Научная статья на тему 'Эстетика преодоления в программном симфоническом творчестве П. И. Чайковского'

Эстетика преодоления в программном симфоническом творчестве П. И. Чайковского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
160
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ / ЭСТЕТИКА СОЗИДАНИЯ / ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ / СМЫСЛ БЫТИЯ / ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Слуцкая И.И., Щербакова А.И.

Творчество П.И. Чайковского, воспринимающееся сегодня как высочайший образец, художественно-эстетический идеал, вершина, к которой следует стремиться, несет в себе утверждение эстетики преодоления, обращающей человека к духовным исканиям, к поиску собственного пути в жизни и деятельности. Постижение значимости эстетики преодоления необходимо каждому, кто жаждет постичь смысл бытия, предназначение человека на земле, кто стремится реализовать творческий потенциал собственной личности. Особенно ярко эстетика преодоления проявилась в программном симфоническом творчестве П.И. Чайковского, которому посвящена представленная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетика преодоления в программном симфоническом творчестве П. И. Чайковского»

ЭСТЕТИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ В ПРОГРАММНОМ СИМФОНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ П.И. ЧАЙКОВСКОГО1

© Слуцкая И.И.*, Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Творчество П.И. Чайковского, воспринимающееся сегодня как высочайший образец, художественно-эстетический идеал, вершина, к которой следует стремиться, несет в себе утверждение эстетики преодоления, обращающей человека к духовным исканиям, к поиску собственного пути в жизни и деятельности. Постижение значимости эстетики преодоления необходимо каждому, кто жаждет постичь смысл бытия, предназначение человека на земле, кто стремится реализовать творческий потенциал собственной личности. Особенно ярко эстетика преодоления проявилась в программном симфоническом творчестве П.И. Чайковского, которому посвящена представленная статья.

Ключевые слова: эстетика преодоления, эстетика созидания, духовные искания, смысл бытия, предназначение человека.

Симфоническая музыка занимает значительное место в творчестве П.И. Чайковского. Присущий ему «симфонический почерк» мы явственно ощущаем не только в шести симфониях или девяти программных симфонических произведениях, но и в десяти принадлежащих ему операх, трех балетах, в тех музыкальных номерах, которые были написаны к драматическим спектаклям, в пяти оркестровых пьесах сюитного построения, в трех квартетах, в трио и секстете, в большой Сонате для фортепиано. Это особый тип художественного мышления, обращающий слушателя к философскому размышлению о предназначении человека в этом мире, о смысле бытия.

Нашему современнику, как и его далеким предшественникам, средой обитания которых является мир, история которого «написана кровью», понимающему, что «это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы» [4, с. 12], осознающему, сколь страшны и беспощадны орудия массового уничтожения, созданные человечеством, насущно необходимо такое размышление.

Именно в этом заключается миссия музыкального искусства как носителя смыслов и ценностей культуры, открывающего нашему современнику

1 Проект № 13-33-01021 «Философия музыки в России конца Х1Х-начала ХХ в. в контексте проблем современности» (РГНФ).

* Старший преподаватель кафедры Социологии и философии культуры, кандидат культурологии.

* Декан факультета Искусств и социокультурной деятельности, заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор.

духовные ориентиры, необходимые для сохранения человеческого в человеке, для преодоления тенденций дегуманизации, характерных для технократического общества [5]. Эстетикой преодоления таких тенденций пронизано все творчество П.И. Чайковского. Особенно ярко мы ощущаем красоту духовного подвига в симфоническом творчестве, где в полной мере раскрывается утверждение Добра как основная цель художественно-творческой деятельности.

Эстетика преодоления - это эстетика устремленности к художественно-эстетическим и духовно-нравственным идеалам. Для П.И. Чайковского жизнь и творчество человека - это и есть постоянный поиск пути к достижению идеала. Этот поиск мы ощущаем даже в самых ранних оркестровых сочинениях Чайковского, где он еще только начинает возводить фундамент своего художественного мироздания. Такова музыка увертюры к драме А.Н. Островского «Гроза» (соч. 76), написанной еще во время обучения в классе А.Г. Рубинштейна в 1864 г. и беспощадно раскритикованного учителем. Чайковский настолько остро переживал высказанный Рубинштейном приговор, что при жизни композитора это сочинение ни разу не было исполнено.

Счел ли он этот приговор справедливым? И да, и нет. Он был согласен с тем, что не достиг в этой своей первой значительной работе для оркестра той стройности, безупречности, логики развития, того баланса звучания, которые впоследствии станут его отличительной чертой, но многие из фрагментов справедливо считал удачными. Об этом свидетельствует использование их в других сочинениях («Воевода», «Опричник» концертная увертюра с-то11). Однако, именно это сочинение принципиально важно для понимания сущности мировоззренческих идей композитора, для выявления основных направлений его творческой мысли.

Почему молодой композитор обратился к драме А.Н. Островского «Гроза»? Почему написание музыки к ней счел для себя важным и избрал именно эту тему для своей экзаменационной работы? Может быть, это был случайный выбор, обусловленный возможностью использовать различные оркестровые эффекты, неумеренность которых и вызвала гнев А.Г. Рубинштейна? Конечно, исключать такой ход мыслей у совсем еще молодого автора (ему в это время всего лишь 24 года) нельзя, но не это явилось основным стимулом для обращения к сюжету Островского.

Об этом свидетельствует свидетельство его брата, М.П. Чайковского, который утверждал, что «чуть ли не стех пор, как он посвятил себя музыке, его мечтой было написать оперу на сюжет его самой любимой драмы - «Гроза» Островского» [3, с. 172]. Уже тогда им владела идея преодоления - обстоятельств, собственной слабости, страха разрушения и смерти, непризнания и отчаяния. А основания для воспитания в себе умения преодолевать возникающие на творческом пути препятствия были.

Достаточно вспомнить, что в отзыве критики на первый выпуск композиторов в Санкт-Петербургской консерватории, где Чайковским была пред-

ставлена кантата «К радости» на стихи Шиллера, все выпускники заслужили положительной оценки, кроме него, хотя экзаменационной комиссией Чайковскому была присуждена серебряная медаль. Критикой ему было полностью отказано в даровании, причем в таких выражениях, что сегодня это может вызвать только ощущение полной бессмыслицы. Современным критикам следует еще и еще раз задуматься над тем, какую ответственность они берут на себя, когда выносят беспощадный приговор молодым авторам.

Прислушаемся к тому, что пишет Чайковский о том ужасном моменте, когда он прочел рецензию на свое сочинение. «Когда я прочел этот ужасный приговор, я не знаю, что сделалось со мною. У меня потемнело в глазах, голова закружилась, и я, как безумный, выбежал из кафе. Что я делал, куда попадал, я не отдавал себе отчета. Я целый день бродил по городу, повторял: «я пустоцвет, я ничтожество, из меня ничего не выйдет, я бездарность» [по Россихина: 74]. Может быть именно этот страшный урок лег в основу музыкально-критического «почерка» Чайковского, который можно характеризовать, как проявление подлинной интеллигентности, благожелательности, соединения высочайшего профессионализма и честности в анализе композиторского или исполнительского творчества с предельной деликатностью высказывания.

Поиском смысла жизни и эстетикой преодоления пронизана симфоническая поэма «Фатум», созданная Чайковским в 1868 году. И вновь отзывы были столь ужасающи, что впоследствии П.И, Чайковский уничтодил партитуру. И только после смерти Чайковского, благодаря усилиям М.П. Беляева, тщательно и кропотливо по сохранившимся оркестровым голосам партитура была восстановлена и издана. Но действительно ли поэма была столь слаба, что не заслуживала права звучать на сцене? Сегодня мы вправе утверждать, что это не так.

Что это сочинение, хотя и несколько уступает лучшим симфоническим произведениям П.И. Чайковского, заключает в себе воплощение эстетики преодоления, эстетики утверждения жизни и любви, что ляжет в основу создания увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Но даже это сочинение, которое сегодня мы относим к числу высших достижений русской симфонической музыки, при жизни композитора далеко не сразу было признано. Знаком высокого признания этого сочинения стало исполнение его в концертах, посвященных памяти Чайковского, состоявшихся вскоре после его смерти. Еще один грустный урок и для критиков, и для слушателей, далеко не всегда готовых при жизни великих творцов адекватно оценить их вклад в мировую сокровищницу культуры.

Тема вражды и тема любви - вот основные противоборствующие стихии, вступающие в борьбу в этом великом сочинении. Немеркнущим идеалом звучит в завершающем эпизоде увертюры-фантазии тема любви как напоминание о том, что человек обязан хранить и беречь это чувство, что

оно заключает в себе жизнь, а в противном случае он обречен на разрушение и смерть. Эта же идея положена в основу посвященной С.И. Танееву фантазии по Данте «Франческа да Римини». Судьба этого произведения сложилась гораздо более удачно, чем предыдущих. Впервые оно было исполнено 25 февраля 1877 года в Москве. Оркестром дирижировал Н.Г. Рубинштейн. А 11 марта 1878 года «Франческа да Римини» прозвучала в Петербурге, где оркестром дирижировал Э.Ф. Направник. И оба исполнения имели огромный успех.

Естественно, что в 1877 году статус Чайковского-композитора уже был достаточно высок. Единодушны в высокой оценке сочинения были и профессиональные музыканты, и любители музыки. И те, и другие называли это произведение величайшим достижением русского музыкального гения. Что же так потрясло музыкальную общественность? Великая сила любви, которую невозможно уничтожить ни общественным порицанием, ни адскими муками. Та сила любви, которую прежде не смогли почувствовать и в полной мере оценить критики и слушатели, когда Чайковский представил им трагическую участь Катерины («Гроза») и Ромео и Джульетты в одноименной увертюре-фантазии. Та сила любви, которая лежит в основе эстетики преодоления, эстетики созидания, противостоящей силам зла и насилия.

Этой эстетикой пронизано и «Итальянское каприччио», посвященное другу П.И. Чайковского, замечательному виолончелисту К.Ю, Давыдову. Оно родилось под впечатлением римского карнавала, рождающего чувство единения, которое возникает в атмосфере народного праздника, чувства радости и красоты, необходимого каждому человеку для счастья. В предисловии к книге Г. Пожидаева, посвященной жизни Чайковского в Риме и созданию «Итальянского каприччио», Д.Б. Кабалевский пишет удивительные слова, которые полностью объясняют сущность жизнеспособности музыкального искусства, его обращенности не только к своим современникам, но и к потомкам.

«Всякое произведение искусства можно уподобить живому существу: оно имеет историю своего возникновения, имеет свою биографию, свою судьбу. Рожденное слабым, неполноценным, оно умирает, не успев прославить себя ничем, кроме своего несовершенства. Рожденное здоровым и сильным, оно живет долгой, многовековой жизнью, обретая иногда великое счастье бессмертия. И как всякое живое существо, произведение искусства имеет своих родителей. Родители эти - Жизнь и Творец. Жизнь - неиссякаемый источник искусства. Творец превращает своим талантом и мастерством то, что берет из этого источника в художественное произведение. Только в полнейшем слиянии творца с жизнью возникает настоящее искусство» [2, с. 5].

При полной справедливости этих слов следует только добавить, что великое произведение искусства рождается здоровым и сильным только в том случае, если оно несет в себе великую силу созидания, эстетику преодоле-

ния, желание не только единения с карнавальным шествием, являющим собой стихию жизни, но и умение возглавить это шествие, повести его за собой, направить в сторону преодоления зла и насилия, в сторону добра и красоты. В своей статье «Великий русский композитор» Б.В. Асафьев написал, что «пятьдесят лет, прошедших со дня кончины Чайковского, не наложили своего отпечатка на жизнеспособность его музыки. Она, как всегда, волнует и одухотворяет и исполнителей и слушателей» [1, с. 17].

Сегодня, когда мировая общественность празднует 175 лет со дня рождения великого композитора, мы можем с полной уверенностью повторить эти слова. Прошедшие годы не только не наложили отпечаток на жизнеспособность его музыки, они стали самым убедительным доказательством ее значимости для нашего современника, остро нуждающегося в духовных ориентирах, в механизмах, способствующих преодолению негативных тенденций, характерных для технократической цивилизации, в инструментах, направленных на обновление и оздоровление социального климата.

Эстетика преодоления, открытая нам замечательным русским композитором, становится той путеводной звездой, которая не позволяет заблудиться в поиске смысла, в решении глобальных проблем бытия, в стремлении всегда сохранять человеческое в человеке.

Список литературы:

1. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. II / Б.В. Асафьев. - М.: Издательство Академии наук, 1954. - 384 с.

2. Кабалевский Д.Б. О книге Г. Пожидаева «Чайковский в Риме» / Д.Б. Кабалевский // Г. Пожидаев Чайковский в Риме. «Итальянское каприччио». -М.: Музыка, 1976. - С. 5-6.

3. Россихина В.П. Петр Ильич Чайковский / В.П. Россихина // Рассказы о русских композиторах. - М.: Музыка, 1971. - С. 155-206.

4. Фромм Э. Душа человека. Революция надежды / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2014. - 348 с.

5. Щербакова, А.И. Музыкальное искусство в современном пространстве культуры / А.И. Щербакова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 5. - С. 97-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.