Научная статья на тему 'Этнокультурная компетентность педагога'

Этнокультурная компетентность педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ЭТНИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ETNOCULTURE / ETNOPEDAGOGICS / COMPETENCE / TEACHER / ETHICAL-ORIENTED PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екеева Э. В.

Основная идея статьи владение педагогами этнопедагогическими, этнопсихологическими и поликультурными знаниями, направленные на формирование этнически ориентированной личности, способной к саморазвитию и ориентированной в поликультурном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETNOCULTURAL COMPETENCE OF A TEACHER

The main idea of the article is that teachers should have ethno ethno pedagogical, ethnophsycological and polycultural knowledge, in order to form an ethical-oriented person, person able to develop himself and be able to orientate himself in polycultural world.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная компетентность педагога»

■ отношение к учебе;

■ генотип личности;

■ фенотип личности;

■ тип нервная система (темперамент);

■ психические особенности (тип мышления);

■ субъективные факторы развития личности;

- объективные факторы развития личности; -взаимоотношения в коллективе;

- влияние личности преподавателя.

Повышение уровня образования требует большей объективности в оценивании знаний учащихся, а индивидуализация оценочного подхода важна на любом уровне образования.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.

2. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л.:

Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.

3. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. - Л., 1985.

4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.

5. Коломинский, Я.Л. Человек: психология: книга для учащихся старших классов. - 2-е изд., доп. - М.

6. Ядов, В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. - М.: Наука, 1972.

7. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1976.

8. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969.

Статья поступила в редакцию 11.05.09

- М.: Высшая школа, 1989. Просвещение, 1980.

УДК 37.01:39

Э.В. Екеева, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: etno_konf@mail.ru ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Основная идея статьи - владение педагогами этнопедагогическими, этнопсихологическими и поликультурными знаниями, направленные на формирование этнически ориентированной личности, способной к саморазвитию и ориентированной в поликультурном мире.

Ключевые слова: этнокультура, этнопедагогика, компетентность, педагог, этнически ориентированная личность.

Во все времена народы стремились сохранить свою культуру, включающую в себя систему знаний, понятий и представлений, выражающую, с одной стороны, ее неповторимость и с другой стороны, универсальность.

Проблема изучения и сохранения культуры народов -одна из глобальных задач современного образования, подразумевающая, прежде всего, этнокультурную компетентность педагога.

Понятие «этнокультурная компетентность» рассматривалось рядом отечественных ученых педагогов и психологов. Так, А.Н. Некрасова под этнокультурной компетентностью рассматривает «определенное социально-психологическое свойство личности, обладающей определенным уровнем ее подготовленности к вступлению в межэтническое общение, то есть такую этносемиотическую осведомленность, которая позволяет личности легко и раскованно включаться в национально окрашенные ситуации общения, обеспечивает различную степень оптимизации взаимоотношений с представителями иных этнокультурных традиций» [1, с. 243]. Автором также в качестве составляющих элементов категории «этнокультурной компетентности» выделяются три компонента: «эмоционально-оценочный, познавательный (когнитивный) и поведенческий (ситуативный)», содержание и направленность которых «зависит от типа ориентации сознания личности (способа этнической самореализации) и вытекающих отсюда -предшествующего опыта и интенсивности межэтнического общения» [1, с. 244]. Соответственно, учителя и воспитателя должны обладать этнокультурной компетентностью.

По мнению другого автора - Л.И. Боровикова - «этнокультурная компетентность» позволяет практическому работнику сделать свою профессиональную деятельность этносен-зетивной, то есть более чутко ориентированной на этнокультурные ценности, запросы, особенности национального характера клиентов, сложившиеся в конкретном социуме, стандарты этнокультурных отношений» [2, с. 2]. Он выделяет естественные способы приобретения специалистом этнокультурной компетентности, такие как специальная теоретико-

аналитическая подготовка, изучение научно-информационной литературы по этнокультурным традициям, целенаправлен-

ные наблюдения в процессе деятельности в этнически различных типах комьюнити. Автором также определены требования, отражающие этнокультурную компетентность как профессионально значимую характеристику социального педагога и социального работника, это, прежде всего, умение ясно осознавать границы своего этнокультурного опыта, быть человеком, открыто принимающим этнокультурные различия, освоить прикладной, ориентированный на нужды клиентов, стиль систематического изучения этнокультурных отношений, умение использовать в работе с клиентом его этнокультурный потенциал, максимально полно знать тот тип культуры, к какой принадлежит данный клиент [2, с. 4].

Наиболее близок нашему пониманию этнокультурной компетентности подход С.Н.Федоровой, которой этнокультурная компетентность рассматривается как «системное, интегральное личностное образование в единстве его статистических и динамических характеристик, отражающее деятельность педагога, как субъекта этнокультурно направленного образовательного процесса» [3, с. 63]. Мы, как и

С.Н.Федорова, в качестве содержательных компонентов этнокультурной компетентности предлагаем рассматривать три аспекта (компонента) - этнопедагогический, этнопсихологический и поликультурный.

Вышеуказанные компонента этнокультурной компетентности являлись предметами исследования ряда ученых: этнопедагогический - Г.Н. Волкова, этнопсихологический - Э.А. Саракуева, В.Т. Крысько, Е.Н. Шиянова и В.К. Шаповалова, поликультурный - М.С. Джунусовой, Л.М. Дробижевой, Л.Н. Когана, А.Н. Некрасовой и других.

Этнопедагогическая компетентность педагога (аспект), согласно теории Г.Н. Волкова (основателя этнопедагогиче-ской науки), связана с педагогическими понятиями, факторами, средствами, методами и функциями воспитания. По мнению ученого к основным педагогическим понятиям относятся уход, наставление, приучение, обучение и воспитание. Самым первым актом в воспитании человека является уход за детьми, забота о них, направленные на его нравственное и физическое здоровье. Поэтому беременной женщине разрешалось смотреть только на красивые вещи, общаться с добрыми и умными

людьми, много двигаться, работать. Считалось, что у нравственно и физически здоровой матери рождаются такие же дети

[4, с. 9].

Мы считаем, что этнопедагогический аспект компетентности педагога тесно связан с понятием «традиционная культура воспитания», так как родители (являются первыми педагогами) с раннего детства детей приучали к труду: мальчиков обучали, например, пасти домашний скот; девочек - управляться по дому, стирать, шить, готовить. Тема труда озвучивалась с помощью устного народного творчества, например, пословицы и поговорки подчеркивают значимость добросовестного труда и аккуратности в труде, которая может быть достигнута путем личного примера родителей. Следует также подчеркнуть принцип постепенного усложнения трудовых операций, когда вначале дети только созерцали за трудовой деятельностью родителей, потом старались им помочь, выполняя простейшие задания. Со временем работа детей усложнялась, становилась самостоятельной. По мере взросления детей они еще больше ценили труд, с огромным почтением относились к родителям, т. к. пренебрежение и ослушание родителей считалось не достойным, непозволительным, безнравственным. Непозволительно было плохо встречать гостя в своем доме. Детей обучали национальной традиции гостеприимства, которая является кодексом народного этика, требующим быть приветливым, скромным, учтивым, уважающим язык и культуру других народов, то есть родители стремились воспитать высоконравственную личность [5-8].

Этнопедагогическая компетентность педагога, по нашему мнению, также предполагает владение знаниями о воспитании умственно развитой и физически здоровой личности. Средствами умственного воспитания, как и воспитания вообще, являются народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки и другие жанры устного народного творчества, развивающие ум, наблюдательность, внимательность детей и в целом умственную активность. Детей учили правильно питаться, вести активно заниматься физическими упражнениями, направленные на развитие силы, выносливости, быстроты и других физических качеств, которые были тесно связаны с эстетическими взглядами народа, воспитывающие видеть, ценить, творить, оберегать и сохранять прекрасное. Детей воспитывали как этнокультурно-компетентную личность, которая знает, любит и уважает культуру, как своего народа, так и других народов. Соответственно, этнопедагогическая компетентность, как аспект этнокультурной компетентности, находит выражение в знании, умении и навыков педагога как этнопедагога: знание основ народной педагогики, ее форм, средств и методов; умение использовать опыт традиционного воспитания народа в современном учебно-воспитательном процессе.

Этнопсихологами Саракуевым Э. А. и Крысько В. Т этнокультурная компетентность рассматривается как психологопедагогический феномен. Этнопсихологическая компетентность предполагается как владение педагогом знаниями об особенностях психического склада и поведения детей, которые проявляются как национальный характер, определяющийся их национальной принадлежностью. Национальный характер психологами понимается как «совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям» [9, с. 53]. Знания педагога о национальном характере детей позволяет правильно

Библиографический список

оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними.

Нам глубоко импонирует психолого-педагогический подход этнокультурной компетентности педагога, разработанный С.Б. Серяковой. Следует отметить, что ученым-педагогом составлена критериальная характеристика оценки этнокультурной компетентности педагога, которая включает в себя:

«знание этнопсихологических особенностей учащихся;

• уровень развития нравственно-личностных качеств педагога;

• профессионализм в своей отрасли знаний;

• уровень этнопедагогической подготовки;

• рейтинг педагога среди учащихся, родителей, коллег, администрации;

• результаты творческих выступлений учеников;

• уровень воспитанности учеников;

• методическая работа в системе методических объединений;

• выступление на семинарах, конференциях, фестивалях;

• знание традиционной русской культуры и учет этнокультурных традиций своего региона в образовании и воспитании;

• готовность к межкультурному диалогу;

• культура общения» [9, с. 95].

Последние два пункта данной характеристики отражают третий аспект этнокультурной компетентности - поликультур-ный, рассматривающийся, как степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества [10]. Педагогу следует учитывать воздействие массовой культуры, отсутствие правильного восприятия и не приятие культуры других народов, существующие в современном обществе, он должен знать этнопсихологические и другие культурные особенности представителей разных этнических общностей, формировать гуманную личность, обладающую терпимостью и способную к межкультурному диалогу. Поэтому поликультурная компетентность педагога в настоящее время имеет особую актуальность и значимость, направленная на формирование гуманных личностей, способных объективно воспринимать и уважать культурную самобытность всех представителей народов.

Таким образом, аспектами этнокультурной компетентности педагога являются этнопедагогический, этнопсихологический и поликультурный, которые находят отражение в системе этнопедагогических и этнопсихологических знаний и умений педагога; в поиске путей эффективного воспитания детей посредством их психологических особенностей; в наличии у педагога знаний о культуре, нормах и правилах межнационального общения, умения создавать атмосферу межкультур-ного взаимодействия. Этнокультурная компетентность педагога понимается как «высокая степень ее теоретической и практической подготовленности к полноценной трансляции национальной культуры - синтеза национально-особенного и общечеловеческого, с целью формирования совершенной личности в соответствии с программой национального воспитания и с учетом этнопсихологических особенностей ее развития» [11, с. 95].

1. Некрасова, А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование: дис. ... д-ра филол. наук. - М, 1992.

2. Боровиков, Л.К. Этнокультурная компетентность социального педагога и социального работника: научно-методические материалы для занятий в школе социальной педагогике и социальной работы. - М., 1993.

3. Федорова, С.Н. Системный поход к этнокультурологической подготовке будущих педагогов: Монография. - Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2008.

4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебное пособие для студ., сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

5. Чочкина, М.П. Алтайский детский фольклор: монография. - Горно-Алтайск, 2003.

6. Шатинова, Н.И. Семья у алтайцев. - Горно-Алтайск: Алтайское кн. изд-во, Горно-Алтайское отделение, 1981.

7. Санабасова, Р.К. Народная педагогика алтайцев: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1993.

8. Дьяконова, В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири / отв. ред.

И.С. Кон, Ч.М. Таксами. - Л.: Наука, 1988.

9. Саракуев, Э.А. Введение в этнопсихологию: Учебно-методическое пособие для студентов / Э. А. Саракуев, В.Т. Крысько. - М., 1996.

10. Серякова, С.Б. Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2002.

11. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. - М., 1999.

Статья поступила в редакцию 26. 08.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.