Научная статья на тему 'Эволюция организационно-правовых подходов к обеспечению и реализации прав пациентов в России'

Эволюция организационно-правовых подходов к обеспечению и реализации прав пациентов в России Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
249
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
CITIZENS' RIGHTS TO MEDICAL CARE / PRACTICE OF ENFORCEMENT OF PATIENT RIGHTS / PATIENT RIGHTS LAW / CITIZENS' RIGHTS TO MEDICAL CARE / ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВАХ ПАЦИЕНТОВ / PRACTICE OF ENFORCEMENT OF PATIENT RIGHTS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Светличная Т. Г., Цыганова Ольга Альбертовна, Зинькевич В. К.

В статье представлен компаративный анализ отечественного законодательства, регламентирующего права граждан при получении медицинской помощи, а также ряда исследований, посвященных практике обеспечения и реализации данных прав. Сделан вывод о соответствии имеющегося законодательства нормам международного права. Вместе с тем вполне очевидной является необходимость дальнейшей работы по детализации этих прав, разработке механизмов их гарантии и защиты, соотнесению прав пациентов с правами и обязанностями врача, достижению лучшего понимания имеющихся прав самими пациентами. Этому способствовало бы принятие федерального закона «О правах пациентов Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Светличная Т. Г., Цыганова Ольга Альбертовна, Зинькевич В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL APPROCHES TO SECURING AND ENFORCEMENT OF PATIENT RIGHTS IN RUSSIA

In the article, a comparative analysis of national legislation regulating patient rights to medical care has been presented as well as a number of studies of practice of securing and enforcement of those rights. A conclusion has been made about correspondence of the available Russian legislation to the standards of the international law. At the same time, it has become obvious that it was necessary to continue work for the right specification, to work out mechanisms of the right securing and protection, to correlate the patient rights against the doctor rights and duties, to reach better understanding of the current rights by patients. Adoption of the federal law "RF Patient Rights" would contribute to that.

Текст научной работы на тему «Эволюция организационно-правовых подходов к обеспечению и реализации прав пациентов в России»

УДК 614.253.83(470+571)

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ПОДХОДОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ В РОССИИ

© 2011 г. Т. Г. Светличная, О. А. Цыганова, *В. К. Зинькевич

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск *Мурманский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, г. Мурманск

В статье представлен компаративный анализ отечественного законодательства, регламентирующего права граждан при получении медицинской помощи, а также ряда исследований, посвященных практике обеспечения и реализации данных прав. Сделан вывод о соответствии имеющегося законодательства нормам международного права. Вместе с тем вполне очевидной является необходимость дальнейшей работы по детализации этих прав, разработке механизмов их гарантии и защиты, соотнесению прав пациентов с правами и обязанностями врача, достижению лучшего понимания имеющихся прав самими пациентами. Этому способствовало бы принятие федерального закона «О правах пациентов Российской Федерации».

Ключевые слова: права граждан при получении медицинской помощи; практика реализации прав пациентов; законодательство о правах пациентов.

Одно из основных положений теории права заключается в том, что здравоохранительная деятельность, как и любая другая функция государства, должна осуществляться по установленным законодательством правилам и профессиональным стандартам. Только их точное соблюдение является для государства и граждан подтверждением того, что запрос общества выполняется правильно, а деньги налогоплательщиков тратятся эффективно.

Ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации утверждает общие принципы и нормы правовой системы соответственно требованиям международного права. В 1996 году Россия, став членом Совета Европы, признала свою готовность к соблюдению европейских стандартов в сфере прав человека, в том числе права на охрану здоровья, и необходимость гармонизации отечественного законодательства с европейским. Однако существующая практика российского здравоохранения показывает, что пациент по-прежнему остается объектом, а не субъектом медицинской помощи, а государство не способно в полной мере обеспечить взятые на себя обязательства в сфере охраны здоровья населения. В настоящее время наше здравоохранение переживает трудный этап перехода от «патерналисткого» к «партнерскому» типу отношений в сфере медицинских услуг, качество и стоимость которых согласно современным представлениям должны контролироваться гражданским обществом [20, 22, 30, 32].

Существующая система обеспечения прав пациентов представляет собой, с одной стороны, массив нормативных и иных регулирующих оказание медицинской помощи документов, а с другой — совокупность форм деятельности, направленных на правовое, этическое, финансовое, организационное и иное обеспечение этих прав [23, 24]. В сложившихся обстоятельствах наиболее сложной проблемой правового обеспечения медицинской деятельности является несоответствие между положениями нормативных актов, их восприятием и воплощением на практике медицинскими работниками и пациентами [10, 35].

В цивилизованном обществе быть потребителем означает являться полноправным участником социально-экономических отношений, имеющим основополагающее право на доброкачественный товар или услугу независимо от организационно-правовой формы деятельности юридических и физических лиц, их предоставляющих. К сожалению, до сих пор в организационно-правовом регулировании отношений, возникающих между потребителями и исполнителями медицинских услуг, в российском законодательстве имеются существенные недостатки.

По мнению И. Г. Ломакиной [17], сами пациенты до сих пор не выработали (негде было научиться в условиях бесплатной медицины) поведенческого стереотипа, основанного на ответственном отношении к здоровью. Это связано с тем, что на протяжении длительного пе-

риода существования централизованной монопольной системы здравоохранения они представляли собой одну из самых незащищенных категорий субъектов права, здоровье которых провозглашалось достоянием всего общества. Законодательство о здравоохранении носило преимущественно декларативный характер, в то время как на практике действовали непубликуемые ведомственные инструкции и нормы советской врачебной этики. Регулирование этой сферы отношений осуществлялось главным образом публично-правовыми методами, реальные же права за пациентом не признавались.

Большинство специалистов [10, 18, 19, 31], наоборот, считают, что пациенты в настоящее время уже полностью изменили свое отношение к здравоохранению, медицинскому обслуживанию и своей роли в медицинском процессе. Они также готовы взять на себя часть ответственности за принятие решений по обследованию и лечению заболеваний.

Однако такое положение дел существовало далеко не всегда. Российская правовая система прошла длительный период становления. С конца X (Церковный устав Владимира Святославовича) к началу XVII века медицинские правоотношения на Руси стали регламентироваться нормами, содержащимися в различных сводных нормативно-правовых актах: Русской Правде, Воинском (1716) и Морском (1720) уставах. 14 августа 1721 года Петром I был издан указ «Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям». Этот указ впервые в истории отечественного права кодифицировал значительную часть российского законодательства, установив общие правила организации аптек и контроль за ними, условия функционирования госпиталей, требования к занятию медицинской деятельностью [29]. В законодательстве 1842 года («Опыт гражданской медицинской полиции, примененный к законам Российской империи») закреплено положение о том, что «всякий врач, как служащий, так и не служащий, по своему званию и спряденному с ним классу есть уже чиновник. Поэтому-то законы определяют его обязанности в отношении к больным и к государству, полагая первою из них человеколюбие и всегдашнюю готовность к оказанию деятельной помощи всякого звания людям, болезнями одержимым» [39].

После революционных событий 1917 года действие Врачебного устава было прекращено, и на протяжении всего периода существования советского государства аналогичный кодификационный нормативно-правовой акт так и не был принят. Его заменил утвержденный в 1924 году Декрет (Положение) ВЦИК и СЕК РСФСР «О профессиональной работе и правах медицинских работников», являвшийся вплоть до 1970 года «основным законодательным актом, определяющим, кто имеет право на получение звания врача, какие права и обязанности имеют советские врачи и как

они отвечают за допущенные ими профессиональные упущения» [11].

Основные принципы здравоохранения советского периода были изложены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, принятых 19 декабря 1969 года. Этот документ стал обобщающим нормативно-правовым актом, содержащим переработанные, дополненные и систематизированные основные правовые документы, действовавшие ранее в области здравоохранения. Единственным кодификационным нормативно-правовым актом в области медицины стал закон РСФСР «О здравоохранении» от 29.07.1971 г. В 1993 году Основы законодательства СССР о здравоохранении были преобразованы в Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ № 5 487-1 от 22.07.1993 г. [36].

Советское законодательство также содержало правовые основы для возбуждения исков в случае оказания ненадлежащей медицинской помощи. Так, в Гражданском кодексе, принятом в 1964 году, вопросам компенсации ущерба здоровью были посвящены несколько специальных статей. В новом Гражданском кодексе (1996) обстоятельствам вследствие причинения вреда полностью отведена целая глава [9]. В 1996 году Государственной думой РФ принят новый Уголовный кодекс, введенный в действие с 01.01.1997 г. [33]. Комментариям статей, устанавливающих ответственность медицинских работников за преступления против жизни и здоровья людей, посвящены работы И. В. Ившина и соавт. [12-14]. Представленные в них сведения показывают великолепную эрудицию, заинтересованное добросовестное авторов к рассматриваемой проблеме.

В действующем Уголовном кодексе РФ «врачебным» преступлениям посвящены две главы: о преступлениях против жизни и здоровья личности и о преступлениях против здоровья населения. Наиболее опасными признаны убийство и причинение вреда здоровью с целью использования органов и тканей человека (ст. 105, ч. 2, п. «м»; ст. 111, ч. 2. п. «ж» Уголовного кодекса РФ; закон РФ «О трансплантации органов и тканей человека») [34].

Условия и порядок компенсации вреда гражданам, причиненного при оказании ненадлежащей медицинской помощи, утверждены Гражданским кодексом РФ (ст. 151 «Компенсация морального вреда» и ст. 1 095 «Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги»). Согласно статьям вред, причиненный здоровью (жизни) гражданина вследствие каких-либо недостатков услуги, а также недостоверной или недостаточной информации о ней, подлежит возмещению лицом, оказавшим услугу, независимо от его вины и от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных обязательствах [9].

Проблема обеспечения и защиты прав пациентов относится к наиболее актуальным проблемам, непосредственно связанным с конечными результатами

деятельности системы здравоохранения и затратами ее всегда ограниченных ресурсов. Достижение адекватного уровня обеспечения прав пациентов является одной из приоритетных задач современного здравоохранения. В этой связи изучению различных аспектов обеспечения прав российских граждан на получение медицинской помощи должного объема и качества отечественные специалисты уделяют особое внимание, что находит отражение во все возрастающем числе публикаций по данной проблеме [3, 7, 15,

16, 21, 27, 28, 38, и др.].

Мы полагаем, что ближе всех к ее решению подошел А. В. Азаров [3, 25], аргументировавший фундаментальные основы обеспечения и защиты прав граждан при оказании медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). В сжатом по форме, но исключительно насыщенном содержанием научном труде автор дал системную классификацию методов анализа обеспечения и защиты прав пациентов на основании использования двух современных подходов: структурно-процессуального и результативного. С позиций структурно-процессуального подхода к оценке деятельности системы обеспечения прав пациентов ученый предлагает использовать четыре группы показателей: правовые, экономические, структурные и функциональные. К правовым показателям он относит критерии, характеризующие уровень нормативноправового обеспечения реализации прав пациентов. Группу экономических показателей составляют коэффициенты, характеризующие ресурсное обеспечение здравоохранения: материально-техническое, технологическое и финансовое. Структурные показатели отражают кадровое обеспечение здравоохранения, организационную структуру системы ОМС, действующую сеть лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). К функциональным показателям относятся: объемы деятельности, размеры штрафных санкций, динамика и структура обращений граждан при получении медицинской помощи ненадлежащего объема и качества. С позиций результативного подхода А. В. Азаров [3] предлагает использовать разработанный им комплекс показателей: количество споров, разрешенных в досудебном порядке (на 100 обращений); количество зарегистрированных жалоб и обращений пациентов по поводу защиты их прав и интересов (в расчете на 10 000 населения); количество претензий и исков по поводу защиты прав и интересов пациентов (в расчете на 10 000 населения); количество повторных обращений (в расчете на 100 обращений); количество субъектов, принимающих участие в работе по защите прав застрахованных.

С учетом и на основании анализа действующей нормативно-правовой базы А. В. Азаров [2] аргументировал организационно-функциональную структуру территориальной системы обеспечения и защиты прав граждан при получении медицинской помощи, которую образуют четыре группы субъектов: органы

и организации обеспечения прав граждан, государственного контроля, досудебного и судебного разрешения споров.

По результатам статистического анализа большой базы данных, включающей подробные сведения о нарушениях прав граждан при получении медицинской помощи, ученый выделил две группы причин: объективные и субъективные. Объективными причинами нарушений являются: недостаточное финансирование здравоохранения; отсутствие у медицинских работников экономической мотивации к увеличению объема и улучшению качества медицинской помощи; незавершенность процесса реструктуризации сети ЛПУ; отсутствие нормативной базы по развитию ресурсосберегающих технологий; незавершенность структуры, регулирующей взаимодействие всех субъектов системы ОМС и т. д. К субъективным причинам он относит, с одной стороны, недостаточное знание медицинскими работниками правовых основ своей профессиональной деятельности, а с другой, недостаточную информированность пациентов о своих правах и обязанностях. Так, доля медицинских работников, не знающих о правах пациентов, по данным разных авторов, колеблется в пределах от 12,0 [16] до 22,0 % [38], а доля пациентов достигает 54,6 [38]-56,0 % [8]. При этом удельный вес пациентов, готовых защищать свои права, весьма невысок, варьирует в пределах от 43,0 [5] до 56,0 % [8]. Лишь 23,0 % пациентов готовы к защите своих прав, примерно такая же их часть (22,0 %) не готова к этому, а 12,0 % не будут их защищать, надеясь на то, что это сделает кто-нибудь другой [5]. В. А. Белавин [8] приводит сведения о весьма небольшой (12,0 %) группе пациентов, фактически защищающих свои права путем обращения с жалобами на ненадлежащую медицинскую помощь.

М. В. Римская [28], изучавшая практику реализации прав пациентов подросткового возраста, существенно расширила имеющиеся представления о связанных с характеристиками провайдера медицинских услуг субъективных факторах, явившихся причинами низкого уровня соблюдения прав подростков при получении медицинской помощи. К таким факторам, наряду с недостаточной информированностью

о механизмах осуществления прав пациентов, она отнесла также правовой нигилизм врачей, их высокую степень беспокойства за здоровье подростка, неверие в его возможности самостоятельно принимать клинические решения, переоценку роли родителей и даже мужской пол подростка, обращающегося за медицинской помощью.

Эта тема получила свое дальнейшее развитие в исследовании М. В. Нуженковой [21]. Перечень характеристик врачей, ставших причиной ненадлежащего соблюдения прав несовершеннолетних пациентов, она дополнила недостаточным уровнем их профессиональной ответственности, приверженностью к патернализму во взаимоотношениях, тру-

доспособным возрастом. Свой вывод о формальном отношении врачей к выполнению правовых гарантий пациентов автор обосновывает тем, что добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство преимущественно оформляется однократной записью в паспортной части медицинской сестрой (97,81 %) и подписывается родителями (58,93 %), а письменный отказ от него, оформленный единолично врачом (55,17 %), не содержит указаний на мотивы отказа и его последствия (96,55 %).

Е. К. Баклушина [6] известный перечень причин нарушения прав несовершеннолетних пациентов дополняет двумя характеристиками: отсутствием подзаконных нормативных документов, регламентирующих правовые гарантии (порядок, условия и средства реализации прав), и наличием трудностей в межличностном взаимодействии врача, пациента и его законных представителей.

О. В. Гранатович [10] особое внимание обращает на парадоксальную ситуацию, заключающуюся в низкой потребности врачей и медицинских сестер в изучении правовых основ здравоохранения (67,0 и 53,0 % соответственно) при знании ими самого факта существования прав пациентов (организаторы здравоохранения — 100,0 %, врачи других специальностей — 99,0 %, медицинские сестры — 95,0 %). Врачи, как правило, получают правовую информацию в процессе обучения в ВУЗе (51,0 %) и на курсах повышения квалификации (45,0 %), из специальной литературы (36,0 %) и средств массовой информации (18,5 %). Ученый подтверждает факт наличия низкой правовой информированности пациентов (56,0 %), в основном получающих необходимую информацию из телепередач (36,0 %) и газет (25,0 %).

С учетом многих факторов, влияющих на формирование эффективной системы обеспечения и защиты прав пациентов, по общему мнению специалистов [1, 27], необходимо определение приоритетных направлений дальнейшего ее развития на ближайший период. К их числу, по В. В. Расстегаеву [27], следует отнести повышение доступности медицинской помощи с сохранением этапов ее оказания (70 %), стабилизацию общей ситуации в социуме (50 %), повышение профессионального уровня медицинских работников (47 %) и ответственности пациентов за соблюдение врачебных рекомендаций (32 %), усиление контроля качества медицинской помощи (25 %).

Эти краткие рекомендации раскрываются и дополняются разработанными Э. В. Шумилиной [38] положениями, отражающими организационный аспект решения проблемы. Они включают: проведение анализа причин обращений граждан при оказании медицинской помощи; организацию внутриведомственного контроля качества медицинской помощи с проведением анализа причин ненадлежащего качества и разработкой мероприятий по его совершенствованию; формирование специального фонда по возмещению ущерба пациенту путем страхования профессио-

нальной ответственности медицинских работников; проведение организационных мероприятий в ЛПУ, направленных на повышение информированности населения и медицинских работников по правам пациентов; организацию подготовки медицинских кадров по вопросам обеспечения прав пациентов при получении медицинской помощи; введение ведомственной медицинской отчетности по обеспечению и защите прав граждан при оказании медицинской помощи.

Более высокий уровень обобщения и систематизации множества технологий организационного решения проблемы достигнут в работе В. Б. Филатова и соавт. [35], что позволило провести их типизацию, выделив три группы мер: административно-правовые, материально-технические и образовательные. К первой группе технологий ученые относят совершенствование действующих и разработку новых законодательных актов федерального, регионального, муниципального и локального (учрежденческого) уровней; ко второй

- улучшение механизмов снабжения ЛПУ современным оборудованием, лекарственными препаратами и способов их рационального использования; к третьей

- различные меры образовательного, информационного и воспитательного характера.

А. Р. Поздеев и Ф. Р. Авзалова [26] выделяют несколько направлений такой работы: создание в медицинском учреждении органа, осуществляющего контролирующие, информационно-консультативные функции по обеспечению прав пациентов (согласительные комиссии, комиссии по правам пациентов и т. д.); включение в функциональные обязанности врачей положений о необходимости соблюдения прав пациента; разработку и внедрение в деятельность врачей бланков, документально закрепляющих осуществление ряда прав; разработку и включение в Правила внутреннего распорядка ЛПУ положений о порядке реализации ряда прав с учетом особенностей и условий конкретного медицинского учреждения; предоставление пациентам и их законным представителям наглядной правовой информации в виде стендов, бюллетеней, памяток и др.

Для обеспечения действенной защиты прав пациентов исследователи [26] считают необходимой разработку регламентирующих юридические отношения пациентов с медицинскими работниками приложений к медицинским картам: согласия о порядке предоставления информации, составляющей врачебную тайну; списка доверенных лиц, которым разрешен доступ к конфиденциальной информации; согласия на медицинское вмешательство; отказа от него; требования прекращения медицинского вмешательства; гарантии медицинскими работниками конфиденциальности полученной от пациента информации; ответственности пациента за предоставление истинной и полной информации об особенностях развития, жизни, перенесенных заболеваниях, травмах, состояниях; информации о медицинском учреждении, правах и обязанностях пациента при получении медицинской помощи.

Базируясь на вкладе Э. В. Шумилиной [38], В. Б. Филатова и соавт. [35], А. Р. Поздеева и Ф. Р. Авзало-вой [26], Е. К. Баклушина [7] создала стройную и теоретически выверенную концептуальную модель медико-организационного обеспечения прав пациентов, представленную совокупностью взаимосвязанных организационных и образовательных элементов, воздействующих на причины недостаточной реализации прав пациентов. Систему образуют четыре группы элементов: практическая деятельность врача по реализации прав пациентов на основе правовой, деонтологической и психологической подготовки; регламентация порядка реализации прав и организационные мероприятия по его обеспечению; контроль реализации прав пациента; правовое просвещение пациентов и их законных представителей [7]. Так, согласно действующему законодательству обязанность предоставить возможности ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы граждан в области охраны здоровья, возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральный и территориальные фонды ОМС, страховщиков, медицинские учреждения. Дополнительным средством повышения информированности граждан об их правах при оказании медицинской помощи является: работа с обращениями граждан, средствами массовой информации, разработка наглядных материалов, размещение необходимой информации в медицинских учреждениях, страховых медицинских организациях, территориальных фондах ОМС [3] с широким использованием возможностей сети Интернет [10]. К сожалению, имеющиеся возможности далеко не всегда используются системой здравоохранения и другими субъектами защиты прав пациентов.

С. Е. Шевченко и А. В. Костин [37] считают, что неукоснительное соблюдение прав граждан на медицинскую помощь является важным стимулом для повышения ее доступности, обеспечения ее надлежащего качества, улучшения взаимоотношений и взаимоуважения пациента и медицинского персонала, повышения доверия к медицинским работникам и всей системе здравоохранения в целом. В условиях существовавшей до недавнего времени патерналистской модели отношения врача к больному и его приоритете в принятии клинических решений трудно надеяться на воплощение на практике законных интересов граждан. И только отказ от патерналистских отношений и переход к информационным и совещательным создадут необходимые условия для их соблюдения [4].

Таким образом, можно констатировать тот факт, что в последние годы в нашей стране произошли существенные сдвиги в правовой регламентации и защите прав пациентов при получении медицинской помощи. Действующие нормативно-правовые акты по обеспечению и защите прав пациентов отражают современные нормы международного права. Вместе с тем вполне очевидной является необходимость даль-

нейшей работы по детализации этих прав, разработке механизмов их гарантии и защиты, соотнесению прав пациентов с правами и обязанностями врача, достижению лучшего понимания имеющихся прав самими пациентами. Все это в конечном итоге будет способствовать совершенствованию федеральной и региональных систем обеспечения и защиты прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи.

Для решения данных проблем необходимо существенное улучшение правовой грамотности граждан путем широкого привлечения средств массовой информации; повышение эффективности и быстроты судебных разбирательств в связи с нарушением законодательства в области охраны здоровья; обеспечение правовой защиты медицинских работников путем реализации их законодательного права на обязательное страхование профессиональной ответственности; создание территориального координирующего органа по защите прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи с участием органов законодательной, исполнительной власти, органов управления здравоохранением, страхователей, территориального фонда обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций, медицинских ассоциаций, третейских судов и судов общей юрисдикции, антимонопольного комитета и общественных организаций.

И, наконец, последнее: анализ действующих законодательных и подзаконных актов, регулирующих правоотношения в сфере охраны здоровья, позволяет сделать вывод о том, что основная их часть регламентирует организационные основы лишь отдельных видов медицинской помощи при отсутствии документов федерального уровня, регламентирующих порядок взаимодействия всех субъектов системы обеспечения и защиты прав пациентов при получении медицинской помощи. Законодательству нашей страны необходимо пополниться специальным законом, устанавливающим права граждан при получении медицинской помощи, а также систему обеспечения и защиты данных прав.

Список литературы [References]

1. Azarov A. V. Nekotorye aspekty organizatsii zashchity prav zastrakhovannykh v sisteme obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya [Some aspects of protection of insured persons protection organization in system of compulsory health insurance] // Ekonomika zdravookhraneniya. 1998. N 8, 9.

S. 28—32. [in Russian]

2. Azarov A. V. Deyatel'nost' lechebno-profilakticheskikh uchrezhdenii, territorial'nykh fondov OMS i strakhovykh meditsinskikh organizatsii po obespecheniyu informirovannosti naseleniya o pravakh v oblasti okhrany zdorov'ya [Activity of medical preventive institutions, territorial compulsory health insurance funds and insurance medical organizations for securing of population awareness about rights in the sphere of health protection] // Glavnaya meditsinskaya sestra. 2000. N 6. S. 7—12. [in Russian]

3. Azarov A. V. Nauchnye osnovy obespecheniya i zashchity prav grazhdan pri okazanii meditsinskoi pomoshchi v sisteme obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya [Science behind

provision and protection of citizen rights in medical care delivery in system of compulsory health insurance]: avtoref. dis. ... d-ra med. nauk. M., 2001. S. 48. [in Russian]

4. Akopov V. I., Maslov E. N. Pravo v meditsine [Law in medicine]. M.: Kniga-servis, 2002. 352 s. [in Russian]

5. Antonova N. P. Zashchita prav patsienta v sisteme obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya [Patient rights protection in system of compulsory health insurance] // Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2005. N 3. S. 55—57. [in Russian]

6. Baklushina E. K. Nauchnoe obosnovanie kontseptual'noi modeli sistemy mediko-organizatsionnogo obespecheniya prav nesovershennoletnikh patsientov [Scientific rationale of conceptual framework of system of medical-organizational securing of under-aged patient rights]: avtoref. dis. ... d-ra med. nauk. M., 2006. S. 43. [in Russian]

7. Baklushina E. K., Nuzhenkova M. V. Sistema mediko-organizatsionnogo obespecheniya prav nesovershennoletnikh patsientov [System of medical-organizational security of underaged patient rights] // Nauchnye trudy III Vserossiiskogo s"ezda (Natsional'nogo kongressa) po meditsinskomu pravu. M.: NAMP, 2007. S. 301-304. [in Russian]

8. Belavin V. A. Obespechenie i zashchita prav grazhdan v sisteme obyazatel'nogo strakhovaniya na territorii Sverdlovskoi oblasti [Security and protection of citizen rights in system of compulsory insurance on territory of Sverdlovsk region] // Nauchnye trudy I Vserossiiskogo s"ezda (Natsional'nogo kongressa) po meditsinskomu pravu. Tom I. M.: NAMP, 2003. S. 141-143. [in Russian]

9. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (GK RF) (chasti pervaya, vtoraya, tret'ya i chetvertaya) (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Civil code of Russian Federation (CC RF) (parts 1,2,3,4) (with amendments)] [Elektronnyi resurs]. URL: http://lib.rus.ec/b/160621. [in Russian]

10. Granatovich O. V. Mediko-sotsial'nye potrebnosti i realizatsiya prav patsientov v usloviyakh mnogoprofil'nogo statsionara [Medical-social needs and patient rights enforcement in conditions of general in-patient hospitals]: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. SPb., 2007. 23 s. [in Russian]

11. Gromov A. P. Prava, obyazannosti i otvetstvennost' meditsinskikh rabotnikov [Rights, duties and responsibility of medical workers]. M.: Meditsina, 1978. 168 s. [in Russian]

12. Ivshin I. V., Kuzin S. G., Chertov A. M. Prestuplenie meditsinskikh rabotnikov protiv zhizni i zdorov'ya vsledstvie neispolneniya libo nenadlezhashchego ispolneniya professional'nykh obyazannostei [Crimes of medical workers against life and health because of non-performance or improper performance of professional duties] // Sudebno-meditsinskaya sluzhba Arkhangel'skoi oblasti: sb. tr. k 50-letiyu sozdaniya AOBSME. Arkhangel'sk, 2002. S. 37-41. [in Russian]

13. Ivshin I. V., Kuzin S. G., Chertov A. M. Nenadlezhashchee ispolnenie professional'nykh obyazannostei meditsinskimi rabotnikami kak priznak ob"ektivnoi storony prestupleniya [Improper performance of professional duties by medical workers as characteristic of objective aspect of crime] // Nauchnye trudy II Vserossiiskogo s"ezda (Natsional'nogo kongressa) po meditsinskomu pravu. M.: NAMP, 2005. S. 438-443. [in Russian]

14. Ivshin I. V. Sudebno-meditsinskie aspekty professional'nykh prestuplenii meditsinskikh rabotnikov protiv zhizni i zdorov'ya [Medicolegal aspects of professional crimes committed by medical workers against life and health]: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. M., 2005. 26 s. [in Russian]

15. Kanunnikova L. V., Ageev O. V., Gamarnik E. V.

Organizatsiya zashchity prav grazhdan v sisteme OMS [Citizen rights protection management in CHI system] // Zdravookhranenie. 2005. N 5. S. 29-31. [in Russian]

16. Kulyaminova E. O. Nauchnoe obosnovanie putei realizatsii prav detei i podrostkov v sisteme zdravookhraneniya [Science behind ways of child and adolescent rights enforcement in healthcare system]: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. M., 2002. 23 s. [in Russian]

17. Lomakina I. G. Obespechenie prav patsientov s tochki zreniya grazhdanskogo prava [Security of patient rights in the context of civil law] // Nauchnye trudy II Vserossiiskogo s"ezda (Natsional'nogo kongressa) po meditsinskomu pravu. M.: NAMP, 2003. S. 349-353. [in Russian]

18. Lopatenkov G. Prava patsienta: prakticheskie rekomendatsii [Patient rights: practical recommendations]. SPb.: BKhV-Peterburg, 2008. 159 s. [in Russian]

19. Mikirtichan G. L., Filimonov S. V. Otkaz patsienta ot meditsinskogo vmeshatel'stva (mediko-sotsialogicheskii i eticheskii analiz) [Patient refusal of medical intervention (medical-sociological and ethic analysis)] // Problemy gorodskogo zdravookhraneniya. 2006. Vyp. 11. S. 115-118. [in Russian]

20. Mokhov A. A. Teoreticheskie problemy meditsinskogo prava v Rossii [Theoretical problems of medical law in Russia]. Volgograd, 2002. 157 s. [in Russian]

21. NuzhenkovaM. V. Mediko-organizatsionnye i sotsial'no-gigienicheskie aspekty realizatsii prav nesovershennoletnikh patsientov (mladshe 15 let) [Medical-organizational and social-hygienic aspects of enforcement of underaged patient rights (younger than 15 y.o.)]: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Ivanovo, 2005. 23 s. [in Russian]

22. Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 29 noyabrya 2010 g. N 326-FZ [Compulsory health insurance in Russian Federation: Federal Law of Russian Federation of 29 November 2010 N 326-03] [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.rg.ru/2010/12/03/oms-dok.html. [in Russian]

23. Obespechenie i zashchita prav grazhdan v sisteme obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya [Securing and protection of citizen rights in system of compulsory health insurance]. M.: Federal'nyi fond OMS, 2001. 112 s. [in Russian]

24. Obespechenie i zashchita prav patsientov v Rossiiskoi Federatsii (obzor teorii i praktiki) [Securing and protection of patient rights in Russian Federation (theory and practice review)] / pod red. O. P. Shchepina. M.: NII SGE i UZ im. N. A. Semashko, 1999. 51 s. [in Russian]

25. Organizatsionno-pravovoe obespechenie konstitutsionnogo prava grazhdan na meditsinskuyu pomoshch' [Organizational-legal groundwork for citizen constitutional right to medical care] / A. V! Azarov [i dr.] // Zdravookhranenie.

2000. N 10. S. 15-23. [in Russian]

26. Pozdeev A. R., AvzalovaF. R. Nekotorye defekty vedeniya meditsinskoi dokumentatsii v lechebno-profilakticheskikh uchrezhdeniyakh [Some defects in maintaining of medical documents in medical preventive institutions] // Problemy ekspertizy v meditsine. 2001. N 2. Izd. “Ekspertiza”. Izhevsk,

2001. S. 26-28. [in Russian]

27. Rasstegaev V. V. Realizatsiya prav patsientov, prozhivayushchikh v sel'skoi mestnosti [Patient right enforcement in rural areas]: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. M., 2005. S. 23. [in Russian]

28. Rimskaya M. V. Sotsial'no-gigienicheskie aspekty realizatsii prav nesovershennoletnikh patsientov (1517 let) [Social-hygienic aspects of underaged patient rights

enforcement (younger than ІВ y. o.)]: avtoref. dis. ... kand, med. nauk. Ivanovo, 200В. S. 2i. [in Russian]

29. Sal'nikov V. P., Stetsenko S. G. Zakonodatel'naya reglamentatsiya meditsinskoi deyatel'nosti v Rossii vo vremya pravleniya Petra I [Legislative regimentation of medical activities in Russia during Peter I reigning] // Pravovedenie,

200І. N 4. S. 2І9-2З0. [in Russian]

30. Sergeev Yu. D. Meditsinskoe pravo v Rossiiskoi Federatsii [Medical law in Russian Federation] // Meditsinskoe pravo. 200З. N З. S. В7-60. [in Russian]

31. Stetsenko S. G. Yuridicheskaya reglamentatsiya meditsinskoi deyatel'nosti v Rossii (istoricheskii i teoretiko-pravovoi analiz) [Legal regimentation of medical activities in Russia (historical and theoretical-legal analysis)]: avtoref. dis, ... d-ra yurid. nauk. SPb., 2002. В6 s. [in Russian]

32. Turilina E. A. Prava patsientov: problemy pravovoi zashchity // Nauchnye trudy I Vserossiiskogo s"ezda (Natsional'nogo kongressa) po meditsinskomu pravu [Patient rights: problems of legal protection]. T. I. M.: NAMP, 200З,

S. І79 — І8І, [in Russian]

33. Ugolovnyi Kodeks Rossiiskoi Federatsii (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Criminal Code of Russian Federation (with amendments)] [Elektronnyi resurs]. URL: http://knigazhalob. ru/zknd/ugol. [in Russian]

34. Federal'nyi zakon RF O transplantatsii organov i tkanei [RF Federal Law on Organ and Tissue Transplantation] [Elektronnyi resurs]. URL: http://transpl.webworker.ru/page, php?id=44, [in Russian]

ЗВ. Filatov V. B., Korotkikh R. V., Lukova N. Kh. Eticheskie

i pravovye osnovy vo vzaimootnosheniyakh vracha i patsienta [Ethic and legal principles in relationships between doctors and patients] // Zdravookhranenie. 2001, N З. S. І7З — І7В. [in Russian]

36. Chashchin A. N. Istoriya, sostoyanie i perspektivy kodifikatsii meditsinskogo zakonodatel'stva Rossii [History, state and perspectives of Russian medical legislation codification] // Meditsinskoe pravo. N i(i7). S. З-В. [in Russian]

37. Shevchenko S. E., Kostin A. V. Istoricheskie predposylki k sozdaniyu sovremennoi sistemy kontrolya kachestva meditsinskoi pomoshchi kak osnovy gosudarstvennoi kontseptsii zashchity prav patsientov [Historical background for establishment of modern system of medical care quality control as basis for State concept of patient right protection] // Problemy otsenki kachestva meditsinskoi pomoshchi. І 998. Vyp. 2. S. 4-І0. [in Russian]

38. Shumilina E. G. Metodologicheskie podkhody k optimizatsii deyatel'nosti uchrezhdenii zdravookhraneniya po obespecheniyu prav grazhdan pri okazanii meditsinskoi pomoshchi (na primere uchrezhdenii zdravookhraneniya MPS Rossii) [Methodological approaches to optimization of health institutions activities for securing of citizen rights in delivery of medical care (evidence from health institutions of Ministry of Railways of Russia)]: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. SPb., 2004. 23 s. [in Russian]

39. Shchepin O. P., Korotkikh R. V., Rytvinskii S. S. Pravovye osnovy regulirovaniya meditsinskoi deyatel'nosti: metod. posobie [Legal principles of medical activities regulation]. M.: NII im. N. A. Semashko, 1995. 174 s. [in Russian]

EVOLUTION OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL APPROCHES TO SECURING AND ENFORCEMENT OF PATIENT RIGHTS IN RUSSIA

Т. G. Svetlichnaya, О. А. Tsyganova, *V. K. Zinkevitch

Northern State Medical University, Arkhangelsk *Murmansk Regional Center for Prevention and Fight against AIDS and Communicable Diseases, Murmansk

In the article, a comparative analysis of national legislation regulating patient rights to medical care has been presented as well as a number of studies of practice of securing and enforcement of those rights. A conclusion has been made about correspondence of the available Russian legislation to the standards of the international law. At the same time, it has become obvious that it was necessary to continue work for the right specification, to work out mechanisms of the right securing and protection, to correlate the patient rights against the doctor rights and duties, to reach better understanding of the current rights by patients. Adoption of the federal law "RF Patient Rights" would contribute to that.

Keywords: citizens’ rights to medical care; practice of enforcement of patient rights; patient rights law

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация:

Цыганова Ольга Альбертовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Северного государственного медицинского университета

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51

Тел. (8182) 28-57-84

E-mail: olgatsyg@nsmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.