Научная статья на тему 'Эволюция подходов к определению понятия «Учебно-научно-инновационный комплекс» как модели устойчивого развития региона'

Эволюция подходов к определению понятия «Учебно-научно-инновационный комплекс» как модели устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ТЕХНОПАРК / ВУЗ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменских М.А.

В статье рассмотрено содержание и эволюция понятия учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК). Проведен анализ российских и зарубежных подходов к содержанию данного понятия, представлено авторское понимание его сущности. Выявлены положительные стороны и потенциал учебно-научно-инновационного комплекса как фактора устойчивого развития вуза, инновационного предпринимательства и региона в целом. Описаны методы оценки эффективности деятельности УНИК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каменских М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция подходов к определению понятия «Учебно-научно-инновационный комплекс» как модели устойчивого развития региона»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 332.1

эволюция подходов к определению понятия

«УЧЕБНО-НАУЧНО-ИННОВАцИОННЫЙ КОМПЛЕКс»

как модели устойчивого развития региона

м. а. каменских,

магистрант кафедры экономической теории

E-mail: m.a.s.h.u.n.i.a@mail.ru Пермский национальный исследовательский политехнический университет

В статье рассмотрено содержание и эволюция понятия учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК). Проведен анализ российских и зарубежных подходов к содержанию данного понятия, представлено авторское понимание его сущности. Выявлены положительные стороны и потенциал учебно-научно-инновационного комплекса как фактора устойчивого развития вуза, инновационного предпринимательства и региона в целом. Описаны методы оценки эффективности деятельности УНИК.

Ключевые слова: учебно-научно-инновационный комплекс, технопарк, вуз, устойчивое развитие, регион, эффективность.

В настоящее время значимость инноваций постоянно возрастает. ни отдельные предприятия, ни регионы не в состоянии обеспечить устойчивый рост без инновационной деятельности. именно создание современной инновационной экономики, интегрированной в международное социально-экономическое пространство, будет способствовать устойчивому развитию страны и повышению ее конкурентоспособности.

экономика, основанная на инновациях, предъявляет специфические требования ко всем сферам и обеспечивающим системам хозяйственной деятельности. инновационное развитие возможно

только при наличии соответствующей нормативно-правовой базы, государственной инновационной, образовательной и научно-технической политики, существовании инвестиционных институтов, ориентированных на финансирование инновационной деятельности на всех этапах от фундаментальных исследований до коммерциализации нововведений, и развитой инновационной инфраструктуры. Возрастающая роль регионов в современной экономике требует особого внимания к проблемам обеспечения инновационного развития региональной экономики, поскольку, на наш взгляд, невозможно говорить о формировании инновационной экономики в целом по стране, если отдельные регионы не включены в инновационный процесс.

Целью статьи является анализ существующих подходов к определению учебно-научно-инновационных комплексов и обоснование необходимости их создания и внедрения в практику деятельности технопарков и вузов.

Важным звеном региональной инновационной системы являются учебно-научно-инновационные комплексы, формирующиеся на базе высших учебных заведений (преимущественно технических университетов). Впервые об Уник заговорили в связи с приказом минобразования России от 15.08.2000 № 2443 [1], на основании которого впоследствии

была организована научно-техническая программа «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», включающая в себя подпрограмму «Инновации высшей школы и их реализация в 2001-2002 годах». Основной целью подпрограммы являлось содействие реализации инновационного потенциала вузов путем преобразования высшего учебного заведения в учебно-научно-инновационный комплекс, усиление роли вузов как центров роста инновационной активности в регионах России.

В связи с этим целесообразно рассмотреть, как понимают определение учебно-научно-инновационного комплекса российские и зарубежные ученые и практики.

Ю. С. Степанов и В. А. Голенков в своей работе пишут о том, что в России последние десятилетия развиваются учебно-научно-производственные комплексы, объединяющие учебные, научные, конструкторские и производственные подразделения вуза. Предназначение подобных комплексов ученые видят в подготовке высококвалифицированных специалистов, а также в участии научных сотрудников комплекса в коммерциализации исследований и разработок [10]. Но у данных комплексов существовал недостаток - они не могли объединяться с другими структурами и предприятиями. Эта проблема впоследствии была решена, и в настоящее время университет может быть интегрирован в единый комплекс, объединяющий также инновационное предпринимательство и предприятие.

И. А. Лиман указывает, что оптимальное решение при совмещении инновационного и образовательного циклов и вовлечении обучающих и обучаемых в создание инноваций - это формирование научно-инновационно-образовательных (учебно-научно-производственных) комплексов, в которых наука, производство и подготовка специалистов тесно взаимосвязаны [7]. В его работе делается акцент на то, что сейчас комплексы создаются прежде всего на базе высших учебных заведений, поскольку в них концентрируется значительная доля НИОКР. Подобных взглядов на определение учебно-научно-инновационного комплекса придерживаются исследователи: Л. Б. Бек, М. А. Боровская, А. А. Корецкий, Г. В. Майер, Г. Е. Дунаевский и др.

Наиболее полное, по мнению авторов, определение дает в своей диссертации Н. А. Молодчик. Под учебно-производственным инновационным комплексом непрерывного образования исследо-

ватель понимает совокупность образовательных учреждений разного уровня образования, научных организаций, научно-производственных и инновационных предпринимательских структур, а также предприятий сферы услуг, административных органов и общественных организаций, осуществляющих совместную скоординированную деятельность в целях согласованного развития непрерывного образования и науки в соответствии с инновационными потребностями региональной экономики и предпринимательства [9].

В целом можно говорить о том, что в российской практике четко сложилось понимание УНИК как системы, развивающейся на основе вуза и включающей в себя помимо образовательной и научной составляющей инновационное производство.

В то же время зарубежные исследователи понимают термин УНИК по-другому. Первые комплексы создавались на базе университетов США еще в 1960-х гг. Далее эти комплексы трансформировались и перестали быть только университетом. В настоящее время в УНИК на равных правах входят университеты и инновационные предприятия, в том числе технопарки и технополисы. Некоторые европейские ученые называют технополис учебно-инновационным комплексом [3]. Ярким примером подобного технополиса является София Антиполис, расположенный во Франции. В его состав входят институты, малые инновационные предприятия, технопарки и бизнес-инкубаторы.

К. Томмазо и Л. Рикардо определяют УНИК как институциональную систему, которая создается на базе инновационной структуры и университета для коммерциализации результатов прикладных научных исследований и соответствующей подготовки кадров, обеспечивающая непрерывный цикл от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до реализации наукоемкой продукции и технологий на рынке [4].

Таким образом, очевидно различие в подходах российских и зарубежных ученых к понятию учебно-научно-инновационного комплекса.

Далее необходимо отметить, что понятие «УНИК» можно назвать специфически российским. Как видно из табл. 1, практически все определения учебно-научно-инновационного комплекса даны именно российскими учеными. Зарубежные ученые традиционно используют несколько другой терминологический аппарат [2, 3]. Они называют подобные институциональные системы «технополис», «центр

Таблица l

Эволюция определения «учебно-научно-инновационный комплекс»

Автор Определение Источник

Г. В. Майер, Г. Е. Дунаевский До 1995 г вариант университетского учебно-научного комплекса предполагал наличие входящих в него структур, имущества и самостоятельных балансов, входивших в единый (сводный) баланс вуза Г. В. Майер, Г. Е. Дунаевский. Нормативно-правовые и организационно-финансовые аспекты функционирования учебно-научно-инновационного комплекса классического университета ll Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 3. URL: http:llwww. umj. rulindex. phplpublinsidel246

Ю. С. Степанов, В. А. Голенков Комплекс как способ активизировать научную работу в этих вузах, повысить ее эффективность, укрепить связи с производством, привлечь ученых, преподавателей, аспирантов, перспективных молодых специалистов и студентов к выполнению реальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах производства, обеспечить целевую подготовку специалистов для промышленных предприятий Ю. С. Степанов, В. А. Голенков. Создание учебно-научно-производственного комплекса как фактор реформирования высшей школы и стабилизации экономики региона II Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 3. URL: http:llwww. umj. rulindex. phplpublinsidel243

И. А. Лиман Основа для разработки и внедрения различных программ непрерывного образования, прежде всего в области естественных, инженерно-технических и управленческих наук, в тех областях, в которых имеют место быстрое устаревание знаний и смена технологий производства и управления, для реализации специальных программ профессионального обучения и повышения квалификации, а также программы развития малого предпринимательства как одного из главных резервов увеличения производства, создания новых рабочих мест И. А. Лиман. Инновационный и образовательный цикл в учебно-научно-производственных комплексах ll Проблемы современной экономики. 2004. № 3 (11). URL: http:ll www. m-economy. rulart. php?nArtId=510

М. А. Боровская, А. А. Корецкий Центр инновационного развития с позиционированием своей деятельности в локальном территориально-отраслевом масштабе, основанный на теоретико-прикладном обосновании экономической эффективности модели развития технического университета в учебно-научно-инновационный комплекс с развитой инновационной инфраструктурой M. А. Боровская, А. А. Корецкий. Формирование учебно-научно-инновационного комплекса в системе технического университета URL: keconomy. tsure. ru>personl borovskayal12.pdf

Н. А. Молодчик Совокупность образовательных учреждений разного уровня образования, научных организаций, научно-производственных и инновационных предпринимательских структур, а также предприятий сферы услуг, административных органов и общественных организаций, осуществляющих совместную скоординированную деятельность в целях согласованного развития непрерывного образования и науки в соответствии с инновационными потребностями региональной экономики и предпринимательства H. А. Молодчик. Управление инновационно-предпринимательской активностью в сфере образования: монография. Екатеринбург, 2010 г.

P. Fraumeni Технополис (как София Антиполис) Fraumeni P. Innovation hub forming in Banting and Best complex l University of Toronto. URL: http:llwww. research. utoronto. cal feature-storieslinnovation-hub-forming-in-banting-and-best-complex

C. Tommaso, L. Riccardo Институциональная система, которая создается на базе инновационной структуры и университета для коммерциализации результатов прикладных научных исследований и соответствующей подготовки кадров, обеспечивающая непрерывный цикл от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до реализации наукоемкой продукции и технологий на рынке Tommaso C., Riccardo L. Innovation and competition in complex environments l Innovation: Management, Policy and Practice. URL: http:llwww. innovation-enterprise. coml archiveslvoll9lissuel3-4larticlel574linnovation-and-competition-in-complex-environments

трансфера технологий» и т. д. При этом очевидно, что сущность подобных систем максимально близка сущности учебно-научно-инновационного комплекса как подсистемы региона. В каждой из указанных систем активно функционирует крупный университет. Например, технополис (инновационный комплекс) Делфт, расположенный в Голландии, основан и функционирует на базе Делфтского технологического университета (Delft University of Technology). В свою очередь, технологический парк София Антиполис (Sophia Antipolis), расположенный во Франции, включает в себя сразу несколько высших учебных заведений. Таким образом, роль университета в подобных инновационных институтах очевидна.

Основной акцент в данном исследовании сделан на высших учебных заведениях вследствие того, что они являются центрами создания и актуализации нового знания. Без университетов немыслима ни одна инновационная система. Что касается инновационной инфраструктуры региона, то высшие учебные заведения могут стать в подобной системе основой для создания институтов трансфера знаний и технологий и, как следствие, базой для устойчивого инновационного развития региона.

Представим авторское понимание учебно-научно-инновационного комплекса, основанное на определении C. Tommaso и L. Riccardo. По мнению автора, в УНИК на правах социального партнерства входит технопарк и вуз. Для обоснования выбора данных субъектов была составлена матрица интересов (табл. 2).

Матрица интересов «инновационная инфрастру

На основании данных матрицы можно сделать вывод о том, что интересы технопарка и вуза не противоречат друг другу, а значит, их сотрудничество может быть эффективным и конфликты в подобном партнерстве могут быть сведены к минимуму. Также возможно взаимодействие с инновационными и традиционными предприятиями, органами власти и инвесторами.

Модель учебно-научно-инновационного комплекса представлена на рис. 1. Необходимо также определить необходимость учебно-научно-инновационного комплекса для региона. По результатам исследования работ выявлены следующие преимущества создания УНИКа:

• создание экспериментальной базы для поддержки и переподготовки специалистов в области экономики наукоемкого предпринимательства;

• создание условий для коммерциализации прикладных исследований, доведения их результатов до товара, предлагаемого на рынке наукоемкой продукции;

• усиление взаимодействия с регионом путем подключения к решению проблем развития промышленности округа и города в целом;

• обеспечение инновационного характера развития образовательной деятельности комплекса (разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики, проведение ими исследований фундаментального и прикладного характера, использование образо-

Таблица 2

субъектов системы стура - экономика региона»

Субъекты

Экономические интересы Технопарк/ резиденты Инновационные Образовательные Научные учрежде- Инвесторы / финансовые Промышленные предприятия Региональные орга-

компании учреждения ния институты ны власти

Увеличение объемов + + + + + + +

выпуска инновационной

продукции (ИП)

Повышение качества ИП + + + + + + +

Снижение процентных + + 0 0 - + +

ставок по кредитам

Увеличение государс- + + + + - + +

твенного финансиро-

вания инновационных

разработок

Рост инновационного + + + + + + +

спроса

Рост конкуренции по ИП + - + + + - +

вательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов, освоение инновационных технологий и т. д.); поднятие уровня вузовской науки и создание новых знаний за счет интеграции науки не-

Учреждения начального и среднего профобразования

Кадровое агентство по трудоустройству студентов

Учреждения и предприятия сферы услуг

Административные органы, общественные и другие организации

Центр трансферта научных техно-

Центр консалтинговых услуг

Рис. 1. Структурная модель учебно-научно-инновационного комплекса

Рис. 2. Внешние связи учебно-научно-инновационного комплекса

посредственно с учебным процессом и производством в рамках создаваемой инновационной инфраструктуры.

Данные положения будут способствовать не только устойчивому развитию региона, но и повышению его конкурентоспособности. Для того, чтобы реализовать указанные пункты, необходимо развивать взаимосвязи между УНИКом и другими субъектами региональной экономики (рис. 2).

Таким образом, развитие связей будет способствовать устойчивому развитию региона. Благодаря гибкости и адаптивности структуры УНИК, возможности текущего варьирования составом его участников, знанию текущих и перспективных тенденций в сфере науки, инноваций и предпринимательства, комплекс имеет возможность разрабатывать инновационные программы, обеспечивающие его рыночную привлекательность и дополнительный потенциал рыночной устойчивости.

При формировании и функционировании учебно-научно-инновационного комплекса, как и любой подсистемы регионального развития, возникает

Научно-производственные и инновационные предпринимательские структуры

Учебно-деловой центр по подготовке менеджеров для малых инновационных предприятий

вопрос об эффективности деятельности данного института и адекватной оценке его активности. Эффективность является одной из возможных характеристик качества системы. Показатель эффективности также можно рассматривать с точки зрения затрат и результатов функционирования системы. Вследствие этого видится возможным применить в данном случае модель «черного ящика». Очевидно, что нам будут известны входные и выходные параметры деятельности УНИК, и появится возможность сопоставить эти показатели и, таким образом, оценить эффективность функционирования системы. Но такая оценка не будет полной вследствие того, что не будут учтены и оценены институциональные взаимосвязи внутри комплекса и проходящие в ней трансформации. Поэтому целесообразно оценить данные процессы с помощью структурной модели учебно-научно-инновационного комплекса, так как при ее помощи возможно наиболее точно отразить все институциональные составляющие данной системы и качественно их оценить.

В целом можно говорить о том, что учебно-научно-инновационный комплекс нацелен на интеграцию фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства, чем обеспечивает не только развитие вуза технопарка и их партнеров по комплексу, но и развитие региональных инновационных и образовательных кластеров. В свою очередь формирование инновационных и образовательных кластеров играет роль базиса для развития инновационной экономики и предпринимательства, что имеет отношение к повышению конкурентоспособности как региона, так и страны в целом.

Список литературы

1. Атоян В. Р., Тюрина В.Ю., Коваль А. А., Яблонская Е. Г. Учебно-научно-инновационный комплекс как перспективная форма организации образовательной, научной и инновационной деятельности в учреждениях высшей школы России // Инновации. 2001. № 1-2. С. 20-24.

2. Боровская М. А., Корецкий А. А. Формирование учебно-научно-инновационного комплек-

са в системе технического университета. URL: keconomy. tsure. ru>person/borovskaya/12.pdf.

3. Лиман И. А. Инновационный и образовательный цикл в учебно-научно-производственных комплексах // Проблемы современной экономики. 2004. № 3(11). URL: http://www. m-economy. ru/art. php?nArtId=510.

4. Майер Г. В., Дунаевский Г. Е. Нормативно-правовые и организационно-финансовые аспекты функционирования учебно-научно-инновационного комплекса классического университета // Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 3. URL: http://www. umj. ru/index. php/pub/inside/246.

5. Молодчик Н. А. Управление инновационно-предпринимательской активностью в сфере образования: монография. Екатеринбург, 2010.

6. Об утверждении Положения о порядке формирования и реализации научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники»: приказ Минобразования России от 15.08.2000 № 2443.

7. Степанов Ю. С., Голенков В. А. Создание учебно-научно-производственного комплекса как фактор реформирования высшей школы и стабилизации экономики региона // Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 3. URL: http://www. umj. ru/index. php/pub/inside/243.

8. Fraumeni P. Innovation hub forming in Banting and Best complex / University of Toronto. URL: http:// www. research. utoronto. ca/feature-stories/innovation-hub-forming-in-banting-and-best-complex.

9. Knowledge Transfer From Public Research Organisations / Science and Technology. P. 113. URL: http://www. europarl. europa. eu/stoa/default_en. htm.

10. Tommaso C., Riccardo L. Innovation and competition in complex environments / Innovation: Management, Policy and Practice. URL: http://www. innovation-enterprise. com/archives/vol/9/issue/3-4/ article/574/innovation-and-competition-in-complex-environments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.