Научная статья на тему 'Этнотерриториальные и национальные модели менеджмента и экономики (о формировании этноменеджмента и этноэкономики)'

Этнотерриториальные и национальные модели менеджмента и экономики (о формировании этноменеджмента и этноэкономики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ЭТНОМЕНЕДЖМЕНТ / ЭТНОЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА / ETHNO-TERRITORIAL / CONTROL / ETHNO-MANAGEMENT / ETHNO-EСONOMY / NATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов К.В.

Предмет. В последнее время интенсивно развивается этноэкономика наука об особенностях экономического поведения разных этносов. Учитывая, что менеджмент является важнейшей частью системы общественного воспроизводства, весьма актуальным представляется формирование и развитие этноменеджмента как ключевого направления и составной части этноэкономики, изучающего этнотерриториальные и национальные модели управления и хозяйствования. В современных условиях важно также проанализировать проблему выявления этнонациональных особенностей процесса модернизации, особенно ее импортозамещающей модели, в различных регионах России. Цели. Анализ этнотерриториальных и национальных моделей системы управления и хозяйствования сквозь призму возможности их использования в российских условиях. Оценка взаимосвязи и взаимовлияния этноменеджмента и этноэкономики как перспективных направлений научных исследований, определение территориально-этнических особенностей осуществления импортозамещающего варианта модернизации экономики в некоторых субъектах Российской Федерации (прежде всего в Удмуртской Республике). Методология. Изучение моделей менеджмента и экономики проведено с использованием методов общей теории систем, сравнительного и факторного анализа. Результаты. Проведен анализ различных национальных и этнорегиональных моделей менеджмента и экономики, выявлены позитивные и негативные аспекты этих моделей и систем управления. Определены возможности использования элементов различных национальных моделей менеджмента и экономики в российских условиях хозяйствования. Выводы. Этноменеджмент является составной частью этноэкономики как перспективного научного направления, посвященного исследованию этнотерриториальных и национальных моделей систем управления и хозяйствования. В работе определены позитивные и негативные свойства и характеристики различных моделей управления хозяйственными системами при условии возможности их использования в российской экономике. Выявлены этнотерриториальные особенности реализации импортозамещающей модели модернизации в некоторых субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-territorial and national models of management and economy: On formation of ethno-management and ethno-economy

Importance Under recent intensive advancement of ethno-economy as a science dealing with specifics of economic behavior of different ethnic groups, it is crucial to develop ethno-management as a key area and integral part of ethno-economy, which studies ethno-territorial and national models of management. Objectives The aim of the study is to consider ethno-territorial and national model and systems of control and management, assess interrelation and interdependence of ethno-management and ethno-economy as perspective areas of scholarly research, and reveal define territorial and ethnic specifics of implementing the import-substituting option of economy modernization in some subjects of the Russian Federation (primarily, in the Udmurt Republic). Methods The study draws upon methods of general systems theory, comparative and factor analysis. Results I analyzed various national and ethno-regional models of management and economy, highlighted their positive and negative aspects, defined possibilities of using some of their elements in Russian economic environment. Conclusions and Relevance The paper defines pros and contras of ethno-territorial and national models and systems of control and management and analyzes their applicability to the Russian economy. It shows ethno-territorial features of implementing the import-substitution model of economy modernization in some subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Этнотерриториальные и национальные модели менеджмента и экономики (о формировании этноменеджмента и этноэкономики)»

Национальные интересы: National Interests:

приоритеты и безопасность 9 (2016) 139-153 Priorities and Security

ISSN 2311-875X (Online) Производственные отношения

ISSN 2073-2872 (Print)

ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ (О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОМЕНЕДЖМЕНТА И ЭТНОЭКОНОМИКИ)

Константин Викторович ПАВЛОВ

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления, Камский институт гуманитарных и инженерных технологий, Ижевск, Российская Федерация kvp_ruk@mail.ru

История статьи:

Принята 15.04.2016 Принята в доработанном виде 31.05.2016 Одобрена 14.06.2016

УДК 330.332

JEL: Л5, Л8, Q12, R11, R12

Ключевые слова:

этнотерриториальные особенности систем управления и хозяйствования, этноменеджмент, этноэкономика, национальные модели менеджмента

Аннотация

Предмет. В последнее время интенсивно развивается этноэкономика - наука об особенностях экономического поведения разных этносов. Учитывая, что менеджмент является важнейшей частью системы общественного воспроизводства, весьма актуальным представляется формирование и развитие этноменеджмента как ключевого направления и составной части этноэкономики, изучающего этнотерриториальные и национальные модели управления и хозяйствования. В современных условиях важно также проанализировать проблему выявления этнонациональных особенностей процесса модернизации, особенно ее импортозамещающей модели, в различных регионах России.

Цели. Анализ этнотерриториальных и национальных моделей системы управления и хозяйствования сквозь призму возможности их использования в российских условиях. Оценка взаимосвязи и взаимовлияния этноменеджмента и этноэкономики как перспективных направлений научных исследований, определение территориально-этнических особенностей осуществления импортозамещающего варианта модернизации экономики в некоторых субъектах Российской Федерации (прежде всего в Удмуртской Республике). Методология. Изучение моделей менеджмента и экономики проведено с использованием методов общей теории систем, сравнительного и факторного анализа.

Результаты. Проведен анализ различных национальных и этнорегиональных моделей менеджмента и экономики, выявлены позитивные и негативные аспекты этих моделей и систем управления. Определены возможности использования элементов различных национальных моделей менеджмента и экономики в российских условиях хозяйствования. Выводы. Этноменеджмент является составной частью этноэкономики как перспективного научного направления, посвященного исследованию этнотерриториальных и национальных моделей систем управления и хозяйствования. В работе определены позитивные и негативные свойства и характеристики различных моделей управления хозяйственными системами при условии возможности их использования в российской экономике. Выявлены этнотерриториальные особенности реализации импортозамещающей модели модернизации в некоторых субъектах Российской Федерации.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Целенаправленное изучение наций и народностей в рамках различных наук ведется уже достаточно давно. Наряду с особенностями исторического развития разных народностей постепенно выявляются общие законы и закономерности функционирования этносов, определяются экономические, социальные, демографические и экологические факторы их существования. Важную роль при этом играет анализ взаимосвязи этнических и социально-экономических процессов, исследование национальных особенностей экономического поведения. При изучении данной проблемы выделяют несколько принципиально различных точек зрения.

В соответствии с марксистским подходом и прежде всего учением о базисе и надстройке, а также учитывая связь с законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, этнические

процессы определяются степенью развитости производственных отношений, которые в свою очередь зависят от характера и уровня производительных сил. В учении М. Вебера просматривается прямо противоположный подход: один из важнейших элементов существования этноса - идеология (в работах М. Вебера речь идет в первую очередь о протестантской этике) -в значительной степени определяет уровень развития экономики и производственных отношений. Как показывают различные исследования, истина, что называется, лежит посередине.

В частности, об этом свидетельствует анализ так называемых традиционных восточных обществ, где, как известно, психология проживающих в них народностей отличается крайним консерватизмом, вследствие чего новации ими воспринимаются с большим трудом. Кстати, даже в ортодоксальном

марксизме можно выделить несколько особняком стоящую концепцию об азиатском способе производства, в которой, несмотря на характерный для этой формы марксизма экономический детерминизм, по существу констатировалась определяющая роль азиатских традиций и восточной психологии в процессе влияния их на характер и уровень развития производственных отношений. Таким образом, целесообразнее, на наш взгляд, искать не первопричину в цепочке «производительные силы - производственные отношения - этнос», а изучать взаимодействие и взаимовлияние различных составляющих этой цепочки.

Так, большое значение имеет исследование влияния национальной психологии на экономику и наоборот. Уже Дж.М. Кейнс отмечал, что на поведение в сфере экономики заметное влияние оказывают особенности национальной

психологии. В своем ключевом научном труде «Общая теория занятости, процента и денег» он писал, что англичане, например, делают инвестиции в основном ради ожидаемого дохода, тогда как американцы, инвестируя капитал, руководствуются ожиданиями повышения его ценности (то есть американцы проявляют повышенную склонность к спекуляции и менее тяготеют к прогнозам ожидаемого фактического дохода).

Многие исследователи выделяют также характерные для отдельных этносов и серьезно влияющие на состояние экономики черты национальной психологии. Скажем, для русских это общинность, государственность

и патернализм, в значительной мере определяющие инерционную составляющую проводимых в последнее время у нас в стране рыночных реформ1. В свою очередь, немцы, как покупатели печатного материала, необычайно придирчивы к его качеству, поэтому типографии там используют самую высококачественную печатающую технику. Одной из форм проявления в экономике исторических и национально-психологических особенностей японцев, во многом обусловленных конфуцианским учением как идеологической основой их жизненного уклада, как известно, являются пожизненный найм и ограничения увольнений рабочих, в связи с чем японские фирмы с большой осторожностью осуществляют прием новых кадров к себе на работу и активно автоматизируют производство.

1 Сергеева А.В. Какие мы русские? (100 вопросов -100 ответов). Книга для чтения о русском национальном характере. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 384 с.

Подобных примеров влияния традиций и национальной психологии на эффективность функционирования социально-экономической системы можно привести достаточно много.

Необходимость интеграции экономики

и психологии привела к тому, что уже несколько десятилетий весьма продуктивно развивается такое научное направление, как экономическая психология. Однако при необходимости изучения взаимосвязи функционирования этноса

и общественного воспроизводства оставаться только в рамках экономической психологии совершенно недостаточно, поскольку

национальная психология - лишь один из элементов этносов, которые, кроме того, отличаются друг от друга традициями, обычаями, идеологией, культурой и пр.

Учитывая, что «этнос» - это понятие более широкое, чем национальная психология, целесообразно, на наш взгляд, наряду с экономической психологией развивать и такое научное направление, как этноэкономика. В рамках данной дисциплины найдут разрешение проблемы определения взаимосвязи этнических и экономических процессов и отношений, выявление этнических особенностей

экономического поведения, в том числе рыночной адаптации разных наций и народностей. Иначе говоря, этноэкономика - это наука о взаимосвязи и взаимовлиянии, которое оказывают традиции, обычаи, культура, психология, идеология, религиозные воззрения различных этносов на характер и уровень развития производительных сил и производственных отношений.

Как видим, в приведенном определении, по сравнению с ортодоксальным марксизмом, с самого начала отвергается всеобщность и обязательность первичности экономических процессов по отношению к этническим. Как уже отмечалось, можно привести огромное число примеров, когда в роли первопричины выступают не экономические явления, а особенности этноса (учитывая возрастающую роль этнических процессов на функционирование различных элементов, сторон и аспектов современного общества, неудивительно, что в последнее время интенсивно формируются и эффективно развиваются такие новые научные дисциплины, как этнополитика, этнопедагогика,

этносоциология, этногеография, этнопсихология и ряд других пограничных наук2). Этноэкономику

2 ТураевВ.А. Этнополитология: учеб. пособие для вузов. М.: МГУ, 2001. 386 с.; Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. пособие. М.: МГУ, 2009. 493 с.

можно также определить как науку о социально-экономических особенностях поведения разных этносов, что опять же не противоречит данному нами определению.

В специальной литературе встречаются и иные подходы к определению сущности этноэкономики как нового научного направления. Преимущественно эти подходы относятся к пониманию этноэкономики как науки о развитии национальных производств, особенно

о возрождении и развитии народных промыслов, некогда процветавших, но в значительной мере по различным причинам утраченных во второй половине XX в. Причем особенно часто такой вариант понимания этноэкономики связывают с развитием сельской экономики или с дальнейшим развитием титульных наций и народностей, проживающих в республиках, которых в настоящее время в России насчитывается 22 (то есть практически 1/4 часть всех субъектов РФ), а также в национальных округах (очевидно, что оба эти направления тесно связаны между собой).

Данные подходы к пониманию этноэкономики, безусловно, имеют право на существование, однако они, на наш взгляд, не противоречат предложенному нами подходу, имеющему более общий характер (иначе говоря, эти подходы, по существу, являются частным случаем авторского определения этой науки). Более того, проблема возрождения народных промыслов у удмуртов, одной из древнейших наций в России, компактно проживающих на территории Удмуртской Республики, нами рассматривалась в качестве одного из факторов реализации в стране импортозамещающей модели модернизации экономики [1].

В Удмуртии к возрождающимся народным промыслам относится льноводство, которое здесь интенсивно развивалось и в царский период развития страны (в конце XIX - начале XX в.), и на первых этапах (1920-1930-е гг.) существования советской власти. В эти периоды времени Удмуртия входила в тройку регионов, являющихся крупнейшими в стране производителями льна и изделий из него. Во второй половине XX в. объемы посевов льна в регионе существенно снизились. В настоящее время лен выращивается в 15 районах республики, в основном в северной ее части, и площади, занятые посевом льна, в последнее время составляют около 15 тыс. га. С 2007 г. реализуется республиканская программа «Развитие льняного

комплекса Удмуртской Республики», мероприятия которой направлены на увеличение производства льняной продукции и повышение эффективности предприятий льняного комплекса республики. Значительную роль здесь могут сыграть районные общества потребительской кооперации, которые в свое время оказали существенное влияние в процессе культивирования льна.

Целесообразно также увеличить объемы производства и в таких традиционных для удмуртов народных промыслах, как пчеловодство, бортничество, отхожие промыслы (выделка рогож, циновок, кулей, крашение шерстяных, бумажных, холщевых тканей и пряжи). В других республиках России сложилась похожая ситуация - в них можно развивать иные виды полузабытых народных промыслов, нередко причисляемых к этноэкономике. У башкир, например, традиционными народными промыслами были коневодство и кумысоделание, которые в последнее время также активно возрождаются.

В последние десятилетия в теории менеджмента интенсивно изучаются различные национальные, этнические модели менеджмента. Этот процесс реализуется в условиях столь же бурно развивающегося нового научного направления, называемого «этноэкономика». В связи с этим, а также учитывая, что система управления является важнейшей частью экономической системы, процесс исследования различных национальных моделей менеджмента, на наш взгляд, по аналогии целесообразно назвать «этноменеджментом».

Всплеск серьезного интереса к анализу этнонациональных моделей менеджмента впервые произошел в 1980-х гг., когда японская экономика обогнала экономику СССР и Япония стала второй промышленно развитой страной мира, уступая только США. Успех послевоенного развития экономики Японии был настолько разителен, что его окрестили «японским чудом» - по темпам роста экономики эта страна существенно превосходила в тот период США. Об этом говорят следующие факты: если в 1950 г. ВВП Японии был более чем в 30 раз меньше ВВП США, то уже в 1985 г. это отставание сократилось до двух раз, что свидетельствует о гораздо более высоком уровне роста производительности труда японской экономики по сравнению с американской.

Стремительное развитие японской экономики в послевоенный период вызвало огромный интерес к модели японского менеджмента,

в особенностях которой многие специалисты справедливо видели главную причину японских успехов. В итоге в 1980-х гг. большое число специалистов-менеджеров признало, что в то время японская модель управления была как минимум не хуже, чем американская. Этому в значительной мере способствовали научные исследования американского ученого японского происхождения У. Оучи, посвященные

особенностям японской модели менеджмента. Очевидно, что любая этно-национальная модель менеджмента формируется под влиянием культурных, религиозных политических, социально-экономических, географических

факторов.

В общем под моделью менеджмента обычно понимают совокупность идей и подходов, лежащих в основе системы управления организацией. Одним из самых важных факторов, повлиявшим на формирование японской модели, является религиозный фактор, а именно - влияние конфуцианства и буддизма на социальную психологию и культуру японцев. Здесь можно смело утверждать, что данный фактор является одним из важнейших в процессе формирования и более общей - азиатской модели менеджмента. Дело в том, что наблюдается немало схожих черт и признаков в системе управления ряда азиатских стран (кроме Японии, это и Южная Корея, и Тайвань, и даже в определенной степени Китай). Главной отличительной чертой японской (азиатской) модели менеджмента является коллективизм - в отличие от индивидуализма, лежащего в основе американской модели системы

3

управления .

Японская философия управления персоналом основывается на принципах коллективизма, всеобщего согласия, вежливости, патернализма, а также на традициях уважения к старшему (по должности, возрасту, социальному статусу). Основной причиной успехов Японии в послевоенный период видят в применяемой ею модели менеджмента, ориентированной на человеческий фактор, при которой большое значение имеет этика бизнеса и когда во внимание принимают интересы не отдельного работника, а группы людей, коллектива в целом. В связи с этим здесь на первое место ставятся принципы признания и уважения к человеку со стороны окружающих, определения места и роли каждого работника в коллективе, а также первостепенный учет социальных факторов, когда вознаграждение

3 Гаджиев К.С. Геополитика: учебник. М.: Юрайт, 2012. 479 с.

142 http://fin-izdat.r

за труд воспринимается сквозь призму социальных потребностей.

Таким образом, в основу азиатского менеджмента заложено создание дружных и эффективно работающих коллективов на основе использования сочетания формальных факторов организации производства с неформальными. В итоге и в Японии, и в Южной Корее фирмы обеспечивают не только доход своим работникам, но и дают им возможность для саморазвития и самовыражения. Это проявляется, в частности, в функционировании «кружков качества», в которые входят рабочие, менеджеры и руководители компаний (в Японии «кружки качества» действуют с 1960-х гг., а результатом их функционирования является внедрение на предприятиях страны многих технологических и организационно-управленческих инноваций), в обязательном награждении за успехи в труде, в сведении перерывов в работе к минимуму, а также в практике поставок продукции заказчику точно в срок. Последнее дает возможность избавиться от громоздких складских помещений и позволяет достичь высокого уровня дисциплины персонала фирмы и эффективных логистических изменений.

Одним из важнейших позитивных аспектов в использовании азиатской модели является гибкий подход к построению структуры управления, а также использование неформальных процедур, в том числе группового контроля. Это привело к тому, что еще в 1980-е гг. фирмой «Тойота» впервые в истории была использована матричная организационно-управленческая

структура. Этот факт стал отправной точкой широкого распространения в мире нового типа организационно-управленческих структур -органических - вместо механических, которые до этого времени являлись основными. Все чаще японский опыт управления перенимают передовые европейские компании. Так, немецкая компания «Порше», оказавшись на грани разорения, обратилась за помощью к японским специалистам. В результате за три года, вследствие использования нововведений в сфере складской логистики, исчезло несколько подсобных помещений, и территория завода сократилась на 30% - все это позволило предприятию существенно снизить затраты и выйти из кризиса.

Важнейшей основой азиатской модели менеджмента является патриархальное отношение к фирме со стороны служащих как к некоей большой семье, в которой руководители,

как и родители в семье, заботятся о подчиненных (детях), а последние отвечают взаимностью. Все это в значительной мере объясняется огромным влиянием, которое оказывают восточная философия и религия (особенно конфуцианство и буддизм) на социальную психологию многих азиатских наций и народностей (японцев, корейцев, китайцев и т.д.) [2]. Следствием патриархальных отношений в фирме являются такие признаки японской модели, как использование метода консенсуса на совещаниях руководителей при принятии управленческих решений; наличие общей столовой для руководителей и рабочих; утренняя зарядка для сотрудников фирмы; проведение рабочего времени в форменной одежде; сравнительно медленное продвижение по службе, зависящее не столько от индивидуальных результатов, сколько от результатов эффективности работы всего коллектива, в котором данный сотрудник трудится. Важнейшими признаками азиатской модели являются также неформальные отношения руководителей с подчиненными: продвижение по карьерной лестнице, основанное на старшинстве и стаже работы; оплата труда в зависимости от стажа работы и показателей работы в группе; достижение гармонии в группе и групповые показатели; долгосрочная занятость;

предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию; практика пожизненного найма, применяемая в основном на крупных предприятиях. По оценкам, в системе пожизненного найма занято от 30 до 40% всех работников страны, кроме того, с конца 1980-х гг. в Японии широко применяется система повторного найма, где в основном заняты люди пенсионного возраста.

Таким образом, благодаря специфике ряда азиатских стран, в значительной мере обусловленной своеобразным мировоззрением, пронизанным влиянием конфуцианской и буддисткой религиозно-этических концепций, использование в них западной модели системы управления хозяйственными организациями оказалось невозможным, из-за чего и возникла необходимость формирования своей

специфической модели менеджмента.

К характерным чертам азиатского стиля управления можно отнести следующие: доверие партнеров друг к другу; понимание совместного вклада в развитие компании; медленная ротация кадров; широкое использование системы долгосрочных планов развития компании; стремление к повышению уровня образования персонала на основе постоянного обучения

http://fin-izdat.r

и повышения квалификации: наличие межфирменных отношений, строящихся на доверии и взаимоотношении руководителей компаний .

Особенности азиатской модели менеджмента проявляются, например, в способе проведения деловых переговоров, когда в отличие от американских менеджеров, японские бизнесмены в целях достижения взаимопонимания и доверия сначала обсуждают различные общие вопросы, лишь постепенно приближаясь к самой сути, то есть к решению деловых проблем. Такой подход во многом роднит способ ведения деловых переговоров японскими бизнесменами с их коллегами из арабских стран. Однако в арабских государствах на этот процесс серьезное влияние оказывает позиция ислама о второстепенном отношении к женщине как к существу неполноценному по сравнению с мужчиной (в соответствии с догматами исламской религии) [3]. В связи с этим в указанных странах, как правило, весьма неохотно имеют дело с бизнес-леди, особенно если последние не замужем (известны случаи, когда европейским или американским компаниям приходилось отзывать своих высококвалифицированных специалистов женского пола, работающих в исламских государствах).

Кроме японской, азиатской, исламской моделей менеджмента широко известны английская, немецкая и особенно американская модели -последняя, наряду с японской, также считается эталоном системы управления экономическими структурами. К важнейшим особенностям американского менеджмента относятся: личная ответственность и индивидуальный процесс принятия решений; индивидуальный контроль со стороны руководства; продвижение и оплата труда, основанные на персональных результатах. Кроме этого, к признакам американской модели менеджмента также относятся быстрая и преимущественно формализованная оценка результатов труда и ускоренное продвижение по службе, использование четких процедур контроля и формализм в системе отношений между руководителем и подчиненными.

Таким образом, американская философия управления персоналом построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма у работников. Она прежде всего ориентирована на получение прибыли компании, от величины

4 Волков Г. Этнопедагогика: учебник. Чебоксары: Альфа, 2003. 316 с.

>ита1/пайопа1/

143

которой в основном зависит и личный доход работника. Для американской концепции управления экономическими системами характерны индивидуализм, четкая постановка целей и задач, а также выбор критериев оценки, высокая оплата труда персонала, поощрение потребительских ценностей [4].

Сравнение приведенных признаков

и особенностей японской и американской моделей управления свидетельствует о практически противоположных качественных характеристиках этих моделей. Особенно это справедливо в отношении таких качеств, как коллективизм, характерный для модели первого типа, и индивидуализм, свойственный модели второго типа. (На самом деле при более глубоком рассмотрении правильным будет утверждение о том, что в случае японской модели речь идет об учете не только исключительно результатов деятельности коллектива в целом, но и об оценке индивидуальных показателей отдельных сотрудников. Однако такая оценка дается лишь сквозь призму учета результатов деятельности коллектива, иначе говоря, в этой модели учитываются также и индивидуальные показатели, но при условии успешной работы коллектива в целом, причем показатели эффективной работы коллектива обязательно имеют приоритетное значение).

Групповая деятельность стала основной формой работы уже упоминавшихся «кружков качества» на промышленных предприятиях в Японии. Если в 1965 г. было зарегистрировано 3 700 групп, занимающихся проблемами управления качеством, то уже в начале XXI в. насчитывалось около 2 млн таких кружков. При этом следует отметить, что реализация принципов работы кружков соответствует общественным и культурным традициям японцев. Обычно в них выделяют следующие принципы: добровольности (начинать кружковую работу следует с теми, кто в этом заинтересован), самосовершенствования (члены кружка должны проявлять желание учиться), взаимного развития (члены кружка должны расширять свой кругозор и сотрудничать с членами других кружков) и принцип всеобщего участия (цель кружка качества - полноценное участие всех рабочих в управлении качеством)5.

В США и Европе другие традиции. Здесь решение вопросов управления качеством, несмотря на желание использовать японский опыт, остается

5 Чудновская С.Н. История менеджмента: учебник для вузов. СПб: Питер, 2004. 239 с.

144 http://fin-izdat.r

прерогативой ученых и конструкторов. Сходство же японской и американской моделей менеджмента заключается в том, что в обоих случаях основное внимание уделяется активизации человеческого фактора, постоянным инновациям, диверсификации товаров и услуг, разукрупнению крупных предприятий и развитию малого и среднего бизнеса, умеренной децентрализации производства, разработке и реализации долговременных стратегических планов.

Как можно заметить, обе модели решают схожие задачи, однако многие специалисты считают, что именно японская модель в современных условиях является наиболее конкурентоспособной. Однако в мире по-прежнему широко используется и американская модель менеджмента. В реальной практике это проявляется в том, что зачастую бизнесмены действуют прямолинейно, то есть нередко прибегают к давлению в процессе согласования решений на переговорах, причем в этом случае, в отличие от японцев, как правило, не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса. При ведении переговоров, главной целью которых является достижение договоренности, одним из самых важных условий является соблюдение всех законов и нормативно-правовых актов, а не выгода и согласие между партнерами. Именно поэтому в состав американской делегации на переговорах обязательно входит уполномоченный

представитель руководства, имеющий право на принятие решений, а также юрист. Важным отличием американской модели менеджмента от японской является также ее нацеленность на краткосрочную занятость, поэтому у сотрудников, как правило, отсутствует преданность фирме и работе (напомним, у японцев, особенно в условиях пожизненного найма, ситуация прямо противоположная). В результате у американцев нормой является не только переход из одной фирмы в другую в среднем раз в 8-10 лет, но и существенное изменение вида деятельности и бизнеса вплоть до переезда в другой регион страны и выбора другой профессии.

Кроме американской модели существенный интерес представляет изучение особенностей английской и немецкой моделей менеджмента. Эти модели имеют немало общих, сходных признаков, что позволяет вести речь о наличии более общей западной модели управления. В целом для этой системы менеджмента характерны следующие признаки: единоначалие руководителя в принятии решений, разграничение деловых и личных

отношений, отсутствие у сотрудников преданности работе. Особенными характеристиками немецкого менеджмента являются высокая дисциплина, более длительный процесс внедрения новшеств и модернизации производства, а также дальновидность управленческой политики в целом. Данные особенности находят проявление в реальной хозяйственной практике следующим образом.

В Германии банковское финансирование хозяйственных процессов предпочтительнее акционерного, причем банки имеют право голосования на собраниях акционеров. Руководство компаниями осуществляется двумя структурами: правлением и наблюдательным советом, численность которого устанавливается законом и может быть изменена акционерами. Функции этих двух структур разделены, причем никто не может совмещать должности в обеих структурах. Членами правления могут быть только сотрудники фирмы, тогда как членами наблюдательного совета - и сотрудники иных хозяйственных структур. К преимуществам еще одной модели менеджмента западного типа -английской - относятся следующие: тщательное проведение НИОКР и разработка новых наукоемких технологий, эффективное внедрение новых процессов и их дальнейшая модернизация, гибкость в использовании технологических процессов, а также стремление к постоянному сокращению издержек производства.

В России в настоящее время единой национальной модели управления пока нет. Это связано с рядом причин, в том числе с относительно небольшим сроком развития рыночных отношений в России; с весьма высоким уровнем криминогенности, особенно в доходных сферах хозяйственной деятельности; с наличием «откатной» формы функционирования предприятий. Кроме того, общеизвестно, что Россия является самой большой по площади страной мира, в которой проживает более 100 наций и народов в более 80 субъектах РФ, поэтому нередко встречаются различия в системе законодательства региональных органов власти.

На характер управления в отечественной экономике серьезное влияние оказывают такие факторы, как недостаточная защищенность собственности законами и нередкое их несоблюдение, патриархальное и иждивенческое отношение к государству (ожидание постоянной поддержки и помощи от государства как простым населением, так и представителями бизнеса).

http://fin-izdat.r

Значительное влияние на процесс формирования российской системы менеджмента, особенно на первых этапах перехода к рыночным отношениям, оказали также такие особенности функционирования отечественной экономики в тот период, как высокий уровень налогообложения (высокие налоги на деятельность физических и юридических лиц), недостаточный уровень компетентности руководителей - бывших советских номенклатурных работников. Говоря о последних, необходимо заметить, что нередко это были люди без экономического образования, использующие в своей работе старые административные методы, основанные на принуждении. Особенно невысокой

эффективностью руководства отличались так называемые «новые русские», нередко с пренебрежением относящиеся к подчиненным, главной целью которых было быстрое получение прибыли методами, законность использования которых порой была под большим вопросом.

И хотя в последнее время доля руководителей нового поколения, имеющих высокий уровень знаний и образования и применяющих современные методы управления в российской экономике, постоянно увеличивается, негативные последствия неэффективного управления руководящей когортой 1990-х гг. сказываются до сих пор. Этот фактор, наряду с нестабильностью и изменчивостью организационно-управленческой среды, способствует формированию в российской экономике ориентации на преимущественное получение краткосрочной выгоды, а не на организацию эффективной долгосрочной работы6.

В результате влияния всей совокупности перечисленных факторов современная система менеджмента в России является своего рода симбиозом европейского и азиатского стилей управления. В целом современная российская концепция управления весьма многообразна - она зависит от отраслевых и региональных особенностей, размеров организации, формы собственности. Например, крупные организации акционерного типа, созданные на основе государственных предприятий, сохраняют, как правило, прежние традиции и характеризуются четкой дисциплиной, коллективизмом

и хозяйственностью, предусматривают повышение уровня жизни работников и сохранение социальных благ и гарантий для них в условиях рыночной инфраструктуры. В целом можно

6 Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. М.: Прогресс, 1994. 464 с.

>ита1/пайопа1/ 145

констатировать, что в последнее время идет поиск формирования эффективной российской модели менеджмента, соответствующей специфике и особенностям отечественной экономики. Вместе с тем до завершения этого процесса еще достаточно далеко, и пока еще российская система управления воспроизводственными отношениями носит эклектический характер, представляя собой симбиоз, сочетание разных устоявшихся моделей управления со сравнительно устойчивыми характеристиками и признаками.

Уже упоминавшиеся ранее особенности национальной психологии русских - общинность, патернализм и государственность - также во многом обязаны своим появлением историческим факторам и специфике природно-географических условий обитания данного этноса. Очевидно, что огромные размеры территории России и экстремальные условия хозяйствования (около 70% территории страны находятся в зоне рискового земледелия) в значительной мере обусловили необходимость повышенного участия государственных органов власти

в жизнедеятельности российского общества. Необходимо было содержать огромную армию, милицию, развивать производственную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и социальную инфраструктуру - все это даже в странах с развитой рыночной экономикой, как известно, является прерогативой государственного сектора.

Северные, экстремальные условия хозяйствования оказывают, особенно при рыночных отношениях, серьезное сдерживающее влияние на развитие экономики, что проявляется в повышенных затратах на добычу и производство продукции (например, затраты на добычу 1 т нефти в северных регионах страны в среднем в 3-4 раза выше, чем в относительно комфортных по природно-климатическим условиям южных областях), в более высоком минимальном прожиточном уровне и уровне потребительской корзины и т.п. Однако на Севере сосредоточены огромные запасы природных ресурсов, поэтому этот регион жизненно важен для развития экономики страны. Северная специфика России также во многом определяет необходимость осуществления здесь повышенного

го с удар с тв е н н о г о р е г ули р о в ан и я

воспроизводственных процессов (кстати, в странах с развитой рыночной экономикой, например в Канаде, в отношении производственно-хозяйственной деятельности, ведущейся в регионах зоны Севера, со стороны государственных властных структур

осуществляется разнообразная протекционистская политика [5]).

Перечисленные факторы (а также постоянное внешнее давление в ответ на стремление нашей страны стать одним из «полюсов» в мировой политике и пр.) и обусловили значение государственности в национально-историческом развитии русского этноса. Кроме того, общинность также связана с особенностями исторического развития страны и прежде всего с многовековым существованием крестьянских общин. Достаточно вспомнить, с каким ожесточением со стороны общинных крестьян пробивала себе дорогу столыпинская реформа в царской России (нечто подобное можно было наблюдать со стороны колхозников в отношении новоявленных фермеров в первые годы рыночных реформ в нашей стране), а также с длительным существованием социалистических производственных отношений. В период социализма у советских граждан ц е л е напр ав ле н но ф о р м и р о в ал ас ь

коллективистская психология, во многом обусловленная существованием общенародной собственности, проявляющейся в двух формах -государственной и колхозно-кооперативной.

Именно общинность и патернализм (надежда на то, что государство разрешит все проблемы населения) являются, на наш взгляд, важнейшими инерционными социально-психологическими факторами, сдерживающими развитие рыночных реформ в России. Они же, вкупе с необходимостью усиленного по сравнению со многими другими странами государственного регулирования воспроизводственных процессов, в значительной степени определяют и специфику формирования российской модели развитой рыночной экономики. Кстати, другие известные национальные модели рынка - шведская, японская, канадская, американская и пр. также во многом обусловлены особенностями исторического и культурно-психологического развития соответствующего этноса. Например, японская, южнокорейская и китайская модели рыночной экономики определенно связаны с историческим прошлым этих стран Азии, особенно с такими чертами азиатского способа производства, как: восточный деспотизм (беспредельная власть императора, хана, их наместников и сатрапов); практическое отсутствие частной собственности на землю, на систему водоснабжения и на инфраструктуру, которые находились в собственности государства; соединение власти с собственностью, вследствие чего правитель становился верховным собственником, а экономика превращалась

в атрибут политического господства; наличие многочисленной и коррумпированной касты чиновников, грабивших народ; предприниматели, которые в силу обстоятельств предпочитали сферу обращения - торговлю, ростовщичество, обслуживание властителей.

В процессе реформирования своей экономики и формирования развитых рыночных отношений правительственные структуры Японии, Южной Кореи и Китая не пошли по пути всеобщей либерализации хозяйственной деятельности, как это сделало правительство Е. Гайдара в России, взявшее на вооружение монетарную модель, а учли специфику азиатского способа производства. Это выразилось в том, что в названных странах на начальном этапе процесса рыночного реформирования государственные органы усиленно контролировали протекание социально-экономических преобразований, более того, в них, в отличие от России, по-прежнему осуществляется планирование

воспроизводственных процессов на макроуровне, и с этим во многом связывают высокие темпы роста экономики в этих странах.

Поскольку исследователи в качестве исторических центров азиатской организации общества обычно наряду с Китаем, Египтом, Междуречьем, Японией и Средней Азией называют также и Русь (известно, что Московское царство времен Ивана IV явно тяготело к восточным деспотиям), в ходе рыночного реформирования в России также не стоит уповать лишь на классические монетаристские методы. Учитывая, что подобное общественное устройство обнаруживает устойчивость и удивительную жизнестойкость, а обычаи азиатского общества проступают через пласты всех реформ и революций, без усиленного государственного вмешательства в осуществление переходных процессов привить в российском обществе в широких масштабах свойственный развитым рыночным отношениям индивидуализм вряд ли удастся. Иначе говоря, поскольку Россия является евроазиатской страной, монетарные принципы, которые достаточно успешно были воплощены в жизнь в ряде стран Восточной и Центральной Европы, у нас подобным образом вряд ли могут быть эффективно реализованы. (Именно поэтому важнейшим практическим значением этноэкономики является изучение национальных особенностей социально-экономического поведения в условиях рынка, иначе говоря, изучение особенностей приспособления разных этносов к рыночным отношениям).

Следует учитывать также и то, что в России этнические русские составляют 83% населения страны (правда, еще 25 млн русских проживают за ее пределами), остальные нации и народности рыночные реформы переживают по-своему. Именно поэтому следует учитывать территориальную специфику России. Так, например, у удмуртов, по сравнению с русскими, в условиях сильного экономического кризиса и высокого уровня безработицы в 1990-е гг. гораздо сильнее проявлялась привязанность к сельской местности. Это выражалось в гораздо меньшем оттоке населения из сельской местности в города и даже в преобладании тех, кто в то время переехал на постоянное местожительство в сельскую местность. При этом основную часть рабочего времени они проводили на работах в личных подсобных хозяйствах, а не в коллективных. У русских, проживающих в Удмуртии, ситуация была прямо противоположная, то есть процесс рыночной адаптации у разных наций в одном субъекте Федерации протекал по-разному. Именно поэтому, учитывая актуальность проблемы выявления особенностей социально-экономического

поведения разных наций и народностей страны в условиях различных общественных систем, считаем необходимым в ряде научных дисциплин - этноэкономике, национальной экономике -развивать региональные разделы.

Таким образом, не только характер и уровень развития производительных сил и производственных отношений оказывают влияние на процесс формирования этноса, но и особенности последнего существенно влияют на динамику социально-экономических отношений. Например, в Швеции существует традиция сотрудничества среди прямых конкурентов в различных отраслях промышленности (особенно в сталелитейной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной). Так, шведские компании, занятые производством бумаги, в течение некоторого периода сотрудничали между собой в установлении экспортных цен. Подобное поведение объясняется особенностями

социального строя и системы профессиональной подготовки (образно выражаясь, шведов учат сотрудничать, а не конкурировать). Такой подход приводит к позитивным результатам в производственных отношениях по вертикали и во взаимоотношениях со смежными отраслями, однако существенно сдерживает развитие внутренней конкуренции, столь необходимой для ряда важных нововведений. В результате Швеция не преуспевает в отраслях, где требуются быстрое

реагирование на конъюнктуру рынка и частая смена продукции.

В определенном смысле похожая социально-психологическая ситуация наблюдается и в Германии. Клиенты во многих секторах, в которых преуспевает эта страна, являются весьма консервативными и настороженно относятся к новым продуктам. Именно поэтому немецкие фирмы редко преуспевают в отраслях с коротким жизненным циклом товара (менее 3-5 лет) или потребностью в агрессивном маркетинге. Другой областью постоянной слабости современной Германии является образование новых деловых предприятий. Здесь банкротство получает очень громкую и негативную общественную реакцию, в результате боязнь риска крайне велика и бизнесмены зачастую избегают инвестировать в новое предприятие. В Германии плохо развит и рынок рисковых капиталов, причем активное нежелание идти на риск характерно и для большинства швейцарцев. В результате Швейцария испытывает недостаток необходимых для создания новых предприятий условий в связи с отсутствием рискового капитала.

Итальянцы, напротив, по складу характера склонны рисковать, многие отличаются индивидуализмом и стремлением к независимости. Значительная часть

предпринимателей-итальянцев полна решимости создать свою собственную компанию. И хотя в этой стране по данной причине уровень банкротств весьма велик, итальянцы, в отличие от немцев, не делают из этого трагедии (вполне допустимым считается, когда за свою жизнь владелец бизнеса дважды становится банкротом). В результате в Италии очень развит малый бизнес, причем, чтобы сохранить свое место на рынке, итальянские фирмы должны постоянно выпускать новые модели продукции. Именно поэтому в Италии имеется огромное количество модификаций различной продукции. Например, в секторе производства мебели работает множество предприятий, специализирующихся исключительно на одном виде мебели: для спален, гостиных, ванных комнат, кухонь, офисов и т.п.

Другой отличительной чертой итальянской экономики является наличие между многими фирмами сильных семейных и клановых связей. Сделки с поставщиками и покупателями здесь в большей степени основываются на личных взаимоотношениях и характеризуются

долгосрочностью. Каналы сбыта за рубеж у многих итальянских фирм также зависят от

личных связей, поэтому направления экспорта могут существенно меняться со сменой владельцев предприятия. Таким образом, многие итальянцы не желают работать в жестких иерархических административных системах, а отдают предпочтение собственным либо связанным дружественно-родственными

отношениями компаниям.

Итак, мировой опыт свидетельствует о том, что каждая страна преуспевает в основном в тех отраслях, которые в наибольшей степени отвечают ее исторически сложившимся условиям и национальному характеру. В Италии - это модная одежда, обувь и мебель, в США - финансы и шоу-бизнес, в Швейцарии - банковское дело и фармацевтика. (В этой стране использование трав в медицинских целях имеет давнюю традицию и хорошо гармонирует со швейцарской заботой о здоровье, поэтому в данном сегменте рынка швейцарские покупатели представляют собой хороший испытательный полигон в отношении рыночной привлекательности товара, а швейцарская компания по производству конфет с добавками лекарственных трав «Рикола» вышла на международный уровень и является хорошим примером сегмента, использующего национальные преимущества). Подъем таких базовых для данных стран отраслей и видов производств в соответствии с принципом мультипликатора служит стимулом для развития и многих других отраслей. В связи с этим народное хозяйство начинает с определенного момента функционировать как единый комплекс, и экономика быстро и динамично развивается (таким образом, учет национально-психологических и исторических особенностей развития стран с развитой рыночной экономикой увязывается с известной теорией экономического ядра).

В связи с этим заметим, что в последнее время все больший интерес представляет исследование проблем национальной экономики (в вузах даже появились учебные курсы с таким названием). В них выявление особенностей общественного воспроизводства в той или иной стране неизбежно увязывается со спецификой географических, исторических, религиозных, культурных, психологических факторов и условий проживания соответствующего этноса. Возвращаясь к анализу опыта швейцарцев, следует отметить, что поскольку Швейцария соединяет в себе несколько культур, то компании этой страны имеют уникальную возможность развивать различные области удовлетворения потребностей

в продукции. Именно поэтому неудивительно, что жители французской части Швейцарии, так же как и сами французы, тяготеют к потребительским товарам, тогда как немецкая часть является местом изготовления многих видов оборудования точного машиностроения и размещения компаний химического направления - производств, являющихся приоритетом национального развития у немцев. При этом классические рыночные теории обычно имеют дело с так называемым экономическим человеком (что в целом годится для немцев, англичан и большинства других европейских этносов), тогда как в России очень много неэкономических людей, поэтому у нас в процессе социально-экономического

реформирования часто не срабатывают традиционные либеральные методы. Следует учитывать также и то, что в России живут около ста наций и народностей, поведение которых может еще сильнее отличаться от рыночных стереотипов, чем даже у отдельно взятых русских.

Известный историк В.О. Ключевский в своих работах отмечал, что короткое русское лето, изменчивость погоды, трудности борьбы с суровой действительностью порождают у человека неуверенность в себе. Среднестатистический россиянин замкнут и осторожен, ему трудно с достоинством выдержать успех, в числе свойств нашего народа можно назвать также выносливость, терпение и смирение. В характере русского человека эмоциональное начало преобладает над рациональным, налицо несомненный и многообразный художественный талант [6]. Возможно, из-за этого россиян порой посещает отрешенность от всего мирского, а также увлечение религиозной мистикой и ожидание «чуда». Еще одной примечательной особенностью русских явилось сохранение азиатских корней в культуре, которая веками становилась все более европейской. При этом европейское влияние в основном носило общегуманитарный характер, что, скорее всего, было обусловлено общностью христианских религий. В области же политических и экономических структур азиатское наследие сохранялось. В значительной мере из-за этого производство в России топталось на низком техническом уровне, экономический рост в основном носил экстенсивный характер и стимулировался принуждением, жестокостью властей, а уровень жизни основной массы населения оставался весьма низок. Из-за последствий азиатского способа производства Россия позже вступила на путь индустриального развития. Подобным образом можно

охарактеризовать особенности других этносов и определить степень их влияния на воспроизводственные процессы [7].

Как видим, приведенные особенности русского этноса не связаны только лишь с национальной психологией. Именно поэтому наряду с экономической психологией целесообразно развитие этноэкономики - нового научного направления, в рамках которого выявляются общие законы взаимовлияния социально-экономических и этнических процессов, а также определяются национальные особенности социально-экономического поведения (в том числе и рыночной адаптации) и взаимосвязи каждого этноса с эффективностью общественного воспроизводства той страны, где этот этнос обитает. (Заметим в скобках, что термин «этноэкономика», может быть, и не является самым удачным, однако вопрос о названии научного направления носит больше филологический характер).

Понятно, что этноэкономика тесным образом связана с рядом других научных дисциплин, таких как этнография, история, экономическая психология, национальная экономика [8]. Тем не менее этноэкономика имеет собственный предмет исследования, отличный от предмета исследования иных научных дисциплин, в том числе и тесно связанных с ней. Именно поэтому этноэкономика имеет право на существование в виде отдельного научного направления, развитие которого может оказать серьезное влияние на многие теории (например, теорию стоимости, маржинализм и пр.). Вполне возможно, что имеет смысл подобным образом определить и область исследования таких научных дисциплин, как этносоциология, этноэкология, этнотехнология и пр. В качестве важнейшего и крайне актуального раздела этноэкономики следует выделить тот, в рамках которого исследуются проблемы взаимосвязи этнических процессов и процессов реформирования экономики, процессов рыночной адаптации разных этносов (это актуально не только для России, но и многих других постсоциалистических государств). Такие акценты должны повысить эффективность

трансформационных рыночных преобразований и помочь выбрать оптимальную стратегию социально-экономического развития страны и различных ее регионов [9-11]. Последнее особенно важно, так как из 84 субъектов Федерации в России 22 - это республики и края с многонациональным населением, причем

экономическое поведение разных этносов может сильно отличаться от принятых рыночных схем и стандартов.

Серьезное влияние этноэкономика наверняка окажет и на различные экономические теории, особенно такие, как маржиналистские концепции и, в частности, на теорию предельной полезности. Возникновение теории предельной полезности в значительной мере было обусловлено синтезом экономических и психологических концепций. В основных постулатах данной теории предполагается некое усредненное рыночное поведение человеческого индивидуума, однако в реальности поведение людей существенно отличается от шаблонного. Отклонения в человеческом поведении зависят от многих факторов, в том числе от особенностей культуры, уровня образования, индивидуальных

психологических особенностей и т.п. [12]. При этом наряду с индивидуальными поведенческими отличиями можно выделить и особенности поведения целых этносов, отличающие их от некоего среднего европейца, азиата или африканца.

Для того чтобы охарактеризовать это абстрактное среднее поведение, как правило, используют не менее абстрактное понятие «экономический человек», под которое с определенной натяжкой может быть отнесено экономическое поведение

ряда классических рыночных (то есть устоявшихся) наций - американцев, немцев, англичан и пр. Однако к этой группе может быть отнесена лишь небольшая часть проживающих на Земле этносов, в частности, усредненное поведение в так называемых традиционных восточных обществах очень сильно отличается от классического рыночного [13]. Даже у русских многие исследователи отмечают наличие значительного числа неэкономических людей, что оказывает существенное влияние на характер и динамику осуществляемых в нашей стране рыночных реформ.

Поскольку на усредненное экономическое поведение существенное влияние оказывают особенности идеологии, культуры, религии, психологии различных этносов имеет смысл, на наш взгляд, провести серьезное исследование по вопросу истинности основных положений маржиналистской концепции сквозь призму учета специфики этнического поведения в сфере экономики [14]. При проведении такого рода исследований, помимо этнических особенностей, следует учитывать также и другие условия и факторы, поскольку учет не только этнопсихологических, но и социально-экономических факторов и условий может оказать серьезное влияние на истинность некоторых выводов и результатов маржиналистской теории.

Список литературы

1. Павлов К.В. Импортозамещающая модель модернизации российской экономики: развитие традиционных промыслов // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 1. С. 88-97.

2. Малявин В.В. Конфуций. Жизнь замечательных людей. Серия биографий. М.: Молодая гвардия, 1992. 335 с.

3. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. 256 с.

4. АрутюнянЮ.В., ДробижеваЛ.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М.: Наука, 1998. 341 с.

5. Павлов К.В. Региональные эколого-экономические системы. М.: Магистр, 2009. 351 с.

6. Мединский В.Р. Об особом пути и загадочной русской душе. Серия «Мифы о России». М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 176 с.

7. Кацура С.Н. Становление инновационной системы в Украине: национальный и региональный аспекты. Донецк: Изд-во Института экономики промышленности НАН Украины, 2011. 504 с.

8. Колесников С.И. Экономические основы природопользования. М.: Дашков и К, 2011. 304 с.

9. Ляшенко В.И., Павлов К.В., ШишкинМ.И. Наноэкономика в славянских странах СНГ. Ижевск: Книгоград, 2011. 348 с.

10. Павлов К.В. Интенсификация экономики в условиях неопределенности рыночной среды. М.: Магистр, 2007. 271 с.

11. Павлов К.В. Патологические процессы в экономике. М.: Магистр, 2009. 458 с.

12. Экономический механизм и особенности инновационной политики на Севере: колл. монография / под науч. ред. В.С. Селина, В.А. Цукермана. Апатиты: Кольский НЦ РАН, 2012. 255 с.

13. Еделев Д.А., Ляпунцова Е.В. Инновационные факторы социально-экономического развития российской промышленности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2014. № 4. С. 250-255.

14. Клочков В.В., Ратнер С.В. Управление развитием «зеленых» технологий: социально-экономические аспекты. М.: Изд-во ИПУ РАН, 2013. 291 с.

ISSN 2311-875X (Online) Productive Relations

ISSN 2073-2872 (Print)

ETHNO-TERRITORIAL AND NATIONAL MODELS OF MANAGEMENT AND ECONOMY: ON FORMATION OF ETHNO-MANAGEMENT AND ETHNO-ECONOMY

Konstantin V. PAVLOV

Kama Institute of Humanities and Engineering Technology, Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation kvp_ruk@mail.ru

Article history: Abstract

Received 15 April 2016 Importance Under recent intensive advancement of ethno-economy as a science dealing with

Received in revised form specifics of economic behavior of different ethnic groups, it is crucial to develop ethno-management

31 May 2016 as a key area and integral part of ethno-economy, which studies ethno-territorial and national models

Accepted 14 June 2016 of management.

Objectives The aim of the study is to consider ethno-territorial and national model and systems of JEL classification: J15, J18, Q12, control and management, assess interrelation and interdependence of ethno-management and ethno-R11, R12 economy as perspective areas of scholarly research, and reveal define territorial and ethnic specifics

of implementing the import-substituting option of economy modernization in some subjects of the Russian Federation (primarily, in the Udmurt Republic).

Methods The study draws upon methods of general systems theory, comparative and factor analysis. Results I analyzed various national and ethno-regional models of management and economy, highlighted their positive and negative aspects, defined possibilities of using some of their elements in Russian economic environment.

Conclusions and Relevance The paper defines pros and contras of ethno-territorial and national Keywords: ethno-territorial, models and systems of control and management and analyzes their applicability to the Russian control, ethno-management, ethno- economy. It shows ethno-territorial features of implementing the import-substitution model of economy, national model economy modernization in some subjects of the Russian Federation.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Pavlov K.V. [An import substitution model of the Russian economy modernization: Traditional arts and crafts development]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2015, no. 1, pp. 88-97. (In Russ.)

2. Malyavin V.V. Konfutsii. Zhizn' zamechatel'nykh lyudei. Seriya biografii [Confucius. Life of outstanding people. Biographies series]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1992, 335 p.

3. Syukiyainen L.R. Musul'manskoe pravo. Voprosy teorii i praktiki [Islamic law. Issues of theory and practice]. Moscow, Nauka Publ., 1986, 256 p.

4. Arutyunyan Yu.V., Drobizheva L.M., Susokolov A.A. Etnosotsiologiya [Ethnosociology]. Moscow, Nauka Publ., 1998, 341 p.

5. Pavlov K.V. Regional'nye ekologo-ekonomicheskie sistemy [Regional ecological and economic systems]. Moscow, Magistr Publ., 2009, 351 p.

6. Medinskii V.R. Ob osobom puti i zagadochnoi russkoi dushe. Seriya "Mify o Rossii" [On a special way and mysterious Russian soul. Myths about Russia series]. Moscow, OLMA Media Grupp Publ., 2015, 176 p.

7. Katsura S.N. Stanovlenie innovatsionnoi sistemy v Ukraine: natsional'nyi i regional'nyi aspekty [Formation of the innovation system in Ukraine: National and regional aspects]. Donetsk, Institute of Economy of Industry of NAS of Ukraine Publ., 2011, 504 p.

8. Kolesnikov S.I. Ekonomicheskie osnovy prirodopol'zovaniya [Economic foundation for nature management]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2011, 304 p.

9. Lyashenko V.I., Pavlov K.V., Shishkin M.I. Nanoekonomika v slavyanskikh stranakh SNG [Nanoeconomics in Slavic countries of the CIS]. Izhevsk, Knigograd Publ., 2011, 348 p.

10. Pavlov K.V. Intensifikatsiya ekonomiki v usloviyakh neopredelennosti rynochnoi sredy [Intensification of economy under market environment uncertainty]. Moscow, Magistr Publ., 2007, 271 p.

11. Pavlov K.V. Patologicheskie protsessy v ekonomike [Pathological processes in the economy]. Moscow, Magistr Publ., 2009, 458 p.

12. Ekonomicheskii mekhanizm i osobennosti innovatsionnoi politiki na Severe: koll. monografiya [Economic mechanism and specifics of innovation policy in the North: a multi-authored monograph]. Apatity, Kola Scientific Center of RAS Publ., 2012, 255 p.

13. Edelev D.A., Lyapuntsova E.V. [Innovative factors of socio-economic development of Russian industry].

Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Khetagurova = Bulletin of North Ossetian State University, 2014, no. 4, pp. 250-255. (In Russ.)

14. Klochkov V.V., Ratner S.V. Upravlenie razvitiem "zelenykh" tekhnologii: sotsial'no-ekonomicheskie aspekty [Managing the development of green technologies: The socio-economic aspects]. Moscow, Trapeznikov Institute of Control Sciences of RAS Publ., 2013, 291 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.