Научная статья на тему 'Эвенские мифологические повествования о творении земли'

Эвенские мифологические повествования о творении земли Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВЕНЫ / ФОЛЬКЛОР / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяконова М.П.

Мифологические представления, сюжеты различного рода этиологические повествования занимают довольно значительно место в фольклорной традиции народов Севера. Мифологические повествования эвенов o творении земли, в которой отражена своя национальная концепция миротворения, прежде не являлись предметом специального изучения. Автор уделяет внимание актуальности и наличию имеющегося материала избранной тематики исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эвенские мифологические повествования о творении земли»

ЭВЕНСКИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ О ТВОРЕНИИ ЗЕМЛИ

© Дьяконова М.П.*

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, г. Якутск

Мифологические представления, сюжеты различного рода этиологические повествования занимают довольно значительно место в фольклорной традиции народов Севера. Мифологические повествования эвенов o творении земли, в которой отражена своя национальная концепция миротворения, прежде не являлись предметом специального изучения. Автор уделяет внимание актуальности и наличию имеющегося материала избранной тематики исследования.

Ключевые слова эвены, фольклор, мифологические повествования.

На сегодняшний день материалы по эвенскому фольклору представлены в научных изданиях в малой степени. Имеющиеся опубликованные материалы не отражают полноту эвенского фольклора в его жанрах, видах и тематике. Со времени первых сведений по устному народному творчеству эвенов, приведенных Я. Линденау, собран определенный материал, позволяющий составить общее впечатление о фольклоре эвенов.

Самую общую информацию по фольклору эвенов можно получить из вводных статей к опубликованным сборникам по эвенскому фольклору, а также из отдельных немногочисленных статей исследователей языка эвенов -К.А. Новиковой [9], В.А. Роббека [11], Х.И. Дуткина [3], А.А. Бурыкина [2].

Имеются также обзорные статьи, где дан анализ по сбору и публикации. Первой из них можно считать публикацию К.А. Новиковой «Обзор материалов по эвенскому фольклору» [9], в 1972 г. вышла статья Ж.К. Лебедевой «Первые записи образцов эвенского фольклора» [5]. В 1980 г. она же написала обзорную статью «История собирания и изучения эвенского фольклора после Октябрьской революции» [4], в которой дала систематизацию собранного материала. Автор отметила следующие моменты: а) за указанный период «накоплено богатое фольклорное наследие»; б) «но специальных исследований, кроме эпического жанра, мы до сих пор не имеем»; в) «осмысление этого наследия в теоретическом плане дает фольклористической науке ценные данные» [4, с. 92].

В последующий период 90-е гг ХХ вв. по настоящее время) краткие обзорные работы принадлежат также Х.И. Дуткину (спецкурс для студентов «Эвенский фольклор») [3], Т.В. Павловой (при рассмотрении музыкальной

Соискатель.

14

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

культуры эвенов - обрядового фольклора эвенов Якутии) [10], С.И. Шари-ной [13] и др. Некоторые сведения o фольклоре эвенов можно почерпнуть из статьи «Зарождение эвенской литературы: как это было» литератора В. Огрызко [9, с. 3-38].

Подробный анализ истории собирания, изучения и публикации образцов фольклора эвенов (30-90-е гг. ХХ в.) дан А.А. Бурыкиным в монографии «Малые жанры эвенского фольклора» [2, с. 8-33]. Автор обратил внимание на то, что начиная с середины 50-х и по конец 70-х гг. ХХ в. накопление и изучение фольклора эвенов почти прекратилось, и в общий фонд материалов по эвенскому фольклору ничего нового не было внесено. Так А.А. Бурыкин пишет: «Особенно досадно и огорчительно то обстоятельство, что время было безвозвратно упущено и для собирательской деятельности» [2, с. 4]. Исследователь имеет в виду обстоятельство, что в указанный период фольклор эвенов активно бытовал и функционировал, однако мало кем фиксировался. Последующие же периоды характеризуются тем, что носителей и знатоков фольклора становилось все меньше.

Опубликованный материал эвенского фольклора представлен жанрами: нимкар, куда входят сказки, а также старинные эпические повествования, близкие по содержанию к русским былинам; б) тэлэнгэл, включающие бытовые рассказы, легенды и предания исторического характера, или, как называют их эвены, «старинные рассказы», а также другие жанры: икэл - песни-импровизации, нгэнукэр - загадки [15, с. 141] и т.д. Широко представлены в фольклоре эвенов так называемые малые жанры - гемкэр - пословицы и поговорки, загадки, тенрэкич - запреты-обереги, томал, иткал - обычаи, хам - приметы [1; 2].

Из опубликованного фольклорного материла нас интересуют мифологические повествования о творении земли. Первые записи сюжетов о творении земли принадлежит участнику Второй Камчатской экспедиции Я. Лин-денау [7]. В вольном изложении им записаны 2 сюжета о происхождении мира и создании человека у оседлых ламутов в 1742 г., впоследствии изданных на немецком языке.

Сюжет 1. Вначале кругом была вода. Из одной части воды Seuki (бог) создал птиц, животных и людей. Первые люди - мужчина и женщина - были созданы на юге из особой глины. Они получили жизнь тотчас при своем создании, и для того, чтобы они любили друг друга, Seuki обменял им ребра.

Сюжет 2. Вначале кругом была вода. Над ней парил Seuki и достал из воды сначала песок, а потом землю, а из земли создал мужчину. От этого мужчины Seuki взял с левой стороны одно из первых ребер и создал женщину» [7, с. 54]. Указанные Я. Линденау сюжеты долгий период были единственным материалом, иллюстрирующим мифологические повествования эвенов о творении земли и человека.

История языка и культурная память народа

15

Большим событием в культурной жизни эвенского народа явилось издание в 2004 г. сборника «Фольклор эвенов Березовки», подготовленное доктором филологических наук В. А. Роббеком. Сборник сопровожден вводной статьей o фольклоре березовских эвенов [12, с. 15-26], где дана краткая характеристика устного поэтического творчества эвенов. Следует отметить, что впервые при публикации эвенского фольклора выделен раздел под названием «Мифы». В сборник вошли 22 текста - о сотворении земли, появлении на земле человека, животных, птиц, насекомых, созвездий, устройстве ландшафта и др. Таким образом, В. А. Роббек выделил особую группу мифов творения земли.

В упомянутых повествованиях героями-творцами выступают верховное божество Хэвки и его антипод Аридка, предстающие как пара демиургов, один из которых делает все «хорошее» для человека, а другой - все «вредное» (переводы с эвенского уточнены. - МД.).

Сюжет 1. Раньше на земле везде вода была. Были Хэвки и Аридка. Однажды Хэвки подумал, спросил: «Глину сможете ли найти?» Гусь и утка отказались нырять и доставать землю со дна моря. Хэвки просит гагару, чтобы она глину где-нибудь взяла, хотя бы маленький кусочек, из чего можно было бы сотворить землю. Гагара ответила, что нырнет и достанет маленький кусочек. Достав, спросила у Хэвки, куда деть принесенный кусочек земли. Хэвки велел держать его в клюве. Пока они вели диалог, Аридка успел украсть из клюва гагары принесенную землю. Тогда Хэвки запел, из-за его пения глина выскользнула изо рта Аридки. Хэвки в Аридку плюнул. От пения Хэвки земля выскочила, ручьи, протоки, горочки везде появились. Так Земля появилась впервые.

Сюжет 2. Давно, в старину, на земле ничего живого (букв.: шевелящихся и двигающихся) не было. Хэвки увидел, аридка с нижней земли (снизу) своих людей расселяет по всей земле (средней). Тогда Хэвки, спустившись на землю, Аридку с земли средней выгнал со словами: «Ты на этой земле не должен жить, твоя земля внизу находится». Аридка, услышав, испугался, в свою землю спустился. Хэвки из глины одну женщину и одного мужчину сделал. От этих сотворенных люди появились. Хэвки подумал о том, что нужно что-то создать, чтобы людям было чем питаться. Хэвки деревья, кусты, ягоды, растения, в лесу баранов, лосей, оленей [диких] и всякую дичь создал. В речках, озерах, в воде плавающих рыб создал. Аридка, наевшись оленями, созданными Хэвки, сидит. Хэвки подошел сзади и пронзил огнем. Аридку от испуга вырвало, от его рвоты: насекомые по земле расползлись. Аридка с тех пор огня бояться стал.

Сюжет 3. После пожара на земле ничего не осталось и всю землю водой затопило. И только на оставшейся вершине горы дикие олени и люди остались. И этих люди тоже водой затопило. На маленьком клочке земли Микола и Аридка, гагара остались. Микола просит гагару со дна моря маленький

16

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

кусочек глины достать, чтобы из нее сотворить землю. Достав землю, из клюва гагары Арирка ворует землю. Тогда Микола запел. После плевка Миколы в Арирку, он под землю упал. С тех пор нет Арирки. Так река, озеро, гора появились. Земля так была сотворена.

Таким образом, очень важный с мировоззренческой стороны материал практически не исследован. Несмотря на то, что материал мифологических повествований о творении земли не велик по объему, однако он весьма ценен для многих исследователей. Подобные мифы о творении земли имеются и у эвенков, которые относят их к отдельному циклу творения земли и всего живого на ней. Сопоставительно-сравнительное изучение указанных мифологических повествований эвенов и эвенков представит интерес для этнографов, фольклористов и культурологов.

Список литературы:

1. Бокова Е.Н. Эвэды фольклор / Е.Н. Бокова. - Якутск, 2002. - 213 с.

2. Бурыкин А.А. Малые жанры эвенского фольклора. Загадки, Пословицы и поговорки, запреты-обереги, обычаи (или предписания), приметы (исследования и тексты) / А.А.Бурыкин. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. - 288 с.

3. Дуткин Х.И. Эвенский фольклор. Спецкурс для студентов эвенов ЯГУ / Х.И. Дуткин. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. - 66 с.

4. Лебедева Ж.К. История собирания и изучения эвенского фольклора после Октябрьской революции / Ж.К.Лебедева // Вопросы языка и фольклора народностей Севра. - Якутск, 1980. - С. 80-92.

5. Лебедева Ж.К. Первые записи образцов эвенского фольклора / Ж.К. Лебедева // Вопросы языка и фольклора народностей Севера. - Якутск, 1972. - С. 161-171.

6. Лебедева Ж.К. Эпические памятники народов Крайнего Севера / Ж.К. Лебедева. - Новосибирск: Наука, 1982. - 112 с.

7. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока / Пер. с нем., подгот. текста, примеч. и предисл. З.Д. Титовой; под общ. ред. И.С. Вдовина. - Магадан: Кн.изд-во, 1983. - 176 с.: ил. - (Далне-вост. ист. б-ка). - С. 54.

8. Новикова К.А. Обзор материалов по эвенскому фольклору / К.А. Новикова // Языки и фольклор Сибирского Севера. - М.; Л., 1966. - С. 203-219.

9. Огрызко В. Зарождение эвенской литературы: как это было / В. Огрызко // Эвенская литература: Сборник / Сост. Вячеслав Огрызко. - М.: Литературная Россия, 2005. - С. 3-38.

10. Павлова Т.В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект) / Т.В. Павлова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 263 с.

История языка и культурная память народа

17

11. Сказки эвенов; Мифы, предания, легенды эвенов. (Рукопись) - архив сектора эвенской филологии ИГИиПМГС СО РАН (г. Якутск).

12. Фольклор эвенов Березовки: Образцы шедевров / Сост. В.А. Роббк. -Якутск: Северовед, 2005. - 362 с.

13. Шарина С.И. Фольклорное наследие эвенов: сбор и издание / С.И. Шарина // Коренные народы Северо-Западной Якутии и Таймыра: фольклорное наследие и проблемы этнокультурной идентичности. - Якутск. -2013. - С. 243-247.

14. Эвенский фольклор / Сост. и вступ. ст. К.А. Новиковой. - Магадан: Кн. изд-во, 1958. - 120 с.

15. Эвенские сказки, предания и легенды / Сост. К.А. Новикова. - Магадан, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.