Научная статья на тему 'Эволюция институтов алмазного бизнеса'

Эволюция институтов алмазного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / АЛМАЗНО-БРИЛЛИАНТОВЫЙ КОМПЛЕКС / РЫНОК / ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / ГОСУДАРСТВО / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чертков А.С.

В статье с позиций неоинституционального подхода исследуется эволюция институциональной среды рынка драгоценных камней Российской Федерации. На основе проведенного исследования делается вывод о степени участия государства в деятельности системообразующих институтов рынка алмазов и мерах государственного регулирования отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция институтов алмазного бизнеса»

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТОВ АЛМАЗНОГО БИЗНЕСА

А. С. ЧЕРТКОВ,

кандидат исторических наук, докторант кафедры экономики и государственногорегулированиярыночного хозяйства E-mail: alexchertkov@list.ru Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

В статье с позиций неоинституционального подхода исследуется эволюция институциональной среды рынка драгоценных камней Российской Федерации. На основе проведенного исследования делается вывод о степени участия государства в деятельности системообразующих институтов рынка алмазов и мерах государственного регулирования отрасли.

Ключевые слова: институциональная теория, алмазно-бриллиантовый комплекс, рынок, драгоценные камни, государство, контроль.

Наибольший интерес для институциональной экономики представляют не столько формальные ограничения как результат сознательной деятельности индивидуумов в процессе создания общественного производства, а в большей степени — дополняющие их неформальные институциональные рамки — не-писанные кодексы поведения, условности. Говоря о сложности институциональных изменений, Д. Норт доказал, что «неформальные ограничения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям» [3, с. 21]. Формальные же ограничения могут измениться «за одну ночь путем принятия политических или юридических условий».

Неформальные ограничения являют собой не только модификацию формальных правил, социально санкционированные нормы и внутренне обязательные для человека стандарты поведения (по Д. Норту), но и обладают уникальными свойствами институциональных связей, пронизывающих хозяйственную деятельность экономических агентов, отвечающих за равновесное состояние предприятий, обеспечивающих им постоянную финансовую, экономическую и социальную динамику.

Главную роль в организации институциональной среды играют механизмы самоорганизации институтов. Уровень такой самоорганизации говорит о степени развития институтов и их стремления к адаптации в конкурентной среде. Как заметил О. С. Сухарев, при рассмотрении проблемы организации институтов существуют два сценария [5, с. 18]. Первый, или «слабый сценарий», — институты представляются в виде параметров экономической системы. Второй, или «сильный сценарий», — включение механизмов самоорганизации институтов. Думается, существует промежуточное институциональное пространство и состояние для перехода индивидов из одного институционального положения при «слабом сценарии» в другой — «более сильный». Во всех трех состояниях институциональной структуры агента возможно сделать оценку эффективности экономии трансакционных издержек (см. таблицу).

Экстерналистское направление институциональной теории (О. Уильямсон) придерживается экзогенного (внешнего, статичного) подхода к анализу институциональной структуры. Интер-налистское направление (Д. Норт) рассматривает изменения в институциональной структуре под воздействием эндогенных (внутренних) хозяйственных изменений. Ключом к разгадке столь сложных институционалистских конструкций являются исследования временных параметров институциональных изменений. В действительности, сложно определить в какой — краткосрочной или долгосрочной — перспективе происходит то или иное изменение институциональной структуры.

Экономия трансакционных издержек базируется у институционалистов на сокращении затрат

36

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

^Ятик^иуисКое уаря&леКие

20 (185) - 2010

Трансформация институциональной структуры предприятия при различных сценариях

Объект сравнения «Слабый сценарий» (конституирующие процессы) «Промежуточный сценарий» (переходный этап состояния институтов) «Сильный сценарий» (самоорганизация институтов)

Структура В соответствии с целями и видением бизнеса Анализ издержек и сокращение негативных последствий Оптимизация структуры

Управление Создание органов управления, координация управленческих функций Создание системы управления функционированием и развитием, стратегический контроль Бенчмаркетинг, независимый директорат

Основное производство Инвестиции, поддержание, создание условий для функционирования Интенсификация производственных процессов Инновации, внедрение современных технологий

Вспомогательное производство, сервис Создание производства в рамках выработанной стратегии Анализ деятельности, сокращение/увеличение затрат Оптимизация затрат, создание самостоятельных агентов, расширение функций и спектра услуг

Контрактные отношения Разработка внутренних стандартов фирмы Обеспечение дополнительных преимуществ при работе с контрагентами Безусловное выполнение обязательств сторонами контракта

Информационные издержки Создание внутренней и внешней системы сбора информации, защита информационных ресурсов Расширение информационного пространства деятельности фирмы Информационная и коммерческая безопасность ведения и развития бизнеса

Кадры Формирование трудового коллектива Профессиональное обучение, повышение квалификации, выявление потенциала, кадрового резерва и ресурса Грамотная кадровая стратегия

Социальная ответственность Обеспечение функционирования социальной инфраструктуры бизнеса, социальные гарантии Поддержка социально-значимых проектов и инициатив Социальное партнерство

экономических агентов на получение информации по идентификации продавцов и цен на товары или услуги. Однако в современном технологическом обществе стремительными темпами развиваются не только сами информационные технологии, но и рынок информации. Соответственно, временной период институциональных изменений сокращается со скоростью внедрения и овладения последними электронными и информационными новшествами, а также, что существенно, — готовности экономического агента к интеграции в сопредельную институциональную среду. В то же время сдерживающим фактором изменения институциональных конструкций являются действия контрагентов, препятствующих раскрытию и передаче информации, а также процессы глобализации, способствующие многократному увеличению рынка информации и воспроизводящие бесчисленные информационные ресурсы.

В начале нового тысячелетия стало очевидным, что мировое сообщество вступило в сетевую эпоху, характеризующуюся слиянием векторов технологического, информационного и политико-правового развития [2, с. 210]. В результате развития глобального информационного пространства, накопления

ресурсов и интенсивных информационных обменов временные параметры институциональных изменений, являющиеся препятствием для сближения позиций экстерналистского и интерналист-ского направления институционального анализа, стремительно сокращаются. Информационные технологии не только вносят принципиальные изменения в деятельность экономических агентов, но и способствуют увеличению спектра предлагаемых на рынке услуг, в том числе электронной коммерции, что в конечном счете способствует повышению стоимости информации при одновременном снижении издержек на содержание инфраструктуры проектов.

Развитие информационных технологий привнесло в мировую алмазную и ювелирную отрасль революционные инновации, которые материализуются в новых технологиях, формах организации производства и управления [6, с. 16—19]. Затраты на информационные издержки все активнее транс -формируются в новые технологии, с помощью которых предприятия отрасли проводят эффективные маркетинговые исследования и прямые продажи — покупку алмазов, бриллиантов и ювелирных украшений по всему миру. Развивается и аукционная

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго-ръЯ-Ъ.'Н'Р?4'К'ШЪ.Ъ4

37

форма торговли ими в режиме реального времени. Современные информационные технологии в этом достаточно консервативном бизнесе приносят отдельным компаниям существенную прибыль, увеличивают объемы продаж, что в конечном итоге влияет на рост капитализации участников рынка, ускоряет оборачиваемость капитала, активизирует движение товара.

Уникальность мирового алмазного рынка непосредственно связана с неизменным интересом человечества к особым свойствам алмазов и продукции из них. Исключительная природная редкость алмазов обусловила их высочайшую удельную стоимость и разнообразные сферы применения. Оперативный обмен информацией о состоянии различных секторов мирового алмазного бизнеса способствует более быстрому и адекватному принятию того или иного решения. Так, производители алмазов стремятся не допустить падения цен из-за разразившегося во второй половине 2008 г. мирового финансового кризиса. Как только крупнейшие алмазодобывающие компании перестраивают свою сбытовую политику, сокращая поставки алмазного сырья на рынок, его участники моментально корректируют маркетинговую стратегию с целью минимизации производственных издержек и создания эффективных механизмов, противодействующих кризису.

Информационные технологии нацелены на дальнейшее развитие информационной культуры алмазного и ювелирного бизнеса, вовлечение предприятий отрасли в разработку политики перехода к информационному обществу, что в конечном итоге будет способствовать созданию благоприятной деловой и конкурентной среды на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней.

Институциональная экономика обосновывает наличие трех видов институциональных рамок, фиксируемых писаным правом, обычным (неписаным) правом и интуицией. Третий вид институциональных рамок выбирается спонтанным образом и достигается принятием совместных стратегий, принимающих форму соглашений и «фокальных точек» [4, с. 187]. Действие экономических агентов в неформальных институциональных рамках приводит к значительной экономии при заключении контрактов, защите прав собственности или сводится до минимума, исходя из репутации контрагента. Однако на сокращение трансакци-онных издержек значительное влияние оказывают не только социальные, технологические, информационные изменения, но и доминирующие об-

щественные установления и предписания. Таким образом, сочетание этико-национальных, культурных и социально-экономических начал являются базовым условием для совпадения интересов экономических агентов, заключающих соглашения и действующих в условиях обозначенных институциональных рамок.

В результате трансформации общественных институтов обычаи и установления, репутация партнеров, базирующиеся на общем понимании стратегии развития сопредельных бизнесов и информации о клиенте и товаре, ускоряют интеграцию агента в сопредельную институциональную среду, до минимума снижая трансакционные издержки. Таким образом, важность «промежуточного сценария» или переходного этапа состояния институтов, недооцененные современными инс-титуционалистами, имеет значение для интенсификации ведения бизнеса, гармоничного перехода из одного состояния в другое, более эффективное и совершенное.

Движение экономического агента из сопредельной институциональной среды в более высокую сопряжено с многими трудностями, так как вступает в глубокие противоречия с существующими институтами и неформальными ограничениями. Это обстоятельство актуально для современной России, для которой свойственно наличие бюрократических барьеров, являющихся одним из существенных тормозов рыночных преобразований. Принимаемые руководством страны меры по сокращению административных барьеров, реформы аппарата управления наталкиваются на стену непонимания в силу отсутствия механизмов реализации этих программ, наличия коррупционной составляющей, проявляющейся на разных этапах принятия (законодательный уровень) и реализации (исполнительная власть на местах) решений.

Торговля алмазами — один из немногих видов бизнеса, приближенный к идеалу с точки зрения минимизации трансакционных издержек. Сообщества биржевых торговцев и торговцев алмазами Д. Норт приводил в качестве примера, свидетельствующего о достижении ими идеального соглашения, стремящегося к нулевым трансакционным издержкам [7, с. 98—99]. Уникальность зарубежной биржевой торговли неограненными алмазами и бриллиантами обусловлена следующими факторами:

- детальной специализацией экономических

агентов по категориям закупаемого сырья;

- возможностью реализации фьючерсных сде-

38

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4?:Ж'иЪ4

лок с привлечением значительного заемного капитала;

- трудоемкостью операций сортировки и оценки значительного объема партий (боксов) алмазов;

- развитыми институтами биржевой торговли (алмазные биржи, клубы, ассоциации);

- наличием семейно-родственных структур алмазного бизнеса;

- традиционно сложившейся атмосферой доверительного отношения к постоянным клиентам и контрагентам;

- ограниченностью круга клиентов и контрагентов;

- корпоративной солидарностью и остракизмом к агентам, проявившим оппортунизм;

- налаженным механизмом движения товара и капитала;

- конфиденциальностью и безопасностью сделки. Отличительной особенностью биржевой торговли алмазами в отличие от большинства товарно-сырьевых аналогов является некоммерческий статус алмазных бирж и отсутствие практики фиксированных цен на драгоценные камни. Подавляющее большинство алмазных бирж зарабатывают на создании благоприятных условий для совершения сделок и предоставлении сервисных услуг (юридических, таможенных, банковских, транспортных, экспедиторских и др.). Поэтому под алмазными биржами принято понимать ассоциации, деловые центры и клубы, являющиеся, по сути, торговыми площадками, на которых совершается большинство сделок. Крупнейшая алмазодобывающая компания «Де Бирс» торгует алмазным сырьем на сайтах во время календарно закрепленных торговых сессий, на которые приглашаются специальным образом отобранные алмазные дилеры со всего мира — сай-тхолдеры. Расписание торговых сессий «Де Бирс» известно загодя всем участникам рынка и поэтому их итоги являются своеобразным индикатором для алмазной индустрии.

Российская компания «АЛРОСА», перейдя в конце 1990-х гг. на торговлю на сайтах, не афиширует своих торговых сессий. Исключение составляет закрытая тендерная торговля алмазным сырьем из российских месторождений, организуемых под эгидой Алмазной палаты России, являющейся родственной структурой самой компании «АЛРОСА», которая выполняет функции классического алмазного клуба на территории Российской Федерации.

По данным Всемирной Федерации алмазных бирж (WFDB—World Federation of Diamond Bourses), основанной в 1947 г. с целью объединения алмазного

бизнеса и предоставления биржевой торговле алмазами, бриллиантами и драгоценными камнями общего набора торговой инфраструктуры, на середину 2009 г. в организацию принято 26 алмазных бирж. «Этика, практика честных деловых отношений и мораль здесь верховодят и активно защищаются Конституцией WFDB, которая предусматривает арбитражные и дисциплинарные процедуры против любого члена, нарушающего Этический кодекс, — говорится в официальных документах организации. — Цель WFDB состоит в том, чтобы способствовать пониманию и более тесному сотрудничеству между народами во всем мире, которые зарабатывают себе на жизнь торговлей алмазами и драгоценными камнями» [6, с. 154—155].

Следует особо подчеркнуть принципиальную важность для институционального исследования наличия основополагающих установок и требований неукоснительного соблюдения этических норм, честных деловых отношений и морали, возводимых алмазным сообществом WFDB в ранг постулата. Дисциплинарные взыскания (изгнание из кооперативного сообщества алмазных дилеров) могут быть применены к любому, пусть даже самому авторитетному, члену биржи, что мгновенно становится известным всем участникам торгов и ведет к выводу нарушителя Этического кодекса WFDB за рамки социальной группы.

Алмазное сообщество характеризуется исторически сложившейся традицией интеграции сделок в семейно-родственные структуры, при которых неформальные ограничения создают кооперативное поведение агентов. На современном этапе развития алмазного бизнеса осуществление соглашений в семейно-родственной институциональной среде (традиционно развито в кругу индийских и израильских диамантеров) имеет следующие преимущества:

- движение капитала внутри семей;

- строгая иерархия, почитание главы семьи, исходя из возраста и опыта;

- отсутствие оппортунизма;

- круговая порука;

- помощь и поддержка семейного круга;

- профессиональная подготовка молодых членов семьи, обучение, выдвижение их на руководящие должности и продвижение по служебной лестнице;

- семейные ценности и традиции;

- создание вертикально интегрированного бизнеса с минимальными трансакционными издержками;

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: •мгоРЪЯЪ'ИРЛ'ХЖКХ*

39

- создание и продвижение семейного бренда и

качества продукции;

- клановый характер принятия управленческих

решений;

- сохранение бизнеса в семейном кругу.

Другой особенностью ведения алмазного бизнеса на современном этапе является создание вертикально интегрированных семейно-родственных структур, объединяющих большинство технологических переделов. Семейный алмазный бизнес может включать в свою производственную кооперацию добычу алмазов, сортировку и оценку кристаллов, огранку алмазного сырья, изготовление ювелирных украшений, создание торговых сетей для реализации готовой продукции, диверсификацию бизнеса (компания израильского бизнесмена Л. Леваева). В несколько усеченном виде (без собственной добычи алмазов) вертикально интегрированная кооперация существует у большинства современных диаманте-ров — настоящих или бывших сайтхолдеров крупных алмазодобывающих компаний. Главным условием успешности такого семейно-родственного бизнеса является близость к источникам алмазного сырья, приобретаемого на постоянной основе. В этих обстоятельствах гарантии получения сырья требуют увеличения трансакционных издержек, складывающихся из дополнительных расходов на рекламу, продвижение товара, репутационных издержек, «покупки лояльности» менеджмента сбытовых организаций алмазодобывающих компаний.

При невозможности обеспечить приращение дополнительного количества природного сырья в обороте для покрытия растущих потребностей таких компаний они включают наиболее выгодных партнеров в рамки семейно-родственных структур, тем самым обеспечивают рентабельность и будущее своему бизнесу. Основным критерием для принятия новых членов семьи в круг родственных структур становится разделение вновь принятыми обычаев и традиций, господствующих в данном образовании. Созвучный образ мышления, благоприятная кредитная история и репутация, нацеленность на общий успех позволят таким компаниям успешно интегрироваться в сложную структуру семейного бизнеса. На эту особенность обращал внимание Т. Веблен, характеризуя институты как «привычный образ мышления людей, который имеет тенденцию продлевать свое существование неопределенно долго» [1, с. 202]. Исходя из приведенных условий развития институтов и интеграции сделок в се-мейно-родственные структуры, приходится делать вывод о том, что наибольшей исторической обус-

ловленностью, устойчивостью, иммунитетом к экономическим потрясениям и большей живучестью обладают именно подобные институциональные образования алмазного бизнеса.

Легализация неформальных ограничений в формальных рамках свидетельствует об эволюции институтов и гармонизации институциональных отношений между экономическими агентами. Идеальная институциональная среда образуется именно таким эволюционным способом, снимая известные противоречия между агентами и создавая основу для качественно иного состояния будущих институциональных изменений. «Хотя непосредственно наблюдать неформальные институциональные ограничения невозможно, но зафиксированные на бумаге контракты, а иногда и фактические издержки трансакций, дают косвенные свидетельства об изменениях в неформальных ограничениях», — писал Д. Норт [3, с. 64].

Практика заключения сделок в алмазном бизнесе обнаруживает яркие примеры генетических изменений в развитии институтов, подтверждающих правоту институциональной экономической теории. В процессе трансформации неформальных институтов, в процессе глобализации бизнеса и самоорганизации экономических агентов здесь зафиксирован переход неформальных институциональных рамок в формальные. Так, всеобъемлющим правилом поведения на рынке стало признание Этического кодекса членов алмазных бирж, проповедуемого Всемирной конфедерацией алмазных бирж. Значительные формальные ограничения воплощены в Кодексе поведения международной Ассоциации производителей бриллиантов (IDMA — International Diamond Manufacturers Association), Системе Сертификации Кимберлий-ского процесса (ССКП), Этическом кодексе международной Конфедерации ювелиров (CIBJO).

Совместные стратегии и соглашения, основанные на доверительных и стабильных отношениях в алмазном сообществе, воплощаются в совершенствовании договорных отношений между агентами, в ходе которых между партнерами создается своего рода «банк взаимных услуг». Кратковременные материальные потери здесь компенсируются выгодой или неоценимой услугой в близкой перспективе. Большая же стоимость трансакций, связанная с особой ценностью товара или информации о нем, приносит значительную денежную выгоду участникам соглашений.

Высшим проявлением перехода неформальных ограничений в формальные стала исповедуемая де-

40

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4?:Ж'КЪ4

сятилетиями традиция бездокументарного заключения экономического соглашения при покупке алмазного товара. Если стороны, обговорив условия сделки, пожали друг другу руки и произнесли ритуальное слово «мазал» («мазал тов» — традиционное еврейское поздравление в разных переводах с идиш означает «доброе счастье», «с удачей», пожелание удачного расположения звезд и т.д.), ничто не может нарушить условий данного соглашения. Диамантеры стремятся сдержать данное клиенту слово, так как в случае его нарушения репутация будет подвергнута сомнению. Соблюдение данного ритуала способствует обстоятельному переговорному процессу и ускоряет оборачиваемость капитала, так как освобождает его участников от издержек письменного свидетельства сделки.

Поддержание атмосферы доверия между экономическими агентами алмазной индустрии и к самому товару являются ключевым условием этого

Список литературы

бизнеса. Бриллианты и ювелирные украшения, не являясь предметами первой необходимости, олицетворяют в представлении большинства потребителей мечту о прекрасном, стремление к богатству, роскоши. Единственная неэстетическая потребительская полезность данного вида товара (за исключением технических алмазов для оборудования) состоит в возможности долговременного вложения капитала, но и данным видом инвестиций, как показывает практика, нужно уметь пользоваться.

Таким образом, вопросы самоидентификации и самоуправления агентов — теории регуляции, координации и согласования имеют важное значение как объект исследования институциональной экономической теории. Регулирование правил и контроль за привычками (неформальными институциональными рамками) должны соотноситься с осознанным выбором государства при проведении экономической политики.

1. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

2. Глобализация / под ред. В. А. Михайлова, В. С. Буянова. М.: РАГС, 2008.

3. НортД. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. М.: Начала, 1997.

4. ОлейникА. Н. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М., 2009.

5. Сухарев О. С. Институциональная теория и экономическая политика / Институциональная теория. Методологический эскиз. М.: Экономика, 2007.

6. Чертков А. С. Информационное пространство мирового алмазного и ювелирного бизнеса. М.: Алмазы и золото, 2008.

7. North D. Institutions // Journal ofEconomic Perspectives. 1991. Vol. 5. № 1.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4'К'ШЪ.Ъ4

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.