Научная статья на тему 'Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников'

Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1073
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ / CREATIVE TALENT / CREATIVITY / PEDAGOGICAL SUPPORT OF CREATIVE TALENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дереча Ирина Ивановна

В статье рассматриваются особенности развития творческой одаренности младших школьников в контексте стандартов нового поколения, представлены этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности и их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of pedagogical support of development of creative abilities of younger schoolchildren

The article considers the peculiarities of development of creative abilities of younger schoolboys in the context of a new generation of standards, presented the stages of pedagogical support the development of creative talent and content.

Текст научной работы на тему «Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников»

научно-методический электронный журнал

Дереча И. И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Концепт. - 2013. - № 05 (май). -ART 13108. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13108.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 13108

УДК 37.036.5

Дереча Ирина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишим-ский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишим derecha63@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития творческой одаренности младших школьников в контексте стандартов нового поколения, представлены этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности и их содержание.

Ключевые слова: творческая одаренность, творчество, педагогическая поддержка творческой одаренности.

Система среднего образования Тюменской области выполняет государственный заказ, направленный на выявление одаренных детей и оказание им педагогической помощи и поддержки в развитии неординарных способностей.

Образовательные стандарты второго поколения позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

По новым стандартам, каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу основного общего образования, содержащую обязательную часть, которая составляет 70% программы, и часть, формируемую участниками образовательного процесса - 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. В рамках этих 30% предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся и внеучебную деятельность, которые направлены на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. Для развития неординарных способностей целесообразно проводить в школе занятия по свободному выбору учащихся - кружки, факультативы, в основе работы которых лежит принцип дифференциации по способностям. Начинается организация работы факультативов, кружков с изучения потребностей и возможностей учащихся, а так же и желания родителей оказывать помощь и поддержку в развитии неординарных способностей своим детям.

В современной науке наблюдается разночтение в понятии детской одаренности. Нам импонирует дефиниция одаренности, предложенная в Большой советской энциклопедии, согласно этому определению под одаренностью следует понимать высокий уровень развития способностей в одной из сфер деятельности человека, а также привнесение элементов оригинальности, творчества в выполняемый вид деятельности [1]. Творчество является основой развития одаренного ребенка.

Мы разделяем точку зрения Л. В. Ведерниковой, которая считает, что «творчество направлено на выработку определенного продукта» [2, с. 44]. Именно творческая деятельность направлена на создание новых (для ребенка) ценностей, важных для развития его личности.

Мы считаем, что творческая одаренность младшего школьника проявляется в творческой деятельности, результатом которой являются продукты материальных и культурных ценностей, инициирующие развитие личности.

Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13108.htm

научно-методический электронный журнал

Дереча И. И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Концепт. - 2013. - № 05 (май). -ART 13108. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13108.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 13108

УДК 37.036.5

Младшие школьники обладают творческими возможностями, но станут ли эти возможности качествами личности зависит от того будет ли вовремя оказана педагогическая поддержка, направленная на развитие их творческих способностей.

Творческий потенциал младших школьников охватывает психические новообразования и творческие способности, проявляющиеся в плодотворной творческой деятельности. В младшем школьном возрасте целесообразно развивать дивергентное мышление, так как этот тип мышления лежит в основе развития творческих способностей, а также воображение, самостоятельность в выполнении заданий. Педагог должен создавать мотивацию для младших школьников к выполнению творческих заданий.

Признаки одаренности младшего школьника проявляются в двух аспектах поведения: инструментальном и мотивационном. Инструментальный аспект поведения проявляется в способах деятельности, а именно в готовности выполнять действие до конца, возвращаться к начатому действию и снова выполнять его с учетом требований и исправления замечаний. Мотивационный аспект поведения проявляется в отношении младшего школьника к действительности, а так же к своей деятельности. Одаренных младших школьников отличает от сверстников высокая любознательность, исследовательская активность, большой словарный запас, повышенная концентрация внимания, креативные способности. Под креативностью мы вслед за В. В. Утёмовым понимаем «способность человека к творчеству, способность создавать что- то оригинальное, казалось бы, в стандартной ситуации» [3].

Младший школьник с признаками творческой одарённости располагает особенностями, выделяющими его среди сверстников, возвышающих над общим уровнем. Это может быть быстрота усвоения знаний, творческие изобретения, особые достижения в каких-нибудь видах деятельности. У одаренных детей ярко выражена познавательная потребность (любопытство). Чем более одарен ребенок, тем ярче у него склонности к постижению нового, незнакомого, проявляющиеся в поиске новой информации, новых знаний. Младшие школьники с признаками одаренности задают много вопросов, у них есть неугасающая склонность к исследовательской, творческой деятельности они проявляют инициативу что-то исследовать, конструировать. Одаренные дети проявляют способность выявлять и ставить проблемы. Для таких детей характерна способность к прогнозированию, уметь представить результат до того, как задача будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Одаренные дети способны к оценке, которая как результат развития у них критического мышления, дает возможность оценивать как собственные мысли и поступки, так и действия окружающих людей. Младшие школьники с признаками одаренности проявляют способность к самоконтролю, они проявляют уверенность в своих силах, в своих способностях и правильности принятых решений.

Младший школьный возраст является сенситивным для развития творческой одаренности. Успешность развития творческой одаренности зависит от наличия в образовательном учреждении соответствующих условий. Мы считаем, что для развития творческой одаренности младших школьников необходимо реализовать в образовательном процессе школы педагогическую поддержку.

Педагогическая поддержка одаренных детей предполагает внимательное изучение и развитие того особенного, своеобразного, чем ребенок наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте. Содержанием педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников являются последовательно осуществляемые этапы: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный и рефлексивный.

f\J f\J

http://e-koncept.ru/2013/13108.htm

научно-методический электронный журнал

Дереча И. И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Концепт. - 2013. - № 05 (май). -ART 13108. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13108.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 13108

УДК 37.036.5

Реализация педагогической поддержки предполагает использование специальных методов в работе с одарёнными младшими школьниками. При выборе методов, рекомендуется вначале определить, с каким типом одарённости вы имеете дело, в какой форме проявления вы ожидаете увидеть одарённость. Одаренность может проявиться в явной или скрытой форме. Педагог должен выявить, какие задачи работы являются приоритетными: обучающие, развивающие (развитие уже высоких способностей или недостаточно развитых способностей), каков тип образовательного учреждения и условия работы.

При реализации этапов педагогической поддержки творческой одаренности младших школьников целесообразно учитывать личностно ориентированный подход. В основу реализации этого подхода положены следующие принципы:

- принцип ценности личности, заключающийся в признании самоценности личности ребенка, вне зависимости от той роли, позиции, которую он занимает, мнения, которого он придерживается;

- принцип уникальности личности состоит в признании неповторимости индивидуальности каждого ребенка, этот принцип предполагает создание гибких планов максимально учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

- принцип ориентации на «зону ближайшего развития» - это работа в соответствии с индивидуальным темпом развития младшего школьника и построение индивидуальной траектории его развития;

- принцип субъектности предполагает ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю мотивацию (отметка, поощрение, избежание наказания), а также на свободу выбора младшим школьником сфер приложения своих сил.

На первом этапе педагогической поддержки (диагностическом) необходимо провести диагностирование творческого потенциала младшего школьника. Для диагностики мы выделили следующие критерии: когнитивный, мотивационно-

эмоциональный, деятельностно-практический. Показателями когнитивного критерия являются направленность на творчество, воображение, так как эти психические процессы лежат в основе одаренности. Показателями мотивационно-эмоционального критерия являются потребность в успехе, желание реализовать себя в творческой деятельности. Показателями деятельностно-практического критерия являются включенность в интеллектуальную и творческую деятельность, удовлетворенность от процесса и результата творческой деятельности. В качестве диагностических методик можно использовать тест Дж. Гилфорда, который направлен на изучение креативности, творческого мышления., тестом можно проверить такие факторы как гибкость, беглость, оригинальность, точность. Для диагностики дивергентного мышления можно использовать креативные тесты Е. Туник, тест «Необычное использование» К. А. Хеллера, вербальную креативность целесообразно исследовать с помощью адаптированного теста С. Медника, диагностику невербальной креативности можно провести используя тесты Торренса, модифицированные креативные тесты Вильямса (САР), методику Вартега «Круги». Рассмотренные методики оценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя младшие школьники. Эти тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей. Так же на данном этапе необходимо продиагностировать педагогов и родителей младших школьников используя Шкалу Вильямса, которая представляет собой опросник по оценке креативности (творческого начала) ребенка.

http://e-koncept.ru/2013/13108.htm

научно-методический электронный журнал

Дереча И. И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Концепт. - 2013. - № 05 (май). -ART 13108. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13108.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 13108

УДК 37.036.5

На втором этапе педагогической поддержки (поисковом) педагог определяет пути индивидуального развития учащихся, отбирает методики для развития творческой сферы одаренности на предметах гуманитарного цикла. Для развития творческой одаренности младших школьников мы разработали программу развития творческой одаренности младших школьников «Умники и умницы». Цель программы: развитие творческой сферы младшего школьника, способного к самореализации и самовыражению. Программа охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеучебную деятельность, предполагает взаимодействие с семьей. Программа предусматривает развитие конвергентного мышления, развитие восприятия, развитие памяти, развитие воображения, развитие литературно-творческих способностей.

На договорном этапе педагогической поддержки педагог рассказывает младшим школьникам о предстоящей работе по развитию их творческих и интеллектуальных способностей, знакомит родителей с результатами проведенной диагностики, представляет Программу развития творческой одаренности и обращается к родителям с просьбой продолжать работу по развитию одаренности учащихся дома. Педагог знакомит родителей с причинами, мешающими развитию творческой одаренности младших школьников:

- эмоциональная неуравновешенность, подверженность колебаниям настроения;

- нарушение отношений со взрослыми;

- плохие межличностные отношения с детьми;

- низкая самооценка, отрицательная Я-концепция;

- недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела;

- отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия;

- недостаток лидерских способностей;

- неприятие состязательности;

- гиперчувствительность к критике;

- нереалистические цели.

На деятельностном этапе педагогической поддержки педагог проводит уроки с использованием заданий инициирующих развитие творческой одаренности и во внеучебной деятельности реализует программу развития.

В современной практике обучения младших школьников целесообразно использовать сочинение загадок с целью развития творческих способностей. Целенаправленная, системная работа по использованию загадок в учебном процессе оказывает позитивное влияние на развитии творческих способностей младших школьников. Например, на уроках чтения с целью развития литературно-творческих способностей мы знакомили детей с созданием лимериков, то есть сочиняли короткие истории в стихах, похожие на знаменитые лимерики Эдварда Лира. При изучении сказок (русских народных, авторских, сказок народов мира) мы предлагали младшим школьникам такие задания, как придумать продолжение сказки. Полезно включать младших школьников в процесс размышления на тему: А что было потом? Например, а что дальше стало с Дюймовочкой? Использовали на уроках такие приемы как «Сказка-калька», «Салат из сказок» и другие. На уроках изобразительного искусства использовали методику «Волшебные кляксы» и усложняли задание для детей, которые быстро справлялись с заданием и проявляли интерес, например, придумать сказку или историю про те предметы, которые они видят в кляксе.

На уроках окружающего мира использовали игры для развития творческого воображения в частности игру в «функции предметов», в которой предлагается

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13108.htm

научно-методический электронный журнал

Дереча И. И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Концепт. - 2013. - № 05 (май). -ART 13108. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13108.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 13108

УДК 37.036.5

назвать новые функции знакомого предмета, например, пластиковой бутылки, журнала, линейки. По желанию детям давались индивидуальные задания на развитие литературных способностей и творческого воображения. Например, вообразить не только новые предметы и их сочетания, но и другие ситуации, особенности поведения героев сказок, например:

- что будет делать Иванушка из сказки «Конек-Горбунок», встретив Василису Прекрасную?

- как поведет себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах и др.

Уроки с использованием заданий на развитие творческой, сферы одаренности вызывали эмоциональный отклик у младших школьников, мы всегда старались одобрить и найти положительные моменты в работах учащихся. Организовали издание книжки-малышки, в которую вошли творческие работы младших школьников. Свои сказки и сказки одноклассников они иллюстрировали на уроках изобразительного искусства.

Педагогическую поддержку по развитию творческой одаренности младших школьников целесообразно оказывать не только на уроках, но и во внеучебной деятельности. На занятиях кружка для развития дивергентного мышления мы использовали такие задания как «Поиск противоположных предметов», «Составление сказок, рассказов, стихотворений», «Перечень всевозможных причин». При выполнении заданий обучающимся надо было назвать как можно больше других предметов, противоположных заданному, составить сказку, рассказ стихотворение, которые бы включали предложенные три (или больше) слова, называть всевозможные причины необычной ситуации.

На занятиях кружка обучающимся нравилось играть в Карты с образными картинками, которые предложил Франко Пассаторе. Игра состоит в том, чтобы коллективно придумать рассказ, используя колоду карт с наклеенными или нарисованными картинками. Ведущий поочерёдно выкладывает карты на стол, участники, импровизируя, должны вплести описание или героев в общий рассказ. Можно также использовать модификацию данного приёма: участники получают карточку с названием известной сказки (например, «Три поросёнка») и начинают рассказ. Во время рассказа ведущий показывает карточки со словами, которые рассказчик немедленно должен употребить в ткани истории (например, к сказке «Три поросёнка» следующие слова: утро, конфеты, книга, постучался, накормили ужином).

На кружке дети сочиняли сказку-фильм. Для этого им даны были слова (два-три, пять слов в зависимости от успешности выполнения задания) для составления сюжета фильма.

После каждого занятия мы проводили с детьми рефлексию, именно рефлексия, по мнению С. А. Вдовиной дает «критический анализ содержания знаний, методов познания, а так же анализ человеком собственного сознания, осознания себя субъектом жизнедеятельности» [4, с. 65]. Мы использовали с младшими школьниками задания, побуждающие их к рефлексии, например, обучающимся надо было продолжить фразу «Для меня самым главным при выполнении данного задания было..., потому что.» или «Какие были ожидания от выполнения данного задания? Оправдались ли они? Что я узнал нового? В будущем я предпочел бы это делать...(каким образом?). Свое отношение к занятию дети выражали с помощью цветов радуги.

Наблюдение за образовательным процессом, в котором шла реализация этапов педагогической поддержки, анализ творческих работ, наблюдение за учащимися во внеучебной деятельности дает возможность заметить, что обучающиеся проявляют признаки творческой одаренности: пытливость и любознательность, демонстрируют высокую продуктивность. У детей повысились концентрация внимания,

http://e-koncept.ru/2013/13108.htm

научно-методический электронный журнал

Дереча И. И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Концепт. - 2013. - № 05 (май). -ART 13108. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13108.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART mGB

УДК ЗУЛЗб^

уровень воображения, младшие школьники предлагали множество решений одной и той же проблемы, проявляли способность длительного занятия одним тем же делом, изобретательность в использовании материалов и идей, способность продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности в художественно - прикладных занятиях и играх.

При целенаправленной системной реализации этапов педагогической поддержки развитие творческой одаренности младших школьников происходит наиболее успешно.

Ссылки на источники

1. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия. - 1988. - 542 с.

2. Ведерникова Л. В. Теория и практика формирования ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. - 196 с.

3. Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12095. - 0,5 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12095.htm.

4. Вдовина С. А. Педагогические средства развития рефлексии // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 6. - С.64-67.

Derecha Irina,

candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogics of Ishimsky State Teacher Training College of Ershov's Pct, Ishim

Stages of pedagogical support of development of creative abilities of younger schoolchildren

Summary. The article considers the peculiarities of development of creative abilities of younger schoolboys in the context of a new generation of standards, presented the stages of pedagogical support the development of creative talent and content.

Keywords: creative talent, creativity, pedagogical support of creative talent. 9 7 7 ? 3 n 4 120 з 5

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

977230412013505

http://e-koncept.ru/2013/13108.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.