Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края'

Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1540
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КРАЕВЕДЕНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ / КУЛЬТУРЫ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кандаева Нажибат Абдулаевна, Бачиева Эльмира Юнусовна

Показано, что оптимизация учебной и внешкольной краеведческой работы открывает возможности для приобщения подрастающего поколения к духовному и материальному культурному наследию родного края и решения задач эстетического воспитания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кандаева Нажибат Абдулаевна, Бачиева Эльмира Юнусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края»

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ

© 2012 Кандаева Н.А., Бачиева Э.Ю.

Дагестанский государственный педагогический университет

Показано, что оптимизация учебной и внешкольной краеведческой работы открывает возможности для приобщения подрастающего поколения к духовному и материальному культурному наследию родного края и решения задач эстетического воспитания школьников.

The authors of the article show that optimizing educational and after-class local history work gives opportunities for rising generation’s familiarizing with spiritual and material heritage of their native land and solving the tasks of schoolchildren’s aesthetic education.

Ключевые слова: национальная культура, краеведение, эстетическое воспитание, эстетический потенциал, памятники истории, культуры, произведения искусства.

Keyword: ethnic culture, local history, aesthetic education, aesthetic potential, historical and cultural memorials, works of art.

Существенная роль в решении проблемы формирования творческой личности отводится приобщению школьников к национальной культуре в процессе активизации краеведческого аспекта обучения, исследовательской деятельности по изучению памятников отечественной истории, культуры и искусства. «В каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, которые остались нераскрытыми, неосознанными и неиспользованными на протяжении всей исторической жизни данной культуры...» [2. С. 331].

В новых условиях подъема национального самосознания народов России нельзя не отметить заметно возросшего интереса молодежи к местным достопримечательностям,

знаменательным историческим

событиям, особенностям традиционного быта, нормам общественных и межличностных отношений предков, самобытной национальной

художественной культуре и т. д. Но в то же время, по результатам педагогических исследований,

проведенных в школах Дагестана, можно утверждать, что элементы краеведения в процессе обучения изобразительному искусству используются слабо: учащиеся имеют поверхностное, зачастую книжное представление об отечественных памятниках истории, культуры и искусства. Причиной этого является как недостаточная подготовка учеников к восприятию материала, так и недостаточная разработанность системы исследований школьного краеведения с учетом эстетического воспитания учащихся [4. С. 5].

Неисчерпаемый потенциал для педагогической деятельности в этом направлении заложен в оптимизации учебной и внешкольной краеведческой работы, открывающей новые

возможности для приобщения подрастающего поколения к духовному и материальному культурному наследию отечества.

Памятники истории культуры и искусства, особенно архитектура и традиционные промыслы, тесно связаны с материальным производством, обработкой и оформлением предметного

мира, при этом они воплощают в себе философию мировосприятия народов Дагестана, отображают исторические пути развития горских народов и народностей, занимают важное место в эстетическом освоении культурных ценностей родного края. Продуманное использование краеведческих

исследований в образовательно-воспитатель-ном процессе, приобщение школьников к национальной культуре способствует гармоничному развитию личности, формированию у детей этнического самосознания, чувства национальной гордости, достоинства и, непременно, ответственности за

благополучие и процветание отечества, сохранение и преумножение

традиционных материальных и духовнонравственных ценностей [4. С. 36].

На текущий период в общеобразовательной системе

Российской Федерации, в частности, Дагестана, накоплен значительный позитивный опыт краеведческой работы, являющейся важным фактором

воспитания дагестанских школьников.

Педагогический научно-исследовательский опыт деятелей науки и опыт передовых учителей изобразительного искусства свидетельствуют о том, что использование в современной системе образования огромного

художественно-эстетического потенциала памятников истории, культуры, искусства является важным средством приобщения школьников к ценностям отечественной и мировой художественной культуры,

формирования эстетического

восприятия действительности,

духовности подрастающего поколения [4. С. 55].

Памятники истории, культуры и искусства, отображая в изысканной красоте форм традиционные

художественные и духовно-

нравственные принципы народа, являются наиболее эффективной формой развития, обучения и эстетического воспитания школьников на занятиях такого общеобразовательного предмета, как изобразительное искусство [4. С. 55].

Проблемы развития художественноэстетических способностей школьников,

поиска эффективных методов освоения учащимися знаний о мире прекрасного, воспитания у них умения видеть и ценить красоту произведений искусства и окружающей действительности нашли отражение в трудах: П. К. Анохина, В.

A. Елисеева, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьева, Е. В. Квятковского, Т. Я. Комаровой, В. С. Кузина. Так, например,

B. С. Кузин видит основными задачами

психологии искусства «...

психологическое обоснование

художественного, эстетического

воспитания средствами искусства, раскрытие психологических

компонентов художественных

способностей, изучение

психологического воздействия искусства на формирование личности» [6. С. 15].

Вопросы эстетического воспитания школьников единством средств произведений искусства и явлений действительности, анализ и поиск новых эффективных приемов стимуляции эстетического развития подрастающего поколения рассматриваются в трудах О. А. Апраксиной, А. И. Бурова, Н. А. Ветлугиной, Т. Д. Полозовой, В. К. Скатерщикова, В. Н. Шацкой и др. По Г. Джибладзе, эстетическое воспитание -это «научно обоснованный и практически осуществленный полный комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающий гармоническое

художественное развитие как духовных, так и физических сил человека» [3. С. 29].

Проблемам оптимального сочетания обучения школьников основам изобразительного искусства с национальными художественными

традициями, эффективного

осуществления эстетического

воспитания в процессе приобщения школьников к культуре и искусству родного края посвящены исследования И. М. Раджабова, М. М. Байрамбекова,

C. М. Гаджимурадова и др. С точки зрения В. В. Алексеевой, освоение учащимися произведений народного искусства создает благоприятные условия для более полного раскрытия разнообразных форм связей предметов эстетического цикла с произведениями народного искусства. «Непреходящая

эстетическая ценность и огромное воспитательное воздействие

произведений народного искусства в том, что источником художественного содержания служит окружающая действительность... Обогащение

эстетического опыта учащихся помогает учителю решать задачи воспитания активно мыслящей личности в соответствии с требованиями жизни» [1.

С. 113].

Использование краеведческого

материала на уроках изобразительного искусства значительно активизирует творческую деятельность и образное восприятие школьников. При правильной методической организации изучение предметов художественноэстетического цикла, в частности изобразительного искусства, строится не только на словесных образах и репродуктивных примерах, но и непосредственном наблюдении

учащимися явлений подлинной действительности: продуктов

национальных промыслов, произведений изобразительного и декоративноприкладного искусства, историкоэтнографических объектов.

Существенным является соблюдение оправданных пропорциональных

соотношений в количественном и качественном подборе краеведческого материала, используемого на уроках изобразительного искусства, т.е. объем краеведческих сведений должен быть достаточным для обеспечения сознательного, эмоционально-

эстетического освоения темы урока, но не должен заменять собой сам предмет.

Ведущее место среди методов эстетического воспитания в

отечественной педагогике отводится художественному воспитанию -воздействию на учащихся средствами искусства. Эстетическое воспитание, осуществляемое различными видами искусства, объектами национальной художественной культуры, развивает у учащихся младших классов знание выдающихся произведений

отечественной и мировой культуры, умение определить степень их художественной ценности; умение испытывать эстетическое наслаждение

при восприятии художественных произведений; различать прекрасное, гармоничное и безобразное в природе, музыке, хореографии, произведениях изобразительного, декоративно-

прикладного, театрального искусства, а главное, в природе человеческих отношений [4. С. 55].

Специфика предмета

изобразительного искусства в школе заключается в том, что, приобретая навыки в практическом рисовании, учащиеся одновременно включаются в процессы познания мира и формирования умений различными выразительными средствами графики, живописи, композиции выражать в собственном творчестве свое понимание явлений окружающей действительности.

Краеведческое изучение декоративноприкладных особенностей народных промыслов и использование самобытных форм и традиционного орнаментального декора в творческих композициях на практических занятиях по

изобразительному искусству дает конкретное понимание предмета, связывает теоретические знания с окружающей действительностью.

Устные объяснения и комментарии педагога могут быть наглядно подкреплены демонстрацией различного рода краеведческих объектов материальной и духовной культуры горцев, освоение которых является эффективным средством

педагогического воздействия на формирование эстетического восприятия школьниками национальной

художественной культуры.

Эстетическое воспитание младших школьников средствами краеведения в ходе их приобщения к культуре и искусству родного края на уроках изобразительного искусства

предполагает соблюдение условий:

- использование педагогом на уроках ИЗО конкретного краеведческого материала;

- непосредственное восприятие учащимися, изучение и творческий анализ художественно-эстетических особенностей изделий декоративно-прик-ладного искусства, предметов

культа, традиционных художественных промыслов и др.;

- использование на уроках ИЗО

элементов различных видов

традиционного художественного

творчества (музыка, фольклор,

театрализованные представления и др.) с реализацией возможности

межпредметных связей в эстетическом воспитании дагестанских школьников;

- средствами краеведческих

исследований вовлечение младших

школьников в творческий процесс художественно-эстетической самореализации на уроках

изобразительного искусства,

формирование эстетического отношения к окружающей действительности и т. д. [4. С. 58].

Целостный анализ творческого наследия художественной культуры народов Дагестана, изучение и использование художественно-

педагогического потенциала памятников истории, культуры и искусства в приобщении школьников к

национальным и общемировым

культурным ценностям предполагает осуществление следующих требований:

- соблюдать принцип планомерного, методически выверенного руководства краеведческой деятельностью младших школьников;

- акцентировать внимание на общественной значимости объектов краеведения, являющихся носителями национальной культуры, специфики менталитета и мировосприятия соотечественников;

- в процессе освоения конкретных

исторических объектов или

художественных произведений,

представляющих интерес для

краеведческих исследований, изучить исторические условия и общественнополитические обстоятельства

возникновения, формы реализации изобразительных и композиционных приемов, свидетельствующие об идейной направленности

художественного образа или явлений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выявить связь тематики

художественных произведений,

объектов краеведческих исследований с

актуальными проблемами

современности;

- в процессе приобщения к

произведениям национальных

художественных промыслов

вырабатывать потребность

самостоятельного творчества, изучения явлений действительности - законов линейной и воздушной перспективы, конструктивных и эстетических особенностей предметного мира, природы и др.;

- на примере этнографичных художественных произведений изучить культуру, быт, особенности жизненного уклада и художественные традиции народа;

- в процессе приобщения к культуре

и искусству родного края использовать ассоциативные взаимосвязи различных видов искусства, художественного творчества - архитектурных,

живописных и декоративных

произведений, художественного слова, музыкальных фрагментов и др.;

- констатируя изобразительные и

композиционные особенности

памятников истории, культуры и искусства, акцентировать внимание на нравственно-эстетическом значении объектов национальной художественной культуры и др. [4. С. 60].

Изучение и анализ художественно -эстетических достоинств памятников культуры, истории, архитектуры, искусства и других объектов краеведческой деятельности

дагестанскими младшими школьниками является наиболее эффективным фактором эмоционально-эстетического переживания знаменательных

исторических событий, восприятия достопримечательностей отечественного искусства и культуры, важным средством в формировании ценностных, нравственно-эстети-ческих ориентаций современной молодежи Дагестана, способствует формированию

подлинного художественного вкуса.

В целях более эффективного приобщения младших школьников к национальной культуре Дагестана следует использовать все разнообразие форм краеведческой работы: кружки и общества, экскурсии, туристические

походы, встречи с местными краеведами и старожилами, вечера, конкурсы, олимпиады и т. п. Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы о родном крае, подбором материала из средств массовой информации, большое значение приобретает поисковая и

исследовательская деятельность, участие младших школьников в работе краеведческого кружка или музея.

В зависимости от конкретных целей, поставленных перед учащимися многонациональной республики, в сфере интересов школьной краеведческой

деятельности может оказаться как территория всего Дагестана, так и несколько административных районов, города, горного селения, окрестностей школы и др.

В целом, изучение художественно -эстетических достоинств памятников истории и культуры, приобщение младших школьников к национальной художественной культуре Дагестана на уроках изобразительного искусства следует рассматривать как одно из наиболее эффективных средств нравственно-эстетического воспитания и художественно-педагогического образования подрастающего поколения.

Примечания

1. Алексеева В. В. Эстетическое и художественное воспитание. (К новым решениям) // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М. : Педагогика, 1989. С. 134-143. 2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 331. 3. Джибладзе Г. Принцип эстетического воспитания. Тбилиси, 1971. 4. Кандаева Н. А. Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения (на материале Республики Дагестан): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2006. 194 с. 5. Кандаева Н. А., Раджабов И. М. Краеведение как средство эстетического воспитания школьников: Пособие. Махачкала : ДГПУ, 2005. 52 с. 6. Кузин В. С. Психология. 2-е изд. М. : Высшая школа, 1982. 256 с. 7. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и пер. М. : Просвещение, 1979. 192 с.

Статья поступила в редакцию 15.07.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.