Научная статья на тему 'Этнопсихофизиология. Перспективы становления'

Этнопсихофизиология. Перспективы становления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / ЭТНОС / ИНДИВИД / НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / РSYCHOPHYSIOLOGY / ETHNOS / INDIVIDUAL / HEREDITY / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кураев Григорий Аствацатурович, Войнов Виктор Борисович

В статье обсуждаются перспективы выделения в отдельное направление систем наук о человеке этнопсихофизиологии. Своевременность и актуальность исследования психофизиологических особенностей групп людей, связанных родством и компактно проживающих в специфических условиях на одной территории определяется тремя причинами. Во-первых, наличием, требующей подтверждения, гипотезы о том, что генотип и национальный уклад жизни различных этнических групп определяют при своем сложном взаимодействии набор морфологических, физиологических и психологических свойств конкретного человека. Во-вторых, неразработанностью общих представлений о формировании, развитии и сохранении здоровья индивида в рамках отдельных этнических групп. В-третьих, отсутствием убедительных модельных представлений о механизмах, определяющих морфофункциональное и психофизиологическое своеобразие различных этнических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кураев Григорий Аствацатурович, Войнов Виктор Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnopsychophysiology. Perspectives of formation

The perspectives of human sciences systems isolation into a separate trend ethnopsychophysiologies are debated. The timeliness and urgency of the study of psychophysiological peculiarities of people groups, bound by kinship and compactly dwelling under specific conditions in the same territory are determined by three reasons. Firstly, the presence of the hypothesis, needing proof, that the genotype and the national way of life of various ethnic groups define with its complex interaction a set of morphological, physiological and psychological attributes of the concrete person. Secondly, lack of common views about forming, development and preservation of health of the individual within the framework of separate ethnic groups. Thirdly, lack of convincing model conceptions on the mechanisms defining morphofunctional and psychophysiological originality of various ethnic groups.

Текст научной работы на тему «Этнопсихофизиология. Перспективы становления»

Дискуссия

Кураев Г.А., Войнов В.Б.

Этнопсихофизиология. Перспективы становления

В статье обсуждаются перспективы выделения в отдельное направление систем наук о человеке - этнопсихофизиологии. Своевременность и актуальность исследования

психофизиологических особенностей групп людей, связанных родством и компактно проживающих в специфических условиях на одной территории определяется тремя причинами. Во-первых, наличием, требующей подтверждения, гипотезы о том, что генотип и национальный уклад жизни различных этнических групп определяют при своем сложном взаимодействии набор морфологических, физиологических и психологических свойств конкретного человека. Во-вторых, неразработанностью общих представлений о формировании, развитии и сохранении здоровья индивида в рамках отдельных этнических групп. В-третьих, отсутствием убедительных модельных представлений о механизмах, определяющих морфофункциональное и психофизиологическое своеобразие различных этнических групп.

Ключевые слова: психофизиология, этнос, индивид,

наследственность, адаптация.

Полиэтничность и поликультурность современного российского общества, усиление в нем миграционных процессов выдвигают перед политологией, социологией, психологией и, в том числе, перед биологией комплекс теоретических и практических проблем. Рассматривая человечество в качестве единой системы

взаимосодействующих личностей, следует ожидать доминирования интеграционных процессов, определяющих механизмы созревания этой общности. При этом интеграцию не следует понимать

однозначно как путь размывания особенностей и формирования аморфной массы. Процессы созревания систем, проходя пути объединения, предполагают специализацию составляющих их

компонентов, развитие частных особенностей. В данном случае -идеализация развития межэтнических взаимодействий видится в объединении народов на основе общих экономических и политических задач при сохранении их психологического и культурного своеобразия, т.е. в сочетании тенденций интернационализма и национализма [12]. Реальная межнациональная интеграция в современном мире представляется в форме слияния, снятия специфических форм языка и культурных традиций, глубоко интегрированных в природные условия и историю народа, связанных с народным творчеством, традициями воспитания детей и т.д. [20]. Внимание привлекает, на пример, глубокая проработанность развития концепции национальной калмыцкой школы на базе «этнокультурной коннотации», т.е. на основе развития языковых знаков, базовых понятий, лежащих в основе национальной культуры [21, 22]. При этом авторы подчеркивают важность развития толерантности в сфере межэтнических отношений, как основы плодотворной интеграции в рамках многонационального государства. Но, противоречия сохраняются... реальность или иллюзорность идей интеграции, при сохранении специфических этнических свойств. Несмотря на привлекательность представлений об объединении наций при сохранении этнического своеобразия, в последние годы реальная жизнь сотрясается межнациональными и межконфессиональными конфликтами, ростом различных форм противостояния.

Несомненно, одной из сложнейших является проблема соотношения объединяющих общегосударственных факторов с локальными особенностями: исторически устойчивым укладом жизни народов, их специфическими культурными и даже психическими особенностями. Годы нерациональной национальной политики и современное государственное строительство на территории бывшего СССР породили целый ряд серьезных проблем, связанных с потерей населением основ своей национальной идентификации. При этом следует отметить, что палитра обсуждения национальных проблем в настоящее время весьма широка, но очевидно доминирование волюнтаристских, упрощенных подходов, опирающихся, как правило, на силовые методы. Возможно ли естественнонаучное обоснование перспектив интегративных шагов?

Вероятно, одним из самых пестрых и сложных регионов Росси является ее Южный регион, более 55 народов и этнических групп, более чем 100 национальных меньшинств, его населяющих, отличаются языками, диалектами, антропологической

принадлежностью, этногенезом, верованиями, культурой,

менталитетом и т.д. [11, 25]. Умаев подчеркивает, что исторический анализ позволяет отметить уникальную для Евразии, несмотря на отмеченную выше сложность и пестроту национального устройства, многовековую внутреннюю толерантность народов Кавказа [26]. Тем не менее, для новейшей истории региона, по мнению Н.В. Тузова, характерен расцвет таких специфических проявлений антагонизма как межклановая, межродовая, межтейповая враждебность [25]. Очевидно, что большинство социальных проблем находит свои корни в неабсолютных политических и экономических решениях, в групповых и индивидуальных амбициях в отношении власти и денег.

Основным компонентом социальных процессов является личность человека, причем человек выступает не только как объект социальных преобразований, но и как активный субъект, обладающий комплексом индивидуально-типологических биологических и психических свойств. Устойчивое словосочетание «индивидуально-типологические свойства», широко использующееся в психологической и физиологической литературе отражает двойственный характер личности человека, с одной стороны ее уникальную морфофункциональную сущность, как функцию генетического своеобразия и конкретного жизненного опыта. С другой стороны, личность человека в значительной степени типизирована в отношении устойчивых биологических и базовых психофизиологических свойств, включающих такие широко обсуждаемые понятия как тип темперамента [23], психический архетип [27], этнические константы [19] и т.д. В отечественной психологии «личность» занимает одно из лидирующих мест, но, однако, при разработанности подходов к исследованию ее структуры, современные взгляды на факторы, определяющие процессы ее формирования имеют, по-прежнему, в значительной степени социально-экономический, политизированный характер [2]. В лучшем случае речь идет об этнокультурных влияниях, проявляющихся, в частности, в характере психопатологической симптоматики [10]. Однако, при этом сегодня достаточно очевидным представляется наличие у человека не только общечеловеческих видовых свойств, но и сознательных, и духовных особенностей, имеющих отношение к популяционным, в том числе к этническим и родовым свойствам.

Современная психофизиология отмечает, что природное в человеке, синонимичное наследуемому, это, прежде всего, нейродинамические свойства его центральной нервной системы, определяющие особенности процессов познания и темпераментальные свойства. Наиболее полно признаки наследственности свойств центральной нервной системы исследованы в рамках отечественной дифференциальной психофизиологии, в первую очередь, с использованием параметров суммарной биоэлектрической активности мозга [8, 24]. Значительный объем исследований посвящен выявлению стилевых форм мыслительной

деятельности, обусловленных, в частности, паттернами

функциональной межполушарной асимметрии мозга [6, 17].

Достаточно широко обсуждаются проблемы, связанные с генетикой специфических форм поведения. Фундаментальность этих работ подтверждается значительным числом публикаций, как

отечественных, так и зарубежных, охватывающих феномены поведения животных [16] и интеллектуальные способности человека [28]. Несмотря на актуальность подобных исследований и научный интерес к проблематике, сам факт работ в этой области порождает сегодня целый комплекс этических и правовых проблем, и по-прежнему является крайне щепетильным в отношении социальных и политических отношений [5].

Современная отечественная психология вслед за Л.С. Выготским [7] и А.Н. Леонтьевым [18] широко развивает центральный тезис русской культурно-исторической школы о том, что структура и развитие психических процессов человека порождаются исторически развивающейся практической деятельностью, а известный отечественный генетик Н.П. Дубинин, работая с материальными факторами живого, писал о становление черт личности как функции истории человечества, которая определяет и науку, и мораль, и культуру. Тем не менее, еще в шестидесятых годах прошлого века Л.С. Выготский отмечал сложное взаимодействие влияющих на формирование психики ребенка «естественных», а не только «культуральных» и «социальных» факторов [7]. И в этих двух мнениях можно видеть очевидный дуализм ситуации, которая сохраняется и по настоящее время.

Некоторые авторы придерживаются точки зрения, что базовые свойства личности человека, наряду с особенностями его биологических свойств, определяются в широком смысле экологическими факторами. Экологические факторы участвуют в формировании антропобиогеоценоза как совокупности биологических

свойств и демографических характеристик, определяющих адаптационные возможности популяции человека [14]. К подобным же заключениям приходят и исследователи группы академика Т.И. Алексеева [1], в течение ряда лет исследующие экологию и этногенез населения Центрально-Азиатского и Северо-Восточного регионов Евразии. Л.Н.Гумилев утверждает, что процессы этногенеза определяются тремя ведущими факторами: историей,

геоклиматическими факторами, генетикой [9]. При этом автор подчеркивает, что этнос, являясь динамическим образованием, имеющим неповторимую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения, не может упрощаться до социологического, биологического, или географического явления. Несмотря на глубину представлений автора о корнях формирования этноса нельзя в полной мере согласиться с тем, что он удаляет из контекста анализа своеобразия этноса такие базовые с нашей точки зрения параметры, как генотип и психотип, а на первый план выводит некоторую гуманистическую конструкцию - «культурные традиции». И более того, анализируя значимость действующих на формирование этноса сил, автор очень мягко приводит к тому, что природные силы (биологические, геоклиматические и т.д.) - это не столько фактор, сколько лишь фон этнических модификаций.

Групповые особенности людей распространяются и на такую биосоциальную категорию, как здоровье (здоровье популяции, общества, здоровье человека). Здоровье популяции определяется как результирующая процесса социально-исторического развития биологической и психосоциальной жизнедеятельности населения в ряду поколений и в конкретных условиях. Качество здоровья населения непосредственно связано с его способностью эффективно приспосабливаться к условиям проживания (геоклиматическим, биоценотическим, политическим), формируя стереотипы поведения и психические свойства, способы преодоления достаточно ограниченного круга стрессирующих факторов, формируя оптимальный образ жизни. А.Б. Коган отмечал важность экологического подхода для разработки ряда проблем гигиены и медицины, перспективность развития такого направления как «география здоровья» [15].

Современная этнопсихология опирается на представления о константности этнической культуры как совокупности оптимальных моделей поведения, в значительной степени формирующихся в процессе адаптогенеза этноса [19]. Очевидно, что в данном контексте речь идет не только об устойчивых формах поведения, своеобразии

языка и искусства, но и определенных биологических константах, определяющих своеобразие нейродинамических свойств центральной нервной системы, когнитивных особенностей личности, пищевого поведения и т.д.

Достижения современной психофизиологии позволяют утверждать, что «национальный характер» имеет объективные черты, определяющиеся не только социокультурными факторами. Накоплен достаточный объем сведений, позволяющих говорить о специфических особенностях морфологии, физиологии, психики группы людей (этноса, этнической группы), проживающей достаточно автономно в некоторых специфических экологических условиях, в том числе, и в рамках определенных социокультурных стереотипов.

Таким образом, сформировавшийся социальный запрос с одной стороны и имеющий место существенный объем теоретических наработок и эмпирических данных в отношении наследуемости базовых свойств нервной системы человека и архетипических поведенческих форм определяют необходимость формирования нового научного направления человекознания -«этнопсихофизиология». Психофизиологические подходы актуальны в самых различных областях: от фундаментальных размышлений о дуализме духа и тела, до практических задач обеспечения здоровья и борьбы с функциональными расстройствами и заболеваниями, до решения проблем сохранения и развития крупиц национальной культуры, решения проблем социально-политических отношений. В настоящее время нет исследований, раскрывающих индивидуальнотипологические свойства личности как компонента определенной этнической группы. Практически отсутствуют работы, включающие анализ нейрофизиологических механизмов, определяющих психические особенности человека как представителя определенного этноса. Основным и перспективным направлением развития этнопсихофизиологии является исследование специфических особенностей возрастной периодизации и детерминации зон ближайшего развития в становлении физиологии и психики детей. В России невозможно найти школу с мононациональным составом учащихся, но, тем не менее, все они обучаются по единому учебному плану, в силу чего дети различных этнических групп оказываются изолированными от своей культуры [3, 21, 22]. В образовательном процессе, как правило, не учитываются психофизиологическое своеобразие представителей разных этносов, к примеру, образность или аналитичность первичных мыслительных процессов.

В качестве методического арсенала этнопсихофизиологии видится широкий спектр средств современной антропологии, физиологии, психологии, психофизиологии. Целесообразно проведение описания своеобразия особенностей формирования и функционирования ведущих систем организма: центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной; высшей нервной деятельности (соматотип, типологические свойства систем, профиль функциональной межполушарной асимметрии мозга, структура личности и психологические свойства).

В частности, целесообразность развертывания подобных исследований определяется несколькими основными причинами.

Во-первых, наличием, требующей подтверждения, гипотезы о том, что генотип и национальный уклад жизни различных этнических групп, проживающих, на пример, на территории Южного Федерального округа РФ, определяют при своем сложном взаимодействии своеобразный набор морфологических, физиологических и психологических свойств конкретного человека, специфику возрастной динамики онтогенеза.

Во-вторых, неразработанностью общих представлений о формировании, развитии и сохранении здоровья индивида в рамках обособленных этнических групп, проживающих продолжительное время в конкретных экологических условиях и испытывающих действие типичных лимитирующих факторов. Развитие этого направления базируется на теоретических представлениях о нежестком, не абсолютном характере категории «здоровье человека». Качественные и количественные параметры здоровья зависят от устойчивых наследственных факторов, психофизиологических особенностей индивида, от этапа онтогенеза, от специфики актуальных потребностей и социальной роли, которую он исполняет.

В-третьих, отсутствием убедительных модельных представлений о механизмах, определяющих

морфофункциональное и психофизиологическое своеобразие различных этнических групп Южного федерального округа РФ, что существенно сказывается на организации адекватных мер по управлению здоровьем, и разработке «регионального компонента» учебных планов образовательных учреждений.

Есть все основания надеяться, что продолжительная, кропотливая работа в рамках этнопсихофизиологии принесет

положительные плоды для организации разумной политической, экономической, педагогической деятельности, направленной на межнациональную интеграцию.

Литература

1. Алексеев Т.И. Экология и этногенез населения Северной Евразии. Центрально-Азиатский и Северо-Восточный регионы // Отчет по программе Фундаментальных исследований Президиума РАН «Этнокультурное взаимодействие в Евразии» за 2003 год. Москва, 2004. С.39-40.

2. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Избранные психологические труды. Том.1. М.: Педагогика, 1980. С.124-136.

3. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. №3. С.14-19.

4. Бондаренко О.Я. Этническая прогностика: возможно ли её создание? // Современная этнопсихология / под ред. А.Е.Тараса. М.: Харвест, 2003. 368 с.

5. Борисов Ю. Генетика поведения человека: этический контекст // Человек. 2003. №2. С. 8-17.

6. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981. 267 с.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Издательство Академии Педагогических Наук, 1960. 245 с.

8. Гавриш Н.В., Равич-Щербо И.В., Шибаровская Г.А., Шляхта Н.Ф. Индивидуальная ЭЭГ, ее онтогенетическая стабильность и ее генетическая обусловленность // Мозг и психическая деятельность. М.: Наука, 1984. С.125-137.

9. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Азбука, 2003.

608 с.

10. Гурвич И.Н. Социально-психологические факторы здоровья // Психология здоровья. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. С.361-404.

11. Добаев И.П. Предисловие // Евразийский проект: Кавказский вектор. Южнороссийское обозрение. 2005. Вып.30. С. 5-10.

12. Дугин А.Г. Геополитика как эффективный метод современной

тл и и С» / / 1—' с» с»

Российской политической теории и практики // Евразийский проект: Кавказский вектор. Южнороссийское обозрение. 2005. Вып.30. С. 11-30.

13. Кармаев Н.А. Современные проблемы экологии человека // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сборник философских статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. Изд. «Петрополис», Санкт-Петербург, 2001. С.87-100.

14. Коган А.Б. О значении экологических факторов в формировании свойств анализаторных систем головного мозга // Эволюция, экология и мозг. Л.: Медицина, 1972. С.29-36.

15. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд-во МГУ. 1979, 270 с.

16. Кураев Г. А. Психофизиологические корреляты взаимодействия полушарий головного мозга в онтогенезе // XVIII съезд Физиологического общества им. И.П.Павлова. Тезисы докладов. Казань. 2001. С.536-537.

17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981. 584 с.

18. Лурье С.В. Психологическая антропология: История,

современное состояние, перспективы. Екатеринбург. Деловая книга. 2003. 623 с.

19. Историческая этнология. М., Аспект Пресс, 1997. 448 с.

20. Очирова Н.Г. Этнокультурное взаимодействие народов Юга России // Отчет по программе Фундаментальных исследований Президиума РАН «Этнокультурное взаимодействие в Евразии» за 2003 год. Москва, 2004. С.65-66.

21. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Волгоград «Перемена», 2001. 446 с.

22. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. М. ООО «Большая медведица», 2004. 272 с.

23. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985, №1. С.19-33.

24. Русинов В.С., Гриндель О.М., Болдырева Г.Н., Вакар Е.М. Биопотенциалы мозга человека. М.: Медицина, 1987. 256 с.

25. Тузов Н.В. Северный Кавказ: этнос, религия, политика. 2003. http://humanities.edu.ru/db/msg/48641

26. Умаев У.М. Этнический состав Северного Кавказа. Проблемы толерантности в России // Путь Востока. Культурная, этническая и религиозная идентичность. Материалы VII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “Symposium”. Выпуск 33. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. C.36-39.

27. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992. 348 с.

28. Geus E.J.C. de, Wright M.J., Martin N.G., Boomsma1 D.I. Genetics of Brain Function and Cognition // Behavior Genetics. 2001. Vol. 31, №6. Р.489-495.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.