Научная статья на тему 'Этническая толерантность в региональной молодежной среде'

Этническая толерантность в региональной молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
407
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РЕГИОН / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПАРАДИГМА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА / YOUTH / ETHNIC TOLERANCE / REGION / ETHNIC RELATIONS / THE PARADIGM OF MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Проказина Наталья Васильевна

На примере ситуации в мононациональном регионе Орловской области охарактеризованы основные составляющие этнической толерантности молодежи. Выявляются территориальные и гендерные особенности толерантности. Подтверждено предположение о том, что этническое сознание молодежи ограничено рамками обыденного опыта, закрепленного в традициях и обычаях. Актуализируется формирование толерантного отношения к представителям других народностей у всех групп молодежи, включая представителей всех национальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Проказина Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Tolerance in the Regional Youth Environment

As exemplified by the situation in a mono-national region the Oryol Region the main components of ethnic tolerance of youth are characterized.Territorial and gender features of tolerance are revealed. The assumption that the ethnic consciousness of youth is limited to a framework of the ordinary experience fixed in traditions and customs is confirmed. The formation of the tolerant attitude towards representatives of other nationalities in all groups of youth, including representatives of all nationalities is foregrounded.

Текст научной работы на тему «Этническая толерантность в региональной молодежной среде»

5. СоловьевВ.С. Оправдание добра // СоловьевВ.С. Сочинения в двух томах. М., 1988. Т. 1.

6. Флоренский П.А. Сочинения в 4-х т. / сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Труба-чева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой. М., 1994. Т. 1.

7. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.И. Доватура. М., 1984. Т. 4.

8. Лебедев А.В. Аристотель // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. М., 2001. Т. 1.

9. Dirlmeier F. Aristoteles. Nikomachische Ethik. Berlin, 1979.

10. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики: Характер русского народа. М., 1991.

11. Белинский В.Г. Письма / под ред. Е.А. Ляцкого. СПб., 1914. Т. 2.

N.V. Prokazina Ethnic Tolerance

in the Regional Youth Environment

As exemplified by the situation in a mono-national region - the Oryol Region - the main components of ethnic tolerance of youth are characterized. Territorial and gender features of tolerance are revealed. The assumption that the ethnic consciousness of youth is limited to a framework of the ordinary experience fixed in traditions and customs is confirmed. The formation of the tolerant attitude towards representatives of other nationalities in all groups of youth, including representatives of all nationalities is foregrounded.

Key words and word-combinations: youth, ethnic tolerance, region, ethnic relations, the paradigm of multicul-turalism.

На примере ситуации в мононациональном регионе - Орловской области - охарактеризованы основные составляющие этнической толерантности молодежи. Выявляются территориальные и гендерные особенности толерантности. Подтверждено предположение о том, что этническое сознание молодежи ограничено рамками обыденного опыта, закрепленного в традициях и обычаях. Актуализируется формирование толерантного отношения к представителям других народностей у всех групп молодежи, включая представителей всех национальностей.

Ключевые слова и словосочетания: молодежь, этническая толерантность, регион, национальные отношения, па-

УДК 316.34/.35 ББК 60.54

Н.В. Проказина

ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

В

России на государственном уровне отмечается особая актуальность целенаправленной работы по формированию толерантности среди граждан. Эта деятельность устремлена на предупреждение, выявление и пресечение межнациональных конфликтов и экстремистской деятельности [1, с. 31]. Следует выделить достаточно содержательную нормативно-правовую базу для формирования толерантности. В 2001 г. была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001—2005 гг.». С 2002 г. действует Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». В 2009 г. вступила в силу Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.; в 2012 г. — Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.;

114

2016 • № 2 (53)

в 2013 г. — Концепция общественной безопасности в Российской Федерации и федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014—2020 годы)».

В научном дискурсе активно обсуждаются теоретические и практические аспекты проявления толерантности (исследовательский интерес представляют труды Л.М. Булдыгиной, Н.И. Вильховской, Н.С. Гаджигасановой, Е.В. Кривцовой, П.Р. Коваль, С.Ю. Мосоловой, А.Б. Панькина, М.А. Семашко, Х.Э. Шургучи-ева). Специалисты рассматривают ее сущность с различных методологических позиций в рамках философии и культурологии (Ж.Б. Рыжова), социологии и политологии (И.И. Демидова, П.В. Масычев, А.В. Мозговая, Л.Н. Синельникова, М.Х. Хаджаров), психологии и педагогики (Т.П. Днепрова, Ф.В. Хугаева, С.Б. Фадеев).

Анализ работ позволяет согласиться с мнением А.А. Погодиной, что такая дефиниция, как «толерантность», отождествляется многими исследователями с понятием «терпение». Следует признать, что термин «толерантность» означает не пассивное покорение мнению и действиям других акторов, а активную нравственную позицию и психологическую готовность к терпимости с целью позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды [2, с. 5]. Структурированное определение толерантности предлагает Л.М. Дорбижева: «...готовность принять "других" такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия» [3, с. 305]. Наиболее оптимальную и конструктивную модель равноправных отношений отечественные и зарубежные ученые видят в диалоге и партнерстве.

Одним из основных видов толерантности является этническая толерантность. От уровня этнической толерантности молодежи как в отношении жителей страны, принадлежащих к различным этносам, так и в отношении потенциальных или реальных мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев зависят особенности развития межнациональных взаимодействий и отношений.

Орловская область — мононациональный регион, который, согласно переписи 2010 г., представлен 24 национальностями и этносами, в том числе русскими (96%), украинцами (1,01%), армянами (0,50%), азербайджанцами (0,28%), белорусами (0,22%), чеченцами (0,14%), евреями, молдаванами, татарами, курдами и другими [1].

Исследователи утверждают, что дестабилизация национальных отношений проходит в своем развитии несколько последовательных стадий: отчуждение; неприязнь; конфликт, сопровождаемый насильственными действиями [4, с. 365].

Распределение ответов на вопрос об отношении молодежи к приезду в Россию людей из соседних стран, показывает, что около половины (45,5%) относятся к этой миграции отрицательно. Пятая часть опрошенных затруднилась с ответом (19,1%), треть опрошенных (35,4%) положительно относятся к процессу переезда молодых людей из соседних стран.

Городские жители демонстрируют более негативное отношение в целом. Статус города (областной центр или малый город) в этой ситуации не имеет

2016 • № 2(53) 115

большого значения. Наибольшую доброжелательность и терпимость проявляет сельская молодежь. Однако во всех территориальных группах большая часть опрошенных затруднилась с ответом (табл. 1).

Таблица 1

Распределение вариантов ответов на вопрос: «Сегодня в Россию на работу приезжает много молодых людей из соседних стран. Как Вы относитесь к данному процессу?» — по типу поселения, %

Варианты ответов Областной центр Районный центр Сельская местность Малый город

Положительно 30,8 42,9 38,6 29,7

Отрицательно 46,2 33,3 34,9 49,5

Затрудняюсь ответить 23,1 23,8 26,5 20,8

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в развитии межнациональных отношений в региональной молодежной среде намечается переход от стадии отчуждения к стадии неприязни. Следовательно, государственная молодежная политика как федерального, так и регионального уровня должна включать в себя, с одной стороны, профилактические меры, направленные на стабилизацию межнациональных отношений в молодежной среде, с другой — целенаправленную систематическую работу по формированию межээт-нической терпимости.

Представления о свойствах своего этноса и на уровне личности, и на уровне общности неразрывно связаны с представлениями о характерных чертах других этнических образований и их членов. Результаты социологических исследований за последние десятилетия показывают, что этническая самоидентификация достаточно вариативна и обусловлена такими факторами, как место проживания, возраст, уровень образования. Эти суждения, как правило, имеют оценочную природу и эмоциональную окраску. В целом именно эмоциональный фон лежит в основе этнической комплиментарности [5, с. 54]. На ее основе формируется взаимная симпатия / антипатия членов этнических коллективов, определяющая деление на «чужих» и «своих». Эти установки формируют характер межнациональных отношений. Следовательно, национализм связан с эмоционально-чувственным восприятием действительности, поэтому в нем всегда присутствует некий иррациональный элемент.

Практически половина молодых орловцев убеждена в необходимости защиты прав мигрантов — 47%, затруднились с ответом 22,1% опрошенных. Однако только пятая часть опрошенных согласна с целесообразностью упрощения правил получения молодыми мигрантами российского гражданства. Подавляющее большинство — 61,9% — не допускают возможности упрощения правил получения молодыми мигрантами российского гражданства. Свое согласие с целесообразностью упрощения правил получения молодыми мигрантами российского гражданства выразили 18,8%, затруднились с ответом 19,3%. Тендерных различий в этом вопросе не наблюдается: как юноши, так и девушки в по-

116 2016 • № 2 (53)

давляющем большинстве придерживаются представлений о том, что упрощать законодательство не нужно. Городские жители более категоричны относительно упрощения процедуры законодательства, чем сельские (табл. 2).

Таблица 2

Распределение вариантов ответов на вопрос: «Как Вы считаете, надо ли упростить правила получения молодыми мигрантами российского гражданства?» — по типу поселения, %

Варианты ответов Областной центр Районный центр Сельская местность Малый город

Да 7,7 28,6 25,3 19,1

Нет 61,5 42,9 47,0 62,2

Затрудняюсь ответить 30,8 28,6 27,7 18,7

Этническое сознание молодежи ограничено рамками обыденного опыта, закрепленного в традициях и обычаях. Этническое сознание представляет собой психологическое отражение практической деятельности, образ и стиль жизни, моральные, эстетические и идеологические нормы, закрепленные в коллективном сознании. Один из существенных элементов этнического сознания — представление о своей «самости» (этнической принадлежности) в некоторой шкале, соотносящей данный этнос с другими [6, с. 106]. В результате ощущение молодых людей себя интернационалистом или националистом демонстрирует особенности развития этнического сознания.

Практически половина опрошенной молодежи скорее склонна себя причислить к националистам — 46,7%, затруднившихся с выбором — 26,1%, склонных к интернационализму — 27,2%. Анализ распределения ответов в зависимости от пола респондента демонстрирует, что среди затруднившихся с определенным выбором «интернационалист — националист» третья часть женщин и четвертая часть мужчин. Практически половина представителей молодых мужчин ощущает себя больше националистом (табл. 3). Это достаточно тревожный сигнал.

Таблица 3

распределение вариантов ответов на вопрос: «Кем Вы ощущаете себя больше — интернационалистом или националистом?» — в зависимости от пола, %

Варианты ответов Мужчины Женщины

Больше интернационалистом 31,8 34,2

Больше националистом 45,3 32,7

Затрудняюсь ответить 22,9 33,2

Полученные результаты свидетельствуют о формировании националистических установок у молодежи Орловской области. Отчетливо прослеживается проявление стадий отчуждения в развитии межнациональных отношений. Следует

2016 • № 2 (53) 117

признать, что сегодня формируются националистические установки. Социологические исследования последних десятилетий показывают, что националистические установки возникают в этническом сознании вследствие неблагоприятной экономической, политической, демографической, социокультурной мотивации.

Рассмотрим представление молодежи Орловщины об удовлетворенности своей жизнью. Полностью устраивает жизнь, которую они ведут, 23% молодежи; 51% опрошенных убеждены, что их скорее устраивает жизнь, которую они ведут. Неудовлетворенных своей жизнью (скорее не устраивает, чем устраивает) относительно немного — 16,9%; 6,9% респондентов полностью не устраивает их жизнь (рисунок).

1 — Устраивает полностью

2 — Скорее устраивает, чем нет

3 — Скорее не устраивает, чем устраивает

4 — Не устраивает

5 — Затрудняюсь ответить

Распределение вариантов ответов на вопрос: «В какой мере Вас устраивает сейчас жизнь, которую Вы ведете?»

Отметим, что из числа полностью неудовлетворенных своей жизнью 57,4% орловцев ощущают себя националистами, в то время как из числа тех, кого скорее устраивает их жизнь, — 34,3% «националистов». Таким образом, предположение о том, что общая неудовлетворенность в определенной степени влияет на формирование националистических установок, подтверждается [7].

Результаты исследования 2014 г., ориентированного на выявление отношения жителей Орловской области к межнациональным и межэтническим конфликтам в контексте их конфессиональной принадлежности, показывают, что жители Орловской области в целом знают и готовы принимать традиции других народов — 17,3%; 8,3% хотели бы их узнать; не знают, но и не против традиций 25,9% респондентов. Настораживает тот факт, что 24,4% участвующих в опросе не видят смысла в изучении и понимании культурных особенностей других народов, а для 24,1% — это абсолютно безразлично [1, с. 31]. Следовательно, на формирование националистических и интернационалистических установок оказывает влияние и социокультурная мотивация.

Требуют существенного внимания и осмысления сформированные установки относительно представлений о культурных особенностях и традициях. Невнимание к этим проблемам может выступать благоприятной почвой для формирования националистических и ультранационалистических установок, тем более что результаты протестной деятельности молодежных организаций подтверждают это предположение (табл. 4).

118 2016 • № 2 (53)

50,6%

Таблица 4

Протестная деятельность молодежных организаций в Орловской области

Название молодежной организации Вес протестной деятельности Количество акций протеста Количество участников

Союз коммунистической молодежи РФ 0,569 107 17 477

Всероссийский молодежный центр

ЛДПР (ВМЦ ЛДПР) 0,383 46 969

«Наши» 0,367 17 577

Молодые правые (молод. Движение СПС) 0,193 8 372

Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ),

запрещенное 0,191 8 425

Молодая гвардия Единой России 0,191 6 346

«Суть времени» 0,163 4 100

«Сталь» 0,096 4 50

«Другая Россия» 0,096 2 590

РКСМ(б) 0,048 1 80

Авангард красной молодежи - АКМ 0,048 1 80

Русское национальное единство (РНЕ), запрещенное 0,048 1 50

Студенческая община 0,048 1 15

Авторское исследование В.В. Костенко [8, с. 82—86] с использованием вторичного анализа данных, а также исследование открытых источников Интернета позволили выявить, что в г. Орле за исследуемый период было проведено 206 протестных акций с количеством участников 21 131 человек, инициаторами и активными участниками которых были МОО (коэффициент корреляции г = 0,93). К организациям, которые за исследованный период проводили и активно участвовали в протестных акциях, относятся: «Союз коммунистической молодежи Российской Федерации»; «Молодые правые (молодежное движение СПС)»; Всероссийский молодежный центр ЛДПР (ВМЦ ЛДПР); «Движение против нелегальной иммиграции» (запрещенное); «Суть времени»; «Наши»; «Сталь»; «Другая Россия»; «Молодая гвардия Единой России», РКСМ(б); «Авангард красной молодежи — АКМ»; Студенческая община; «Русское национальное единство — РНЕ» (запрещенное). Таким образом, если не рассматривать активность политических организаций, следует признать, что организации националистического толка в таком мононациональном регионе, как Орловская область, пытаются организовывать акции протеста.

Анализ представлений молодежи орловщины о характере развития межнациональных отношений в России свидетельствует о том, что значительная часть опрошенных (44,1%) убеждены в том, что Россия — это многонациональная страна, но русские должны иметь больше прав. Исследование гендер-ных различий показывает, что юноши в большей степени склонны отстаивать

2016 • № 2 (53) 119

позицию «Россия должна быть государством для русских людей», чем девушки, (30,8 и 21,1% соответственно).

Существует взаимосвязь и между идейно-политическими взглядами и националистическими установками. Среди сторонников радикально-рыночных реформ и социализма большая часть тех, кто считает себя скорее интернационалистом (44,8 и 43,5%). Среди молодежи, придерживающейся идей самостоятельного русского пути, националистов немного больше (43,9%), чем интернационалистов (39,3%). Группа индифферентных респондентов не может определиться со своими идейно-политическими взглядами в связи с тем, что политикой не интересуется. Молодежь, безразличная к политике, в подавляющем большинстве склонна относить себя к националистам (53,6%). Полученные результаты показывают, что при осуществлении государственной молодежной политики особое внимание необходимо уделять вовлечению молодых людей в программы и проекты, связанные с формированием представлений о других этносах и народах, особенностях их культуры и традиций. Итак, задача формирования толерантного отношения к представителям других народностей у всех групп молодежи, включая представителей всех национальностей, весьма актуальна.

Представления о месте России во многом обусловлены политикой мульти-культурализма, которая предполагает соблюдение баланса интересов этнического большинства и этнических меньшинств в различных сферах общественной жизни. Взаимное признание, понимание этнического и культурного наследия, образа жиизни, взаимная открытость — все это основные принципы добрососедства и сотрудничества. Следствием традиционных установок, с одной стороны, и проводимой политики — с другой, выступают результаты распределения ответов на вопрос об отношении к беженцам из Украины. Так, более половины опрошенных относятся к беженцам в целом положительно — 58,1% (табл. 5).

Таблица 5

распределение вариантов ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к беженцам из Украины?»

Варианты ответов Процент опрошенных

Положительно 19,8

Скорее положительно 38,3

Скорее отрицательно 16,8

Отрицательно 7,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затрудняюсь ответить 17,4

Формирование этнического сознания современной молодежи происходит в парадоксальных и противоречивых условиях, отчетливо прослеживается влияние «социальной фрустрации», неизбежно вызывающей поиск «врагов». Негативный формат развития отношений с Украиной, обострение внешнеполитической ситуации, методичное применение санкций в отношении России неизбежно приводит к эскалации националистических установок в молодежной среде. Отчетливо проявляющиеся националистические установки выполняют компенсирующую роль в условиях социальной нестабильности. Эти тенденции были характерны

120 2016 • № 2 (53)

и двадцать лет назад в условиях распада единого государства [9, с. 379]. Следовательно, вопрос об этнической толерантности молодежи требует неотложного вмешательства со стороны как региональных, так и федеральных властей.

Библиографический список

1. Проказина Н.В., Исаев А.В. Межнациональные и межэтнические конфликты в оценках населения мононациональных регионов // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 2 (47). С. 31-36.

2. ПогодинаА.А. Толерантность: термин, смысл, позиция, программа // История. Приложение к газете «Первое сентября». 2002. № 11. С.4-7.

3. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.

4. Социология молодежи: учебник / под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб., 1996.

5. Кон И.С. Национальный характер - миф или реальность? // Иностранная литература. 1968. № 9.

6. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество-этнонароды. М., 1990.

7. Молодежь Орловской области в 2015 году / под общ. ред. П.А. Меркулова, Н.В. Прока-зиной. Орел, 2015.

8. Костенко В.В. Мониторинг протестной деятельности молодежных общественных организаций как один из механизмов управления социально-политическими процессами // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 3. С. 82-90.

9. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. Л., 1978.

V.N. Shelyakhina Methodology of the Sociological Approaches to the Studies of the Category of Ethnic Time

The article considers the development of ethnic groups in different time categories. Ethnic development is reviewed in comparison with the development of organisms in the social, historical, biological and geopolitical systems. The classifications of stages of social transformation of the ethnic group are presented. The age of an ethnic group is associated with the concept of the state.

Key words and word-combinations: ethnicity, time, ethnic development ethnic dynamics.

Рассматривается развитие этнических групп в различных временных категориях. Проводится аналогия развития этноса с развитием организмов в социальной, исторической, биологической и геополитической системах. Приводятся классификации стадий социального становления этноса. Возраст для этноса соотносится с понятием государственности.

Ключевые слова и словосочетания: этнос, время, этническое развитие, этническая динамика.

УДК 1:316.34/.35 ББК 87.21+60.54

Н.В. Шеляхина

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ КАТЕГОРИИ

ЭТНИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

тегория времени находилась в фокусе научных трудов таких корифеев Античности, как Платон, Аристотель, в дальнейшем — в философии И. Канта, Г. Лейбница, М. Вебера, Э. Гидденса, и продолжает представлять интерес для современной науки. Но именно аспект этничности в ракурсе времени остается недостаточно освещенным, возможно, в силу своей многогранности и широты. Тем не менее проблема

2016 • № 2 (53) 121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.