Научная статья на тему 'Эволюция лингвокультурологического концепта «Демократия» в дискурсивном пространстве американской нации'

Эволюция лингвокультурологического концепта «Демократия» в дискурсивном пространстве американской нации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
338
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / КОНЦЕПТ / ТЕХНОЛОГИЯ / DISCOURSE / CONCEPT / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Суслова Анна Юрьевна

В статье описывается процесс объективации лингвокультурного социально-значимого концепта американской ментальности «демократия», выделены его содержательный минимум и ассоциативные связи, описаны основные дискурсивные технологии его продвижения в рамках официальной идеологии СШа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Суслова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Democracy» as a linguocultural concept is under consideration in this article. Democracy is a set of changes in the real world, but it is also a word which depicts how these changes are represented and conceptualized within a sociopolitical discourse in different historical periods of the American nation development.

Текст научной работы на тему «Эволюция лингвокультурологического концепта «Демократия» в дискурсивном пространстве американской нации»

УДК 81 ББК 81.001.2

А.Ю. Суслова

ЭВОЛЮЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КОНЦЕПТА «ДЕМОКРАТИЯ» В ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АМЕРИКАНСКОЙ НАЦИИ

В статье описывается процесс объективации лингвокулътурного социально-значимого концепта американской ментальности - «демократия», выделены его содержательный минимум и ассоциативные связи, описаны основные дискурсивные технологии его продвижения в рамках официальной идеологии США.

Ключевые слова: дискурс; концепт; технология.

А. К

EVOLUTION OF THE LINGUOCULTURAL CONCEPT «DEMOCRACY» IN THE AMERICAN NATION DISCOURSE SPACE

«Democracy» as a linguocultural concept is under consideration in this article. Democracy is a set of changes in the real world, but it is also a word which depicts how these changes are represented and conceptualized within a sociopolitical discourse in different historical periods of the American nation development.

Key words: discourse; concept; technology.

В языковой памяти определенных этносов накапливается информация, несущая социальнозначимые культурные смыслы, которые используются определенными Дискурсивными Экспертными Сообществами [Каплуненко, 2007 : 119] для создания идеологической матрицы формирования коллективного сознания нации в определенные исторические периоды ее развития. Все ячейки матрицы строго упорядочены по степени значимости, соподчинения и востребованности в определенный исторический момент. Каждая ячейка матрицы имеет свое абстрактное понятийное содержание, конкретизация которого происходит за счет появления вербальных и визуальных знаков, видоизменяющихся в ходе социального развития общества, которое оперирует ими в процессе коммуникации.

Понятие «демократия» в данной статье рассматривается в рамках теории дискурсивного пространства, которое понимается нами как категориально значимое «с точки зрения лингвистической репрезентации констант социального взаимодействия - стратегических приемов и принципов, организующих речевое поведение языковой личности и регулирующих интерсубъективное переживание смыслового разнообразия реального мира» [Казыдуб, 2006 : 185].

В американской культуре понятие «демократия» занимает одну из центральных ячеек идеологической матрицы. «Демократия» для американской нации является одним из наиболее важных социально-значимых феноменов, используе-

мых для формирования официальной идеологии США.

Если подходить формально к трактовке значения слова «демократия», то можно констатировать, что большинство словарей указывают на явную полисемию данного абстрактного существи-

cised either directly or through elected representatives. 2. A political or social unit that has such a government. 3. The common people, considered as the primary source of political power. 4. Majority rule. 5. The principles of social equality and respect for the individual within a community.

Исходя из анализа словарных дефиниций, следует, что «демократия» есть правительство, социальное или политическое единение, простые люди как источник политической власти, правление большинства, принципы социального равенства и уважения к каждой отдельной личности.

Столь разнообразные интерпретации понятия «демократия» говорят, прежде всего, не только о его многозначности, но и неустойчивости понятийных границ, что часто может привести к разночтению в разных типах дискурса.

С другой стороны, такая полисемия указывает на процесс эволюции слова и его семантического потенциала.

Так, в период становления и оформления США как демократического государства «отцы основатели» спорили о том, что провозглашать в Америке - демократию или республику:

(l)Jhe words «democracy» and «republic» were wrongly used by some of the Founding Fathers of the

United States. They argued that only a representative democracy (what they called a ‘republic ) could properly protect the rights of the individual; they used the

they considered tyrannical ('http://www.truth-and-jus-tice. info/democracy/html.).

цами основателями» с понятием «государство, управляемое избранными представителями и избранным лидером». Это значение слова «республика» совпадало со значением словосочетания «indirect democracy», то есть «представительная демократия. Слово же «демократия» (democracy) трактовалось «отцами основателями» как «демократия прямого действия» (direct democracy), аналог демократии древнего Рима, которая не защищала прав отдельного гражданина и имела черты тирании одного сильного властителя. Поэтому выбор нужного слова в тот период времени имел принципиальное значение для передачи социально-значимого смысла. В период становления нового государства с «исключительной», по мнению американцев, формой политического правления необходимо было задать целевую коммуникативную установку для практического общения людей, успех которого зависел от информационного обеспечения. Это обеспечение должно было осуществляться в форме «целеполагания или проектирования», а также «в направляющей действия субъекта ценностной ориентации» [Каган, 1999 : 65].

Так начинался процесс формирования социально-значимого концепта «демократия» в американском массовом сознании.

В данной статье предпринимается попытка описать процесс концептуализации социальнозначимого феномена американской ментальности «демократия», выделить его содержательный минимум и его ассоциативные связи, описать основные дискурсивные технологии продвижения данного концепта в общественное сознание американцев, исходя из основных идеологических посылок, на которых строится вся национальная политика США.

Демократия, с точки зрения теории государства и права, является политическим режимом, который указывает на содержательные аспекты государственности. «Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть» [Морозова, 2005 : 90]. При всей четкости определения, данного в рамках юридической науки, это определение не работает на уровне социальной коммуникации. Оно скорее отражает механизм реального процесса демокра-

тизации общества, понятный узким специалистам в этой области.

Для лингвиста же интересно понятие «демократия» не как реальный процесс, а как процесс концептуализации идеи «демократия» в языковой картине мире определенной нации. Не вызывает сомнения, что именно единство семантической информации и осознанного отношения к ней человека структурирует социальное и рационально возделывает его [Мальковская, 2004 ] .

Дискурс, в свою очередь, в своем качестве контекстуально порожденного языка для специальных значимых целей образует пространство «поиска истины» путем моделирования и продвижения социально значимых смыслов в общественное сознание [Серебренникова, 2008 : 25].

Поскольку «демократия» - это прежде всего идея-миф, объединяющая все американское общество, она должна иметь автора или авторов, ее генерирующих. В нашем случае - это Дискурсивные Экспертные Сообщества, обладающие реальной властью, а также известные уважаемые люди, чья точка зрения без сомнения принимается низовым дискурсивным сообществом. Идея может так и остаться идеей меньшинства, если не создать каналы передачи информации, эффективные дискурсивные технологии воздействия, формирующие положительное отношение человека к данной идее.

«Демократия» может рассматриваться как концепт (осмысление данной идеи) и как дискурсивная категория (вербализация идеи) [Шейгал, http].

С точки зрения лингвокультурологического понимания концепты рассматриваются нами как «ментальные образования, которые представляют собой хранящиеся в памяти человека значимые осознаваемые типизируемые фрагменты опыта» [Карасик, 2005 : 8]. Типизируемость дает возможность передать информацию, заложенную в концепте, другим людям, закрепляя их значимость в индивидуальном и коллективном опыте. Характеристики концепта представляют собой их образноперцептивную, понятийную и ценностную стороны [Карасик, 2005].

Ценностная характеристика концепта «демократия» не сформулирована в самом слове, но его употребление в дискурсивном пространстве американцев порождает положительное отношение к заложенному в нем смыслу. Ценности - это разделяемая всеми членами сообщества идея о том, что «хорошо», даже если это «хорошо» воображаемо и существует только в сознании данного сообщества и принимается ими на веру, как некий абсолют.

Типичными ассоциациями понятия «демократия» являются такие понятия, как справедливость, равенство, свобода, индивидуализм, оптимизм, за-конопослушание, всеобщее благо.

В словарных статьях зафиксированы лишь некоторые из них: «Демократия» это: The principles of social equality (I) and respect for the individual (2) within a community.

Другие ассоциативные понятия по отношению к понятию «демократия» появляются при коммуникации в различных типах дискурса: политическом, педагогическом, публичном, массмедийном, деловом и даже религиозном, но в каждом типе дискурса ассоциативная линия меняется.

Вероятнее всего, в каждом типе дискурса существует свой набор ассоциативных понятий понятию «демократия», дискурсивные способы их вербализации и целый ряд дискурсивных технологий, продвигающих эти социально-ценностные понятия в определенной целевой аудитории.

Общей технологией для всех типов дискурса является декларативное продвижение понятия «демократия» как «блага», «достижения» современного американского общества, которое необходимо не только сохранять и оберегать в любом сообществе американской нации, но и целенаправленно экспортировать его (благо) в другие международные сообщества: это - основа современной международной политики США.

С лингвистической же точки зрения в американском обществе на уровне коммуникации происходит дискурсивное конструирование демократии, которое не тождественно реальному процессу демократии.

Обратившись к анализу примеров политического дискурса, нам удалось выяснить, что большинство американцев понимает «демократию» как «власть народа и для народа», которая опирается на такие демократические ценности, как свобода, равенство, всеобщее благо, и ряд других. По сути, эта система ценностей и составляет содержание концепта «демократия» в рамках данного типа дискурса.

Закрепить подобное понимание концепта в сознании простого американца можно только за счет использования эффективных дискурсивных технологий, базирующихся на знании теоретического или эмпирического характера [Плотникова, 2008 : 140]. Одной из них является обращение к положительному историческому опыту мирового сообщества.

Поскольку американская нация не имеет своей собственной продолжительной истории, то Дискурсивному Экспертному Сообществу, обладающему высоким политическим статусом, для усиления влияния на общественное сознание необхо-

димо сослаться на некий серьезный признанный опыт. Данная технология используется для того, чтобы доказать правильность избранного пути в развитии американского общества, сохранить его единство и тем самым способствовать укреплению существующей политической системы в целом.

Обратимся для примера к тексту прокламации, написанной по случаю празднования Дня независимости Греции президентом США Вильямом Клинтоном в 1993 году.

Сразу же обращает на себя внимание заголовок прокламации:

Proclamation 6539 - Greek Independence Day: A National Day of Celebration of Greek and American Democracy, 1993.

В заголовке идет указание на то, что американская демократия не проросла на пустом месте, а имеет «глубокие исторические корни», хотя и греческие.

И далее по тексту:

(2) The United States is proud to acknowledge the enormous debt it owes to the Greek philosophers and politicians. In creating a new Nation, the American Pounding bathers drew upon the Greek writings for inspiration as to the purpose of government and in order to define the common good of society (http:// www.presidency.ucsb.edu. ).

В анализируемом отрывке прокламации подчеркивается огромная роль греческих философов и политиков в деле становления американской нации, в трудах которых «отцы-основатели» черпали свое вдохновение. Автор целенаправленно использует слово с превосходной оценкой enormous, что соответствует в русском языке понятию огромный, громадный, безмерный. Слово Nation вводится в контекст с заглавной буквы, подчеркивая тем самым значимость и исключительность американской нации, достойно следующей традициям древней цивилизации. И, наконец, раскрывается причина, по которой американская нация горда {The United States is prom) и находится в долгу перед Грецией (enormous debt it owes to the Greek); а именно опыт Греции вдохновил «отцов-основателей» понять, каково должно быть правительство, чтобы построить общество всеобщего блага (the common good of society). Понятие «демократия» не вводится в контекст словом «демократия», но оно обозначается имплицитно через набор слов с ассоциативным значением для слова «демократия»: древняя Греция, политические учения, роль правительства, общество всеобщего блага.

Далее в тексте имеется и прямое обращение к демократическим идеалам обеих наций типа: (1) The close and cordial ties between our nations are built upon the solid foundation of a common love of democratic values; (2) The concept of democracy was thus created and embodied in a series of rights and laws; (3) .. our two great democracies pause to realize how much they have benefited and continue to benefit from each other.

В контексте идет обращение к таким понятиям, как демократические ценности, права и законы, великие демократии, которые, с одной стороны, указывают на уважение американцев к своим «греческим демократическим корням», но, с другой стороны, подчеркиваются и особенности развития собственно американской демократии {benefited md^mtim£jobenefitfrom_eachj)thei):

Что же касается римского опыта, то следует подчеркнуть, что при разработке политических концепций римские философы и политики опирались на заимствованные из греческих источников представления о формах государства, о соотношении закона и справедливости, о естественном праве, республиканской форме правления. Значительное влияние на идеологию римского общества оказала философия стоиков. Её последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о «духовном равенстве» всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону.

Эти идеи духовного равенства нашли свое отражение уже в политических дискурсах догосу-дарственного правления в США.

Ср.: (3) God almighty in his most holy and wise providence hath so disposed of the condition of mankind, as in all times some must be rich some must be poor some must be eminent in power and dignity; others mean and in subjection inthrop).

Джон Винтроп был очень влиятельным духовным наставником пуритан, писателем и мыслителем в среде первых поселенцев на территории Северной Америки.

Как показал анализ религиозно-политических дискурсов, в них идет речь только о демократических ценностях, заимствованных из римской и греческой философии, но не о демократии как ценностном американском концепте.

В американской политической культуре эта идея демократических ценностей равенства и свободы нашла свое вербальное выражение много позже, только в тексте Декларации о независимости:

(4) We hold these truths to be self evident, that all Men are created equal, that they are endowed by their creator with certain unalienable rights, that among

these are life, liberty and the pursuit of happiness (Declaration of Independence).

И хотя текст декларации появился в США задолго до отмены рабства, американцы позиционировали равенство и свободу как важнейшие демократические ценности.

Следовательно, из греческой политической культуры был заимствован не сам концепт «демократия» в полном его содержании, а отдельные составляющие типа «равенство и свобода».

Для официальной идеологии Римской империи были характерны идеи космополитизма, мирового владычества, а также концепции неограниченной императорской власти и государственный культ правящего императора. В американской политической культуре идея сильной центральной власти, в отличие от Рима, а тем более господства политической личности (короля или императора) не могла найти себе почву, так как само появление американской нации связано с открытой борьбой и неподчинением британской монархии. Все в руках божьих, бог вместо царя и императора, которые в некоторых культурах рассматривались как помазанники божьи.

И хотя религиозные институты и их представители не принимают прямого участия в политическом управлении обществом, именно их институты прививали вкус свободы первым американским поселенцам. И поэтому американцы осознают их неразрывную связь с республиканскими институтами: (5) The religion which has introduced

which enjoins humility, piety, and benevolence; which acknowledges in every person a brother, or a sister, and a citizen with equal rights (Noah Webster).

Что же касается идеи мирового господства, то она успешно культивируется в американском сознании и сегодня, а величие Рима захватило молодую Америку еще более 200 лет назад, о чем свидетельствуют архитектурные памятники Вашингтона, которые сегодня называются символами демократии: Капитолий, здание Верховного суда, Белый дом, построенные в стиле классицизма по примеру древнего Рима.

Демократия как общественное явление развивалась, как мы видим, не только по образцу древних цивилизаций, но и приобретала свои чисто американские черты, поэтому в политическом дискурсе параллельно со словом «демократия» стали употребляться словосочетания типа: американская демократия, демократия по-американски и даже представительная демократия (American democracy, Democracy in America, Representative democracy). Столь необходимое дополнение в рамках политического дискурса понятию «демократия» объясняется как раз тем, что понятие Рим-

ской демократии не тождественно американской, хотя и имеет много общего.

В более поздних политических дискурсах была предпринята попытка дать развернутое толкование понятию «демократия» по-американски.

Сравните: (6) Democracy is the government of

ham Lincoln).

Именно данное изречение в различных интерпретациях является достаточно часто цитируемым не только в политическом дискурсе, но и в других типах дискурса, особенно педагогическом. В данном контексте появляется не просто слово «демократия», но и само определение демократии с точки зрения представителя политического экспертного сообщества.

Многие американцы понимают демократию именно таким образом и на вопрос, что вы понимаете под демократией, цитируют слова Линкольна:

(7) the project introduces citizens, particularly

young people, to the representatives, institutions, and processes that serve to realize the goal of a government of, by, and for the people ('http://www/civced. org/index.).

Или другой пример, где в заголовке статьи используется часть цитаты А. Линкольна: (8) Demос-racy is a Government of the people. Students form a considerable part of the population ofa country. What is their role in this field?

(http: //dimdima. com/forumnw/message. asp).

Статья датируется 27 ноября 2006 года, что свидетельствует о том, что у современного американца сформировалось понятие «демократия» как правительство простых людей, контролируемое простыми людьми и для простых людей, которое продолжает работать на уровне современной социальной коммуникации.

Популярность данного понимания концепта «демократия» можно объяснить, во-первых, популярностью самого президента, он для простых американцев является одним из наиболее уважаемых президентов США, а во-вторых, данное изречение очень просто объясняет сложное понятие «демократия».

И, наконец, здесь уже просматривается иная дискурсивная технология воздействия Дискурсивного Экспертного Сообщества на общественное мнение - через обращение к опыту и мнению уважаемых в обществе видных общественных и политических деятелей. Данная технология используется не только в рамках политического, но и педагогического дискурса.

Достаточно часто в американском политическом дискурсе цитируется высказывание Уинстона Черчилля (хотя он и «ненавистный» британец),

который, используя стилистический прием антитезы, дает определение понятию «демократия».

(9) Democracy is the worstform of government, except all the others that have been tried (W. Churchill, http://thinkexist.com/quotation/democracy).

Пока человечество не придумало лучшей формы правления, демократия является самой лучшей из ранее существовавших государственных форм.

Исходя из анализа всех вышеприведенных примеров, понятия равенства и справедливости являются ключевыми демократическими ценностями американского общества, составляющими содержание концепта «демократия», который определяет политическую идеологию американского государства:

(10) Americans believe in «self-made man» and self creation, in individualism, in liberty and equality of opportunities and self-expression. These values go beyond any specific culture, religion or ethnicity. So, people from all countries can be American by accepting and practicing American values and culture (http ://www. search?hl=ru&newwindow= 1 &qAmeri

Показательно в этом контексте употребление глагола believe, который свидетельствует всего лишь о вере в существование этих ценностей, их универсальности вне зависимости от культуры, национальности или религиозного исповедания. В таком типе контекста в рамках политического дискурса закладывается идея важности этих демократических ценностей для людей всего мира, поскольку демократия - это лучшее и самое справедливое политическое образование в мире. Путем повтора этой идеи в разных типах дискурса -педагогическом, политическом, бизнес-дискурсе -представители дискурсивного политического экспертного сообщества оправдывают процесс экспорта американской демократии в любой уголок мира, и простые американцы видят в этом оправдание вмешательству США в дела других государств.

Это, в свою очередь, является наглядным примером технологичности политического дискурса, когда осознанное применение научных лингвистических знаний порождает такой дискурс, который в наибольшей степени способствует достижению неречевых целей [Плотникова, 2004 : 50].

Таким образом, концепт «демократия» функционирует как одна из ячеек идеологической матрицы, которая осознанно формируется и продвигается в рамках различного типа дискурсов при помощи определенных лингвистических технологий в интересах правящего Дискурсивного Экспертного Сообщества.

Само понятие «демократия» не имеет окончательных четких содержательных границ и «эво-

люционирует из концепта» [Каплуненко, 2007 : 116] «демократия».

Лингвокультурологический концепт «демократия» все еще находится в стадии формирования, что находит свое отражение на уровне дискурса, который претерпевает изменения параллельно с развитием американского общества. На формирование его содержания оказали большое влияние идеи древних философских учений Греции и Рима, идеи видных американских политических деятелей (создателей американской декларации и конституции), собственный социальнополитический опыт.

В сознании американцев сегодня существует только некое обобщенное понятие «демократия», за которым многие из них видят такие ценности, как свобода и равенство. Другие, более опытные в социальном смысле и образовании, имеющие знания из области философии и истории, рассматривают «демократию» как «народную» форму правления в государстве на принципах свободы и равенства.

Вера в то, что демократия является единственной прогрессивной формой правления общества, несущей всеобщее благо («common good»), насаждается американскому сообществу определенными дискурсивными технологиями, которые можно подвергнуть более детальной деконструкции и дальнейшему лингвистическому описанию.

Библиографический список

1. Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст] / М.С. Каган. - СПб. : ТОО ТК Петрополис, 1999.

2. Казыдуб, H.H. Дискурсивное пространство как фрагмент языковой картины мира (теоретическая модель) [Текст]: монография /Н.Н. Казыдуб. - Иркутск : ИГЛУ, 2006.

3. Каплуненко, А.М. Концепт - Понятие - Термин: Эволюция семиотических сущностей в контексте дискурсивной практики [Текст] / А.М. Каплуненко // Азиатско-Тихоокеанский регион: диалог языков и культур: сборник науч. докл. междунар. конф. -Иркутск : ИГЛУ 2007.’- С. 115-120. ’

4. Карасик, В.II. Иная ментальность [Текст ] /ИВ. Карасик. - М. : Гнозис, 2005.

5. Малъкоеская, II. А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы [Текст ] / И. А. Мальковская. - М. : Едиториал УРСС, 2004.

6. Морозова, Л. Теория государства и права [Текст] : учебное пособие / Л.А. Морозова. - М. : Эксмо, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Плотникова, С.Н. Самомоделирование личности политика как дискурсивная технология [Текст] / С.Н. Плотникова // Политический дискурс в России-7. Образы без лиц: материалы постоянно действующего семинара / под ред. В.Н. Базылева и

В.Г. Красильниковой. - М. : МАКС Пресс, 2004.

8. Плотникова, С.Н. Технологизация дискурса: Процесс и результат [Текст] / С.Н. Плотникова // Вестник ИГЛУ Сер. Филология. - 2008. - С. 138-147.

9. Серебренникова, Е.Ф. Аспекты аксиологического лингвистического анализа [Текст] / Е.Ф. Серебренникова //Этносемиометрия ценностных смыслов: кол. монография. - Иркутск : ИГЛУ, 2008.

10. Шейгал, Е. II. Власть как концепт и категория дискурса [Электронный ресурс]. - http://gumer.info/ bibliotek_Buks/Polit?Article/sheig_vlast.php.

Список словарей

1. ММ - Macmillan English Dictionary [Text]. - London : Bloomsbury Publishing, 2002.

2. lessing, D. Thegoldennotebook [Text] / D. Lessing. -New York : New American Library, 1973.

3. LD - Longman Dictionary of Contemporary English [Text]. - Harlow : Longman, 1978.

4. OED - The Oxford English Dictionary [Text]. - London: Oxford University Press, 1933, vol. 9: S-Soldo.

5. WNCD - Webster’s New Collegiate Dictionary [Text]. - Springfield: G.&C. Merriam Company, 1973.

Список источников примеров

1. AI - American Identity: Polarization VS Unity [Электронный ресурс]. - http://www. search?hl=ru&neww indow= l&qAmericans.

2. ALQ - Abraham lincoln Quotes [Электронный ресурс]. - http://thinkexist.com/quotation/democracy.

3. DI - Declaration of Independence [Электронный

ment/index.htm.

4. DQ - Democracy quotes [Электронный ресурс]. -http://thinkexist.com/quotation/democrdcy.

5. FFQD - Founding Fathers Quotations about Democracy [Электронный ресурс]. - http://oaknorton.com/ foundingfatherquotes.cfm.

6. MCC - Model of Christian Charity: John Winthrop, 1630 [Электронный ресурс]. - http://xroads.virginia. edu/~Hyper/DETOC/hudson/winthrop.html.

7. PGID - Proclamation 6539 - Greek Independence Day: A National Day of Celebration of Greek and American Democracy [Электронный ресурс]. -1993. - March 25. - http://www.presidency.ucsb.edu/ ws/index.php?pid=62418.

8. RD - Representative Democracy [Электронный pe-

resentative democracy in America.

9. RSD - Role of Students in Democracy [Электронный ресурс]. - http://dimdima.com/forumnw/mes-sage.asp.

10. UD - Understanding Democracy: Truth and Justice Publication ltd website [Электронный ресурс]. -http://www.truth-and-justice.info/democracy./html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.