Научная статья на тему 'Этика социокультурных систем'

Этика социокультурных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ЭТИКА СИСТЕМ / АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / МУЛЬТИРАЗУМНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СИСТЕМЫ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрогобыцкий Иван Николаевич

На примере отечественной системы аттестации научно-педагогических кадров анализируются вопросы этичного и неэтичного поведения мультиразумных социокультурных систем ставится проблема противостояния сползанию системы в диапазон неэтичного поведения, очерчиваются контуры технического задания на проведение независимого системного исследования для выработки действенных мер по реформированию Высшей аттестационной комиссии РФ с целью ее перевода в режим этичного функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этика социокультурных систем»

И.Н. ДРОГОБЫЦКИИ ЭТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ

На примере отечественной системы аттестации научно-педагогических кадров анализируются вопросы этичного и неэтичного поведения мульти-разумных социокультурных систем; ставится проблема противостояния сползанию системы в диапазон неэтичного поведения, очерчиваются кон-Системные требования, этика систем, аттестация культурные системы, системный анализ.

Поведение участников любой социокультурной системы определяется ее институциональной средой, в основе которой лежит действующее законодательство. Однако в силу высокой системной динамики законодательные акты не могут регулировать поведение участников системы во всех случаях, поскольку это потребовало бы постоянного изменения законов. В результате в обществе развиваются этические регуляторы - мораль, этика, нормы профессионального поведения и нормы общественной жиз-ни. Эти регуляторы определяют поведение людей в той части ноосферы, где жесткие законы бессильны.

Одним из существенных недостатков процессов институционального строительства в России является недооценка этических факторов при создании новых и модернизации действующих социально-экономических систем. Как следствие, многие системы не соответствуют современным требованиям цивилизованных отношений, что препятствует формированию в России экономики инновационного типа. Нередко реальные системы на самом деле служат не тем целям, ради которых они были созданы, а подчинены целям работающих в них людей. Не секрет, что в отдельных больницах интересы врачей часто ставятся выше интересов больных, а в некоторых вузах интересы преподавателей довлеют над интересами студентов. Быть может, эгоизм системы столь же естественен, как и эгоизм личности, вопрос лишь в том, как вести себя с системой, эгоизм которой выходит за «разумные рамки». Очевидно, что безоговорочный отказ работать на неэтическую систему не всегда оправдан. Но так как многие системы не отвечают этическим принципам социальной справедливости, то это приводит к ослаблению стимулов к труду, росту социальной напряженности и социальной апатии в обществе. За примерами далеко ходить не надо. Возьмем систему государственной аттестации научно-педагогических кадров - ВАК России. Процесс государственной аттестации представляет собой совокупность объективно-обусловленных интересов его участников - экспертов, соискателей ученых степеней и званий, научного сообщества, штатных сотрудников ВАК, системы высшего профессионального образования, верховной государственной власти и так назы-

туры технического задания на проведение независимого системного исследования для выработки действенных мер по реформированию Высшей от -тестационной комиссии РФ с целью ее перевода в режим этичного функционирования.

научно-педагогических кадров, мулътиразумные социо-

ваемого «бизнес-партнерства от науки» (см. таблицу). Последнее представляет собой паразитическое образование внутри научного сообщества, научившееся извлекать незаконную материальную выгоду в рамках действующей системы государственной аттестации. Ниже анализируются интересы каждой из перечне -ленных групп.

В подавляющем большинстве случаев личные интересы экспертов имеют чисто альтруистическую природу и, как привило, концентрируются вокруг понятий «самовыражение» и «самореализация». Работу в экспертном совете любой эксперт расценивает как новую возможность профессионального роста и повышения квалификации. Он стремится к достойному позиционированию в научном сообществе, полному самовыражению, профессиональной самореализации и, как следствие, повышению своего социального статуса. Тем не менее, поскольку высокопрофессиональная экспертная деятельность государством никак не оплачивается, отдельные эксперты свои материальные запросы транслируют в другие группы участников процесса государственной аттестации.

Соискатель стремится реализовать свои научные амбиции и, как результат, улучшить условия профес-сиональной деятельности, повысить качество жизни, добиться уважения окружающих, поднять самооценку и положение в обществе. При этом он старается (иногда неосознанно) достичь желаемого с минимальными усилиями. Нередко (если позволяют возможности) значительную часть работы по подготовке диссертации соискатель готов делегировать другим участникам процесса.

Интересы научного сообщества проявляются в действиях, направленных на повышение престижа ученого, защиту его профессиональных интересов, определение сфер исключительной компетенции и создание благоприятных условий для развития науки. Поскольку вхождение в это сообщество возможно только посредством защиты диссертационной работы, отдельные его представители наловчились проводить в него новых членов «с черного хода», т. е. путем подготовки диссертационных работ по заказу соискателей и протежирования их прохождения на всех этапах защиты, экспертизы и утверждения в ВАК России.

Участники процесса аттестации научно-педагогических кадров

№ п/п Заинтересо- ванная сторона Содержание интереса Отношение к системе Модель поведения Примечания

1. Эксперты Возможность самовыра- Элементы Культурно- Работа не оплачивается

жения, профессионального роста и повышения социального статуса системы рациональная

2. Соискатели Реализация научных амбиций, рост уважения окружающих, повышение положения в обществе и качества жизни Внешняя среда Эмоционально- рациональная Нередко готовы делегировать значительную часть работы

3. Научное сообщество Повышение престижа ученого и создание благоприятных условий для развития науки Внешняя среда Культурная Терпимо относится к нарушениям профессиональной этики

4. Бизнес-партнерство от науки Трансформирование необоснованных научных амбиций отдельных членов общества в прибыльный бизнес Внешняя среда Рациональная Стремятся как можно дольше сохранить сложившееся положение вещей

5. Штатные сотрудники ВАК Наличие стабильной и значимой работы государственного служащего Элементы системы рациональная Перехватили инициативу реформирования системы

6. Система выс -шего профессионального образования Повышение профессионального уровня научно-педагогических кадров Внешняя среда Культурно- рациональная Способствует увеличению «пропускной способности» системы ВАК

7. Верховная государственная власть Формирование задела для инновационного развития Внешняя среда Эмоциональная Есть понимание, нет воли

8. Общество Стабилизация обстановки в стране Внешняя среда Культурная Стремится к балансу интересов

Таким образом, в рамках научного сообщества сформировалось некое партнерство, которое сумело трансформировать необоснованные научные амбиции отдельных его членов в прибыльный бизнес. Это партнерство амебообразно. Оно не имеет законченного организационного оформления. Однако его системообразующие центры явно просматриваются и довольно просто диагностируются. К сожалению, приходится констатировать, что представители этого партнерства присутствуют во всех инстанциях, причастных к защите диссертаций и прохождению дел, а научное сообщество в силу ментальности терпимо относится к существованию такого инородного включения в своей среде. Разумеется, интересы этого «бизнес-партнерства от науки» заключаются в как можно дольшем сохранении сложившегося положения вещей.

Штатные сотрудники ВАК также заинтересованы в сохранении сложившегося положения вещей. Во-первых, это обеспечивает им «непыльную» работу государственных чиновников со всеми вытекающими привилегиями, а во-вторых, в их руках сконцентрированы значительные возможности влияния на научную и околонаучную среду и удовлетворения своих потребностей. В последние 5 лет именно эта группа перехватила инициативу и определяет направления реформирования системы.

Как известно, главным заказчиком научно-педагогических кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук, доцентов и профессоров - является система высшего профессионального образования (ВПО). Для вузов даже установлены специальные нормативы - сколько преподавателей с учеными сте-

пенями и званиями приходится на сотню студентов. Например, для университетов требуется, чтобы на 100 студентов было не менее 16 докторов наук и профес -соров, т.е. не менее 75 % профессорско-преподавательского состава с научными степенями и званиями. Для академий эти цифры соответственно составляют 10 человек из 65 %. В этой связи система ВПО заинтересована в том, чтобы система аттестации научнопедагогических кадров «пропускала» как можно больше соискателей по спектру научных специальностей. Наличие в структуре вузов институтов аспирантуры и докторантуры является дополнительным стимулом к увеличению пропускной способности системы аттестации, поскольку процент успешного их окончания (с защитой диссертации) также входит в аккредитационные и аттес тационные нормативы вузов.

Интересы верховной государственной власти (президента, законодательного собрания и правительства) концентрируются вокруг вопросов перевода страны на инновационный путь развития. Известно, что «протоптать дорожку» инновациям способна только наука. В этой связи верховная власть заинтересована в том, чтобы диссертационные работы выполнялись на «прорывных» направлениях науки, чтобы их результаты могли составить прочную базу для инновационного развития страны. К сожалению, в настоящее время научные исследования выполняются не там, где надо, а там, где легче. Поэтому по числу защищаемых работ с большим отрывом лидируют гуманитарные науки (экономика, педагогика и право), в то время как точные науки (физико-математические, химические, геологические и главное (!) технические) отстают. Ес-тественно, что верховная власть хотела бы изменить

структуру отечественной науки, переведя акценты на научные направления второй группы, но то ли отсутствуют рычаги для таких изменений, то ли пока «не доходят руки».

Интересы общества заключаются в достижении стабильной обстановки в отечестве на основе гармонизации интересов различных групп и слоев населения. В идеале задача общества заключается в том, чтобы не допустить антагонизма между отмеченными группами, равно как не позволить ни одной из групп явно доминировать над другими. Без достоверных цифровых данных трудно что-либо утверждать, но складывается впечатление, что «погоду» в системе аттестации научно-педагогических кадров все больше и больше определяет группа «бизнес-партнерства от науки». Недалек день, когда «задние двери» в науку скоро станут парадными. Иначе чем еще объяснить факт, что сплошь и рядом защиты становятся платными, для публикации результатов научных исследований в изданиях «Перечня...» ВАК тоже требуются немалые деньги, но, тем не менее, число защит из года в год увеличивается.

Если исходить из того, что этичной можно считать только такую систему, которая достойно выполняет свою благостную миссию, а интересы ее активных элементов с баланс ированы в долгосрочной перспективе, то современную отечественную систему аттестации научно-педагогических кадров навряд ли можно причислить к классу этичных систем. С одной стороны, она не в состоянии обеспечить инновационное развитие страны, а, с другой - вее составе имеется инородное включение «бизнес-партнерства от науки», которое все время прогрессирует, расширяет ареал влияния, подавляет интересы других членов системы, вынуждая последнюю трансформироваться в сторону неэтичного поведения.

Тем не менее, это не означает, что общество не должно «работать» с этой неэтичной системой. Ее значение для нормального функционирования и развития государства столь значительно, что без внима-

ния ее оставлять нельзя. Стабильность и жизнеспособность государства определяются, прежде всего, уровнем нравственного и духовного развития. Собственно о том же писал в романе «Бесы» Ф. М. Достоевский, когда устами своего героя Ивана Шатова заявил, что дело не в экономическом развитии России, а в ее нравственном перерождении.

К сожалению, превратные представления о реальном мире обладают одним весьма вредным свойством - они сами себя подпитывают, поддерживают и всячески оправдывают. Если никто не позаботится о том, чтобы вывести их «на чистую воду» и доказать несостоятельность, то они перехитрят и переживут любые маневры, направленные на их искоренение.

Из методологии современного системного анализа известно, что все препятствия, мешающие системе выполнять свое предназначение, она навязывает себе исключительно добровольно. Скрытые и недоступные они поселяются в центре нашего сознания и находят выражение в ментальных моделях, убеждениях и представлениях. Эти препятствия, в сущности, формируют нашу действительность, направляют наше развитие и предопределяют неприглядное будущее. Эю они виноваты в том, что система остается без изменений, а все ее попытки стать чем-то другим сводятся на нет. Нужен системный подход и системное вмешательство. Системные аналитики должны найти приемлемое решение проблемы неэтичности государственной системы аттестации научно-педагогичес -ких кадров и перевести ее в режим нормального (этичного) функционирования. Дело только за социальным (государственным) заказом на проведение такого системного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гараедаги Дж. Системное мышление: как управлять хаосом и сложными процессами; Пер. с англ. Минск: Гревцов Паблишер, 2007. 480 с.

2. Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике. М.: Финансы и статистика, 2008. 362 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.