Научная статья на тему 'Этнопедагогические мысли и идеи в годы советской власти'

Этнопедагогические мысли и идеи в годы советской власти Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРОЖДЕНИЕ / ДАГЕСТАНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ТРАДИЦИОННОЕ ГОРСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / REVIVAL / DAGESTAN NATIONAL SCHOOL / A TRADITIONAL HIGHLAND EDUCATION / SPIRITUAL HERITAGE / FOLK PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агабалаев И.А., Ахмедова Т.М., Мирзабекова Д.М.

В статье освещены проблемы и особенности становления и развития этнопедагогики в первые годы Советской власти. Статья адресована аспирантам, преподавателям социально-педагогических высших и средних учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGICAL THOUGHTS AND IDEAS IN THE SOVIET ERA

The article highlights the problems and peculiarities of formation and development ethnopedagogics in the first years of Soviet power. The article is addressed to graduate students, teachers, socio-educational secondary and higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогические мысли и идеи в годы советской власти»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЫСЛИ И ИДЕИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Агабалаев И.А., кандидат сельскохозяйственных наук, Ахмедова Т.М. - аспирант ДГПУ, Мирзабекова Д.М.- старший преподаватель ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»

Аннотация. В статье освещены проблемы и особенности становления и развития этнопедагогики в первые годы Советской власти. Статья адресована аспирантам, преподавателям социально-педагогических высших и средних учебных заведений.

Ключевые слова. Возрождение, дагестанская национальная школа, традиционное горское воспитание, духовное наследие, народная педагогика.

ETHNOPEDAGOGICAL THOUGHTS AND IDEAS IN THE SOVIET ERA

Agabalaev I.A., сandidate of аgricultural sciences, Akhmedova T.M., graduate studentDGPU, Mirzabekova D.M.- senior Lecturer Social and Pedagogical Institute

Annotation. The article highlights the problems and peculiarities offormation and development ethnopedagogics in the first years of Soviet power. The article is addressed to graduate students, teachers, socio-educational secondary and higher educational institutions.

Keywords. Revival, Dagestan national school, a traditional highland education, spiritual heritage, folk pedagogy.

В октябре 1917 года под руководством Коммунистической партии (большевиков) во главе с В.И. Лениным была совершена Великая социалистическая революция. Социалистические отношения и установленный советский строй открывали широчайшие возможности для развития творческой активности трудящихся масс, для их идейного и культурного роста.

В.И. Ленин от имени Совнаркома обращался к народной России с целью обеспечить им условий для свободного развития национальной культуры, тради-

ции. В первую же очередь, обещались свобода вероисповедания, уважение религиозных чувств верующих.

В частности, в обращении Совнаркома от 20 ноября 1917 года говорилось следующее: «Мы обращаемся к вам, трудящимся и обездоленным мусульманам России и Востока. Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сырты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, мечети и молельни которых разрушались царями России. Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Вы сами должны быть хозяевами своей страны. Вы сами должны устраивать свою жизнь по образцу своему и подобию».

Настоящий документ советской власти, как и многие подобные документы первых месяцев и лет нового режима, имел чисто пропагандистский характер и ничего общего с реальным обеспечением условий для сохранения и развития национальных культур и свободы верования, конечно, не имел.

Вскоре в отношении многих национальных традиций, отправления религиозных обрядов последовали запреты, репрессии, уголовное преследование. Что касается этнической воспитательной культуры народов многонационального государства, то она не была востребована школой, т.к. на смену ей пришло коммунистическое воспитание, нацеленное на формирование «нового человека» и новой исторической общности под названием «советский народ».

Происходил активный процесс унификации духовных ценностей, особенностей воспитательных систем различных народов, основанных на многовековых традициях, наследственных моральных ценностях.

Эти процессы ВКП (б) и советским правительством в официальных документах преподносились как сближение советских народов и расцвет их культур, многие из которых, по идеалистическим оценкам новой власти, находились на весьма низком уровне развития. Объективно же эти процессы вели к нивелированию самобытности национальных культур, отчуждению подрастающих поколений малочисленных народов от родного языка и духовных ценностей родного народа.

Под влиянием трудов дореволюционных русских педагогов, в первую очередь К.Д. Ушинского, ряд ученых и в советское время продолжает изучение народной педагогики, его духовной культуры. Первым ученым - педагогом, обратившимся к изучению народной педагогики в советское время и сумевшим издать свой исследовательский труд, был педагог и этнограф Г.С. Виноградов.

По мнению Виноградова, народная педагогика - это совокупность навыков и приемов, применяемых пародом в целях воспитания личности той или иной ориентации. [1]

Ученый считал, что народная педагогика сильна знаниями, выводами, для подготовки подрастающего поколения к жизни. Блестящий пример органического сочетания передовой педагогической науки и народной педагогики представляет собой педагогическая деятельность выдающихся советских педагогов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Народный опыт воспитания, социализации подрастающих поколений органически входит в воспитательную деятельность тех детских, юношеских коллективов, где педагоги - гуманисты действительно творили личность, которой присуще все ценное и возвышенное в народной морали.

Опыт формирования совершенного человека, апробированный и обогащенный в своей педагогической деятельности, Макаренко и Сухомлинский глубоко анализируют и убедительно обосновывают в своих педагогических трудах, обладающих высокими художественными достоинствами.[8] Отбирая все что ценно и актуально в народной педагогике для решения современных воспитательно -образовательных проблем, выдающиеся педагоги к народному опыту подходили критически, отвергая все противоречивое, ошибочное, наносное.

Сухомлинский твердо верил, что богатство души человека исходит от богатства, человечности национального характера народа.

Он выступил с идеей возрождения гуманистических идей народной педагогики. При этом Сухомлинский был твердо убежден в том, что воспитание на народных традициях не должно ограничиваться рамками семьи - народная воспитательная мудрость и опыт должны стать достоянием общеобразовательной школы.

Выдающийся педагог многократно подчеркивает великую роль родного языка в формировании духовного мира растущего человека. «Язык - духовное богатство народа», - утверждал он.

В фольклоре Сухомлинский видел величайшее средство формирования моральных черт человека. Он отмечал дальновидность и глубину мудрости народа-педагога, который для передачи своих педагогических идей, опыта будущим поколениям нашел такую привлекательную форму, как различные жанры фольклора.

Своим педагогическим творчеством, этическими хрестоматиями, моральными кодексами, бережным и творческим отношением к народным традициям, обычаям Сухомлинский обогатил и развил народную педагогику, доказал актуальность народного педагогического творчества во все времена.

Официальная советская педагогика в течение десятилетий обходила молчанием народный педагогический опыт, скептически относилась к тому, что он может быть актуальным для современной школы. О мере интереса ее к народному воспитанию говорит и то, что в педагогической энциклопедии, вышедшей в свет в 1966 году, народной педагогике посвящено считанное количество строк, из которых становится ясно, что «в воспитании коммунистической морали используются прогрессивные демократические элементы народных моральных традиций. [8]

Начиная с конца 50-х годов XX в., все большее число советских ученых-педагогов в различных регионах страны [1,2,3] в исследованиях обращается к педагогическому творчеству своих народов. В этой деятельности ими движет желание актуализировать народный опыт воспитания в решении насущных проблем современной советской школы.

В.Ф. Афанасьев в исследовании «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» сущность народной педагогики в основном видит в сумме знаний, накопленных народом в процессе своего исторического развития и проверенных жизнью. Овладение этими знаниями, по мысли исследователя, обеспечивало и обеспечивает подрастающим поколениям возможность социализировать, быть подготовленными к практической жизни в различных ее сферах.

Очевидно, ученый несколько суживает понятие сущности народной педагогики, сводя ее лишь к совокупности эмпирических знаний, накопленных народом на своем историческом пути.

Грузинский ученый - этнограф А.Ф. Хинтибидзе изучил идеи воспитания молодежи, отразившийся в древнем народном эпосе и сказках. [10]. Ученый в результатах, выводах своих исследований определил народный грузинский идеал современного человека, национальный характер, который раскрывающийся в фольклоре и имеющий актуальное значение для воспитания современных молодых поколений народа.

По мнению азербайджанского ученого - этнопедагога А.Ш. Гашимова, в центре понятия «народная педагогика» должны находиться и раскрываться взгляды и идеи воспитания подрастающих поколений, сформировавшие основу его педагогической культуры.[5]

Я.М. Ханбиков, татарский ученый - этнопедагог, свое внимание при определении сущности народной педагогики акцентирует внимание на том, что она из себя представляет средство устного педагогического воздействия на воспитуемых, ориентиром в воспитательном процессе является народная мудрость.

А.Э. Измайлов в своем труде «Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана,» справедливо подчеркивает, что у народа воспитание и обучение - единый двусторонний процесс. Все исследования по народной педагогике, считает Измайлов, объектом этнопедагогики видят только воспитание, хотя тем в подготовке подрастающего поколения к жизни у всех народов важное место занимает обучение.

«Народ учит, обучает молодое поколение конкретной профессии, мастерству, прикладному искусству, спортивным играм и т.д.», - пишет ученый. [6]

На наш взгляд, Измайлов видит и исправляет серьезный недочет в определениях сущности народной педагогики. Значимость вклада ученого не подлежит сомнению.

Большой вклад в изучение народной педагогики не только родного чувашского народа, но также в общение сущности народной педагогики и создание концепции этнопедагогики как науки, предметом изучения которой является народная педагогика, внес Г.Н. Волков. [2]. Он автор фундаментальных трудов «Этно-педагогика чувашского народа» (1966), «Этнопедагогика» (1974), «Этнопедагоги-ка: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений» (1999) и многих других книг, статей по проблемам этнокультуры и этнопедагогики.

Волков Г.Н. впервые ввел в педагогическую науку термин «Этнопедагоги-ка», обосновав его как название отрасли педагогики, изучающей народное педагогическое творчество.

«Народная педагогика - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках и т.п. Народная педагогика предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней. [4]

Г.Н.Волков, определяя сущность народной педагогики, подчеркивает, что в народной воспитательной культуре воспитание и обучение - это двуединый, неразрывный процесс.

«Отцы обучали мальчиков многим видам сельскохозяйственных работ, также и тем видам ремесла, в которых сами были искусны, - пишет Геннадий Никандро-вич, имея в виду неразрывное единство воспитания и обучения в семейной школе социализации личности.

«Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, имени, народности, нации.[3]

Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций, - так определяет ученый предназначение этнопедагогики.

Очевидно, с утверждением высокого предназначения этнопедагогики связана разработанная и обоснованная Г.Н.Волковым концепция этнопедагогизации национальной школы, где этнокультуре и этнопедагогике каждого народа отводится очень важная роль в духовном воспроизводстве народа в новых поколениях.

Научно-педагогическая деятельность Г.Н.Волкова, его фундаментальные труды по этнопедагогике, его большие усилия по подготовке научных кадров по этнопедагогике в значительной степени способствовали и способствуют возрождению этнических педагогических систем многих народов Российской Федерации.

Появление в структуре школьного образования многих национальных республик, в том числе и Республики Дагестан, новых учебных предметов, основанных на традиционной культуре, моральных ценностях народов в определенной мере следует рассматривать как последствие реализации концепции этнопедагоги-

зации национальной (в том числе и русской национальной) школы, выдвинутые Т.Н.Волковым.

Дагестан исстари на Кавказе, России и в мире известен как «страна адата», т.е. страна почитания гуманных традиций, моральных законов, унаследованных от предков. Чтобы сохранить «лицо народа», т.е. его национальный характер, менталитет, старшее поколение всегда ответственно относилось к передаче традиционных духовных ценностей молодому поколению. Это и есть основа и содержание народного воспитания. Если справедливо утверждение о том, что «когда мы воспитываем или обучаем, мы передаем ценности», то также правдива точка зрения, утверждающая, что передавая наследственные ценности и опыт народа подрастающему поколению, мы его воспитываем и обучаем.

Сохранение и упрочение преемственных духовных связей между поколениями народа посредством своевременной и перманентной передачи традиций, обычаев, других наследственных ценностей подрастающему поколению и есть духовное воспроизводство народа. Прочность преемственных связей между поколениями обусловила сохранность педагогических традиций народа и их действенность как средств воспитания.

Литература:

1. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

2. Волков Г.Н. Этнопед. конц. нац. школы //Сб.докл и матер, межд. конф. Якутск. 16-21 марта 1993 г. М.: Просвещение, 1993. с. 45.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974 г.с.7.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.:Академия, 1999 сб.

5. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970 г.

6. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогическая воззрение народов Средней Азии и Казахстана. М.:Педагогика 1991-256 с.

7. Кавказские горцы. Сб. сведений. - Тифлис. 1869. Гл.111. С. 8.

8. Педагогическая энциклопедия. М., 1966, т.3.с.35.

9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, ч.2, М-Л, И ;д-во АПН РСФСР, 1948. С.482

10. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном эпосе. Тбилиси, 1951 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.