Научная статья на тему 'Этнопедагогическая культура игр хакасского народа'

Этнопедагогическая культура игр хакасского народа Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
331
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHALDONS (NATIVE PEOPLE OF SIBERIA) / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИГР / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / ЧАЛДОНЫ / ИГРОВЫЕ ЗАЧИНЫ / АТРИБУТЫ / ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE OF GAMES / CUSTOMS / TRADITIONS / UPBRINGING / GAME INTRODUCTION / ATTRIBUTES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Швалева Т. А.

Исследование такого сложного явления, как этнопедагогическая культура игр требует выделения её универсальных свойств, этапов развития как целостной системы культуры игр не только одного народа, но и соседних регионов, так как они взаимосвязаны общими культурными корнями. В историческом развитии общества характер народных игр впитывал этно-педагогические идеи, обычаи, обряды народа. Культурный обмен между народами проходил не без взаимовлияния, поэтому хакасский народ обогащался новым игровым запасом. Большую роль в становлении культуры игр сыграл русский народ, который своими играми и зрелищами обогатил хакасскую игровую культуру. В играх детей прослеживается многочисленные проявления дружественного межнационального общения между русскими и хакасами, где формировались межличностные и межнациональные отношения, сохраняя при этом этнопедагогические ценности хакасского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE OF GAMES OF THE KHAKASS PEOPLE

The research of the phenomenon of the ethnopedagogical culture of games requires the determination of universal characteristics, stages of the development as a complete system of the culture of games that belongs to not only one nation, but also to neighboring nations, as they have mutually related common cultural roots. In the historical development of the society the character of folk games had absorbed ethnopedagogical ideas, customs and ceremonies of a certain nation. The cultural exchange between nations doesn't take place without mutual influence, that is why the Khakass people enriched themselves with new games. The Russian people played a great role in the coming to be culture of games of the Khakass people. The author finds out that in children's games one can see many examples that illustrate friendly relations between the Russian and Khakass people, where interpersonal and international relations are developed, but at the same time they keep ethnopedagogical values of the Khakass people.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическая культура игр хакасского народа»

3. Харченко A.A. Значение технологической компетентности преподавателя для эффективного применения инновационных технологий обучения. Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко. 2010; 8.

4. Манько Н.Н. Технологическая компетентность педагога. Школьные технологии. 2002; 5.

5. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. Москва: Народное образование, 2002.

6. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высш. шк., 1991.

7. Ядвиршис ЛА Формирование технологической компетентности учителя в процессе подготовки к социально-педагогической деятельности. Образование и общество. 2007; 1.

8. Хуторской A^. Педагогическая инноватика. Москва: Aкадемия, 2008.

9. Горбунов В.Н. Технологическая компетентность учителя технологии и предпринимательства с точки зрения самоменеджмента. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010; 1.

10. Шарипова Э.Ф. Формирование технологической компетенции будущих учителей технологии. Непрерывное технологическое образование в условиях инновационного развития России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва: МПГУ, 2010.

11. Непогод Л.И. Формирование профессионально-технологической компетенции учащихся старшего школьного возраста в образовательном процессе. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2008.

12. Самойленко О.Б. Место и роль самостоятельной работы в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24 июня 2010 года. Под ред. С.Н. Баркалова, A^. Кател-кина. Орёл, 2010; Ч. 2.

References

1. Hotuncev Yu.L. Problema formirovaniya tehnologicheskoj kul'tury uchaschihsya. Pedagogika. 2006; 4.

2. Harchenko V.V., Shabalina E.P. Formirovanie tehnologicheskoj kompetencii buduschego uchitelya tehnologii. Modernizaciya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: tendencii, strategiya, zarubezhnyj opyt. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; 1315 oktyabrya 2014 goda. - Barnaul: AltGPA, 2014.

3. Harchenko A.A. Znachenie tehnologicheskoj kompetentnosti prepodavatelya dlya 'effektivnogo primeneniya innovacionnyh tehnologij obucheniya. Vestnik LNU imeni Tarasa Shevchenko. 2010; 8.

4. Man'ko N.N. Tehnologicheskaya kompetentnost' pedagoga. Shkol'nye tehnologii. 2002; 5.

5. Shtejnberg V.'E. Didakticheskie mnogomernye instrumenty: Teoriya, metodika, praktika. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2002.

6. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod. Moskva: Vyssh. shk., 1991.

7. Yadvirshis L.A. Formirovanie tehnologicheskoj kompetentnosti uchitelya v processe podgotovki k social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Obrazovanie i obschestvo. 2007; 1.

8. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika. Moskva: Akademiya, 2008.

9. Gorbunov V.N. Tehnologicheskaya kompetentnost' uchitelya tehnologii i predprinimatel'stva s tochki zreniya samomenedzhmenta. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2010; 1.

10. Sharipova 'E.F. Formirovanie tehnologicheskoj kompetencii buduschih uchitelej tehnologii. Nepreryvnoe tehnologicheskoe obrazovanie v usloviyah innovacionnogo razvitiya Rossii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MPGU, 2010.

11. Nepogod L.I. Formirovanie professional'no-tehnologicheskoj kompetencii uchaschihsya starshego shkol'nogo vozrasta v obrazovatel'nom processe. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2008.

12. Samojlenko O.B. Mesto i rol' samostoyatel'noj raboty v processe formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih specialistov. Sovershenstvovanie fizicheskoj, ognevoj i taktiko-special'noj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 24 iyunya 2010 goda. Pod red. S.N. Barkalova, A.V. Katelkina. Orel, 2010; Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 26.12.14.

УДК 37.035.6

Shvaleva T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education and Sports, Khakass State

University n.a. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: shvaleva-t@mail.ru

ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE OF GAMES OF THE KHAKASS PEOPLE. The research of the phenomenon of the eth-nopedagogical culture of games requires the determination of universal characteristics, stages of the development as a complete system of the culture of games that belongs to not only one nation, but also to neighboring nations, as they have mutually related common cultural roots. In the historical development of the society the character of folk games had absorbed ethnopedagogical ideas, customs and ceremonies of a certain nation. The cultural exchange between nations doesn't take place without mutual influence, that is why the Khakass people enriched themselves with new games. The Russian people played a great role in the coming to be culture of games of the Khakass people. The author finds out that in children's games one can see many examples that illustrate friendly relations between the Russian and Khakass people, where interpersonal and international relations are developed, but at the same time they keep ethnopedagogical values of the Khakass people.

Key words: ethnopedagogical culture of games, customs, traditions, upbringing, Chaldons (native people of Siberia), game introduction, attributes.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета

им. Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: shvaleva-t@mail.ru

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИГР ХАКАССКОГО НАРОДА

Исследование такого сложного явления, как этнопедагогическая культура игр требует выделения её универсальных свойств, этапов развития как целостной системы культуры игр не только одного народа, но и соседних регионов, так как они взаимосвязаны общими культурными корнями. В историческом развитии общества характер народных игр впитывал этно-педагогические идеи, обычаи, обряды народа. Культурный обмен между народами проходил не без взаимовлияния, поэтому хакасский народ обогащался новым игровым запасом. Большую роль в становлении культуры игр сыграл русский народ, который своими играми и зрелищами обогатил хакасскую игровую культуру. В играх детей прослеживается многочисленные

проявления дружественного межнационального общения между русскими и хакасами, где формировались межличностные и межнациональные отношения, сохраняя при этом этнопедагогические ценности хакасского народа.

Ключевые слова: этнопедагогическая культура игр, обычаи, традиции, воспитание, чалдоны, игровые зачины, атрибуты.

Целью работы является выявление этнопедагогического наследия культуры игр хакасского народа и определить роль культуры игр разных народов, населяющих Южную Сибирь, на культуру игр хакасского народа. В новых социокультурных условиях назрела необходимость обратиться к опыту физического воспитания народов, населяющих Южную Сибирь. В ходе исследования изучаемого вопроса мы рассмотрели этнические особенности игр и физического воспитания различных народов, которые упоминаются в работах: Е.А. Покровского (1887), П.Ф. Лесгафта (1912), Р.И. Жуковской (1956), А.П. Усовой (1965), Г.Н. Волкова (l974), Й. Хейзинга (1992), С. Шмакова (1994), (В.П. Красильни-кова, 2010) и др. авторов.

Описание Южной Сибири и жизни её населения впервые дано в трудах участников академических экспедиций в Сибирь, организованных и проведённых параллельно с началом её колонизации еще в XVIII столетии. Освещение истории этого региона конца XVI - начала XVIII вв. в советское время осуществлялось уже широким кругом российских, киргизских и местных ученых. Освещению жизни, быта хакасов и их взаимоотношений с окружающими соседями, племенами, народами посвятили страницы своих трудов такие историки, как: Н.Н. Козьмин (1925), Н.Я. Бичурин (1950), Л.П. Потапов (1952). К.М. Патачаков (1958),

A.А. Абдыкалыков (1995).

Между тем, недостаточность документов, исторических и этнографических данных в области физического воспитания и физической культуры Хакасии не позволяют достаточно полно раскрыть этот вопрос. Мы не нашли сведений о развитии народных игр в Хакасско-Минусинской котловине раннего периода. Сохранившиеся до наших дней хакасские игры дают основание изучить природу их возникновения. При анализе народных игр соседей: тувинцев, алтайцев, монголов, бурятов - нетрудно заметить, что они содержат общие признаки, как в организации игровых действий, так и в их содержании. Объяснение этому можно найти в дружеских связях народов, населяющих Южную Сибирь, общности культурных корней, уходящих вглубь истории. Совпадение элементов в играх и состязаниях свидетельствует о том, что они заимствованы друг у друга, а в их содержании отражены идеи, образ жизни, психология, обычаи народа. Как показано в трудах отечественного исследователя С.В. Кисилева, изучавшего историю Южной Сибири, характер народных игр у хакасов зависел от исторических условий жизни, от формы производства [1, с 83].

Следовательно, форма производства оказывала влияние на развитие игр и развлечений, которые были важнейшим средством рационального проведения досуга, воспитания детей и основной формой отдыха. Кочевой образ жизни хакасов был связан с перемещением места стоянок, жительства. Естественно, этот процесс не мог проходить без взаимовлияния и культурных обменов между народами, без процессов аккультурации (заимствование другой культуры) и инкультурации (освоение чужой культуры), в результате которых кочевники обогащались новыми знаниями об игровой культуре. Поэтому игровой запас у кочевых народов был более разнообразен и богаче, чем у таёжников. Рассматривая содержание игр с современных позиций, можно утверждать, что игровое начало в культурной жизни народа не теряет своей значимости и актуальности. Сложная и многоцветная национальная культура игр прошлого требует тщательного изучения, выделения и использования подлинных родников народной мудрости, народной культуры. Как отмечает профессор

B.Я. Бутанаев, «кочевое экстенсивное хозяйство, провоцирующее непрерывные столкновения интересов населяющих эту территорию племен и народов, привело к тому, что огромное количество материальной и духовной культуры безвозвратно кануло в лету» [2, с.16]. К сожалению, были утеряны игры, принесенные монголами в XII вв. на территорию Южной Сибири, а также игры эпохи средневекового государства Хонгорая, игры времен правления Сибирского ханства и др. Эти игры могли бы стать кладезем народных сокровищ и ценным достоверным источником культурных реалий при изучении нашего исследования. Исторические документы свидетельствуют о том, что после присоединения Хакасско-Минусинского края к России в 1727 г. наблюдалось освоение русскоязычными переселенцами правобережной части р. Енисей. Народы Южной Сибири

сохранили к приходу русских свой эпос, древние традиции, этнические нормы общежития, культуры игр, на которой создавалась и развивалась своеобразная культура русских старожилов края, поселившихся здесь в середине XVIII. Они стали называть себя «чалдонами». Своеобразие этой культуры было обусловлено и климатическими, и географическими особенностями региона, и этническим составом населения. Хакасские и русские дети стали играть в общие игры: бабки, камушки, жмурки, пристенок, свайки, зоску и др. В последние триста лет под влиянием русской культуры у хакасов появились новые игры: городки, плитка, лапта, чижик и др. Некоторые из них явились первоначальной базой спортивных игр, таких как лапта, городки, армрестлинг, стрельба из лука. На наш взгляд, русские поселенцы в жизнь коренных народов привнесли многое из того, что было в диковинку аборигенам Сибири. Прежде всего, они пришли с христианским мировоззрением, принесли с собой традиции, народные обычаи и игры, развлечения, культуру, которые в корне отличались от образа жизни кочевников. Предстоял процесс адаптации их в новых условиях, взаимопроникновения, взаимовлияния двух культур. В частности, шло активное взаимодействие и взаимообогащение русских народных игр с играми хакасов, которые отражали творческую выдумку, воспитывали силу, ловкость, при этом в игровых действиях играющий проявлял смекалку, находчивость, смелость.

Исследователи А. Адрианов (1883), Я.И. Сунчугашев (1963), указывают, что большое влияние на характер национальной культуры, в том числе и культуры игр, оказали переселенцы или торговцы, которые несли с собой элементы своей игровой культуры. Мы можем с уверенностью утверждать, что национальные особенности игровых упражнений чужой культуры быстро приживались на хакасской земле. Коренное население видоизменяло их, дополняло своими правилами применительно к местным условиям. Через торговлю, праздники, совместные торжества хакасский народ обогащался новыми игровыми зачинами, состязаниями, народными играми и забавами. Именно на праздники, на торжества приглашались гости из соседних племен, княжеств, аулов и т. д. Всевозможные ярмарки были не только местом оформления сделок, купли и продажи товара, но и смотром доблести, смелости, ловкости и силы народа. Выступали лучшие борцы, силачи, наездники, стрелки, лучники, как со стороны хозяев, так и со стороны гостей. Эти выступления проходили чаще всего на больших открытых площадках и при большом скоплении народа. Так народ обменивался «спортивным» опытом и перенимал лучшие игры, технические приемы, исходные стойки, рациональные подходы и мн. др. Выигрыш приносил славу не только победителю, но и его хозяину, роду, аулу.

Множество игр, хотя и принадлежали разным народам, были похожи по содержанию. К их числу принадлежат игры с мячом, в кости, скачки на лошадях, верховая езда и др. Например, детские игры, такие как прыжки на одной ноге у алтайских, тувинских и хакасских детей, имеют похожие правила, условия проведения и содержание. Существуют игры у хакасов («Табунщики»), а у тувинцев («Стреноживание»), которые идентичные не только по содержанию, но и по назначению.

Автор отмечает, что при изучении таких игр, как: бурятские «Волк и ягнята» и «Табун»; якутская игра «Волк и жеребята», нанайская «Волк и олени», монгольская «Охота на волка», киргизская «Волк в отаре», тувинская - «Волк и табун», казахская «Белый лютый - серый лютый», хакасские «Дикие козы и волк» и «Заячья тропа», можно утверждать, что в их основе лежит общее содержание (поймать волка), но правила, условия и характер игр имеют существенные различия. Возможно, эти игры были заимствованы народами друг у друга, а впоследствии видоизменены применительно к условиям своей местности и традициям своего этноса. Основные элементы этих игр обогащались местными приемами, в результате появились новые варианты этих игр. Свою социальную роль они сохраняли до тех пор, пока этого требовали общественные запросы соответствующих слоев населения, либо пока сложившиеся традиции не были оттеснены на задний план современными спортивными играми. [3, с. 84]

Наряду с различными видами игр большую роль играли зародившиеся еще в далекие времена зрелища, в ходе кото-

рых происходили поединки с животными. Не случайно эти традиции переняли последующие поколения, в том числе и народы Хакасии. У русских они заимствовали зрелище «Медведь в клетке», у хакасов существовали зрелища: «Медведь в берлоге», «Борьба с медведем», «Загони волка в яму», «Поймай сохатого», «Лассо вдогонку». Не каждый человек мог отважиться идти на медведя только с рогатиной, на волка и сохатого с арканом. В таких поединках выступали физически подготовленные люди, обладающие отличной ловкостью и силой, хорошо ориентирующиеся в пространстве, смелые и решительные.

В играх чалдонов можно проследить многочисленные проявления дружественного межнационального общения между русскими и хакасами. В процессе игр дети формировали межличностные и межнациональные отношения, взаимовыручку, когда интерес к победе стимулировал игроков одной команды и наоборот, при взаимодействии интересов двух команд у играющих проявлялось чувство соперничества. Данный факт свидетельствует об интернациональном характере воспитания у старожилов, а у хакасов - о наличии в традиции воспитания элементов межнациональной терпимости, тесного общения между двумя народами. Этот факт интересен тем, что приводимые в настоящей работе описания народных игр записаны в пограничных с Хакасией южных районах Красноярского края, где еще к середине XIX века сложился преимущественно русский состав населения.

Взаимопроникновение двух культур отразилось и в названиях, и в содержании игр. Например, динамичный вариант лапты, популярный в старожильческих селениях, называется «чикбек» (от хакасского «чикпек» - быстрый, весенний, теплый ветерок); во многих считалках присутствует образ татарина (так на протяжении XVIII - начала XX века русские называли хакасов), либо производные от хакасских слов («синчик-минчик» - от хакасского «син, мин», т.е. «я, ты»); хакасскими либо тюркскими терминами обозначаются многие атрибуты игр (чол, мерга, мерка, чушки), да и некоторые игры сами имеют не только русское, но и хакасское название, а порой и общетюркское распространение (например, игра 12 палочек - он iki агас), либо игры чрезвычайно похожи по своим правилам. Итак, хакасский народ за свою историю перенял немалое количество развлечений и игр своих соседей, которые стали незаменимым атрибутом его жизни.

Библиографический список

Кроме того, необходимо помнить, что возрождение традиций народной игровой культуры означает не только изучение, но и реставрацию русских старожильческих игр. Оно предполагает также изобретение и составление на их основе новых игр, способствующих развитию у подрастающего поколения творческих способностей. Так, в начале XX века появляются новые игры в регионе Южной Сибири, такие как: «Телефон», «Лунки», «Вижигалы», «Прыгалки», «Штандер», «Классики», «Радио», «Фанты», прыжки через вращающуюся верёвку и др. Многие игровые компоненты, выполнявшие приспособительную и очень важную роль в сохранении и передаче социального опыта, теряют свое назначение. Мы имеем в виду явления, часть из которых следует отнести к игровым и досуговым традициям народа, как отражению того очень важного и существенного, что происходило и происходит в жизни общества, конкретного рода. При решении этой проблемы ценности игр становятся необходимыми элементами взаимопонимания, доверия, средством физического воспитания.

Итак, более чем 300-летнее совместное проживание хакасов и русских на территории Хакасско-Минусинской котловины привело к тому, что эти народы сумели найти взаимопонимание, которое позволило хакасскому народу сохраниться как этносу, а русскому - адаптироваться и навечно связать свою судьбу с этим краем. Исследование культуры игр позволяет не только осветить некоторые стороны духовной жизни хакасов, но и проследить исторически культурные связи с другими народами Южной Сибири, а также пути влияния культуры великого русского народа на культуру хакасов. И сегодняшние межнациональная стабильность, взаимопонимание народов Хакасии -результат длительного взаимовлияния культуры игр, ибо только духовная близость сеет доверие и уважение друг к другу. Результатом сохранившегося наследия является внедрение в образовательный процесс дошкольных, школьных, вузовских образовательных учреждений Хакасии национального компонента по физическому воспитанию, проведение различных соревнований по национальным играм и состязаниям в Республике Хакасия, «Спартакиады Хакасии по национальным играм» и проведение «Спартакиады народов Сибири по национальным играм».

1. Кисилев С.В. Древняя история Южной Сибири. Москва, 1951.

2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, 1996.

3. Швалева Т.А. Национальные игры и состязания в физическом воспитании хакасского народа. Абакан, 2012. References

1. Kisilev S.V. Drevnyaya istoriya Yuzhnoj Sibiri. Moskva, 1951.

2. Butanaev V.Ya. Tradicionnaya kul'tura i byt hakasov. Abakan, 1996.

3. Shvaleva T.A. Nacional'nye igry i sostyazaniya v fizicheskom vospitanii hakasskogo naroda. Abakan, 2012.

Статья поступила в редакцию 15.01.15

УДК 373: 796

Shvaleva T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education and Sports, Khakass State University n.a. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: shvaleva-t@mail.ru

REALIZATION OF NON-CONVENTIONAL LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION IN FIRST GRADE. The author conducts research of methods of teaching Physical Education at primary school. The base of the accepted technology is a text, which is written in a poetic form and corresponds to the contents and moving actions of children. The contents of creative tasks and playing tasks are based on the regularities of formation of moving skills and it is defined by educational aims of the lesson. The author believes that the leading activity of pupils in the first grade is still playing activity. That is why our developed methods of organizing of creative lessons of Physical Education will contribute to complex development of pupils of primary school and will be useful for teachers of Physical Education. The teacher has worked out an algorithm of developing movement-related skills. The research shows how games with a ball form particular skills in children. The teacher asks questions concerning how to pass the ball to the partner, what other ways there are to give it to the other pupils in the group. The physical movement-based skills are confirmed in different variants of games with a ball. Key words: moving skills, playing tasks, creation, innovative methods, physical exercises, text.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета им. Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: shvaleva-t@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.