Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИИ В XXI ВЕКЕ'

ЭВОЛЮЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИИ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
514
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА / ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИСТОРИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Углов Степан Андреевич

Данная статья посвящена исследованию развития института избирательного права в России. Анализируются модели избирательных систем в разных странах мира на сегодняшний день. Предлагается возможное решение проблем, возникающих при функционировании института избирательного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF SUFFRAGE IN RUSSIA IN THE XXI CENTURY

This article is devoted to the study of the development of the institute of electoral law in Russia. The models of electoral systems in different countries of the world today are analyzed. A possible solution to the problems arising in the functioning of the institute of electoral law is proposed

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИИ В XXI ВЕКЕ»

УДК 342.821

Углов Степан Андреевич Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Международно-правовой институт

Россия, Москва Uglov.stepan@bk.ru Uglov Stepan

Oleg Kutafin Moscow State Law University International legal Institute Russia, Moscow

ЭВОЛЮЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИИ В XXI ВЕКЕ Аннотация: данная статья посвящена исследованию развития института избирательного права в России. Анализируются модели избирательных систем в разных странах мира на сегодняшний день. Предлагается возможное решение проблем, возникающих при функционировании института избирательного права.

Ключевые слова: избирательная система, мажоритарная система, пропорциональная система, история избирательного права, принципы избирательного права.

THE EVOLUTION OF SUFFRAGE IN RUSSIA IN THE XXI CENTURY

Annotation: this article is devoted to the study of the development of the institute of electoral law in Russia. The models of electoral systems in different countries of the world today are analyzed. A possible solution to the problems arising in the functioning of the institute of electoral law is proposed.

Key words: electoral system, majority system, proportional system, history of electoral law, principles of electoral law.

В науке нет единого подхода к определению избирательного права. Разные учёные включают разные компоненты в состав избирательного права, а значит и понимание данного термина очень варьируется. Как правило, различия в определении понятия «избирательное право» достаточно незначительны, но в некоторых случаях мнения учёных диаметрально противоположны. Итак, для более чёткого понимания избирательного права будут рассмотрены мнения разных специалистов в области права по данному вопросу.

Черепанов Виктор Алексеевич предлагает рассматривать понятие избирательного право через два подхода: в субъективном и объективном значениях [1]. Под избирательным правом в субъективном значении он понимает субъективное право российских граждан участвовать в выборах. Именно при этом подходе автор считает разумным разделение избирательного права на активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным). Избирательное право в объективном значении - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу выборного формирования органов публичной власти или наделения полномочиями должностных лиц. Таким образом, при таком подходе к рассмотрению избирательного права можно заключить, что оно является подотраслью конституционного права.

Нарутто Светлана Васильевна и Таева Наталья Евгеньевна в своем учебнике тоже рассматривают избирательное право в субъективном и объективном значениях [2]. Они уделяют внимание четырем возможным вариантам отнесения избирательного права к занимаемому месту в российской системе права. Во-первых, избирательное право в доктрине часто рассматривают как правовой институт в рамках конституционного права. Во -вторых, ряд ученых, в том числе Черепанов, определяют избирательное право, как подотрасль конституционного права России. В-третьих, избирательное право можно рассматривать в качестве межотраслевого института, который включает в себя нормы конституционного, гражданского, административного и

финансового права. В-четвертых, среди конституционалистов имеется точка зрения, что избирательное право не входит в качестве составной части в конституционное право, а представляет собой самостоятельную комплексную отрасль права.

С.А. Авакьян большее внимание уделяет соотношению активного и пассивного избирательного права [3]. По его мнению, активное избирательное право имеет меньшее дробное содержание нежели пассивное. Когда человек идет осуществлять свой выбор, то его юридически значимые действия избирателя сводятся обычно к проставлению в избирательном бюллетене отметки в желаемой графе. Вариативность тут возможна только в исключительных случаях: использование альтернативного способа голосования, получение статуса наблюдателя на выборах, либо когда он становится субъектом избирательного правонарушения. В свою очередь, пассивное избирательное право реализуется совсем иначе. О.В. Кузнецова в своей работе указывает на это отличие [4]. Она считает, что пассивное право -не просто право выдвинуть свою кандидатуру и пассивно ожидать результатов волеизъявления избирателей, а право в конкурентной борьбе при равных правовых условиях быть избранным на выборную должность. Итак, кандидат на выборную должность, обладающий пассивным избирательным правом, оказывается более активным субъектом, нежели избиратель, обладающий активным избирательным правом.

Детально процесс становления института избирательного права рассматривается в научной статье А.И. Горылева и А.В. Зеленова [5]. Они выделяют ряд важнейших этапов формирования избирательного права в России.

Первый этап - зарождение начал избирательного права в Древней Руси. Во многих землях Древней Руси складывались особые учреждения - вече. Под вече принято понимать собрание полномочных граждан, представляющее собой орган государственной власти. Иначе говоря вече - это общие сходы

свободных людей, принимавших участие в управлении государством. На народном вече избирали высших должностных лиц государства: князей посадников (как правило, из числа военных бояр) и тысяцких. Наибольшее распространение и значение вече приобрело в Новгородских и Псковских землях.

Второй этап - формирование Московского централизованного государства. Среди наиболее значимых властных структур, формирование которых осуществлялось процессом избрания, следует отметить земские соборы. Земские соборы можно оценить как своеобразную форму участия населения в делах верховного управления и законодательства. Выборность большой части участников земских соборов населением дает нам основание говорить о зарождении представительной демократии в Московском государстве. Избирательным округом являлся город с уездом, за исключением Новгорода, где избирательной единицей считалась пятина. В то время было трудно обеспечить равное представительство разных городов, поэтому часто от малого города на соборе присутствовало больше представителей, чем от большого. Во второй половине 50-х годов XVII века соборы перестали созываться. В развитии России начинается новый этап - становление абсолютной монархии.

Третий этап - ограниченные признаки представительства во времена Екатерины II. Можно выделить 3 основных направления развития института избирательного права на этом этапе: 1) в соответствии с Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 г. дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать съезды и участвовать в них, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства; 2) активным и пассивным избирательным правом наделялись мещане мужского пола; 3) городские обыватели формировали выборным путем органы городского самоуправления - общую и шестигласную городские думы. От каждого из городских участков (округов) каждый из шести

разрядов городского населения выбирал сроком на три года по одному гласному.

Четвертый этап - эпоха великих реформ Александра II. В этот период изданы демократические (с известной оговоркой) акты, установившие порядок избрания в земские и городские органы самоуправления, суд присяжных и мировой суд. Для кандидатов на выборные должности устанавливались цензы: возрастной, имущественный, образовательный, оседлости. Так как основной целью реформ являлась модернизация социально-политической системы Российской империи, избирательное право стало более демократичным. Были установлены следующие ограничения для участия в выборах: лица, не достигшие 25-летнего возраста; находящиеся под уголовным следствием или судом; опороченные по суду или общественному приговору; иностранцы, не присягнувшие на подданство России. Этот этап стал действительно очень важным для развития института избирательного права в России, так как ряд важнейших принципов, сформулированный в тот период, действуют и по сей день.

Пятый этап - связан с созданием системы представительных учреждений, состоявшей из Государственной думы и Государственного совета при Николае II. 6 августа 1905 года, в разгар первой русской революции, император Николай II издал высочайший манифест об учреждении законосовещательной Думы, акт «Учреждение Государственной думы» и положение «О выборах в Государственную думу». Выборы в Государственную думу предполагалось проводить на основе цензового представительства. Первым избирательным законом стало Положение о выборах в Государственную думу, утвержденное 6 августа 1905 г. Для выборов в Думу создавались три курии: землевладельческая, городская и крестьянская. Революционные события 1905 года, захлестнувшие всю страну, не позволили сформировать «законосовещательную» Думу. Пойдя на уступки революционному движению, 17 октября 1905 года император Николай II вынужден был издать манифест

«Об усовершенствовании государственного порядка», которым населению были дарованы «основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Уже 11 декабря император подписал новый, более демократичный избирательный закон. Было предусмотрено, что Дума образовывалась из депутатов, избираемых населением Российской империи. Все избиратели делились на четыре курии, не равные по числу предоставляемых им голосов: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Новый избирательный закон значительно расширял представительство населения в Государственной думе. Хотя очевидно, что неравенство избирателей сохранялось. Государственный совет формировался несколько иначе. Он состоял не только из выборных депутатов, но и из членов по назначению (назначал император): количество членов по назначению не могло превышать общего числа членов по выборам. Избрание членов Государственного совета отличалось от выборов депутатов Государственной думы - оно производилось от 5 курий: 1) губернских земских собраний; 2) дворянских обществ; 3) православного духовенства; 4) академии наук и университетов; 5) совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ. Как видно уже из названий курий, в основу избрания части членов Государственного совета был положен корпоративный принцип, в отличие от сословного принципа избрания депутатов Государственной думы.

Шестой этап - начинается после Февральской революции с издания утвержденного Временным правительством Положения о выборах в Учредительное собрание. Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно: самому низкому в мире возрастному цензу для избирателей - 20 лет (Великобритания, США, Франция - 21 год, Бельгия, Германия, Испания - 25 лет); избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола; избирательными правами наделялись также военнослужащие; отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и

грамотности; уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания. В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов, в отдельных же округах в порядке изъятия из общего правила применялась мажоритарная систем.

Седьмой этап - с момента разгона Учредительного собрания и до второй половины 80-х годов XX века. Роль гражданина на выборах сводилась главным образом к выражению полного одобрения и поддержке единственного кандидата, выдвинутого правящей коммунистической партией. Все это сказалось не только на массовом сознании, но и на настроениях работников партийного и советского аппаратов и самих депутатов. Распространились безразличное отношение к личности кандидата и одновременно не лишенная оснований уверенность, что голосование против единственного кандидата есть демонстрация недоверия к власти вообще.

Восьмой этап - становление современного избирательного права. На данном этапе можно выделить 4 периода:

1) период восстановления института выборов (1987-1988 гг.);

2) период перестроечного советского избирательного права и законодательства (1989- 1991 гг.);

3) период переходного постсоветского избирательного права и законодательства (1992- 1994 гг.);

4) период регулярного парламентского избирательного права и законодательства (1995 г. - по настоящее время).

Таким образом, институт избирательного права в России прошёл долгий этап становления и эволюции.

С.А. Авакьян под избирательной системой понимает реально существующий порядок подготовки и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц государственной власти и местного

самоуправления в Российской Федерации [6]. Реально существующий порядок может быть представлен в 3-х формах: 1) полностью тождественным закрепленному в нормах избирательного права; 2) несколько уже дозволенного нормами конституционного права; 3) включающим то, что не отражено в нормах права, причем в таких вариантах, когда: неотраженное существует на базе обычаев, которые со временем уступят место нормам права; скорее всего нормы законодательства и не появятся, поскольку правовое регулирование невозможно или нецелесообразно, так как сужает возможности избирателей.

Выделяют 3 вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная избирательная система основана на принципе большинства: мандаты распределяются между кандидатами, набравшими установленное большинство голосов. В Российской Федерации используются мажоритарная система относительного и абсолютного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства - избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой другой кандидат. Эта система имеет как свои достоинства, так и недостатки. Главным плюсом мажоритарной системы относительного большинства является то, что она позволяет в большинстве случаев избежать второго тура голосования, так как на практике почти невозможно кандидатам набрать одинаковое число голосов. Однако система имеет существенный минус, поскольку дает искаженное представление о действительном соотношении сил между кандидатами, ведь количество голосов, поданных «за» победившего кандидата, как правило, меньше совокупного количества голосов, поданных за других кандидатов. Эта система может использоваться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.

Мажоритарная система абсолютного большинства - избранным считается кандидат, получивший 50% плюс один голос, что считается абсолютным

большинством голосов. Как и в предыдущем случае, данная разновидность мажоритарной избирательной системы не лишена недостатков и имеет свои достоинства. Основным ее достоинством является то, что кандидат действительно избирается большинством, так как должен получить более 50% голосов избирателей. Вместе с тем набрать такое количество голосов в первом туре не всегда возможно. Отсюда минус системы: она не всегда результативна и часто требуется проведение повторного голосования. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства в России применяется на выборах Президента РФ.

Суть пропорционально избирательной системы заключается в том, что мандаты распределяются пропорционально числу полученных голосов. Выборы в пропорциональной избирательной системе проводятся по партийным спискам. Для распределения мандатов по пропорциональной системе необходимо найти избирательное частное, т.е. наименьшее число голосов, требуемое для избрания одного кандидата. При пропорциональной избирательной системе распределяются все голоса, поданные избирателями. В этом состоит ее главный плюс. Вместе с тем пропорциональная система не лишена недостатков. При ней избиратель голосует за список партии, в котором, как правило, знает лишь партийных лидеров либо одного-двух кандидатов. Кроме того, неограниченное использование этой избирательной системы приводит к появлению в представительном органе власти множества мелких фракций. Для того чтобы этого избежать, в законодательстве вводится так называемый избирательный барьер — минимальное число голосов, которое должен набрать партийный список, чтобы участвовать в распределении мандатов.

Смешанная избирательная система подразумевает использование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так Государственная Дума Федерального Собрания РФ формируется по смешанной избирательной системе: 225 депутатов — по мажоритарной системе; 225

депутатов — по пропорциональной системе. В настоящее время в РФ смешанные избирательные системы могут использоваться при формировании законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.

Период с 1993 года до 1999 года можно назвать этапом становления избирательной системы [7]. Несомненно, становление избирательной системы России в начале 90-х гг. проходило в непростых социальных и политических условиях завершения системного кризиса советской государственности и распада Советского Союза, периода радикальных экономических реформ и политических преобразований. В начале 90-х гг. предстояло совершить фундаментальное изменение избирательного права и процесса — перейти от однопартийной политической системы с безальтернативными выборами к системе, основанной на открытости, гласности и конкурентности избирательного процесса в условиях формирующейся многопартийности. В 1991 году в России были проведены первые прямые всеобщие и конкурентные президентские выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства.

В первых выборах в Государственную Думу в 1993 году участвовало 13 избирательных объединений, восемь из которых получили представительство в нижней палате парламента. В ходе думских выборов 1993 года впервые была использована смешанная мажоритарно-пропорциональная система, которая применяется и в настоящее время.

После принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации были законодательно закреплены принципы выборности и процедуры проведения выборов. Затем был принят комплекс законодательных актов, как обеспечивающих общие основы проведения выборов в федеративном государстве, так и непосредственно регулирующих выборы высших органов государственной власти. Принятые в 1994-1995 гг. федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О

выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» заложили нормативную основу избирательной системы. На основе этих законодательных актов состоялись выборы в Государственную Думу второго созыва в 1995 году и выборы Президента Российской Федерации в 1996 году.

До 1996 года посредством прямых выборов избирались только некоторые высшие должностные лица субъектов Федерации, в том числе главы большинства республик, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. 18 января 1996 года было принято Постановление Конституционного Суда Российской Федерации [8], содержащее правовую позицию о том, что глава субъекта Федерации не может избираться законодательным собранием субъекта Федерации, а должен избираться непосредственно населением. В результате в России сформировалась практика избрания глав субъектов Федерации. Глава региона избирался на прямых всеобщих выборах. Исключение составляла Республика Дагестан, в которой выборного главы не было, а его функции выполнял коллегиальный орган власти — Государственный совет Республики.

В 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ). Закон создал правовые основы функционирования органов местного самоуправления. В соответствии с требованиями закона в каждом муниципальном образовании должен был быть создан представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Уставом муниципального образования была предусмотрена возможность введения должности выборного главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц. В результате во второй половине 90-х гг. в большинстве субъектов Федерации была создана система органов местного самоуправления, основанная на выборных началах.

Важной особенностью правового регулирования избирательного процесса в этот период является отсутствие законодательства о партиях. Фактически это означало, что в выборах могли участвовать любые общественные объединения. Понимание необходимости упорядочить избирательный процесс - привело к разработке и внесению в законодательство понятия политического общественного объединения.

В этот период были заложены основы применения в избирательном процессе технических новаций, связанных с развитием электронно-коммуникационных технологий. В 1995 году была создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». ГАС «Выборы» представляет собой государственную информационную систему, предназначенную для автоматизации избирательных действий. Она включает учёт избирателей, автоматизацию всех избирательных процессов на всех этапах избирательной кампании, ввод сведений о кандидатах на выборные должности, статистическую обработку итогов голосования.

Таким образом, к концу 90-х гг. в Российской Федерации сложилась система публичной власти, включающая избираемых населением напрямую представителей трёх уровней власти: федерального (Президент Российской Федерации, депутаты Государственной Думы), регионального (глава субъекта Федерации, депутаты законодательного собрания субъекта Федерации) и муниципального (депутаты представительного органа местного самоуправления, в некоторых случаях — выборный глава муниципального образования).

Выборы Президента Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Та редакция закона, которая известна нам сейчас - претерпела множество изменений, если сравнивать ее с первоначальной редакцией.

Ещё до принятия этого закона в законодательство, регулирующее президентские выборы были внесены важные изменения. В 2001 г. в

избирательное законодательство были внесены поправки, запрещавшие главе государства, досрочно покинувшему свой пост, участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой [9].

После принятия в 2003 году закона "О выборах Президента Российской Федерации", усложнилась регистрация кандидатов-самовыдвиженцев. Численность группы граждан, которую необходимо было создать в поддержку самовыдвиженца, была увеличена до 500 человек. Вместо 1 млн подписей избирателей для регистрации нужно было собрать 2 млн. Была введена норма об отказе в регистрации кандидатов, суммарное количество недостоверных и недействительных подписей в поддержку которых составляет 25% от общего количества. Избирательное законодательство, регулирующее выборы на федеральной уровне - претерпело колоссальные изменение в XXI веке. Это касается

В 2005 году право выдвигать кандидатов получили политические партии, а избирательные блоки были запрещены. Сокращен допустимый процент брака в подписных листах (до 5%).

В 2006 году рядом поправок в избирательное законодательство были отменены порог явки и графа "Против всех". Тогда же политическим партиям было запрещено выдвигать в качестве кандидатов членов иных партий. В том же году права быть избранными на пост президента РФ были лишены несколько категорий граждан РФ:

- имеющие иностранное гражданство или вид на жительство;

- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость;

- осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности;

- подвергнутые административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование "нацистской атрибутики или символики".

В 2007 году права баллотироваться на высший пост в стране были лишены граждане, которые подвергались административному наказанию за производство и распространение экстремистских материалов.

В 2008 году в Конституцию РФ были внесены изменения, согласно которым срок полномочий президента, начиная с выборов 2012 г., был увеличен до шести лет.

В марте 2009 году вступили в силу поправки, отменившие денежный залог для регистрации кандидатов.

В 2012 году количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата-самовыдвиженца, было снижено до 300 тыс. Для кандидатов, выдвигавшихся от непарламентских партий, установлен порог в 100 тыс. подписей.

В 2013 году были приняты законодательные нормы, запрещавшие кандидатам в президенты иметь счета и хранить ценности в иностранных банках за пределами РФ.

В 2014 году было отменено положение о пожизненном лишении пассивного избирательного права (т. е. права быть избранными на пост президента) лиц, осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений. Взамен установлено, что такое ограничение перестает действовать через 10 лет со дня снятия или погашения судимости (для совершивших тяжкие преступления) или через 15 лет (для совершивших особо тяжкие преступления).

Последние внесенные изменения в Конституцию Российской Федерации в 2020 году также затронули избирательное законодательство о выборах Президента России. Формулировка о том, что Президент не может занимать свою должность «не более двух президентских сроков подряд», была заменена на «не более двух президентских сроков». При этом сроки нынешнего Президента и всех экс-президентов - не учитываются (обнуляются).

Нормативная основа избрания членов Совета Федерации Российской Федерации - это Конституция Российской Федерации [10] и Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" [11].

5 августа 2000 года по настоянию президента Владимира Путина был принят новый закон "О порядке формирования Совета Федерации". Сенаторы стали назначаться законодательным органом субъекта Российской Федерации и главой исполнительной власти региона. До этого в верхнюю палату парламента входили сами губернаторы и председатели законодательных собраний, совмещавшие основную работу с сенаторской.

С 2005 года вступили в силу поправки к закону, согласно которым полномочия сенатора начинались только после утверждения его палатой, а спикер получил право единолично инициировать досрочный отзыв депутатов.

В 2007 году Владимир Путин высказался за введение десятилетнего ценза оседлости для сенаторов. 4 июля соответствующие поправки были приняты. Членом Совета Федерации мог стать только кандидат, в совокупности проживший в регионе не менее десяти лет со дня достижения им 18-летнего возраста.

В 2008 году президент Дмитрий Медведев предложил поменять порядок формирования Совета Федерации таким образом, чтобы сенаторами могли стать только депутаты региональных парламентов или представительных органов местного самоуправления. Соответствующие поправки отменяли помимо этого десятилетний ценз оседлости, право спикера на досрочный отзыв и необходимость подтверждения полномочий сенатора палатой.

В 2010 году Государственная Дума сразу в трех чтениях одобрила законопроект, исключающий любое участие Совета Федерации в процессе комплектовании палаты. Документ предусматривал, что полномочия представителя субъекта Российской Федерации в верхней палате парламента начинаются на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании,

без подтверждения получения аппаратом Совета Федерации необходимых документов, которое, по мнению авторов поправок, зачастую необоснованно затягивалось.

В 2011 году регионам позволили выдвигать в качестве своих представителей в Совет Федерации действующих депутатов нижней палаты федерального парламента, избранных в составе региональной группы кандидатов от данного субъекта.

Последние значительные изменения законодательства о Совете Федерации произошли в ходе внесения изменения в Конституцию Российской Федерации в 2020 году. Статьёй 95 Конституции Российской Федерации предусматривается, что Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации и в него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти), Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки (при принятии им соответствующего решения), а также не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации. Также расширен круг требований к кандидатам на должность сенатора, и вместо понятия «член Совета Федерации» предусматривается понятие «сенатор Российской Федерации».

В 90-е годы XX столетия выборы трех созывов Государственной Думы Российской Федерации проходили по смешанной избирательной системе.

Выборы в Государственную Думу четвертого созыва состоялись 7 декабря 2003 года [13]. Выборы проводились по мажоритарно-пропорциональной системе. Из 23 зарегистрировавших федеральные списки кандидатов избирательных блоков, к распределению депутатских мандатов

были допущены четыре политических объединения, преодолевшие 5% избирательный барьер.

В 2005 году была установлена полностью пропорциональная система выборов и запрещены избирательные блоки. В 2007 году избирательный барьер для партий был повышен с 5% до 7%. Парламентские выборы депутатов Государственной думы пятого созыва состоялись 2 декабря 2007 г. С этого времени Государственная дума стала полностью формироваться с помощью пропорциональной системы, предусматривающей уменьшение общефедеральной части партийного списка до трёх человек (ранее партийный список включал в себя 18 человек).

В 2009 году принят закон, предоставляющий федеральному списку кандидатов в депутаты, получившему от 5% до 6%, один мандат, а получившему от 6% до 7% — два мандата в нижней палате. В 2011 году приняты поправки, снижающие проходной барьер до 5% на выборах в Госдуму с 2016 года.

Парламентские выборы депутатов Госдумы шестого созыва прошли 4 декабря 2011 г. В соответствии с поправками, внесёнными в ст. 96 Конституции РФ по инициативе третьего Президента РФ Д.А. Медведева 30 декабря 2008 г., Государственная дума впервые избиралась сроком на пять лет. Выборы депутатов Госдумы проводились по пропорциональной избирательной системе, где весь состав парламентариев стал избираться по партийным спискам по единому федеральному округу [12].

В феврале 2012 года президент Дмитрий Медведев внес законопроект, предусматривающий выборы депутатов по партспискам с выдвижением кандидатов от 225 "территориальных единиц" без общефедеральной части списка. В декабре 2012 года президент Владимир Путин предложил вернуться к смешанной системе выборов в Госдуму и "подумать" над возвращением избирательных блоков.

В парламентских выборах 2016 г. приняло участие 14 политических партий (в два раза больше, чем в 2011 г.), которые соответствовали предъявляемым законодательством требованиям. Выборы проходили по смешанной избирательной системе.

Выборы восьмого созыва Государственной Думы, которые проводились в 2021 году - также использовали смешанную избирательную систему. Важно отметить, что за последние 5 лет увеличилось количество избирательных цензов к пассивному избирательному праву. Например, теперь не обладают правом избираться в депутаты Государственной Думы лица, которые как-то связаны с деятельностью экстремистских организаций.

Итак, в доктрине не сформировалось единого подхода к определению избирательного права. Институт избирательного в России прошел долгий путь эволюции, его появление относится к периоду Древней Руси. Его функционирование базируется на 8 базовых принципах, являющихся основой, на которой базируется вся избирательная система государства. Под избирательной системой понимают реально существующий порядок подготовки и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Выделяют 3 вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. Под избирательными цензами понимаются установленные законом требования, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом. Все цензы можно поделить на 3 группы: технические, охранительные и дискриминационные.

Период с 1993 года до 1999 года можно назвать этапом становления избирательной системы Российской Федерации. Становление избирательной системы России в начале 90-х гг. проходило в непростых социальных и политических условиях завершения системного кризиса советской государственности и распада Советского Союза, периода радикальных экономических реформ и политических преобразований. В этот период

вопросы российской юстиции выпуск № 24

принимались законы, которые стали нормативной базой избирательного права в России. Такая тенденция характерна для выборов Президента Российской Федерации, избрания сенаторов Совета Федерации Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Например, за период с 2000 по 2021 год на выборах в Государственную Думу дважды произошел переход сначала от смешанной избирательной системы к пропорциональной, а потом наоборот.

1. Черепанов, В. А. Конституционное право России: учебник для бакалавров / В. А. Черепанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. - 424 с.

2. Нарутто, С. В. Конституционное право России : учебник / С. В. Нарутто, Н. Е. Таева. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2021. - 488 с.

3. Авакьян С.А. Право избирать и быть избранным в российских политических реалиях: основные конституционно-правовые проблемы / С.А. Авакьян - М.: Юстицинформ, 2015. - 680 с.

4. Кузнецова О.В. Реализация конституционного принципа равенства прав граждан России в пассивном избирательном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / О.В. Кузнецова. - Саратов, 2010. - 247 с.

5. Горылев А. И., Зеленов А. В. Особенности становления избирательного права в России / А. И. Горылев, А. В. Зеленов // Вестник ННГУ. - 2008. - №5. -С. 186 - 194.

6. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 томах. Том 2 / С. А. Авакьян. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022. - 936 с.

7. Эволюция избирательного законодательства в современной России: доклад ассоциации «Независимый мониторинг». [Электронный ресурс] -Режим доступа:

https://nom24.ru/upload/iblock/83c/83cb7284986d013c7766da7be31f1e56.pdf.

Список литературы:

8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации (от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-18011996-п/.

9. Российская Федерация. Законы. О выборах Президента Российской Федерации: [федер. закон: от 10.01.2003 №19-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №2. - Ст. 171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законом Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 1 июля 2020 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

11. Российская Федерация. Законы. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [федер. закон: от 22.12.2020 №439-ФЗ] // Российская газета. - 2020. - №293.

12. Алексеев Р.А. Избирательные кампании парламентских выборов (1993-2016 гг.) и особенности электорального поведения / Р.А. Алексеев // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. - 2018. - №3. - С. 195 -206.

13. История выборов в Государственную Думу в современной России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tass.ru/spravochnaya-тАэгшашуа/508433.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.