Научная статья на тему 'Эволюция парламентаризма в республике Таджикистан'

Эволюция парламентаризма в республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция парламентаризма в республике Таджикистан»

организаций, содержащих в программных документах экстремистские лозунги, а также политически корректного научного инструментария.

3. Выявление источников социальной напряженности в регионе и обеспечение их раннего предупреждения. В частности, борьба с наркотрафиком как с главным источником финансирования экстремизма и терроризма.

4. Устранение основных причин социальной напряженности в обществе - бедности и безработицы, нелегальной миграции.

5. Установление жесткого контроля за миссионерской деятельностью различных религиозных групп и сект. Разработка списка религиозных групп, запрещенных к деятельности (на примере списка организаций, признанных Верховным судом России террористическими).

6. Разработка документа на государственном уровне, регламентирующего отношения государства и религиозных конфессий, в котором должен найти место и вопрос о статусе государственной религиоведческой экспертизы применительно к проблемам регистрации (перерегистрации), приостановления деятельности и ликвидации объединений.

«Обозреватель-Observer», М., 2008 г., № 10, с. 87-94.

Зариф Ализода, кандидат юридических наук ЭВОЛЮЦИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Парламентаризм как особый политический институт, со всеми его принципами и ценностями, вошел в теорию и практику государственного строительства постсоветских стран, в том числе Таджикистана, лишь в 1990-х годах. В полном понимании этот институт был чужд советской системе организации государственной власти, которая многие его черты объявила буржуазными и реакционными. Ведь советский строй считал буржуазную государственную машину, да и всю досоциалистическую государственность, эксплуататорской, противостоящей интересам трудового народа. Потому в СССР и не воспринималось все созданное до Октябрьской революции в сфере теории и практики парламентаризма. В

связи с этим советская власть строилась на противоположных буржуазной организации власти идеях и принципах. Это, в свою очередь, привело к тому, что все хорошее и плохое накопленное веками, признавалось чуждым интересам пролетариата. Советы народных депутатов, избираемые народом, считались проявлением его полновластия, органами, правомочными решать важнейшие вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Высшим органом государственной власти Республики Таджикистан (как и в других советских республиках) считался Верховный Совет, уполномоченный решать все вопросы, отнесенные к ведению республики. В круг этих полномочий входило руководство всеми вопросами государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, а также формирование исполнительных, распорядительных и контрольных органов, подотчетных им. В то же время полновластие народа и его представительных органов было формальным, нереальным, лишь зафиксированным на бумаге. На самом же деле всеми сферами общественной и государственной жизни руководили КПСС и ее структуры на местах. Но эти попытки и косметические меры, как показала жизнь, были явно недостаточными, надо было кардинально менять всю систему.

После распада Советского Союза Республика Таджикистан, приобретая свою независимость, последовательно пошла по пути современного парламентаризма, укрепляя его основу и другие предпосылки для становления данного института. Для современного парламентаризма характерны следующие признаки: организация и функционирование на основе принципа разделения властей и верховенства закона; наличие постоянно действующего парламента и необходимых для его функционирования полномочий; специфические формы и методы работы и особые отношения депутатов парламента со своими избирателями. Процесс становления парламентаризма в Таджикистане и отдельные его стороны имеют свои особенности, связанные со специфическими условиями страны. Важное место в эволюции парламентаризма, возникновении представлений и идей о нем и законодательной власти занимает Декларация о суверенитете Таджикской ССР, принятая 24 августа 1990 г. Объявляя государственный суверенитет, Декларация признала и закрепила общепризнанные принципы и нормы организации, функционирования государственной власти, в том числе относящиеся к парламенту и парламентаризму. Так, в п. 3 этого докумен-

та было зафиксировано, что «государственная власть в Таджикской ССР осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Здесь впервые признан важнейший принцип парламентаризма, то есть принцип разделения властей и признания парламента (наряду с исполнительной и судебной ветвями власти) в качестве самостоятельной ветви государственной власти. Декларация также пополнила содержание принципа принадлежности власти народу. Закрепив эти принципы, Декларация заложила фундамент для становления парламентаризма, поскольку она, как было подчеркнуто, стала основой для разработки новой Конституции страны.

Следующим важным шагом в эволюции парламентаризма стало принятие новой Конституции суверенного Таджикистана (1994). Она закрепила принципы демократической и правовой государственности, которые являлись прочным фундаментом в становлении парламентаризма и формировании законодательной власти в стране. Были конституционно оформлены такие принципы, как объявление республики демократическим, правовым и светским государством; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью в обществе; признание народа носителем суверенитета и единственным источником государственной власти; закрепление политического и идеологического плюрализма; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство Конституции и законов; признание международных правовых актов как составной части правовой системы страны и их верховенство над законами; законность; вступление в силу законов только после их официального опубликования; участие граждан в управлении государством через своих представителей; признание парламента в качестве высшего представительного и единственного законодательного органа государства; свободный мандат и свободное выражение воли депутата; неприкосновенность депутатского мандата и т.п. Следует отметить, что некоторые эти прин-ципы не могли полностью соблюдаться сразу после их конституционного закрепления, поскольку общество и государство находились в состоянии перехода от советского тоталитарного строя к демократическому обществу. Еще были весьма сильны старые образы мышления и методы работы, традиции и психология советского периода. Нужно было время для их преодоления и постепенной замены новыми. Кроме того, с обретением государственной независимости (1991) в стране началось общественное противостояние,

а затем разразилась гражданская война, которые воспрепятствовали становлению парламентаризма и формированию новой государственности. Лишь после достижения мира и национального согласия (1997) возникли возможности для становления этого института.

Гражданская война в стране завершилась в результате переговорного процесса и заключения Соглашения о мире и национальном согласии, подписанного 27 июня 1997 г. В Соглашении, наряду с другими вопросами, зафиксированы и аспекты, имевшие большое значение для становления парламентаризма. Так, третий блок повестки межтаджикских переговоров назывался «Фундаментальные вопросы конституционного устройства и консолидации государственности Республики Таджикистан», в нем были зафиксированы следующие вопросы:

1) предложение о новой Конституции и пути вовлечения всех слоев таджикского общества в конституционный процесс;

2) о новом избирательном законе и участии всех слоев населения республики, политических партий, движений и общественных объединений в законотворческом процессе;

3) об организации и проведении свободных и демократических выборов в Таджикистане и т.п.

Этот блок также охватывал вопросы разработки, обсуждения и принятия новой Конституции республики, новых законов о выборах в парламент и местные представительные органы власти, вопросы проведения демократических и свободных выборов. Впоследствии (в ходе межтаджикских переговоров) эти вопросы были уточнены и конкретизированы в протоколе «Об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному примирению» и в положении этой Комиссии. Один из вопросов, имеющий ключевое значение для становления парламентаризма и его дальнейшего развития, - создание профессионального, постоянно действующего парламента. Его профессиональный характер позволяет представительной ветви власти выполнить возложенные на нее функции. Следует отметить, что еще до гражданской войны этот вопрос был предметом обсуждения. Так, в продолжительных митингах, проходивших в Душанбе в конце 1991 г. и в первой половине 1992 г., звучали требования оппозиции о досрочном роспуске действовавшего Верховного Совета и выборе нового профессионального парламента. В указе президента республики Р. Набиева от 12 мая 1992 г. «Об образовании Национального собрания (Маджлиса)» было зафиксировано: «На переходный период, до выборов нового

парламента на многопартийной основе, образовать Национальное собрание (Маджлис) из числа народных депутатов и представителей политических партий и движений на равной основе, являющееся органом, одобряющим законопроекты, представляемые комитетами Верховного Совета Республики Таджикистан». Вопросы принятия Конституции, внесения в нее изменений и дополнений, утверждение государственного бюджета не были переданы Национальному собранию, а были оставлены за Верховным Советом республики до выборов нового парламента.

Правда, в указе прямо не говорилось о профессиональном характере будущего парламента. Однако, исходя из содержания этого документа и учитывая обстановку того времени, можно сделать вывод, что имелось в виду создание постоянно действующего парламента. Кроме того, тогда в некоторых республиках бывшего СССР уже создали профессиональные парламенты, которые также оказывали определенное влияние на сторонников создания такого парламента. Непосредственно о профессиональном парламенте было сказано в проекте новой Конституции Таджикистана, который был разработан президентской рабочей группой и опубликован в средствах массовой информации. В ст. 7 проекта отмечалось, что «Маджлиси милли является профессиональным и постоянно действующим, избирается на четыре года и состоит из 63 народных депутатов». О профессиональном характере парламента было сказано и в альтернативном проекте, представленном преподавателем юридического факультета Национального университета Р. Зойира. В нем было зафиксировано, что «Маджлиси милли является постоянно действующим, профессиональным органом, избираемым на четыре года в составе 100 народных депутатов». В проекте, подготовленном коммунистами, и в проекте, опубликованном в газете «Фарханги Бадахшон», отмечалось, что только часть депутатов работает в парламенте на постоянной основе. Например, в последнем проекте подчеркивалось, что «депутат Маджлиси Оли, постоянно работающий в Маджлиси Оли, не может занимать другую должность, заниматься предпринимательской деятельностью». А в проекте коммунистов отмечалось, что «депутат, постоянно работающий в Верховном Совете, не может занимать другую должность, заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением научной и творческой деятельности». Эти положения указанных проектов впоследствии повлияли на Конституцию 1994 г. Так, она умалчивала о профессиональном, постоянно действующем харак-

тере парламента. В ст. 49 было сказано, что «Маджлиси Оли является высшим представительным и законодательным органом Республики Таджикистан. Порядок образования и деятельности Маджлиси Оли определяется законом». Таким образом, Конституция, умалчивая о профессиональном характере парламента, как бы ссылалась на закон, определяющий порядок его образования и деятельности. Этот закон был принят 3 ноября 1995 г., однако и в нем не было сказано о профессиональном характере парламента. Таким образом, Конституция 1994 г. не узаконивала профессиональный, постоянно действующий характер парламента Таджикистана, что стало как бы «шагом назад» по сравнению с проектом, опубликованным в 1992 г. Однако такой «отход» имел свои основания, связанные с продолжавшейся Гражданской войной, разрушенной экономикой и сотнями тысяч беженцев, покинувших пределы республики. Конечно, такие условия не могли способствовать созданию в стране профессионального, постоянно действующего парламента.

Этот вопрос был поднят в ходе межтаджикских переговоров, был одним из вопросов, по которому оппозиция хотела внести соответствующие изменения в Основной закон страны. Вопрос был связан и с тем, что, во-первых, в процесс принятия Конституции 1994 г. основная часть оппозиции и ее сторонников находилась за пределами страны и не участвовала в голосовании по принятию Основного закона. В связи с этим в переговорном процессе было достигнуто согласие относительно того, что в Конституцию внесут поправки. Во-вторых, предложение о создании постоянно действующего профессионального парламента, как уже было отмечено, прозвучало еще в начале 1990-х годов, когда оппозиция лишь заявляла о себе. Выступая с этим требованием, она хотела провести досрочные парламентские выборы, занять определенное количество мест в парламенте и использовать его как политическую трибуну в своей политической борьбе. В то время эта идея не была реализована, поскольку политическая борьба переросла в Гражданскую войну. Но с началом переговорного процесса правительства и оппозиции этот вопрос вновь был поднят и долго обсуждался в ходе переговоров и в Комиссии по национальному примирению.

Как мы уже подчеркивали, данный вопрос в общем виде включили в третий блок повестки дня межтаджикских переговоров, а затем закрепили в протоколе «Об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному примирению» и в «Положении о

Комиссии по национальному примирению». В эти документы наряду с вопросами, связанными с внесением изменений и дополнений в Конституцию, вошли вопросы подготовки и внесения на утверждение парламента, а если потребуется, и на всенародный референдум, нового закона о выборах в парламент и местные представительные органы, а также внесения на рассмотрение представительной ветви власти предложений о дате проведения выборов нового профессионального парламента. Для подготовки проекта этих изменений Комиссия по национальному примирению разработала Концепцию предложений по изменениям, вносимым в Конституцию. После продолжительной дискуссии между представителями и оппозиции Концепция была утверждена в Комиссии. В ней были закреплены следующие аспекты: в стране должен быть создан однопалатный профессиональный парламент; количество депутатов парламента не должно быть менее 71 и не более 80 депутатов; не должны устанавливаться квоты регионам; порядок избрания депутатов парламента должен быть определен в самой Конституции; выборы депутатов парламента проводить на основе системы абсолютного большинства голосов избирателей; отказаться от президиума парламента и других ненужных органов; главы дипломатических представительств страны в зарубежных странах и при международных организациях должны назначаться президентом с согласия парламента.

Концепцию направили президенту для одобрения. Ознакомившись с этим документом, он выразил свое несогласие по некоторым пунктам. Так, в его письме от 3 апреля 1999 г. было сказано, что создание постоянно действующего двухпалатного парламента -это требование времени и оно приемлемо для страны, а также отмечалось, что нет возможности полностью материально обеспечить функционирование постоянно действующего парламента. С учетом возражений президента Концепцию повторно обсудили в Комиссии по национальному примирению, где после продолжительных дискуссий ее приняли (21 июня 1999 г.). В постановлении Комиссии было сказано, что в стране создается двухпалатный парламент, нижняя палата которого будет постоянно действующей и профессиональной, а верхняя - созывной. Установили, что депутатов нижней палаты будут избирать, а членов верхней палаты - избирать и назначать. Другими словами, будет использована смешанная система выборов, где часть депутатов нижней палаты избирают в одномандатных округах, а другую часть - на основе списков кан-

дидатов, выдвигаемых политическими партиями по системе пропорционального представительства.

Были закреплены и некоторые другие общепризнанные нормы парламентской деятельности. В частности, первую сессию нового созыва обеих палат созывает президент; очередные сессии нижней палаты как постоянно действующей палаты созывают один раз в год, продолжаются они с первого рабочего дня октября и заканчиваются в последний рабочий день июня; предусмотрены парламентские каникулы, время для работы с избирателями и т.п. За каждой палатой закреплялись их собственные полномочия, а также устанавливались совместные полномочия палат, которые они осуществляют на совместных заседаниях. Полномочия между палатами распределялись с учетом их специфики. Законодательная деятельность закреплялась за обеими палатами и другими субъектами права на законодательную инициативу. Законодательной считалась нижняя палата, все проекты законов направляются именно в эту палату и принимаются только ею. Затем законы передают для одобрения в верхнюю палату. Исключение составляют законы о бюджете и амнистии, которые направляют для подписания и обнародования президенту. Таким образом, впервые в республике были приняты и закреплены основные общепризнанные нормы и принципы парламентаризма, весьма важные для становления в стране этого политического института. Именно с того времени в Таджикистане начинается полнокровная жизнь парламентаризма как самостоятельного института, с присущими ему свойствами, принципами и нормами.

Дальнейшее развитие принципов и норм парламентаризма закреплено и в поправках к Конституции, внесенных референдумом 2003 г. В большинстве случаев эти изменения носили редакционный и уточняющий характер. Например, устанавливалось, что депутаты нижней палаты и члены верхней палаты должны иметь высшее образование. Наряду с этими поправками в главу о парламенте внесли и ряд других изменений. Так, право законодательной инициативы Конституционного, Верховного и Высшего экономического судов было исключено, а наряду с Законом «О государственном бюджете», который принимает только нижняя палата, в сферу ее полномочий передали и Закон «Об амнистии». Эти и другие изменения, в свою очередь, способствовали совершенствованию конституционных основ организации и работы парламента, открыли широкий простор для становления и развития этого ин-

ститута демократии в Таджикистане. В заключение следует отметить, что становление парламентаризма и законодательной власти в Республике Таджикистан протекало не сразу, так как для этого требуется определенное время, в течение которого:

а) постепенно преодолеваются старая психология и мышление, совершенствуются формы и методы парламентской работы;

б) принципы и нормы парламентаризма постепенно, шаг за шагом, познаются и претворяются в жизнь;

в) практика деятельности парламента, особенно его палаты, работающей на постоянной основе, отшлифует принципы и нормы парламентаризма с учетом реалий, специфики и особенностей Республики Таджикистан:

г) постепенно (с учетом вышеуказанных факторов) укрепляется и совершенствуется нормативно-правовая база парламента, вырабатывается эффективная практика его взаимодействия с другими ветвями государственной власти.

«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2008 г., № 2, с. 100-107.

Роберт Ланда, доктор исторических наук АЛЖИР ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ. (ЗАМЕТКИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ВОСТОКОВЕДА)

За несколько десятилетий научной востоковедческой работы я был в Алжире восемь раз. Но в последний... - 25 лет назад. Вот почему несказанно обрадовался, когда в первой половине 2008 г. мне представилась возможность еще раз посетить Алжир. И - что было особенно существенным - в составе группы ученых, которую пригласили участвовать в коллоквиуме «Алжир - Россия: проблематика переходного периода». Главной темой развернувшейся дискуссии было сопоставление путей реформирования экономики и социально-политической системы в нашей стране и в Алжире. Ярчайшие впечатления от этой поездки вылились в два очерка. Первый посвящен общим впечатлениям о стране, какой ее увидел автор после четвертьвекового перерыва. Второй - людям, прежде всего ученым Алжира, многие из которых по роду своей прежней деятельности были тесно связаны с Советским Союзом и Россией,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.