Научная статья на тему 'Этнопедагогика народов республики саха'

Этнопедагогика народов республики саха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ТЕХНОЛОГИИ / НАУКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стручков Ф.П.

В статье будет говорится о формировании и роли этнопедагогики народов саха и коренных малочисленных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогика народов республики саха»

мичева, А.Г. Поливаев, Н.А. Волохина, А.Н. Родионов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 61-64.

6. Фомичева Н.В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников [Текст] / Н.В. Фомичева, И.Н. Григорович, А.Г. Поливаев. - Ишим: Издательство ИГ11И им. П.П. Ершова, 2011. - 124 с.

7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. -М., 1982.

8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М., 1979.

ЭТНОПЕДАГОГИКА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА

© Стручков Ф.П.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье будет говорится о формировании и роли этнопедагогики народов саха и коренных малочисленных народов Севера. Ключевые слова этнопедагогика, технологии, наука.

Этнопедагогика народа саха прошла не малый путь исторического и эволюционного развития. В этом отношении изучение трудов представителей зарубежной и отечественной интеллигенции XVII-XIX вв. весьма обязательно для понимания сути и эволюции этнопедагогических знаний, научного объяснения их исторических, этносоциальных, этнокультурных основ.

Историко-этнографические сведения также указывают, что становление родовых отношений, социально-экономическое расслоение общества, страдания большей части народа от своих тойонов - баев и царских чиновников, ясачный режим, ломка стереотипов религиозных верований и приобщение населения к православной религии - реалии времени конца XVII и XVIII веков, которые оказали громадное и весьма своеобразное влияние на ход общественного развития якутов, в том числе их традиционной культуры воспитания.

Исследователи выделяют следующие духовно-нравственные устои в этническом социуме народа саха:

1. Родовая солидарность, взаимоподдержка, терпимость и открытость другим.

2. Бескорыстие и гостеприимство. О добром сердце якута, его бескорыстии много теплых слов сказано полит ссыльными и путешественниками.

* Студент Педагогического института.

66 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

3. Честность, добропорядочность, отсутствие сквернословия.

4. Аккуратность, чистоплотность и эстетический вкус.

5. Любовь и привязанность к детям.

6. Культ матери и культ девушки.

7. Смышленость и умственные способности детей.

8. Трудолюбие, трудовая смекалка и выносливость.

9. Развитость физических качеств, ловкость, смелость.

Ну а главной задачей образования на сегодняшний день является разработка эффективных моделей образовательных систем, которые учитывают не только особенности национальных республик, но и потребности современного общества и высокотехнологичного производства.

В Республике Саха функционируют два государственных языка (русский и якутский) и пять официальных языков малочисленных народов Севера в местах их компактного проживания. Доминирует национально-русское двуязычие, обеспечивающее языковое взаимопонимание без посредников и формирующее положительные межнациональные отношения. Здесь постоянно проживают представители более 120 национальностей.

На современном этапе система образования республики может быть названа системой билингвального (двуязычного) образования, так как одновременно используются два языка в качестве языков обучения, которая трансформируется в полиязычную. Ситуация трёхязычия реально существует во многих школах.

В этнокультурных школах коренных малочисленных народов Севера Якутии ведется экспериментальная работа по возрождению и сохранению родных языков и традиционной культуры. Родной язык изучается в дошкольных учреждениях и в 1-4 классах. В 5-11 классах родной язык изучается как предмет и широко используется в воспитательной работе, подготовке к труду. Эти школы достигают определенные успехи в учебно-воспитательной работе. Острой остается проблема обеспечения школ северных и арктических улусов педагогическими кадрами.

Этническая особенность воспитания детей находит отражение народной педагогике, которая рассматривается нами как совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. В школах введены дисциплины, в основе которых заложен национально -региональный компонент: «Национальная культура коренных народов Якутии», «Русская национальная культура», «Ураанхай саха огото» («Дитя племени саха»), «Ураанхай саха кнИитэ» («Народ Саха»), «Кыыс Куо» («Прекрасная девушка»), «Юрюн Уолан» (Белый юноша») и др.

Этнопедагогика народа саха строится на принципах природосообразно-сти (знание закономерностей и явлений природы, любовь к родной земле, бережное отношение к ней) и культуросообразности (знание культуры и истории своего народа, его духовных и материальных ценностей, уважение

к духовным ценностям своего народа и к культуре других народов). В настоящее время семья, школа и социум (опыт наслежно-улусного социального воспитания Туолбэ) являются основными институтами этнопедагогиче-ской системы воспитания. Этнопедагогика народа саха нашла свое достойное место в школах республики, в особенности в сельских улусах, с преимущественно якутским населением, где сильны этнические корни, не потеряны связи с культурой, историей и обычаями своего народа.

Коренные малочисленные народы Севера составляют 3,4 % населения республики, проживают в арктической, таежной и горно-таежной географических зонах. На территориях, где они проживают, взаимодействуют два образа жизни - оседлый и кочевой. Кочевая жизнь - это уникальная цивилизация, составная часть циркумполярной культуры. Возрожденный ныне кочевой образ жизни рассматривается как свободный выбор жизненной судьбы личности.

В Республике Саха (Якутия) разработаны и успешно воплощаются в жизнь пять таких моделей - «Малокомплектная школа», «Кочевая школа», «Агрошкола», «Дуальное образование» и «Международная Арктическая школа». Каждая из них уникальна, поскольку «соткана» из опыта педагогических коллективов, которые делают все возможное, чтобы дети, живущие в отдаленных селах, могли получить наравне со всеми качественное образование.

Следует подчеркнуть, что традиции народного воспитания у народов Севера нужно искать в семейном воспитании. В этнопедагогике малочисленных народов Севера выделяют следующие области: морально-этические нормы, общие для всех народов Севера; этика взаимоотношений в семье; отношение человека к окружающей природе; отсутствие физических и часто моральных наказаний; основной метод показ + рассказ в ненавязчивой форме до определенного возраста; отказ от высоких требований, в то же время признание ребенка взрослым во многих аспектах. Одной из отличительных черт характера у народов Севера с малых лет считалась их честность и доверчивость. В числе нравственных устоев у народов Севера нельзя не отметить скромное поведение.

Весь комплекс воспитательного и образовательного процесса должен быть нацелен на формирование личности ребенка именно как представителя того или иного народа Севера. Для этого он должен усвоить соответствующую духовную культуру родного народа, пройти систему закаливания холодом, исповедовать нравственно-этические нормы северной морали, стать носителем национального самосознания, знать историю своего народа и по мере взросления брать на себя ответственность за его судьбу.

На конференции «Педагогика Севера: интеграция в единое образовательное пространство», которая прошла в Москве 24-25 апреля 2014 года, «Юкагирская азбука» Л.Н. Деминой признана одной из лучших в номинации «Лучшее учебное пособие». В номинации «Лучшая учебная программа» одной

68 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

из лучших стала программа «Юкагирская национальная культура» учителя из села Нелемное Верхнеколымского района Е.И. Дьячковой. Экспертами были отмечены и «Сборник программ педагогов дополнительного образования» М.А. Аргуновой; учебные пособия «Умение жить на Севере» Р.С. Никитиной, Г.М. Федорова, Е.И. Винокуровой; «Мургин азбука» Ж.А. Дьячковой, В.Г. Дьячковой и «Юкагирская национальная культура» Е.И. Дьячковой.

Таким образом, система образования Республики Саха старается удовлетворить этнокультурные и этнообразовательные потребности коренных народов региона. В последние годы образование как приоритетное направление государственной политики в Республике Саха (Якутия) оказало значительное влияние на все стороны общественного развития.

Список литературы:

1. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай - сахалар. Очерки по древней истории якутов: в 2-х т. / Г.В. Ксенофонтов. - Якутск, 1992.

2. Борисова УС. Полиэтнические и социокультурные особенности образования в Республике Саха (Якутия): исторический и современный анализ: монография. - СПб.: Изд-во СПбГУ 2005.

3. Борисова УС. К становлению этнокультурного образования в Республике Саха (Якутия) // Вестник СпбГУ Серия 6. - 2006. - № 1. - С. 75-79.

4. Борисова УС. Этнокультурное образование: историко - социологический анализ (на материалах Республики Саха (Якутия): автореф. ... д-ра со-циол. наук. - СПб.: СПбГУ, 2006.

5. Министерство Образования республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sakha.gov.ru/node/207303.

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Тугарова Л.С.*

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас

В статье раскрываются основные проблемы граждан пожилого возраста в условиях современного общества. Роль социального работника

* Кафедра Социальной работы, сервиса и туризма. Научный руководитель: Щенникова С.В., доцент кафедры Общей педагогики и педагогики профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.