Научная статья на тему 'Этническая идентификация и этническая идентичность'

Этническая идентификация и этническая идентичность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1810
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПСИХОТИП / АНТРОТИП / ЦЕННОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грамотунова Наталья Константиновна

В статье впервые предпринято сравнительное экспериментальное исследование общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности учебных мигрантов с позиций теории ценнностно-потребностной сферы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническая идентификация и этническая идентичность»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 39.04.02

Грамотунова Наталья Константиновна

Студент, кафедра социальной работы ХГУ им. Н. Ф. Катанова

г.Абакан, РФ E-mail: natalia25-12@mail.ru

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация

В статье впервые предпринято сравнительное экспериментальное исследование общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности учебных мигрантов с позиций теории ценнностно-потребностной сферы личности.

Ключевые слова

Психотип, антротип, ценность, идентификация и идентичность.

Жизнь современного человека вне социума не мыслима; она опосредована системой общественных ценностей, транслируемых через специально созданные социальные институты, главной целью которых является внедрение и закрепление в сознании людей приемлемых для власти форм социального поведения. С другой стороны, человек - представитель своего рода, а потому является носителем целой системы антропологических и психологических признаков, которые перешли к нему от предков. Родовые антропологические характеристики складываются в антропотип, психологические - в психотип.

Содержание психотипа - родовые и индивидуальные потребности, системно упорядоченные с помощью родовых ценностных форм - архетипов. Ценность - универсальная формальная психологическая категория, а потребность - понятие конкретное, но ни то, ни другое отдельно в человеке не существует, поскольку не бывает формы, не наполненной содержанием, как и не оформленного содержания.

Таким образом, уникальный набор индивидуальных потребностей, формирующихся в процессе жизни человека, попадает под пресс двух мощных факторов - общественных ценностей, выражающих интересы общества и государства и обеспечивающих социально приемлемое удовлетворение индивидуальных потребностей, и родовых ценностных архетипов, придающих потребностям человека как представителя своего этноса родовой колорит [1].

И социальное отождествление, и архетипическая самотождественность имеют ценностно-потребностную природу. Идентификация формируется в процессе социализации, она может быть этнической (национальность), профессиональной (профессия), половой (гендер); самотождественность передается от предков потомкам и познается в ходе индивидуации как идентичность, которая также может осознаваться, как этническая (этничность), профессиональная (призвание), половая (пол).

Несоответствие потребностного содержания личности общественным ценностям или родовым архетипическим формам становится предпосылкой для возникновения внутриличностного конфликта. Внутриличностный конфликт - это конфликт самотождественности, но в первом варианте это кризис идентификации, а во втором - идентичности [2].

Возможен конфликт и между общественной и архетипической составляющими ценностно-потребностной сферы, когда социальные нормативы вступают в противоречие с содержанием родовых ценностей.

Формирование самотождественности индивида происходит по-разному. Социальная идентификация фактически предопределена общественными ценностями, юридическими и моральными законами, групповыми нормативами поведения. Она реализуется в виде системы аттитюдов, определяющих поведение человека в социально типичных ситуациях. Если потребности личности не вступают с ним в противоречие, формируется аттитюд, если вступают - возникает классический психогенно обусловленный конфликт. В социальной психологии формирование системы аттитюдов описывается как социальная идентификация,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 2410-700Х

разворачивающаяся в русле глобального процесса социализации, главная цель которой - сформировать у индивида как можно больше полезных автоматизированных форм приспособительного социального поведения [5].

Идентификация формируется общественными нормами, предъявляемыми социумом индивиду; идентичность характеризует степень самотождественности личности, соответствия ее индивидуальных потребностей требованиям родового архетипического бессознательного. И социальная идентификация, и родовая идентичность имеют ценностно-потребностное происхождение.

Этническая идентификация - система аттитюдов, обусловливающая готовность индивида реагировать на конкретную этническую ситуацию определенным стереотипным поведением. В отличие от идентичности, постепенно осознаваемой в процессе индивидуации, этническая идентификация первоначально сознательна, а затем становится автоматизированным бессознательным стереотипом социального поведения. Этническая идентификация - совокупность приобретенных этнических аттитюдов, этническая идентичность -индивидуальная реализация родового этнического архетипа.

Таким образом, идентичность представляет собой родовой архетипический комплекс, идентификация

- результат формирования системы социально обусловленных установок - аттитюдов. Идентичность и идентификация - формальные научные конструкты, но когда они наполняются потребностным содержанием отдельного индивида, профессиональной группы или этноса и приобретают конкретный смысл, речь идет о ценностных профилях (половом, профессиональном, этническом) идентификации и идентичности [3].

Идентичность сначала не осознается человеком, но в процессе индивидуации может стать сознательным феноменом: по преданию, Будда смог познать все свои предыдущие воплощения. Процесс идентификации происходит в первую половину жизни - К. Юнг называл его «социализацией во внешний мир»; осознание идентичности - во вторую. По К. Юнгу это -индивидуация или «социализация во внутренний мир». Индивидуация всегда проходит через кризис идентичности: для того, кто сумел его преодолеть, открывается путь к самоактуализации, а тот, кто не смог - обречен на невротизацию [4].

Список использованной литературы: 1 В. Г. Морогин, В. А. Мазилов, К. В. Морогина. Идентичность в контексте ценностно-потребностной сферы человека. Ярославский педагогический вестник - 2013 - № 4 - Том I (Гуманитарные науки) [Электронный ресурс] - Режим доступа: vestшk.yspu.org>releases/2013_4g/60.pdf

2. В.Г. Морогин, Т. А. Емельянович (Томск). Ценностно-потребностно-потребностная сфера личности участников педагогического процесса в военном и гражданском вузах. Томск: 2003. 151. [Электронный ресурс] - Режим доступа: eПbrary.rшОбщественные науки>?id=25723004

3. Т.Б. Гусева, Структура ценностно-потребностной сферы личности русской и хакасской молодежи. Томск: 2012. 168. [Электронный ресурс] - Режим доступа: setbook.com.ua>books/1723028.html

4. К.Г. Юнг, Психологические типы. Пер. с нем. М., 1996. 222. . [Электронный ресурс] - Режим доступа: seasmile.livejoumal.com>47205.html

5. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности. Томск: ТГПУ, 2003. 357с. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/17407342.

© Грамотунова Н.К., 2016

УДК 159.99

А.В.Злобина

Студент-магистрант 1 курса психологического факультета Башкирский государственный университет, г.Уфа, РФ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ «КАЧЕСТВА ЖИЗНИ» БОЛЬНЫХ АРТРОЗАМИ

Аннотация

В статье рассмотрены подходы к изучению понятия «качества жизни» в зарубежной и отечественной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.