Научная статья на тему 'Эволюция идей о сущности взаимодействия в контексте проблемы сетевого взаимодействия в иноязычном образовании'

Эволюция идей о сущности взаимодействия в контексте проблемы сетевого взаимодействия в иноязычном образовании Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
328
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERACTION / PHILOSOPHICAL APPROACHES / NETWORKING / LINGUISTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гребенщикова Александра Вячеславовна

Статья посвящена исследованию эволюции общенаучных представлений о категории «взаимодействии» в учениях философов древности и наших дней. Целью осуществляемого анализа является осознание сущности категории «взаимодействия» как ключевого термина семантической группы «сетевое взаимодействие субъектов высшего иноязычного образования». Новизна определяется растущим интересом к изучению проблемы сетевого взаимодействия в иноязычном образовании и малоизученностью сущности взаимодействия в контексте изучаемой проблемы с одной стороны и необходимостью ее описания и систематизации с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction via internet in linguistic education: Evolution of ideas about the nature of interaction

The evolution of general scientific concepts of the category of «interaction» in the works of the philosophers of antiquity and the present day is discussed. The aim of the analysis is the revelation of the essence of interaction as a key term of the semantic group “networking in higher linguistic education”. The novelty is determined by the growing interest to the research of networking in linguistic education, by the absence of research works on the nature of interaction in this context on the one hand and the relevance of its description and systematization on the other.

Текст научной работы на тему «Эволюция идей о сущности взаимодействия в контексте проблемы сетевого взаимодействия в иноязычном образовании»

УДК 378:44(07) ББК 74.480:81р30

А.В. Гребенщикова

ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ о СУЩНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена исследованию эволюции общенаучных представлений о категории «взаимодействии» в учениях философов древности и наших дней. Целью осуществляемого анализа является осознание сущности категории «взаимодействия» как ключевого термина семантической группы «сетевое взаимодействие субъектов высшего иноязычного образования». Новизна определяется растущим интересом к изучению проблемы сетевого взаимодействия в иноязычном образовании и малоизученностью сущности взаимодействия в контексте изучаемой проблемы с одной стороны и необходимостью ее описания и систематизации с другой.

Ключевые слова: взаимодействие, философские подходы, сетевое взаимодействие, иноязычное образование.

A.V. Grebenshchikova

THE INTERACTION VIA INTERNET IN LINGUISTIC EDUCATION: EVOLUTION OF IDEAS ABOUT THE NATURE

OF INTERACTION

The evolution of general scientific concepts of the category of «interaction» in the works of the philosophers of antiquity and the present day is discussed. The aim of the analysis is the revelation of the essence of interaction as a key term of the semantic group "networking in higher linguistic education". The novelty is determined by the growing interest to the research of networking in linguistic education, by the absence of research works on the nature of interaction in this context on the one hand and the relevance of its description and systematization on the other.

Key words: interaction, philosophical approaches, networking, linguistic education.

ro ca о

S ^

X

Ф Ю Ф

m

<

В настоящее время система высшего образования во всём мире переживает эпоху значительных перемен, смены фундаментальных основ. Современная система высшего образования тяготеет к децентрализации: теряя черты иерархичности, линейности, систему вертикальных связей, она превращается в образовательную сеть. В этой связи актуальными для современной педагогической теории и практики становятся проблемы определения основ сетевой теории в образовании, функционирования образовательной сети, сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса вообще и сетевого взаимодействия в частности. Конструирование теоретико-методологических основ сетевого взаимодействия в высшем иноязыч-

ном образовании целесообразно начинать с осознания сущности исследуемого явления.

Идея взаимосвязи всего сущего являлась ключевой в научных трудах древнегреческих ученых - Демокрита, Платона, Аристотеля. Именно античный период развития научно-философской мысли характеризуется зарождением представлений о сущности взаимодействия как научной категории. Древнегреческие философы постулируют универсальный характер взаимодействия, рассматривают взаимодействие как основу, движущую силу всего сущего. Однако философская мысль данного периода отражает сущность взаимодействия скорее как процесс воздействия объектов друг на друга, в котором взаимодействующие

явления занимают поочередно то активную, то пассивную сторону. И лишь Аристотель, философские труды которого по праву названы вершиной античной мысли, впервые обращает внимание на такое свойство взаимодействия, как обусловленность и причинность явлений, находящихся во взаимодействии [1].

Философско-методологические подходы к пониманию сущности взаимодействия получают дальнейшее развитие в трудах эпохи Нового времени, минуя период средневековья, когда научное познание было сконцентрированного в большей степени на теологических изысканиях, а в философии господствовала метафизика. В ХУП-ХУШ вв. в размышлениях таких философов, как Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро все чаще появляются идеи диалектики о взаимодействии противоположностей. Однако, наиболее глубокую трактовку идея взаимодействия получает в XVIII в. в немецкой классической философии (Г.Ф.В. Гегель, И. Кант). Так, взаимодействие в классическом немецком идеализме может рассматриваться как противоречие, отношение единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей [4, 10].

В конце XIX в. идеи Г.Ф.В. Гегеля о сущности взаимодействия находят дальнейшее развитие в работах его соотечественников - К. Маркса и Ф. Энгельса. Связывая взаимодействие с причинностью всего происходящего, Энгельс отмечает, что «взаимодействие - вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю... Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать» [11, с. 546]. В целом, заслуга немецкой философии материализма в познании сущности взаимодействия видится в следующем:

• во-первых, в конце XIX в. понятие взаимодействие рассматривается в тесной взаимосвязи с диалектическим методом, что делает возможным познание объектов окружающей действительности через взаимодействие. Как следствие, взаимодействие становится не только

объектом, но и инструментом познания. В этой связи отметим, что понятие «взаимодействие» в философских трудах ученых XIX в. зачастую встречается в контексте с термином «структура», где взаимодействие рассматривается как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение структурных частей в определенный тип целостности;

• во-вторых, значительным вкладом в развитие исследуемого вопроса становится перенос философской категории «взаимодействие» в область общественных отношений. Так, К. Маркс и Ф. Энгельс создают материалистическую диалектику, содержательным ядром которой является взаимодействие противоположностей. Ученые утверждают, что взаимодействие противоположностей коренится в общественном бытии людей, и именно взаимодействие, принимающее форму борьбы между социальными классами, является источником общественного развития.

В начале ХХ в. философское осмысление взаимодействия получает стремительное развитие в социологической теории. Идеи взаимодействия как социального явления, постулируемые К. Марксом и Ф. Энгельсом, находят свое отражение в трудах таких отечественных и зарубежных философов конца XIX начала ХХ вв., как: А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Ве-бер, Г. Зиммель, П. Сорокин [5, с. 20].

В трудах А.А. Богданова [2], Н.И. Бухарина [3] мы видим постепенное смещение доминирующих представлений о взаимодействии как борьбе, взаимном воздействии противоборствующих сторон к идее взаимодействия как поиска компромиссов между противопоставленными силами. Описывая социальные системы, А.А. Богданов противопоставляет марксистской философии свою концепцию равновесия, считая, что развитие общества достигается путем поддержания равновесного состояния в системе «природа-общество» и зависит именно от взаимодействия общества с природой [3, с. 90-98].

Еще одной характерной чертой философско-социологических подходов,

о

СО ф

Ü3

о

ф

£

о ^

с

ф

I-

о

Ф IX

о

ЕЕ 1

£8

Й

4 го о ^ 5ш

5 о го _ со 2 Сй О

у о -

st и

||

2 i о S

го m

о ^

X

Ф Ю Ф

03 <

определяющих сущность взаимодействия в начале ХХ в., является их ориентация не только на анализ исследуемой категории как объективной социальной реальности, но и на субъективность взаимодействия, рассмотрение его через призму конкретного индивида с его мотивациями и потребностями. Так, французский философ и социолог Э. Дюркгейм определяет взаимодействие как «связи, которые объединяют и притягивают людей друг к другу и обладают специфическими признаками» [6, с. 186], а немецкий ученый Г. Зиммель считает, что «взаимодействие - это обусловленные целями и интересами взаимные воздействия людей друг на друга» [8].

Чуть позднее во второй половине ХХ в. значительное влияние на интерпретацию сущности взаимодействия гуманитарными науками оказала трансформация философской мысли. Это время ознаменовано возникновением философской теории коммуникации, которая, по словам А.В. Назарчука, стала «"лингвистическим поворотом" в философии "некоммуницирующего сознания"» [12]. В это время социолог Ю. Хабермас создает свою социологическую теорию коммуникации, которая интерпретирует идеи о взаимодействии в обществе с точки зрения коммуникативного подхода. Ученый определяет общество как продукт коммуникации, структурируемый нормами и ценностями. А под коммуникацией он понимает «всеобщее и широчайшее взаимодействие субъектов, заинтересованных в таком взаимодействии» [14, с. 82].

Среди современных философских подходов, обращенных к анализу взаимодействия, следует особенно выделить отечественные, а именно -философско-методологические исследования А.Н. Аверьянова, И.И. Жбанко-вой, Б.М. Кедрова, Н. Князева, Р.О. Кур-банова, П.Н. Родионова, Г.А. Свечнико-ва, А.Ф. Перетурина, Я.А. Пономарева, И.Т. Фролова, А.Г. Чусовитина [5, с. 22].

Интересна для анализа позиция И.И. Жбанковой, которая рассматривает взаимодействие как особый тип связей, которые согласуются с генетически-

ми и функциональными связями, а также с детерминизмом и причинностью. Исходя из представления ученого взаимодействие - это «процесс, происходящий по меньшей мере между двумя системами в некотором определенном промежутке времени, когда изменение состояний систем происходит не просто по согласованию, а взаимообусловлено». Важна также попытка автора описать основные онтологические признаки взаимодействия: обоюдосторонность, процессуальность и предметность [7, с. 37].

Суть признака предметности взаимодействия автор видит в том, что материальные системы, вступившие во взаимодействие, должны обладать определенными для каждого вида взаимодействия свойствами. Процессуальность подразумевает рассмотрение взаимодействия как процесса со свойственными ему пространственными и временными характеристиками. Признак обоюдосторонности проявляется в том, что взаимодействие протекает в условиях обоюдной активности взаимодействующих систем. При этом изменения состояния данных систем носят взаимообусловленный характер и происходят, по мнению И.И. Жбанковой, одновременно [7, с. 39].

Вместе с тем А.Г. Чусовитин высказывает мысль о том, что представление о взаимодействии как одновременном отношении материальных объектов является ложным и «приводит к серьезным трудностям при объяснении процесса развития, временного аспекта причинно-следственных отношений, к пониманию времени как чего-то внешнего по отношению к материи и т.д.» [15, с. 66]. Чу-совитин разрабатывает теоретическую концепцию взаимодействия, как атрибутивного свойства материи, обладающего такими признаками, как всеобщность, атрибутивность, противоречивость, избирательность.

В рамках данного проблематики особый интерес представляет позиция И.Т. Фролова [13], который, размышляя о взаимосвязи явлений в обществе и природе, употребляет понятие «информационное взаимодействие». Рас-

суждая о том, что все явления, объекты и процессы объективно существующего материального мира беспрестанно взаимодействуют между собой, автор акцентирует внимание на том, что результатом такого взаимодействия становятся изменения взаимодействующих сторон, каждая из которых оставляет определенный информационный след на другой. Следовательно, в процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов.

Основная идея авторской концепции заключается в том, что возникновение информационного взаимодействия предопределено наличием у объекта способности не просто испытывать внешние воздействия, но и изменять свое состояние, активно строить свое движение во внешней среде. Вместе с тем ученый утверждает, что такая активность является атрибутивным свойством всего живого, поэтому ее появление предопределено. Предпосылками же активности становится информация, которой обладают взаимодействующие стороны. Информацию в данном контексте И.Т. Фролов понимает как «свойство явлений быть побудителем известных действий, способствовать активной ориентации в окружающем мире» [13, с. 439]. Автор отмечает, что информация, сама по себе не являясь ни веществом, ни энергией, воплощена в материальных или энергетических явлениях, которые выступают как ее носители.

Таким образом, ученый приходит к выводу о том, что «возникновение информационного взаимодействия, основанного на использовании следов, отпечатков воздействия одних материальных систем на другие для активной ориентации в действительности является важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее к материи, которая обладает психикой и сознанием» [Там же, с. 325].

Завершая анализ философских подходов к определению сущности взаимодействия, нельзя не рассмотреть науч-

ную концепцию А.Е. Иезуитова, онтологической основой которой является «биализм», равноправие двух начал [9].

В своей концепции ученый критикует философские течения XVШ-XX вв., имеющие в своей основе идеи противопоставления взаимодействующих сторон, борьбы как единственного источника развития, говорит о необходимости создания «новой философии, поистине всеобъемлющей, учитывающей новые реальности» нового глобального мира, философии, которая должна прийти на смену «философии борьбы». Не отрицая борьбу, Иезуитов понимает ее как одну из форм такого более широкого и многогранного явления, как взаимодействие, а саму концепцию называет «Философией взаимодействия».

Взаимодействие для А.Н. Иезуи-това «объективный закон бытия и сознательная мыслительно-поведенческая установка», «многоуровневый и многосоставный процесс, не имеющий ни своего четко фиксированного начала, ни тем более окончательного завершения, в котором взаимодействующие стороны переходят от взаимосвязи к взаимодействию через взаимоотношения». Под взаимосвязью философ понимает «сравнительно пассивные, непрочные, поверхностные и случайные взаимные контакты различных явлений, которые приобретают «более активный, прочный, обоснованный и целенаправленный характер» в процессе взаимоотношений». При этом он отмечает, что взаимосвязь и взаимоотношения ограничены во времени, пространстве и функциональном плане [9, с. 43]. Наряду с этими категориями, взаимодействие представляется мыслителю как безграничный, вечный и бесконечный целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение различными качествами.

Обобщая вышеизложенное, охарактеризуем этапы эволюции идей о сущности взаимодействия в контексте проблемы сетевого взаимодействия субъектов высшего иноязычного образования:

1. Зарождение представлений о сущности взаимодействия как научной категории (V в. до н.э. - III в. н.э.). В этот пе-

о

ш

ф

Й о

ф

£

о ^

с

ф

н

о

¡£ ф

н

X

о

£1

£8

18 ч го о ^ 5ш ^ о го _

СО 2

ей О

у о -

И ||

2 « ш со

о 2

го ш о

X

ф

ю ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш

<

риод мыслители обратили внимание на универсальный и объективный характер взаимодействия, определили взаимодействие как всеобщую связь явлений, основную закономерность существования окружающего мира. Следует сказать, что, характеризуя взаимодействие как совокупные воздействия субстанций друг на друга, ученые рассматривали такие взаимовоздейстия как основу развития всего сущего. Таким образом, еще в эти древние времена было отмечено, что субстанции способны развиваться, лишь оказывая друг на друга взаимные воздействия.

2. Выделение взаимодействия как отдельной философской категории (IV-XVIII вв.). В научной мысли данного периода углубляются представления о возможности познания взаимосвязи предметов и процессов действительности только в процессе их взаимодействия. Важным для предмета данного исследования считаем осознание учеными этого времени необходимости наличия активного субъекта как условия взаимодействия, осмысление того факта, что в процессе взаимодействия субстанции пробуждают друг в друге внутреннюю активность, которая порождает осмысленное, организованное познание окружающей действительности. Ключевым также назовем определение сущности взаимодействия как разумное движение, в котором две независимые, противопоставленные субстанции (два субъекта) переходят друг в друга благодаря самим себе.

3. Расширение сферы использования явления взаимодействия как инструмента познания (XIX в.). Данный этап эволюции идей о сущности взаимодействия характеризуется переносом анализируемой категории в сферу общественных отношений. В этой связи особого внимания заслуживает подход к рассмотрению взаимодействия как социальному явлению, использование диалектических законов, законов взаимодействия для изучения общества как продукта взаимодей-

ствия людей, построения общественной структуры на основе выявления устойчивых связей между отдельными людьми и социальными группами. Именно в это время появляется интерес к изучению сущности социального взаимодействия, осмысления особенностей и закономерностей взаимосвязи людей как взаимодействующих субъектов.

4. Конкретизация представлений о сущности взаимодействия (XX в. - начало XXI в.). Научная мысль данного периода отличается многообразием подходов к определению сущности взаимодействия. Категория взаимодействия становится объектом и в то же время инструментом познания в сфере различных наук. Происходит детальное изучение сущности взаимодействия как явления, дальнейшее более глубокое осмысление его характерных свойств и признаков в контексте различных областей человеческого бытия.

Принципиально важное значение для предмета нашего исследования имеет осмысление учеными-социологами связи взаимодействия и коммуникации, интерпретации взаимодействия как процесса коммуникации между людьми, а языка как главного символического посредника взаимодействия.

В общефилософской сфере отметим важность осмысления информационной природы взаимодействия, выявление способности всех объектов, субъектов материального мира к отражению и, как следствие, к способности обоюдно оставлять информационный след, понимаемый как результат любого взаимодействия. Следует также подчеркнуть актуальную для нашего исследования трансформацию идей о природе взаимодействия между людьми, а именно: уход от восприятия взаимодействия в форме борьбы как ведущей движущей силе развития общества и личности, к взаимодействию в форме равновесия, целенаправленного взаимообогащения и взаиморазвития.

Библиографический список

1. Аристотель. Сочинения [Текст]: 4 т. Т. 1 / Аристотель. - М.: Мысль, 1975. - 550 с.

2. Богданов, А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука [Текст] / А.А. Богданов; под ред. акад. Л.И. Абалкина, акад. А.Г. Аганбегяна, акад. Д.М. Гвишиани, акад. А.Л. Тахтаджяна, д-ра биол. наук А.А. Малиновского. - М.: Экономика, 1989. - 304 с.

3. Бухарин, Н.И. К постановке проблем теории исторического материализма (Беглые заметки). 1923 г. [Текст] / Н.И. Бухарин / / Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1988. - С. 39-49.

4. Гегель, Г.В.Ф. Сочинения [Текст]: 2 т. Т. 1 / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1970. - 476 с.

5. Гребенщикова, А.В. Сетевое взаимодействие в образовании: философские подходы к сущности взаимодействия [Текст] / А.В. Гребенщикова / / Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: науч. журнал. - М.: АНО НОЦ «Со-Действие», 2014. - № 2(15). - С. 17-26.

6. Дюркгейм, Э.О. Социология. Её предмет, метод, предназначение [Текст] / Э.О. Дюркгейм; пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А.Б. Гофмана.- М.: Канон, 1995. - 352 с.

7. Жбанкова, И.И. Проблема взаимодействия (философский очерк) [Текст] / И.И. Жбанкова. -Минск: Звезда, 1971. - 142 с.

8. Зиммель, Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни [Текст] / Г. Зиммель. - М.: Юристъ, 1996. - 608 с.

9. Иезуитов, А.Н. Философия взаимодействия. Объяснение необъяснимого [Текст] / А.Н. Иезуитов. - СПб.: Изд-во ИПТ, 1995. - 109 с.

10. Кант, И. Сочинения на немецком и русском языках [Текст]: 2 т. Т. 1 / И. Кант. - М.: Ками, 1994. - 586 с.

11. Маркс, К. Сочинения [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1961. - 807 с.

12. Назарчук, А.В. Идея коммуникации и новые философские понятия ХХ века [Текст] / А.В. На-зарчук / / Вопросы философии, 2011. - № 6. - С. 123-145.

13. Фролов, И.Т. Введение в философию: учеб. пособие для вузов [Текст] / И.Т. Фролов и др. - М.: Республика, 2003. - 623 с.

14. Хабермас, Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории [Текст] / Ю. Хабермас. - Q СПб.: Наука, 2008. - 89 с. о

15. Чусовитин, А.Г. Диалектика взаимодействия и отражения [Текст] / А.Г. Чусовитин; отв. ред. ^ А.Т. Москаленко, О.С. Разумовский. - Новосибирск, 1985. - 176 с. °

Referencеs

1. Aristotel. Complete works. In 4 vol. Vol. 1. Moscow, Mysl, 1975. P. 550. [in Russian].

2. Bogdanov A.A. Tectology. General organizational science. Edited by akad. L.I. Abalkina, akad. A. G. Agan-begyana, akad. D. M. Gvishiani, akad. A.L. Takhtadzhyana, A.A. Malinovskogo. Moscow, Ekonomika Publ.,

i-

1989. P. 304. [in Russian]. o

3. Bukharin N.I. Formulating the issue of the theory of historical materialism (Runaway notes) 1923 . Selected writings. Moscow, Politizdat, 1988. P. 39-49. [in Russian].

4. Gegel G.F. Complete works. In 24 vol. Of vol. 1. Moscow, Mysl, 1970. 476 p. [in Russian].

5. Grebenshchikova A.V. Networking in education: Philosophical approaches to essence of interaction.

£5 1

m

ф 2

Professionalnyy proyekt: idei, tekhnologii, rezultaty: nauch. Zhwrnal, Moscow, ANO NOTs «So-Deystviye» Publ., 2014, no. 2 (15). P.17-26. [in Russian]. | |

CQ О

6. Durkheim E.O. Sociology. Its subject, method,, purpose. Moscow, Kanon, 1995. P. 352. [in Russian].

7. Zhbankova I.I. The problem of interaction (philosophical essay). Minsk, Zvezda. 1971. P.142. [in Russian].

8. Zimmel G. Selected writings. In 2 vol. Vol 2. Moscow, Yurist, 1996. P. 608. [in Russian].

9. Iezuitov A.N. The philosophy of interaction. Explanation of the unknown. St Petersburg, izd-vo IPT 1995. P. 109. [in Russian].

10. Kant I. Essays on German and Russian. In 2 vol. Vol 2. Moscow, 1994. P. 586. [in Russian].

11. Marks K., Engels F., Writings, Moscow, Politizdat 1961. P. 807. [in Russian].

12. Nazarchuk A.V. The idea of communication and new philosophical concepts of the twentieth fr1? century. Problemyfilosofii, 2011, No 6. P. 123-145. [in Russian]. c;

о ^ о m к s „ m

S ь

о

>s ф

13. Frolov I.T. Introduction to Philosophy: Textbook. Moscow, Respublika, 2003. P. 623. [in Russian].

2 ro CÛ ix

о S

14. Khabermas Yu. The involvement of the other. Essays on political theory. St. Petersburg, Nauka Publ., 2008. P. 89.

15. Chusovitin A.G. Dialektika vzaimodeystviya i otrazheniya [Dialectics of interaction and reflection]. Novosibirsk, 1985. P. 176. [in Russian].

Сведения об авторах:

Гребенщикова Александра Вячеславовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра английского языка, Челябинский государственный университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: aleksa151@gmail.com

Information about the authors: Grebenshchikova Aleksandra Vyacheslavovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of the English Language, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: aleksa151@gmail.com

УДК 796(07):796.3 ББК 74.267.5:75.565

Ю.К. Жесткова, И.А. Галимов

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В БАДМИНТОН (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье рассмотрены актуальные проблемы физического воспитания в школах. Предложена идея решения этих проблем путем введения игры в бадминтон в процесс обучения как внеурочного занятия. Выявлены преимущества игры в бадминтон как средства формирования у учащихся интереса к занятиям спортом. Описан процесс внедрения данной игры во внеурочные занятия в школе, проанализированы результаты анкетирования родителей. На основе проведенного анализа автором даны рекомендации по ведению внеурочных занятий.

Ключевые слова: физическая культура в школе, мотивация, внеурочная деятельность, игра в бадминтон.

Yu.K.. Zhestkova, I.A. Galimov

THE FORMATION OF STUDENTS' INTEREST IN SPORTS IN THE PROCESS OF LEARNING TO PLAY BADMINTON

(FROM EXPERIENCE)

The topical problems of physical training in schools are considered. The idea of solving these problems by introducing badminton in the learning process as the extracurricular activities is offered. Advantages of badminton as a means of formation of students ' interests in sports are identified. The process of implementing the game in extracurricular activities in the school is described; the results of questionnaires completed by parents are analyzed. On the basis of the conducted analysis the author gives recommendations on conducting extra-curricular activities.

Key words: physical training at school, motivation, extracurricular activities, badminton.

Внеурочные занятия в школе яв- гательной активности, способности ляются одним из самых эффективных к преодолению трудностей, предупре-средств компенсации дефицита дви- ждения заболеваний, укрепления за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.