Научная статья на тему '«Event технологии» и «Событийность» – проблемы инновационного развития'

«Event технологии» и «Событийность» – проблемы инновационного развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11201
1012
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Event технологии» и «Событийность» – проблемы инновационного развития»

Ю. А. Азарова

«Event технологии» и «событийность» -проблемы инновационного развития

Какими бы новомодными ни казались нам словосочетания «корпоративная культура», «event-технологии», «событийный маркетинг», «РЯ-инструмент», но именно они диктуют сегодняшние правила и пути развития культурно-досуговой деятельности. Это не только понятия, возникшие в ходе дискурса нашего времени, связанного со стремительным процессом глубоких социокультурных изменений, которые выдвинули на первый план тотальных обсуждений сначала проблему модернизации, а вскоре и проблему инноваций в различных сферах жизни общества и культуры. Это еще и своего рода зеркало общественных процессов, ведь каждая историческая эпоха приносила свои новые требования, формы, построения в культурно-досуговой деятельности.

Что же это такое? Среди множества определений можно выделить некий обязательный смысл: под корпоративной культурой понимаются установки, базовые ценности, нормы поведения и ведения бизнеса, присущие конкретной организации и разделяемые ее сотрудниками; под event-технологиями понимают «инструмент» способствующий - ускорению процесса восприятия театрализованного действа, осмысления того события, которое лежит в его основе, а также усилению у участников впечатления и чувств по отношению к нему. Под событийным маркетингом или event marketing, понимают систему, включающую в себя способы продвижения товара подразделяющуюся на две основные категории: ATL, above-the-line - «над чертой»; BTL, below-the-line - «под чертой». В этой статье автор предлагает рассмотреть специфику понятий «корпоративная культура», «event experience», определить понимание «event» и «событийность» в России и Америке. Показать значительный разрыв в социально-культурной сфере этих двух стран; рассказать о развивающейся тенденции XXI века «нетворческого, пренебрежительного подхода к процессу формирования культурно-досуговой деятельности».

Человеческая природа неизменна, - она требует хлеба и зрелищ. И если в далеком прошлом этому служили массовые празднества Древней Эллады, карнавалы, олимпийские игры, гонки на колесницах, празднества французской революции, русские народные гуляния и прочие «недетские» забавы, то сегодня мир понемногу пришел в себя. Нынешние пер-фомансы лишены бывалой «жестокости» и размаха. Тем не менее, людские глаза, сердца и умы жаждут шоу, но зачастую создаваемое действо можно назвать лишь «пошлым дилетантизмом, помноженным на стерео-

тип» и эта проблема все чаще звучит, как «социокультурный кризис как нарушение баланса структурной упорядоченности локальной социокультурной системы»1.

Наш анализ опирался на появившихся в последние годы обширных материалах по интересующей нас проблематике. Это, в первую очередь, книга Джулии Рутерфорд «Профессиональный координатор мероприятий» (Rutherford Julia Silvers. Professional Event Coordination. 2004) и интернет-ресурсы: http://www. hr-portal. ru - портал HR-менеджеров, посвященный корпоративной культуре, HR-стратегиям; www. event-forum. ru - Российский отраслевой портал работников индустрии праздников и специальных событий; www. eventmarket. ru - первый портал, посвященный организации специальных мероприятий, лауреат премии GOLD EVENT в номинации Internet-Media и ежегодный Ивент-КАТАЛОГ, выпуск «Новые технологии развлечения в event-маркетинге» http: // www. eventcatalog. ru2.

«Культургенетические процессы, - отмечает автор фундаментального исследования в этой области А. Я. Флиер, - представляют собой один из видов социальной и исторической изменчивости культуры. Они специфичны инновационным характером осуществления процедур формо- и системообразования в культуре, протекающих во взаимодействии с трансформационной изменчивостью иных культурных явлений»3.

Иными словами, культурогенез является сущностным свойством культуры, ее творческого начала, непрерывно порождающего новые феномены, формы, структуры, конфигурации и т. д., интегрируя их в существующие культурные системы, тем самым обновляя их в целом. Если понятия «новация», «инновация», «инновизация» связаны с перманентным процессом обновления культуры, то модернизация обозначает переход к современности. Модернизация образования есть его изменение в соответствии с требованиями современности. Но какой современности?

То, что происходит в ХХ-ХХ1 веках с искусством, по-видимому, существенно меняет саму ситуацию - если мы сравниваем ее с XIX веком. Там и возможности были совсем другие, и средства передачи информации, и формы воплощения художественных идей. Опираясь на мысль великого Пабло Пикассо: «Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю». Мы должны определенно заявлять об обязательной гражданской позиции творца XXI века, о составляющих эту позицию его: духовного мира, об этических и эстетические ценностях, которые и будут диктовать тему, идею и форму, которые станут стержнем для реализации его художественных идей. Но если раньше искусство было очевидно связано с идеалами (в основе европейское искусство религиозное), то сейчас связано ли оно с идеалами хоть как-нибудь? В России на сегодняшний момент, можно констатировать несостоятельность и

«недоразвитость» некоторых большинства отраслей культуры и искусств. На наш взгляд в первую очередь речь идет о киноиндустрии, театре, живописи, и, бесспорно, об организации культурно-досуговой деятельности, которая включает в себя важнейшей составляющей организацию корпоративной культуры.

Если мы принимаем, распространенный сегодня тезис о том, что критериев для творчества не существует, искусство растворяется в пошлости, выдаваемой за инновации, а профессионализм существенной роли не играет, что собственно и демонстрируется на несметном количестве современных выставках, спектаклях, театрализованных шоу-программах, при организации корпоративов, то можно констатировать, что проблема стихийной и бессмысленной модернизации в области социальнокультурной деятельности, уже повлекла за собой необратимые процессы. Следствием этого явились две причины.

Первую можно сформулировать как ТВОРЧЕСКАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ ХУДОЖНИКОВ. В реалиях сегодняшнего дня нас преследуют в изобилье Event компаний - компании однодневки, пестрящие навязчивыми объявлениями об организации «вашего» event-мероприятия. Как правило в этих фирмах работает абсолютно не квалифицированный персонал, а вся политика компании строится на стремлении любой ценой заработать денег. Главный слоган таких фирм: «Любой каприз за ваши деньги» стал нарицательным - синонимом такого понятия как «модный китч» в угоду Заказчику. Мы видим, что в этом контексте ключевое для понимания проблемы слово - Заказчик. Все бы хорошо, но к сожалению, в наших реалиях Художник идет на поводу Заказчика, у которого плохо со вкусом, но хорошо с деньгами.

Вторая причина органично переплетена с первой - КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЗАКАЗЧИКА. Она представляет собой явление более глубокое. Речь идет об исторически отсутствующем в России понятии корпоративная культура, формирующем event-технологии. Как следствие, - неверно расставленные руководством приоритеты в компаниях, где на первом месте стоят задачи увеличения продаж, завоевание доли рынка, открытие новых магазинов, а такие абстрактные цели, как построение корпоративной культуры, создание единых ценностей в коллективе, формирование миссии могут показаться бессмысленной тратой времени и средств. Однако такой подход может негативно сказаться на развитии компании в долгосрочной перспективе. Игнорируя сам факт необходимости регулирования коммуникационных процессов в коллективе, руководство компании может стать заложником стихийной культуры, сложившейся без учета мнения руководителей. Борьба со стихийной культурой и внедрение в компанию новых корпоративных ценностей и правил может стоить намного дороже, чем создание корпоративного духа с нуля.

Автор считает должным развенчать миф о существовании такого понятия, как «ивент мероприятие», на примере двух Российских официальных сайтов event - компаний, дабы не вводить заблуждение читателя и тем более выпускников гуманитарных вузов, жаждущих работать в индустрии по созданию праздников. Это и будет первым шагом к целостному раскрытию понятия event в России и Америке.

Первый сайт по организации ивент мероприятий http: // lux-event. ru «Организация мероприятий event характера - необходимость, с которой сталкивается любая компания, как в начале своего становления, так и в процессе развития», «Проведение event мероприятий компанией Lux Event откроет для Вас новые уникальные способы поддержания бренда, имиджа компании, налаживания и укрепления внутрикорпоративных связей, а также создания внешнего резонанса»4.

Второй сайт http: // www. imagroup. ru крупнейшего event агентства Москвы «ГРУППА ИМА» предлагает своим клиентам актуальную услугу - организация событийных мероприятий под ключ: «Event мероприятия - это исключительные мероприятия, направленные на продвижение компаний, услуг, товаров и брендов с помощью красочных и запоминающихся событий, взаимодействий и восприятий. Event мероприятия не происходят сами по себе и их совсем непросто осуществить. В отличие от обычных праздников, event мероприятия тщательно разрабатываются и целенаправленно планируются на основании конкретных задач и специфики бизнеса клиента. Event мероприятия - это специально организованные события, которые позволяют организовать коммуникационную деятельность компании и обеспечивают дополнительный информационный повод. Event мероприятия побуждают участников к позитивной активности, предоставляя им дополнительные выгоды, порождают положительный эмоциональный заряд, который не оставит равнодушным ни одного участника событий и запомнятся как нечто исключительно пози-тивное»5.

В первую очередь необходимо обратить внимание, на то, что event компании по организации праздников смешивают в одно целое, такие понятия как, корпоративная культура; PR- мероприятия; брендирование; кейтеринг; city events и весь этот винегрет выдают это за специальное мероприятие. Возьмем отрывок аннотации с первого сайта компании Lux Event: «Проведение event мероприятий компанией Lux Event откроет для Вас новые уникальные способы поддержания бренда, имиджа компании, налаживания и укрепления внутрикорпоративных связей, а также создания внешнего резонанса».

Джулия Рутерфорд пишет о том, что действительно мероприятия делятся на типы, исходя из события которое, лежит в основе, это и политические мероприятия (Political/Government events), корпоративные меро-

приятия (Corporate meetings/events), ярмарки и фестивали (Fairs or Festivals), социальные мероприятия (Social events), спортивные мероприятия (Sporting events), свадьбы (Weddings), концерты (Concerts), мероприятия посвященные поддержанию имиджа компании (Business Incetive events).

При этом она подчеркивает, что все это лишь форма, тип мероприятия, а вот касаясь содержания, она делает акцент на том, что: «Театрализация в некоторых формах включена фактически во все мероприятия, прежде всего, чтобы увеличить впечатление от мероприятия и способствовать педагогической активизации, коммуникативной и социальной, ценностно-ориентационной деятельности зрителей и гостей. Даже самые торжественные из поводов часто используют музыку и ритуальные действия, чтобы усилить значимость мероприятия и передачи традиций через содержание праздников и обрядов. Театрализация и, эстрадные артисты могут привлекаться, чтобы усилить, подчеркнуть тему мероприятия или соответствовать прихотям гостей, так же связывать компоненты программы мероприятия, усиливать атмосферу мероприятия, руководить потоком движения мысли зрителя, подстрекать зрителя к взаимодействию, передать «message», захватывать внимание, и увеличивать посещаемость. Театрализация может развлечь, побудить к чему либо, и обучить нас. Она может помочь нам спраздновать или ознаменовать важные моменты нашей жизни, наслаждаться миром вокруг нас. Это поддерживает наши ритуалы и церемонии, побуждает нас собираться»6.

Второй сайт гласит: «В отличие от обычных праздников, event мероприятия тщательно разрабатываются и целенаправленно планируются на основании конкретных задач и специфики бизнеса клиента. Event мероприятия - это специально организованные события, которые позволяют организовать коммуникационную деятельность компании и обеспечивают дополнительный информационный повод».

Исходя из вышеприведенного, можно сделать определенные выводы:

1. Недопонимание современными специалистами понятия «событийность» именно как художественного явления, недооценка его художественной ценности.

2. Нетворческий, пренебрежительный подход к «праздничнообрядовой культуре» и событийному празднично-обрядовому календарю, выливается в сравнение обычных праздников и event мероприятий, отношение к «обычному празднику» как к второстепенному делу, не требующему специальных навыков и умений для его создания.

В связи со сказанным следует обратиться к идеологу праздничной культуры Д. М. Генкину, который подчеркивает: «Праздник - это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь органической составной частью со-

циальной жизни общества, праздник соизмеряет с нею жизнь и деятельность каждого человека, выступает как средоточие свободной жизнедеятельности масс, обеспечивающее по отношению к отдельно взятой личности функцию разрядки, снятия эмоциональной напряженности»7.

В преодолении этих недостатков большое значение имеет дальнейшее интенсивное развитие режиссерской культуры массовых форм досуга как особо важного, действенного направления культурно -художественной деятельности. Между тем педагогическая, социальнопсихологическая и художественно-эстетическая ценность праздников и обрядов осознаются не всегда, поскольку в них как в зеркале отражаются все позитивные и негативные явления каждого исторического этапа жизни общества, то при оценке места праздников и обрядов в духовной жизни этого общества порой непросто бывает отделить их объективную роль от ее субъективного понимания.

С английского языка event переводится как - случай, событие, мероприятие, происшествие. Значит дословный перевод «Event- мероприятие» звучит, как «Мероприятие-мероприятие», что уже алогично.

При этом в программах event компаний часто можно увидеть словосочетания «событийное мероприятие», «исключительное мероприятие», «специальное организованное событие». Но слово «event» не несет в себе смысл «специальное», «особенное», «индивидуальное», «исключительное», «событийное». Если говорить об этих терминах то это «special», «exclusive», «creative», «individual». Правильно бы звучало «exclusive-мероприятие», «individual-мероприятие», исходя из вышеприведенных примеров, можно сделать вывод, что тавтологические определение «event-мероприятие» является неточным этимологически и алогичным.

Большая часть деятельности таких event компаний, уже изначально сомнительна, ибо предлагает организацию того, что не существует. Проблема поверхностной трактовки модного зарубежного слова и нетворческо-ремесленный подход к процессу формирования культурно-досуговой деятельности приводит к деструктивному и ложному пути организации праздников в России.

Возникает вопрос. Зачем наши соотечественники исказили понятие -«event», наделив его совершенно иным смыслом? Придав ему, какое-то сакральное, даже божественное предназначение? Ведь потребитель ждет, что его событие, будет действительно специальным и особенным, неповторимым во всех смыслах, созданным по законам театрализации. Сделать мероприятие с воздушными гимнастами под потолком, киловаттами света, модными артистами, изысканным фуршетом сегодня легко могут многие компании. А вот создать театрализованное действо, которое зиждется на учете реальных потребностей людей в праздничном оформлении

актуальных жизненных событий, реализовать их творческие потенции и сущностные силы, могут не многие.

В США сегодня достаточно остро стоит другая проблема: из искусства исчез Человек, из музыки исчезала гармония, из литературы - сюжет. В Америке ивент индустрия включает в себя такие направления как: ивент-координатора, ивент-компания, ивент-менеджмент, наконец, корпоративную культуру. Это не разные отрасли одной индустрии - это все «пазлы одной мозаики», под названием театрализация - collectable experiences (коллективное взаимодействие).

Дабы не идти по пути в никуда и учесть ошибки становления массового культурно-досугового действия на Западе, автор предлагает рассмотреть тенденции развития индустрии развлечений, поглотившие в XXI веке Америку:

• «A move away from high tech events to high touch events» - «От высоких технологий к высоким эмоциям». Автор, основываясь на социальных опросах, обзорах и статьях в журнале Eventum Premo - «Организации мероприятии будущего», утверждает, что в современном мире полным инноваций в плане проведения и оформления мероприятия, создания атмосферы и т. д., все оккупировала методика организации в соответствии с новейшими медийными информационными технологиями. Они позволяют проводить онлайн-конференции, ток-шоу, видео-дискуссии (видеоконтент) в скайпе, контакте, twitter^, facebook^ и прочих социальных сетях. World Economic Forum, платформа Microsoft 2010 предоставляет открытый доступ к онлайн-конференции, докладам и выступлениям, World Bisness Forum, Олимпиада в Ванкувере онлайн на facebook^.

• Появляются декорации ради «комфорта», а не ради отражения мысли творца. Стремление к минимализму в цвете, декорациях, конструкциях, сценографии, конечно, имеет свои плюсы: экономия, удобство, интерактивность. Но гораздо больше минусов - отсутствие личного контакта, личного опыта переживания, личного тестирования продукта. У человека нет ощущения личной сопричастности к данному мероприятию, празднику, перфомансу, конференции и т. д.

Эти две тенденции говорят о главной проблеме Американской индустрии развлечений, - проблеме позднего внедрения понятия «событийность», а точнее, о переосмыслении этого понятия сейчас и преодолении псевдоинновационного и механистического «барьера» при организации праздника. В Америке многие культурологи и социологи отмечают проблему подмены реального - искусственным, когда гость мероприятия не становиться участником действия. Он не сопереживает, не открывается полностью, не включается активно в действие, не проходит наивысшую точку наслаждения (climax).

Многие режиссеры-постановщики, ивент-координаторы, руководители проектов на Западе стремятся сейчас к тому, о чем писал два десятилетия назад «идеолог» методики театрализации у нас в стране. Так профессор А. А. Конович предупреждал: «Нельзя, особенно в массовом празднике, имеющим в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о событии вообще. Пришедших на праздник людей не удовлетворит такой отвлеченный рассказ, становившийся нередко только «громкими» словами. В сценариях массового действа не хватает конкретного сюжета, т. е. основного, развивающегося по ходу действия события или цепи событий, расположенных в пространственно-временной связи»8.

Театрализация является педагогическим методом активизации участников мероприятия. То есть, являясь компонентом духовного мира личности, совокупностью ее психологических черт, направленности интересов, установок и волевых качеств, эта активность всегда проявляется в деятельности, прямо зависящей от сущностных качеств личности. В этом смысле деятельность выступает как важнейший показатель духовного мира, категории любой воспитательной акции. Можно утверждать, что степень эффективности воспитательного воздействия театрализованного действия находится в прямой зависимости от степени социальнохудожественной активности масс, их самодеятельности и инициативы.

Сейчас режиссеры и организаторы стремятся к выполнению одной задачи - заставить людей общаться, взаимодействовать друг с другом, как на театрализованном шоу, так и внутри компании. Стихийная модернизация и «примитивное» заимствование западных слов привело к «иллюзорному» подходу в решении многих проблем. Например, в театрализованном действии теперь от желания «поразить» организаторы идут к желанию «наладить человеческое общение». Программа выстраивается так, чтобы яркие презентации совмещались с дискуссиями, рабочими группами, семинарами и просто неформальными тусовками. В самом широком смысле под культурой понимают все то, что создано человеком, им используется и совершенствуется. В этом плане можно без особо сложной аргументации утверждать, что праздники и обряды, как и вообще театрализованные формы культурно-досуговой деятельности представляют собой вид духовно - практической и предметно-прикладной деятельности, опредмечивают конкретные мысли, чувства, идеи общества, систему социальных ценностей. Крупнейший ученый-досуговед Э. В. Соколов утверждает: «Обе стороны процесса культурной преемственности - передача и усвоение культуры - взаимообусловлены. Молодое поколение, чтобы нормально жить, развиваться, удовлетворять свои потребности, должно прилагать усилия для овладения культурным богатством общества; старшее поколение должно посвящать значительную часть

своего времени и жизненной энергии делу воспитания и образования. Культурная преемственность осуществляется не автоматически. Для того, чтобы она происходила успешно, нужны усилия, необходима организация стройной и внутренне согласованной системы воспитания и образования, основанной на научном изучении форм, методов, направлений и механизмов развития личности»9.

В настоящее время, в переходный период мы лишились старой системы ценностных ориентиров, идеологии, потеряли тот стержень, который бы консолидировал все общество в стремлении к духовности.

Минимализация общения в современном мире, ведет к тому, что в сегодняшних реалиях участник мероприятия, конференции, перфоманса, шоу выбирает минимум коллективного взаимодействия. В силу этого, в корне меняются задачи режиссера-постановщика и методы преодоления «глухого» барьера отчуждения урбанизированного общества. Именно творческий метод театрализации, выступая как вид педагогической направленной деятельности и наиболее действенный способ воспитания, становится специально организованным резонатором коммуникаций индивида. «Event experience» в переводе с английского языка - это театрализация. Значит, возможно предположить что существуют event технологии усиления воздействия творческого метода театрализации, как художественно-творческой и психолого-педагогической дефиниции, функционирующей даже в условиях глобализации мира, безликости человека, полного отсутствия желания общаться и проявлять свои творческие потенции. Event технологии, являются набором творческих методов, следуя которым вы сможете достичь желаемого результата.

«В России развитие общественного досуга связано с красочными, народными гуляниями и ярмарками. Глубокие же корни праздников, уходящие в эпоху «детства» человечества, свидетельствуют о том, что они выступают как одна из древнейших, первичных форм человеческой культуры. Такое своеобразие превращает отданное ему свободное время человека в ценность культуры, имеющую ярко выраженный личностный характер, делает это свободное время истинным богатством в системе других человеческих ценностей человеческого существования»10.

«Важное значение массового праздника как педагогической системы состоит в том, что объединяя различные формы культурно-досуговой деятельности, он становится средством познания действительности, способствует выработке и проявлению социально оправданной идейнонравственной позиции по отношению к наиболее существенным вопросам жизни общества, формирует общественное настроение, воздействует на сознание участников»11.

В заключении, можно сказать, что тема исследуемая автором сегодня как никогда актуальна для нашего общества. Ивент технологии, корпора-

тивные праздники, событийный маркетинг - относительно молодые понятия, пришедшие к нам «из-за океана» и они действительно являются инновационными в области режиссуры и продюсирования театрализованного действия.

Для развития «человеческих ресурсов» через образование и творчество в их различных формы, особенно важно направлять ум, чувство и энергию молодого поколения россиян не только к обретению материально-вещественного и телесного комфорта, но прежде всего, устремлять все их сущностные силы на понимание своего высокого нравственного предназначения, на обретение способности понимать «свое» и «чужое», конструировать гуманное смыслополагание своей жизни и совершенствовать поразительнейшее явление, сотворенное человеком - культуру.

От себя добавлю, что инновационное развитие - удел уважающей себя нации, какой в действительности становится Россия. Мы должны быть ориентированы на подготовку специалистов не только в области естествознания и техники, но и в сфере социальных, педагогических, гуманитарных и культурологических наук.

В силу этого актуализируется необходимость углубленной разработки содержательных проблем event-технологий, корпоративной культуры, что позволит в полной мере использовать в них социальнопсихологический, художественно-эстетический и педагогический потенциал творческого метода театрализации в воспитании достойного в духовно-нравственном отношении человека.

Примечания

1 Суртаев В. Я. Социологическое исследование молодежного досуга: теория, история, практика. СПб.; Ростов н/Д, 2005.

2 Ссылки ресурсы посвященных организации специальных мероприятий.

3 Флиер А. Я. Культурогенез. М., 1995. С. 118; Его же. Культурология для культурологов. М., 2000. С. 264.

4 Lux Event: организация и проведение корпоративных мероприятий. URL: http: // lux-event. ru (дата обращения 10. 01. 2012).

5 Группа ИМА: группа маркетинговых коммуникаций. URL: http: // www. imagroup. ru (дата обращения 23. 01. 2012).

6 Professional Event Coordination by Julia Rutherford Silvers, CSEP // The Wiley Event Management Series Published by John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, Published simultaneously in Canada., 2004. С. 270-271.

7 Генкин Д. М. Массовые праздники. М., 1975.

8 Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1990. С 67.

9 Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга. Л., 1997. С. 207

10 Генкин Д. М. Массовый праздник как социально-педагогическое явление: автореф. ... д-ра пед. наук. Л., 1978.

11 Контребинский Б. Г. Театрализованные формы празднично-обрядовой культуры и ее педагогический потенциал // Terra Humana: мир худож. культуры. 2010. № 2. С. 179, 181-182.

Н. М. Калашникова

Стилистические особенности фольклорного сценического костюма в театрализованном действии

К концу прошлого и началу XXI века традиционная сфера функционирования народного костюма, как считают исследователи, существенно сузилась, переместившись в область театрализованной праздничносценической деятельности, где основной стала, на наш взгляд, этносим-волическая выразительность. В зависимости от жанра сценического действия художником-модельером выбирается тип взаимосвязи сценографии и народного костюма: от традиционного прочтения (непосредственного перенесения конкретной этнической одежды) до авангардно-творческого его воплощения.

На основании существующих публикаций, а также опыта общения с режиссерами-постановщиками и художниками-модельерами можно заключить, что создание сценического костюма для фольклорной образности театрализованного действия развивается по трем направлениям.

Первое - «этнографическое», когда пользуются традиционными костюмами, которые в комплексе с народной песней, хореографией, словесным действием позволяют сохранять и передавать специфические особенности определенного этноса.

Второе - когда костюм выступает как «обобщение», выполненное на подлинной этнографической основе, но не связанное с каким-либо определенным локальным типом. В этом случае сохраняются наиболее общие черты традиционного кроя, что определяло силуэт костюма, при этом важную роль играет выбор ткани.

Третье - когда костюм представляет собой стилизацию - вариант сценического костюма, достаточно далекий от народной основы, но имеющий ряд характерных черт этноса (например, пышный рукав, широкая юбка, введение проймы), а также укрупнение декоративных деталей, придание им большей яркости при условии сохранения цветовой гаммы и основных правил отделки традиционного костюма.

Еще одним направлением стилизации можно считать введение в сценический костюм головных уборов, фартуков, подбор украшений в соответствии с теми этническими традициями, на которые ориентирован костюм1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.