Научная статья на тему 'Этнокультурное воспитание студентов вузов средствами родного языка'

Этнокультурное воспитание студентов вузов средствами родного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ ЯЗЫК / ЭТНОКУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / NATIVE LANGUAGE / ETHNOCULTURE / UPBRINGING / INTERETHNIC RELATIONS / VALUES / CIVIL SELF-AWARENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магадиева Гульзида Фаршатовна, Хисматуллина Регина Борисовна

Актуальность исследования обусловлена усилением роли образовательных организаций высшего профессионального образования в процессе взаимодействия представителей разных этносов, культур и религий. В связи с этим статья направлена на изучение вопросов этнокультурного воспитания. Авторами выделены основные компоненты содержания этнокультурного воспитания средствами родного языка, реализация которых будет способствовать формированию готовности студентов вузов к профессиональной и социальной деятельности в поликультурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL EDUCATION OF STUDENTS UNIVERSITIES BY MEANS OF THE NATIVE LANGUAGE

The relevance of the study is due to the strengthening of the role of educational organizations of higher and professional education in the process of interaction of representatives of different ethnic groups, cultures and religions. In this regard, the article is aimed at studying the issues of ethnocultural education. The authors singled out the main components of the content of ethnocultural education by the means of the native language, the implementation of which will contribute to the formation of readiness of university students for professional and social activities in the multicultural space.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное воспитание студентов вузов средствами родного языка»

УДК 378

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

СРЕДСТВАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА

Г.Ф. Магадиева, Р.Б. Хисматуллина

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена усилением роли образовательных организаций высшего профессионального образования в процессе взаимодействия представителей разных этносов, культур и религий. В связи с этим статья направлена на изучение вопросов этнокультурного воспитания. Авторами выделены основные компоненты содержания этнокультурного воспитания средствами родного языка, реализация которых будет способствовать формированию готовности студентов вузов к профессиональной и социальной деятельности в поликультурном пространстве.

Ключевые слова: родной язык, этнокультура, воспитание, межэтнические отношения, ценности, гражданское самосознание.

ETHNOCULTURAL EDUCATION OF STUDENTS

UNIVERSITIES BY MEANS OF THE NATIVE LANGUAGE

G. Magadieva, R. Khismatullina

Abstract. The relevance of the study is due to the strengthening of the role of educational organizations of higher and professional education in the process of interaction of representatives of different ethnic groups, cultures and religions. In this regard, the article is aimed at studying the issues of ethnocultural education. The authors singled out the main components of the content of ethnocultural education by the means of the native language, the implementation of which will contribute to the formation of readiness of university students for professional and social activities in the multicultural space.

Keywords: native language, ethnoculture, upbringing, interethnic relations, values, civil self-awareness.

Происходящие в стране и мире социальные и экономические изменения требуют от высшей школы эффективных путей, разработок стратегий вуза, обновления содержания и организации обучения и воспитания будущих специалистов. В высшей школе происходит формирование специалиста, будущего профессионала, человека, который обладает не только необходимыми профессиональными навыками и знаниями, но самостоятельного в своих суждениях и действиях, с активной гражданской позицией, способного жить и работать в поликультурном мире.

Важное место занимает комплекс вопросов, связанных с умножением духовного потенциала учащейся молодежи, формированием его интеллектуальной и нравственно-эстетической культуры, развитием интереса к духовным ценностям национальной, отечественной и мировой культуры, так как именно из лучших достижений национальных культур складывается культура общечеловеческая [3].

Актуальность вопроса воспитания этнокультуры в процессе формирования личности студента, будущего специалиста обусловлена:

- этнокультурным разнообразием в современной образовательной среде;

- усилением полиэтничности в обществе;

- стремительным развитием миграционных процессов;

- необходимостью формирования этнической идентичности;

- обострением проблемы взаимоотношений этносов.

В словаре иностранных слов дается следующая дефиниция понятия

«этнокультура» - это «совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной

жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных сферах самореализации людей» [4].

Воспитание является базисным элементом в формировании личности, предполагает целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему с целью нравственного совершенствования субъекта воспитания, приращения в культурном и социальном плане. Говоря об этнокультурном воспитании, мы не можем не упомянуть про этнопедагогику, которая «транслирует» социально-экономический и

нравственный опыт народа, передавая его из поколения в поколение [5].

Мы считаем, что главными ориентирами процесса этнокультурного воспитания, направленного на развитие этнокультурной компетентности учащейся молодежи и воспитание культуры межнационального общения, являются:

- ориентация на возрождение ценностей общечеловеческой и национальной культуры [1];

- важность гармонизации национального и общечеловеческого;

- учет этнокультурной специфики социального окружения.

Этнокультурное воспитание призвано сформировать у студентов вуза системное представление о регионе и этносе, показать особенности социокультурной практики, уникальные черты нации при общности культурно-исторического пути России.

Перед педагогами высшей школы, которая на современном этапе характеризуется как поликультурная образовательная среда, стоит проблема формирования «одновременно и этнической идентичности, которая отличает обучающегося одной этнической

принадлежности от других, и российской идентичности, выполняющей объединяющую функцию» [6].

Статья 12 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и

сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [2].

Таким образом, мы считаем, что целесообразно сосредоточить усилия педагогических работников высшей школы на решение таких задач, как:

- приобщение к общечеловеческим ценностям и ценностям культуры этноса;

- формирование гражданского самосознания;

- формирование культуры межэтнических отношений.

Основу содержания процесса

этнокультурного воспитания студентов вузов средствами родного языка составляет

субъективный опыт с его ценностями, социальными навыками и способами поведения, включающий следующие, выделенные нами компоненты:

- ценностно-смысловой (универсальные общечеловеческие ценности);

- гражданский (опыт гражданского поведения);

- этнокультурологический (ценности и традиции национальной культуры);

- личностный (рефлексия поведения, самооценка, самовоспитание, личностное развитие).

Современные вызовы времени предъявляют повышенные требования к сформированности у выпускников вузов способности и готовности к профессиональной и социальной деятельности в поликультурном пространстве.

Родной язык, родная литература, народные традиции и обычаи имеют большое воспитательное значение, которое высоко было отмечено такими выдающимися педагогами, как А. Дистервег, Л.А. Каменский, К.Д. Ушинский. Изучение родного языка способствует решению вышеперечисленных задач, так как средства родного языка дают возможность расширить этнокультурное поле воспитания личности, а именно:

- введение этнокультурных компонентов в содержание преподавания родного языка (изучение родного языка рассматривается как образовательно-воспитательный процесс, который протекает в «триединстве» личности, культуры и общества);

- формирование межкультурных умений у студентов в процессе вербального и невербального общения в социальном и профессиональном контекстах;

- введение в образовательный процесс тем этнокультурной направленности, что будет способствовать формированию этнокультуры, культуры межэтнических отношений;

- реализация в воспитательном процессе элементов этнокультуры (словесный, художественный, декоративно-прикладной и др.), что способствует формированию этнокультурной компетентности обучающегося, ценностного отношения к большой и малой Родине.

Этнокультурное воспитание и, как следствие, этнокультурное поведение выпускников вузов будет находить отражение в таких сферах, как профессия, общественная деятельность, непрерывное профессиональное образование, социальное окружение личности, быт.

Нами выделены нижеследующие положения, являющиеся, на наш взгляд, значимыми в поле исследования этнокультурного воспитания

учащейся молодежи средствами родного языка в образовательной среде вуза:

- роль родного языка в воспитании и социальной поддержке становления и развития будущего специалиста, высоконравственного гражданина России, в укреплении общегражданской идентичности и формировании культуры межэтнического общения, в профилактике идей радикализма и национализма;

- этнокультурное воспитание, вектор которого направлен на развитие и

совершенствование мировоззрения на основе культуры родного этноса и культуры других народов, этнокультурное многообразие и взаимодействие культур;

- формирование культуры межэтнических отношений как составляющей общекультурных компетенций студентов вуза и необходимое условие для взаимодействия студентов и будущих специалистов в условиях поликультурного пространства.

Литература:

1. Гукаленко О.В. Образовательное пространство России: единство в многообразии: монография / О.В. Гукаленко. - М., ООО ИД «ЭНЕРГИЯ», 2016. - 168 с.

2. Закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-obobrazovanii-v-rf/

3. Зименкова Ф.Н., Талых А.А. Этнокультурное воспитание студентов в вузе / Ф.Н. Зименкова, А.А. Талых // Наука и школа. - 2016. - № 2. - С. 91-95.

4. Словарь иностранных слов. - СПб.: Изд. Полиграфуслуги, 2005.

5. Шаваева М.О. Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Шаваева Марина Олиевна. - Ростов н/Д, 2004. - 159 а

6. Шибанкова Л.А. Педагогические условия коррекции межэтнических отношений в образовательной среде / Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - Ч. 3. - С. 42-47.

Сведения об авторах:

Магадиева Гульзида Фаршатовна (г. Набережные Челны, Россия), старший преподаватель кафедры массовых коммуникаций, Набережночелнинский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: Gulzida@mail.ru

Хисматуллина Регина Борисовна (г. Набережные Челны, Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций, Набережночелнинский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: tima26@bk.ru

Data about the authors:

G. Magadieva (Naberezhnye Chelny, Russia), senior lecturer of the Department of Mass Communications, Naberezhnye Chelny Institute (branch), Kazan (Privolzhsky) Federal University, e-mail: Gulzida@mail.ru

R. Khismatullina (Naberezhnye Chelny, Russia), Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Mass Communications, Naberezhnye Chelny Institute (branch), Kazan (Privolzhsky) Federal University, e-mail: tima26@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.