Научная статья на тему 'Этнические проблемы современного Китая'

Этнические проблемы современного Китая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2519
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ КНР / УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО / ЭТНОСЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / НАЦИОНАЛЬНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АВТОНОМИИ / CONSTITUTION OF THE PRC / UNITARY STATE / ETHNIC GROUPS / ADMINISTRATIVE UNIT / NATIONAL-TERRITORIAL AUTONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Королёва Нина Александровна

Согласно ныне действующей Конституции Китайской Народной Республики, современный Китай это унитарное государство, на территории которого проживает более пятидесяти этносов. Среди них народ хань, самый большой по численности (более одного миллиарда человек) на протяжении более пяти тысяч лет является государствообразующей нацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Problems in Modern China

According to the current China Constitution, today the People’s Republic of China is a unitary state on whose territory there are more than fifty ethnic groups. Among them Han Chinese, the largest in size (more than one billion people) for more than five thousand years is a state-forming nation.

Текст научной работы на тему «Этнические проблемы современного Китая»

УДК 94(510)

Королёва Н. А.

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

Согласно ныне действующей Конституции Китайской Народной Республики, современный Китай — это унитарное государство, на территории которого проживает более пятидесяти этносов. Среди них народ хань, самый большой по численности (более одного миллиарда человек) на протяжении более пяти тысяч лет является государствообразующей нацией.

Ключевые слова: Конституция КНР, унитарное государство, этносы, административное устройство, национальнотерриториальные автономии.

А (гёп) — «человек» (кит.)

Чудесный клин в небе для того, чтобы люди не забывали, что человек — это самый великолепный и драгоценный иероглиф.

Фэн Цзицай. Полёт души

В конституции 1912 г., принятой в годы Синьхайской революции, провозглашалось равенство пяти наций, проживавших на территории Китая: хань, чжуан, монголы, уйгуры, тибетцы. В 1949 г. в Китае победила народная революция и на государственном флаге КНР представлены пять звёзд, символизирующие равенство всех пяти наций, самая большая из которых — хань, государствообразующая нация.

За годы существования КНР выросла численность населения. Так, в 1949 г. она составляла примерно 500 млн. человек, в 2013 г. — примерно 1 млрд. 350 млн., при этом численность ханьцев равняется около 1 млрд. 200 млн. человек1. Последняя перепись населения в КНР (пятая по счету) прошла в 2000 г., и,

1 СЫпа-population. URL: http://www.worldpopulationreview.com/co untries (дата обращения: 15.05.2015).

333

согласно переписи, в современном Китае насчитывается, кроме ханьцев, ещё более 50 национальностей.

В преамбуле ныне действующей Конституции КНР, принятой в 1982 г. (с поправками 2004 г.), записано, что КНР — это единое многонациональное государство, все национальности равноправны, права и интересы всех национальных меньшинств гарантированы государством2. Китайская Народная Республика — это унитарное государство, но в районах компактного проживания национальных меньшинств осуществляется национальная автономия, территория которых является неотъемлемой частью КНР. При этом каждый народ имеет право говорить на своем языке сохранять свою письменность, придерживаться своих обычаев. Вместе с тем в ст. 19 Конституции КНР записано, что государство обеспечивает распространение по всей стране путунхуа, т. е. китайского разговорного языка3. В ст. 30 описывается административнотерриториальное деление страны, в соответствии с которым КНР делится на провинции, автономные области, города центрального подчинения. Автономные области делятся на автономные округа, которые подразделяются на автономные уезды, включающие в себя национальные волости и поселки4. В ст. 112-122 излагается структура формирования органов самоуправления в районах национальной автономии5. В работах Т. В. Лазаревой6 подробно анализируется система управления национальными автономными районами, численность населения и его плотность, отношения между ханьцами и неханьцами, представлены наименования этносов, даются сведения о природных богатствах территорий, населенных национальными меньшинствами, уделяется внимание существующим противоречиям между официальными положениями государственных документов и реальной практикой управления этими территориями со стороны государственных чиновников.

2 Zhong hua ren min gong he guo xian fa [2004nian xiu zheng zui xin ban] (quan wen). URL: http: //www.china.com.cn (дата обращения: 15.05.2015); Первая сессия Всекитайского Собрания народных представителей седьмого созыва (1988). Пекин, 1988. С. 56.

3 Ibid.

4 Ibid.

5 Ibid.

6 Лазарева Т. В. Кадровое строительство в национальных районах КНР (1949 — 1999). М., 2001; она же. Зигзаги национальной политики Китая // AAC. 2010. № 3. С. 18-25; № 4. С. 13-17.

334

Большой интерес представляет цифровой материал, представленный Т. В. Лазаревой относительно этнического состава автономных районов, общее число которых пять. Так, в Гуанси-Чжуанском автономном районе проживает 17,21 млн. чел., из них неханьцы оствляют 38,34 %. В Синьцзян-Уйгурском численность населения — 11,43 млн., из них неханьцев — 59,39 %. Во Внутренней Монголии численность населения — 4,93 млн., из них неханьцев — 20,76 %. В Тибетском автономном районе — население 2,46 млн., неханьцев — 94,07 %. Наконец, в Нинся-Хуэйском автономном районе проживает 1,94 млн. человек, из них неханьцев — 34,53 %7. Таким образом, за исключением Тибета, в котором плотность населения составляет всего 2 чел./кв. км8, в остальных автономных районах проживает довольно большое количество ханьцев или же представителей каких-то других национальностей, что создает проблемы при формировании местных органов власти и чревато межэтническими конфликтами. Примером может служить довольно напряжённая ситуация, существующая в настоящее время в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где население протестует против случаев проявления со стороны местного руководства политики великоханьского шовинизма9.

В провинциях Ганьсу, Сычуань, Цинхай, Юнъань также существуют территории, на которых компактно проживают различные этносы. В КНР в настоящее время кроме пяти национально-автономных районов созданы 30 автономных округов, 120 автономных уездов, 1173 национальных волости10. Основные принципы существования единого многонационального государства — равенство всех наций, сплочённость и взаимопомощь. До провозглашения КНР компартия Китая в вопросах национальной политики придерживалась принципа самоопределения наций и федеративного устройства. После 1949 г. по причине экономической и политической неразвитости территорий, на которых проживало неханьское население, был взят курс на создание национально-автономных районов. При формировании органов власти в национальных автономиях ханьцы, несомнен-

7 Лазарева Т. В. Зигзаги национальной политики Китая. С. 21.

8 Там же.

9 Там же. С. 20.

10 Там же. С. 23.

335

но, играют важную роль через партийные структуры и государственные органы власти.

Правительство КНР при решении национальных проблем использует в отдельных случаях и религиозные верования населения. Так, например, 1 сентября 2007 г. получил юридическую силу документ «Руководящие положения о перерождении живых Будд тибетского буддизма», согласно которому поиск и утверждение новых перерождений «находятся в юрисдикции правительственных органов КНР вплоть до Госсовета»11. Тибет в течение нескольких веков существовал как независимое теократическое государство. В 1950-1951 гг. правительство КНР установило свою власть в Тибете. После восстания в 1959 г. против коммунистического правительства Китая из Тибета бежал «живой Будда» Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо11 12. Власть в Тибете осталась в руках Панчен-ламы X Шой жий Жалцане (1938—1989). При Панчен-ламе началось возрождение буддизма в Тибете, власти КНР поддерживали усилия Панчен-ламы. Но после его смерти в 1995 г. Панчен-ламой XI был признан 6-летний Жол-цан Норбу13, которого никто не признает. Неурегулированность положения в Тибете сказывается на отношениях Китая с соседним государством — Индией, на территории которой живет Далай-лама. Правительство этой страны считает необходимым решить проблему пограничного вопроса, возникшего в результате восстания в Тибете в 1959 г. Правительство КНР, подавляя восстание в Тибете, закрыло границу, и буддийские паломники из Индии не могут посещать святыни Тибета.

В Конституции КНР записано, что Тайвань является частью священной территории КНР и воссоединение Родины — священный долг «всего китайского народа, в том числе и наших соотечественников на Тайване»14. С 1949 г. на Тайване существовало правительство Чан Кайши, потерпевшего поражение в результате победы народной революции 1946-1949 гг. Тайвань был провозглашён Китайской республикой, а Чан Кайши (1881 —

11 Стрелков А. М. «Живые Будды» современного Тибета / / ААС. 2010. № 4. С. 63-66; Лазарева Т. В. Зигзаги национальной политики Китая. С. 18-19.

12 Стрелков А. М. Указ. соч. С. 64.

13 Там же. С. 65.

14 Zhong hua ren min gong he guo xian fa [2004nian xiu zheng zui xin ban] (quan wen). URL: http: / / www.china.com.cn (дата обращения: 15.05.2015).

336

1975) — её президентом. На Тайвань эмигрировало много ханьцев с территории континентального Китая. К настоящему времени по официальным данным население Тайваня — более 23 млн чел.15 Благодаря помощи США, Китайская республика достигла больших успехов в развитии экономики и политической системы. Эмигрировавший из Китая этнос сохранил китайскую культуру, традиции. Тесные связи с США позволили молодым поколениям эмигрантов приобщиться к американской и западно-европейской культурам, получить прекрасное образование. Но они также считают себя представителями великой китайской цивилизации.

Местное население Тайваня представлено этническими группами гаошань, живущими в горных районах Тайваня. Язык их относится к малайско-полинезийской семье языков. В восточной, гористой части острова живут малайские племена. В современной Китайской республике проживают также русские, японцы, англичане, французы, бельгийцы.

В 2015 г. широко отмечается 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 70-летие окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг. Китайский и советский народы понесли в этих войнах самые большие человеческие жертвы. Образование Китайской Народной Республики стало прямым следствием демократических преобразований во всём мире в результате победного окончания этих войн. Современный Китай превратился в могучую современную державу, достигнув огромных успехов в экономическом развитии, в инновационных преобразованиях, в освоении космоса. И символично звучат слова поэта и художника Тайваня Фэн Цзицая о величии человека и достижении высот в развитии мировых цивилизаций, что возможно только в условиях мирного существования государств.

Источники

Первая сессия Всекитайского Собрания народных представителей седьмого созыва (1988). Пекин, 1988.

Population. URL: http://www.worldpopulationreview.com/countri

es (дата обращения: 15.05.2015).

15 Tаiwаn-population. URL: http://www.worldpopulationreview.com/c ountries (дата обращения: 15.05.2015).

337

Zhong hua ren min gong he guo xian fa [2004nian xiu zheng zui xin ban] (quan wen). URL: http://www.china.com.cn (дата обращения: 15.05.2015).

Литература

Галенович Ю. М. Цзян Чжунчжэн или неизвестный Чан Кайши. М., 2000.

Лазарева Т. В. Зигзаги национальной политики Китая // AAC.

2010. № 3. С. 18-25; № 4. С. 13-17.

Лазарева Т. В. Кадровое строительство в национальных районах КНР (1949-1999). М., 2001.

Непомнин О. Е. История Китая в ХХ веке. М., 2011.

Российское китаеведение: история, современное состояние и перспективы развития. Основные направления и проблемы российского китаеведения / Отв. ред. Н. Л. Мамаева. М., 2014.

Стрелков А. М. «Живые Будды» современного Тибета / / ААС.

2010. № 4. С. 63-69.

Фэн Цзицай. Полёт души. СПб., 2014.

Королёва Нина Александровна, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук, доцент (Псковский государственный университет, г. Псков, Россия); e-mail: istfakultei@rambler.ru

Ethnic Problems in Modern China

According to the current China Constitution, today the People's Republic of China is a unitary state on whose territory there are more than fifty ethnic groups. Among them Han Chinese, the largest in size (more than one billion people) for more than five thousand years is a state-forming nation.

Key words: Constitution of the PRC, a unitary state, ethnic groups, administrative unit, national-territorial autonomy.

Nina Korolyova, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: istfakultet@rambler.ru

338

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.