Научная статья на тему 'Этические аспекты реализации практической составляющей в медицинском образовании'

Этические аспекты реализации практической составляющей в медицинском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
703
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНЫ / MEDICAL ETHICS / PROFESSIONAL COMPETENCE / MEDICAL EDUCATION / MORAL AND ETHICAL ASPECTS OF MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новиков В.Е.

Вопросы медицинской этики являются важным и неотъемлемым компонентом профессиональных компетенций, формируемых у студентов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по всем направлениям подготовки медицинских специалистов. Профессиональная компетентность специалиста с высшим медицинским образованием предполагает владение не только определенным набором медицинских навыков, но и их качественным исполнением в соответствии с этическими нормами. В статье обсуждаются различные аспекты медицинской этики и их практическая значимость в профессиональной деятельности врача. Акцентируется внимание на проблемных вопросах медицинского образования, которые не позволяют в полной мере реализовать практическую и этическую составляющие в составе профессиональных компетенций. Впоследствии это может стать одной из причин нарушения медицинскими работниками этических норм и правил, что имеет негативное социальное значение. Рассматриваются методические вопросы оптимизации формирования практических навыков по медицинской этике у студентов в период обучения в медицинском ВУЗе. Формирование профессиональных компетенций в медицинском образовании требует более пристального внимания к вопросам медицинской этики. Практическая подготовка медицинских специалистов должна обязательно учитывать этические аспекты выполнения соответствующих профессиональных навыков в клинической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF PRACTICAL COMPONENT IN MEDICAL EDUCATION

Issues of medical ethics are an important and integral component of professional competencies, which are formed at the students according to Federal state educational standards in all directions of the health professionals’ training. Professional competence of a specialist with higher medical education implies the possession not only of a certain medical skills, but also their qualitative performance according to ethical standards. The article discusses various aspects of medical ethics and their practical significance in the professional activity of the doctor. The attention is focused on the problematic issues in medical education, which do not allow full realization of the practical and ethical components in the composition of professional competencies. Subsequently this can become one of the reasons for violations of ethical rules and norms by medical workers, which has a negative social significance. The article considers methodological questions of optimization at forming students’ practical skills on medical ethics during education in high medical school. The formation of professional competencies in medical education requires closer attention to the issues of medical ethics. Practical training of medical professionals must necessarily take into account the ethical aspects of the performing relevant professional skills in clinical practice.

Текст научной работы на тему «Этические аспекты реализации практической составляющей в медицинском образовании»

УДК 378.1+614.253

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Новиков В.Е.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Вопросы медицинской этики являются важным и неотъемлемым компонентом профессиональных компетенций, формируемых у студентов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по всем направлениям подготовки медицинских специалистов. Профессиональная компетентность специалиста с высшим медицинским образованием предполагает владение не только определенным набором медицинских навыков, но и их качественным исполнением в соответствии с этическими нормами. В статье обсуждаются различные аспекты медицинской этики и их практическая значимость в профессиональной деятельности врача. Акцентируется внимание на проблемных вопросах медицинского образования, которые не позволяют в полной мере реализовать практическую и этическую составляющие в составе профессиональных компетенций. Впоследствии это может стать одной из причин нарушения медицинскими работниками этических норм и правил, что имеет негативное социальное значение. Рассматриваются методические вопросы оптимизации формирования практических навыков по медицинской этике у студентов в период обучения в медицинском ВУЗе. Формирование профессиональных компетенций в медицинском образовании требует более пристального внимания к вопросам медицинской этики. Практическая подготовка медицинских специалистов должна обязательно учитывать этические аспекты выполнения соответствующих профессиональных навыков в клинической практике.

Ключевые слова: медицинская этика, профессиональная компетентность, медицинское образование, морально-нравственные аспекты медицины.

ETHICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF PRACTICAL COMPONENT IN MEDICAL EDUCATION Novikov V.E.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Summary: Issues of medical ethics are an important and integral component of professional competencies, which are formed at the students according to Federal state educational standards in all directions of the health professionals' training. Professional competence of a specialist with higher medical education implies the possession not only of a certain medical skills, but also their qualitative performance according to ethical standards. The article discusses various aspects of medical ethics and their practical significance in the professional activity of the doctor. The attention is focused on the problematic issues in medical education, which do not allow full realization of the practical and ethical components in the composition of professional competencies. Subsequently this can become one of the reasons for violations of ethical rules and norms by medical workers, which has a negative social significance. The article considers methodological questions of optimization at forming students' practical skills on medical ethics during education in high medical school. The formation ofprofessional competencies in medical education requires closer attention to the issues of medical ethics. Practical training of medical professionals must necessarily take into account the ethical aspects of the performing relevant professional skills in clinical practice.

Key words: medical ethics, professional competence, medical education, moral and ethical aspects of medicine.

Современные ФГОС высшего образова- компетенций. Все перечисленные категории ком-ния по различным направлениям медицинской петенций наряду с определенной суммой знаний подготовки ориентированы на приобретение и умений предполагают овладение практической обучающимися необходимых гуманитарных, составляющей - навыками. Навыки формируют-общепрофессиональных и профессиональных ся в процессе всего периода обучения в ВУЗе [4].

Первые навыки практической работы студенты фрагментарно осваивают на различных кафедрах, прежде всего клинических, и закрепляют их во время учебных и производственных практик в лечебно-профилактических учреждениях. При этом следует отметить, что сегодня для реализации практической составляющей в медицинском образовании все чаще используются учебные тренажеры и манекены, различные технические средства визуализации (компьютерные программы, видеоролики, видеофильмы и прочее), и все реже в образовательном процессе принимают участие живые объекты (экспериментальные животные, больные люди). Во время изучения клинических дисциплин студенты редко напрямую контактируют с пациентами лечебных учреждений и практически не участвуют в процедурах по их обследованию и лечению. В лучшем случае им иногда дозволяется посмотреть со стороны, как подобные диагностические и лечебные манипуляции (терапевтические, хирургические) выполняют штатные медицинские работники лечебного учреждения.

Такое обучение практическим навыкам и медицинским компетенциям в целом позволяет решить техническую сторону вопроса - овладеть определенным мастерством выполнения той или иной медицинской манипуляции. Однако за рамками такого подхода в освоении практической составляющей в медицинском образовании остается очень важная для профессиональной медицинской деятельности этическая сторона. Одно дело выполнять медицинские манипуляции на тренажерах и манекенах, и совершенно другое - на живых людях. С больным человеком и его близким окружением врачу, как известно, приходится должным образом общаться. В таком общении необходимо правильно вести себя, уметь слушать собеседника и говорить самому, проявлять сострадание и жертвенность, уметь доходчиво объяснять сложившуюся ситуацию и убедительно обосновывать необходимость проведения различных медицинских действий. При этом врач не должен проявлять ни малейшего чувства брезгливости по отношению к больному человеку, кто бы он ни был и в каком бы состоянии не находился. Перечисленные нравственно-этические нормы поведения врача не могут быть освоены и практически реализованы при обучении студентов только на тренажерах, по материалам историй болезней или программным продуктам в виртуальном пространстве.

К сожалению, современные тенденции в медицинском образовании и образовательные технологии недостаточно внимания уделяют вопросам медицинской (врачебной) этики [8]. Не случайно в медицинской практике частым явлением стало нарушение этических норм в поведении врачей (грубость, оскорбления и даже физическое насилие в отношении больных). Врачи нередко из корыстных соображений участвуют в сомнительных акциях по продвижению лекарственных препаратов и биологически активных добавок на фармацевтическом рынке [1, 5].

Объектом исследования медицинской этики являются морально-нравственные аспекты медицины. Под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношения врача и больного, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным. Ряд элементарных правил поведения врача (честность и добросовестность в исполнении своих обязанностей, высокая требовательность к своим знаниям и профессиональным навыкам, недопустимость извлечения личных материальных выгод, недопустимость рекламирования из корыстных соображений лекарственных средств и некачественных медицинских материалов) является совершенно очевидным, и эти правила студенты медицинских ВУЗов конечно же изучают в рамках таких дисциплин как этика, биоэтика, деонтология. Но мало знать правила медицинской этики. Их необходимо адекватно использовать в профессиональной медицинской деятельности. Для этого этические нормы и правила должны стать неотъемлемым компонентом практической составляющей в медицинском образовании. Не должно существовать разрыва между знаниями и умениями по медицинской этике, получаемыми студентами на гуманитарных кафедрах, и практической реализацией этих знаний в клинической практике. Освоение любого практического навыка в медицинском образовании непременно должно учитывать этические аспекты выполнения данной медицинской

процедуры в реальной клинической практике. С этой же целью в учебно-практических заданиях для промежуточной аттестации студентов по всем клиническим дисциплинам и итоговой аттестации выпускников медицинских ВУЗов в обязательном порядке должны содержаться практические вопросы по медицинской этике. Причем такой методический подход следует использовать не только на додипломном этапе подготовки медицинского специалиста, но и на всех этапах постдипломного образования (аккредитация, повышение квалификации, профессиональная переподготовка).

Медицинская этика требует от врача готовности приложить все усилия для того, чтобы вылечить больного или облегчить его страдания. Врач не должен считаться с трудностями, а в случае необходимости, и с собственными интересами ради спасения больного человека. Больной человек доверяет врачу самое дорогое - свою жизнь, в надежде на помощь, и заслуживает, как минимум, гуманного отношения к себе. Гуманность является одним из исходных принципов профессиональной пригодности врача, в ее основе заложен известный Гиппократовский тезис: «Не навреди!» Только опираясь на этот принцип, врач может выстраивать свои отношения с пациентом, которые должны быть доброжелательными, доверительными, уважительными.

Важно помнить, что врач обладает огромнейшей властью и авторитетом над больным человеком. Это создает неограниченные возможности проявления добра и сострадания. Вне зависимости от социального положения и материального достатка врач обязан уважать и свято чтить права, честь и достоинство своего пациента, оберегать его душевное спокойствие. Душевное состояние больного - очень важный фактор успешности и эффективности лечебного процесса. Душевное состояние человека зависит от многих внутренних и внешних факторов. Часто основным действенным фактором, формирующим душевное состояние человека в период болезни, становится нравственно-этическое поведение лечащего врача. На врача, как на Бога больной возлагает свои надежды на исцеление. Внимательно наблюдает за его действиями, внемлет каждому слову и взгляду. Больной человек оказывается в полной зависимости от своего врача и, благодаря ему, приобретает либо теряет веру в исцеление. Любому порядочному человеку, и тем более врачу, недостойно злоупотреблять этим

доверием, своим особым положением в судьбе страждущего. Тем не менее, больные часто сталкиваются с хамством, высокомерным отношением, моральным унижением, бесцеремонностью и равнодушием со стороны медицинского персонала.

Сегодня больным доступна профессиональная медицинская литература, и они ее читают, особенно по своей болезни. Нередко пациенты демонстрируют довольно глубокую научную осведомленность по определенным патологическим состояниям [2, 7, 9] и методам их лечения [6, 11], знакомы с новинками фармацевтического рынка [10]. Подобная заинтересованность пациентов в медицинских знаниях понятна и объяснима. В такой ситуации врач порой испытывает определенный дискомфорт и раздражение, но, не смотря на это, должен профессионально и деликатно общаться с больным. Правила медицинской этики требуют, чтобы медицинский работник в отношении к больным был максимально корректным и внимательным. Неправильные действия врачей или среднего медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, необдуманные комментарии по результатам анализов или истории болезни могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, предлагаемого способа лечения или средства фармакотерапии. Необходимо помнить, что все больные нуждаются в утешении, но в то же время они должны видеть, что врач твердо уверен в возможности их излечения. Особенно деликатный подход требуют так называемые мнительные больные, в общении с которыми врачу необходимо обладать солидным терпением. Важнейшей задачей врача является необходимость добиться доверия больного, наладить с ним контакт и взаимопонимание.

Медицинская этика требует от врача постоянной работы над собой не только в сугубо профессиональном, но и в моральном плане. Врач должен уметь владеть собой в любой ситуации, сдерживать негативные эмоции, обнадеживать больного, своим поведением и словами демонстрировать уверенность в успехе лечения. Слово врача исцеляет не меньше, чем его скальпель. Известно высказывание В.М. Бехтерева: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач». Поэтому в общей системе медицинского образования особенно важна этическая, моральная подготовка и воспитание будущих медиков на принципах профессиональ-

ной чести, гуманизма, человеческой порядочности и ответственности [3]. Учитывая специфику профессиональной деятельности врача, медицинскую этику следует рассматривать в качестве неотъемлемой составной части его профессиональной пригодности. Отсутствие тех качеств, которых требует от врача медицинская этика, является неопровержимым свидетельством его профессиональной непригодности.

Важным элементом медицинской этики является взаимодействие докторов со средним медицинским персоналом и между собой. Отношения медицинского персонала друг к другу должны быть уважительными, коллегиальными, с учетом должностной субординации. В противном случае они рискуют испортить не только личные взаимоотношения, но также и свою профессиональную репутацию. Как известно, больше прочих работников сферы здравоохранения контактирует с пациентами медицинская сестра. Врач должен не только сам придерживаться принципов медицинской этики, но и требовать их соблюдения от среднего медицинского персонала. Важным качеством этического поведения врача является способность поддержать своего коллегу, даже если тот допустил непреднамеренную врачебную ошибку. От ошибок не застрахованы даже самые высококвалифицированные специалисты. Правила этики распространяются и на внешний вид медицинского персонала. Вряд ли пациент будет испытывать достаточное уважение и доверие к медицинскому работнику, у которого грязная, помятая, неопрятная медицинская форма. При этом следует отметить, что чистота медицинской одежды персонала прописана не только правилами медицинской этики и деонтологии, но также и медико-санитарными нормами. Современные условия требуют от медицинских работников соблюдения еще и корпоративной этики. Если ею не руководствоваться, то профессия медицинского работника, которая на сегодняшний день и так переживает кризис доверия со стороны населения, станет еще менее уважаемой.

К сожалению, следует признать, что этические правила и нормы в российском здравоохранении не всегда соблюдаются. Одна из причин такого положения, на наш взгляд, заключается в том, что медицинское образование и диплом врача получают люди, которые далеко не всегда подходят для работы в этой сфере деятельности. В данном случае речь не идет об объемах

необходимых профессиональных знаний и компетенций. Вопрос касается морально-нравственных, личностных характеристик потенциального врача. Без этого никакая деонтология и медицинская этика на практике соблюдаться не будут. В ряде профильных немедицинских ВУЗов абитуриентов предварительно тестируют на профессиональную пригодность. Например, в военные ВУЗы зачисляются те абитуриенты, которые прошли конкурсный отбор по показателям физической подготовки. В учебных заведениях по подготовке работников культуры (театральные, музыкальные, изобразительного искусства) абитуриентов тоже тестируют на профессиональную пригодность. Трудно себе представить, что в военный ВУЗ будет зачислен курсант со слабым здоровьем и низкой физической подготовкой, а в музыкальный ВУЗ - студент без музыкального слуха или глухой. В медицинский же ВУЗ может поступить любой желающий, сдавший ЕГЭ (даже с минимальными баллами). Профессиональная пригодность при этом фактически никак не тестируется. Не определяются этические аспекты профессиональной пригодности и на этапе первичной аккредитации молодого специалиста, когда он получает юридическое право на самостоятельную врачебную деятельность. Не учитываются даже такие, казалось бы, минимально необходимые для врачебной деятельности нравственные качества, как сострадание, терпимость, забота о судьбе пациента, умение общаться с людьми и желание это бескорыстно делать.

Одним из основополагающих нормативных документов российских врачей является «Кодекс врачебной этики Российской Федерации» (одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.). В п.1.2. Кодекса говорится: «Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) - сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ...». Из п. 2.5. Кодекса следует: «Врач должен уважать честь и достоинство пациента, относиться к нему доброжелательно, уважать его права на личную тайну, с пониманием воспринимать озабоченность родных и близких состоянием больного, но в то же время

он не должен без достаточных на то профессиональных причин вмешиваться в частные дела пациента и членов его семьи».

Приведенные выдержки из «Кодекса врачебной этики» свидетельствуют о приверженности врачебного сообщества России принципам медицинской этики. В их неукоснительном соблюдении заинтересовано население страны. Все это подчеркивает важность обсуждаемой проблемы и необходимость совершенствования методических подходов в медицинском образовании с целью повышения значимости вопросов медицинской этики в реализации практической составляющей формируемых профессиональных компетенций.

Заключение

Современные образовательные технологии в профессиональном медицинском образовании существенно уменьшили прямое взаимодействие студентов-медиков с пациентами, что не позволяет в полной мере отрабатывать практические вопросы медицинской этики в процессе формирования профессиональных компетенций. В результате этой и других причин в медицинской среде все чаще возникают проблемы с практической реализацией норм и правил медицинской этики. Случаи нарушения морально-нравственных принципов и этических норм со стороны медицинских специалистов не являются редкостью для нашей страны. В то же время в медицинском сообществе есть понимание важности медицинской этики в профессиональной деятельности врача. Существует кодекс врачебной этики Российской Федерации, в котором не только признается социальная значимость вопросов врачебной этики, но и декларируются основные этические

ЛИТЕРАТУРА

принципы врачебной деятельности. Из этого следует, что формирование профессиональных компетенций в медицинском образовании требует более пристального внимания к вопросам медицинской этики. Реализация практической составляющей при подготовке медицинских специалистов должна обязательно учитывать этические аспекты выполнения соответствующих профессиональных навыков в клинической практике.

Во время обучения в ВУЗе вопросы медицинской этики должны систематически подниматься в контексте рассматриваемых профессиональных вопросов и увязываться со всеми возможными сферами деятельности медицинского специалиста. С этой целью можно проводить для студентов специальные учебные тренинги (деловые игры, клинические разборы), во время которых они под руководством дипломированных специалистов-практиков на конкретных примерах (клинический случай, имитация, вымышленная ситуация, ситуационная задача) будут отрабатывать профессиональные медицинские навыки вкупе с этическими вопросами. Современной задачей медицинского образования является подготовка гармонично развитого в профессиональном и нравственном плане специалиста, владеющего необходимым набором профессиональных компетенций и способного к их практическому применению в полном соответствии с этическими нормами. В соответствии с этим положением в медицинском образовании учебно-методический процесс должен в полной мере обеспечивать реализацию в составе профессиональных компетенций практической и этической со ставляющих.

1. Аксенова-Сорахтей Ю.Н., Новиков В.Е., Пожилова Е.В., Барановская Е.А., Климкина Е.И. Фармацевтические и юридические аспекты фальсификации лекарственных средств // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2016. - Т. 15, № 2. - С. 102-111.

2. Левченкова О.С., Новиков В.Е. Индукторы регуляторного фактора адаптации к гипоксии // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 2014. - № 2. - С. 133-143.

3. Литвинов А.В., Литвинова И.А. Лечебные практики, изменившие мир. - Смоленск: Изд-во «Смоленская городская типография», 2017. - 312 с.

4. Новиков В.Е. Традиции и новации в преподавании медико-биологических дисциплин // Смоленский медицинский альманах. - 2015. - № 2, - С. 29-34.

5. Новиков В.Е., Елизарьев Е.А. Нравственные аспекты фармацевтической помощи // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2014. - Т. 13, № 1. - С. 79-81.

6. Новиков В.Е., Илюхин С.А., Пожилова Е.В. Влияние метапрота и гипоксена на развитие воспалительной реакции в эксперименте // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. - 2012. - Т. 10, № 4. - С. 63-66.

7. Новиков В.Е., Левченкова О.С. Митохондриальные мишени для фармакологической регуляции адаптации клетки к воздействию гипоксии // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. - 2014. - Т. 12, № 2. -С. 28-35.

8. Новиков В.Е., Пожилова Е.В., Климкина Е.И. Нравственное воспитание в медицинском образовании в современных условиях // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2014. - Т. 13, № 1. - С. 76-78.

9. Пожилова Е.В., Новиков В.Е., Левченкова О.С. Активные формы кислорода в физиологии и патологии клетки // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2015. - Т. 14, № 2. - С. 13-22.

10. Пожилова Е.В., Новиков В.Е., Новикова А.В. Фармакодинамика и клиническое применение препаратов на основе гидроксипиридина // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2013. - Т. 12, № 3. - С. 56-66.

11. Тургенева Л.Б., Новиков В.Е., Пожилова Е.В. Лечение воспалительных заболеваний пародонта мексидолом // Патогенез. - 2011. - Т. 9, № 3. - С. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.