Научная статья на тему 'Этика науки как новое направление в социологии науки'

Этика науки как новое направление в социологии науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2649
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ / SOCIOLOGY OF SCIENCE / ЭТИКА НАУКИ / RESEARCH ETHICS / ЭТИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА / ETHICAL DILEMMA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лазар Михай Гаврилович

Статья прослеживает развитие этики науки как новой области философии и социологии науки. Обсуждаются этические нормы научного исследования, научные дискуссии и общение. Особое внимание уделяется новым этическим дилеммам современной науки, и, в частности, социологии в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Ethics as a New Area in the Sociology of Science

The article traces the development of ethics of science as a new field of philosophy and sociology of science. Its main focus is the ethical norms of scientific research, scientific discussions and communication. Special attention is given to the new ethical dilemmas of modern science, and particularly of sociology in Russia.

Текст научной работы на тему «Этика науки как новое направление в социологии науки»

НАУКА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАКУРСЕ

М.Г. Лазар

ЭТИКА НАУКИ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ НАУКИ

Возникновение проблемы

Как самостоятельная научная дисциплина социология науки возникла в Европе и Америке в 60-е годы XX в., однако ее корни можно проследить в 20-30-х годах, когда впервые наука начинает изучать себя, когда образовалось то направление исследований общих проблем организации и развития науки, для обозначения которого еще в 1926 г. И.А. Боричев-ский предложил впервые термин «науковедение» [1]. При этом, если вклад Дж. Бернала или Р. Мертона в становлении «Science of Science» и социологии науки общепризнан, то вклад таких известных советских ученых, как В.И. Вернадский, H.A. Бухарин, Б.М. Гессен, С.Ф. Ольденбург, Ю.А. Филипченко и других только начал признаваться в социологической литературе [2].

Сегодня науковедение как комплексная область включает в себя ряд научных дисциплин: история науки, теория науки (общее науковедение), социология науки, экономика науки, психология и социальная психология науки, организация науки, наукометрия и другие. Вместе с тем следует признать, что западные исследователи не приняли термин «науковедение» или наука о науке. Более того, существует мнение, что после 30 — 40-летнего институционального академического существования в СССР оно еще не разработало провозглашенную общую теорию. Нет еще единой общепризнанной парадигмы теоретических подходов и в самой со-

Лазар Михай Гаврилович (р. 1943 ) — доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных наук Российского государственного гидрометеорологического университета.

Адрес: 195196, С.-Петербург, Большеохтинский пр., д. 98.

Тел.: (812) 261-19-04 (дом.), (812) 444-59-47 (раб.).

циологии науки — весьма молодой научной дисциплине [2, с. 6]. Нам это не представляется недостатком, а, скорее, достоинством социологии науки, имеющей возможность с разных методологических позиций изучать свой объект. В ней сегодня есть относительно равнопризнанные направления и подходы, в том числе: когнитивное, институциональное, конструктивистское направления, этнометодология, наукометрия, количественный, исторический подходы.

После Второй мировой войны, в частности после атомных бомбардировок Японии, в мире нарастает волна протеста ученых разных стран против военного, антигуманного применения достижений ядерной физики и науки в целом. У истоков антивоенного движения ученых находится письменное обращение А. Эйнштейна к президенту США Г. Трумэну (1945 г.) с предложением не допустить применение атомного оружия и запретить его, а также известный манифест Расселя — Эйнштейна (1955 г.) С тех пор в научной среде все более признается необходимость социального контроля науки и ее самоконтроля. В результате осознания изменившегося социального положения науки в обществе все более остро в научном сообществе обсуждается и ставится проблема гражданской и нравственной ответственности ученых за свои открытия, за социальное применение достижений науки [3, с. 54-80]. В 1970-х гг. в США и других странах бурно обсуждается проблема временного запрещения (моратория) исследований в области генной инженерии, манипуляций с клетками ДНК, пока не будут разработаны и приняты надежные правила и процедуры экспериментов с генами, исключающие непредвиденные последствия. Несмотря на то, что такие правила позже были приняты, время от времени в прессе и научной литературе дебаты вокруг генной инженерии разгораются с новой силой, особенно после первых удач по клонированию животных клеток. Тогда же ученые впервые обратили внимание научной общественности на антигуманное применение психиатрии не только в СССР по отношению к диссидентам, но и в США по отношению к заключенным, на которых ставились антигуманные медицинские эксперименты [4; 5]. В конце 1960-х — начале 70-х годов в СССР появляются первые публикации, посвященные этике ученого и проблеме нравственной ответственности в науке. Это работы А.Ф. Шишкина, В.И. Толстых, Е.З. Мирской с аспирантами, М.П. Медянцевой, Н.В. Мотрошиловой, автора этих строк и других.

Признание этики науки в СССР как составной части науковедения, вернее социологии и философии науки, приходится на конец 1970-х и начало 80-х годов, когда по проблемам взаимоотношений науки и морали защищаются несколько кандидатских диссертаций, а в середине 1980-х годов одновременно появляются две монографии с одинаковым названием: «Этика науки» [6; 7]. Отличия подходов к этической проблематике науки существуют до сих пор. Московские исследователи отличаются общефилософским, преимущественно теоретическим подходом, рассматривая подробно вопросы гуманизма науки, биоэтики, генной инженерии в частности. Наш подход предполагает изучение нравственного фактора в науке и взаимоотношения науки и морали через раскрытие нравствен-

ных отношений и ситуаций, существующих в современной науке на разных этапах научного труда, т.е. через призму социологического анализа науки как социального института по производству, сохранению и распространению теоретических знаний, как формы духовной и практической деятельности. Пик публикаций на этическую проблематику науки пришелся на конец 1980-х годов и сегодня ей уделяется значительно меньше внимания. В 1990-е годы эта тема продолжает быть в центре внимания в С.-Петербурге в рамках Международной школы социологии науки и техники, организуемой и проводимой профессором С.А. Кугелем. Именно здесь в 1992 г. была опубликована работа «Введение в социологию науки» и на протяжении последних 30 лет выпускался известный среди специалистов в стране и за рубежом сборник, а ныне международный ежегодник «Проблемы деятельности ученого и научных коллективов», в котором вопросам этики науки всегда уделяется внимание.

Мораль, этика, наука

Каковы основные научные нравственные проблемы, отношения, этапы и формы научного труда, имеющие повышенную нравственную нагрузку, требующие повышенной гражданской и нравственной ответственности субъекта науки, проявления профессиональной совести и долга, научной честности, корректности и мужества? Прежде чем раскрыть эти отношения, ситуации, отметим кратко, что же понимается нами под моралью и этикой, каковы их регулятивно ориентирующие возможности?

Мораль как социальное явление представляет собой специфическую форму отражения социальной действительности в оценочно-ценностных категориях, суждениях; она выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности в пределах добра и зла. Элементы, составляющие мораль, бывают самой разной природы: 1) действия (поступки) индивидов и совокупное поведение (нравы) социальных групп; 2) нравственные отношения между людьми, социальными группами, индивидом и группами или обществом, выступающие как справедливые, гуманные и т.п.; 3) побуждения, мотивы, устремления человека (явления воли); 4) лич-ностно-психологические свойства людей, воспринятые как отношение к действительности; 5) ценностные суждения людей; 6) моральный язык. При этом мораль не может быть сведена ни к одному из указанных элементов, так как она включает в себя одновременно и элементы нравственного сознания (идеалы, принципы, нормы), и нравственные отношения и нравственную деятельность (поступки). Мораль пронизывает все существующие социальные отношения, она всеядна.

Этика — это наука о морали, теория морали, она ставит себе задачу раскрытия сущности морали и нравственности. Она включает в себя и отражение нравственных отношений, моральной практики, и обоснование должного на каждом данном историческом этапе, в конкретном виде деятельности. Этика, бесспорно, влияет на формирование нравов и определенной линии поведения людей в обществе, т.е. этика как форма рефлексии формирует в определенной степени мораль и нравственность

людей. Мораль и нравственность (понятия не совсем тождественные) — не застывшие явления, но и не простая совокупность неких неизменных идеалов, принципов или норм. В них присутствует некое «вечное» общечеловеческое содержание. Они — продукт духовно-практической деятельности людей, отражающий, в конечном счете, условия их жизнедеятельности, накапливающий многовековой опыт человечества в плане выживания, общения, общего жития. Они — специфические формы разрешения постоянно возникающих противоречий между личностью и социумом, его структурами, обладающие самопринудительной, обязующей силой. Эта сила основана на том, что представления людей о добре, зле, долге, чести, ответственности отражают социальную необходимость согласования интересов, действий и желаний людей, воплощаясь в норме, принципе, идеале жизни. Ценностная ориентация личности через механизм нравственного выбора выражает нравственную целостность личности. Мораль предполагает свободу выбора, нравственный выбор, который проявляется как способность человека к самозаконодательству, как нравственное испытание, нравственное искание личности в нестандартных ситуациях [подробнее см.: 6, с. 46-52].

Профессиональная деятельность ученых регулируется не только законом, общественной моралью, административно-организационными нормами, но и профессиональной моралью (этикой). Профессиональная мораль (этика) связана с профессиональным использованием, проявлением основных элементов общественной морали, она — применение норм последней к специфике профессии, их конкретизация с учетом особенностей профессии, ученого в частности. Можно говорить поэтому о научной честности, о профессиональном долге ученого и т.д. Для обозначения более широкого круга философских и этических проблем взаимодействия науки и морали, в том числе действия морального фактора в науке, научной деятельности мы употребляем принятый сегодня термин этика науки. Понятие «этика ученого» — более узкое по содержанию и обозначает преимущественно регулятивно-нормативные аспекты действия морали в науке, т.е. совокупность профессионально-этических норм и принципов, образующих сегодня профессионально-этический кодекс ученых разных научных дисциплин.

Этика науки представляет собой философское и социологическое изучение взаимоотношений науки и морали: а) в плане воздействия науки на мораль/знаний и научного прогресса на нравы и моральность людей; б) в плане воздействия морали на науку, ценностей и норм морали на отношения в науке и ее результаты [6, с. 61]. Поэтому, этика науки, находящаяся как область знаний на стыке науковедения, социологии науки и этики, может существовать и развиваться преимущественно как направление социологии науки, на основе социологического изучения отношений и ситуаций в современной науке.

Этика науки: содержание и проблемы

Отвечая на поставленный выше вопрос о типе отношений, существующих в современной науке как объекте этики науки, можно выде-

лить три типа нравственных отношений, выступающих предметом ее изучения: а) нравственные отношения, выражающие позицию субъекта познания к объекту исследования, к процессу исследования (отношения «субъект — объект исследования» или «ученый — предмет научного труда»); б) субъект — субъектные отношения, т.е. «ученый — ученый», или «ученый — научное сообщество», отражающие специфику научного общения и научных коммуникаций; в) отношения управления и контроля, являющиеся во многом внешними для науки отношениями. Этот тип отношений связан с организацией научной деятельности, планированием, с социальным применением результатов науки. Данные отношения сегодня приобретают особую нравственную окраску, заостряя проблему морального выбора, долга, ответственности и пр. в силу положения науки в современной России. Основные черты российской науки, по мнению ряда авторов, таковы: 1) наука утрачивает свою независимость и тесно переплетается с промышленностью, сельским хозяйством, здравоохранением, бизнесом и другими сферами; 2) ее развитие требует значительной государственной поддержки и становится важным направлением государственного регулирования; 3) уменьшается, сокращается период «научное открытие—новый продукт, технология, услуга»; 4) увеличивается милитаризация науки; 5) становится все более тесной связь науки и технологий, часто грань между ними исчезает [8, с. 96].

Анализ этических проблем науки позволяет выделить несколько блоков ситуаций, отношений, в которых особо ощутимо присутствует моральный выбор, проявляется морально-этический фактор: а) этика научного исследования, связанная с проблемами мотивации прихода в науку и выбора профессии исследователя, области и темы исследований, с выбором методов и средств проверки и экспертизы; б) этика научной публикаций (проблемы и нормы соавторства, цитирования, составления библиографии по теме и другие); в) этика научной дискуссии, полемики — устной или письменной, очной или заочной; г) этика отношений в научном коллективе (между начинающим ученым и научным руководителем, между разными поколениями в науке, между административным руководителем научного учреждения и подчиненными ему сотрудниками и другие); д) этические аспекты взаимоотношений «ученый — общество», кристаллизованные в проблеме нравственной и гражданской ответственности ученого в современном мире.

Перечисленные выше блоки проблем, ситуации существуют в науке постоянно, меняется, однако, их конкретное содержание в разное время и в разных странах. Они возникают практически в любых отраслях научного познания, но актуализируются время от времени в связи с изменившимися социальными условиями функционирования науки, с изменением ее статуса. Особенно остро ставится проблема выбора и ответственности в зарождающихся новых научных направлениях или в связи с применением новых методик, процедур, научных технологий, когда социальный или профессиональный контроль еще не оформлен, когда новые направления только начинают институциализироваться. К ним относятся нравственные проблемы таких новых научных и технологических

направлений как генная инженерия, медицинские технологии (по трансплантации человеческих органов, искусственному оплодотворению, искусственному продолжению жизни и другие), информатика, психиатрия и психология, социология, экология, космонавтика и ряд других. Многие из этих аспектов и проблем были в свое время нами и другими авторами исследованы (см., напр., «Проблемы деятельности ученого и научных коллективов» за 1995-2000 гг.). По разным аспектам этики науки существует достаточно обширная литература [4; 9; 10; 11]. Детально описаны нормы профессиональной деятельности ученых в разных отраслях науки —: психологии, медицине, генетике (биоэтике), социологии.

Здесь нам хотелось бы подчеркнуть, что с 50-х годов XX в. научное сообщество, по крайней мере в лице его наиболее «философствующих» представителей, неоднократно задумывались над губительными последствиями аморальности и бездуховности научно-технического прогресса. Об этом писали Б. Рассел, А. Эйнштейн, Н. Бор, Ч. Сноу, Ж. Пиаже, А. Швейцер, А. Сахаров, В. Семенов и другие. Результатом роста самосознания науки явилось не только зарождение этики науки и различных движений ученых всего мира за разоружение, о чем мы писали выше, но и организация в научной среде этических комиссий и комитетов, так называемых общественных трибуналов по этике и ответственности в науке, цель которых — обсуждение и осуждение нарушений этических принципов в той или иной области научного исследования, особенно в области генетики и психологии [5]. Это и есть социальный контроль в науке, форма роста самосознания и самоконтроля ученых. В 60-70-е годы XX в., как мы уже отмечали, зародилась и постепенно признавалась в СССР этика науки как новое научное направление в рамках науковедения и социологии науки.

Рассмотрим кратко перечисленные основные блоки ситуаций в науке, образующих в совокупности этику науки, ядром которой является этика ученого или профессионально-этический кодекс ученого.

Мотивация прихода в науку и выбора темы для научных исследований. Начинающий ученый поставлен перед выбором между объективной необходимостью концентрировать свои усилия на кардинальных проблемах в своей области и необходимостью в то же время выбирать наиболее «проходимую» или «диссертабельную» тему. Первый вариант выбора требует многолетних усилий без видимой отдачи или признания, а следовательно, увлеченности, преданности теме и даже мужества; второй вариант выбора — жизненный, реально связан с российской действительностью. Еще в 1970-х годах в академических институтах Ленинграда по данным социологов около 70% аспирантов, стажеров и соискателей приходили в науку без сформулированной темы будущих исследований и лишь у 20% она была выбрана в вузе в курсовых и дипломных работах. У остальных она возникала в силу собственных склонностей [3, с. 97]. Сегодня ситуация в целом не улучшилась, зато ухудшились условия жизни аспирантов и ученых в целом. Так, по некоторым данным, в Петербурге по уровню своего материального положения молодые ученые (аспиранты) делят себя на: «нищих» — 8,2%, «бедных» — 26, «чуть лучше бед-

ных» — 43, «средне-обеспеченных» — 21, «богатых» — 0% [13, с. 146]. Думается, не лучше обстоит дело и у зрелых ученых, за редким исключением. Как молодые, так и взрослые вынуждены параллельно с учебой или научной работой работать на стороне ради выживания, что никак не способствует соблюдению нравственности в науке или преданности науке. Поэтому на данном этапе зарождается и обостряется моральный конфликт между идеалами науки, требующими полной отдачи сил и преданности науке, и социальной реальностью, заставляющей молодого ученого (да и не только его) выбирать наиболее «проходимую, выгодную» тему. Естественно, такое начало научной жизни для молодого ученого не остается без последствий потом, а плагиат или компиляция становятся «нормами» его научной работы.

Выполнение процедур проверки и экспертизы, рецензирование в процессе научного исследования требуют не меньшей честности, скрупулезности и надежности выбранных методов. Наука, особенно в ее англосаксонском смысле слова (естествознание), предполагает много черновой, нетворческой работы — бесчисленные опыты, анализы, проверки. Очень часто бывает так, что результаты проверочного эксперимента или расчета противоречат ожидаемым результатам или исходной гипотезе. В этом случае требуется не только повторная работа, но и стойкость духа, честное отношение к науке, ее проверочному этапу, мужество выбрасывать за борт то, на что потратил много времени и труда.

Научная публикация требует не меньше скрупулезности, профессионализма, ответственности. Она — не только накопление и обнародование знания, она — основа научного престижа, признания и «веса» ученого в обществе, поэтому подчиняется определенным нормам и правилам, отступление от которых является очень часто и отступлением от истины и этики науки.

Первое требование к научной публикации состоит в том, что она должна представить действительно нечто новое в данной дисциплине, хотя бы новую информацию. Опубликованию подлежит то, что проверено, доказано, испытано, подтверждено экспериментом, архивными или статистическими данными. Наиболее частое отступление от этого — компиляция и плагиат. Начинающий ученый не всегда знает, что существует правило, согласно которому незнание нормы не освобождает от ответственности. Кроме того, есть проблема первооткрывателя, приоритета в науке, конкуренции исследователей, работающих в разных центрах или странах по одной и той же тематике. Вторая норма публикации относится к моральным обязанностям перед теми, кто участвовал, помогал в работе, не получая при этом права соавтора. Благодарность конкретному лицу за конкретно оказанную помощь, помещенная в начале публикации — самая распространенная форма корректности и культурности. Третья норма относится к цитированию и соавторству. Цитировать можно академически бесстрастно и точно или эмоционально окрашенно. Можно спрятать свою мысль за частоколом цитат, как делалось в советское время в общественных науках. Так или иначе, в ссылках на других авторов возникает и проявляется определенное отношение к их идеям, методи-

кам, результатам: согласие или несогласие, поддержка, сомнение или даже ирония и сарказм. Умолчание — тоже отношение к предшественнику или коллеге. Однако использование чужих результатов, идей без ссылки на авторство, т.е. плагиат (проще — воровство текста, идеи и т.п.), является отступлением не только от морали, но и от закона об интеллектуальной собственности. Цитирование как форма научного общения в наибольшей степени выражает суть получения нового результата из старого знания, обеспечивает кумулятивную функцию науки. Поэтому отклонением от норм профессиональной морали ученого является цитирование, имеющее одну из следующих причин: а) стремление перечислить как можно больше авторов, занимающихся данной проблемой, дабы создать впечатление обширных познаний и научной добросовестности (чем отличаются обычно списки литературы кандидатских диссертаций); б) упоминание или цитирование работ не по их реальному вкладу в разработку данной темы, а из стремления «сделать реверанс» в адрес предполагаемых рецензентов, оппонентов, критиков; в) использование чужой библиографии (порой с теми же ошибками). Такой «метод» цитирования не снимает, однако, ответственности с перенявшего; г) взаимные ссылки по договоренности двух авторов — ситуация, образно названная в социологии науки «кукушка и петух», которая повышает обоим «индекс цитирования», являющийся одним из показателей веса и престижности ученых, их профессионального признания. Но такой «метод» обесценивает смысл самих публикаций [подробнее см.: 3, с. 104-111].

Правила цитирования выражают не только требования логики, «техники изложения», они выступают одновременно и этико-эстетическими нормами, являясь отражением общей культуры и нравственного облика автора публикации. Специфика научного общения через публикацию состоит в том, что коммуникация здесь заочная. Это не дает, однако, права обходиться с чужими результатами как угодно. Кража идей может осуществляться, вместе с тем, и в обезличенной форме, путем сбора идей, программ, высказанных устно на конференциях, симпозиумах. Сформулируем поэтому некоторые нормы, связанные с цитированием: 1) использование результатов труда другого исследователя и ссылка на его работы не освобождает от моральной ответственности за их использование; 2) цитата не всегда является аргументом, доказательством. Цитаты из классиков дисциплины нельзя превращать в дубинку для оглушения противника, ибо наука требует доказательств, аргументов; 3) цитировать надо с учетом смысла контекста, цитата является корректным учетом мнений по данной проблеме; вырванная из контекста цитата может исказить смысл идеи цитированного автора; 4) цитирование и ссылки на других авторов, включение их работ в библиографию должны быть оправданы содержанием этих работ, а не служить «реверансом» на всякий случай.

Этические проблемы соавторства связаны с усилением коллективного начала в научных исследованиях. Если в начале XX в. примерно 80% научных работ публиковались авторами соло, то сейчас наблюдается обратная ситуация. Определение «права на соавторство» — дело чрезвычай-

но деликатное и сложное, так как долевое участие всегда неравноценно. Оно определяется четкостью и корректностью руководителя темы, проекта, программы исследований. В случае, когда доля участия относительно равная у всех участников работы, оптимальным и безобидным решением является алфавитный порядок соавторов. Чаще всего вложенный труд неравен по «удельному весу», например, техническое обеспечение, аналитическая работа, интерпретация материала, генерирование идей или общее руководство, координация работы. В этом случае необходимо учесть следующие моменты: а) право на соавторство для начинающего ученого является положительным стимулом творчества, иногда — катализатором поиска темы или направления исследований; б) несправедливое забывание одного участника создает недоверие в творческой группе, деморализует всю группу; в) существует международное правило упоминания лишь первого автора из группы более трех: «Ж и другие». Эта первая фамилия обычно и запоминается в научном мире. Весьма щепетильным в нравственном плане является соавторство начинающего ученого и признанного мэтра. Хорошо, когда такое соавторство стимулирует стоящего молодого ученого, но отклонением от этики ученого и от идеалов науки является использование имени мастера для проталкивания слабой работы (мы уже упомянули выше факторы, заставляющие молодых ученых «ускорить» научный процесс). Не меньше проблем нравственно-профессионального плана рождает вынужденное соавторство руководителя научного учреждения и подчиненных ему научных сотрудников. Известны случаи в мировой практике, когда директор НИИ за год становился соавтором более пятидесяти публикаций, к теме которых он имеет весьма отдаленное отношение.

Для начинающих ученых особенно важно кратко рассмотреть этико-эстетические нормы научной полемики, дискуссии. Научный прогресс невозможен без научной критики, столкновения мнений, полемики. Цель критики — нахождение внутренних противоречий в данной гипотезе, теории. Критика не должна, однако, принимать форму «сведения счетов», личных нападок в адрес друг друга, словесного «базара». Полемизирующие должны воздержаться от применения оскорбительных эпитетов, сравнений, ярлыков типа «агент мирового империализма», «лакей» и пр. В науке существует норма демократичности, равенства всех перед лицом истины при обсуждении научных проблем, а также норма толерантности, т.е. терпимости к любым точкам зрения, даже к самым нелепым на первый взгляд. В научном споре маститый ученый при обсуждении проблем дает вначале слово молодым, дабы не давить своим авторитетом и положением в науке на мнения остальных.

Таковы некоторые постоянно встречаемые ситуации научного исследования и научного общения, имеющие значение всегда и везде. Есть, однако, много нравственных проблем, возникающих в связи с появлением новых научных направлений, методик, технологий. К ним относятся упомянутые выше проблемы биоэтики, в центре которой сегодня споры о допустимости клонирования живых клеток не только животных, но и человека, о нравственных последствиях пересадки че-

ловеческих органов и искусственного оплодотворения женщин и многие другие. Некоторые проблемы биомедицинской этики изложены нами недавно в статье с тем же названием [5, с. 112-119]. Существуют не менее острые проблемы нравственного и правового обеспечения защиты компьютерной информации от хакеров, проблема злоупотреблений в психиатрии, социологии, других науках. Стержневой проблемой всех типов отношений и ситуаций является проблема нравственной ответственности ученых в современном мире, которой посвящено наибольшее количество работ, как в отечественной, так и зарубежной литературе. Ответственность имеет свои уровни — индивидуальный или коллективный, свои формы в рамках научной дисциплины. В сжатой форме можно перечислить ее конкретные выражения на этом уровне. Это ответственность за: а) социальное применение своих знаний, открытий в интересах общества, за социальные последствия научного прогресса для человеческой цивилизации; б) экологические последствия реализации своих идей, за экологическое воспитание молодого поколения ученых; в) выбор направлений, темы научных исследований в рамках своей дисциплины или программы; г) степень обоснованности, проверенности, объективности полученных новых данных, знаний; д) приоритет отечественной науки; е) подготовку и воспитание научной молодежи в духе гуманизма, высоких идеалов науки, этики науки [подробнее см.: 4; 6]. Усиление нравственного самоконтроля в науке в условиях рыночных отношений, основанного на росте спроса к профессиональному долгу, совести и гражданской ответственности специалистов науки связано с тем, что право в принципе не всегда способно урегулировать специфические отношения и ситуации, возникающие в науке. С учетом вышесказанного, напрашивается в заключение краткий анализ действия морального фактора в социологии.

Профессиональная мораль в социологии

Посылкой наших публикаций на тему профессиональной морали в науке вообще и социологии в частности являлся тезис о том, что в деятельности ученых профессиональные сообщества (объединения ученых по профессиональному признаку) являются наиболее реальным регулятором отношений и возникающих в данной дисциплине проблем. Идея не нова, так как во все времена корпоративный порядок являлся следствием наличия организованности представителей данной профессии. Профессиональная ассоциация социологов России восстановлена, в сентябре 2000 г. состоялся первый всероссийский конгресс социологов, однако на федеральном уровне ее сила и влияние невелики. В связи с этим тезисом (не для всех бесспорным) напомним читателю, что в 1988 г. автор этих строк совместно с В.А. Ядовым и Б.М. Фирсовым разработали и предложили Советской социологической ассоциации (ССА) текст-проект профессионального кодекса социологов и комментарий к нему в виде статьи (см.: «Социс». 1988. № 5). Текст был обсужден на уровне ССА, дополнен, принят и опубликован. Тогда же был создан и свой «трибунал по этике» — Совет по профессиональной этике при Правлении ССА. С тех пор про-

шло более десяти лет, сейчас нет ни СССР, ни ССА, а проблемы остались и даже обострились.

Российские социологи работают в настоящее время в условиях экономического кризиса и реформирования общества и науки, когда на первом месте еще находится проблема выживания науки в целом и каждого ученого в частности. Особенностью развития социологии в этих условиях, по мнению ряда социологов С.-Петербурга, является ее поворот в сторону исследования политики, общественного мнения россиян в связи с многочисленными выборами и политическими перетасовками на политической арене страны. Исследование общественного мнения превратилось в бизнес, где циркулируют значительные финансы, а конкурентные отношения между исследовательскими группами принимают порой криминальный характер [12, с. 141]. Очевидно, что назрела необходимость обсуждения данной ситуации через призму требований профессионального кодекса социологов, основные положения которого, думается, не только морально не устарели, но и стали чрезвычайно актуальными. Профессиональный контроль нужен, тем более что вместо бывшего идеологического давления времен советского периода сейчас появилась материальная зависимость социологов не только от властей предержащих, но и от финансовых воротил. Ослаб институциональный контроль и в области эмпирических социологических исследований, в результате чего падает престиж социологии как науки и профессии, снижается доверие населения к объективности ее результатов. На телевидении и в печати наблюдается беспардонное использование результатов социологических опросов для манипулирования общественным мнением и настроением россиян. Далеко не всегда при представлении результатов опросов существует уверенность в корректности выборки, принципов ее формирования, обоснованности и репрезентативности полученных результатов. Вот почему именно сейчас вновь актуальны дискуссии по морально-этическим аспектам научной деятельности, в частности, профессии социолога, особенно по тем разделам принятого когда-то кодекса социолога, которые касаются достоверности и надежности социологической информации, ответственности социолога за социальное применение данных, полученных путем опросов. Попытка вернуться к обсуждению этих проблем нами была осуществлена в недавнем прошлом [14, с. 153-157].

Благо или зло для общества современная наука, социология в частности, вопрос не праздный, его решение зависит не только от политики, но далеко не в последнюю очередь — от морально-этического облика ее создателей, от их способности к этической рефлексии, от господствующего в профессиональной среде морального духа.

Литература

1. Боричевский И. А. Науковедение как точная наука // Вестник знания. Л. 1926. № 12.

2. У истоков формирования социологии науки // Хрестоматия / Сост. Р.Л. Винклер. Тюмень: Изд. Тюменского ун-та, 1998.

3. Лазар М.Г., Лейман И.И. НТР и нравственные факторы научной деятельности. Очерки этики науки. Л.: Наука, 1978.

4. Ethical Issues in Scientific Research / Ed. E. Erwin et al. N.-Y.: Garland, 1992.

5. Лазар М.Г. Некоторые проблемы биомедицинской этики // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Международный ежегодник. Вып. XIII. СПб.: Изд. «Нестор», 1999.

6. Лазар М.Г. Этика науки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

7. Юдин В.Г., Фролов И.Т. Этика науки: проблемы, дискуссии. М.: Политиздат, 1986.

8. Карлик А.Е., Рогова Е.М. Проблема становления инновационного общества в современной России // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Международный ежегодник. Вып. XIII. СПб.: Изд. «Нестор», 1999.

9. Виноградова Т.В. Этические проблемы творчества ученого: научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1993.

10. Социология науки: методические разработки / Под ред. С.А. Кугеля. СПб.: ООО «Политехника-сервис», 1996.

11. Винклер Р.-Л, Келле В.Ж. Социология науки. М., 1996.

12. Социологические исследования. 2000. № 2.

13. Запеканова В.В., Федюнкина П.Ю. Мотивационные предпосылки поступления в аспирантуру в современных социально-экономических условиях // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Международный ежегодник. Вып. XIII. СПб.: Изд. «Нестор», 1999.

14. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Международный ежегодник. Вып. X. СПб.: Изд. «Нестор», 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.