УДК 314.02
DOI статьи: 10.17238Zissn2221-2698.2016.25.53
Этнодемографические процессы среди саамов современной Норвегии
мическая ситуация в целом способствует улучшению положения саамов. На современном этапе созданы соответствующие условия для сохранения традиционного экономического уклада, этнической идентичности саамов, основой которого является развитие языка. Ключевые слова: коренные народы, Норвегия, саамы, этнодемографические процессы
Ethnodemographic processes among the Sami of modern Norway
© Kseniia S. Babenysheva, master student of the Department of Regional Studies, International Relations and Political Science, Higher Scool of Humanities and International Communication of Lomonosov Northern (Arctic) Federal University. E-mail: [email protected]
Abstract. On the basis of statistics and comparative analysis the article shows ethnodemographic processes among the Sami of Norway in 2000-2013, including the dynamic of population, natural increase, factors and reasons which caused them in this period. The short analysis of references has been made. Stable economic situation is improving the conditions of Sami. At the modern stage, special conditions for keeping the Sami's ethnic identity are arranged, the basis of which is the language development. Keywords: indigenous people, Norway, Sami, ethnodemographic processes
Коренные народы как социальный феномен и научная проблема находятся в центре внимания мировой и российской общественности на протяжении длительного времени, что обусловлено озабоченностью мировой общественности по поводу постепенного исчезновения с лица земли уникальной культуры данных этносов, утратой языка, традиционной культуры и форм жизнедеятельности. Особенно остро эта проблема стоит в северных регионах мира, а именно в Арктике и Баренцевом Евро-Арктическом регионе, где их концентрация наиболее значительна. На начало XXI в. общая численность автохтонного населения, проживающего в арктическом регионе, достигала около 400 тыс. человек, что составляло 8,5% населения арктического региона [1, Соколова Ф.Х., c. 58].
С началом промышленного освоения Арктики проблема сохранения традиционного уклада жизни коренных народов особенно актуализировалась, поскольку интенсификация этих процессов в регионе может вызвать техногенные катастрофы, нарушение экологического
© Бабёнышева Ксения Сергеевна, магистрант кафедры регионоведения, международных отношений и политологии Высшей школы Гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе использования статистических данных и сравнительного анализа в статье выявляются этнодемографические процессы среди саамов Норвегии в 2000-2013 гг., в том числе: динамика численности, естественный прирост, факторы и причины, обусловившие их в исследуемый период. Проведён краткий анализ литературы по теме исследования. Стабильная эконо-
равновесия в природе, что чревато негативными последствиями для коренных народов, чья
жизнь и культура целиком и полностью зависит от окружающей среды. На современном этапе проблема коренных народов Севера представляет социально значимую проблему, которая волнует всю мировую и региональную общественность.
В российской и международной правовой практике, к сожалению, нет единого определения этнических меньшинств, которые в наши дни сохранили традиционный жизненный уклад, культуру и обычаи. Согласно конвенции МОТ «О коренных и племенных народах в независимых странах» № 169 от 1989 г., коренными признаны «народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условиях которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специаль-
1 г» ч/ ч/
ным законодательством» именуются коренными народами» . В свою очередь в российской правовой практике этносы, проживающие на территориях традиционного расселения предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, отнесены к категории коренных малочисленных народов. Отличие российской трактовки дефиниции заключается в том, что к выше обозначенным этносам в России относят те народы, чья численность не превышает 50 000 чел., подчёркивая тем самым актуальность сохранения культуры тех этносов, которые пребывают в состоянии реальной угрозы исчезновения 2. Основными вопросами государственной национальной политики РФ, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, являются: а) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; б) обеспечение прав ко-
3
ренных малочисленных народов и национальных меньшинств .
Тематика коренных народов не обделена вниманием мировой и российской научной общественности. В настоящее время в литературе существует множество трудов, посвящён-ных традиционным верованиям, обычаям, степени сохранения языка и культуры саамов Норвегии. Стоит отметить, что спектр научных исследований чрезвычайно широк. Комплексную
1 Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (№169 от 27 июня 1989 года). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml (дата обращения: 16.12.2015).
2 Федеральный закон от 30 апр. 1999 г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями): «Коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее — малочисленные народы) — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями». URL: http://constitution.garant.ru/act/right/180406/ (дата обращения: 13.10.2016).
3 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 дек.2012 г. № 1666). Всего на территории РФ проживают представители 193 национальностей (2010), используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 — в качестве языка обучения, 59 — в качестве предмета изучения. URL: http://base. gar-ant.ru/70284810/ (дата обращения: 13.10.2016). — Примечание редакции журнала «Арктика и Север».
характеристику саамского этноса в целом давал в своей работе Т.В. Лукьянченко ещё в 1999 г. [2, c. 110-120]. М.С. Куропятник в докторской диссертации «Коренные народы в процессе социокультурных изменений» (2006) исследовала саамов как этнолингвистическую, социокультурную и транснациональную общность, проблемы социальной трансформации, дилеммы саамской идентичности, процессы глобализации и конструирование саамской нации [3]. В социальных науках коренные народы рассматриваются как одна из ситуаций меньшинства, а социокультурные и политические перспективы их развития обсуждаются в контексте прав меньшинств. Исследования процесса интеграции коренных народов в национальные общества (на примере саамов), осуществлённые X. Эйдхеймом, Т.Х. Эриксеном и другими представителями норвежской школы социальной антропологии, во многом способствовали изменению общей теоретической парадигмы в социальных науках нации [3, Куропятник М.С.].
Одним из аспектов, волнующих учёных, является проблематика современного состояния культуры и идентичности саамов Норвегии. К. Олсэн в докторской диссертации (2008), в своей книге «Identities, ethnicities and borderzones» (2010) рассмотрел вопросы идентичности коренных народов норвежского региона Финнмарк на рубеже XX-XXI вв. [4]. Тронд Туэн является одним из немногих норвежских исследователей, который в работе «Culture as property? Some Saami dilemmas» характеризует понятие идентичности и проводит исследование культурного наследия коренных народов Норвегии в повседневной жизни [5, с. 87108]. В зарубежной литературе достаточно чётко представлена проблема трансформации культуры саамов в эпоху глобализации, рассмотрены сюжеты, связанные с сохранением традиционного уклада жизни в современных условиях. К. Хенриксен, в комплексе рассматривая проблемы, с которыми сталкиваются коренные народы на Крайнем Севере в условиях промышленного освоения северных территорий, оценил современное состояние саамской культуры [6, c. 97-112]. Детально проанализированы этническое сообщество саамов, их культура и вопросы этнического самосознания в условиях ускорения модернизационных и глобализационных процессов в исследовании Летолы Вэли-Пекка [7].
При всей многочисленности научных разработок, посвящённых исследуемой теме, этнодемографические процессы среди саамов современной Норвегии, общая численность которых в настоящее время составляет 55 574 человек, слабо ещё представлены в научной литературе, что актуализирует настоящее исследование 4. Не претендуя на всю полноту освещения проблемы, на основе широкого привлечения и анализа статистических источни-
4 Statistisk sentralbyra Norway. URL: https://www.ssb.no/en/befolkning/statistikker/samisk (дата обращения: 16.12.2015).
ков в данной статье выявляются особенности этнодемографических процессов среди саамов современной Норвегии в XXI в.
Этнодемографические процессы среди саамов современной Норвегии в 2000-2013 гг.
Саамы — коренной народ, изначально населявший территорию Крайнего Севера до появления современных государственных границ. В письменных источниках саамы впервые упоминаются в произведении «Германия» историка Тацита (98 г. нашей эры) как fenni. Впоследствии встречаются в историографии как skrithiphinoi (Прокопий Кесарийский, VI в.), screrefeae (Иордан, VI в.), scritovinni, scritobini (Павел Диакон, VIII в.). По археологическим данным, заселение саамов происходило с территории Северной Норвегии, начиная с IV тысячелетия до н. э. Численность этой группы народов варьируется от 50 до 60 тыс. (2012 г.) по всему земному шару, сейчас большинство из них живут в Норвегии [8, Кочкуркина С.].
Численность саамов, живущих в Норвегии в 2000 г., составляла 59 972 чел. Однако в последние годы наметилась тенденция их сокращения. К 2015 г. их численность сократилась на 7,3% и составила 55 574 чел.5. В числе основных факторов отмеченной динамики можно выделить, во-первых, миграцию саамов в другие страны и, прежде всего, в Швецию и Финляндию, где условия для ведения оленеводства более благоприятные. Так, в 2000 г. общая численность эмигрировавших составила 2 591 чел., в 2012 г. — 2 562 чел. По оценкам исследователей, мигрируют в основном лица в возрасте от 20 до 44 лет, чей возраст считается активным и репродуктивным, следовательно, они могли бы вносить вклад в увеличение численности этноса в своей стране. Во-вторых, сказывается падение рождаемости среди саамского населения: в 2000 г. — 749 чел., в 2013 г.— 444 чел.6, увеличение количества абортов среди саамских женщин 15-44-летнего возраста. В-третьих, только в национальном парке саамов — Сампи — существуют льготы для этого этноса, а в остальных регионах они, к сожалению, не предусмотрены в случае смены места жительства.
Сокращении рождаемости обусловлено улучшением социально-бытовых условий и системы медицинского обслуживания коренных народов Норвегии. Одновременно наблюдается динамика небольшого сокращения смертности: в 2000 г. — 680 чел., в 2013 г. — 639 чел. Основными причинами смертности по данным статистики являются старость, серьезные заболевания (рак, пневмония) со смертельным исходом и несчастные случаи. В целом средняя продолжительность жизни среди саамов несколько ниже по сравнению с представителями ти-
5 Statistisk sentralbyra Norway. URL: https://www.ssb.no/en/befolkning/statistikker/samisk/hvert-2-aar/2014-02-06?fane=tabell&sort=nummer&tabell=160186 (дата обращения: 22.10.2015).
6 -г
Там же.
тульной нации. Средняя продолжительность жизни норвежских мужчин составляет 79 лет, среди женщин — 83 года, тогда как среди саамских мужчин — 77,1 год, женщин — 82,4 года 7.
Саамы Норвегии неизбежно втягиваются в процессы урбанизации, однако преобладающее большинство из них продолжает проживать в сельской местности. Удельный вес саамов среди городского населения Норвегии в 2013 г. составил 7%, среди сельского населения страны 14,7% 8. Преобладающее большинство саамов проживает в северных губерниях Норвегии: Тромс, Финнмарк и Нурланд. Здесь в 2013 г. проживало 474 563 чел. или 85,4%
9 V
всех саамов страны . В этих регионах Норвегии удельный вес саамов, проживающих в сельской местности, гораздо выше и достигал в 2013 г.: Финнмарк — 18,8%, Тромс — 40,4%, Нурланд — 40,9% .
Традиционными видами хозяйственной деятельности саамов Норвегии являются оленеводство, собирательство и рыболовство. В начале XXI в. наблюдается сокращение числа саамов, занятых в сельском и лесном хозяйстве, рыболовном промысле. Так, за период 2008-2012 гг. удельный вес занятых в данных отраслях сократился с 18,7% до 16,5%. В настоящее время в сельском, лесном и рыбном хозяйстве занято 9 156 саамов10. Одновременно наблюдается рост числа саамов, занимающихся оленеводством: в 2007 г. 25% саамов Норвегии (14 261 чел.), а в 2012 г. уже 33,4% саамов, или 18 593 чел. и.
Свидетельством роста этнического самосознания саамов является увеличение числа носителей родного языка. Саамский язык признан в Норвегии официальным языком. В Конституцию Норвегии внесена поправка об обязанности государства обеспечивать саамам возможности для развития национального языка, культуры и обычаев (1988). На современном этапе Норвегия является одной из немногочисленных стран, где преобладающая часть коренного этноса владеет родным языком.
Согласно данным на 2012 г., опубликованным в официальном статистическом сборнике, 41 723 чел. (75%) саамов владеют родным языком 12. Для сравнения, в 2006 г. владело
7 Samisk Statistikk 2016. URL: http://www.ssb.no/en/befolkning/artikler-og-publikasjoner/_attachment/254599?_ts= 152a1b77d58 (дата обращения: 25.02.2016).
8 Statistisk sentralbyra Norway. URL: https://www.ssb.no/en/befolkning/statistikker/samisk/hvert-2-aar/2014-02-06?fane=tabell&sort=nummer&tabell=160188 (дата обращения: 29.12.2015).
9 Samisk Statistikk 2014. URL: https://www.ssb.no/befolkning/artikler-og-publikasjoner/_attachment/161540?_ts= 1441bb68798 (дата обращения: 29.12.2015).
10 Persons in employment aged 15-74 years, by gender and industry. Statistisk sentralbyra Norway. URL: https://www.ssb.no/en/befolkning/statistikker/samisk/hvert-2-aar/2014-02-06?fane=tabell&sort=nummer&tabell= 160188 (дата обращения: 22.10.2015).
11 Reindeer husbandry in Norway. URL: https://www.ssb.no/statistikkbanken/SelectVarVal/saveselections.asp (дата обращения: 12.12.2015).
12 Samisk Sprakunders0kelse. URL: http://www.sametinget.no/content/download/1936/18493/version/1/file/Samisk +spr%C3%A5kunders%C3%B8kelse+2012.pdf (дата обращения: 22.10.2015).
родным языком лишь 21 133 чел. или 36,7% от общего числа саамского населения Норвегии13. Саамский язык является одним из официальных языков в районе Сампи, соответственно, все дети могут изучать его полноценно в школах. Существуют колледжи, в которых проходит преподавание на саамском языке. С 1973 г. в г. Каутокейно действует Северный Саамский институт (Sami Instituhtta). Кафедры на саами открыты в университетах Осло и Тромсё. В Саамской высшей школе, помимо других профессий, готовят школьных учителей.
В целом государственную политику Норвегии по сохранению и возрождению традиционной культуры саамов можно признать успешной. Норвегия, в отличие от Швеции и Финляндии, ратифицировала в 1990 г. Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах Международной огранизации труда от 27 июня 1989 г. № 169 14. Государственные преференции для лиц, занятых в традиционных сферах жизнедеятельности, широкий спектр мероприятий, направленных на возрождение языка и культуры, начинают давать свои результаты. Обозначился поворот от политики норвегизации (ассимиляции коренных этносов в культуру титульной нации). Проводится политика, направленная на создание условий для сохранения и возрождение традиционной культуры саамов 15. Наблюдается рост вовлечённости коренного этноса в решение проблем собственной этнической идентичности и прав. Для защиты политических интересов саамов с 1989 г. избирается саамское представительное собрание Саметинг (Sametinget, саам. Samediggi). Созданная партия саамского народа признана партией общенационального уровня (1999).
Заключение
Саамы — коренной народ, проживающий на территории 4 стран: России, Норвегии, Швеции и Финляндии. Наиболее многочисленная группа саамов находится в Норвегии. Активная работа по защите прав этнических меньшинств в Норвегии, начавшаяся ещё в середине ХХ в., приносит свои плоды. Законодательством страны за саамами закреплены особые права на использование земель и рек в местах традиционного проживания, осуществляется работа по сохранению и распространению саамского языка, среди этнических меньшинств страны наблюдается рост этнического самосознания и процесс общественно-политической самоорганизации. По утверждениям ряда исследователей, саамы в Норвегии процветают.
13 Sami Statistics 2008. Official Statistics of Norway. 56 p.
14 Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах [Конвенция 169]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml (дата обращения: 05.10. 2016).
15 История саами и норвежская политика в их отношении. URL: http://norse.ru/pub/92.html (дата обращения: 22.10.2015).
Однако анализ этнодемографических процессов среди саамов позволяет констатировать, что имеются и нерешённые проблемы. С одной стороны, применяются позитивные меры по отношению к коренным народам в целях недопущения дискриминации, а с другой — артикулируется концепт равенства как основание для отказа от таких мер. Своеобразное чередование этих подходов показывает сложность и противоречивость в сфере отношений между равенством, недискриминацией и правами меньшинств [3, Куропятник М.С.]. На сегодняшний день норвежское общество условно разделилось на саамов, тех, кто к ним благосклонен, и на тех, кто не хочет признавать их особенного положения.
Несмотря на государственные усилия, наблюдается тенденция сокращения общей численности саамов. За период 2000-2013 гг. почти на 40% среди них сократилась рождаемость. Не в полной мере увенчались успехом попытки сократить смертность среди этнических меньшинств.
Тесный контакт и межкультурные взаимодействия среди саамов с представителями титульной нации неизбежно имеют следствием процессы ассимиляции. Значительная часть саамской молодёжи не видит перспектив своего роста и самореализации на основе традиционных занятий своих предков. Льготные условия для саамов созданы только в национальном парке Сампи (провинция Финнмарк), что также ограничивает возможности для молодёжи, имеющей более высокий уровень жизненных притязаний. Литература
1. Соколова Ф. Коренные малочисленные народы Арктики: концепт, современное состояние культуры // Арктика и Север. 2013. №12. C. 51-70.
2. Лукьянченко Т. Саамы // Коренные малочисленные народы Севера и Сибири / под ред. Функа Д. А., Силланпяя Л. Вааса: Университет Академии Або, 1999. 173 с.
3. Куропятник М.С. Коренные народы в процессе социокультурных изменений. СПб, 2006. 360 с. URL: http://www.dissercat.com/content/korennye-narody-v-protsesse-sotsiokulturnykh-izmenenii (дата обращения: 05.10.2016).
4. Olsen K. Identities, ethnicities and borderzones. Finnmark: Orkana, 2010. 243 p.
5. Tuen T. Culture as a property? Some Saami dilemmas // Properties of culture - culture as property. Pathways to reform in Post-Soviet Siberia / edited by Kasten E.: Dietrich Reimer Verlag, 2004. P. 87108.
6. Henriksen C. Indigenous peoples and industry. Complex co-existence in the Barents Euro-Arctic Region // Talking Barents. People, borders and regional cooperation. Kirkeness: Norwegian Barents Secretariat, 2010. P. 97-112.
7. Lehtola V-P. The Sami people. Traditions in transition. Oulu: Kustannus-Puntsi, 2002. 133 p.
8. Кочкуркина С. Народы Карелии: история и культура. Петрозаводск, 2004. 208 c.
References
1. Sokolova F. Korennye malochislennye narody Arktiki: koncept, sovremennoe sostojanie kul'tury, Arktika i Sever, 2013, № 12, pp. 51-70.
2. Luk'janchenko T. Saamy. Korennye malochislennye narody Severa i Sibiri / pod red. Funka D. A., Sil-lanpjaja L. Vaasa: Universitet Akademii Abo, 1999, 173 p.
3. Kuropjatnik M.S. Korennye narody v processe sociokul'turnyh izmenenij. SPb, 2006. 360 p. URL: http://www.dissercat.com/content/korennye-narody-v-protsesse-sotsiokulturnykh-izmenenii (Accessed: 05.10.2016).
4. Olsen K. Identities, ethnicities and borderzones, Finnmark: Orkana, 2010, 243 p.
5. Tuen T. Culture as a property? Some Saami dilemmas, Properties of culture - culture as property. Pathways to reform in Post-Soviet Siberia / edited by Kasten E.: Dietrich Reimer Verlag, 2004, pp. 87-108.
6. Henriksen C. Indigenous peoples and industry. Complex co-existence in the Barents Euro-Arctic Region, Talking Barents. People, borders and regional cooperation, Kirkeness: Norwegian Barents Secretariat, 2010, pp. 97-112.
7. Lehtola V-P. The Sami people. Traditions in transition, Oulu: Kustannus-Puntsi, 2002, 133 p.
8. Kochkurkina S. Narody Karelii: istorija i kul'tura, Petrozavodsk, 2004, 208 p.