Научная статья на тему 'Этнокультура как компонент воспитания молодежи в Дагестане'

Этнокультура как компонент воспитания молодежи в Дагестане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
882
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ETHNIC CULTURE / NATIONAL CIVILIZATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агабалаев И. А.

В современном обществе, этнокультуре Дагестанских и северокавказских народов, основанной на традициях, обычаях, общепринятых нормах поведения в системе воспитания подрастающего поколения принадлежит особое место. В статье освещаются проблемные вопросы, связанные с различными взглядами на межнациональные конфликты.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n today's society ethnoculture Dagestan and North Caucasian peoples, based on traditions, customs, standards of conduct in the education of the younger generation has a special place. The article highlights the issues connected with different views on ethnic conflicts.

Текст научной работы на тему «Этнокультура как компонент воспитания молодежи в Дагестане»

ЭТНОКУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В

ДАГЕСТАНЕ

Агабалаев И.А., к.с-х.н., проф.

Социально-педагогический институт. (г. Дербент)

Аннотация: В современном обществе, этнокультуре Дагестанских и

северокавказских народов, основанной на традициях, обычаях, общепринятых нормах поведения в системе воспитания подрастающего поколения принадлежит особое место. В статье освещаются проблемные вопросы, связанные с различными взглядами на межнациональные конфликты.

Ключевые слова: Этнокультура, национальная цивилизация, воспитание.

Abstract: In today's society ethnoculture Dagestan and North Caucasian peoples, based on traditions, customs, standards of conduct in the education of the younger generation has a special place. The article highlights the issues connected with different views on ethnic conflicts.

Keywords: Ethnic culture, national civilization, education.

Многонациональный Дагестан представляет собой уникальную страну, где в течение тысячелетий бок о бок проживает более 30 самобытных этносов, имеющих древнюю культуру, предки которых обосновали первое на Восточном Кавказе государственное образование - Кавказскую Албанию (Алпан -лезг.), которые ещё в V веке н.э. создали свою письменность.

Духовно-педагогическая культура дагестанских народов развивалась, обогащалась и совершенствовалась двумя путями:

а) собственным творчеством народов на пути поиска и накопления ценного, оправдавшего себя опыта воспитания;

б) заимствованием достойного опыта у тех народов Кавказа, Передней Азии и России, с которыми горцев свела их историческая судьба (армяне, грузины, иранцы, арабы, турки, русские).

В 2013г. в РД широко отмечали 200-летие окончательного вхождения Дагестана в состав Российского государства. Безусловно, это историческое событие кардинально отразилось на дальнейшем развитии региона, как в экономическом, так и в социокультурном плане.

Для России Дагестан всегда был чрезвычайно важен, т.к. географически он граничил с Каспием, являясь южной ее оконечностью.

Подписание Гюлистанского договора (подписан 24. X. 1813г.) в местечке Гюлистан ген.-лейтенантом Н. Ф. Ртищевым (от имени России) и Мирзой Абул-Хасаном (от имени Ирана), предопределило судьбу народов Кавказа и, соответственно, Дагестана.

Согласно мирному договору, в состав Российской империи было оформлено включение следующих географических регионов: Дагестана, Грузии с Шурагельской провинцией, Имеретии, Гурии, Мингрелии и Абхазии, а также ханств Карабахского,

Ганджинского, Шекинского, Ширванского, Дербентского, Кубинского, Бакинского и Талышинского.

Присоединение Дагестана к России в 1813 г. - это результат сложного и длительного процесса развития российско-дагестанских взаимоотношений. Дагестан до того не представлял собой политического единого целого, и переход под верховную власть Российской империи объективно стал процессом становления государственности Дагестана.

В истории становления государственности народов Дагестана историки выделили 6 этапов развития. Первый этап связан с возникновением в Средневековье на территории Дагестана государственных объединений. Для второго этапа - XVI-XVIII веков -характерен процесс распада крупных феодальных владений на более мелкие, углубление феодальной раздробленности. Третий этап связан с именем Шамиля и образованием государства Имамат. В апреле 1860 года была создана Дагестанская область, которую относили к Закавказью. Пятый этап ознаменован образованием Дагестанской Советской Социалистической Республики. Шестой этап - современный этап развития Республики Дагестан в составе Российской Федерации.

Таким образом, Дагестан, сохранив своеобразие, получил мощный европейский вектор развития.

В последнее время в современном обществе отмечается рост националистических настроений и «истерика» в СМИ по этому поводу идёт нешуточная. Проведенный анализ печатных изданий некоторых СМИ, убедительно свидетельствует о том, что они довольно часто демонстрируют недостаточную «лояльность» по отношению к представителям кавказских и азиатских народов, проживающих (и процветающих) сейчас в русских городах, а также ксенофобские предрассудки, достигая, в действительности, совершенно противоположного результата. Неприемлемая для общечеловеческих ценностей и здравого рассудка расистская позиция некоторых издательств, оскорбление религиозных чувств людей и допускаемые ими откровенные фальсификации не могут не вызвать справедливого возмущения и осуждения. Очевидно, что раздаваемые недобросовестными «писаками» целым народам, религиям и политическим деятелям «комплименты» необходимо рассматривать в контексте тех фактов, которыми они питаются придать своей позиции благопристойный облик.

Острые проблемы российской действительности межнациональные конфликты, проявления шовинизма и национализма, пропаганда расизма, унижение национального достоинства малых по численности народов, пренебрежительное отношение к их этнокультуре и другие негативные явления социальной жизни разрешимы на основе возрождения гуманистической духовной культуры, толерантных межэтнических взаимоотношений, выработанных народами в прошлом.

Главное для счастья и процветания Дагестана — это неделимость, нерушимость, единство всех народов и наций Дагестана. Чувство единой семьи сегодня - насущная необходимость, чтобы сохранить и развивать особенности каждой нации и, следовательно, всего Дагестана.

Дагестан является самой многонациональной республикой Российской Федерации, (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, ногайцы, табасаранцы, агулы, рутулы, цахуры и др.). Трудно найти на земном шаре место, где на такой небольшой площади размещалось бы столько народов с различными языками и диалектами (в Дагестане проживает более 60 народностей, из них 30 - коренные), культурными традициями и обыденными особенностями. Неслучайно Дагестан испокон веков называли не только «страной гор», но и «горой языков».

Дагестанская цивилизация сформировалась в процессе постоянного укрепления и расширения тысячелетних связей между народами Дагестана. Сегодня мы можем наблюдать совершенно новое качество взаимоотношений, связанное с изменением уклада общественных отношений, характера связей между народами. Сохранение своеобразия жизни каждого из дагестанских народов было бы невозможным без сохранения общности и единства их культуры. Языковые, психологические, культурные различия между народами, конечно же, сохраняются, но это ведет только к “гармонии многоголосья”. Веками развивавшиеся межэтнические контакты способствовали формированию у дагестанских народов единых норм общения и поведения, и это при сохранении специфических особенностей у каждого из них. Оздоровление, укрепление общества, возрождение экономики, культуры республики возможно и достижимо при условии мобилизации усилий всех народов, местных органов власти, общественных организаций, и молодежи. Концепция возрождения (обновления) и развития дагестанской национальной школы предполагает приобщение подрастающего поколения, начиная с ранних лет, к национальной духовной культуре как к важнейшему фактору гуманизации содержания воспитания подрастающих поколений.

Воспитание молодежи в духе традиций, обычаев, моральных ценностей предков позволяет не только подготовить подрастающее поколение к самостоятельной трудовой и семейной жизни, но и обеспечивает сохранение в новых поколениях духовного облика, национального характера, образа жизни, особенностей мировосприятия народа.

У народов многонационального Дагестана народная педагогика, многовековой опыт воспитания возрастающих поколений имеет много общего с другими кавказскими народами, что объясняется общностью происхождения, исторических судеб, природных-географических, экономических, политических и духовно-культурных условий их жизни.

Данное обстоятельство повышает значимость изучения и актуализации опыта традиционного горского воспитания в деятельности школы и семьи всего Северокавказского региона, в определённой мере включая и качества, принимая во внимание близость его менталитета к общекавказскому менталитету.

Такие ценности, как демократия, рационализм, религиозные и ценности т др., как правило, носят экономический, социальный и политический характер. Отслеживая тенденции развития мусульманской, христианской, буддистской цивилизации или цивилизации Севера, Юга, Запада, Востока, мы пытаемся определить место Дагестана на этом перекрестке, на пересечении многих тенденций.

Вопросы о том кто мы есть, в чем наши достоинства и в чем недостатки, от чего надо отказаться, а что, напротив, сохранить и развивать, волнуют как политологов, так и культурологов.

Знаменитый ученый-философ, академик Российской Академии Естествознания, д.ф.н., Мустафа Билалов так трактует вопросы цивилизации и национальной культуры: «....нам не стоит менять и ломать наш менталитет коренным образом, потому что нелегко отказаться от одной культуры и обрести новую. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что существующие противоречия между цивилизацией и культурой связаны с тем, что цивилизация в грубой форме навязывает нам определенные ценности, а культура сопротивляется. Еще Ницше, Шпенглер и многие другие известные философы отмечали, что это сопротивление происходит потому, что культура — это внутренние процессы, она глубинна, фундаментальна, национальна, идет от духа народа, а цивилизация — поверхностна, технична, интернациональна. И это столкновение культуры и цивилизации — причина многих войн и национальных трагедий. И если мы в Дагестане хотим строить гармоничное общество, нам нужно считаться с нашей культурой, ментальностью, с тем, что сидит в нас глубоко.». (Газета «Настоящее время» №7, 2011) .

Сегодня же Россия, повернув на Запад, на либеральную демократию, рыночную экономику, пытается резко, коренным образом изменить ментальность дагестанского общества. Но это нелегко. Потому как наше далекое и недалекое прошлое и даже настоящее связано с общественной собственностью. Наша демократия — это демократия коллективистская, где доминируют не права отдельной личности, а права этноса, джамаата, общины. В нас это сидит. Западная культура рационалистична, в ней доминируют наука, разум. Наша культура — иррациональна, чувственна, сердечна. И менять это не нужно. Есть примеры на буддийском и мусульманском Востоке, когда подобные нам общества достигли реального процветания. Да и сам Запад сегодня повернул на Восток. Там идет переосмысление своих же ценностей, а мы, к сожалению, все повторяем с Запада.

Чем сильнее и крепче станут все народы, тем скорее Дагестан станет богаче и красивее. Дагестан тем и прекрасен, что является общей родиной различных самобытных культур, языков и народов, с общей судьбой в единой республике Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.