ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ*
Н.Е. Расторгуева
Кафедра теории и истории журналистики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье анализируются основные проблемы, связанные с этико-правовыми аспектами функционирования современных российских СМИ.
Ключевые слова: правовое регулирование СМИ, профессиональная этика журналистов, саморегулирование деятельности СМИ, кодекс профессиональной этики журналиста.
Взаимоотношения власти и СМИ — животрепещущая тема не только для журналистов и чиновников, но и для страны в целом. Ведь от уровня информированности общества зависит и ход демократических преобразований в стране, и степень вовлеченности в них населения. Большое количество законодательных актов, в той или иной степени регламентирующих деятельность журналистов (а по данным специалистов Центра права СМИ факультета журналистики МГУ, их более восьмисот, включая правила Аэрофлота), не спасают положение.
Несмотря на все усилия по реформированию системы правового регулирования СМИ, сегодня приходится констатировать, что ее совершенствование идет слишком медленно и это не может не являться темой для беспокойства.
Одной из основных претензий к журналистам является несоблюдение норм профессиональной этики. Являясь частой темой дискуссий, этот вопрос всегда представляет интерес как для исследователей и представителей СМИ, так и для общества в целом. Не стал исключением и мастер-класс «Российская правовая система и журналистика: взаимоотношения власти и СМИ», проведенный 5 июля 2011 г. в рамках летней школы-семинара «Журналистика и наука: подготовка и реализация научно-образовательной программы для ученых и журналистов» в РУДН. Среди обсуждаемых проблем особое внимание было уделено темам взаимодействия СМИ и аудитории, проблемам доступа к информации, профессиональной этике журналистов.
Коррупция, скандалы с участием представителей СМИ, погоня за сенсациями, манипулирование информацией в угоду заинтересованным лицам, предвзятость в освещении событий — лишь некоторые факторы, перечисленные участниками мастер-класса в качестве причин падения доверия граждан к СМИ. Было указано, что для нормального функционирования демократического общества необходима независимая, ответственная журналистика.
Определенный интерес вызвала тема регулирования интернет-СМИ. На частый вопрос «Являются ли интернет-сайты средствами массовой информации?»
* Исследование проведено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические
кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К № 14.741.12.0178 от 16 июня 2011 г.
теперь можно дать однозначный ответ. 14 июня 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации». Он вступил в силу 10 ноября 2011 г. «Федеральный закон учитывает произошедшие за последние десятилетия организационные, технические, экономические изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации, перспективы развития рынка телерадиовещания, связанные с переходом к цифровому вещанию», — говорится в размещенной на сайте Президента РФ справке Государственно-правового управления [5]. Согласно новым поправкам, в перечень средств массовой информации внесены «сетевые издания», под которыми данный закон понимает «сайт в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим законом» [1]. Остался без изменений добровольный порядок регистрации сайтов в качестве СМИ. Согласно внесенным поправкам, сайт, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, таковым не является.
Регулирование журналистики всегда сопряжено с риском утраты права на свободу слова, в то же время отсутствие правового вмешательства в эту сферу несет не меньшую опасность. Одним из способов решения данной проблемы можно назвать саморегулирование деятельности СМИ. В Российской Федерации появление первых этических кодексов в этой сфере следует отнести к середине 1990-х гг. Речь идет о Декларации Московской хартии журналистов и Кодексе профессиональной этики российского журналиста, принятом Союзом журналистов России. Оба документа появились в 1994 г.
По словам специального корреспондента Российского агентства правовой и судебной информации А. Смолина, крупные отечественные компании «уже сегодня руководствуются в своей работе не только российскими законами (как известно, изобилующими пробелами и двусмысленностями), но и внутренним этическим кодексом. Можно предположить, что моральный облик любого сотрудника, его публичное поведение даже во внерабочее время рассматривается некоторыми крупными работодателями как элемент имиджа всей компании, важный критерий ее инвестиционной привлекательности и профессиональной эффективности» [6].
30 июня 2011 г. «по соглашению сторон» уволился с должности политического обозревателя агентства «РИА-Новости» обладатель премии Союза журналистов Н.Я. Троицкий. 26 июня он написал в своем блоге по итогам прошедшего в Берлине 25 июня гей-парада: «Хочется надеяться и верить, что такой мерзости в России не будет никогда. Такой „свободы и демократии" мне не надо. Никакой толерантности не хватает, поневоле думаешь о какой-нибудь мощной бомбе, которая убивала бы только педерастов. Честное слово, если бы все эти извращенные твари сдохли, Земля стала бы намного чище» [2]. Группа блоггеров обратилась к главному редактору РИА Новости С. Миронюк с письмом, в котором выражалась просьба дать оценку высказываний Троицкого. В ответе, подписанном руководителем пресс-службы агентства А. Надежкиной [4], говорится, что «посты, опубликованные Троицким, являются прямым нарушением Кодекса корпоративной
Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2011, № 4
этики сотрудника РИА Новости». В письме приводятся выдержки из данного документа. Согласно Кодексу, сотрудники не должны распространять информацию, порочащую честь и достоинство коллег, а Агентства должны воздерживаться от использования нецензурных выражений и понимать, что их могут воспринимать как часть Агентства и трактовать их высказывания как его точку зрения. «Троицкий является не просто штатным сотрудником РИА „Новости", а известным политическим обозревателем агентства. На его личной странице в ЖЖ, где он позволил себе недопустимые комментарии, есть прямая ссылка на персональную страницу на сайте агентства, поэтому он грубейшим образом нарушил уже упомянутый Кодекс корпоративной этики», — сообщила Надежкина. Пост был впоследствии удален, а затем появилась его отредактированная версия. Комментируя ситуацию для радиостанции «Эхо Москвы» [3], Троицкий сказал, что «был слишком эмоционален, допустил некоторые недопустимые выражения», о которых очень жалеет и в которых, безусловно, «был неправ». Журналист заявил, что у него «нет ни малейшего упрека по отношению к моим уже бывшим работодателям», однако, по его мнению, его «принесли в жертву, положили на алтарь политкорректности и европейских ценностей».
Довольно часто звучат обвинения журналистов в использовании непроверенной информации. Ситуация особенно осложнилась с появлением Интернета. Свидетельство тому — недавняя история с Твиттер-аккаунтом Ъ^_теёуеёеу, который на самом деле никакого отношения к российскому президенту не имеет. У президента в Твиттере есть два официальных микроблога — Кгет1тК_ш81а и МеёуеёеуЯи881а. Тем не менее 27 июня 2011 г. ряд российских информационных агентств опубликовали сообщение, что Дмитрий Медведев в своем микроблоге на Твиттере предлагает читателям высказать свое мнение о Михаиле Прохорове как о новом лидере партии «Правое дело» и возможном кандидате на пост премьера. Вопрос сопровождался ссылкой на официальный сайт Кремля и выглядел вполне уместным, так как в этот день Д.А. Медведев действительно встречался с М. Прохоровом, который недавно заявлял о том, что если «Правое дело» будет успешной партией, он бы поборолся за пост премьер-министра. Новость подхватили агентства «Интерфакс» и «Росбалт», а уже поздно вечером в тот же день она появилась на официальном сайте партии «Единая Россия» со ссылкой на уже упомянутое агентство «Интерфакс», причем под фотографией президента стояла подпись: «Михаил Медведев: Что думаете о Михаиле Прохорове во главе „Правого дела"? Пошли бы голосовать за олигарха?»
По сообщению сайта NEWSru.com, спустя примерно полчаса после накладки «Интерфакс» выпустил на ленту аннулирование своего сообщения — «в связи с технической ошибкой при использовании интернет-ссылки» [7]. Вскоре была убрана информация и с сайта партии «Единая Россия». А 10 июля 2011 г. информационные агентства объявили о том, что аккаунт Ъ^_теёуеёеу был удален администрацией Твиттера по заявке интернет-службы Кремля.
Законодательство в сфере СМИ — одна из тех областей современного российского права, внесение изменений в которую всегда вызывало серьезные трудности. Причины этого очевидны — необходимо достичь баланса интересов: с од-
ной стороны — право на беспрепятственный доступ к информации и ее распространение, с другой — опасение, что полученные сведения могут быть использованы в разрез с нуждами самой власти.
Одним из признаков развитой демократии является существование свободной журналистики, которая способна критиковать и обличать незаконные действия властей. СМИ играют значительную роль в деле строительства и сохранения демократического общества, укрепления правового государства.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Федеральный закон от 14.06.2011 № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации». URL: http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?1560971 (дата обращения:19.06.2011).
[2] Васильев Ю. Фэйк_плюс_геи.ехе/ URL: http://www.svobodanews.ru/content/article/ 24252425.html (дата обращения: 03.06.2011).
[3] Журналист Николай Троицкий уволился из агентства «РИА Новости» после скандала, связанного с записью в его личном блоге. URL: http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/ 789144-echo (дата обращения: 03.06.2011).
[4] Николай Троицкий. Официальный ответ РИА Новости. URL: http://vrode-nichego. livejournal.com/561981.html (дата обращения: 03.06.2011).
[5] Подписан закон, направленный на модернизацию положений закона о СМИ. URL: http://news.kremlin.ru/news/11559 (дата обращения:19.06.2011).
[6] Смолин А. Институт репутации защитит честь и достоинство россиян. URL: http://www.s-pravdoy.ru/library2/sudy-protiv-korrup/9926-2011 -07-04-133 804.html (дата обращения: 10.07.2011).
[7] Тонкая интернет-провокация: поддельный блог Медведева спросил у народа, подойдет ли ему Прохоров-премьер. URL: http://www.newsru.com/russia/27jun2011/twitter.html (дата обращения: 03.06.2011).
ETHICAL AND LEGAL ASPECTS OF CONTROL OF CONTEMPORARY RUSSIAN MEDIA
N.E. Rastorgueva
The Department of Theory and History of Journalism
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198
This article examines some of the key aspects of the ethical and legal issues in russian mass media. Key words: legal regulation of mass media, ethics of journalism, the media self-regulation, Journalists Code of Ethics.