Научная статья на тему 'Этнокультурные аспекты формирования дееспособного гражданского общества'

Этнокультурные аспекты формирования дееспособного гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные аспекты формирования дееспособного гражданского общества»

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЕСПОСОБНОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В демократических кругах российского общества в последние годы настойчиво распространяется идея строительства гражданского общества. Об этом говорят политики, пишут ученые, постоянно напоминают общественные деятели. В качестве образцов успешно решаемой задачи создания такого общества фигурируют некоторые страны Западной Европы. Действительно, сам замысел утверждения основ гражданского общества заслуживает бесспорной поддержки. Однако-при всех имеющихся достижениях различных европейских стран в реализации данного замысла, события последнего времени заставляют сомневаться в том, все ли до конца продумано в создании модели гражданского общества, культивируемой в ряде развитых стран.

Речь идет о межнациональных и межконфессиональных конфликтах, которые не только взрывают обстановку в таких горячих точках, как бывшие республики Югославии, но и расшатывают устои, казалось бы, благополучных стран - Франции, Бельгии, Испании, наконец, Германии и Великобритании. Руководители указанных и других стран, где данная проблема является достаточно актуальной, пытаются решить ее политическими, экономическими, а нередко и силовыми методами, и иногда результат оказывается положительным, однако через какое-то время очаг конфликта вновь разгорается.

По нашему глубокому убеждению, в этих странах недооценивается значимость гуманитарных аспектов преодоления межэтнических противоречий, спонтанно возникающих в полиэтнической среде, являющейся следствием мощных миграционных процессов, происходящих особенно интенсивно в последние десятилетия. В нашей стране миграционная составляющая легла на проблемную почву прежних ошибок и недоработок в подходе к такому сложному явлению, как межнациональные отношения.

Причины межэтнических раздоров имеют политический и экономический характер и достаточно подробно освещены как в научных исследованиях, так и в массовой печати. Нам представляется важным выделить и такой гуманитарный аспект, как не растворяющаяся в череде прошедших десятилетий историческая память, хранящая в сознании новых поколений многих кавказских народов впечатляющие по своему драматизму события, связанные и с жестокостью царских войск

во время Кавказской войны XIX века, о чем правдиво писал Л.Н.Толстой в повести «Хаджи-Мурат», и особенно с немыслимой по своим масштабам депортацией сотен тысяч ни в чем не повинных стариков, женщин и детей в 1943 -1944 гг., последствия которой описаны

А.Приставкиным в повести «Ночевала тучка золотая...».

Историческая обида, затаившаяся в душах потомков некогда репрессированных чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и других народов, в сочетании с особенностями кавказского менталитета, а также с не вполне продуманными действиями федеральных властей в начале 90-х годов способствовали тому, что обстановка на Северном Кавказе обострилась и до сих пор вызывает тревогу в российском обществе. Тревожат не только возникающие то там, то здесь конфликты на национальной почве. Беспокоит атмосфера подозрительности, неприязни, взаимного недоверия по отношению к представителям инонациональной культуры, все более распространяющаяся в российском обществе. По данным всероссийского опроса Фонда общественного мнения, 32% россиян ответили утвердительно на вопрос: «Испытываете ли вы раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности?». Такой же вопрос, заданный нами студентам СКАГС, прибывшим на учебу из различных территорий Северного Кавказа, дал еще более удручающий результат: более 40 % студентов ответили: «Да». Такая обстановка препятствует формированию демократических основ гражданского общества, отвлекает от решения важнейших задач социально-экономического развития страны.

В этом все более убеждаются многие, кто занимается исследованием проблемы разрешения конфликтных ситуаций на Северном Кавказе. Социокультурный контекст, в котором развиваются конфликты, касается таких сторон культуры, как традиции, обычаи, верования, образ жизни, менталитет, язык, ценностные ориентации, национальное самосознание. Самый острый и продолжительный конфликт в новейшей российской истории (Чечня) имел затяжной характер, т.к. в результате происшедших там событий коренным образом изменилась культурная среда, в которой осуществлялось развитие чеченского общества.

Вооруженное столкновение привело к ломке многовековых национальных традиций и обычаев, которые продолжительное время сохранялись в социокультурной среде. Это относится, например, к изменению общественной роли женщины-горянки. С одной стороны, была сведена на нет миротворческая роль женщины, когда, по давнему обычаю, платок, брошенный чеченкой между сражающимися, являлся границей мира и останавливал любое столкновение. С другой стороны,

появление женщин-шахидок, готовых путем самоубийства одновременно уничтожить еще и многих невинных, мирных людей, свидетельствовал о резкой и опасной деформации ценностных представлений у части населения некоторых кавказских республик.

Подобные примеры можно продолжать. Они свидетельствуют о том, что в управлении общественным развитием нет и не может быть мелочей.

В последние годы многие ученые и практики ведут интенсивные поиски путей преодоления межнациональных конфликтов, восстановления добрососедских отношений, еще совсем недавно характерных для межэтнических контактов. Особое внимание при этом уделяется культурологической составляющей возможных программ решения данной проблемы.

Так, профессор Аслаханов А.А., депутат Государственной Думы РФ, анализируя ситуацию в Чечне, отмечает: «Проблема Чечни в большей степени культурологическая»1. Он видит выход из чеченского кризиса в создании новых рабочих мест, особенно для молодежи, в образовании и просвещении народа, поддержке учреждений культуры. Известный ученый директор Института этнологии и антропологии РАН Тишков В.А. справедливо утверждает, что «конец конфликта наступает с возвращением культуры в разрушенное войной общество»2. В прошлогоднем программном выступлении В.В.Путина, связанном с председательством в «восьмерке» ведущих держав и посвященном проблемам, которые должны стоять в центре внимания мирового сообщества, особое внимание уделено образованию как культурному феномену, способствующему преодолению ксенофобии, межнациональной напряженности и т.п. 3

Активную позицию занимает в этом вопросе и СевероКавказская академия государственной службы. В стенах академии прошли международные научно-практические конференции, симпозиумы, круглые столы, предметом обсуждения на которых были проблемы: «Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения», «Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, эко-

1 Аслаханов А.А.Чеченская Республика в контексте современной национальной политики России //Культура Чечни: история и современные проблемы. - М.:Наука,2002. С.313

2 Тишков В.А. Война и культура//Культура Чечни: история и современные проблемы. -М.:Наука,2002. С.6

3 Путин В.В. Как «восьмерке» сработать на «пятерку»? //Аргументы и факты. 2006. № 9. С.3

номика, общество» и другие. СКАГС активно включилась в реализацию российско-американской программы «Климат доверия», в рамках которой на базе академии состоялись международный научнопрактический семинар «Экстремизм и роль государственных органов и общественных организаций по его предупреждению», научнопрактическая конференция на тему: «Культура мира и согласия в молодежной среде на Юге России» и другие мероприятия.

Исследованием вопросов, связанных с межнациональными отношениями, занимаются такие ученые СКАГС, как Игнатов В.Г., Игнатова Т.В., Кислицын С.А., Лысенко В.Д., Понеделков А.В., Сидоренко И.Н., Сологуб В.А., Старостин А.М., Шапсугов Д.Ю., Швец Л.Г. и др. В приветственном слове к участникам международного семинара

В.Г.Игнатов подчеркнул: «Основная задача - формировать любовь к своей нации и своему народу не на почве ненависти к другим народам, а на почве воспитания любви ко всему обществу людей»1. Эту мысль развил В.А.Сологуб: «Основной путь разрешения этнических конфликтов состоит в их деполитизации, переводе этнической энергии в сферу культуры, где она способна стать плодотворным источником самобытного развития различных цивилизаций»2.

В нашей стране, имеющей уникальную по различным параметрам структуру общества, следовало бы, развивая опыт советского прошлого, выстраивать основные компоненты структуры гражданского общества с учетом этнокультурного аспекта.

Из уст некоторых политиков, огульно отрицающих все, что было наработано в смысле национальной политики за годы советской власти, можно услышать слова о лицемерии властей советской эпохи, которые, провозглашая нерушимую дружбу народов СССР, подвергали людей репрессиям, причем основанием для притеснений была нередко т.н. «пятая графа» в паспорте. Не отрицая того, что действительно имело место в советской истории, нам хотелось бы опираться как на данные многочисленных социологических опросов, так и на личные

1 Культура мира и согласия в молодежной среде на Юге России. Материалы научно-практической конференции. Декабрь 2006 г. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2006. С.6

2 Сологуб В.А., Хашева И.А. Некоторые источники межэтнических конфликтов// Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество. Сборник тезисов международной научнопрактической конференции. - Ростовр/Д - Горячий Ключ: Изд-во СКАГС, 2006. С.3

наблюдения и выводы, основанные на педагогическом и жизненном опыте.

Однако прежде всего хотелось бы остановиться на понятии «толерантность», которое активно употребляют политики, к ней (толерантности) призывают общественные деятели, смысловую наполненность данного понятия анализируют психологи, социологи, этики, этнологи; средства массовой информации культивируют толерантность как желаемую аксиологическую модель построения полиэтнического социума. В качестве примера отметим, что проблемам воспитания толерантности была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция, состоявшаяся в г. Ростове-на-Дону в 2005 г. Из 81 доклада и выступления, представленного на конференции, 53 в своих названиях содержали широко употребляемое в современном лексиконе слово «толерантность», в том числе и те тексты, где о толерантности, кроме заголовка, и не упоминалось. В материалах указанного научного форума освещались различные аспекты и направления работы с молодежью по формированию толерантного поведения, при этом упор делался на толерантность в межнациональных отношениях.

Вместе с тем анализ смыслового содержания данного понятия позволяет говорить о том, что его широкое употребление в качестве обозначения универсального принципа, применяемого для межэтнических коммуникаций, не только не корректно с научной точки зрения, но и (а это, на наш взгляд, наиболее опасно в современной ситуации, характеризующейся острейшими конфликтами на межконфессиональ-ной и межнациональной почве), способно если не разрушить, то расшатывать то хрупкое межнациональное равновесие, которое пока что сохраняется как в нашей стране, так и в многополярном мире в целом.

К таким выводам позволяют привести следующие доводы. Понятие «толерантность» в переводе с латинского 1о1егап1;1а означает «терпение» и пришло в социально-политический лексикон из биологической и медицинской терминологии, где оно употребляется в значении «полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности, т.е. потеря (или снижение) организмом животного или человека способности к выработке антител в ответ на антигенное раздражение». Толерантность противоположна сенсибилизации, которая в биологии и медицине означает «повышение чувствительности организмов, их клеток и тканей к воздействию какого-либо вещества, лежащее в основе ряда аллергических заболеваний». Медико-биологический смысл толерантности заключается еще и в «способности организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда».

Из биологии и медицины понятие толерантности перешло в сферу социальных отношений и употребляется в значении «терпимость, снисходительность к кому-либо, к чему-либо». Насколько же удачно его использование для целей формирования культуры межнациональных отношений?

Простейший семантический анализ приводит к цепочке следующих умозаключений: как человеческий организм способен до определенного предела вытерпеть пагубное воздействие какого-либо вредного вещества или яда и даже не проявить никакой аллергической реакции, так и нравственное сознание и чувство личности, изможденное психологическим дискомфортом, вызванным соседством с неприятными ей персонами, отличающимися языком, традициями, обычаями, привычками, менталитетом, должно терпеливо переносить неизбежность межличностных контактов с теми, кто этой личности неприятен. Иными словами: «Ты мне несимпатичен, неприятен, я, может быть, даже ненавижу тебя, но вынужден тебя терпеть из каких-то «высших» соображений».

А теперь зададимся вопросом: следует ли на таком принципе строить межнациональные отношения? Возможно, такое допустимо во взаимоотношениях между людьми, представляющими разные страны, государственные системы. Однако и здесь международная практика и традиции противятся подобному принципу. Не случайно даже главные межгосударственные соглашения, в том числе между странами с далеко не сердечными отношениями между ними, обычно называются «договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», и ни один из подобного рода документов не имел в названии слова «толерантность». На наш взгляд, толерантность как политический постулат, применим в нашей стране по отношению к временным мигрантам, прибывающим в Россию для решения каких-либо взаимовыгодных экономических вопросов, но строить на этом принципе отношения между гражданами нашей страны, относящимися к различным этническим и конфессиональным группам, как нам думается, методологически ошибочная позиция.

Вместо толерантности уместно было бы широко использовать, культивировать, внедрять в общественное сознание такие русские понятия, как добрососедство, взаимоуважение и даже забытое слово «братство». Именно как добрые соседи, у каждого из которых свой «дом», свой «цветник», свой «надел в поле», должны жить граждане одной страны, проявляя интерес к тому, как сосед «обустроил дом», «вырастил роскошные цветы», «получил добрый урожай», разделяя

радость, пришедшую в дом соседа, и утешая его в случае горя, помогая, если в дом соседа постучалась беда.

На культивировании братства и добрососедства строилась система национальной политики в советские времена, и она давала определенные плоды. По крайней мере, социологические опросы тех лет не выделяли проблему межэтнических конфликтов среди важнейших, тревожащих общество. Проводимая в последнее месяцы газетой «Комсомольская правда» ностальгическая акция с публикацией писем читателей о том, как дружили и помогали друг другу люди разных национальностей в советские времена, свидетельствует о недавнем социально-политическом опыте, который достоин скрупулезного этикопсихологического, культурологического анализа.

Речь идет о том, что в советские времена идея дружбы народов Советского Союза воплощалась в широкомасштабных регулярных и планируемых акциях, включающих в себя фестивали искусств братских народов, «поезда дружбы», взаимный обмен культурными ценностями, квотирование мест в вузах и НИИ для подготовки кадров национальной интеллигенции, многочисленные переводы произведений национальных авторов на русский и другие языки и многое другое. Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов не раз подчеркивал, что без русских переводов его стихи знали бы только аварцы. «Двум матерям, - писал Р.Гамзатов, - обязаны литературы Северного Кавказа своим рождением, ростом и развитием. Их колыбель качали руки родного фольклора, устная народная поэзия. Но потом их взяла на плечи и уверенно подвинула к возмужалости великая русская литература, наша вторая мать». Поэты кавказских республик всегда с особым уважением говорили о роли русской литературы в развитии национальных культур. Широко известно, что любимым русским поэтом на Кавказе является А.С.Пушкин, произведения которого способствовали духовному сближению русского и кавказских народов. Собрание сочинений великого русского поэта переведено на многие языки горских народов.

Культивирование идеи братства осуществлялось через средства массовой информации, а в учебных заведениях начиная с детского сада акцент на эту мысль был сделан в учебных пособиях для различных групп учащейся молодежи. В целом в обществе господствовала атмосфера не просто терпимости по отношению к представителям инокуль-турной среды, но подлинного уважения, дружбы и добрососедства.

Фактор культуры являлся в истории России и, несомненно, является в настоящее время важным и эффективным средством налаживания межэтнического согласия и сотрудничества. Искусство всегда служило мостом мира и добрососедства, сближало народы, вызывало

неподдельный интерес друг к другу. Об этом свидетельствуют и проводимые вновь в последние годы фестивали мастеров искусств северокавказских народов под девизом «Мир Кавказу!», возрождаемые поезда дружбы. Добрым знаком является использование возможностей телевизионного искусства для распространения идей межнационального согласия. Так, телерадиокомпаниями «Дон-ТР» и «Южный регион» по заказу комитета по связям с политическими партиями, общественными объединениями и национальным отношениям администрации Ростовской области были изготовлены и показаны по областному телевидению 12 видеофильмов, рассказывающих о совместной жизни национальных групп Дона. Кроме того, в период 2005-2006 гг вышли в эфир несколько телепередач «Телекостер» под девизом «Вместе, а не рядом!». В 2005 году комитетом совместно с ростовской областной организацией Союза журналистов России проведен, а в 2007 году объявлен новый конкурс среди средств массовой информации на лучшую творческую работу по вопросам межнациональных отношений в регионе. Широко освещаются СМИ ежегодные фестивали студенческой молодежи «Кавказ - наш общий дом!», которые стали ярким событием, сближающим молодежь нашего региона.

Кстати, именно студенты и аспиранты как наиболее образованная часть молодежи являются опорой общества и государства в укреплении добрососедских отношений между различными этническими группами. В последние годы возрождена практика выделения мест в вузах для обучения по целевым направлениям юношей и девушек из национальных республик ЮФО. Они постигают науки и учатся культуре межнационального общения в вузах Ростова-на-Дону, Ставрополя, Краснодара, Волгограда. Много лет это непременное условие соблюдается в СКАГС, где посланцы народов Северного Кавказа составляют значительную часть студенческого контингента.

Формирующееся в стране гражданское общество, опирающееся в своем функционировании на различные общественные институты, дает широкие возможности для использования их в деле налаживания межнациональных отношений. Одним из таких институтов является национально-культурная автономия (НКА) как объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» был принят еще в 1996 году, однако процесс создания указанных автономий проходит вяло и неровно. Достаточно сказать, что в Ростовской области из более 20 зарегистрированных национальных общественных организаций

лишь единицы имеют статус национально-культурных автономий1. Даже армянская община, являющаяся одной из самых многочисленных на Дону, лишь готовится к оформлению своего национального объединения как НКА. Существующему при администрации Ростовской области соответствующему консультативному совету, призванному направлять работу данных национальных организаций, предстоит многое сделать, чтобы активизировать свои усилия.

Потенциальные же возможности НКА как действенного элемента гражданского общества достаточно велики и используются далеко не в полной мере для урегулирования межнациональных проблем. А ведь федеральный закон «О национально-культурной автономии» явился по существу первым федеральным законодательным документом, определяющим правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации и создающим правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. Органы региональной власти и управления, как нам представляется, недооценивают его значимость не только для предотвращения конфликтных ситуаций, но и для социальнодуховного развития социума.

Если то или иное национально-культурное объединение пока не пришло к решению о создании НКА, стоит подумать об активизации деятельности прежних форм общественного объединения членов национальных групп. Они существуют в виде землячеств, ассоциаций, культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров, общин и т.п. К сожалению, в настоящее время их деятельность, к примеру в Ростове-на-Дону, ограничивается сугубо национальными рамками и сводится к участию в праздниках «День города», проведению торжественных мероприятий, посвященных Дням национальной культуры. Их влияние на общественную жизнь было бы значительно эффективнее, если бы они чаще выступали в СМИ, распространяли свои периодические издания, использовали телевизионное вещание, организовывали выставки национальной литературы и искусства, знакомили школьников и студентов с историей, традициями и обычаями своих народов, искали пути расширения контактов прежде всего с молодежной частью российского общества.

1 Формирование культуры межнационального общения на Дону: опыт и проблемы: Материалы областной научно-практической конференции. Рос-тов-на-Дону,2002. С. 223 - 225

Заслуживает внимания и стремление к воссозданию молодежных клубов интернациональной дружбы, а также и более действенных инициатив типа недавно организованного членом Общественной палаты РФ писателем Д.Липскеровым «Объединения сопротивления гражданского общества против фашизма».

Немаловажное значение имеет широкое привлечение к решению межнациональных проблем таких известных форм общественных объединений, как советы старейшин. Давнее существование этих эффективных институтов гражданского общества опирается на прочные традиции многих народов, основанные на глубоко уважительном отношении к старшим в семье, коллективе, населенном пункте. Советы старейшин действуют во многих селах и городах республик Северного Кавказа. Они включают в себя самых уважаемых и почитаемых людей, которые разрешают споры, ссоры, возникающие в бытовой и повседневной жизни. Практика показала, что такое сотрудничество со старейшинами приносит хорошие плоды. Примечательно, что не только в национальных республиках, но и в местах компактного проживания национальных общин в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях в последние годы созданы советы старейшин. Убедительным свидетельством того, какое важное значение в деле налаживания межнационального согласия имеют советы старейшин, является создание Совета старейшин при аппарате Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО. Его важная роль в разрешении «громких» конфликтных событий, имевших место в Ставрополе, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и других территориях, очевидна.

В ряду многочисленных факторов, способствующих повышению эффективности управленческой деятельности, в последнее время все чаще и настойчивее называется этнокультурный аспект, недоучет которого способен привести к серьезным последствиям, в том числе к конфликтам.

В своих монографиях и статьях на данную тему мы неоднократно подчеркивали важность учета этнокультурного фактора в государственном и муниципальном управлении и выделяли основные направления усилий органов власти в данном вопросе.

Например, актуальным является формирование уважительного отношения к этнокультурным традициям и обычаям и учет их в управленческой деятельности. У народов Северного Кавказа много положительных нравственно-культурных традиций, заслуживающих внимания и изучения. Это и особенно почтительное отношение к старшим, и уважение к женщине-матери, и бытовавшие раньше и кое-где сохранившиеся традиции куначества и аталычества, и законы гостеприимст-

ва и т.д. Многие из этих традиций и обычаев могут стать важным средством разрешения конфликтных ситуаций.

Однако проведенные исследования показывают, что работники управленческих структур зачастую не учитывают традиции и обычаи народов только потому, что не знакомы с этими неписаными законами общественной жизни. Поэтому изучение традиций, обычаев, нравственных законов жизни, сложившихся у разных народов, приобретает сейчас особую актуальность. Важно, чтобы государственные и муниципальные служащие, а вместе с ними и студенты, обучающиеся по соответствующей специальности, получали необходимую подготовку по этому вопросу. В учебном плане СКАГС вот уже девятый год находится дисциплина «Региональная этнокультура и управление». Наш опыт преподавания данного предмета, заинтересованное отношение к нему студентов, которые добровольно выбирают его для освоения, показывают важность этнокультурной подготовки будущих госслужащих.

Любая деятельность в северокавказском регионе немыслима без гармоничного взаимодействия с обычаями, традициями, менталитетом каждого народа. Безусловно, нельзя учесть обычаи каждого народа, но принимать во внимание основные его особенности просто необходимо. Каждый народ самобытен по своей сути, несет в себе огромный культурный потенциал и не приемлет чужого вмешательства, а тем более изменений в его порядках и устоях. Поэтому не стоит подгонять всех под определенный стандарт, когда эту самобытность можно с успехом использовать для достижения общественно важных целей.

Эффективность усилий по созданию полноценного гражданского общества может быть обеспечена лишь при наличии серьезного внимания к вопросам формирования институтов, способных преодолевать межэтнические противоречия, неизбежно возникающие в полиэтнической среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.