Научная статья на тему 'Этруски и христианская религия'

Этруски и христианская религия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
515
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этруски и христианская религия»

Р.П.Ьасиленко

В'ШСКЦ'! А ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ

Зарождение христианства в Риме определялось исторический процессом, который обусловливался глубокими причинами, коренив-щтоя в материальной жизни рабовладельческого общества конца ?вепублики и начала Империи. Слом старых социальных и политических 01ношений обозначал кризис религиозных верований, которые Ш новых условиях не давали утешения, не сулили ничего в будущем. Б обстановке бессилия, безвыходности и отчаяния народные массы докали избавления в религии, "¿тешеиие должно было выступить в религиозной форме, как и все го, что .должно было захватывать найсы", - указывал Энгельс1.

< Зарождающиеся новые религиозные идеи чудесного небесного >Ьвасйтеля заняли центральное место в христианской религии. Надежды на "божественного спасителя" переплетались с представлениями о кончине мира, гибели старого строя, создании царства небесного на земле и расправе с угнетателями.

Разрабатывая собственные постулаты, новая религия заимствовала из предшествующих их ышры, обряды, культуры и даже нравственные учения. Но этому поводу Б.Лафарг замечал: "...Именно потому, что христианская религия была смешением различных, бывших в ходу мифов, она ыогла быть принята различными народами"^.

'Христианство, которому суждено было стать мировой религией, выло подготовлено развитием других религий и философских ученей. В,сложный процесс формирования"христианских верований из предшествующих ученей Востока вплетались также засадные, ¿ас-арос храненные в римской сакральной практике. Старый языческий мир'Рима, активно противоборствующий наступлению христианства, .охранял богатое этрусское наследие, со сложной системой культовых действий и развитым пантеоном. Ьпитав в себя богатейшее Наследие Средиземноморья и Греции, древнейшие элементы восточней цивилизаций, этрусская религия оказала действенное влияние на развитие римской религиозной практики на разных историчесдох

I Парке К., Энгельс V. Собр. соч., т. 19, с. 312.

Лафарг П. Очерки по астерии культуры. &е.-Л., 1926, е. 199.

15

этапах. Своеобразно проявились этрусские традиции в процессе разработки содержания христианской догматики и культа.

Данная статья представляет собой попытку выделить некоторые элементы этрусской религии, ставшие компонентами нового культа и оказавшие в той или иной степени влияние на оформление христианских догматов.

Влияние этрусских религиозных идей в христианском мифотворчестве не было стьль обширно, как, например, в Сирии или ьгип-те, однако различного рода источники (даже в небольшом объеме) позволяют обнаружить причастность этрусков к разработке учения о мессии и обновлении мира, то есть глазных тем первоначального этапа - актуальной эсхатологии. Позже, когда стали меняться представления о ьес'сии, наибольшую популярность приобретали идеи посмертного воздаяния, существования рая и ада, воплощенные в понятиях добра и зла. Все они находя? параллели в релк-ч, гии этрусков. Рельефы их урн, саркашагов, фрески погребальных камер сохранили образы демонов, олицетворяющих темные и светлые силы. Чудовищные существа стали для средневековой демонологии своеобразным образцом живописного воссоздания мира, где царствует Сатана5» /

историография вопроса влияния этрусков на формирование христианской мифологии немногочисленна. Лх вклад определяется ссылкой на существование учения с/ смене веков, заимствованного римлянами и разработанного затей в сотериологаческих идеях

христианства . Советский.....исследователь Н.А.Машкин считал» что

эти идеи, возникнув не Востоке, слились на Ьападе со старинной этрусской эсхатологией (тоже, несомненно, восточного происхождения)^. Несколько иначе исследуются позиции этрусков по отношению к христианству Ф.Зелйнеким6. Разбирая на различных памятниках живописные изображения этрусских богов - Харуна и Ванф,-автор заметил, что несмотря на близость этрусской и греческой

5 Тимофеева Н.К. Элементы мифологии у древних этрусков. - В кн.: Бахрушмнские чтения. Новосибирск, 1974, о. 177.

1 Донини А„ Люда, идол , боги. ¡..«, 1962, с. 228.

- Машин H.A. Эсхатология и мессианизм в Римской республике. - Изв. АН СССР. 1946, fe 5. Сер. ист. и фияос., т.З, с. 459.

Zielinsfci Ph. í¿* elemento etico nell* escatologia Strus-os. - Stadi e material!, 1928, IV.

денонологий, этруски своеобразно переработали представления о добре и зле, их воплощение справедливости наиболее близко подошло к христианской эсхатология. Крупнейший итальянский зтрус-колог М.ПаЛлоттино, поддерживая мнение Зелинского, находит много параллелей между этрусскими и христианскими этическими нормами'. О заимствовании жителями Лация от этрусков эсхатологических док-грин говорит.Х.Розе, автор одной из первых работ по ис-торииграфии вопроса влияния этрусской религии на Рим8.

Выше мы уже отмечали значение восточных религий, которые определили генетическую структуру христианской мифологии. Представления об умирающем и воскресающем боге стали идейными истоками новою мифотворчества. Египетский Осирис, малоазийский Анис, финикийский Адонис - все эти божества-искупители своей смертью спасали человеческий род, а их воскрешение давала надежду на вечную жизнь в раю. Сложные мессианские идеи переплетались с эсхатологическими, проповедующими учение о конце мира и его последующем обновлении и основывавшиеся на представлении о циклах развития жизни, выработанных, еще в древности. На огромной территории Римской империи подобные понятия принимал.: различные формы. У римлян, в частности, это вылилось в кдею возвращения к "золотому веку".

Для выяснения возможного влияния этрусских представлений на формирование идеи о "золото.» веке" и явлении пророка под видом, младенца может быть привлечена 1У эклога Вергилия. В сшволиче-ско-мифологаческой форме поэт приветствует возвращение в.недалеком будущем царства Сатурна. Обновление природы, наступление счастливого века связано с появлением чудесного младенца, "отпрыска богов". По мере его мужания будут отступать войны и пороки, природа сама будет благоухать, и наступит время полного благоденствия. В консульство Поллеона исчезнут все преступления,! воцарится мир. Поэт мечтает дожить до того блаженного времени, чтобы полнее прославить деяния питомца Юпитера.

Принимая младенца за действительное лицо, толкователи Вергилия уже в древности ставили вопрос: кто он? Сохранившиеся списки имен мальчиков, родившихся в 40-е гг., к которым могла бы

? Pallotino M. EtruscoXogia. Milano, 1947, p. 200,

8 Hose H. On the relations between etruscan and roman religion. - Studi e material!, 1928, .IV.

относится экло.т*а, еьидйгельсгвум- • г страстной Попытке древних найти ¡¿одлинвос ладо, воспетое -,е.ргил.;ек. ..ерсии, отстаивание реальное существование ребенка, отпадали Одна за другой., люр, начатый еще римскики грамматиками, затянулся и не прекращается до сих nopJ. Гыла высказана мысль, что у ¿оргалия ь аллегорической форме изображенj omi , тенноб событие, скорее всего ру ндизийский мар, прекративший «пор между Антонием и Октавиапок. '¿формулированный когда-то тегис, что puer иаисох - живой образ "золотого ае;са" р^де веков и что .ергилиК отождествлял чудесное дит:1 о наст;, пиша« поддергивается активно

и сейчас*®. Нам кажется опр-чвда:-шм промиоложанае, что мечт'!, тревожившие умы того времени о воцарении час г «ивой эпохи, при няли у ¿ергилан определенную форау, облеклись б живой образ ' рождамцегося ыламс:ща. :; воображении поэта sä«- век рождаете-и постепенно :.еисиачиэа эклоги связая с циклической

концепцией времена, гдгдь "золотой век" возвращается, его „установлению предшествует повторопде исторических событий, его зоз рождение будет подобно дням царствования Оатурна. Пророческое содержание ;j эклоги послужило поводом для призвания за Вергилием славы христианского писателя, извуцайщьго в стихотворной форы*. о рождении лрисгаАА.

' Тенденциозное и. произвольное толкование эклоги сталкивается с необходимоежт выявяеиля источника, который пользовался Вергилий. Как теологическое приспособление можно рассматривать сближение библейского текста ;1сайк, в которой рождение младенца и картины Счастливой жизни совпадают с оергилиевыми. качестве источника указывались иудейско-эллшшстический оракул или риыско-пишогорейская основа} обнаруживались влияния также иранских или вавилонских учений1^. Пашкин H.A. в качестве источника зарождения идеи о наступлении солнечного царства и на-

9

' -оозор литературы по зтоиу вопросу ск. ч кн.: ИагуезскиЬ Л.Н. ¡1стория рииекой литерат.уры. Казань, IqIЪ, т. 2, с. 72j

Ьашкаа H.A. jhuü. --оч., <■, 4t>I.

10 büohnex .. , .Vergil.ius мата бег dichter Körner. Stuttgart HSV,

11 Голенищев-Кутузов "Uli. Творчество Пан те и мировая куль-

тура. , 1УЛi, О. -52.

Korden :•;. Jie Geburt r.c - ..indes. 1ЧГЧ, S. 56.

ib

чала мирового цикла называл египетские верования о Горе, допол ванные загеы арано-халдейсюш учением1J.

Решение вопроса об источниках, использованных Вергилием, оп . ¡¡вделается самой сложностью центрального момента' проблемы происхождения христианства - синтеза восточных и западных религи-эзно-философских идей. 1С списку религиозных реминисценций Востока, пери жлзнщ "с выше, которые могли быть использо.ваны Вергилием, мы склонна присовокупить также этрусские. Однако этот вариант ¿ожет рассматриваться только как предположительный, и отсутствие подлинных письменных этрусских источников делает на за выв«. во многом гипотетическими.

Нам представляется интересным упомянутый самим античным ав-fopoM оракул Сивиллы в свете его отношения к этрусской религии.. Появление< Оиздллиных пророчеств в Риме традиция связывает с этрусским царем Тарквинием Гордым, купившим несколько книг у старой женщины, прибывшей из Кук*'4'. Они были помещены в Капито дийский храм на хранение. После пожара 83 г. до н.э. пророчест вй по распоряжению сената вновь были собраны в странах Востока и переправлены в Рим. Так мессионистские идеи могли проникнуть -Hä Бапад. Существует мнение о том, что первоначальные Сивилли-ны кнлги могйи быть этрусского происхождения^. Образ кумской пророчицы, в чем-то близкий к этрусской Вегойи, преподавшей своему народу сложную науку толкования молний, считавшихся божественными знамениями, также может: в какой-то степени служить подтверждением сопричастности этрусских идей к мессианистским представлениям.

йотив божественного откровения, присущий религиям Востока, выступает з этрусском сказании о Тагесе*ь* Согласно преданию, этот" мальчик, сын Гения, внук шитера, явившийся неожиданно из борозды перед глазами пахаря, передал этрускам божествеаные наставления и таинственно исчез. Его пророчества вместе с нака-8ами"шжмфы. вегойи составили этрусское учение, содержавшее суц-

15 Маакин H.A. Укав, соч., с. ¿4-53.

^ АтгХ. Gell., I, 19; Serv., Ad Aon., VI, 73.

i!> Велиййний v« Этрусская Сивилла, - i кн.: Сб. статей по археологии и зйзантиковедению.' Прага, 1931, с. IC5; Донини л. „Указ. соч., с. 229;

16 Cicero, be divin., II, 50; Ovid., bet., XV, 558..

му сакральных и практических знаний, заимствованных позже римлянами. Это учение отражало взгляды на сотворение мира, его судьбу, представления о важнейших переменах, как видно, связанных с появлением чудесного младенца. В эпоху написания аклоги содержание этих книг было переведено на латинский язык, что способствовало распространению в Риме этрусской теологии. Вергилий, уроженец этрусской Ыантуи, страстный поклонник древности, мог знать подлинный источник этрусского учения и использовать его для создания образа мессии под видом младенца, который в отличие от восточного варианта, носящего черты сострадания, выступает г лредстявлении римского автора как победитель, наделенный силой божественного огкровеаия. Мы вправе предполодить также, что Вергилию, как одному из ведущих представителей римского со-геривма, могло быть доступно содержание сказаний, собранных позднее на Востоке. Обострившийся интерес к пророческой литературе усилил авторитет Сивиллиных книг, содержащих предсказания о грядущей судьбе Римского государства. Не исключено, что эти божественные книги, включающие восточные элементы мессионист-ских представлений, сохранили отголоски древнейних сказаний, переработанных когда-то этрусской мифологией. Вергилий своеобразие представлений о мессии, явившегося первоначально в образе чудесного мальчика, мог почерпнуть как из подлинных древнейших этрусских сказаний, так и Сивиллиных Пророчеств, сохранивших этрусские реминисценции.

Идеи эсхатологического учения, принявшие в Риме окраску наступления "золотого века", в отличие от греческих и восточных, относящихся к прошлым,временам, больше были направлены в будущее. К сожалению, источники не дают нам прямых указаний на существование у этрусков представлений о "золотом веке". Однако, обращаясь к сравнительно-историческим, иараллелям, можно наметить штрихи, позволяющие предположить распространение и у этрусков подобного учеиин.

У римжян представление о наступлении "золотого века" связывалось с богом земли и посевов Сатурном, слившимся с греческим Кроносом. Этрускам также было свойственно почитание этого бога иод именем Satree . Он входил в число девятк главных богов. В настоящее время распространенным является мнение об этрусском происхождении имени бога^7. *

Xî Herbig H. Satre = Satarnus. - Philologue, 19П, 74, H.3/4.

20

Примечательно, что О.Базинер в исследовании о происхождении и характере Секулярных игр признает наличие общего корня в дре-днеархаической форме имени Сатурна и латинском "saeeulum nI . Последнее в своем первоначальном смысле означало "род", "поколение"., позднее стало соответствовать слову "век". Нам кажется, иакая связь не случайна, ведь распространившееся в Риме учение о сиене веков основывалось на космогонических знаниях этрусков. Jjü сообщению средневекового писателя Свиды, творец-бог создал вир аа 12 тысяч лет, соответствующих знакам зодиака. В первое 'тысячелетие были созданы вода и земля, во второе - небосвод, íitóeii море, души животных, в шестое - люди. После шестого тыся-

-И<:' • 19

челетия bcü повторяется сначала .

" Этрусское представление о естественном вене римляне перенесли Wtk' государственную жизнь. Подражая соседям, они определили свое гражданское "saeeulum " в сто лет. Впервые Секулярные игры, зна-'■/Ш&вовавшие истечение века, отмечались, согласно традиции, в Ш в. До н.э.2 . Есть упоминание о праздновании столетия в более ран-«щй период, еще до правления династии Тарквиииев2*» У этрусков лдаествоваяи ритуальные очистительные игры по случаю наступле-¡ иия нового века, возможно, что и римляне отличали их при этрус-рких царях. Нисколько не умаляя влияния греков на возникновение •Секулярных игр, стоит отметить и роль этрусков в обогащении .представлений римлян о смене веков, распространившихся в У1 в. до н.э.

В 17 г. до н.э. по распоряжению Августа были проведены Секу-лирные игры, с целью внушения ринлянак мысли о наступлении зо-лстого века. Это религиозное мероприятие, проводимое с политической целью, по своей торжественности напоминало этрусские очистительные игры. Общие моменты в проведении древних и новых . празднеств, обращение к старым формам ритуала дают возможность предположить существование у этрусков некоторых черт учения "о золотом веке" в общем ходе смены веков.

то

.Базинер 0. Древнеримские секулярные игры. Варшава, 1901, С. 15. .

19

Suida, s. г. 39. 0 своеобразии этрусской космогонии. См.: ВИВЛьницкий Л.А. К проиехлждению этрусской ковиегонии-дивияа-шш. - ВДИ, 1977, te 2.

" Val. Мат., II, 9, 5; Cea«., XVII, 10; ?«et., p.s. 329-^ Zoeim., II, 3, 1-3; Tal. Н&т., II, 4, 5.

21

Участие этрусков обнаруживается и в разработке более поздних христианских догматов. Когда предсказания о наступлении царства божьего не сбывались, а сроки второго пришествия приходилось откладывать, наибольшую популярность среди сторонников новой религии приобретали идеи воскресения бога, связанные с представлениями об избавлении человека от смерти. » Религия римских родов.не знала учения о загробном мире. Человек после смерти обычно присоединялся к предкам. Эпитафии * свидетельствуют о том, что представления о существовании после смерти был« расплывчаты, душа не умирала вместе с телом, но места ее последнего пребывания вырисовывались весьма расплывчато22. Постепенно выкристаллизовалась мысль о смерти как утешение, как окончание всех бед, как вознаграждение за несправедливость. Однако ясного, окончательного ответа относительно будущей жизни римская религия так ш не выработала.

Вечное блаженство для тех, кто почитал бога и вечные мучения, не принимавшие его спасительного учения, обещала христианская религия. Божественные писания говорили, что души не погибают , они.или получают вознаграждения за правду и или вечную муку - за беззаконие2'. Сколь велико блаженство праведных, столь же ужасно и мучительно состояние нечестивых (Мата. НУ). В разработке идеи о загробной жиам и воздаянии христианство не было оригинальным. Самые подробные рассказы о потустороннем мире давали уже восточные культы.

Этрусские погребальные фрески архаического периода гака» отражают примитивный взгляд на посмертное бытие как на естественное продолжение земной жизни. Постеявкие они смевяются сюжетами, связанными с процессом изменения йредетавлмшй о загробной участи. И задолго до того, как мдещ хосхряеяия из мертвых и посмертного воздаяния были стмечзжы- в каш»® Даишш (ХП, 2-3),

вартияы потусторонней жизхя предстали на этрусских фресках

_ 24

* в* Д° к*э« Дума ушервкх соарокзждаквя страшим демонами ы чудовацами. Божества alta a phersepnel выступает в качестве

22 Б,ась6 Ржаскея религия от Августа до Аятовжнов. М., 1914, с. 281.

23

. Laetan .', II, 19.

üooati P. Storia dell' arte etrusca. Потехиia, 1927, B.2 Giglioli G. I' arte etrusca. Kil&no, 1956.

22

• су«sg в сценах наказания душ. На фресках могил "Авгуров" и «Ожямпиады" в качестве участника кровавой ритуальной игры -борьбы человека с собакой - присутствует phersu - чье имя близко по форме к божеству подземного царства Персефоне. Принадлежность его к акту мучения подчеркивается надетой маокой в виде головы собаки (волка), служащей олицетворением Аида,::5. Изображение этого же божества на фреске иг могилы Пульчинеллы «бегающим предполагает благополучный исход для человека. Такие plante образы одного и того же божества суть выражения предс-тйвлвяий о посмертной судьбе в заупокойном культе этрусков.

Судьба человека определялась также демонами преисподнии, которые на сепулькральных памятниках 1У-П вв. до н.э. изображаются со свитками или диптихами в руках. Эти последние представляла собой реестры, включающие основные жизненные этапы усопшего, его родословную, социальное положение, продвижение по службе и т.д., то есть то, что могло служить основанием для определения Mes sa в подземном мире, для окончательного решения, его судьей26.

Как следствие становления идеи загробного суда следует рассматривать эволюцию представления об аде. Дуализм, .выработанный уистианством, питался верованиями в добрых и злых духов, существовавшими еще в первобытных религиях.

Многообразием демонических образов характеризуется и этрусская религия. Мы ограничимся упоминанием только двух - Харуна I Вавф, которые предстают в сценах убийств (в основном на греческие сюжеты), выполненные на фресках могилы Фвансуа в Вульче, аеркадах и цистах П-П вв. до н.э Страшные деяния одного зцесь противопоставлены праведному суду другого. Существование человека в потустороннем мире в конечном итоге обеспечивались «равственно-этической стороной, служением божественному поряд-Ц, а не самому богу, как у иудеев .

Altheim 3?r. Terra Mater. Gieseen, 1931, S. '59.

î Î6 представления о "пишущих божествах" складывались на рубе-

же У-1У вв. до н.8. в жреческой среде и аристократнческих кругах (сл.? Мел леев Е.В. "Книга жизни" у этрусков. (К интерпрета-шш образов "пишущих демонов* на этрусских памятниках). - Тр. Гос. Эрмитажа, $76, т. 17, с. 92«

zielinski. Op. cit.

Мавлеев E.B. Укав, соч., с. 94.

В более позднюю эпоху, когда Этрурия потеряла уже овою само-' стоятельность, а римская религия стояла на пороге принятия христианства, fe культе мертвых упорно сохранялись старые представления, воплотившиеся в понятиях добра К зла. £ рельефах надгробных памятников (I в. н.э.) солдатам Х1У римского легиона легиояерные каменотесы, потомки древних этрусков, пытались сохранить мотивы собственных заупокойных культов29. Среди различного рода демонов предстают грозный Харун с молотом в руках и Ваяф как богиня добра, мягким движением направляющая умераэго в потусторонний мир или сдерживающая чудовищ, атакующая жертву30.

Вместе с- демоническими образами Греции и Востока они явилась для христианской демонологии примером зрительного воплощвшш злых и добрых сил. Особо наглядно выступает заимствование от этрусков живописных выражений адских демонов, которые послужили примером для создания реального образа, олицетворяющего все темные силы - Сатану. К сожалению, отсутствие подяяяных этрусских источников религиозно-литературного характера не позволя-,. ет нам представить развитие идеи загробного суда в наиболее разработанном виде и определить степень ее влияния на чувства и умонастроения христиан, как это представляется в других религиях, предвосхитивших христианство - египетской, малоазийс-хой, сирийской.

В ранних формах христианства вклад этрусской религии в какой-то мере определялся, как мы видели, участием в разработке христианских догматических построений; в уже сформировавшемся христианстве этрусская струя прослеживается в области культа.

Учежые-богословы общность христианских иязывескюс представлений объясняли кознями дьяволаГ Б острой полемике с яэычаика-ми они обрушивались на римскую систему политеизма и кужыа. Так, объектом критики Арнобш стали распространившиеся суеверие и магия, вызванные изменившимися социально-экономическим» отношениями. Сложная система предсказаний в-Риме сохраняла древние этрусские элементы. Коллег* я гарус пиков явжааась частью

29

Paechlnger В. yuneralsymbolUfc auf BtaischerrSoldateo-grab st einem -<ntd ihre Wurzeln in der etruefeisehen Kunst. Perugia, 1972.

0 Pkeoblngex E. Op. cit., АЪ. 35; Ab. 2<5.

раненого культа в широко зсподьзовалась в общественной жизни31, дряобий называл Этрурию нрароджтежьшщей ж матерью суеверий3". По его мненая, обещания этрусских гадателей, обращахцкжея к егкщенным книга* и печени жертвенного животного, - пусты. Лак--'jaiий объявлял гаруспицию и авгурацию злом, которое делают лю-

■ Явную ненависть приверженцев новой религии вызывали и другие формы явыческого культа, находившиеся под этрусским влияни-'eif. Августин - последний представитель античной апологетики -считал, что божественное величие никоим образом не может быть умилостивлено такого рода искусством, как театральные представив яия3'* . Видный защитник христианства - Тертуллиан - яаычес-Т где торжестве и праздники выводил из суеверий и требовал запрещения посещения игр и театральных представлений'5. К делам сатаны он также причислял цирк и гладиаторские бои, то есть те культовые зрелища, появление которых в Риме традиция связывает с этрусками*0. Влиянию последних обязаны своим, прохождением антропоморфные изображения римских богов. Для христиан язычес-«шв идолы - убежища для демонов - долгое время оставались уст-' рашающим примером. Тертуллиан требовал уничтожения тех ремесел, которые обслуживали языческие культы: архитектуру, изготовление скульптур, продажу жертвенных животных3"^ "Идолопоклонство он считал величайшим злодеянием человеческого рода.

Выступая с резкой критикой почитания язычниками изображений своих богов, христианская религкя в то же время не смогла первоначально выработать собственного художественного ягчка для « выражения своих идеалов. Видимые формы христианских мыслей и ¡занятий, передаваемые в живописи катакомб, выступали весьма символично й В отличие от иконоборческого искусства Востока

Ihulin 0. Die E'truskische Disciplia. SBteborg, 1905, S.I32,

52 АхпоЪ., VII, 26,

33 Laoten., II, 17

34 Aegueiia., De oiv. Sei, II, 29.

TertuJ.1. De pect., XIII.

, I, 35; leo., inn., IIV, 21.

37 Tertull., De idol,, VIII, II.

Завьялов А. Римские затахомбы. СПб., 1903.

христианство Рима не смогло отказаться от антропоморфизма, способствуя созданию христианско-античного стиля39» Начав борьбу с идолопоклонством, новая религия в конце концов пригнала старые языческие традиции, создав по их образцу свою иконографшэ.

Нападки на языческие ритуалы, сохранявшие р своей основе этрусские корни, объясняются самой сущностью религиозно-мифологической идеологии этрусков,, выработавшей сложную культовую систему, в которой ученые-богословы видели соперницу зарождающемуся христианскому культу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наша попытка обратиться к .этрусской традиции, обнаруживающей близость к христианскому мифотворчеству и культу, справедливо подчеркивает еще раз мысль о возможности-исследования как частных, так и общих вопросов в оценке христианства как синкретической религии^0.

Т.П.Кац

АНТИЧНЫЕ АВТОРЫ О НАСЕЛЕНИИ САРДИНИИ

В последние десятилетия среди историков древнего мира заметно усилился интерес к варварскому миру Западного Средиземноморья. Одной из самобытнейяих культур этого района, привлекших внимание исследователей, является островная культура древних сардов-*'. К сожалению, онш не оставили никаких письменных свидетельств, что чрезвычайно затрудняет изучение вопросов об их происхождении, этнической и яшковой принадлежности. В итальянской литературе они обычно называются нурагяками, тс есть создателями и обитателями нурагов, знаменитых башен Сардинии, которые строились на острове в течение целого тысячелетия (с са-

39 Лазарев В.Н. История византийоко! живописи. М., 1947, т. I. о, ад.

Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. M.-I,, 1964, с. 26. .....

т

Xilliu (k I Huxaghi,. Torri pseMstoxlche di Sardegna. Gagliari, 1962; Id. la civiltk del eardi dal neolitico all' etb nuragioa. Tortoj, 1963; Staotü ß. Arte dell* Sardegfca nuragica. Miiano , i975; Красновская Я.А. Загадочные башни Сардинии. -Советская этнография, 1978, 1 4*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.