Научная статья на тему 'Этнокультурные процессы Ферганы и Согда в древности'

Этнокультурные процессы Ферганы и Согда в древности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1315
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОГД / ФЕРГАНА / САРАЗМ / ЭЙЛАТАН / ЧУСТ / ЭТНОКУЛЬТУРА / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЧУСТСКИЕ ПЛЕМЕНА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SUGHD / FERGHANA / SARAZM / EILATAN / CHUST / ETHNOCULTURE / MATERIAL CULTURE / СHUST TRIBES / ETHNOCULTURAL RELATIONS / СУѓД / ФАРѓОНА / ЭЙЛАТОН / ФАРњАНГИ ЭТНИКї / ФАРњАНГИ МОДДї / ќАБИЛАњОИ ЧУСТї / МУНОСИБАТњОИ ЭТНИКИЮ ФАРњАНГї

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аюбов А.Р.

Статья посвящена вопросу этнокультурных отношений Ферганы и Согда в эпоху древности. Археологические работы последних лет в Фергане показали, что данная местность является древнейшим обиталищем человека, вероятно, и здесь проходил процесс антропогенеза. Как в Самарканде, так и в Фергане хорошо изучены памятники мезолита и неолита. Онидоказывают, что в этих долинах люди непрерывно проживали начиная с эпохи нижнего палеолита до энеолита. В истории культуры Ферганы сложным периодом являются энеолит и ранняя бронза. Дошедшая до Зарафшана культура Анау встретилась здесь с развивающееся местной культурой Сазагана, неолитической культурой Ферганы и культурой Гиссара и в результате взаимосвязи сложилась культура Саразма, которая имеет некоторое сходство с чустской культурой Ферганы в технологии гончарного производства. Зарафшанская культура эпохи энеолита и ранней бронзы определяет северо-восточные границы цивилизации Востока. Хакский клад, найденный в Намангане, клад Платона, каменные изображения змей в кишлаке Сох доказывают распространение земледельческой культуры Ферганы в начале II тыс. до н.э. Материальная культура согдийцев и ферганцев показывает близость традиций и обычаев этих народов в эпоху древности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural Processes of Ferghana and Sughd in Ancient Times

The article is devoted to the issue of ethno-cultural relations of Ferghana and Sughd in the era of antiquity. Archaeological works of recent years in Fergana have shown that this area is the oldest inhabited place of man, probably, the anthropogenesis process had also taken place here. Mesolithic and Neolithic monuments have been well studied both in Samarkand and in Ferghana. They prove that in these valleys people lived continuously from the era of the Lower Paleolithic period up to the Eneolithic one. In the history of Ferghana culture, difficult periods are the Eneolithic and Early Bronze Ages. The culture of Anau, which had reached Zarafshan, met here with the developing local culture of Sazagan, the Neolithic culture of Ferghana and the culture of Hissar, and as a result of the interconnection the culture of Sarazma was developed, which having some resemblance with the Ferghana culture in pottery. Zarafshan culture of the Eneolithic and Early Bronze Ages defines the northeastern borders of the civilization of the East. Hakian treasure, found in Namangan, treasure of Plato, stone images of snakes in the village of Sokh prove the spread of Ferghana's culture at the beginning of the II millennium BC. The material culture of the Sughdians and Ferghanians shows a proximity of the traditions and customs of these peoples in the era of antiquity.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные процессы Ферганы и Согда в древности»

07.00.09.ТАЪРИХНИГОРЙ, МАЪХАЗШИНОСИ

ВА РАВИШИТАДК|ИК;ОТИ ТАЪРИХИ 07.00.09.ИСТ0РИ0ГРАФИЯ,ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

07.00.09.HISTORIOGRAPHY, A SOURCE STUDY AND METHODS OF HISTORICAL RESEARCH

УДК 39 (517) А.Р. АЮБОВ

ББК 63.5

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ФЕРГАНЫ И СОГДА В ДРЕВНОСТИ

Средняя Азия ещё в эпоху древности служила северным форпостом цивилизации. Особая природа и климат региона определили особенности развития хозяйства как южных, так и северных областей. Если на юге основной тип развития хозяйства был оседло-земледельческий, то на севере региона преобладали более подвижные пастушеско-земледельческие формы, которые этнически и культурно включались в обширную зону от Дона до Арала и сибирских степей. Оседло-земледельческие области были основной базой для появления новых городов как центров военной, административной, производственной и культурной жизни населения.

Эпоха раннего железа Средней Азии характеризуется, как развитием земледельческой экономики, так и формированием этнических групп, которые занимались кочевым скотоводством. Постоянные переселения, следствим исторических процессов, приводили к изменениям в материальной и духовной культуре. Складываются оседло-земледельческие комплексы Согда, Ферганы. Адаптация пастушеско-земледельческих племен в степной зоне способствовала активизации кочевого скотоводства с устойчивой материальной культурой (12, 27-28). Среди кочевников исследователи прослеживают активные продвижения на запад по традициям сибирской карасукской культуры. В Средней Азии это время сложных переплетений земледельческих и кочевых культур, которые формировались как в равнинной зоне, так и горной и предгорной.

Древняя Фергана благодаря высокой цивилизации сыграла важную роль в жизни народов Средней Азии в эпоху древности. Средняя Азия входит в зону, где во II тысячелетии до н.э. формировались древнеземледельческие культуры. Фергана оказалась в зоне сложения этих культур. До появления и распространения эйлатано-актамской культуры на территории Ферганы здесь долго развивалась культура местного и пришлого населения.

Археологические памятники показали, что ещё в эпоху бронзы в Фергане формируются памятники двух культур - земледельческой чустской и скотоводческой степной формы. Поселения чустской культуры были расположены в долинах горных рек. Наибольшее их число были найдены в юго-восточной и северной части Ферганы. Культура степного типа, имеющая совершенно другой вид, развивалась на северо-западе и юге Ферганы. Металлические изделия обеих культур свидетельствуют о связях Ферганы с северо-востоком и югом Средней Азии, а также о взаимовлиянии обеих культур в условиях Ферганы.

В письменных источниках не упоминается слово «Фергана». Это значит, что античные авторы имели сведения только о территории юго-западной Ферганы. Вся остальная территория для них была страной саков. Данные сведения относятся к тому времени, когда на территории Ферганы была распространена эйлатано-актамская культура, к памятникам которой относятся поселения, могильники.

Фергана была особым центром, притягивавшим многочисленные племена саков, усуней, кангюй, путем, по которому проходили юечжи, частично хунну. Часть из племен только проходила через его территорию, часть оставалась на его плодородных землях. В этом и заключается неоднородность в культуре населения разных районов, определявшаяся и различием их природных условий, и различным направлением связей. Однако, за исключением

эпохи бронзы, мы не можем выделить культуру переселенцев и можем только фиксировать отдельные черты, свидетельствующие о взаимовлиянии культур.

Население Ферганы в той или иной степени участвовало во многих событиях Средней Азии, о чём свидетельствует синхронность в смене периодов развития ее культуры и культуры других среднеазиатских областей. Но в течение многих веков сохранялась ее самобытность. Особенность Ферганы заключалась в том, что она оставалась в стороне от вторжения персидских и греческих войск испытывала влияния иноземных культур, в том числе Греко-бактрийского и Кушанского государств. Тем не менее саки Ферганы внесли свой вклад в борьбу с войском Александра Македонского, а движение этого войска способствовало проникновению сюда согдийцев. Так же какая-то часть ферганцев принимала участие в штурме Греко-Бактрии, что могло способсвовать установлению связей с Кушанским государством.

Археологические работы последних лет в Фергане показали, что эта местность была древнейшим обиталищем человека, вероятно, именно здесь проходил процесс антропогенеза. До недавних пор Африка считалась местом появления древнейших людей и в идею о том, что первые люди также появились в Средней Азии 1-1,5 млн. лет назад, никто не верил. Ферганские раскопки привели к тому, что некоторые исследователи начали использовать термин «фергантроп» (9, 95).

Археологические раскопки позволили определить что в древнейший период люди обитали в пещерах гористой местности и частично в равнинах Зеравшана (17, 45). Как в Согде, так и в Фергане хорошо изучены памятники мезолита и неолита. Они доказывают, что в этих долинах люди непрерывно проживали начиная с эпохи нижнего палеолита до энеолита. Ученые, исследовавшие эти памятники, отмечают сходство и близость культурного развития двух долин (3, 81; 9, 22).

В истории культуры Ферганы сложным периодом являются энеолит и ранняя бронза. В аналогичный период в верхнем течении Зарафшана появилась культура Саразма, относительно который мнения исследователей расходятся. Первая группа полагает, что культура Саразма сложилась в результате миграции представителей Геоксюрской культуры, распространенной в Северном Иране и Южном Туркменистане с целью освоения новых земель (8, 66). Согласно второй гипотезе культура Саразма в верхнем течении Зеравшана сложилась в результате взаимодействия культуры неолита Ферганы, Гиссарской культуры юго-востока Средней Азии и Сазаганской культуры Зеравшанского хребта. Третья группа исследователей считает, что на юге Средней Азии в эпоху неолита земледельческая культура было характерна только Южному Туркменистану, и она не распространилась на другие части Средней Азии. Но с эпохи культуры Анау земледельческая культура Южного Туркменистана начала распространяться по северо-восточным районам, в том числе, верхнему течению Зеравшана.

Известный археолог В.А.Ранов для горных и предгорных районов Средней Азии наметил три области, которые занимают различные по своей материальной культуре группы: Гиссарскую, Маркансуйскую и Центрально-Ферганскую. А выделение других зон распространения иных локальных культур в горной и предгорной частях Средней Азии он считал пока еще невозможным (16, 19-20). В противовес мнению В.А. Ранова об иных локальных культурах в горной и предгорной частях Средней Азии нужно отметить, что есть возможность определить новую неолитическую археологическую культуру на территории Среднего Зеравшана - Сазаганскую культуру.

Дошедшая до Зеравшана культура Анау встретилась здесь с развивающейся местной культурой Сазагана, неолитической культурой Ферганы и культурой Гиссара, и в результате взаимосвязи сложилась культура Саразма. Раннеземледельческая культура, подобная зарафшанской эпохе энеолита и ранней бронзы, пока еще в Фергане не найдена. Наряду с этим, культура Саразма отличается от Гексюрской культуры Южного Туркменистана и имеет некоторое сходство с чустской культурой Ферганы в технологии гончарного производства, т.е. гончарные традиции Саразма повторяются в Чусте.

Зеравшанская культура эпохи энеолита и ранней бронзы определяет северо-восточные границы цивилизации Востока. Хакский клад, найденный в Намангане, клад Платона, каменные изображения змей в кишлаке Сох доказывают распространение земледельческой культуры Ферганы в начале II тыс. до н.э. Изображения животных связаны с идеологическими представлениями ранних земледельцев.

Кроме вышеназванных памятников неолита Ферганы больше не найден ни один памятник. Только начиная с эпохи раннего железа этнокультурные отношения Согда и Ферганы возобновляются. Культурные и экономические связи Средней Азии в этот период

настолько были развиты, что известные ученые, такие как Ю.А. Заднепровский и А.А. Аскаров, начали использовать термин «Чустская этнокультурная общность» (5, 24; 6, 97; 1, 64; 14, 12). В изучении истории раннего железа в Средней Азии особое место занимает памятник Яздепа и его стратиграфия на юге Туркменистана. Именно эта стратиграфия стала основой для изучения всех среднеазиатских памятников этого периода. На основе найденных металлических изделий памятника Яздепа и чустской культуры Ферганы заменитель начальным этапом железного века считается начало I тыс. до н.э. (13, 72).

В последние годы в изучении культур эпохи бронзы и раннежелезного века Средней Азии достигнуты большие успехи. Это связано с периодизацией истории культуры региона. Археологические раскопки на территории Ферганы, особенно в окрестностях города Ош, показали, что памятники раннежелезного века на этой территории относятся к XIX-XV вв. до н.э. К такому выводу пришел Ю.А. Заднепровский, изучая памятники путем радиокарбонного анализа (7, 118).

Появление древнеземледельческой культуры на территории Ферганы было связано с географическим положением области, т.е. с эпохи энеолита и раннего бронзового века она располагалась между двумя цивилизациями - древнего Китая на востоке и древней Индии на юго-западе. Природа и климат, а также расположение между двумя древними цивилизациями нашли отражение в древнеземледельческой культуре Ферганы. С этой точки зрения, чустская культура, сложившаяся в Фергане, с одной стороны имеет некоторые сходства с культурой Бактрии, Маргианы и Согда аналогичного периода, с другой- памятники такого типа найдены в Восточном Туркестане.

Культура, сложившаяся в Фергане, в свое время называлась «Чустская этнокультурная общность».

Чустские племена освоили северную и восточную части долины. Восточная часть судя по количеству памятников, осваивалась более интенсивно. Здесь выявлены крупные памятники, такие как Дальверзин (25 га), Ашкал тепе (13 га) и Ошское поселение. Неравномерность заселения территории долины определяется, в первую очередь, естественно-историческими условиями, так как они оказывают влияние на хозяйственную деятельность человека и, следовательно, на облик культуры. Однако в настоящее время такое именование культуры раннежелезного века Средней Азии теряет свою силу. Во-первых, археологические раскопки последних лет Бактрии, Маргианы и Согда показали тенденцию их развивающегося отличия от культуры Чуста. Во-вторых, археологический слой чустской культуры более древний. Следовательно, сравнение древней культуры с культурой последующего времени показывает их большое различие.

В Фергане следующей культурой древности является эйлатанская (2, 102). Эта культура найдена вблизи города Хаккулабад Наманской области. Архаический облик посуды и наличие раскраски послужили основанием для сопоставления ее с комплексом культуры Анау I в Южной Туркмении и соответственно для отнесения Эйлатана к раннему периоду истории Ферганы - к концу Ш-П тыс. до н.э. Дальнейшие исследования позволили установить, что первоначальная датировка Эйлатана была сильно занижена Б. А. Латыниным. Несмотря на это, выделение в начале 30-х годов эйлатанского комплекса как одного из ранних в Фергане является бесспорной заслугой Б. А. Латынина. Ему же принадлежит первая, правда, еще весьма схематическая, периодизация культуры Ферганы (11, 121). В своих работах он обратил основное внимание на изучение истории древней ирригации, которая и определила развитие земледельческой культуры Ферганы (10, 700).

Однако находка расписной чаши в комплексе погребения с бронзовыми наконечниками стрел скифского типа и сравнительное изучение керамики Эйлатана и Чуста в совокупности привели А.Н. Бернштама и автора к необходимости пересмотра датировки Б.А. Латынина. В докладах на пленуме ЛОИИМК в 1953 г. были изложены новые материалы и предложена новая дата Эйлатана - середина I тыс. до н. э. (4, 8).

В последнее время всё чаще звучит вопрос о принадлежности эйлатанской культуры скотоводам или земледельцам. Однако здесь очень мало находок земледельческой культуры в отличие от предметов памятника Симтепа. Более того, именно в этот период скотоводы оставили больше мазаров - курганов.

В период распространения эйлатанской культуры в Согде развивалась градостроительная культура. В городах наряду со всеми визами ремесленной продукциями ремесла широко распространилось изготовление сосудов на гончарном круге.

Историческая и культурная обстановка Ферганы отличается от Согда. В период раннего железа в развитии этих двух областей намечается близость. В последующее время эта

близость меняет свое направление. В Согд изделия, изготовленные на гончарном круге привозили из Бактрии и Маргианы. Поэтому сосуды цилиндрическо- конусного вида Бактрии и Маргианы в памятниках самого Согда не встречаются. В Фергане появление таких предметов невозможно минуя территории Согда. В период вхождения Согда и Бактрии в состав Ахеменидской империи развитие культуры Ферганы оставалось на прежних традициях.

На территории Южного Согда в районе Турткултепа найдены изделия, изготовленные руками, с раскраской. Они относились к эпохе раннего железа (15, 49). Такие изделия курганов Суфон и Кунгай Ферганы были сравнены с изделиями вышеназванного района. Различие между ними было незначительное. Большая часть ферганских изделий изготовлена на гончарном круге и имела круглую форму в отличие от цилиндрическо-конусной формы сосудов Согда. Таким образом, материальная культура согдийцев и ферганцев показывает близость традиций и обычаев этих народов в эпоху древности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аскаров, А.А., Альбаум Л.И. Поселение Кучуктепа / А.А. Аскаров, Л.И. Альбаум. -Ташкент: Фан, 1979. - 112 с.

2. Горбунова, Н.Г. Некоторые особенности формирования древних культур Ферганы / Н.Г. Горбунова // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 25. Материалы и исследования по археологии СССР. Контакты и взаимодействие культур Евразии. - Л.: Искусство, 1984. - С.99-107

3. Джуракулов, М.Дж., Холматов Н.У. Мезолит и неолит Среднего Зарафшана / М.Дж. Джуракулов, Н.У. Холматов. - Ташкент: Фан, 1991. - 124 с.

4. Заднепровский, Ю.А. Древнеземледельческая культура Ферганы / Ю.А. Заднепровский // МИА СССР. №118. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 330 с.

5. Заднепровский, Ю.А. Чустская культура Ферганы и памятники раннежелезного века Средней Азии: Автореферат диссертации доктора исторических наук / Ю.А. Заднепровский. -М., 1978. - 52 с.

6. Заднепровский, Ю.А. Преемственность и инновации в развитии культуры (по материалам древней Ферганы) / Ю.А. Заднепровский // Преемственность и инновации в развитии древних культур. - Л., 1981. - С.95-98

7. Заднепровский, Ю.А. Ошское поселение. К истории Ферганы в эпоху поздней бронзы / Ю.А. Заднепровский. - Бишкек: Мурас, 1997. - 172 с.

8. Исаков, А.И. Саразм (к вопросу становления раннеземледельческой культуры Зерафшанской долины (раскопки 1977-1983 гг.) / А.И. Исаков. - Душанбе, 1991.

9. Исламов, У.И. Обиширская культура / У.И. Исламов. - Ташкент: Фан, 1980. - 181 с.

10. Латынин, Б.А. К вопросу об истории ирригации / Б.А. Латынин // Сборник «Академия наук акад. Н. Я. Марру». - М.-Л., 1935. - С. 697-708

11. Латынин, Б.А. Работы в районе проектируемой электростанции на р. Нарын в Фергане / Б.А. Латынин // Известия ГАИМК, 1935. Вып. 110. С.120-158

12.Массон, В.М. Вопросы культурного наследия / В.М.Массон. - Ашхабад, 2002. - 48 с.

13.Массон, В.М. Древнеземледельческая культура Маргианы / В.М. Массон // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып.73. - М., 1959

14. Матбабаев, Б. Локальные варианты чустской культуры Ферганы: Автореферат диссертации кандидата истолрических наук / Б. Матбабаев. - Л., 1985. - 18 с.

15. Раимкулов, А., Исамиддинов М. Турткультепа - новый памятник эпохи финальной бронзы в Южном Согде / А.Раимкулов, М.Исамиддинов // Археологические работы на новостройках Узбекистана. - Ташкент. Издательство ФАН УзССР. 1990 г. - 240 с.

16. Ранов, В.А. Гиссарская культура - неолит горных областей Средней Азии / В.А. Ранов // Каменный век Северной, Средней и Восточной Азии. - Новосибирск: Наука, 1985. - С. 27-28

17. Ташкенбаев, Н.Х., Сулейманов Р.Х. Культура древнекаменного века долины Зерафшана /

H.Х. Ташкенбаев, Р.Х. Сулейманов. - Ташкент: Фан, 1980. - 102 с.

REFERENSES:

I. Askarov, AA, Albaum L.I. The Settlement of Kuchuktep / A.A. Askarov, L.I. Albaum. -Tashkent: Science, 1979. - 112 p.

2. Gorbunova, N.G. Some Features of the Formation of Ancient Cultures of Ferghana / N.G. Gorbunova // Archaeological Collection of the State Hermitage. Issue 25. Materials and Researches on Archeology of the USSR. Contacts and Interaction of Cultures of Eurasia. - L.: Art, 1984. - Р. 99107.

3. Djurakulov, M.J., Kholmatov N.U. Mesolithic and Neolithic Ages of the Middle Zarafshan / M.J. Djurakulov, N.U. Kholmatov. - Tashkent: Science, 1991. - 124 p.

4. Zadneprovsky, Yu.A. Ancient-Agricultural Culture of Fergana / Yu.A. Zadneprovsky // Materials and Researches on Archeology in the USSR. № 118. - M.; L.: Publishing-house of the USSR Academy of Sciences, 1962. - 330 p.

5. Zadneprovsky, Yu.A. Chust Culture of Ferghana and Monuments of the Early Iron Age of Middle Asia: synopsis of dissertation on history / Y.A. Zadneprovsky - M., 1978. - 52 p.

6. Zadneprovsky, Yu.A. Continuity and Innovation in the Development of Culture (based on the materials of ancient Ferghana) / Yu.A. Zadneprovsky // Continuity and Innovation in the Development of Ancient Cultures. - L., 1981. - P.95-98

7. Zadneprovsky, Yu.A. Osh Settlement. Towards the History of Ferghana in the Late Bronze Age / Yu.A. Zadneprovsky. - Bishkek: Muras, 1997. - 172 р.

8. Isakov, A.I. Sarasm (issues concerned with the formation of the early farming culture of the Zerafshan Valley (excavations of 1977-1983) / A.I. Isakov. - Dushanbe, 1991.

9. Islamov, U.I. Obishir Culture / U.I. Islamov. - Tashkent: Science, 1980. - 181 p.

10. Latynin, B.A. On the History of Irrigation / B.A. Latynin // Collection "Academy of Sciences Academician N. Ya. Marr". - M.-L., 1935. - Р. 697-708.

11. Latynin, B.A. Works in the Area of a Planned Power Station on the Naryn River in Ferghana / B.A. Latynin // Tidings of the State Archive on the History of Marghian Culture, 1935. Issue 110. -P.120-158.

12. Masson, V.M. Issues Beset with Cultural Heritage / V.M. Masson - Ashgabat, 2002. - 48 p.

13. Masson, V.M. Ancient Land of Culture Margaian / V.M. Masson // Materials and researches on the Archeology of the USSR, Issue 73. - M., 1959.

14. Matbabaev, B. Local Varieties of Chust Culture of Ferghana: synopsis of candidate dissertation on history / B. Matbabaev. - L., 1985. - 18 р.

15. Raimkulov, A., Isamiddinov M. Turtkultepa as a New Monument of the Era of Final Bronze in Southern Sughd / A.Raimkulov, M.Isamiddinov // Archaeological Jobs on New Construction Sites of Uzbekistan. - Tashkent. Publishing-house of the UzSSR Academy of Sciences. 1990 - 240 р.

16. Ranov, V.A. Hissar culture - Neolithic Mountain Regions of Central Asia / V.A. Ranov // Stone Age of Northern, Middle and Eastern Asia. - Novosibirsk: Science, 1985. - P. 27-28

17. Tashkenbaev, N. Kh., Suleimanov R.Kh. Culture of the Ancient Stone Age of the Zerafshan Valley / N.Kh. Tashkenbaev, R.Kh. Suleymanov. - Tashkent: Science, 1980. - 102 p.

Раванд^ои этнофар^ангии Фаргона ва Сугд дар а^ди цадим

Вожа^ои калиди: Сугд, Фаргона, Саразм, Эйлатон, Чуст, фаруанги этники, фаруанги

модди, цабилауои чусти, муносибатуои этникию фаруанги Мацола ба масъалаи муносибатуои этникию фаруангии Фаргона ва Сугд дар ауди цадим бахшида шудааст. Х,африёти бостоншиносии солуои охир дар Фаргона нишон доданд, ки макали мазкур цои истицомати одамони цадимтарин мебошад ва эутимол дар ин цо раванди ташаккули одам гузашта бошад. Чун дар Сугд дар Фаргона низ ёдгориуои замони мезолит ва неолит хуб омухта шудаанд. Онуо собит намуданд, ки одамон дар ин водщо аз замони палеолити поён то энеолит маскун шудаанд. Дар таърихи фаруанги Фаргона давраи мураккаб энеолит ва асри биринции барвацт мебошад. Фаруанги Анав то Зарафшон омада, дар ин цо бо фарьапнги мауаллии Сазагон, фаруанги неолитии Фаргона ва фаруанги Хисор дучор омад. Дар натицаи чунин робита фаруанги Саразм ташаккул ёфт, ки дар технологияи истеусолоти кулоли ба фаруанги Чусти Фаргона шабоуат дошт. Фаруанги зарафшонии давраи энеолит ва асри биринции барвацт саруадуои шимолу шарции тамаддуни Шарцро муайян мекунад. Хазинаи Хок дар Намангон, хазинаи Платон, тасвири руи сангии моруо дар деуаи Сух оид ба пауншавии фаруанги зироаткории Фаргона дар аввали уазорсолаи II то мелод маълумот медиуанд. Фаруанги моддии сугдиён ва фаргониён гувоуи наздикии анъанауо ва урфу одатуои ин халцуо дар ауди цадим мебошанд.

Этнокультурные процессы Ферганы и Согда в древности

Ключевые слова: Согд, Фергана, Саразм, Эйлатан, Чуст, этнокультура, материальная

культура, чустские племена, этнокультурные отношения. Статья посвящена вопросу этнокультурных отношений Ферганы и Согда в эпоху древности. Археологические работы последних лет в Фергане показали, что данная местность

является древнейшим обиталищем человека, вероятно, и здесь проходил процесс антропогенеза. Как в Самарканде, так и в Фергане хорошо изучены памятники мезолита и неолита. Они доказывают, что в этих долинах люди непрерывно проживали начиная с эпохи нижнего палеолита до энеолита. В истории культуры Ферганы сложным периодом являются энеолит и ранняя бронза. Дошедшая до Зарафшана культура Анау встретилась здесь с развивающееся местной культурой Сазагана, неолитической культурой Ферганы и культурой Гиссара и в результате взаимосвязи сложилась культура Саразма, которая имеет некоторое сходство с чустской культурой Ферганы в технологии гончарного производства. Зарафшанская культура эпохи энеолита и ранней бронзы определяет северо-восточные границы цивилизации Востока. Хакский клад, найденный в Намангане, клад Платона, каменные изображения змей в кишлаке Сох доказывают распространение земледельческой культуры Ферганы в начале II тыс. до н.э. Материальная культура согдийцев и ферганцев показывает близость традиций и обычаев этих народов в эпоху древности.

Ethnocultural Processes of Ferghana and Sughd in Ancient Times

Key words: Sughd, Ferghana, Sarazm, Eilatan, Chust, ethnoculture, material culture, сhust tribes, ethnocultural relations.

The article is devoted to the issue of ethno-cultural relations of Ferghana and Sughd in the era of antiquity. Archaeological works of recent years in Fergana have shown that this area is the oldest inhabited place of man, probably, the anthropogenesis process had also taken place here. Mesolithic and Neolithic monuments have been well studied both in Samarkand and in Ferghana. They prove that in these valleys people lived continuously from the era of the Lower Paleolithic period up to the Eneolithic one. In the history of Ferghana culture, difficult periods are the Eneolithic and Early Bronze Ages. The culture of Anau, which had reached Zarafshan, met here with the developing local culture of Sazagan, the Neolithic culture of Ferghana and the culture of Hissar, and as a result of the interconnection the culture of Sarazma was developed, which having some resemblance with the Ferghana culture in pottery. Zarafshan culture of the Eneolithic and Early Bronze Ages defines the northeastern borders of the civilization of the East. Hakian treasure, found in Namangan, treasure of Plato, stone images of snakes in the village of Sokh prove the spread of Ferghana's culture at the beginning of the II millennium BC. The material culture of the Sughdians and Ferghanians shows a proximity of the traditions and customs of these peoples in the era of antiquity.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Аюбов Абдусалом Рауфович, номзади илмуои таърих, докторанти Осорхонаи антропология ва мардумшиносии ба номи Петри Кабири Академияи илмуои Россия. E-mail: abdusalom-1@mail.ru Сведения об авторе:

Аюбов Абдусалом Рауфович, кандидат исторических наук, докторант Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук. E-mail: abdusalom-1@mail. ru Information about the author:

Ayubov Abdusalom Raufovich, candidate of historical sciences, claimant for doctoral degree of Anthropology and ethnography museum named after the Great Peter (cabinet of curiosities) under the Russian Academy of Sciences. E-mail: abdusalom-1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.