовательность экономических явлений и процессов.

К. Адамецкий одним из первых обратил внимание на важность контроля с целью выявления и определения причин отклонений, который, по его мнению, необходим независимо от степени совершенства анализа, плана и исполнителя и в 1903 г. сформулировал четыре основных закона организации труда:

1-й - «возрастающего производства», согласно которому при увеличении до определенного момента масштабов применения людских и материальных ресурсов затраты на единицу продукции уменьшаются, затем снова растут;

2-й - специализации, гласящий, что разделение сложного труда повышает его производительность;

3-й - координации производства, в соответствии с которым объединение мелких единиц (органов) в одну группу повышает эффективность труда;

4-й - гармонии труда.

В теории управления наиболее известны работы экономиста и философа А. А. Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешних условий и предложения концепции, названной им «всеобщей организационной наукой (тектологией)» [3].

© Г.В. Овчаренко, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

48

Г В. ОВЧАРЕНКО

Как считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническаяе и социальная.

К первой относится организационное управление исследователями, которой были российские ученые: А.А. Богданов (Малиновский); физиологический оптимум О.А. Ерманского — наука об организации труда; узкой базы — А.К. Гастев; производственная трактовка — Е.Ф. Розмирович.

Ко второй — теория организационной деятельности П.М. Керженцева, социально-трудовую концепцию управления производством Н.А. Витке и теория административной емкости Ф.Р. Дунаевского.

О.А. Ерманский (1866-1941) в своих работах сформулировал предпосылки науки об организации труда и управления, связав ее необходимость с появлением прежде всего крупного машинного производства, все факторы которого нужно было использовать максимум рационально, то есть с учетом правильного подбора инструментов, вида обрабатываемого объекта, специфики технологического процесса, а также физических и психических качеств работников и сформулировал главную свою идею — принцип фцзиологического оптимума, дававшего критерий рациональности выполнения любой работы.

Одновременно, изучая данные о соотношении числа руководителей и исполнителей сделал вывод, что в недалеком будущем все станут руководителями, так как вместо людей будут работать машины-автоматы.

A.К. Гастев — крупный организатор науки и самобытный поэт, исследования проводил в области научной организации труда и управления, считая, что всю работу нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был — руководителем или рядовым исполнителем.

В отличие от западных специалистов Гастев и его ученики полагали, что внедрение научной организации труда необходимо не только на передовых предприятиях, но и в «любом сарае», в самом «неустроенном медвежьем углу России». В условиях индустриального уровня развития страны это было крайне важно, одновременно искал пути рационализации трудовых движений и оптимальной организации рабочего места. Он пытался активизировать работника, развить в нем потребность к самосовершенствованию.

Итак, А. Гастев и его коллеги обосновали исключительно оригинальную идею социальной инженерии, то есть неразрывное сочетание организации людских комплексов с организацией комплексов машин — комплексы машино-людей, где «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка (машины-орудия)».

Е.Ф. Розмирович исследовала «производственную трактовкк» управленческого процесса, отмечая общие черты, имеющиеся в процессе производства и управления, организации физического и умственного труда, считая возможным в производственном процессе рационализировать, механизировать автоматизировать его составляющие для выработки наиболее целесообразных приемов планирования, учета в деятельности организации.

П.М. Керженцев исследовал социальное направление, сформулировал теорию организационной деятельности, выделив в научной организации труда три объекта — труд, производство и управление, понимая под научной организацией определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких, как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор кадров, поддержание дисциплины, а также постановку целей и задач с разработкой планов, учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов и утверждал, что процесс научной организации труда и управления невозможен без поддержки со стороны широких масс трудящихся.

Н.А. Витке в своей социально-трудовой концепции управления производством четко разграничил управление вещами и людьми, сконцентрировавшись на последнем, и раскрыл главную задачу управления и кооперации — «управление состоит в целесообразном сочетании людских воль», показав, что управление представляет собой единый целостный процесс, чьи элементы взаимодействуют с помощью «административной функции» — это главнейший фактор его концепции.

Ф.Р. Дунаевский считал, что вектором в развитии социального подхода к управлению является теория административной емкости — это способность управляющих одновременно руководить определенным числом подчиненных вне зависимости от их личных качеств, то есть предложил «норму управляемости» и предостерегал, что возникающая огромная иерархия, каждая ступень которой расширяет «административную емкость» вышестоящей, ведет к бюрократизации и предложил пути ее решения:

■ тщательный подбор и подготовка персонала;

■ расширение границ «административной емкости» с помощью техники.

В последующие годы в управленческих исследованиях стал абсолютно преобладать отраслевой или народнохозяйственный подход, а на уровне отдельных предприятий сосредоточение на решении технических проблем на основе:

■ внедрения автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП);

■ реализации косыгинских реформ, где предприятиям предоставлялась определенная самостоятельность, основанная на внедрении хозяйственного расчета и экономических методов управления.

В результате научных исследований российских ученых сформировалась идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единства организационной, экономической и социальной систем управления. В этом было отличие их исследований от Ф. Тейлора и Г. Форда, сосредоточивших свои изыскания только на вопросах организации работы цеха и организации в целом.

Сам практический процесс социально-управленческой деятельности является реальным воплощением диалектического тождества знаний и теории, то есть приоритет принципов научности социального управления на основе принципа единства теории и практики, которое определяет его эффективность, так как в нем заложены основы механизма взаимосвязи и взаимодействия субъекта, объекта и предмета социального управления.

B.И. Ленин в «Философии тетрадей» отмечал, что «практика выше теоретического познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности» [5], то есть в основу реализации социального управления должен быть положен принцип единства слова и дела: человек стратегия новшество.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ.

49

На практике это самый синергетический вариант, так как инновации создают люди, а изменить их сознание — самая сложная задача, как считал К. Маркс, «самая неприступная крепость — это человеческий череп». Подтверждением этому является стратегия «прорыва» В. Эрхарда [2], используемая в инновациях, которая требует принятия радикальных новационных решений, то есть «прорыв - это стремление вперед» на основе инновирования знаний, используемых «ноу-хау», наукоемких технологий. При этом организационные изменения в стратегии «прорыва» переход к управлению инновациями:

• уникальная оценка поведения персонала;

• выявление приоритетов — инновационная стратегичность;

• постоянный поиск инновационных структур.

Однако прежде чем создавать социальные инновации, необходимо уметь управлять изменениями поведения, т.е. подготовить, как пишет И. Ансофф (США), «стартовую площадку», затем разработать инновационную стратегию и только после этого преобразовывать систему, изменяя структуру под новые функции, вытекающие из новой стратегии [1], так как человеческий аспект в организационных изменениях является фундаментальным, потому что именно поведение людей в организации определяет, что изменить и какую это принесет реальную пользу. Это происходит потому, что организации представляют собой человеческие системы.

Социально-культурные инновации предопределяют вектор управленческой деятельности. «Новаторство в социальной сфере, — пишет П. Друкер, — имеет может быть даже большее значение, чем в сфере науки и техники».

При этом ключевую характеристику сопротивления социальным инновациям можно найти в высказывании Н. Макиавелли: «Сопротивление переменам пропорционально силе ломки культуры и структуры власти, происходящей из-за перемен» [6], так как человек, адаптируясь к новым условиям, в то же время постоянно стремится их к себе максимально приспособить, воспринимая их как бы через призму своих «внутренних условий». Если внешние воздействия не соответствуют внутренним условиям (интересам, направленности личности, ценностным ориентациям и т.д.) формируется негативное отношение, то есть стремление как-то защититься от этих внешних воздействий.

Для быстрого и эффективного внедрения нововведения необходимо сформировать соответствующие «внутренние условия» — создать положительные установки, мотивы, возможность увидеть для себя перспективу. В противном случае возникают психологические барьеры, которые являются тем внутренним механизмом торможения, который препятствует нововведениям [4] — появляется барьер некомпетентности, возникающий у персонала вследствие неуверенности в своих силах, опасений, что он не сможет выполнять свои обязанности и потерять авторитет в коллективе.

На практике, выявив возможные механизмы сопротивления, можно сделать вывод, что, с одной стороны, барьеры являются реальной угрозой новшествам, а с другой стороны, они могут быть преодолены, если предусмотреть и реализовать мотивационные мероприятия.

Технология управления социальными инновациями определяет взаимосвязь всех элементов организации, а именно: изменение одних вызывает необходимость изменения других элементов системы, то есть топ-менеджеры должны знать и уметь, как реализовать инновации: революционным или эволюционны путем? Революционный путь — радикальное изменение организации, но при этом есть угроза потери управляемости. Эволюционный путь — постепенные изменения «приручаются» старой системой и не дают эффекта.

Успешное проведение социальных инноваций в организации определяется, по мнению И. Ансоффа, тем, что следует предусмотреть:

• диагностику инновации и определение этапов и сроков проведения;

• определение периода времени, имеющегося в распоряжении фирмы;

• изучение возможностей фирмы для обеспечения новой стратегии;

• диагностику социальных факторов и успешности нововведения;

• проведение анализа изменений поведения персонала;

• создание атмосферы поддержки;

• четкую информацию персоналу о необходимости перемен.

Сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что в управлении социальными инновациями сложился новый эвристический подход — гуманно-культурологический, который эволюционировал на протяжении всего времени существования управления. Такой подход определяет управление исходя из представлений о социальном феномене — гуманной культуре — это целостное новое представление о миссии и ценностях в современной организации, так как она сохраняет и воспроизводит новый социальный аспект, преобразуя и дополняя его, при этом сохраняя целостность и системность новых знаний при взаимодействии с другими сообществами.

Гуманистический подход раскрывает инновационно-культурную составляющую развития нового человека внутри организации, то есть создание нового отношения к человеку как к самостоятельной и творчески активной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989. С. 466, 505.

2. Астрахов А.С.,ГоловкоН.И. Технология прорыва в итоге В. Эрхарда. М., 1989. С. 20-35.

3. Богданов А.А. Тектология (всеобщая организационная наука). М.: Финансы, 2003.

4. Зазыкин В.К., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. 1992. С. 73-77.

5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.: Издательство политичекой литературы, 1958. В 55 т. Т. 29. С. 195.

6. Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. М.:ВИПКэнерго, 1992. В 5 т. Т. 2.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.