Научная статья на тему 'Этапы строительства воздушно-десантных войск СССР: исторический опыт'

Этапы строительства воздушно-десантных войск СССР: исторический опыт Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4001
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Воздушно-десантные войска / Государственное управление / Военное управление / организационно-штатные мероприятия / оснащение войск / подготовка / airborne troops / State government / MILITARY administration / organizational and staff measures / troops supply / training

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Янгез Дмитрий Иванович

В статье обобщается исторический опыт деятельности государственных и военных органов СССР по развитию Воздушно-десантных войск в исследуемый период. Основное внимание автор концентрирует на вопросах совершенствования организационно-штатной структуры ВДВ, оснащения их техникой и вооружением, подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical experience of the USSR state and military authorities activities to develop airborne troops during the researched period is summarized In the article. Within this activity the author puts an emphasis on the questions of perfection of organizational and stuff structure of airborne troops, their supply with equipment and arms, and on the questions of professional training.

Текст научной работы на тему «Этапы строительства воздушно-десантных войск СССР: исторический опыт»

Янгез Д. И.

ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК СССР: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Коренные изменения военно-политической обстановки в мире после распада Советского Союза повлекли за собой принципиальный пересмотр и уточнение взглядов на обеспечение военной безопасности государства, формы, способы и средства её достижения. И в этой ситуации Россия должна иметь инструмент сдерживания, соответствующий характеру и масштабу современных угроз. Этим инструментом, по мнению автора, всегда являлись Воздушно-десантные войска (далее - ВДВ).

Днем создания этого рода войск считается 2 августа 1930 г., когда на учениях Военно-воздушных сил (ВВС) под Воронежем было выброшено на парашютах подразделение десантников в составе 12 чел. [1]. Этот эксперимент позволил военным теоретикам увидеть перспективу преимущества парашютнодесантных частей, их огромные возможности, связанные с быстрым охватом противника по воздуху.

Первым подразделением ВДВ в составе РККА явился сформированный в 1931 г. в Ленинградском военном округе (ЛенВО) авиамотодесантный отряд, насчитывавший 164 чел. Началом создания массовых ВДВ стало постановление Реввоенсовета СССР 1932 г. о развертывании в ЛенВО отдельной бригады, на которую была возложена задача обучения инструкторов по воздушно-десантной подготовке и отработка оперативно-тактических нормативов для войск [2]. Заметив перспективность развития ВДВ, руководство армии в марте 1933 г. приняло решение о необходимости формирования по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах. Уже к лету 1941 г. завершилось комплектование пяти воздушно-десантных корпусов (вдк) личным составом численностью по 10 тыс. чел. в каждом [3].

Таким образом, к середине 30-х гг. XX в. в СССР были созданы первые боевые подразделения ВДВ. В этот период командование активно занималось вопросами их боевого применения, разработкой для них спецтехники.

С началом Великой Отечественной войны все 5 вдк участвовали в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В ходе контрнаступления советских войск под Москвой в начале 1942 г. была проведена Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием личного состава 4 вдк [4], а в целях быстрого нанесения поражения Японии в августе 1945 г. части ВДВ приняли активное участие и в разгроме Квантунской армии [5].

В послевоенный период деятельность руководства СССР была направлена на дальнейшее развитие и реорганизацию ВДВ. Процесс реформирования войск в исследуемый период проходил поэтапно, что было обусловлено крупными изменениями военно-политической обстановки в мире, экономическими возможностями страны, состоянием своих Вооруженных Сил и войск вероятных противников.

Первый этап развития охватывает период с 1945 по 1953 г., в ходе которого руководством страны был проведен ряд мероприятий по изменению организационно-штатной структуры соединений ВДВ.

Так, из девяти вдд, входивших в состав Красной Армии, восемь получили статус стрелковых дивизий (сд) [6]. В конце июня 1945 г. 4, 5, 6, 7 и 9 вдд были преобразованы в 111, 112, 113, 115 и 116 сд. В ноябре 1945 г. были реорганизованы также 1, 3 и 10-я дивизии. Таким образом, в конце 1945 г. в составе ВДВ осталось всего лишь 3 гвардейские бригады, организационно подчиненные Военно-воздушным силам (ВВС) [7].

В целях дальнейшего развития ВДВ постановлением Совета Министров СССР и приказом Министра Вооруженных Сил от 1946 г. войска были выведены из состава ВВС и включены в состав резерва ВГК как самостоятельный род войск с одновременным учреждением должности командующего ВДВ [См.: 2].

Основой для формирования ВДВ стали управления: 9-й гвардейской общевойсковой армии, пяти гвардейских стрелковых корпусов и части десяти гвардейских стрелковых дивизий. В состав каждой вдд по новому штату входило по 2 парашютно-десантных полка, а третьи полки стали основой для создания новых дивизий в военное время. К концу 1948 г. в ответ на увеличение ВДВ США до 150 тыс. человек ВДВ СССР были усилены еще пятью вдд [2].

На обеспечение боевой деятельности вдд было выделено 5 транспортных авиационных дивизий (тад), которые были размещены на аэродромах вблизи дислокации ВДВ [2]. В 1948 г. к ним добавилась еще 2-я авиатранспортная дивизия, а в качестве буксировщиков планеров использовались также самолеты 19, 20

и 21 гв. тад [См.: 8].

Таким образом, в результате деятельности руководства СССР к концу 40-х гг. ВДВ имели в своем составе 15 укомплектованных вдд, которые были объединены в воздушно-десантную армию (ВДА) [9].

В связи с созданием ВДА на войска были возложены новые задачи, но средств для их решения было недостаточно. В этих условиях наиболее актуальным вопросом стало дальнейшее развитие военно-транспортной авиации (ВТА). Технический комитет ВДА разработал и представил руководству страны программу оснащения войск новой авиационной техникой [7].

Необходимо отметить, что широкое использование США ВТА в Корейской войне в 1950-1953 гг. отчетливо показало, что без наличия современных средств доставки войск по воздуху нельзя добиться эффективности отстаивания интересов государства в современной войне [10]. Проанализировав опыт применения транспортной авиации в Корейской войне, 11 сентября 1953 г. Совет Министров СССР принял постановление о создании специальных десантно-транспортных самолетов АН-8 и AH-12, которые предназначались для транспортировки боевой техники и личного состава ВДВ.

Уделяя большое внимание развитию тад, руководство страны не оставляло без внимания и вопросы совершенствования вооружения подразделений ВДВ. В начале 50-х гг. в войсках самым массовым оружием личного состава было стрелковое, а на вооружение артиллерийских частей ВДВ поступали более совершенные образцы орудий, обладающие большей дальностью и способностью к маневру огнем в короткие сроки. Так, в 1951 г. принятие на вооружение войск авиадесантных самоходных установок АСУ-57 значительно повысило огневую мощь и маневренность артиллерийских подразделений, а также дало возможность активно воздействовать на противника [2].

В указанный период руководство ВДВ также придавало большое значение созданию надежных средств десантирования личного состава. В 1948 г. на снабжение ВДВ был принят парашют ПД-47, который имел перкалевый купол квадратной формы площадью 71,8 кв. м и массу 16 кг.

Таким образом, в ходе первого этапа своего развития ВДВ были разработаны организационные и технические принципы их строительства; совершенствовалась организационно-штатная структура войск; улучшалось оснащение современным оружием и боевой техникой.

Второй этап развития войск занял период с 1954 по 1960 г., в рамках кото-

рого во второй половине 1950-х гг. в ВС проводились реформы, направленные на сокращение численности армии, в том числе и ВДВ. Так, решением Совета Министров и МО СССР в апреле 1953 г. управление воздушно-десантной армии было реорганизовано в управление ВДВ [См.: 1]. В ходе этих реформ все вдд переводились на 3-полковой состав (кроме 103-й и 114-й, получивших третьи полки позже). А в связи с общим сокращением армии за период с 1954 г. до начала 1956 г. были расформированы управления всех корпусов и четырех дивизий [2].

В ходе реорганизаций и сокращений в 1956 г. ВДВ были переданы в состав Сухопутных войск. В 1959 г. были расформированы 31-я и 107-я дивизии, но год спустя в г. Остров Псковской области была создана 44-я учебная дивизия, позже передислоцированная в г. Ионава Литовской ССР [8].

Подготовка офицерских кадров для войск велась в Алма-Атинском воздушно-десантном училище, которое в мае 1959 г. было объединено с Рязанским высшим общевойсковым командным училищем в одно - Рязанское высшее общевойсковое Краснознаменное командное училище [12].

Реорганизуя организационно-штатную структуру ВДВ, руководство страны не оставляло без внимания и техническое оснащение войск. Так, 30 ноября 1955 г. Совет Министров СССР на своем заседании потребовал от конструкторских бюро и Министерства авиационной промышленности в кратчайшие сроки завершить работы по созданию самолетов Ан-8 и Ан-12 [13]. В апреле того же года ТАД была выведена из состава ВДВ и на ее базе создана Военнотранспортная авиация (ВТА) ВВС.

Обоснованность принятого решения показали кризисные события в Венгрии осенью 1956 г., когда самолеты ТАД не смогли обеспечить высадку одним вылетом даже одного парашютно-десантного полка. Анализ венгерских событий оказал существенное влияние на дальнейшую военно-техническую политику в области создания военно-транспортных самолетов. К середине 60-х гг. ВТА ВВС получила от промышленности уже 20 самолетов АН-12 [14]. Для выброски грузов массой до 120 кг были также разработаны десантные транспортеры П-95Т и П-115Т [15]. Данные меры позволили к 1959 г. обеспечивать доставку парашютно-десантных частей и подразделений в тыл противника с основным тяжелым вооружением и техникой.

Параллельно осуществлялась работа и по совершенствованию вооружения и средств десантирования личного состава ВДВ. В середине 50-х гг. в войска стали поступать ручные и станковые противотанковые гранатометы и безоткат-

ные орудия Б-10, достоинствами которых являлись простота конструкции, небольшая масса и высокая бронепробиваемость, а в 1958 г. на вооружение артиллерии ВДВ была принята авиадесантная самоходная установка АСУ-85 [16]. Основным средством защиты десанта от воздушного нападения по-прежнему являлась зенитная артиллерия с зенитными установками ЗУ-23 [17].

Следует отметить, что массовая эксплуатация парашютов ПД-47 себя не оправдала. Квадратный купол был принят на вооружение без достаточных оснований, в результате чего у личного состава в войсках появилась неуверенность при совершении прыжков. Проанализировав сложившуюся ситуацию, командование войск внесло предложение о создании надежно действующего десантного парашюта. После долгих испытаний на снабжение ВДВ был принят модернизированный парашют Д-1-8 конструкции братьев Дорониных [18].

Одновременно произошли значительные изменения во взглядах на теорию боевого применения воздушных десантов в связи с созданием ядерного оружия, что было подтверждено проведенными в сентябре 1956 г. учениями с высадкой воздушного десанта вслед за ядерным взрывом [1].

Таким образом, в данный период на учениях воздушно-десантных частей особое внимание уделялось живучести десанта и его действиям в условиях применения ядерного оружия. Военно-транспортная авиация, оснащенная самолётами Ан-8 и Ан-12, получила возможность доставлять в тыл противника боевую технику, артиллерию, большие запасы материальных средств.

Третий этап развития ВДВ включает последующие десять лет - с 1961 по 1970 г., которые характеризовались ростом политического, экономического и военного противоборства СССР и других стран Организации Варшавского Договора с США и блоком НАТО.

В 1967 г. официально принятая в качестве военной стратегии всех стран НАТО Доктрина «гибкого реагирования» предполагала многообразие форм и методов применения ВДВ. В ее основе было положение о том, что возможная война будет коалиционной, а столкновение двух противоборствующих систем Запада и Востока непременно должно превратиться в войну мировую, в которой главным станет ракетно-ядерное оружие. Для немедленного использования результатов ядерных ударов и сохранения высоких темпов наступления считалось необходимым широкое применение воздушных десантов [19].

В сложившихся условиях ВДВ требовали решительной реорганизации, они должны были полностью соответствовать военно-стратегическим целям совре-

менной войны и отвечать военно-политическим целям государства. Командующий ВДВ генерал В.Ф. Маргелов, определяя задачи войск, говорил: «Чтобы выполнять свою роль в современных операциях, надо, чтобы наши соединения и части были высокоманевренными, укрытыми броней, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления. Вот, по большому счету, идеал, к которому мы должны стремиться» [20].

В связи с усложнением задач произошли изменения и в организационноштатной структуре ВДВ. В ходе реализации плана реорганизации войск в 1964 г. с Дальнего Востока в Одесский военный округ была передислоцирована 98 вдд [2]. В ходе дальнейшего реформирования ВС СССР с 1964 г. ВДВ были выведены из состава Сухопутных войск и стали самостоятельным родом войск. При этом Сухопутные войска, в связи с потерей ВДВ, начали создавать воздушноштурмовые бригады (получившие в дальнейшем название десантно-штурмовых) [8].

В ходе третьего этапа подразделения ВДВ в первую очередь оснащались новейшим стрелковым оружием, ручными гранатометами, переносными зенитными комплексами, средствами связи, инженерной и другой техникой.

За короткий период для оснащения ВДВ были разработаны и запущены в серийное производство боевая машина десанта БМД-1, бронетранспортер БТР-Д и ряд других образцов специальной боевой техники на их базе, что позволило значительно повысить огневую мощь полков и дивизий [21].

В связи с принятием на вооружение боевых машин в ВДВ важным достижением стала разработка уникальных средств десантирования этой техники: многокупольные (платформенные) и парашютно-реактивные (бесплатформен-ные) системы. Эти средства позволили десантировать парашютным способом всю штатную технику дивизии.

В данный период руководство НАТО уделяло большое внимание развитию и отработке тактики борьбы с воздушными десантами, в основе которой стояла задача по уничтожению высадившихся десантов. Она возлагалась на подвижные тактические группы, состоявшие из бронетанковых, мотопехотных и аэромобильных подразделений и призванные вести против десанта быстрые наступательные действия [19].

В сложившихся условиях требовалось дальнейшее совершенствование артиллерийского вооружения ВДВ с задачей создания боевых артиллерийских

комплексов, обладающих высокой боевой готовностью и достаточной точностью стрельбы. Эта задача была решена комплексно, путем создания самоходного шасси на базе БТР-Д и разработки 120-мм универсального орудия, сочетающего свойства гаубицы и миномета [22].

Необходимо также отметить, что вопросы совершенствования новых средств десантирования личного состава также не оставались без внимания руководства страны. Так, в конце 60-х гг. основной парашют Д-1-8 с перкалевым куполом был заменен на капроновый Д-5, который по техническим характеристикам был лучше, заметно меньше и легче своего предшественника и при этом гораздо проще в укладке [23]. Но и он со временем совершенствовался, и в современных условиях основным в ВДВ является парашют Д-6 [24].

Таким образом, в данный период ВДВ были выделены в самостоятельный род войск, оснащены современными боевыми машинами десанта, новыми артиллерийскими системами и более совершенными средствами десантирования. Это позволяло войскам стать хорошо управляемыми, способными десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления, а также повысить маневренность на поле боя и противостоять тактике действий противника по борьбе с воздушными десантами.

Четвертый этап развития ВДВ продолжался с 1971 по 1980 г.

В 1972 г. для подготовки младших командных кадров для войск при 44-й учебной вдд была создана 332-я школа прапорщиков, которая готовила старшин роты, инструкторов воздушно-десантной подготовки, старших техников роты и техников автомобильных рот [2]. В связи с необходимостью улучшения управления войсками в конце 70-х гг. существовавший при управлении ВДВ 171-й отдельный батальон связи был развернут в бригаду связи, а в целях оптимизации развития войск в мае 1979 г. была расформирована 105 вдд [1].

Наряду с совершенствованием штатной структуры уделялось неослабное внимание разработкам новых видов техники и вооружения. В условиях перспективного развития ВДВ вставал вопрос о перевооружении войск новыми транспортными самолетами. Для обеспечения оперативных действий ВДВ в 70-е гг. был создан самолет Ан-26, который мог обеспечить десантирование 30 десантников парашютным способом и 38 - посадочным [13].

Немного позднее ВТА получила еще один новый самолет Ил-76, который мог эксплуатироваться в сложных метеорологических условиях и обеспечивал точное десантирование парашютным способом людей и грузов днем и ночью, с

больших и малых высот [25].

В целях оснащения личного состава войск более современным оружием практически было заменено стрелковое оружие ВДВ. Десантники получили на вооружение: 5,45-мм автоматы и пулеметы и 7,62-мм винтовку СВД, основными достоинствами которых были малые размеры и вес, надежность действия, удобство и простота эксплуатации [26]. На вооружение ВДВ продолжали поступать и другие более совершенные средства поражения живой силы и техники противника. Так, в 80-е гг. был принят реактивный пехотный огнемет РПО-А «Шмель», предназначенный для поражения укрытых огневых точек, легкобронированной и автомобильной техники, хорошо зарекомендовавшей себя при ведении боевых действий в Афганистане [2].

Принятые меры позволили существенно повысить боевой потенциал ВДВ. В итоге многократно возросли огневая мощь и боевые возможности воздушнодесантных частей и соединений.

Пятый этап развития ВДВ охватывает период с 1981 по 1991 г., в ходе которого вдд имели постоянные штаты и включали 3 парашютно-десантных и артиллерийский полки, зенитный ракетно-артиллерийский дивизион [8].

Парашютно-десантный полк состоял из 3 парашютно-десантных батальонов, артиллерийской и зенитной батарей, а артиллерийский полк - из самоходноартиллерийского и противотанкового дивизионов, артиллерийской и зенитной батарей, батареи и взводов управления дивизионов.

Последние преобразования в составе войск пришлись на 1990 г., когда в состав КГБ была передана 103 вдд, а в ВДВ 14 воздушно-десантных бригад. Всего к концу 1991 г. имелось полностью развёрнутых 7 гв. вдд, 38-я бригада связи, Рязанское высшее военное воздушно-десантное командное училище и 332-я школа прапорщиков. Численность ВДВ составляла почти 24 тыс. человек [8].

В заключение отметим, что в 1945-1991 гг. благодаря деятельности руководства СССР в Воздушно-десантных войсках совершенствовалась организационно-штатная структура, они переоснащались самыми современными видами боевой техники и оружия, отвечающими требованиям современного боя, что позволило повысить мобильность войск, быстро реагировать на любое изменение обстановки на театре военных действий. ВДВ готовились не только к крупномасштабной войне, но и к выполнению важных и разнообразных задач в локальных войнах и вооруженных конфликтах.

В настоящее время при переходе Вооруженных Сил России к новому облику резко возрастает значение мобильных сил, способных в угрожаемый период в кратчайшие сроки перемещаться по воздуху на любое стратегическое направление. ВДВ обладают высокой степенью стратегической и оперативнотактической мобильности, они полностью аэротранспортабельны, автономны в бою, могут использоваться на любой местности, десантироваться парашютным способом в районы, недоступные для действий Сухопутных войск. По плану руководства страны ВДВ должны стать стержнем сил быстрого реагирования на любые угрозы, в которые также войдут десантно-штурмовые бригады военных округов, части морской пехоты и спецподразделения сил. Реализация поставленных задач, опираясь на многолетний опыт строительства Воздушно-десантных войск, позволит этому роду войск стать самой боеспособной единицей Российской армии, которая будет в состоянии выполнять любые задачи как внутри страны, так и за ее пределами.

* * *

1. Шпак А.Г. Воздушно-десантные войска. М., 2003.

2. Советские воздушно-десантные. 1-е изд. М., 1980.

3. Горшков П.И. Мобилизация есть война // Воен.-ист. журн. 1999. № 3.

4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: энциклопедия. М. 1985.

5. ЛисовИ.И. Десантники. М., 1968.

6. ВДВ вчера, сегодня, завтра / колл. авт. под рук. Е.Н. Подколзина. М., 1993.

7. Советские воздушно-десантные. 2-е изд. М., 1986;

8. Советская Армия в годы «холодной войны» (1945-1991 гг.) / В.И. Феськов, К.А. Калашников, В.И. Голиков. Томск, 2004.

9. Советские Вооруженные Силы. М., 1978.

10. Ли Э. Воздушная мощь. М., 1958.

11. Развитие воздушно-десантной техники. М.,1948.

12. Рязанское воздушно-десантное. Рязань, 1998.

13. Военная авиация / Ю.В. Гордиенко, В.П. Морозов, А.С. Прибылов. М., 1999.

14. Малая энциклопедия отечественных летательных аппаратов. М., 1995.

15. Герсименко И.А., Колмаков И.А. Воздушно-десантная подготовка. Ч.3.: Парашютнореактивные системы и их применение. М.: Воениздат, 1989.

16. Холявский Г.Л. Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины, 1919-2000 гг. Мн.: ООО «Харвест», 2001.

17. Петухов С., Шестов И. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России. М., 1999.

18. ЛушниковА.Ф. Братья Доронины. М.:ДОСААФ, 1977.

19. Воздушно-десантные войска НАТО / И.И. Андрухов, М.Р. Георгиев, К.Е. Ефимов. М., 1970.

20. Маргелов В.Ф. Воздушно-десантные войска Советской Армии // Военная мысль. 1967. № 8. С. 13-20.

21. Военно-научный комитет Воздушно-десантных войск / А.П. Колмаков, Ю.В. Назаренко, В.В. Погодин. М.,2004.

22. Вооружение и техника: справочник. М.: Воениздат, 1982.

23. Десантный парашют Д-5 серии 2: техническое описание № 9153-70 и инструкция по укладке и эксплуатации № 9152-70. Б.м., 1984.

24. Система парашютная десантная Д-6: техническое описание и инструкция по эксплуатации 13967-76 ТО. Б.м., 1982.

25. Тиликов Н.А. Авиация и космонавтика: ИЛ-76 и его транспортные модификации. М.,1974.

26. Руководство по 5,45-мм автомату Калашникова (АК74, АКС74, АК74Н, АКС74Н) и 5,45мм ручному пулемёту Калашникова (РПК74, РПКС74, РПК74Н, РПКС74Н). М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.