Научная статья на тему 'Эволюция инвестиционной политики по обеспечению энергоэффективности зданий общественного назначения'

Эволюция инвестиционной политики по обеспечению энергоэффективности зданий общественного назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЫНКИ / EVOLUTION OF THE INVESTMENT POLICY / ENERGY EFFICIENCY / ENERGY MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демин О. Г.

Мир стоит на пороге глобальных изменений. Нестабильная ситуация на мировых энергетических рынках, катастрофы разрушающие объекты страны и последствия от них ведут к созданию новых источников энергии, которая позволит быть менее опасной, автономной, энергосберегающей. Все это говорит, что идет новый этап переосмысления развития энергетической отрасли во всем мире, в данном случае развития альтернативных источников энергии, которое применяется как при строительстве, так и при эксплуатации существующих зданий. Для России развитие отрасли энергосбережения и энергоэффективности несет все главную цель модернизации экономии и сокращении издержек при производстве и транспортировке энергии. Все это позволит России снизить отставание от зарубежных стран и создать конкурентный продукт на мировом рынке. А это все подтолкнет различные производства от машиностроения до металлургии, где будут создаваться рабочие места(позволит снизить общероссийский показатель безработицы) и строится различные социальные объекты и инфраструктуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демин О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE INVESTMENT POLICY FOR ENERGY EFFICIENCY OF PUBLIC BUILDINGS

The world stands on the threshold of global changes. The unstable situation on world energy markets, catastrophe destroy the objects of the country and the consequences of them lead to the creation of new energy sources that will be less dangerous, self-contained, energy-efficient. All it says is that a new phase of rethinking energy development throughout the world, in this case, the development of alternative energy sources, which is used both in the construction and the operation of existing buildings. For Russia, the development of the sector energy conservation and efficiency is all the main goal of modernization of economy and reducing the costs of producing and transporting energy. All this will allow Russia to reduce the backlog of foreign countries and to create a competitive product on the market. And all this will encourage the production of a variety of engineering to metallurgy, which will create jobs (nationwide will reduce the unemployment rate) and built a variety of social facilities and infrastructure.

Текст научной работы на тему «Эволюция инвестиционной политики по обеспечению энергоэффективности зданий общественного назначения»

ЭВОЛЮЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДАНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Демин О.Г., аспирант кафедры «Менеджмента инвестиций и инноваций» РЭУ им.Г.В. Плеханова

Мир стоит на пороге глобальных изменений. Нестабильная ситуация на мировых энергетических рынках, катастрофы разрушающие объекты страны и последствия от них ведут к созданию новых источников энергии, которая позволит быть менее опасной, автономной, энергосберегающей. Все это говорит, что идет новый этап переосмысления развития энергетической отрасли во всем мире, в данном случае развития альтернативных источников энергии, которое применяется как при строительстве, так и при эксплуатации существующих зданий.

Для России развитие отрасли энергосбережения и энергоэффективности несет все главную цель модернизации экономии и сокращении издержек при производстве и транспортировке энергии. Все это позволит России снизить отставание от зарубежных стран и создать конкурентный продукт на мировом рынке. А это все подтолкнет различные производства от машиностроения до металлургии, где будут создаваться рабочие места(позволит снизить общероссийский показатель безработицы) и строится различные социальные объекты и инфраструктуру.

Ключевые слова: эволюция инвестиционной политики, энергоэффективность, энергетические рынки.

THE EVOLUTION OF THE INVESTMENT POLICY FOR ENERGY EFFICIENCY OF PUBLIC BUILDINGS

Demin O., The post-graduate student, Management, Investment and Innovation chair Plekhanov REU

The world stands on the threshold of global changes. The unstable situation on world energy markets, catastrophe destroy the objects of the country and the consequences of them lead to the creation of new energy sources that will be less dangerous, self-contained, energy-efficient. All it says is that a new phase of rethinking energy development throughout the world, in this case, the development of alternative energy sources, which is used both in the construction and the operation of existing buildings.

For Russia, the development of the sector energy conservation and efficiency is all the main goal of modernization of economy and reducing the costs of producing and transporting energy. All this will allow Russia to reduce the backlog of foreign countries and to create a competitive product on the market. And all this will encourage the production of a variety of engineering to metallurgy, which will create jobs (nationwide will reduce the unemployment rate) and built a variety of social facilities and infrastructure.

Keywords: evolution of the investment policy, energy efficiency, energy markets.

В соответствии с периодичностью обострения энерго-эконо-мических проблем в стране повышалось и внимание к вопросам энергосбережения как в научной литературе так и на практике. Обобщение исследований позволило выделить шесть этапов, различающихся условиями формирования и проведения государственной политики в области повышения эффективности использования энергоресурсов в стране. За период 1920 - 2010 гг. можно выделить

6 этапов:

На первом этапе, 1920-1950 гг., отмечался дефицит топливного баланса, относительно высокие цены на органическое топливо при низких тарифах на конечную энергию, что создавало предпосылки для углубления электрификации. В 1920 г. был принят и к 1931 г. осуществлен план Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). Экстенсивное развитие энергетики, коренная реконструкция экономики страны на базе электрификации, переход к более производительным видам энергоресурсов длительный период обеспечивало низкие цены на них и вплоть до 1970 гг. сравнительно невысокий уровень энергоемкости ВВП. Уровень экономии энергоресурсов в этот период устанавливался в народнохозяйственных планах в виде показателей снижения удельного расхода топлива и энергии.

На втором этапе, 1960-1970 гг., до 87% новых потребностей в энергоресурсах в стране удовлетворялось нефтетопливом и природным газом, затраты на которые были в 2-3 раза ниже, чем затраты на уголь. Относительно рациональная структура топливно-энергетического баланса объективно обеспечивала ежегодное снижение энергоемкости экономики страны в среднем на 2,6%1. В то же время изобилие дешевых энергоресурсов способствовало расточительному их расходованию в конечном потреблении, что привело к заметному ослаблению энергосберегающих тенденций в экономике страны. Целенаправленно меры по сбережению энергии реализовывались, главным образом, в энергетике и на железнодорожном транспорте. Повышение энерговооруженности труда и жизненного уровня населения стали факторами роста энергетических затрат в стране. Замедлилось снижение энергоемкости национального дохода и процесс обновления основных фондов энергетики, кото-

рые к концу 1970-х гг. износились физически и устарели морально 2. В этой связи на ноябрьском 1979 г. Пленуме ЦК КПСС и в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30.06. 1981 г. «Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов» была предложена концепция развития страны на энергосберегающей основе.

На третьем этапе, 1980 - 1990 гг., интенсивно вовлекались в хозяйственный оборот богатые месторождения нефти и газа и предпринимались попытки решить задачи по сбережению топливноэнергетических ресурсов (ТЭР). В 1983 г., в Энергетической программе СССР были определены основные направления государственной политики энергосбережения на длительную перспективу. Сложилась достаточно стройная организация предплановых исследований и плановых работ, обеспечивающая эффективное развитие энергетики. Были разработаны долгосрочные целевые программы по созданию крупных топливно- энергетических баз и развитию энергетического комплекса на 20 лет по пятилеткам, комплексная программа НТП, в том числе и в области энергосбережения. XXVII съезд КПСС, провозгласил курс на интенсификацию общественного производства за счет дальнейшего повышения его эффективности, в том числе и за счёт экономного использования топлива и энергии. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г.» было запланировано обеспечить прирост ТЭР на 75-80% за счет их экономии.

Однако серьёзных шагов по практической реализации энергосбережения не последовало. Практика централизованного управления энергосбережением оказалась малоэффективной. Переход на хозрасчет в условиях низких цен на энергоресурсы носил формальный характер. Как следствие отсутствия стимулов к энергосбережению темпы снижения энергоёмкости экономики страны снизились до 1% в год14. В 1990 гг. бывший СССР вошел с энергорасточительной структурой экономики.

На четвертом этапе, с начала и до середины 1990-х гг., распад СССР и вступление Российской Федерации в период затяжного

1 В.П. Албум, Хозяйственный механизм управления энергосбережением, С.2, М:ВнииГазпром, 1991 г.

2 В.В. Литвак, Региональный вектор энергосбережения», С.39, Томск 2001г.

14 По данным Международного Энергетического Агентства (IEA)

системного экономического кризиса стали причинами сокращения научных исследований, в том числе, и в области энергосбережения. В целый ряд новых проектов закладывались старые энергорасточительные технологии. «Лимитная» система регулирования уровня энергопотребления не способствовала реальному энергосбережению. В итоге фактический объём энергопотребления оказался в 2,5 раза выше, чем было необходимо для производства того же объема ВВП при технологиях, применяемых в этот период в экономике США 3.

Реформирование экономики не привело к ожидаемому регулированию энергоэффективности под воздействием рыночных механизмов. Новая энергетическая политика и стратегия энергосбережения базировались на концепции повышения цен на энергоресурсы при ослаблении роли государства. Резкое повышение цен на энергоресурсы без учета опыта адаптации развитых стран к такому повышению привело к противоположному результату - энергоемкость ВВП за 10 лет увеличилась на 32%, а энергоемкость промышленного производства - более чем на 45%. Неоднозначность влияния цен на результативность энергосбережения объясняется, прежде всего, несовершенством конкуренции на энергетических рынках и несовершенной системой ценообразования. Цены не приобрели содержательного экономического смысла и не выполняли регулирующую роль в стимулировании энергоэффективности в условиях системного экономического кризиса.

Пятый этап - с 1995 г. - это этап формирования государственной политики энергосбережения в условиях становления и развития рыночных отношений и её реализации посредством целевых программ. В новых экономических и геополитических условиях повышение эффективности использования топливно- энергетических ресурсов и создание условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития были признаны ключевым приоритетом в «Основных направлениях энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года» (Указ Президента РФ от 7 мая 1995 г. N 472). В самостоятельный вид энергосберегающая политика была выделена в Федеральном законе «Об энергосбережении» № 28 от 03.04.96 г. Этапы, основные направления и механизмы политики энергосбережения были определены в Федеральной целевой программе «Энергосбережение России».

Шестой этап - это «Энергетическая концепция России до 2030 года» принята правительством России 13 ноября 2009 года. Она сменила «Энергетическую стратегию России», рассчитанную до 2020 года от 28 августа 2003 года.

Организационный и энергетический потенциал энергосбережения составляет до 40% внутреннего энергопотребления. При этом распределён этот потенциал следующим образом - на жилые дома приходится 18-19%, на электроэнергетику, промышленность и транспорт - по 13-15%, теплоснабжение, оказание услуг и строительство - по 9-10%, производство топлива, сжигание попутного нефтяного газа, энергоснабжение государственных учреждений -5-6%, сельское хозяйство - 3-4%.

Снижать энергопотребление и вредные выбросы в окружающую среду предлагается путём промышленного перевооружения предприятий энергетики. Стратегия предусматривает создание газотурбинных установок мощностью 300-350 МВт и на их основе -высокоэффективных конденсационных парогазовых установок мощностью 500-1000 МВт с КПД выше 60%, создание на теплоэлектроцентралях модульных когенерационных парогазовых установок мощностью 100 и 170 МВт с КПД 53-55%.

Прогноз развития ТЭК России на 2030 год предусматривает снижение потребления первичных энергоресурсов с 52% в 2005 году до 46-47%, увеличение нетопливных источников энергии с 11 до 13-14%, снижение энергоёмкости в энергетике в 2,1-2,3 раза4.

В дополнении текущей стратегии, было принято Постановление от 5 сентября 2011 г. №746 Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Данное постановление даст возможность использовать механизм государственной поддержки реализации региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, интенсифицировав тем самым процесс повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации5.

В настоящее время энергоэффективность и энергосбережение входят в пять стратегических направлений приоритетного технологического развития, названных президентом РФ Дмитрием Мед-

ведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которая состоялась 18 июня 2009 года6.

Следует заметить, что законодательство в области энергосбережения и энергетической эффективности представляет сегодня достаточно сложный пласт системы российского законодательства. Оно имеет определенную историю своего становления и развития, и представляется, что начало формирования его отнюдь не следует только связывать с принятием в 1996 году первого Федерального закона от 03.04.1996 г. № 28 ФЗ «Об энергосбережении», который оказался весьма скромным по своему нормативному содержанию (включал 19 статей, большей частью декларативных по своему характеру) и утратил юридическую силу.

Несколько несправедливым является замалчивание опыта регулирования отношений в области энергосбережения, который имелся в социалистический период. Например, идея перспективной стандартизации, так называемых «перспективных» стандартов, не только была в то время научной идеей, но и реализовывалась на практике.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям энергетической эффективности в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Требования подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет. В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должны включаться требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности здания.

При этом следует учесть Стратегию развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 мая 2011 г. № 262) 7. При разработке Стратегии использованы основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, других отраслевых стратегий, а также стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования и генеральных планов развития ряда субъектов Российской Федерации и крупнейших городов.

Учитывая, что Стратегия ориентирована на наиболее полное удовлетворение потребности экономики в продукции промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в качестве основного варианта расчета приняты показатели инновационного сценария развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Реализация Стратегии будет способствовать:

1) модернизации и технологическому развитию производственной базы индустриального домостроения;

2) созданию долгосрочных условий для устойчивого развития предприятий строительных материалов и повышению их конкурентоспособности;

3) преодолению технологического отставания российских предприятий строительных материалов от предприятий ведущих иностранных компаний;

4) развитию высокотехнологической базы по производству современного оборудования для предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций;

5) сокращению энергопотребления на предприятиях строительных материалов;

6) обеспечению экономической, оборонной и экологической безопасности Российской Федерации.

7) Для решения задачи по техническому перевооружению и модернизации действующих, а также созданию новых энерго- и ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств необходимо:

8) создать условия для реализации приоритетных направлений развития производства строительных материалов, изделий и конструкций, расширения их ассортимента, улучшения потреби-

тельских свойств и насыщения рынка современной, высококачественной, конкурентоспособной продукцией, в том числе развития машиностроительной базы по выпуску энергоэффективного оборудования.;

9) сформировать комплекс мер экономического стимулирования предприятий промышленности строительных материалов и смежных производственных комплексов, направленных на повышение технического уровня производств, преодоление технологического отставания российской промышленности от аналогичного производства в ведущих странах мира и создание цивилизованного рынка конкурентоспособной продукции;

Осуществление указанных мероприятий предполагается обеспечить за счет:

1) стратегического планирования развития производства строительных материалов, изделий и конструкций федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках региональных программ развития производства основных видов строительных материалов с учетом генеральных планов поселений, городских округов, а также наличия минерально-сырьевых ресурсов, скоординированных с программами, разработанными в федеральных округах;

2) координации деятельности органов исполнительной власти различных уровней при разработке программ развития производства основных видов строительных материалов, определяющих прогнозы производства и потребления строительных материалов, изделий и конструкций, а также в процессе их реализации;

3) устойчивого обеспечения темпов жилищного строительства, строительства промышленных и инфраструктурных объектов с заданными параметрами по качеству, стоимости, энергоэффективности и стабилизации запланированного прироста с учетом региональных особенностей за счет максимального переноса технологических процессов в заводские условия, а также путем унификации изделий и конструкций с учетом накопленного опыта региона;

4) заключения Министерством регионального развития Российской Федерации и конкретными субъектами Российской Федерации соглашений о сотрудничестве по вопросам создания пилотных проектов по развитию производства энергоэффективных основных видов строительных материалов и индустриального домостроения, территориальных инновационных кластеров;

5) корректировки ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации и которое необходимо для строительства и модернизации предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций;

6) модернизации оборудования, замены и использования качественных фильтров, строительства эффективных очистных сооружений на действующих и строящихся предприятиях отрасли за счет собственных средств организаций и предприятий, а также привлеченных внебюджетных средств, в том числе средств иностранных инвесторов.

Что же касается ВИЭ, то существует ряд нормативно-правовых актов по стимулированию развития ВИЭ в России: от ФЗ «Об электроэнергетике», определяющий понятие и виды ВИЭ, устанавливающий полномочий Правительства РФ в этой сфере, закладывающий основы государственной поддержки ВИЭ, до распоряжения Правительства РФ от 08.01.2009 Ш-р «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе ВИЭ на период до 2020 г.». В этих документах содержатся целевые показатели объема производства и потребления электроэнергии, произведенной на ВИЭ.

Однако эти цифры не столь амбициозны, как в Европе: к 2020 году установлен ориентир в 4,5%.

Государственная политика в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии включает комплекс мероприятий, направленных на создание условий, стимулирующих развитие использования возобновляемых источников для производства электрической энергии. Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года (далее - Основные направления) определяют цели и принципы использования возобновляемых источников энергии, содержат целевые показатели объема производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии и ее потребления в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии, а также меры по достижению этих показателей.

Повышение энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии, необходимое для надежного, устойчивого и долгосрочного энергообеспечения экономического развития Российской Федерации, способствует вовлечению инновационных наукоемких технологий и оборудования в энергетическую сферу и является одним из значимых мероприятий, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации по ограничению выбросов парниковых газов.

Целевой показатель объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии определяется как доля производства электрической энергии на генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и ее потребления в совокупном объеме производства и потребления электрической энергии в Российской Федерации.

На период до 2020 года устанавливаются следующие значения целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт):8

1) в 2010 году - 1,5 %;

2) в 2015 году - 2,5 %;

3) в 2020 году - 4,5 %.

Отсюда необходимо отметить значительное отставание от показателей заложенных в Европейской стратегии развития:

Во-первых, стоимость строительства таких объектов в несколько раз дороже, чем традиционных тепловых станций, работающих на газе. Дело в том, что практически все оборудование для ВИЭ импортное и зависит от курса национальной валюты.

Во-вторых, отечественные электрические сети не приспособлены для работы с подобными объектами. Зачастую из-за различных условий использования источников энергии (солнечной активности, ветра) энергия не может вырабатываться постоянно: в среднем такие станции могут работать на 30-40% от своего максимального значения. Поэтому необходимо постоянно планировать под них существенные резервы мощностей, которые могли бы задействоваться при перерывах в работе ВИЭ.

В третьих, отсутствует реальная государственная поддержка объектов альтернативной энергетики. В ЕС государство напрямую дотирует производство с использованием альтернативных источников энергии каждого киловатт-часа, кроме того, генерирующие компании субсидируются на протяжении периода окупаемости проекта. В США применяются иные меры стимулирования, включающие налоговые льготы и инвестиционные кредиты.

3 Е.Гурвич, Экологические последствия субсидирования энергетического сектора экономики, Вопросы экономики №6, С.136, 1997г.

4 Согласно данным аналитического агентства №^№. energieforum.ru

energieforum.ru - это двуязычное информационное предложение Германского Энергетического Агентства по темам «Энергосбережение» и «Использование возобновляемых источников энергии» в России и Германии.

5 Постановление от 5 сентября 2011 г. №746 Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (http://government.ru/gov/results/16467/).

6 Официальный сайт Президента России www.kremlin.ru

7 Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 мая 2011 г. № 262 «Об утверждении Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года» (http://minregion.ru)

8 Консультант Плюс, Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2009 г. N 1-р Об Основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 г.

Сегодня в России также ведется активная подготовка к принятию нормативно-правовых актов по поддержке развития ВИЭ с учетом западного опыта.

Еще немаловажно отметить принятое Правительством России Постановление, которым внесены изменения в Положение о порядке предоставления государственных гарантий на реализацию инвестиционных проектов с учетом специфики финансирования мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Постановление Правительства № 1016 от 14 декабря 2010 г. определяет порядок предоставления госгарантий, который включает в себя достаточно подробное изучение проекта, под которые выдаются госгарантии, документации, связанной с проектом, включая изучение надежности контрагентов по проекту, оценки рисков и их распределения между участниками проекта, финансового положения заемщика и его деловой репутации. Постановлением определены основные требования к консультантам проекта, заключения которых принимаются при рассмотрении Правительством Российской Федерации. Нельзя сказать, что с соответствии с этим документом Госгарантию получить просто.

Постановлением Правительства РФ № 688 от 18 августа 2011 г. вносятся дополнительные требования и уточнения в Постановление Правительства № 1016, которые расширяют состав требований к заемщикам и консультантам при принятии решений о предоставлении государственных гарантий по проектам повышения энергоэффективности 9.

Сфера предоставления гарантий

■ Объекты ЖКХ;

■ Промышленность;

■ Строительство зданий и иные объекты.

При этом Постановлением определено, что госгарантии предоставляются по кредитам или облигационным займам, которые участвуют в финансировании программ модернизации российской экономики. Программы должны иметь общегосударственное значение. Перечень таких программ и направлений деятельности представлен в распоряжениях Правительства РФ № 1663-р от 17.11.2008 и 2446-р от 27.12.2010г.

Общие требования к организациям, которым предоставляются госгарантии

■ В составе акционеров или руководства организации должно быть не менее 10% лиц, которые имеют опыт успешной реализации подобных проектов;

■ Организация не должна иметь просроченной задолженности перед бюджетом и находиться в процедуре банкротства;

■ По доле финансирования, которое должно быть обеспечено помимо госгарантий, необходимо представление документально подтвержденных обязательств финансирования.

Состав требований к финансируемым проектам

■ Не менее 15 % объема финансирования проекта - за счет собственных средств того, кому предоставляется госгарантия;

■ Общий объем господдержки проекта не более 75% от стоимости проекта;

■ Общий объем финансирования за счет предосталения госгарантий не более 50% от стоимости проекта.

Особенности предоставления госгарантий для финансирования проектов в сфере ЖКХ

■ Полная стоимость проекта не менее 500 миллионов рублей (Включает затраты, связанные с созданием, модернизацией или реконструкцией объекта. При этом, должна быть предусмотрена модернизация или замена существующей инфраструктуры на энергоэффективную );

■ доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований в уставном капитале объекта госгарантии должна составлять не более 49 %;

■ возврат (окупаемость) не менее 80 % общего объема вложенных средств осуществляется в срок не более 7 лет за счет сокращения потребления энергетических ресурсов и (или) воды;

■ величина возможного сокращения потребления энергетических ресурсов и (или) воды должна быть не менее 15%;

Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства № 719 от 29 августа 2011 г. установлена сумма госгарантии по проектам повышения энергоэффективности в ЖКХ в 2011 г. не менее 250 миллионов рублей.

Особенности предоставления госгарантий для финансирования проектов в промышленности

■ Полная стоимость проекта не менее 1 миллиарда рублей

(Включает затраты, связанные с созданием, модернизацией или реконструкцией объекта.);

■ возврат (окупаемость) не менее 50 % общего объема вложенных средств осуществляется в срок не более 5 лет за счет сокращения потребления энергетических ресурсов и (или) воды в расчете на единицу производимой продукции (товара, работы, услуги);

■ доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований в уставном капитале объекта госгарантии должна составлять не более 49 %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ величина возможного сокращения потребления энергетических ресурсов и (или) воды должна быть не менее 10 %;

■ инвестиции по проекту направляются на модернизацию оборудования, введенного в эксплуатацию не ранее, чем 1 год до подачи заявки на госгарантию. При этом баоансовая стоимость модернизируемого оборудования должна быть не менее 1% от общей балансовой стоимости всех активов объекта госгарантии, или 5% от балансовой стоимости внеоборотных активов;

■ Госгарантии производителям и продавцам алкогольной и табачной продукции не предоставляются.

Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства № 719 от 29 августа 2011 г. установлена сумма госгарантии по проектам повышения энергоэффективности в промышленности в 2011 г. не менее 500 миллионов рублей.

Особенности предоставления госгарантий для финансирования проектов в иных сферах деятельности:

Полная стоимость проекта не менее 5 миллиардов рублей (Включает затраты, связанные с созданием, модернизацией или реконструкцией объекта при строительстве.)

Порядок отбора проектов

■ Проекты стоимостью до 10 миллиардов рублей оцениваются Межведомственной комиссией, созданной при Минэкономразвития;

■ Проекты стоимостью свыше 10 миллиардов рублей оцениваются Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции, образованной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1166;

■ К проекту должно быть приложено заключение уполномоченного финансового консультанта, которого отбирает заявитель из списка Минэкономразвития. Деятельность консультанта никаким образом не должна зависеть от заявителя. Стоимость услуг такого консультанта не может превышать 0,7% от общей стоимости госгарантии по проекту;

■ Для проектов, связанных с повышением энергоэффективности в сферах промышленности и ЖКХ, дополнительно обязателен анализ финансово-экономической деятельности.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт основой действенной энергосберегающей политики является нормативнозаконодательная база, которая определяет рамочные условия для всего спектра факторов, влияющих на энергосбережение. Сегодня федеральная нормативно-законодательная база создана, но она не образует целостной системы и характеризуется неполнотой. Многие положения Федерального закона «Об энергосбережении» не увязаны с другими правовыми актами. Данный закон является рамочным, не подкреплен соответствующими механизмами реализации, не предусматривает должных экономических стимулов и санкций. Ряд постановлений Правительства РФ в области энергосбережения не работают в полном объеме, носят декларативный и поощрительный характер. Кроме того, с момента принятия основного закона «Об энергосбережении» нормативно-правовая база России претерпела существенные изменения, в первую очередь, в части налогового, бюджетного и гражданского законодательства. В этой связи вопросы энергосбережения могут оказаться в правовом вакууме. В этой связи Минпромэнерго Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами во исполнение поручения Правительства Существенная роль в практической реализации энергосбережения принадлежит отраслевым нормам и стандартам.

Наиболее последовательно нормирование и стандартизация реализуются в России, как и в ряде зарубежных стран, в строительной сфере. Поэтапное в период 1995-2000 гг. ужесточение критериев теплозащиты при проектировании зданий (жилых в среднем в 3,5 раза) способствовало реальному повышению их энергоэффективности при новом строительстве и реконструкции 10.

С июля 1998 г. в стране действует Межведомственный координационный совет по энергосбережению, в деятельности которого участвуют представители всех заинтересованных министерств, ведомств, регионов, общественных и научных организаций. В его обязанности входит реализация федеральных целевых программ и введение в действие экономических механизмов управления энергосбережением. Приказом Минтопэнерго РФ № 400 в декабре 1998 г. был создан специальный федеральный орган управления энергосбережением - Департамент государственного энергетического надзора (Госэнергонадзор)11 .

Целью его создания стала необходимость осуществления государственного контроля и надзора за эффективностью использования ТЭР, организации взаимодействия государственных, общественных, коммерческих и прочих организаций, участвующих в энергосбережении. К основным субъектам рынка энергосберегающих услуг можно отнести Центр по эффективному использованию энергии 12 (ЦЭНЭФ), Российский Союз энергоэффективности, Российская межрегиональная ассоциация по вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике (АВОК) 13 , Ассоциация энергоменеджеров (АСЭМ), Ассоциация «Российские демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности» (РОСДЕМ), Российско-Датский институт по энергосбережению (РДИПЭ), Центр энергетической политики и др. Упразднение в 2005 г. ГУ «Госэнергонадзор» означает, что государство практически устранилось от решения вопросов энергосбережения.

Результативность политики энергосбережения во многом определяется инвестиционно-экономическими условиями, методами и инструментами регулирования ценового, налогового, таможенного и амортизационного режимов, кредитно-финансовой политики и других видов экономического стимулирования, действие которых должно быть как «поощряющим», так и «наказывающим».

До настоящего времени слабо задействованы рыночные механизмы финансирования мероприятий энергосбережения. Отсутствуют гарантии своевременного возврата средств инвесторов, особенно на объектах ЖКХ. Не разработан практический механизм вычленения и дальнейшего целевого использования полученной экономии в результате энергосбережения. Российские энергосервисные компании практически не участвуют в процессе инвестирования в энергосбережение. Они выполняют лишь отдельные работы по энергетическим обследованиям, установке и обслуживанию приборов учета и контроля энергоносителей, регулированию систем теплоснабжения зданий.

В отличие от развитых зарубежных стран достичь значительных успехов в повышении энергоэффективности экономики не удалось. Объективные причины этого кроются в более суровом климате нашей страны, что требует повышенного расхода энергии на утепление и обогрев помещений и других ее затрат, гораздо меньшую плотность населения и влияние больших расстояний, действие закона энергетической неэффективности государства с обширной территорией. Субъективные причины различной энергоэффективности экономики России и экономически развитых зарубежных стран заключаются в разных подходах к формированию и проведению энергосберегающей политики.

С переходом на рыночные отношения кардинально изменилась ситуация с энергосбережением. Для производителей важнейшим показателем эффективности производства стала прибыль. В погоне за ней перестали думать о расходах электроэнергии и топлива, энергосбережении и о прочих показателях энергоэффективности, в свою очередь государство практически самоустранилось от регулирования данного вопроса.

В результате, сегодня Россия по «энергорасточительности» занимает 11-е место в мире, пропустив вперед только Азербайджан, Украину, Казахстан, Танзанию, Никарагуа и еще несколько мелких развивающихся стран. В последние 10 лет разрыв с развитыми странами не только не сократился, а напротив, увеличился14.

Анализ российского и зарубежного опыта формирования и проведения государственной энергосберегающей политики позволил выявить основные их отличия. Так, энергосбережение рассматривается правительством экономически развитых стран с позиции важнейшей национальной проблемы, инструментом решения которой являются долгосрочные целевые программы, обеспеченные эффективными нормативно-законодательными, организационными, финансово-экономическими и технико-технологическими механизмами.

В России относительно низкие цены на энерготовары, изобилие топливно-энергетических ресурсов длительное время не способствовали проведению реальной политики энергосбережения. Политика энергосбережения ориентировочно отстает от зарубежных стран не менее чем на 25 лет. Большая часть отечественного потенциала энергосбережения состоит из малозатратных и быст-роокупаемых мероприятий, что свидетельствует об их высокой эффективности. Результативность политики энергосбережения сдерживают отсутствие единого органа управления, системного и комплексного подхода к её разработке и осуществлению, недостаточная проработанность правовых, организационных и экономических механизмов энергосбережения и программно - целевого метода его реализации.

В российских условиях необходимо формировать собственную политику энергосбережения, учитывая в ней разнообразие отраслевых и территориальных условий регионов страны, при этом необходимо учесть имеющийся положительный опыт энергоэффективного строительства и сложившуюся специфику развития законодательства в сфере энергосбережения.

Вывод :

Совершенствование управления инновациями с целью повышения энергоэффективности зданий позволило определить процесс энергосбережения как метод рационального использования энергоресурсов и вовлечения в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии в целях обеспечения энергоэффективного функционирования и снижение затрат при эксплуатации зданий общественного назначения.

Развитие энергосбережения с одной стороны, расширяет возможности вовлечения энергоресурсов в хозяйственный оборот, а с другой - порождает необходимость еще более рационального использования топлива и энергии. На результативность энергосбережения определяющее влияние оказывают рыночные механизмы и целенаправленная политика государства.

К объектам энергосбережения относятся все участники и все элементы технологической цепочки воспроизводства энергетической и неэнергетической продукции в приходной и расходной частях топливно-энергетического баланса. Основными субъектами энергосбережения являются органы государственной власти, которые формируют благоприятные условия для реального сбережения топлива и энергии. В зависимости от уровня управления, целевых установок и решаемых задач к активной деятельности по энергосбережению подключаются и другие экономические субъекты.

В отраслевом разрезе совершенствование управления инновациями с целью повышения энергоэффективности зданий общественного назначения должна охватывать все аспекты воспроизводственного процесса, необходимого для боле эффективного использования энергоресурсов.

В международный практике энергосбережение рассматривается как важнейшая национальная проблема, инструментом решения которой являются долгосрочные целевые программы, обеспеченные действенными механизмами. Однако в России реализация мероприятий по энергосбережению реализуется низкими темпами с периодом отставания от зарубежных стран не менее чем в 25 лет. Большая часть отечественного потенциала энергосбережения состоит из малозатратных и быстроокупаемых мероприятий, что свидетельствует об их высокой эффективности. Однако результатив-

9 Официальный сайт «Портал-энерго» www.portal-energo.ru/articles/details/id/426

10 Строительные нормы и правила. Тепловая защита зданий СНиП 23-02-2003, С.27, М.Госстрой России 2004г.

11 Госэнергонадзор - Государственный энергетический надзор России. Один из трех государственных надзорных органов, входящих в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). До 2004 года являлся структурным подразделением Министерства энергетики Российской Федерации.

12 Официальный сайт «Центра по эффективному использованию энергии» www.cenef.ru

13 Официальный сайт «Российской межрегиональной ассоциации по вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и

строительной теплофизике»

ность энергосберегающей политики сдерживают отсутствие вертикали в управлении, единого органа управления, системного и комплексного подхода к её разработке и осуществлению, недостаточная проработанность правовых, организационных и экономических механизмов энергоэффективности и программно целевого метода реализации.

Рекомендации:

■ Для развития инноваций в стране необходимо создание органа отвечающего за создание ново-технологичных проектов в сфере энергосбережения и энергоэффективности применяемых как при эксплуатации так и при строительстве зданий;

■ Вложение государственных инвестиций в энергоэффективность позволит направить съэкономленные средства как на модернизацию так и на развитие инфраструктуры, строительство жилья, социально значимых объектов;

■ Стратегия энергосбережения является стимулом для Российской экономики, возможность стать ведущей державой в мире в области ВИЭ и энергоэкономии;

■ При реализации инвестиций в энергосбережение и энергоэффективности позволит создать новые рабочие места, взрастить новых специалистов, снизить издержки производства, сделать конкурентный продукт труда для реализации на мировом рынке;

■ Привлечение в отрасль молодых ученных и студентов, создание для них места для работы и изучения науки в области альтернативной энергетики и инноваций в целом;

■ Снижение расходов государственного бюджета на обслуживание и обеспечение общественно-административных зданий находящихся на балансе государства. Для этого необходимо провести экспериментальный проект для одного города и района, а затем на все регионы и области, при этом выявив недостатки при экспериментальном проекте;

■ Поддержка отечественных энергоэффективных производителей, снижение банковской процентной ставки, льготное квотирование, создание системы госзаказа и планирования, снижение налогооблогаемой базы;

■ В масштабе страны развитие новых источников энергии таких как ВИЭ позволит развить территорию, в данном случае трудно доступные места(крайнего севера, дальнего востока, Сибири) или в тех местах где есть дефицит энергии и отсутствует какая-либо инфраструктура;

■ Решение экологической проблемы, сократить выбросы СО2 в атмосферу и снизить другие отрицательные факторы производства на окружающую среду;

■ Внедрение энергосберегающего позволит снизить энергозатраты при эксплуатации жилых и административных зданий, а это 30-40% от всего энергопотребления страны. Также это скажется на основных потребителях энергии(граждан), которые съэконом-ленные средства могут потратить на другие цели, а не отдавать большую часть своих доходов и сбережений на счета оплаты(ЖКХ);

■ Возобновляемые источники энергии экономически эффективнее развивать вблизи центров их потребления. За счет экономии на прокладку сетевой инфраструктуры (электрических и газовых сетей) достигается достаточно неплохие параметры стоимости строительства, которые соизмеримы со всеми затратами по доставке энергии от «большой энергетики».

■ С учетом надбавок для генерации ВИЭ такие проекты должны быть выгодны для инвесторов. Переход к возобновляемым источникам энергии в ближайшее время будет только усиливаться с учетом перманентного роста стоимости энергоресурсов и электроэнергии. Более того, в перспективе к 2020 году стоимость выработки электроэнергии на традиционных установках и с использованием ВИЭ должны сравняться. В свою очередь, массовое внедрение этих технологий способствует их дальнейшему удешевлению, что дает новые возможности для компаний, планирующих инвестировать в ВИЭ, и предприятий, планирующих снизить энергопотребление за счет энергосберегающих мероприятий и собственной генерации на такие источники;

■ У России есть конкурентные преимущества, она обладает одним из огромных потенциалов в ветровой генерации, энергии приливов и отливов. Однако, на мой взгляд, целесообразно развивать только те проекты в сфере альтернативной энергетики, в которых у российского машиностроения и других связанных с ВИЭ отраслей есть конкурентные преимущества перед иностранными производителями. Если проанализировать данные проекты по их

экономической эффективности, то на первый план выходит такой источник энергии как биомасса. Россия обладает самыми масштабными запасами биомассы в мире, в первую очередь по лесным ресурсам;

• Альтернативная энергетика требует пересмотра политики развития и сетевой инфраструктуры. В первую очередь это касается проектов в сфере внедрения интеллектуальных сетей (smart gid) на высоком классе напряжения (ЕНЭС) и распределительных сетях. Такое комплексное развитие всех направлений энергетики позволит сделать этот процесс более устойчивым в будущем. Любая альтернатива в конечном итоге должна укладывать в базис развития энергетики на длительную перспективу.

Литература:

1) В.П. Албум, Хозяйственный механизм управления энергосбережением, С.2, М:ВнииГазпром, 1991г.;

2) В.В. Литвак, Региональный вектор энергосбережения», С.39, Томск 2001г.;

3) Е.Гурвич, Экологические последствия субсидирования энергетического сектора экономики, Вопросы экономики №6, С.136, 1997г.;

4) Согласно данным аналитического агентства www. energieforum.ru

5) energieforum.ru - это двуязычное информационное предложение Германского Энергетического Агентства по темам «Энергосбережение» и «Использование возобновляемых источников энергии» в России и Германии;

6) Постановление от 5 сентября 2011 г. №746 Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.( http://govemment.ru/gov/results/16467/);

7) Официальный сайт Президента России www.kremlin.ru;

8) Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 мая 2011 г. № 262 «Об утверждении Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года» (http://minregion.ru);

9) Консультант Плюс, Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2009 г. N 1-р Об Основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 г.;

10) Официальный сайт «Портал-энерго» www.portal-energo.ru/ articles/details/id/426;

11) Строительные нормы и правила. Тепловая защита зданий СНиП 23-02-2003, С.27, М.Госстрой России 2004г.;

12) Госэнергонадзор - Государственный энергетический надзор России. Один из трех государственных надзорных органов, входящих в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). До 2004 года являлся структурным подразделением Министерства энергетики Российской Федерации;

13) Официальный сайт «Центра по эффективному использованию энергии» www.cenef.ru;

14) Официальный сайт «Российской межрегиональной ассоциации по вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике»;

15) По данным Международного Энергетического Агентства (1ЕА).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.