действует подспудно, но постоянно оказывает влияние на формирование мыслей, психических состояний и действий человека [4]. В процессе адаптации к возрастающим требованиям меж-культурного пространства, в результате межкуль-турного взаимодействия и реальных межэтнических отношений этнические авто- и гетеростереотипы претерпевают изменения. Опыт общения с представителями различных культур дополняет, корректирует представления индивида о собственном народе и о себе как представителе этого народа [1].
Библиографический список
1. Гущина Т. В. Межкультурная адаптация россиян, работающих за рубежом // Проблемы развития личности: Материалы Междунар. науч. конф., посвященной 90-летию Ереванского государственного университета / Отв. ред. А.А. Акопович. - Ереван: Изд-во ЕГУ, 2009. - С. 273-277.
2. Бреннен Л. Деловой этикет / Пер. с англ. Ю.О. Анохиной. - М.: РИПОЛ классик, 2008.
3. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур.
Методология и методы этнической и кросс-куль-турной психологии. Психология межэтнической толерантности. - СПб., 2007.
4. Налчяджан А.А. Этногенез и ассимиляция (психологические аспекты). - М.: «Когито-Центр», 2004.
5.ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2002.
6. Hupka R.B., Ryan J.M. The Cultural Contribution to Jealousy: Cross-Cultural Aggression in Sexual Jealousy Situations // Cross-Cultural Research. - 1990. - №>24. - Р. 51-71.
7. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Особенности мотивации труда в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://validator.w3.org/ check, дата посещения 26.02.2010.
8. Дубин Б. Какими видят себя современные россияне? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://или/, дата посещения: 27.02.2010.
9. Маховская О.И. В России жить стало скучно... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://makhovskaya.com, дата посещения: 27.02.2010.
УДК 371.4
Мельникова Екатерина Юрьевна
Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры», г. Вологда
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Описан процесс этнокультурного развития в условиях учреждения дополнительного образования. Ключевые слова: этнокультура, дополнительное образование, воспитывающая среда.
Одним из важных путей достижения целей обучения и воспитания в рамках современного российского образования является «трансляция культуры общества в культуру личности обучающихся, закладка базовых фундаментальных основ культуры личности» [1]. Успешности протекания процесса трансляции культуры во многом будет способствовать обращение субъектов образовательного взаимодействия к этнокультурным ценностям, всему многообразию проявлений и форм этнокульту-ры. «Социально-педагогический смысл феномена этнокультуры заключается в её способности оказывать влияние на становление личности» [1]. В связи с особенностью данной функции этнокультуры становиться очевидной необходимость
взаимодействия этнокультурного и образовательного пространства.
Усвоение содержания этнокультуры возможно в ходе специально организованного процесса этнокультурного образования, которое рассматривается как «система приобщения подрастающего поколения к этнокультурному наследию, направленная на развитие национального самосознания, сохранение культурной идентичности и воспитания межкультурной толерантности» [2]. Составляющими этнокультурного образования являются три его основные категории: этнокультурное развитие, этнокультурное воспитание, этнокультурное обучение.
Этнокультурное развитие личности представляется как процесс духовного формирования
114
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Мельникова Е.Ю., 2010
личности через усвоение общественно-исторического опыта через обращение к народным традициям, образцам фольклора» [3].
Учреждения дополнительного образования детей являются той базой, где успешно может быть организован процесс этнокультурного развития личности детей через процедуру интеграции народных традиций в образовательный процесс. Успешность протекания процесса становится возможной благодаря тому, что содержание программ дополнительного образования часто выходит за рамки государственных образовательных стандартов. «Практическое «погружение» детей в культурную традицию, которое преобладает во внеурочной деятельности, в большей степени соответствует природе традиционной культуры как живого организма, требующего постоянной реализации своих внутренних потенций» [4].
На сегодняшний день в России существует множество детских, подростковых и юношеских объединений в рамках учреждений дополнительного образования детей, в которых в той или иной мере осуществляется процесс освоения детьми народных традиций. В большинстве своём, такие объединения ставят своей целью приобщение детей к культурным традициям народа, освоение форм музыкального фольклора и др. По направленности данные объединения могут быть художественно-эстетическими (фольклорные певческие коллективы - ансамбли и др.), туристско-краеведческими (краеведческие кружки), физкультурно-спортивными (например, секции русского кулачного боя), социально-педагогическими (мастерские декоративно-прикладного искусства) и т.д. Как правило, свою деятельность такие объединения осуществляют на базе домов, дворцов, центров детского творчества.
Организация педагогического процесса на основе познания традиционной народной культуры может осуществляться различными способами. Одним из них может быть комплексное изучение явлений, объектов традиционной культуры. Для этого необходимо, чтобы в учреждении было несколько детских объединений по направлению «традиционная народная культура», которые должны находиться в постоянном взаимодействии. В условиях дома или дворца детского творчества осуществить это довольно не просто.
В Вологде в 1990 году было создано областное учреждение дополнительного образования
детей - «Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры». Деятельность учреждения направлена на создание условий для развития личности ребёнка в этнокультурной воспитывающей среде. Идея этнокультурного образования в ДЮЦ «Школа традиционной народной культуры» реализуется через образовательные программы по музыкальному фольклору, народным ремеслам, этнографии; через вне-учебные формы деятельности (народные календарные праздники, гуляния, вечёры, фольклорно-этнографические экспедиции).
Программы по каждому направлению реализуются в течение нескольких лет. Придя в Школу в возрасте 6-7 лет, ребёнок покидает её стены, будучи старшеклассником. Для каждого возраста предусмотрена комплексная программа, в которой направления деятельности взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Содержательной основой всех образовательных программ является региональный материал, собранный в ходе фольклорно-этнографических экспедиций Школы в районы Вологодской области.
Для младшего школьного возраста (1-2 класс) разработана и реализуется программа «Круглый год», в которой выделяются три направления: «народные игры», «народная игрушка», «народный календарь». В ходе занятий у детей формируется интерес к традиционной культуре своего народа, происходит включение ребёнка в деятельностное освоение годового природного цикла народного календаря, развиваются творческие способностей и практические умения и навыки.
Учащиеся 3-4 класса осваивают азы женских и мужских рукоделий и ремёсел в рамках практических курсов, занимаются по краеведческой программе «Моя Вологодчина», изучают народные традиционные пляски и песни на занятиях по музыкальному фольклору.
Для учащихся 5-7 классов предусмотрены занятия в мастерских народных ремёсел: традиционного ткачества, народного костюма, резьбы и росписи по дереву, кружевоплетения (вологодского коклюшечного кружева) и др. Выбор мастерской осуществляется ребёнком с учётом его индивидуальных интересов и склонностей. Дети, посещающие разные мастерские, объединены общими занятиями по направлению «музыкальный фольклор». В ходе занятий они совершенствуют своё певческое и хореографическое мастерство, учатся выделять отличительные особен-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
115
ности музыкальных традиций Вологодчины через освоение форм музыкального фольклора.
В летний период для учащихся организуется работа областного профильного лагеря «Этнограф», представляющего собой комплексные фольклорно-этнографические экспедиции в районы Вологодской области. Экспедиция - форма деятельности детей, предусматривающая выполнение проведение учебных исследований в полевых условиях. Предметом исследования является духовная и материальная культура региона, различные направления которой представляют в настоящее время значительный научный интерес. По итогам работы экспедиции обучающиеся готовят полевые отчёты и исследовательские работы, работа над которыми позволяет им углублённо изучить выбранную тему. Кроме того, одним из основных результатов работы лагеря-экспедиции является формированию у детей интереса к фольклору и этнографии как основе духовной жизни человека. Этому способствует интенсивнее общение с пожилыми жителями - хранителями традиций.
Учащиеся 8-11 класса, завершая своё обучение в «Детско-юношеском центре «Школа традиционной народной культуры», занимаются изучением не только русской традиционной народной культуры, но и обращаются к сравнительному анализу культур народов мира. Для достижения этой цели реализуется программа «Этнология». Кроме того, в направлении «музыкальный фольклор» продолжается совершенствование навыков исполнительского мастерства. Учащиеся старших классов активно занимаются исследовательской деятельностью в рамках курсов по изучению основ этнографического исследования.
Важной составляющей образовательного процесса «Школы традиционной народной культуры» является внеучебная деятельность. Данное направление имеет своей целью организацию единой воспитательной среды учреждения и строится в соответствии с календарно-обрядовым циклом народной культуры. Народные праздники объединяют детей, родителей, педагогов, способствуют единению, установлению взаимопонимания и сотрудничества между взрослыми и детьми.
В учреждении существует традиция проведения вечер - своеобразной формы досуга детей и молодёжи. На вечерах каждый ребёнок является активным участником, который может реализовать не только полученные на занятиях умения и навыки, но и освоить те этнические нормы поведения, которые отражают традиционные ценности общества и способствуют этнической идентификации подрастающего поколения.
Подводя итоги, следует отметить, что достижение цели этнокультурного развития детей в «Детско-юношеском центре «Школа традиционной народной культуры» не ограничивается обучением в предметных областях в сфере народной культуры с конечным результатом в виде знаний, умений, навыков. Главная особенность образовательного процесса заключается в создании пространства многообразных видов деятельности детей, нацеленных на проявление индивидуальности каждого ребёнка, приобретение новых и совершенствование имеющихся у него способностей. Только в ходе действенного комплексного освоения форм и проявлений традиционной культуры возможно эффективное протекание процесса этнокультурного развития личности детей.
Библиографический список
1. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. - М.: Изд-во Московского психо-лого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - С. 82.
2. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: На материале Республики Бурятия: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005.
3. ЕникееваА.Р. Этнокультурные традиции как средство патриотического воспитания подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2006.
4. КулёвА.В. Организация процесса освоения детьми культурных традиций // Мы по солнышку живём: Освоение детьми народных традиций: Сб. информ.-метод. материалов / Под ред. Л.В. Бай-бородовой, Н.А. Мудровой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005.
116
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16