Научная статья на тему 'Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства'

Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2790
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МИКРОКРЕДИТОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / EVOLUTION / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / ECONOMIC SYSTEM / MICRO-CREDIT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухин Алексей Владимирович

В статье раскрывается понятие социального предпринимательства, что позволяет более полно понять явление социальной направленности малого предпринимательства, а также изучить его функции, способные разрешить проблемы экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the concept «social entrepreneurship». Main functions of social enterprise

The article deals with the concept of social entrepreneurship that enables full understanding of the phenomenon of social orientation of small businesses, as well as studying its functions, being able to solve the problems of economic systems.

Текст научной работы на тему «Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства»

УДК 338.22 ББК 65.050.5 М-92

Мухин Алексей Владимирович, аспирант института экономики, права и гуманитарных специальностей, г. Краснодар, т.:8(952)8605345, е-mail: fragment86@rambler.ru.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(рецензирована)

В статье раскрывается понятие социального предпринимательства, что позволяет более полно понять явление социальной направленности малого предпринимательства, а также изучить его функции, способные разрешить проблемы экономических систем.

Ключевые слова: эволюция, социальное предпринимательство, экономическая система, микрокредитование, инновации.

Mukhin Alexey Vladimirovich, postgraduate student of the Institute of Economics, Law and Humanities, Krasnodar, tel.: 8 (952) 8605345, e-mail: fragment86@rambler.ru.

EVOLUTION OF THE CONCEPT «SOCIAL ENTREPRENEURSHIP». MAIN FUNCTIONS OF SOCIAL ENTERPRISE

The article deals with the concept ofsocial entrepreneurship that enables full understanding of the phenomenon of social orientation of small businesses, as well as studying its functions, being able to solve the problems of economic systems.

Keywords: evolution, social entrepreneurship, economic system, micro-credit, innovation.

Сфера социального предпринимательства становится все более популярной и обсуждаемой. Разберемся, в чем же отличие термина «предпринимательство» от термина «социальное предпринимательство».

Предпринимательство - свободное экономическое ведение хозяйства в разных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений с целью удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах и услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками:

• социальное воздействие (англ. social impact) - целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты;

• инновационность - применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие;

• самоокупаемость и финансовая устойчивость - способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;

• масштабируемость и тиражируемость - увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия;

• предпринимательский подход - способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом.

Социальные предприниматели сочетают новаторские взгляды, возможности и ресурсы, имеющиеся в их распоряжении, и природную смелость для преобразования различных сфер деятельности -здравоохранения, трудоустройства, образования, защиты окружающей среды, обеспечения жильем. В то время как социальные предприниматели существовали на протяжении всей истории человечества, а термин «предприниматель» появился в английском языке около 1475 года в значении «менеджер, управляющий; лидер», понятие социального предпринимательства является относительно новым.

Основное отличие социального предприятия от обычных благотворительных фондов заключается в том, что социальный предприниматель не просто выделяет денежные средства в какой-либо фонд и не имеет четкого представления, на какие цели использованы эти деньги, и фактически не

может оценить социальные последствия своего вклада, а создает организацию, non-profit или for-profit (некоммерческую или коммерческую), цель которой - самостоятельно создавать социальную ценность и на более поздних этапах развития даже функционировать на собственные средства, то есть фактически без каких-либо сторонних дотаций, быть самоокупаемыми.

Как и в обычном бизнесе, целью которого является получение прибыли, в социальном предпринимательстве важна идея, умение оценить и взять на себя риски (risk-taking), преследование возможностей (pursuing opportunity) и инновационность.

Считается, что социальное предпринимательство не просто лечит симптомы проблем, лежащих на поверхности, а атакуют внутренние причины проблем. Поэтому стоит выделить основные функции:

1. Принятие на себя миссии поддержания социально уязвимых категорий граждан.

2. Выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;

3. Осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;

4. Решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;

5. Высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности - как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом.

Социальное предпринимательство на территории Российской Федерации сегодня на постоянной основе поддерживается достаточно ограниченным числом некоммерческих организаций и фондов. Наиболее существенный вклад в развитие этого инновационного для России направления бизнеса вносит Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Он обеспечивает финансирование программ социального предпринимательства в течение последних трех лет. Комплексная поддержка Фондом начинающих социальных предпринимателей включает:

• финансовую поддержку в виде грантов, займов и участия в уставном капитале;

• обучение и консультирование по актуальным вопросам их деятельности;

• информационное обеспечение и продвижение;

• иные формы поддержки.

Каждый проект, поддержанный Фондом, в обязательном порядке оценивается по ряду показателей эффективности, среди которых:

• количество трудоустроенных человек;

• количество обученных человек;

• количество оказанных социальных услуг;

• количество произведенной продукции.

С 2008 года Фонд проводит Региональный конкурс проектов в сфере социального предпринимательства, в котором с 2008 по 2010 год приняли участие 246 проектов из 21 региона. Наиболее активно участвуют в конкурсах коммерческие организации. Вместе с тем растет доля индивидуальных предпринимателей, предлагающих к рассмотрению свои проекты. Это свидетельствует о том, что заинтересованность активной части населения страны в программах развития социального предпринимательства быстро растет (диаграмма 1) Диаграмма 1 - Основные типы заявителей на участие в конкурсе

il----

50%

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

Можно с уверенностью говорить о том, что и рост общего числа заявок, и повышение равномерности их распределения внутри категорий свидетельствует об эффективности проводимой Фондом информационной кампании. Социальное предпринимательство перестает быть terra incognita, включая в

свою орбиту все большее число россиян. Самую высокую активность в подаче заявок на участие проявили жители Пермского края, Волгоградской, Челябинской, Калининградской и Астраханской областей. Широкая география уже рассмотренных проектов и активная экспансия в регионы позволяют утверждать, что в течение ближайших нескольких лет осведомленность о социальном предпринимательстве достигнет уровня, когда заявители будут представлять все без исключения субъекты Федерации.

Показатели целевых групп, на которые ориентированы проекты в сфере социального бизнеса, демонстрируют достаточно интересную динамику (диаграмма 2). Если в 2009 году безоговорочно доминировали проекты, не относящиеся непосредственно к наиболее социально незащищенным слоям, то в 2010 году именно они захватили пальму первенства.

Диаграмма 2 - Целевые группы проектов социального предпринимательства

Особенно показательна ситуация с проектами, ориентированными на инвалидов, пенсионеров и других категорий малообеспеченных граждан. В последнем случае имеет место десятикратный рост, наглядно показывающий взрыв интереса к решению сложных социальных проблем в данной сфере. Перенос акцентов в сторону обеспечения потребностей социально незащищенных групп непосредственно связан с увеличением числа индивидуальных предпринимателей, занявшихся социальным бизнесом. Очевидно, что это направление имеет наибольший потенциал роста, и поддержке инициатив индивидуальных предпринимателей следует уделять повышенное внимание.

Диаграмма 3 демонстрирует положительную динамику в сторону уменьшения количества грантов и увеличения числа займов. Это свидетельствует, как о стремлении предпринимателей брать на себя ответственность, так и о повышении их уверенности в успешности проектов, которые они развивают совместно с Фондом «Наше будущее».

Диаграмма 3 - Формы поддержки

Социально-демографический профиль среднего социального предпринимателя в России представлен в следующей таблице.

Таблица - Социально-демографический профиль среднего российского социального предпринимателя

Пол Возраст Семейное положение Образование Опыт работы в социальном предпринимательстве/социальной сфере

Мужчины (64%)/ женщины (36%) 45 лет Женат/ Замужем Высшее 8,5 лет

Статистические данные дают возможность проследить общие тенденции развития социального предпринимательства, а также параметры субъектов социального предпринимательства.

Социальное предпринимательство находится на стыке традиционного предпринимательства и благотворительности, уходя историческими корнями на несколько столетий. Исторический анализ свидетельствует о том, что социальное предпринимательство отнюдь не случайное явление, а закрепляют уверенность в этом статистические данные современной России, свидетельствующие о положительной динамике интереса к сфере социального предпринимательства со стороны субъектов хозяйствования.

Важность функций социального предпринимательства говорит нам о том, что необходимо развитие данного направления: использование предпосылок создание инновационных продуктов; снижение барьеров входа на рынки для субъектов социального предпринимательства; взаимодействие субъектов социального предпринимательства с субъектами малого и крупного бизнеса; раскрытие предпринимательского потенциала населения регионов.

Литература:

1. Википедия - свободная энциклопедия: [сайт]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.

2. Глушков В. Социальное предпринимательство в России. Начало пути.- Режим доступа: http://www.rmcenter.ru/about/news/detail.php?ID=2907.

3. Общественная поддержка и доверие как фактор развития социального предпринимательства- М.: ЦИРКОН, 2008.

4. Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе - марте 2010 года / Ф.С. Сайдуллаев, А.М. Шестоперов.- М.: АНО НИСИПП, 2010.

5. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах. Практика межсекторного взаимодействия: практ. пособие / под ред. А.Е. Шадрина. -М.: Агентство социальной информации, 2010.

6. Фонд «Наше будущее»- фонд региональных и социальных программ:[сайт].- Режим доступа: http: //www .nb -fund.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.