Научная статья на тему 'Eva illouz. Why Love hurts: a sociological explanation. Cambridge: Polity Press, 2012. VIII+ 293 P. ISBN: 978-0-7456-6152-0'

Eva illouz. Why Love hurts: a sociological explanation. Cambridge: Polity Press, 2012. VIII+ 293 P. ISBN: 978-0-7456-6152-0 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
513
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Eva illouz. Why Love hurts: a sociological explanation. Cambridge: Polity Press, 2012. VIII+ 293 P. ISBN: 978-0-7456-6152-0»

© Laboratorium. 2013. 5(1):148-151

Ольга Чепурная

Eva Illouz. Why Love Hurts: A Sociological Explanation. Cambridge: Polity Press, 2012. viii+ 293 p. ISBN: 978-0-7456-6152-0.

Ольга Чепурная. Адрес для переписки: факультет свободных искусств и наук,

Санкт-Петербургский государственный университет, ул. Галерная, 58-60,

Санкт-Петербург, 190000, Россия. olga.tchepournaia@gmail.com.

Книга, о которой пойдет речь, уже стала бестселлером, переведена на многие языки и была несколько раз переиздана по-английски. Возможно, такой успех связан с тем, что и заголовок, и названия глав подразумевают легкую «начинку» в академической оболочке, а-ля сериал «Секс в большом городе» (который, кстати, анализируется в книге). Такие мысли могут возникнуть лишь у читателей, не знакомых с предыдущими публикациями автора: несколькими книгами (Illouz 1997, 2003, 2007, 2008) и многочисленными статьями.

Те читатели, которые, открывая эту книгу, рассчитывают прочесть руководство о том, как можно избежать любовных страданий, или предвкушают легкое чтение, скорее всего разочаруются, и не дочитают книгу до конца, так как перед нами серьезное исследование любви как социального и культурного конструкта. В эпилоге автор дает некоторые разъяснения по поводу замысла и жанра этой книги. В первую очередь, автор отмечает, что это не экспертное руководство по любовным отношениям, которые настойчиво критикуются как «тиранизирующие императивы». Кроме того, в эпилоге читателю и возможному критику объясняется, каких выводов стоит избегать. Во-первых, неверно было бы заключить из текста книги, что современная любовь менее счастливая, чем любовь в Викторианскую эпоху. Используя литературные произведения XIX века в своем анализе, Ева Ил-луз лишь хотела подчеркнуть как сильно изменились представления о любви. Во-вторых, ложным было бы утверждение, что мужчины меньше страдают в любовных отношениях, чем женщины. Автор рассказывает в основном о женском опыте, как более близком ей самой.

Автор этой книги пытается найти объяснение тому факту, что феминистская революция (которая была необходима, благотворна и все еще остается незавершенной) не позволила мужчинам и женщинам удовлетворить стремление к счастью в любви и страсти. Нельзя заключить, что сегодня мы страдаем от любви больше, чем в прошлом. Важно то, что современные страдания содержат в себе новые социальные и культурные переживания. Суть самой любви изменилась, и это привело к изменению той боли, которую она причиняет. Многие особенности современной культуры отбирают у нас возможность начать и в полной мере прожить любовный опыт, преодолеть сомнения и неуверенность, сопровождающие сегодня процесс любви и привязанности к кому-то (с. 240). И последнее, от чего предостерегает своих читателей автор, - эта книга вовсе не о том, что мужчины «испортились». Критические высказывания автора об эмоциональной закрытости

мужчин - не более чем стремление понять и описать те социальные силы, которые приводят мужчин к эмоциональному непостоянству (emotional evasiveness), с одной стороны, и к доминированию в рамках полей сексуальности - с другой.

По утверждению самой Евы Иллуз, основная мысль этой книги проста: условия модернити предоставляют мужчинам больше возможностей эмоционального и сексуального выбора, чем женщине, и этот дисбаланс приводит к эмоциональному доминированию. Это утверждение очень сильно отличает последнюю книгу Иллуз от ее первой работы «Потребляя романтическую утопию» (Illouz 1997) где проводится марксистский анализ любви, ее исторического развития и современного состояния в США и где автор умышленно избегает гендерного анализа, ограничиваясь преимущественно границами марксистских теорий. Но уже в первой книге автор указывала на то, что некоторые вопросы невозможно осветить в столь узких рамках, поэтому переход к феминистским и гендерным теориям вполне закономерен.

Таким образом, собирая воедино социологические, марксистские и гендерные теории, Ева Иллуз анализирует различные аспекты любовных отношений (эмоции, привязанность, доверие, автономия) в современности, сравнивает их с Викторианской эпохой и формулирует порой провокационные, а порой ожидаемые выводы.

Важная отличительная черта этой книги в том, что в ней отсутствует какой-либо методологический раздел, который бы позволил читателю понять, на чем строится эмпирическая база анализа. Однако заинтересованный читатель обнаружит, что в основе анализа Иллуз - два метода: интервью, которые проводились в Израиле, США и, возможно, других странах, и анализ документов (преимущественно художественной литературы XIX-XXI веков, современной публицистики и продуктов массовой культуры). Многочисленные цитаты и ссылки на эмпирические данные не оставляют сомнений в глубине проведенного анализа, даже если «рецепт» полученного «блюда» (количество интервью и время их проведения, принцип отбора респондентов и документов) не раскрывается.

Стоит отметить, что чтение текстов Иллуз доставляет огромное интеллектуальное удовольствие благодаря точному языку, логике изложения аргументов, умело подобранным метафорам. Кроме того, по моему мнению, тот подход, который автор предлагает для анализа любви, открывает социологическому сообществу массу перспектив для развития подобных исследований. Несомненным плюсом текстов Иллуз является широчайший и основательный теоретический фундамент. Автор умело комбинирует идеи Энтони Гидденса, Нэнси Чодороу, Фрэнсиса Фукуямы и многих других теоретиков социальных наук. При этом несомненно, что больше, чем другие, повлияли на подход Иллуз теории Пьера Бурдье.

Одной из главных проблем, анализируемых в тексте, является вопрос об исторической трансформации процесса выбора партнера. Этот вопрос рассматривается автором и с точки зрения влияния окружающей среды («экология выбора»), и с точки зрения внутренних механизмов брачного рынка и полей сексуальности («архитектура выбора»). Здесь важным моментом, на мой взгляд, является обращение автора к идее Карла Поланьи о «великой трансформации» экономических

отношений. Проводя параллели, Иллуз приходит к идее великой трансформации любви в современных обществах (с. 41). По ее мнению, происходит переход от брачного рынка к полям сексуальности, когда дерегулирование брачного рынка приводит к появлению новых форм контроля полей сексуальности мужчинами. Эти рассуждения приводят автора к выдвижению гипотезы о существовании еще одной формы капитала, в добавление к уже сформулированным Бурдье, - эротического капитала.

Анализ эмпирического материала позволяет Иллуз описать две формы, два идеальных типа эротического капитала. Первый - простой, основанный на количественных показателях, более присущ мужчинам. Второй - эксклюзивистский, основанный на подборе пары, присущ женщинам (с. 53-56). Развивая дальше этот аргумент, автор приходит к выводу о том, что хотя женщины также прибегают к простой количественной стратегии приумножения эротического капитала, логика организации полей сексуальности неизбежно возвращает их к эксклюзивист-ской форме этого капитала. Иллуз вовсе не настаивает на том, что эротический капитал - это исключительно современное явление, однако именно в современных условиях социальная структура и медийная культура создали благотворные условия для конвертирования эротического капитала в социальный и символический капиталы, превращая сексуальный опыт в составляющую социального статуса. Вывод к этой главе сформулирован в марксистском духе - констатируя факт проникновения экономической логики в механизм сексуального желания, Иллуз утверждает, что сексуальная конкуренция трансформирует структуру воли и желания таким образом, что последнее приобретает качества экономического обмена. Таким образом, поля сексуальности регулируются законами спроса и предложения, дефицита и сверхпроизводства.

По мнению Иллуз, великая трансформация любви приводит к существенному усложнению процесса выбора партнера, который отнимает больше времени и сил, чем в традиционном обществе (в домодерный период). В основе современного выбора партнера - унифицированные представления об эмоциях, сложные шкалы оценивания, рефлексия по поводу ожиданий, рисков и чувств. Кроме того, сексуальность становится автономным измерением любовных отношений, где акторы соревнуются за лучших партнеров, коллекционируют партнеров и постоянно озабочены демонстрированием своей собственной сексуальной привлекательности.

В полях сексуальности доминирование основано на классовой и гендерной стратификации. Мужчины высшего среднего класса оказываются в привилегированном положении. Их сопротивление вступлению в долговременные любовные связи обусловлено тремя основными причинами: их экономический статус независим от наличия семьи; биологически и культурно они не определяются через репродуктивность; возрастная дискриминация и использование сексуальности как статуса расширяет возможности выбора партнерши для мужчин. При этом автор приходит к заключению, что неравенство в любовных и сексуальных отношениях наблюдается в двух плоскостях - межгендерной и внутри каждой гендерной группы. Для женщин любовь остается ценностью, а для мужчин превращается в сексуальный капитал. Ирония, боязнь обязательств, противоречивость, разочаро-

вание - основные темы этой книги и, одновременно, характерные черты современных любовных отношений. Любовь и сексуальное желание мигрировали в область воображаемого и не всегда находят выход во взаимоотношениях.

Я намеренно начала свою рецензию с изложения основных тезисов эпилога этой книги. В нем Ева Иллуз предвосхитила многие из вероятных критических высказываний, предостерегая читателя от возможных поверхностных суждений. Вероятно, именно с эпилога и следует начинать знакомство с этой книгой. Книга может оказаться полезной и интересной многим читателям, и, возможно, привлечет немало последователей среди социологов. Остается только надеяться, что тексты Евы Иллуз привлекут также внимание издателей и будут переведены на русский язык.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Illouz, Eva. 1997. Consuming the Romantic Utopia: Love and the Cultural Contradictions of Capitalism.

Berkeley: University of California Press.

Illouz, Eva. 2003. Oprah Winfrey and the Glamour of Misery: An Essay on Popular Culture. New York: Columbia University Press.

Illouz, Eva. 2007. Cold Intimacies: The Making of Emotional Capitalism. Cambridge: Polity Press. Illouz, Eva. 2008. Saving the Modern Soul: Therapy, Emotions, and the Culture of Self-Help. Berkeley: University of California Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.