УДК 391(571.53)
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МУЗЕИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ СИБИРИ
В. В. Тихонов
ETHNOGRAPHIC OPEN-AIR MUSEUMS IN SIBERIA
V. V. Tihonov
В статье анализируется сеть действующих этнографических музеев под открытым небом Сибири резерва-ционного и транслоцированного типов. Анализируется история создания музеев, их экспозиционная инфраструктура, перспективы развития экспозиционной инфраструктуры.
The net of ethnographic open-air museums functioning in Siberia is analyzed in the paper. The author considers the history of founding, the structure and the development perspectives of the open-air museums.
Ключевые слова: «Тальцы», «Ангарская деревня», «Томская писаница», «Березовка», «Шушенское», «Чер-кехский», «Дружба».
Keywords: Taltsy, Angarskaya village, Tomskaya pisanitsa, Beryozovka, Shushenskoye, Cherkekhsky, Druzhba.
В конце 60-х гг. ХХ в. в Советском Союзе, в том числе в Сибири, на волне хрущевской оттепели наблюдался всплеск в создании новой для Сибири формы сохранения традиционной народной культуры -этнографических музеев под открытым небом как коллекционной, так и этнографической классификации. Данному процессу способствовало много факторов: увеличение внутрисоюзного и зарубежного туристического потока в Сибирь, относительная открытость общества, способствовавшая увеличению интереса к народной культуре, в частности к такому уникальному явлению, по большей части свойственному только Скандинавским странам и России, как деревянное зодчество. Стремление сохранить именно уникальное деревянное зодчество и способствовало созданию в Сибири сети этнографических музеев под открытым небом резервационного и транслоцирован-ного типов. При этом большая их часть до сих пор находится в стадии развития.
Государственный историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское»
В Сибири старейшим музеем архитектурноэтнографического профиля можно считать государственный историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» [1]. Такое название он стал носить с 1993 г., когда из музея в буквальном смысле политического его без особых трудов переформировали в архитектурно-этнографический комплекс.
Формирование музейной коллекции Шушенского музейного комплекса началось в 1925 г., когда был выкуплен дом крестьянки Петровой, в котором в ссылке жил В. И. Ленин [8, с. 39 - 40]. В 1928 г. был выкуплен еще один дом - крестьянина Зырянова. 7 ноября 1930 г. открыли экспозицию в доме Петровой, а в 1940 г. экспозиция появилась и в доме Зырянова [6].
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 275 от 24 апреля 1968 г. в связи с 100-летием со дня рождения В. И. Ленина в Шушенском был создан музей-заповедник «Сибирская ссылка В. И. Ленина». Его открыли 12 апреля 1970 г. За основу был взят старый квартал пос. Шушенское, где уже размещались дома Петровой и Зырянова. Пустующие пространства заполнили типич-
ными для эпохи и местности постройками из других мест. В итоге получился великолепный архитектурноэтнографический комплекс конца Х1Х - начала XX в., резервация с элементами траслоцирования, воссоздавшая естественную историко-культурную среду данной местности конца Х1Х - начала XX в. Переход от музея политического к музею архитектурно-этнографического профиля произошел практически безболезненно посредством переориентации акцентов в экскурсионном процессе за счет уменьшения объема экскурсионного времени на элемент мемориальности, ранее имевшей доминирующее значение, на архитектурно-этнографическую тематику.
При формировании данного музея средств на его создание не жалелось. К его проектированию были привлечены лучшие специалисты музейного дела в СССР, имеющие возможность знакомства с зарубежным опытом создания музеев такого типа. В итоге историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» из всех музеев данного типа в России стал наиболее полно отвечать своему предназначению и соответствовать мировым концептуальным основам создания архитектурно-этнографических комплексов. 29 домов в музее находятся в постоянной сборке, имеют круглогодичное отопление. Создана система пожарной безопасности, дорожные, электро- и телефонные коммуникации, инфраструктура административных зданий позволяет обеспечить комфортные условия как для приема посетителей, так и для работы персонала и хранения коллекций.
Экспозиционное пространство представляет собой сохранившуюся часть застройки населенного пункта, сформировавшегося на начало XX в., в виде двусторонней центральной улицы с отходящими от нее проулками. Утраченные элементы застройки в конце 60-х гг. XX в. заменили путем транслокации объектов конца XIX - начала XX в. из других, рядом расположенных населенных пунктов.
Администрацией историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» ведутся работы по увеличению резервных земельных территорий, созданию зон охраняемого ландшафта, исключающего видимость из экспозиций современных каменных зданий, - одно из условий воссоздания естественной
исторической среды. Что касается создания дополнительных экспозиционных зон, включая вывозку недвижимых памятников истории и архитектуры, то, по мнению автора, это не совсем целесообразно. Музейный комплекс «Шушенское» - уже вполне сформированный и цельный. Дальнейшее его развитие должно идти по пути увеличения турпотока и совершенствования форм его обслуживания. Сохранение деревянного зодчества в данном регионе страны и планируемые на это финансы вполне целесообразно использовать для формирования новых музейных комплексов на наиболее перспективном в отношении турпо-тока направлении, например, вблизи крупного административно-промышленного центра на напряженном перекрестке железнодорожного, авиационного и автомобильного сообщения.
Этнографический музей народов Забайкалья «Верхняя Березовка»
Идея создания этнографического музея под открытым небом в Бурятии была выдвинута учеными Бурятского филиала СО АН СССР и поддержана академиком А. П. Окладниковым. Создание музея определило в канун 50-летия республики Постановление бюро обкома КПСС, Совета Министров Бурятской АССР от 12 мая 1968 г. Этнографический музей культуры и быта народов Забайкалья был открыт в
г. Улан-Удэ в июле 1973 г. [9]. Место под музей выбрали в пригороде Улан-Удэ (10 км) в живописной пади Верхняя Березовка. Площадь, занимаемая музеем, 23 га. По концепции создания музея ему отводилась роль научно-просветительного центра по изучению и сохранению материальной культуры народов, населяющих Байкальский регион: эвенков, бурят, русских. Музейный комплекс территориально музее-фицировал Иркутскую область и Бурятию. Генеральным планом развития музея предусматривалось создание комплексов: археологического, эвенкийского, бурятско-забайкальского, бурятско-предбайкальского, русского старожильческого, старообрядческого, городского, культового, рыбачьего, отдела живой природы [9; 11, с. 3 - 14; 13, с. 32 - 33].
В настоящее время в музее имеются: экспозиция эвенкийского шамана; две бурятских усадьбы-зимника из Предбайкалья; забайкальский бурятский комплекс (характеризует материальную культуру забайкальских бурят), бурятский улус-летник из трех юрт, вывезенных из Тункинской долины; Никольская церковь; городской дом; старообрядческая экспозиция, состоящая из трех усадеб - Зайцева, Красикова, Борисова; русская старожильческая экспозиция, сформированная из усадьбы пашенного крестьянина и усадьбы казачьего атамана. Есть еще археологическая экспозиция в виде реконструкции плиточных могил эпохи бронзы. Живой уголок представлен зоопарком. Археологический комплекс являет собой группу памятников бронзового века (II - I вв. до н. э.). Эвенкийский сектор реконструирует стойбище, основу которого формируют чумы с различным покрытием -березовой и лиственничной корой, а также ровдугой. Эвенкийское стойбище по концепции создателей носит рыболовно-оленеводческую направленность и характеризует жизнь эвенков Забайкалья, в основном
проживавших в Баунтовском, Северобайкальском и Курумканском районах.
Архитектурно-этнографический музей «Таль-цы»
При строительстве Усть-Илимской ГЭС в начале 60-х гг. ХХ в. встала задача сохранения объектов уникального деревянного зодчества XVII - XVIII вв.
г. Илимска, сыгравшего в свое время значительную роль в процессе освоения русскими Сибири и Дальнего Востока. Для спасения памятников истории и архитектуры XVII в. - Спасской проезжей башни Илимского острога (1667 г.) и Казанской привратной часовни Илимского острога (1679 г.) - было решено их разобрать и перевезти в создающийся музей под открытым небом под г. Иркутском.
Постановление Иркутского облисполкома о создании музея народного зодчества под Иркутском вышло 9 января 1966 г. Строительство музейного комплекса началось в 1970 г. Музейный комплекс «Таль-цы» занимает сегодня 67 га, вокруг него создана временная охранная зона. В музее работает для осмотра 15 экспозиций по материальной и духовной культуре народов Предбайкалья.
18 июля 1980 г. «Тальцы», тогда еще музей деревянного зодчества, принял первых посетителей. Для осмотра открыли экспозицию «Деревня-малодворка», состоящую из трех разновременных усадеб с характерной для данного типа деревень планировкой. В состав экспозиции вошли усадьба Непомилуева конца XVIII в., усадьба Серышева середины XIX в. и усадьба Прокопьева конца XIX в.
В 1984 г. в музее завершилась реставрация уникального памятника деревянного оборонного зодчества XVII в. - Спасской проезжей башни Илимского острога. Башня была вывезена в музей в 1969 г. из
г. Илимска, попавшего в зону затопления Усть-Илимского водохранилища.
В состав экспозиции «Волостное село» входит Казанская привратная часовня Илимского острога. Официальная дата ее постройки - 1679 г.
Здание церковноприходской школы вывезено в музей из с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области в 1988 г. Памятник был построен в 1884 г. крестьянским обществом как церковноприходская школа. Усадьба-одноколок конца XIX в. вывезена из
д. Едарма Усть-Илимского района в 1988 г., реставрация ее завершена в 1994 г. Усадьба Сотова, конец
XVIII в., вывезена в музей в 1973 г. из с. Бельск Че-ремховского района Иркутской области, реставрация завершена в 1995 г. Усадьба Московского - рубеж
XVIII - XIX вв. - вывезена из д. Антонова Братского района в 1970 г. В 2000 г. завершена реставрация усадьбы Зарубина, построенной в д. Едарма Усть-Илимского района в 1929 г. и вывезенной в музей в 1990 г.
Одной из интереснейших экспозиций музея стала экспозиция «Каскад водяных мельниц». Три водяные мельницы вывезены в музей из д. Владимировки Братского района Иркутской области в 1974 г. Экспозиция сдана в эксплуатацию в 1982 г. Формирование экспозиции «Сенокосная заимка Среднего Прианга-рья конца XIX в.» началось с вывоза в 1989 г. в музей
с острова Куренной из д. Паново Кежемского района Красноярского края двух избушек и амбара. Реставрационные работы велись с 1992 по 2000 г.
В 2008 г. завершены реставрационные работы на экспозиционном комплексе «Волостная управа», здание волостного правления (1904 г.) вывезено в музей в 2000 г. из с. Бельск Черемховского района. Создание бурятской экспозиционной зоны ведется с 1990 г. Практически полностью сформирован улус-летник, состоящий из шести деревянных юрт-оригиналов
XIX в. и вспомогательной инфраструктуры (печь для выпечки хлеба, навесы и т. д.), выполненной в новоделе. В состав бурятской экспозиционной зоны входит и маломорский бурятский рыболовецкий стан, реконструкция которого завершена в 2011 г.
Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Ангарская деревня», г. Братск
Музей был открыт в 1982 г. Созданию его предшествовало решение Министерства культуры РСФСР (1975 г.). Были определены источники финансирования создающегося музейного комплекса в виде долевого участия центра и региона. Научным руководителем проекта стал А. В. Ополовников. Проектирование велось с 1976 г. и закончилось в ноябре 1977 г. принятием эскизного проекта с небольшими поправками.
Место строительства музейного комплекса было определено на берегу Братского водохранилища в 12 км от г. Братска на мысу между заливами Солдатским и Пионерским. Под музей выделили земельный участок в 35 га. Территориально музей музеефициру-ет северо-западную часть Предбайкалья. Это территория трех историко-культурных зон: русской старожильческой ангаро-илимской, эвенкийской и частично бурятской. А пока в музее созданы экспозиции только двух этносов - русского и эвенкийского [7, с. 33 - 38]. Экспозиция русского старожильческого сектора - это однорядная сибирская деревня с окнами домов красной линией дворов на улицу в сторону реки. Шесть крестьянских усадеб ХК в. с огородами, через улицу спускающимися к морю, ретроспективнофрагментарно воссоздают сибирскую деревню среднего течения р. Ангары [12, с. 33 - 39].
За основу первого усадебного комплекса, заканчивающего однорядную застройку музея, была взята усадьба Скрипова второй половины ХК в. из
д. Подъеланка Усть-Илимского района Иркутской области. Вторым усадебным комплексом в музее является усадьба С. Б. Погодаева второй половины
XVIII в. из д. Гарманка Усть-Илимского района Иркутской области. Третий усадебный комплекс воссоздает усадьбу Б. А. Пастухова первой трети Х!Х в. из с. Старо-Батурино. В 1980 г. изба перевезена в музей. В 1991 г. в музее была сформирована усадьба Непо-милуева из д. Нижняя Шаманка Усть-Илимского района Иркутской области, перевезенная в музей в 1974 г. Усадьба датируется 1880 г. Пятый усадебный комплекс находится в стадии строительства. Основу его составляет однодворная усадьба с домом-связью, выполненным полностью в новоделе по аналогу дома Каморникова из д. Подъеланка.
Через дорогу напротив усадьбы Пастухова (.№ 3) расположился торговый амбар конца Х!Х в. из
д. Климово Нижне-Илимского района Иркутской области, перевезенный и смонтированный в музее в 1988 - 1989 гг. Напротив усадьбы купца Каморникова (№ 5), также через дорогу, расположилась кузница конца ХК в. из д. Христофорово Жигаловского района Иркутской области.
Продолжением деревни на запад стали: юго-западная башня Братского острога, построенная в 1654 г., церковь Михаила Архангела (1883 г.) из деревни Нижнекарелина Киренского района Иркутской области со звонницей на столбах, выполненная в новоделе по аналогу звонницы постройки 1910 г., перевезенная в музей и восстановленная в 1987 - 1991 гг.
Северо-восточную окраину русского сектора завершает мангазея конца ХК в. из д. Тушама Братского района Иркутской области.
На север от русского сектора в лесном массиве расположился эвенкийский этнический сектор, состоящий из летнего, осеннего, зимнего эвенкийского стойбищ, чума шамана и экспозиций эвенкийских захоронений. Во всем эвенкийском комплексе единственным строением-оригиналом является русский лабаз, сооруженный на дереве, перевезенный в музей с
р. Каты [7].
Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН
В 1968 г. по инициативе А. П. Окладникова в качестве одного из подразделений Института истории, филологии и философии СО АН СССР был создан Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока [2, с. 40 - 42]. К началу 70-х гг. ХХ в. стало ясно, что для целого ряда памятников, планируемых к перевозке в музей, прежде всего архитектурных, требуются открытые площадки. Тогда и возникла идея создания музея под открытым небом. 14 июня 1979 г. постановлением Новосибирского областного Совета народных депутатов для музея под открытым небом был выделен земельный участок площадью 46,5 га, располагающийся приблизительно в 4 км от Новосибирского научного центра. Музей задумывался как всесибирский, его экспозиции должны были формироваться на основе памятников уникального деревянного зодчества народов Сибири. Зонирование экспозиций предусматривалось провести по территориальному признаку. В музее планировалось создать западносибирскую и восточносибирскую экспозиции.
Постепенно концепция создания экспозиционных зон поменялась. В настоящее время концепция предполагает развитие музейного комплекса в двух направлениях. Первое - это организация исторического ядра с уже реставрированными архитектурными памятниками. В состав этой довольно небольшой экспозиционной зоны входят уже отреставрированные уникальные памятники деревянного зодчества: Спасо-Преображенская церковь XVIII в. из Зашиверска (в обиходе у специалистов называется просто Зашивер-ская церковь) с отдельно стоящей звонницей и вывезенный из Тюменской области фрагмент Казымского острога XVIII в. с р. Казым. Казымский острог отреставрировали в виде двух башен и части стены. В ста-
дии реставрации находится усадьба русского крестьянина Восточной Сибири.
Второе направление предусматривает создание этнографических зон Западной и Восточной Сибири. Для этого в экспозиционную зону должны быть перевезены некоторые деревянные постройки народов Сибири, характерные для музеефицируемых территорий. При невозможности перевоза отдельных памятников деревянного зодчества в Новосибирский музей под открытым небом предполагается строительство полноразмерных макетов-копий. Скорее всего, последнее направление комплектования экспозиций новоделами при ныне существующей в РФ законодательной базе, запрещающей перевозку с исторических мест историко-культурных объектов, будет более реальным.
Официального открытия музея не проводилось, его посещение экскурсантами началось с 1980-х гг. Структурно он теперь входит в состав Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН.
Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница»
Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» представляет собой природный парк-музей, в состав которого входят: единственный в Сибири музеефицированный памятник-резерват древнего наскального искусства 4 - 1 тыс. до н. э.; архитектурно-этнографический комплекс транс-лоцированного типа - шорский улус Кезек; экспозиция-интерпретация жилищ древнего человека «Ар-хеодром»; Музей наскального искусства Азии и экспозиции-вариации на разные темы: «Время и календари»; «Мифология и эпос»; «Славянский мифологический лес»; архитектурно-этнографический комплекс «Русское сибирское село» [3, с. 126 - 129]. Основная идея музея - соединить музейными средствами историю, культуру и природу.
Размещение музейного комплекса в районе д. Писаная Кемеровской области на берегу р. Томи оказалось неслучайным. Это место уже более 300 лет привлекает исследователей, ученых и любознательных людей наскальными рисунками, которые датируются 4 - 2 тыс. до н. э. С исследованиями наскальных рисунков Томской писаницы связаны имена таких известных России и миру ученых, как Д. С. Мес-сершмидт, Ф. И. Табберт (Страленберг), Г. Ф. Миллер, В. Н. Татищев, С. П. Крашенинников, Г. И. Спасский, А. Брем, О. Финш, И. Т. Савенков, А. П. Окладников, А. И. Мартынов [4, с. 6 - 10; 5, с. 5 - 58].
Варварское отношение многочисленных неорганизованных туристов к наскальным рисункам Томской писаницы вынудило ученых и представителей общественности сформировать инициативную группу во главе с заведующим кафедрой археологии Кемеровского университета профессором А. И. Мартыновым по спасению уникальных рисунков, вернее, того, что от них осталось. Наилучшим вариантом в данном случае было создание музейного комплекса. С середины 80-х гг. XX в. началась проработка вариантов музейного комплекса. Результатом работы инициативной группы, поддержанной местной админист-
рацией и Министерством культуры РСФСР, стало Постановление Совета Министров РСФСР № 51 от 16 февраля 1988 г. «О создании природного и историко-культурного музея-заповедника “Томская писаница” Управления культуры Кемеровского облисполкома». Под музейный комплекс выделили земельный участок лесопарковой зоны площадью 140 га.
В 1995 г. музей-заповедник «Томская писаница» официально принял своих первых посетителей. Основная идея музейного комплекса-парка как музея «открытого типа» - соединить в едином показе разнохарактерные элементы материальной и духовной культуры человека (археология, архитектура, этнография и т. д.) и уникальную природную среду. При-томья На современном этапе функционирования музейный комплекс состоит из десяти самостоятельных экспозиционных комплексов.
В музее-заповеднике «Томская писаница» архитектурно-этнографический комплекс представлен четырьмя экспозициями, ретроспективно-фрагментарно моделирующими историко-культурную среду начала
XX в. малой народности России шорцев, проживающей на юге Кемеровской области в Горной Шории: жилой поселок с транслоцированными постройками, промысловый стан и кладбище, комплекс «Русское сибирское село».
Первая экспозиция - «Поселок Кезек» - представлена одной шорской усадьбой. В состав экспозиции входит также дом шамана. Основные объекты экспозиции - оригиналы, вспомогательная инфраструктура - наполовину новоделы. Вторая экспозиция - «Шорское кладбище» - выполнена в новоделе.
Третья экспозиция под названием «Охотничье-промысловый стан» продолжает раскрытие темы материальной культуры шорцев. Данная экспозиция, как и первая, построена по методу транслоцирования в основном из построек, вывезенных из Горной Шории. Четвертая экспозиция - «Ясачное зимовье» - является составной частью будущей экспозиции «Русское сибирское село».
Черкёхский мемориальный музей «Якутская политическая ссылка»
Создание музейных комплексов под открытым небом в Якутии неотделимо от имени народного писателя Якутии, Героя Социалистического Труда, общественного деятеля Дмитрия Кононовича Сивцева (Суоруна Омоллона). Вынашиваемая им идея сохранения исторической среды края в виде музея под открытым небом на значительном удалении от крупного города в 70-х гг. XX в., в принципе, была утопической. Проявив смекалку, Д. К. Сивцев тем не менее свою идею реализовал через вариант музея политической ссылки, в то время однозначно поддерживаемый властью. В 1977 г. в далеком якутском улусе Таттин-ском, на родине писателя, по его инициативе и при его непосредственном участии открывается черкёх-ский мемориальный музей «Якутская политическая ссылка». Фактически это архитектурно-этнографический комплекс транслоцированного типа с единственным экспонатом-резерватом - Никольской церковью [10, с. 32 - 34]. Музей располагается на территории в 11,5 га. В нем реставрировано 12 памят-
ников деревянного зодчества. Все объекты музея были перенесены и восстановлены силами общественности улуса. Назовем эти экспозиционные объекты: дом революционера Т. Акимова (конец XIX в.), Таттин-ская Никольская церковь (1912 г.) - единственное здание, стоящее на своем месте, без переноса, Владимирская часовня (середина XIX в.), сибирка (конец
XIX в.), юрта Э. К. Пекарского (середина XIX в.), юрта В. М. Ионова (конец XIX в.), ураса деревянная (1867 г.), юрта-олонхо (конец XIX в.), летник семигранный с амбаром (конец XIX в.), поварня восьмигранная (конец XIX в.), крепость-амбар (середина
XIX в.), мельница-топчанка (1932 г.) и другие реконструированные объекты. Несмотря на отдаленность музейного комплекса от крупных городских центров (от г. Якутска 270 км), его посещаемость составляет 2,5 тыс. человек в год.
Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба»
В 1987 г. Д. К. Сивцев начал работу над новым проектом - созданием Ленского историко-архитектурного музея-заповедника «Дружба» в с. Сотинцы Усть-Алданского улуса. Постановление Совета Министров
Якутии (.№ 93) о создании историко-архитектурного музея-заповедника «Дружба» вышло 23 марта 1983 г. Музей открылся в 1994 г. Расположился он на месте первоначального основания русскими землепроходцами Ленского острога, будущего г. Якутска.
Территория музейного комплекса составляет 45 га. Экспозиционная концепция музея базируется на всестороннем освещении через памятники народной архитектуры и внутриобъектные экспозиции истории содружества и тесной связи русского и якутского народов. В музее 23 памятника и реконструированных (выполненных в новоделе) объекта. Это Спасо-Пре-ображенская Зашиверская церковь (новодел), балаган, ураса, коч, дом купца Басова, шестиугольная изба-поварня, кумысный амбар, амбар Конырина (1790 г.), осадный амбар И. Пономарева (XVIII в.), здание школы (1872 г.), осадный амбар Кычкина, ветряная мельница, охотничья избушка и т. д. Концептуально музей является типичным архитектурно-этнографическим комплексом транслоцированного типа. Годовая посещаемость музея составляет более 6 тыс. человек в год при его удаленности от г. Якутска на 70 км.
Литература
1. Букшпан, П. Я. Шушенское: путеводитель / П. Я. Букшпан. - М., 1984. - 202 с.
2. Майничева, А. Ю. К вопросу формирования музея под открытым небом в городе Новосибирске / А. Ю. Майничева // Пути сохранения и методы реставрации памятников деревянного зодчества. - Архангельск, 1990.
3. Мартынов, А. И. Музей-заповедник «Томская писаница» / А. И. Мартынов // Проблемы этнографического музееведения. - Омск, 1987.
4. Мартынов, А. И. Писаница на Томи / А. И. Мартынов. - Кемерово, 1988. - 55 с.
5. Мартынова, Г. С. Исследователи Томской писаницы / Г. С. Мартынова, А. Ф. Покровская. - Кемерово, 2000. - 68 с.
6. Никишин, Н. А. Концепция развития государственного историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» / Н. А. Никишин. - Шушенское, 1983. -124 с.
7. Павлов, А. А. Экспозиция эвенкийского сектора музея «Ангарская деревня» / А. А. Павлов // Тальцы. -1998. - № 1(3).
8. Терентьева, В. И. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» / В. И. Терентьева // Таль-цы. - 1998. - № 1(3).
9. Тиваненко, А. В. Этнографический музей народов Забайкалья: путеводитель / А. В. Тиваненко. - Улан-Удэ, 1984. - 64 с.
10. Тишина, Т. Музей-заповедник в селе Черкех / Т. Тишина // Декоративное искусство СССР. - 1980. - № 7.
11. Хомосов, С. Р. Этнографический музей-заповедник народов Забайкалья / С. Р. Хомосов, Р. Г. Савельева // Материальная культура и искусство народов Забайкалья. - Улан-Удэ, 1982.
12. Шевгенина, Л. А. Ангарская деревня / Л. А. Шевгенина, В. М. Семенов // Тальцы. - 1997. - № 1(2).
13. Янгутова, Е. Е. Этнографический музей народов Забайкалья / Е. Е. Янгутова // Проблемы развития музеев под открытым небом в современных условиях. - Иркутск, 1995.
Информация об авторе:
Тихонов Владимир Викторович - кандидат культурологи, директор Архитектурно-этнографического музея «Тальцы», Иркутск, 89041123508, [email protected].
Vladimir V. Tihonov - Candidate of Culturology, Head of the Taltsy Architectural and Ethnographic Museum, Irkutsk.