Научная статья на тему 'Эволюция концепции кризиса в философии П. А. Сорокина'

Эволюция концепции кризиса в философии П. А. Сорокина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
354
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / CRISIS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / КРИЗИСОЛОГИЯ / CRISISOLOGY / КУЛЬТУРА / CULTURE / КУЛЬТУРНАЯ СУПЕРСИСТЕМА / CULTURAL SUPERSYSTEM / СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / SOCIAL DYNAMICS / ЦЕННОСТЬ / VALUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Головко Ю.В.

В данной статье рассматривается концепция кризиса современного общества русско-американского философа и социолога П. А. Сорокина. Прослеживается развитие идей в данной области на протяжении всего творчества Сорокина, начиная с ранних работ и заканчивая зрелыми трудами. Анализируется значение концепции кризиса как для творчества П.А. Сорокина, так и социально-философской мысли в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the concept of crisis in philosophy of P. A. Sorokin

This article discusses the concept of the crisis of modern society in the work of russian-american philosopher and sociologist P. A. Sorokin. The ideas of this area are shown through the whole science period of P. A. Sorokin work. There was analyzed the meaning of the concept of crisis through the papers of P.A. Sorokin and socio-philosophical thought in general.

Текст научной работы на тему «Эволюция концепции кризиса в философии П. А. Сорокина»

не только сверху, в рамках государственных или международных программ, но от самого общества, для которого диалог культур в наши дни - проблема нормального каждодневного общения. Инициативу следует взять на себя интеллектуальной элите разных культур и религий, прежде всего, связанной с образованием, играющим определяющую роль в формировании культурной и конфессиональной идентичности личности. Среди первоочередных задач -введение курсов по цивилизационному диалогу (как в рамках учебных программ, так и публичных), студенческие поездки в страны иной культуры и в страны, имеющие положительный опыт во взаимоотношении цивилизаций.

Особый акцент необходимо сделать на смягчении именно религиозного противостояния. В этой связи необходимо отметить особое положение России, страны, где межконфессиональный мир и добрые отношения между православными и мусульманами стали традицией. Россия с ее вековыми устоями веротерпимости, без сомнения, способна внести свой вклад в миротворческие усилия по разрешению межрелигиозных противоречий и передать полезный опыт другим народам.

Литература

1. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

2. Фукуяма Ф. Конец истории? // Кимелов Ю.А. Философия истории: Антология. М., 1994.

3. Dyron B. Daughrity. The changing world of Christianity: the global history of a borderless religion. N. Y., 2010.

4. Habib C. Malik Islamism and the Future of the Christians of the Middle East. Stanford, 2010.

5. Журавский А.В. Христианство и ислам. Социо-культурные проблемы диалога. М., 1990 // http://archive.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=808.

6. Mbiti John S. Introduction to African religion. Nairobi, 1991.

7. http://www.law.umaryland.edu/marshall/crsreports/crsdocuments/RS22873_05092008.pdf

8. Рыбина М.В. Религии и политика Нигерия: пути взаимодействия // Азия и Африка сегодня. М., 2012№ 3.

9. Кудров Е.А. Судан на перепутье: война или мир? М., 2009.

10. http://www.pewfomm.org/executive-summary-islam-and-christianity-in-sub-saharan-africa.aspx

11. Христиане и мусульмане: проблема диалога / Сост., вступит. статья и комментарии А. Журавского. М., 2000.

12. Яковца Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.

ИСТОРИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Эволюция концепции кризиса в философии П.А. Сорокина

к.ф.н. доц. Головко Ю.В.

Университет машиностроения yulia_golovko@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается концепция кризиса современного общества русско-американского философа и социолога П. А. Сорокина. Прослеживается развитие идей в данной области на протяжении всего творчества Сорокина, начиная с ранних работ и заканчивая зрелыми трудами. Анализируется значение концепции кризиса как для творчества П.А. Сорокина, так и социально-философской мысли в целом.

Ключевые слова: кризис, общество, кризисология, культура, культурная суперсистема, социальная динамика, ценность

Развитие современного общества сопровождается целым рядом негативных явлений. Определяющими тенденциями становятся нестабильность, неустойчивость и резкие колебания во всех областях общественной жизни. Одним из определяющих состояние современного общества понятий становится понятие кризиса. Как известно, в широком толковании под кризисом понимается резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние, а также острый недостаток, нехватка чего-либо, тяжелое положение [5].

Без сомнения, за историю своего существования человечество неоднократно сталкивалось с серьезными затруднениями и пребывало в состоянии кризиса, но при этом кризисы, в подавляющем большинстве, носили локальный характер. Особенностью современного кризиса является его глобальность и системный характер. Почти во всех отраслях человеческой деятельности можно обнаружить проблемы и затруднения, имеющие серьезные последствия для судеб всего мира. К ним можно отнести следствия технизации современного общества, проявляющиеся в катастрофическом загрязнении природной среды, в ухудшении состояния здоровья населения, возникновении техногенных катастроф; экономические неурядицы, выражающиеся в падении темпов экономического роста и финансовых колебаниях, усилении социального неравенства как внутри общества, так и между различными странами; политическую напряженность в мире, этнические конфликты и войны.

Современный кризис отличается особой глубиной и широтой проявлений. Кризис охватывает все сферы человеческой деятельности, «...современным кризисом затронуты все отрасли и грани человеческой культуры: экономика, идеология, политика, мораль, право, искусство, философия, экология, религия, межнациональные отношения» [1, с. 206].

В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает философское наследие Питирима Александровича Сорокина. Без преувеличения можно сказать, что большинство трудов Сорокина имеют целью исследование современной цивилизации и направлены на выявление, разъяснение, разработку основных проблем, возникающих в ходе развития современного общества. При этом категория «кризис» является одной из ведущих в творчестве мыслителя.

На наш взгляд, истоки «кризисологии» можно найти уже в ранних работах П.А. Сорокина, а анализ ученым таких общественных явлений как преступность, война, революция в дальнейшем приведет к формированию целостной концепции кризиса. Необходимо отметить, что в этот период творчества Сорокин практически не употребляет термин «кризис» и не рассматривает его как важную составляющую общественного процесса. Тем не менее, анализируемые им явления представляют конкретные проявления кризиса. Так, в работе 1922 года «Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь» [6] Сорокин всесторонне исследует воздействие голода не только на отдельного человека, его сознание, психологию и поведение, но и «социальные эффекты» данного явления. Голод рассматривается Сорокиным в его взаимосвязи с такими явлениями, как преступность, социальная нестабильность, революция и война. Все эти явления в комплексе и составляют основу кризиса. Опираясь на обширный эмпирический материал, Сорокин делает вывод, что голод не только разрушает человеческую личность, подавляя условные детерминаторы социальных действий и искажая моральные, правовые, религиозные, эстетические и прочие формы социального поведения, но и становится одним из определяющих факторов в формировании общественной идеологии, морали, а также основ государственного устройства.

Еще одно из существенных проявлений кризиса - война. В статье «Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию» (1922) П.А. Сорокин констатирует, что, помимо количественного уменьшения населения (что, несомненно, в первую очередь сказывается на экономическом развитии общества), война приводит к гораздо более важным для общества потерям, оказывая значительное влияние на его качественный состав. Проявляется это в том, что вследствие военных действий более всего страдают трудоспособные возрасты, из жизни уходят более здоровые представители рода, нарушается половой со-

став населения. Но наиболее значимым фактором, влияющим на стабильное развитие общества (и, как следствие, возможность избегать либо преодолевать кризисы), является то, что «война уносит преимущественно морально здоровые элементы и оставляет выживать элементы морально негодные, преступные ...

На войне, при равенстве прочих условий, людей с глубоким сознанием долга перед страной, родиной, своей группой гибнет больше, чем лиц, лишенных такого сознания»[6, с. 560]. Сорокин приводит факты, убедительно доказывающие, что общество теряет более интеллектуальную, талантливую и квалифицированную часть населения, «война прямо и косвенно пожирает в большей степени духовно одаренных (более волевых, более развитых, более талантливых), чем неодаренных» [6, а560]. Таким образом, война оказывает негативное влияние на все основополагающие стороны общественной жизни, что, в свою очередь, может способствовать нарастанию кризисной симптоматики.

В своей дальнейшей работе П.А. Сорокин обращается к исследованию кризиса как комплексного, многопланового явления, пронизывающего всю ткань современного общества, задающего характер его развития и определяющего дальнейшие перспективы. В работе «Социальная и культурная динамика» [8] Сорокин утверждает, что кризис носит системный характер. В основе кризиса лежит разрушение всей системы ценностей современной культуры. Категория кризиса у П.А. Сорокина неразрывно связана с категорией культурной суперсистемы и учением о суперсистемах.

Необходимо отметить, что категория культурной суперсистемы является основной в теории развития общества П.А. Сорокина, более того, она играет методологическую роль в процессе рассмотрения П.А. Сорокиным кризисного состояния общества и путей выхода из него.

В своей концепции социальной и культурной динамики Сорокин рассматривает развитие социокультурных явлений, объединенных некоей основополагающей ценностью. Данная ценность составляет базу суперсистемы и определяет все области деятельности человека. Культура, наука, философия, религия, искусство и мораль зависят от этой ценности. В истории человечества, по мнению Сорокина, существовали три основные культурные суперсистемы - идеациональная (идейная), чувственная, идеалистическая. Основу идеациональной системы составляет обращение к сверхчувственному как к высшей ценности. Идеалом данной системы является некий возвышенный духовный Абсолют. Нравственные нормы данной системы определяются понятием долга и воспринимаются как абсолютные, безусловные и неизменные.

Чувственные системы основаны на принципе чувственного счастья. В подобных системах в качестве высшей цели рассматриваются такие понятия, как удовольствие и наслаждение. Наука, искусство и мораль основаны на утилитаризме.

Идеалистическая система является синтезом двух вышеназванных систем. Усматривая высшую ценность в боге, она не отрицает значимости мирской жизни. Особенностью данного социокультурного типа является сочетание духовности и рациональности.

На протяжении развития человечества данные системы сменяли друг друга, по очереди занимая господствующее положение. Все изменения, происходящие в обществе, обусловлены изменениями в системе ценностей. С изменениями системы ценностей связаны и кризисные проявления.

В своих зрелых работах П.А. Сорокин делает вывод, что к кризису в обществе приводит девальвация ценности, лежащей в основе культурной суперсистемы. При этом кризис -явление не случайное. Это следствие «пульсации» суперсистем. Подобно тому, как в жизни человека различные состояния - здоровье и болезнь, напряжение и отдых - сменяют друг друга, так «аналогичная пульсация происходит в процессе исторического развития общества» [8, с. 661].

В работе 1957 года «Кризис нашего времени» [9] Сорокин подчеркивает, что кризисы типичны для человеческой истории, это проявление ее объективного хода. Истории челове-

чества свойственны переходы от порядка к хаосу и наоборот. Тем не менее, кризис XX века носит особый характер и сопровождается крайне глубокими изменениями в области важнейших ценностей. Именно этот кризис Сорокин характеризует как «самый кровавый кризис самого кровавого века» [9, с. 212].

Если мы обратимся к нашей недавней истории, мы обнаружим явные признаки кризиса основополагающих ценностей нашего общества. Следуя логике П.А. Сорокина, можно заключить, что современный кризис - это продолжение, «наследство» кризиса века прошлого. Тем не менее, прогноз на будущее представляется достаточно позитивным.

С точки зрения П.А. Сорокина, точно так же, как ценность, образующая основу суперсистемы, влияет на культуру и мораль, изменения в области культуры и нравственности могут помочь «продлить жизнь» или, наоборот, прекратить существование господствующей суперсистемы, и, таким образом, помочь в скорейшем преодолении кризиса.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что несомненной заслугой П.А. Сорокина можно считать то, что он одним из первых в русской философии применил системный подход для анализа кризиса современного общества. Опираясь на богатый эмпирический материал, П.А. Сорокин исследовал сущность, причины и конкретные проявления кризиса в различных областях общественной жизни, наметил возможные пути его преодоления и дал прогноз на будущее.

Литература

1. Анатомия кризисов. / А.Д. Арманд, Д.И. Люри, В.В. Жерихин и др. М., Наука. 1999.

2. Головко Ю.В. Есть ли будущее у альтруизма и амитологии? Вестник МГУЛ № 7 (49), 2006.

3. Головко Ю.В. Кризис ответственности как проявление глобального кризиса. Известия МГТУ «МАМИ» Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ» № 2 (16), 2013, т. 6.

4. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А. Кризис техногенной цивилизации и формирование новой экологической парадигмы общественного сознания. Известия МГТУ «МАМИ» Научный рецензируемый журнал. - М.,МГТУ «МАМИ» № 2 (16), 2013, т. 6.

5. Современный словарь иностранных слов. М., 1992.

6. Сорокин П.А. Голод как фактор. Влияние голода нга поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М., 2003.

7. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

8. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

9. Sorokin P.A. The Crisis Of Our Age. N.Y. 1957.

Анализ понимания категорий модальности в ранней философии

д.ф.н. проф. Ивлев В.Ю., д.ф.н., к.психол.н. проф. Ивлева М.Л.

Университет машиностроения 8(499)2671640, marinanonna@yandex.ru

Аннотация. В статье предпринимается попытка средствами логики и методологии науки проанализировать понимание Демокритом категорий необходимости, случайности и возможности как наиболее раннего и оригинального в ранней философии.

Ключевые слова: необходимость, возможность, случайность, модальность, несущественные признаки, определения терминов, Демокрит.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №14-23-01005 на тему "Логический инструментарий и философские основания современной науки".

В современных философских исследованиях и учебных курсах значительное внимание уделяется категориям необходимости и случайности, возможности и действительности, сущности и т.д. В данной статье ставится задача исследовать понимание категорий необходимо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.