№ 1, 2003
Исчерпанность традиционных методов мышления, жесткая власть дискурса над умами философов заставляла искать новые формы философствования. Для постмодернистской эстетики в искусстве уже все исчерпано, остается лишь читать его тексты, открывая их заново через анализ структурных единиц. Поиск смыслов осуществляется как работа с текстом, в который превращается весь культурный универсум. Наблюдается смешение стилей, методов, концепций, категорий, методологий. Поиск новой выразительности происходит за счет актуализации приемов и методов самых различных стилей и направлений искусства. Сложно понять, то ли классические формы обогащаются авангардистскими находками, то ли последние развиваются на основе академических решений.
Плюрализм постмодернистского сознания создает полисемантические образы, структурирует мир человека в самых невероятных измерениях, языках и дискурсах, синтезах и синестезиях. В искусство внедряются новый стиль деятельности и созерцательности, новые формы коммуникативности, категориально сти, чувственности. По сути, трансформируется вся сфера образности в ее объективно-предметной, знаково-символической, субъективночувственной формах. Смена мироотноше-ния закрепляется в новой картине мира, в новой метафизике и эстетике.
К числу признаков, свидетельствующих об эпохальной смене парадигм, можно отнести замену моноцентризма глобальным полицентризмом постмодерна. Полицентризм нацелен на соединение творческой свободы искусства с потребностью культуры во внешнем представлении социального смысла. Постмодернизм пытается создать синтез из модернистской свободы экспрессивности и индивидуальности и стремления к культурно значимым образу и форме.
Неклассическая рефлексия действует в пространстве жизни, не ожидая понимания, будущих возможностей, рационального контроля, но дополняясь и восполняясь, трансформируясь в иные образования. Задача исследователя современной культуры состоит в том, чтобы посмотреть на эту «неестественность» как на момент встречи с иным, глубоко непостижимым, что заставляет пересматривать классические представления о мире. Таким образом, выделяя основные направления в исследовании неклассической эстетики, мы подчеркиваем ее опору на традиционный философско-метафизический фундамент классической эстетики и опыт новейших мыслительных практик. Методологическое значение данного выделения состоит в современной аналитике эстетического знания, творческом пересмотре основных положений эстетики.
Поступила 20.01.03.
ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ВУЗЕ
Н.А. Туранина, зав. кафедрой русского языка и методики начального образования Белгородского государственного университета, профессор
Основная задача современного лингвистического образования заключается в формировании высокоинтеллектуальной языковой личности. Важной составляющей этого процесса, на наш взгляд, являются изучение курса русского языка на этнокультурологической основе, формирование этнокультурологической компетентности.
Формирование языковой личности предполагает не только усвоение определенных разделов русского языка или отдельной темы, но и изучение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как основной части его национальной культуры.
В настоящее время нами разработана система использования этнокультуро-
© Н.А. Туранина, 2003 127
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
логического материала при изучении курса «Лексикология русского языка», чтобы показать, что сведения о русском языке являются средством выражения национальной культуры народа. Н.С. Булгаков подчеркивал, что самое могучее дерево культуры, в котором отпечатывается душа народа, есть язык. Вот почему, любя свой народ, нельзя не любить свой язык и свою культуру. Ведь язык — это путь, по которому мы проникаем в ментальность нации.
Процесс формирования этнокульту-рологической компетентности при изучении раздела «Лексикология» происходит на материале текстов о народной культуре (включая региональный материал) по нижеприведенной схеме.
Тема 1. Значение слова. Полисемия
После изучения теоретического материала (слово и его признаки, лексическое значение слова и его типы; многозначность, типы переносных значений слова и т.д.) работаем над выработкой практических навыков с привлечением текстов, содержащих общие сведения о русской народной культуре, ее истоках, мифологическом сознании славян.
Фрагмент текста
Славянская мифология — это совокупность определенных представлений наших предков. Древние мифы славян пытались объяснить все в окружающем мире: мир людей и мир демонов. В настоящее время судить о мифологической картине мира древних славян достаточно трудно, так как это можно сделать только по вторичным источникам (письменным, фольклорным, вещественным). Народная культура помогает нам воссоздать древние представления о наивной картине мира, основанной на мифологических образах.
Во все времена человек стремился ко всему таинственному, старался открыть и исследовать то, что для него было загадочным и необъяснимым. Осознавая свою слабость перед силами природы, он невольно боялся их и все, что было ему непонятно, относил к тайной высшей силе. Чем меньше развит человеческий ум, тем шире область неизведанного, сверхъестественного и непонятного, тем
больше верится, что невидимая могучая сила, управляющая всеми видимыми, но непознанными явлениями, наделена высшим разумом и могуществом. Почти у всех народов существовало убеждение, что верховное существо не одно, а окружено подвластными ему божествами — бесплотными и невидимыми духами, произошедшими из его света и власти. Одни были чистыми и находились между верховным светом и людьми; другие — утратили свою чистоту, но не утратили своего могущества и бессмертия. Таким образом, из созданного людьми появилась и идея существования духов чистых и нечистых, духов света и тьмы, добрых и злых, влияющих на дела мира и людей.
Тема 2. Омонимия
Материалом для закрепления этой темы служат этнокультурологические тексты, содержащие сведения о русском доме, его внутреннем пространстве, традиционной пище славян.
Фрагмент текста
Дом — это самое дорогое для каждого человека, а для крестьянина в понятие «дом» часто включалось все хозяйство: жилая изба и дворовые постройки. Рядом с избой находились погреб, хлев, сарай, сенник. Значительную часть хозяйственного двора занимал сарай для хранения рабочего инвентаря — сохи, бороны, косы, вил, грабель, а также телеги и саней. Здесь же крестьянин с помощью специального приспособления гнул полозья для саней и дуги для лошадей, ремонтировал орудия труда. Двор был огорожен плетнем.
За пределами двора располагались овины, житницы, амбары, а также баня. В овинах сушили хлебные снопы перед обмолотом, а в житницах хранили зерно (снопы). Ко двору прилегал огород, здесь же, неподалеку, располагались конопляники, капустники, хмельники — так называемая «удворенная» земля, также обносившаяся изгородями. Огораживанию придавалось большое значение. Существовала специальная статья «Судебника» Ивана Грозного, которая гласила, что в случае потравы хлебного поля скотом вся вина возлагается не на владельца ско-
№ 1, 2003
та, а на того, чья изгородь оказалась неисправной. Вход во двор осуществлялся через ворота.
Тема 3. Синонимы. Антонимы Дидактический материал к теме — тексты о русском национальном костюме и его региональной специфике.
Фрагмент текста Женская крестьянская одежда — наиболее устойчивая составная часть традиционно-бытовой культуры. На протяжении столетий она сохраняет древние черты в покрое, украшениях, терминологии.
Народный мастер не просто технически исполнял детали народного костюма — процесс их создания сопровождался обязательным ритуальным действием, и этот ритуал составлял главную часть жизни наших предков. Поэтому у народного костюма есть своя логика — логика конструктивного построения, логика кроя, которая имеет смысловую основу и которая, в свою очередь, объясняет приемы его художественно-декоративного решения — использования вышивки, кружева, способов набойки, приемов узорного ткачества. Так, например, непосредственному шитью рубахи предшествовало несколько ритуальных этапов, связанных с производством необходимого материала. Посев, выращивание и обработка льна или конопли были процессом длительным и трудоемким. И когда мастерица садилась ткать, она испытывала чувство благоговения к нитям, а рожденный под ее руками холст имел сакральное, магическое значение, служил связующим звеном между человеком и окружающим его миром.
Тема 4. Лексика с точки зрения ее происхождения
Практические упражнения по этой теме предлагаются на материале текстов о народонаселении края и диалоге культур.
Фрагмент текста Южная лесостепная окраина Руси (куда входил и наш край), разоренная монголо-татарским нашествием, начала вновь активно заселяться в XVI— XVII вв. Сюда бежали в поисках воли сначала беглые холопы, крестьяне, оскудевшие люди и мятежные стрельцы. Они пополняли ряды казаков, вольных ски-
тальцев, промышлявших охотой, бортничеством, а то и разбоем.
«Дикое поле» (так называлась тогда территория нашего края) было опасным местом для жизни — здесь хозяйничали крымские татары, которые использовали эту территорию как форпост для нападения на Русское государство. В конце XVI в. здесь создается сторожевая служба и строятся города-крепости Воронеж, Белгород, Оскол, Курск и другие.
По данным писцовых книг, в первой четверти XVII в. на территории современной Белгородской области было три уезда — Белгородский, Оскольский и Валуйский. В Белгородском уезде (верховья Северского Донца и его притоки Корень, Короча, Нежеголь) проживало 12—14 тыс. чел. Постоянные поселения были в основном сосредоточены севернее Белгорода. Так, по Северскому Донцу и на реке Корень располагались крупные села: Сажное, Никольское, Ушако-во, а также деревни Мясоедово, Мелехо-во и Гураево. По реке Короче селений было меньше, Оскольский уезд в то время был заселен мало, а в бассейне реки Ворсклы постоянных поселений не было совсем. Вслед за строительством городов-крепостей с 1635 г. началось сооружение оборонительной линии, вошедшей в историю под названием Белгородской черты, протянувшейся почти на 800 км.
Тема 5. Активный и пассивный состав словаря
После изучения теоретического материала студентам предлагаются для анализа тексты о русских народных праздниках и обычаях, содержащие лексику активного и пассивного запаса.
Фрагмент текста
В традиционной культуре исключительная роль стола была выражена практически во всех обрядах, одним из элементов которых являлась трапеза. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватало места. Во время обеда старались подольше посидеть за столом, полагая, что «сколько за столом просидишь, столько в царстве небесном пробудешь». Место, занимаемое за столом, было важ-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ным показателем семейного и социального положения человека. Хозяин дома обычно сидел во главе стола под иконами. Если в семье не было отца, то место хозяина занимал старший женатый сын; если же он еще не был женат, то главенство принадлежало матери. По сторонам от хозяина садились старшие мужчины, за ними младшие и лишь за ними женщины. Если женщинам не хватало места, то они ели на лавке или возле печи. Место за столом в красном углу считалось наиболее почетным и предназначалось для хозяина дома, почетных гостей и священника. Все значимые события семейной жизни отмечали в красном углу.
Тема 6. Лексика с точки зрения стилистической
Формирование навыков и умений по изученной теме происходит в процессе анализа лексем в составе текстов об оберегах русского дома и русского человека.
Фрагмент текста Дом славянина был весь пронизан магической заклинательной символикой, унаследованной еще с языческих времен. Защитой от злых духов служили прежде всего доброжелательные языческие символы, размещенные на самых уязвимых участках жилища и двора, какими считались стены, окна, кровля. Это была архитектурная резьба — конек на крыше, резные причелины «с горомовыми знаками», изображения солнца, птиц. Иногда для украшения стрехи дома употребляли специальную композицию из обожженной глины — фигуру женщины
с поднятыми к небу руками. Стены жилищ покрывали узорами, в которых преобладала тема ужа (змеи) — покровителя домашнего очага. Отдельно вешали особое полотенце — главный оберег избы, да и семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других — в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо — с землею.
Эти обереги вместе делали дом недоступным для «злых духов» и убежищем для членов семьи. Все предметы в доме тоже покрыты охраняющими знаками, облегчающими «одоление зла» внутри убежища.
Разработанная нами система формирует понятие национальной картины мира, отражает национальное мироощущение, которое реализуется в семантике слов, референты которых естественны, обычны, понятны для носителей языка.
Рассматривая лексику как открытую систему, важно показать ее подвижность, восприимчивость к изменениям в жизненном укладе народа и его ценностях. Одна из форм заботы о национальной культуре — непрерывная творческая работа, обеспечивающая культуре преемственность, непрерывность внутреннего существования, порождающий потенциал.
Язык — это продукт, составная часть и условие культуры. Формирование эт-нокультурологической компетентности в процессе обучения языку является сложной, но необходимой задачей современного гуманитарного образования.
Поступила 20.01.03.