Ю.А. Азарова
Event-технологии и понятие «событийности»
Каждая историческая эпоха приносила свои формы культурно-досуговой деятельности. Массовые праздники и представления были своего рода зеркалом общественных процессов. И если в далеком прошлом этому служили олимпийские игры, массовые празднества Древней Эллады, средневековые мистерии, карнавалы, поединки гладиаторов, гонки на колесницах, празднества французской революции, русские народные гуляния и прочие «недетские» забавы, то сегодня мир понемногу пришел в себя: нынешнее перфомансы лишены былой жестокости и размаха.
В данной статье автор предлагает рассмотреть специфику современных российских event-мероприятий. Для этой цели автором были отобран и проанализирован ряд интернет-ресурсов.
Сайт компании по организации event-мероприятий Lux Event http: // lux-event.ru / uslugi / _ru отмечает: «Организация мероприятий event характера - необходимость, с которой сталкивается любая компания как в начале своего становления, так и в процессе развития» [1]. Следует отметить, что event-компания смешивает в одно целое такие понятия, как корпоративная культура, PR-мероприятия, брендирование, кейтеринг, city events и выдает это за специальное мероприятие. Возьмем отрывок аннотации с сайта компании Lux Event: «Проведение event-мероприятий компанией Lux Event откроет для Вас новые уникальные способы поддержания бренда, имиджа компании, налаживания и укрепления внутрикорпоративных связей, а также создания внешнего резонанса».
Джулия Рутерфорд пишет о том, что действительно мероприятия делятся на типы, исходя из события, которое лежит в его основе: это политические мероприятия (Political / Government events), корпоративные мероприятия (Corporate meetings / events), ярмарки и фестивали (Fairs or Festivals), социальные мероприятия (Social events), спортивные мероприятия (Sporting events), свадьбы (Weddings), концерты (Concerts), мероприятия, посвященные поддержанию имиджа компании (Business Incetive events).
Это все - лишь формы и типы мероприятий, а вот, касаясь содержания, она говорит, что «театрализация в некоторых формах включена фактически во все мероприятия, прежде всего, чтобы увеличить впечатление от мероприятия и способствовать педагогической активизации, коммуникативной и социальной, ценностно-ориентационной деятельности зрителей и гостей. Даже самые торжественные из поводов часто используют музыку и ритуальные действия, чтобы усилить значимость мероприятия и передачу традиций через содержание праздников и обрядов. Театрализация и эстрадные артисты могут привлекаться, чтобы усилить, подчерк-
нуть тему мероприятия или соответствовать прихотям гостей, также -связывать компоненты программы мероприятия, усиливать атмосферу мероприятия, руководить потоком движения мысли зрителя, подстрекать зрителя к взаимодействию, передать «message», захватывать внимание и увеличивать посещаемость. Театрализация может развлечь, побудить к чему-либо и обучить нас. Она может помочь нам отпраздновать или ознаменовать важные моменты нашей жизни, наслаждаться миром вокруг нас. Это поддерживает наши ритуалы и церемонии, побуждает нас собираться» [3: 270-271].
Другой сайт http: // www.imagroup.ru / event.php крупнейшего event-агентства Москвы «ГРУППА ИМА» предлагает своим клиентам актуальную услугу - организацию событийных мероприятий под ключ: «Event мероприятия - это исключительные мероприятия, направленные на продвижение компаний, услуг, товаров и брендов с помощью красочных и запоминающихся событий, взаимодействий и восприятий. Event-мероприятия не происходят сами по себе, и их совсем непросто осуществить. В отличие от обычных праздников, event-мероприятия тщательно разрабатываются и целенаправленно планируются на основании конкретных задач и специфики бизнеса клиента. Event-мероприятия - это специально организованные события, которые позволяют организовать коммуникационную деятельность компании и обеспечивают дополнительный информационный повод <выделено автором - Ю.А.Азарова>. Event-мероприятия побуждают участников к позитивной активности, предоставляя им дополнительные выгоды, порождают положительный эмоциональный заряд, который не оставит равнодушным ни одного участника событий и запомнится как нечто исключительно позитивное» [2].
Исходя из вышеприведенного отрывка текста, автор делает выводы:
1. Существует недопонимание современными специалистами понятия «событийность» именно как художественного явления, недооценка его художественной ценности.
2. Отмечается нетворческий, пренебрежительный подход к «празднично-обрядовой культуре» и событийному празднично-обрядовому календарю, который выливается в сравнение обычных праздников и event-мероприятий, результатом чего становится отношение к «обычному празднику» как к второстепенному делу, не требующему специальных навыков и умений для его создания.
Между тем Д.М. Генкин отмечал: «Праздник - это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь органической составной частью социальной жизни общества, праздник соизмеряет с нею жизнь и деятельность каждого человека, выступает как средоточие свободной жизнедеятельности масс, обеспечивающее по отношению к отдельно взятой личности функцию разрядки, снятия эмоциональной напряженности» [4].
В преодолении этих недостатков большое значение имеет дальнейшее интенсивное развитие режиссерской культуры массовых форм досуга как особого, важного, действенного направления культурно-досуговой деятельности. Между тем педагогическая, социально-психологическая и художественно-эстетическая ценность праздников и обрядов осознаются не всегда, поскольку в них, как в зеркале, отражаются все позитивные и негативные явления каждого исторического этапа жизни общества, соответственно, при оценке места праздников и обрядов в духовной жизни этого общества порой непросто бывает отделить их объективную роль от ее субъективного понимания.
Далее, с английского языка «event» переводится как «случай, событие, мероприятие, происшествие». Значит, дословный перевод «event-мероприятие» звучит как «мероприятие-мероприятие». Исходя из вышесказанного, автор статьи делает вывод, что тавтологические определение «event-мероприятие» является неверным и алогичным. Большая часть event-компаний уже изначально предлагает организацию того, что не существует.
В-третьих, в программах event-компаний часто можно увидеть словосочетания «событийное мероприятие», «исключительное мероприятие», «специальное организованное событие». Но слово «event» не несет в себе смысл «специальное», «особенное», «индивидуальное», «исключительное», «событийное». Если говорить об этих терминах, то это «special», «exclusive», «creative», «individual». Правильно бы звучало «exclusive мероприятие», «individual мероприятие».
Проблема поверхностной трактовки зарубежного слова и пренебрежительного подхода к процессу организации культурно-досуговой деятельности приводит к информационной асимметрии. Ведь потребитель ждет, что его событие будет действительно специальным - особенным, неповторимым во всех смыслах и законах театрализации. Сделать мероприятие с воздушными гимнастами под потолком, киловаттами света, модными артистами, изысканным фуршетом могут многие компании, а создать театрализованное действо, которое зиждется на учете реальных потребностей людей в праздничном оформлении актуальных жизненных событий, и реализовать их творческие потенции и сущностные силы, могут немногие. Как правильно отмечает, Б.Г. Контребинский: «У человека есть потребность в общении по поводу какого-либо празднуемого события, сопереживания реальному герою, представителем которого он себя ощущает» [5: 181-182]. И многие режиссеры-постановщики, ивент-коор-динаторы, руководители проектов стремятся сейчас к тому, о чем писал А. А. Конович: «Нельзя, особенно в массовом празднике, имеющим в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о событии вообще. Пришедших на праздник людей не удовлетворит такой отвлеченный рассказ, ста-
новившийся нередко только «громкими» словами. В сценариях массового действа не хватает конкретного сюжета, т.е. основного, развивающегося по ходу действия события или цепи событий, расположенных в пространственно-временной связи» [6]. Театрализация является педагогическим методом активизации участников мероприятия. То есть, являясь компонентом духовного мира личности, совокупностью ее психологических черт, направленности интересов, установок и волевых качеств, эта активность всегда проявляется в деятельности, прямо зависящей от сущностных качеств личности. В этом смысле деятельность выступает как важнейший показатель духовного мира, категории любой воспитательной акции. Можно утверждать, что степень эффективности воспитательного воздействия театрализованного действия находится в прямой зависимости от степени социально-художественной активности масс, их самодеятельности и инициативы. Как писал Б.Г. Контребинский «Во-первых, театрализованные формы, опирающиеся на организацию аудитории и материала, предполагают педагогическое стимулирование познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности участников и зрителей... Во-вторых, с точки зрения педагогики наиболее действенным средством воспитания является специально организованная деятельность индивида в ходе театрализованного действа, которое зиждется на учете реальных потребностей людей в праздничном оформлении актуальных жизненных событий» [5: 179].
В заключение можно сказать, что еvent-технологии занимают важное место в становлении и развитии современной празднично-обрядовой культуры, поскольку, реализуя методику театрализации специфическим творческим методом, углубляют и обогащают как исторически сложившиеся, так и современные формы и жанры массового театрализованного действа. С другой стороны, event-технологии, обладая большими возможностями удовлетворения и дальнейшего развития потребностей отдельных людей, социальных общностей различного уровня в эмоциональной коллективной жизни, в празднично-обрядовой деятельности, способствуют возвышению этих потребностей, формированию соответствующих приемов их удовлетворения в рамках сложившихся форм и жанров.
Литература
1. Lux Event. Организация и проведение корпоративных мероприятий. - [Электронный ресурс]. - URL: http: // lux-event.ru / uslugi / (10.01.2012)
2. Группа ИМА. Группа маркетинговых коммуникаций. - [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.imagroup.ru / event.php (23.01.2012)
3. Silvers, J.R. Professional Event Coordination. 2nd ed. / J.R. Silvers. -Hoboken, New Jersey: Publ. by John Wiley & Sons Inc.,2012. - 492 р. - (The Wiley Event Management Series).
4. Генкин, Д.М. Массовые праздники: [учеб. пособие для студентов ин-тов культуры] / Д.М. Генкин. - Москва: Просвещение, 1975. - 138, [6] с.
5. Контребинский, Б.Г. Театрализованные формы празднично-обрядовой культуры и ее педагогический потенциал / Б. Г. Контребинский // Terra Humana. Мир художественной культуры. - 2010. - №2.- С. 179-185.
6. Конович, А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А Конович. - Москва: Высш.шк., 1990. - 208 с.