Научная статья на тему 'Этноязыковая принадлежность генонима «Забайкальский хамниган»'

Этноязыковая принадлежность генонима «Забайкальский хамниган» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1045
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕНОНИМА ХАМНИГАН / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ ГЕНОНИМНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ / ТОПОНИМЫ / ТУНГУСЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ / АНТРОПОНИМЫ / АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ / ЭТНОГЕНЕЗ АГИНСКИХ БУРЯТ / ORIGIN OF GENONYMUM KHAMNIGAM / REGIONAL SYSTEM OF GENONYMUM ORIGIN PLACE-NAMES / TOPONYMS / TUNGUS OF TRANSBAIKALIA / ANTHROPONYMS / REPOSITORY DATA / ETHNOGENESIS OF AGINSK BURYAT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жамсаранова Раиса Гандыбаловна

В статье разрешается один из самых сложных и до сих пор неизученных вопросов ономастики этноязыковое происхождение генонима хамниган. Забайкальские хамниганы представляют собой этнический субстрат тунгусского происхождения в среде агинских бурят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnolinguistic attribute of genonymum Trans-baikal Khamnigan

The article studies one of the most difficult and still unsifted issues of onomastics ethnolinguistic origin of genonymum khamnigan. Trans-baikal khamnigans are ethnic substarstum of Tungus origin in Aginsk Buryat environment

Текст научной работы на тему «Этноязыковая принадлежность генонима «Забайкальский хамниган»»

УДК 81 '373. 234

Жамсаранова Раиса Гандыбаловна

Zhamsaranova Raisa

ЭТНОЯЗЫКОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ГЕНОНИМА «ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ХАМНИГАН»

ETHNOLINGUISTIC ATTRIBUTE OF GENONYMUM "TRANS-BAIKAL KHAMNIGAN"

В статье разрешается один из самых сложных и до сих пор неизученных вопросов ономастики - этноязыковое происхождение генонима хам-ниган. Забайкальские хамниганы представляют собой этнический субстрат тунгусского происхождения в среде агинских бурят

Ключевые слова: происхождение генонима хамниган; региональная система географических названий гено-нимного происхождения; топонимы; тунгусы Забайкалья; антропонимы; архивные данные; этногенез агинских бурят

The article studies one of the most difficult and still unsifted issues of onomastics - ethnolinguistic origin of genonymum khamnigan. Trans-baikal khamnigans are ethnic substarstum of Tungus origin in Aginsk Buryat environment

Key words: origin of genonymum khamnigam, regional system of genonymum origin place-names, toponyms, Tungus of Transbaikalia,anthroponyms, repository data, ethnogene-sis of Aginsk Buryat

Родоплеменные названия по своему языковому происхождению, этимологии, нормам функционирования, степени лингвистической «адаптации» представляют собой достаточно сложный языковой материал в ономастике. По-своему уникальна способность этнонима (генонима) сохранять и передавать информацию о далеком этническом прошлом отдельной национальности, народа и даже этноса. Определенный научный интерес представляют этнонимные и генонимные названия забайкальских тунгусов и инородцев, в число которых входили и хамниганы. В статье предпринята попытка определения этнической и языковой принадлежности хамниган.

В научной литературе существуют два варианта написания этого генонима - одной их групп агинских бурят, а именно хамнеган и хамниган. Также встречается уточнение, свидетельствующее о локальности обитания та-

кой этнической группы, как ононские хамнига-ны. Полагая, что этногенез любого народа, в том числе и бурят, сложен и неоднозначен, не говоря уже об отдельной территориальной группе, считаем уместным привести существующие мнения о генониме «хамнеган».

Так, например, Ю.Д. Талько-Грынцевич писал, что хамнеганами буряты и монголы называют тунгусов на реках Иро и Армак. В.А. Туголуков, ссылаясь на сообщение Палласа о происхождении названия «хамнеган», считает их обуряченными потомками солонов (хинган-ских тунгусов), состоявших на службе по охране северных границ Китая по р. Аргунь. Заслуживает упоминания замечание Х. Цыренжапо-ва о том, что слово «хамнеганы» - есть производное от топонима, а именно, от названия притока р. Джида - Хамней, где до революции были земли Армакской инородческой управы тунгусов-хамнеган [1; С. 214].

Действительно, в документах Государственного архива Читинской области (ГАЧО) в составе Арматской волости крещеных инородцев на 1897 г. упоминается селение Хамней-ский с 18 дворами, где проживало 83 души тун-гусов-хамнеган [2; Л. 84]. В Кударинском инородческом ведомстве были два селения с названием Хамнаевское. В первом селении царскими переписчиками было переписано 43 души в 13 дворах, во втором - 19 дворов с 44 душами. Эти архивные свидетельства позволяют усомниться в современной трактовке обитания хамнеган и вводить в научный оборот генонимное название отдельной группы как ононские хамниганы. По-видимому, только в этнической среде агинских бурят сохранилась память об иноплеменном происхождении отдельной группы.

Д.Г. Дамдинов, автор-составитель книги «Улигеры ононских хамниган», созданной в 1911 г. на основе полевых записей фольклора хамниган известного исследователя Ц.Ж. Жамцарано и записанной им в академической русской транскрипции, вероятно, и ввел в оборот это название. Однако, как он сам пишет, хамниганы проживают сейчас (в XXI в.) по правой стороне р. Онон в Кыринском, Акшинском, Агинском, Дульдургинском, Могойтуйском районах Забайкальского края, а также в Карым-ском, Шилкинском и Ононском районах, Кэн-тэйском и Восточном аймаках Республики Монголия [3; С. 44-45].

О территориях, локально занимаемых в свое время хамниганами, можно судить по ге-нотопонимам. Так, например, в составе Урлук-ской волости (ныне Красночикойский район) было селение Хамнегадайское, в 25 верстах от Читы [4; С. 39-40]. Микротопонимические названия, зафиксированные в современных полевых экспедициях по Забайкальскому краю, также локально отражают места обитания хамниган. Один из левых притоков р. Хойто-Ага носит название Хамгалей, есть также реки Камчалей и Малый Камгалей, падь Камчалей у с. Хойто-Ага, падь Малый Камчалей в Агинском районе [5]. В Ононском районе одно из

местечек носит название Остров Хаминган. Гора Хаминган находится в окрестностях села Мангут Кыринского района, падь Камеганай в Шилкинском районе. Ареальность распространения генонима хамниган в микротопонимии региона позволяет исключить из научного оборота геноним «ононские хамниганы» и вести речь о забайкальских хамниганах. Полагаем, что данный геноним мог быть известен и далеко за пределами территории Забайкалья в историческом прошлом. Однако предварительно попробуем осветить вопрос о забайкальских хамниганах как отдельной современной этнической группе.

Селения Узон, Токчин, Гунэй Агинского и Дульдургинского районов Забайкальского края считаются основанными тунгусами-хамнига-нами, которые позже вошли в этнический состав агинских бурят. В настоящее время были предприняты попытки возрождения материальной и духовной культур хамниган. Организована фольклорная экспедиция в Кыринский и Акшинский районы Читинской области ОЦНТД по изучению состояния бытовой, языковой культур, фольклора хамниган; состоялся областной фестиваль бурятских фольклорных коллективов, одной из задач которого было выявление носителей традиционной культуры хамниган в 1996 г. силами Комитета Культуры Читинской области, Ассоциации бурят, проживающих вне автономии, областного центра народного творчества и досуга (ОЦНТД). В июне 1996 г. проведена 1-я межрегиональная научно-практическая конференция по проблемам культуры, языка, обычаев и традиций ононских хамниган. В 1998 г. состоялся фольклорный праздник ононских хамниган в с. Ток-чин Дульдургинского района. Однако итоги мероприятий свелись к объективной констатации факта культурной, языковой ассимиляции хам-ниган в этнической среде агинских бурят.

Обращаясь собственно к лексикосемантическому анализу генонима хамниган, следует отметить, что в некоторых источниках употребляют оним «хамнеган» ([6], Ю.Д. Таль-ко-Грынцевич, В.А. Туголуков, Х. Цыренжапов),

в то время как в других встречаем геноним «хамниган». В китайских сочинениях «Дациньт-унчжи» («Общее описание империи Дацин»), изданном в 1744 г., упоминается название племени ка-му-ни-хань. Составитель описания относил племя ка-му-ни-хань к тунгусам [7; С. 214]. Полагаем, что оним «хамниган» мог появиться от китайского написания ка-му-ни-хань [8; С. 46].

Х. Цыренжапов в реферате «Сведения о забайкальских хамнеганах в анонимной рукописи конца XVIII в.» сделал попытку этимологизировать оним «хамнеган» из тюркских языков как «тесносплоченные», ссылаясь на записанную Талько-Грынцевичем хамнеганскую легенду о переселении хамнеганов с Алтая около 3000 лет тому назад [1; С. 214]. В.А. Ту-голуков, в свою очередь, подвергает сомнению версию Цыренжапова об этнических связях конных тунгусов Забайкалья с Западным Алтаем, «...когда ни о каких тунгусах не было известно» [там же].

Мнение же Д.Г. Дамдинова о монгольском, а не о тунгусском происхождении хамне-ган, к сожалению, не подкреплено. И, как замечает В.А. Туголуков, «.бурятские предания называют древними обитателями забайкальских степей именно хамнеганов-тунгусов, а не монголов», ссылаясь на работу Д.А. Клеменца [1; С. 215].

В связи с этим, полагаем, что этноним «тунгус(ы)» - это оним собирательный (впрочем, как и многие названия забайкальских родоплеменных групп и сообществ в период с XIII по XVIII вв.), т.е. состоящий из разных эт-но-языковых групп. Потому корректно обратиться к поиску языкового происхождения ге-нонима хамниган к языкам народов тюркского, самодийского или же палеоазиатского происхождения.

В этом плане возможно сопоставление онимов экзонимного происхождения, т.е. так, как называли друг друга племена и группы. Например, в кетском языке этноним «тунгус» обозначен онимом хъмга (мн. ч. хъмган) [9]. В другом кетско-русском словаре этноним «эвенк

(эвенки)» обозначают также хъмга (хъмган) [10].

К народам палеоазиатского языкового происхождения причисляют и кетов, как одних из древних насельников огромных североазиатских просторов и связанных и генетически, и по языку с индейцами Северной Америки. Эвенки, являясь одним из народов тунгусоманьчжурской группы алтайской языковой семьи, представляют собой наиболее древний этнический слой среди многочисленных народностей и национальностей Сибири. Понятно, что при контактах чужие друг другу племена пользовались экзонимными названиями. Давние связи палеоазиатов и эвенков, как первопроходцев Сибири от Урала до берегов Охотского моря, случались, по-видимому, давно, в историческом прошлом, обусловив этим фактом функционирование экзонимов в своих языках.

Экзоним, как «прозвание другого народа», фиксирует не самоназвание этнической группы, а некую признаковость, выражающую и отражающую внешние этнические отношения (ср. экзоним «немец», т.е. «немой», не говорящий по-русски). Кетоязычные палеоазиаты, точнее, одно из племен, потомки которого разговаривают сегодня на среднекетском диалекте, называют эвенков «хъмга (хъмган)». Это экзонимное название соседних племен с кетами было в свое время в китайских источниках передано на письме как ка-му-ни-хань. Полагаем, что множественность (р!игаНа 1апШт) кетского хъмган могла быть передана в китайской транслитерации как ка-му-ни-хань: кет. хъм < кит. ка-м (у); кет. ган < кит. -хань. «Появление» в китайском ка-му-ни-хань назального -н (и)-, по-видимому, объяснимо комбинаторными изменениями звуков, которые могли возникнуть в результате влияния звуков друг на друга в потоке устной речи.

Итак, этническая и языковая принадлежность тунгусов-хамниган может быть установлена путем изучения лексики соседствующих когда-то с эвенками и эвенами народов, в частности, кетов. Однако следует учесть тот не-

преложный факт, что этноним «тунгус(ы)» -это название народа собирательного значения, т.е. тунгусами (забайкальскими, в частности) назывались в недалеком прошлом все этнические группы исторической Даурии. На этот факт указывают ономастические данные, в частности, детальное исследование микротопонимии Забайкалья. Оказалось очевидным наличие по всей территории региона собственно эвенских топонимов, а не эвенкийских. Обнаружившийся пласт топонимов эвенского языкового происхождения распространен по всей территории Восточного Забайкалья, тогда как эвенкийские названия встречаются на северных территориях региона.

Заметим, что до сих пор в научной литературе не существует ни одного адекватного и объективного определения этнонима ни «тун-гус(ы)», ни «бурят(ы)». То же можно сказать и о других этнонимах и генонимах Сибири, особенно Восточной. В.А. Туголуков считает вопрос различения эвенов и эвенков не принципиально важным: «Эвены - это вариант названия эвенки...» [1; С. 210]. Действительно, особого разделения между эвенами и эвенками не наблюдается, может быть только в лексике и в некоторых моментах грамматического строя.

До революции эвены были известны под названием ламутов. В начале XVIII в. в документах упоминаются уже два разных народа -тунгусы и ламуты. Этноним ламуты обозначал те группы тунгусо-маньчжурских народов, тип хозяйствования которых предполагал иной образ жизни, чем разведение оленей у орочонов. Орочонами назывались группы тунгусоманьчжурских народностей, которые разводили оленей (эвенк. орон "домашний олень").

В ревизских описях ГАЧО упоминаются только около тридцати душ «бродячих орочонов», кочевавших по северной окраине Уруль-гинской Степной Думы [11]. По данным полевых материалов видно, что и современное население Забайкалья различает орочонов и хамниган, считая их разными народностями.

По-видимому, хамниганы, или эвены-ламутки обитали в центральных, юго-западных

и юго-восточных районах Восточного Забайкалья. На это указывают микротопонимические данные, которые ареально очерчивают миграционные пути хамниган. Соответственно, вероятно предположить, что это были так называемые конные тунгусы или пешие тунгусы. Хамниганы-эвены занимались разведением скота и коневодством, отличаясь этим от оленных тунгусов. Разведение лошадей, которыми они славились, требовало наличия степного пространства, а как охотники они осваивали леса и лесостепь. Видимо, этот факт может пролить свет на их этническое происхождение.

Среди тунгусов XIX в., согласно ревизским описям 1816-1858 гг., имелся Узоновский / Одженовский / Узонский род инородцев. Кочевал этот род по рекам и урочищам Прионо-нья, по р. Онон. Топонимы - с. Узон, р. Ожур-гурей (пр.пр.р. Никсанда, стекает с Даурского хребта) - это, видимо, места обитания тунгусов Одженовского / Узонского рода. Ойконим Гунэй назван по имени Гуновского рода хамниган. Геноним «хамниган» вышел из употребления в начале XX в.

Установленный нами язык-источник палеоазиатского происхождения при этимологизации онима «хамниган» позволяет проследить вероятность его использования на других территориях Сибири. В связи с этим обратимся к данным, устанавливающим племенной и родовой состав коренного населения Сибири, изложенным и собранным в известном фундаментальном труде Б.О. Долгих «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.». Б.О. Долгих отмечает, что «только с 1675 г. в сметных книгах Иркутского острога начинают упоминаться тунгусы, а с 1679 г. и буряты. В переписной книге Иркутского острога о бурятах и тунгусах говорится уже в 1669 г.» [12; С. 299].

Тунгусы, - как пишет Б.О. Долгих, - составляли вторую по численности после бурят этническую группу. «Общим названием тунгусов Иркутского острога, обитавших вокруг югозападной оконечности оз. Байкал, было название "кумкагиры"» [там же]. Полагаем, что гено-

ним «кумкагир(ы)» по этимологии то же, что и забайкальские хамниганы, а именно -хъмга(н), т.е. эвен(ы).

В первых списках ясачных кумкагиров от 1698 г. приведены имена собственные «низовых и подгородных тунгусов, Заектаева рода и мунгальских выходцев» [12; С. 302]. Приводятся тексты жалоб селенгинских ясачных тунгусов Кумкагирского роду на иркутских тунгусов, которые «хотят их побить». Обнаружилось, что одним из двух главарей этих кумкагиров оказался тунгус, бывший до этого в списках Заек-таева рода. Тунгусы Заектаева рода, наряду с «низовыми и подгородными кумкагирами», представляли собой многочисленную группу тунгусов-кумкагиров. Обращает на себя внимание факт номинации рода, а именно, по имени собственному главы рода, «лутчего человека» - Заектая, умершего, согласно ревизии около 1685 г.

Тунгусы Заектаева рода считались коневодами. Этот этнографический факт и объясняет, видимо, то обстоятельство, что тунгусы-кумкагиры были своего рода «пограничной группой, часто сталкивавшейся с монголами и сойотами». Как пишет Долгих, порой они заходили на территории кочевых бурят-монгольских родов: Тунку, реки Темник, Ка-банск и Селенгинск [12; С. 303]. По архивным данным, по ревизским сказкам 1851 г., Армат-ской инородной управы в Заектаевом роду лиц мужского пола насчитывалось 153 души, женского пола - 155 душ «крещеных тунгусов и тонгусок». Имена и фамилии крещеных тунгусов имеют двух- и трехкомпонентную структуры: Михайло Названов, Осипъ Егоров, Кочетов, Трофим Никифоров, Малафей Никифоров Дунаевъ, Дмитрий Федоров Татаринов, Иван Васильев Дунаевъ и т.д. Женские имена только двухкомпонентны: Пелагея Денисова, Авдотья Федорова, Ненила Григорьева, Улита Яковлева и проч. У некоторых крещеных тунгусов записаны их исконные языческие имена: Цыбыкъ Буртиланов, а по крещению Никонъ Моисеев Тютринъ; брат Цыбыка Бадма, а по крещению Григорий Алексеев Татаринов [13;

С. 16]. Другая часть этого рода в количестве 37 семей на тот момент оказались не подвергшимися христианизации. Видимо, факты соседства с монгольским миром, отразившегося и в хозяйственно-бытовом сходстве (традиционном коневодстве), и в антропонимиконе кумка-гиров и бурят, обусловили со временем их этническую неразличимость.

Соседство тунгусов и бурят общеизвестно, что, естественно, добавило путаницы в эт-нонимные и экзонимные названия родовых групп и сообществ. Имена личные Цыбык, Бадма - это исконно монгольские и бурятские имена тибетского происхождения. Добавим, что историко-политическая действительность XVII-XVIII вв. также предполагала естественное возникновение родственных и иных взаимоотношений между родами, способствовавшее глубоким ассимиляционным процессам, затронувшим все народности Сибири.

Сравнительно-сопоставительный анализ документов ГАЧО - данных о количестве плательщиков ясака - проясняет изменение численности ясачных инородцев. Процесс колонизации Восточной Сибири, способствовавший русификации аборигенного населения посредством крещения, повлекшее за собой изменение антропонимикона коренного населения, ориентация, порой насильственная, на русский образ жизни, волнения и восстания инородцев вследствие этого и опосредовали нестабильную обстановку в целом. Стало возможным, зачастую поощряемым со стороны губернских и волостных властей, переходить из одного рода в другой, иногда меняя при этом и язык, и этническую принадлежность. Следует учитывать и роль экономического порядка: при крещении тунгус, бурят или другой инородец освобождался от бремени ясака.

Возвращаясь к вопросу об этимологии генонима хамниган, следует описать следующие факты лингвистического порядка. Если в генониме кумкагир явно угадывается кетское хъмг+суффиксальное -гир, то возникают вопросы в отношении забайкальского хамни-ган/хамнеган. В связи с этим попробуем про-

анализировать генотопонимы Хаминган (остров и гора), Камеганай, Хамгалей, Камчалей, Малый Камгалей с топоосновой хъмга(н). Очевидно, что гидроним Хамгалей, как и Камчалей, Малый Камгалей, Малый Камчалей произошли от кетского хъмга. «Превращение» топонима Хамгалей в названиях Камчалей, Малый Камчалей могло произойти случайно, в виде опечатки при переносе на карту (-г- < -ч- ).

В топонимах Хаминган «угадывается» генонимное "хамниган". Явление фонологической инверсии, по-видимому, и стало именно тем фактором, благодаря которому и «появился» топоним Хаминган. Полагаем, что инверсия коснулась китайского ка-му-ни-хань, точнее, составных - ни-хань < -га-н (ай). Случилась фонологическая инверсия в названии рода как явление интерференции в результате взаимодействия языковых систем в условиях двуязычия.

Исходя из тезиса о том, что кетское хъмга(н) может функционировать в виде гено-нима кумкогир, полагаем вполне вероятным отнести следующие топонимы к генотопони-мам с топоосновой хъмга(н): р. Кумоча, урочище Хумэши (Дульдургинский район), поля Большая Кума, Средняя Кума, Малая Кума, деревня Кумаки (Шилкинский район), оз. Гум-ба-Нор, деревня Камкай, падь Камкайчик, деревня Камкая (Оловяннинский район), гора Ку-мыльский Голец, урочище Кумыль, р. Кумыль-ская Агуца - левый приток р. Агуца, р. Кумыл, руч. Хамара, падь Хурна-Хамар, падь Хурка-Хамар (Кыринский район), падь Кумаковская (Нерчинский район), падь Хомутай, участок Кумен (Сретенский район), р. Комочи - левый приток р. Кучегер, р. Хамор - левый приток р. Южная Хаверга (Акшинский район). Приведенные данные полевых исследований, точнее, территориальность их распространения, убеждает в отношении факта этнического соседства разных групп тунгусов исторической Даурии. Соседствующие с хамниганами племена само-дийцев, иных тунгусо-маньчжурских народностей, палеоазиатских, монгольских при разделении земель и угодий, мест кочевок вынужде-

ны были их номинировать. Урочищам давали имена и «прозвания родов инородцев», чтобы избежать всякого рода недоразумений и стычек. Переданное генонимное название посредством русского языка «превратилось» в топонимах в основы типа Кум-/Ком-/ Хум--/Хам- , что представляет собой моменты их языкового освоения в русском и бурятском языках. Для освоенных топонимов посредством бурятского языка типично употребление начального х-, а для русского - к-.

Данные наблюдения на широком полевом и архивном материалах по тунгусам-хамниганам позволили представить в данной статье версию о происхождении генонима хъмга(н). Б.О. Долгих указывает, что «.старое название Енисея выше устья Ангары было Ке-ма, или Кима», ссылаясь, в свою очередь, на Клапрота [С. 185]. Потому мы считаем, что в основу экзонима хъмга(н) могло быть положено название реки, т.е. Енисея. Видимо, какая-то родовая группа кетоязычных остяков могла так называть себя (что маловероятно) или соседнее племя. В историческом прошлом считалось обычным явлением называть соседние народности или племена по месту обитания. Чаще всего это были названия рек, т.к. бассейн крупных рек заселялся племенами и надолго обживался.

Эта этническая группа могла быть близка к эвенкам или эвенам, жившим чересполос-но с остяками не только в прошлом в Енисейском уезде, но и по всей Сибири. Во всяком случае, бесспорно, что это название хамниган «пришло» в Забайкалье и было перенесено кетоязычными племенами, а потому является одним из самых древних генонимов на территории исторической Даурии.

Таким образом, ономастические данные предоставляют исследователю уникальную возможность «заглянуть» в далекое прошлое, воссоздать не только этноязыковые, этнокультурные связи народов и народностей, племен и родовых сообществ, но и моменты лингвистической «ассимиляции» ономастических феноменов, таких как геноним «хамниган». Ком-

плексное изучение всех вопросов, касающихся истории региона, языка, культуры одного из малочисленных народов, как, например, хо-ринские (агинские) буряты, их фольклора, архивных документов и составляют весь научный

1. Туголуков, В.А. Главнейшие этнонимы тунгусов (эвенков и эвенов) [Текст]//Этнонимы. - М.: Наука, 1970. - С. 214.

2. Государственный архив Читинской области (ГАЧО), ф. 19, оп. 1, д. 86, л. 84.

3. Дамдинов, Д.Г. Языковая принадлежность хамниган [Текст] // Научно-попул. ж-л «Забайкалье». - Чита, 2002. - № 4. - С. 44-45.

4. Государственный архив Читинской области (ГАЧО), ф. 1о, оп. 1, д. 89, лл. 39-40.

5. Полевые топонимические материалы 2005, 2006, 2007 гг.

6. Дамдинов, Д.Г. Говор ононских хамнеган [Текст]: дисс. канд. филол. наук /Д.Г. Дамдинов. -Улан-Удэ, 1966.

7. Туголуков, В.А. Главнейшие этнонимы тунгусов (эвенков и эвенов) [Текст] / В.А. Туголуков //Этнонимы. - М.: Наука, 1970. - С. 214.

Коротко об авторе_____________________________

инструментарий исследователя, занимающегося одним из наиболее сложных, а потому не до конца изученных областей языкознания, как топонимика, антропонимика, этнонимика.

_________________________________Литература

B. Жамсаранова, Р.Г. К вопросу о хамнега-нах [Текст] / Р.Г. Жамсаранова // Научно-попул. ж-л «Забайкалье». - Чита, 2QQ2. - № 4. - С. 4в.

9. Вернер, ГК. Словарь кетско-русский и русско-кетский: учеб. пос. для уч-ся начальных школ [Текст] / Г.К. Вернер. - СПб: Просвещение, Т99З. - ЗТ9 с.

W. Максунова, З.В. Краткий кетско-русский словарь. Среднекетский диалект [Текст] / З.В. Максунова. - Красноярск: РИО КГПУ, 2QQТ. - Т22 с.

ТТ. Государственный архив Читинской области (ГАЧО), ф. 55.

Т2. Долгих, Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке [Текст] / Б.О. Долгих. - М.: Изд-во Академии наук, Т9вQ. - С. 299.

ТЗ. Государственный архив Читинской области (ГАЧО), ф. Ь, оп. Т, д. Т7594, л. Тв.

___________________________Briefly about author

Жамсаранова Р.Г., канд. филол. наук, доцент кафедры Zhamsaranova R.G., Ph.D. (Philology), Assistant Professor,

теоретической и прикладной лингвистики, Читинский Theoretical and Applied Linguistics Department, Chita State

государственный университет (ЧитГУ) University (ChSU)

служ. тел. 35-91-13

Научные интересы: ономастика, этнонимика, антропо- Scientific interests: onomastics, ethnonymy, anthroponymy

нимика (историческая), топонимика (региональная) (historical), toponymy (regional)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.