Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно- прикладного искусства'

Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно- прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / эстетическое воспитание / декоративно-прикладное искусство / дошкольники. / education / aesthetic education / arts and crafts / preschoolers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К. Х. Гизатуллина

Статья посвящена проблеме эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, воспитания всесторонне развитой и духовно обогащенной личности. Автором рассматривается эстетическое воспитание как понятие очень широкое, в него входит формирование эстетического отношения к труду, окружающему миру, быту, общественной жизни и искусству, народному творчеству. Особое место в эстетическом воспитании занимают средства декоративно-прикладного искусства. Они меняются, формируются в соответствии с единой последовательностью традиционной культуры. Благодаря им воссоздаются цвета, вкусы, образы, чувства, формы изготовления художественных изделий, издревле создававшиеся народом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOLERS BY MEANS OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS

The article is dedicated to a problem of aesthetic education as the most important means of forming an attitude to reality, as a means of educating a comprehensively developed and spiritually enriched personality. The author considers aesthetic education as a broad concept, including the education of aesthetic attitude to work, the world around people, everyday life, social life and art. A special place in aesthetic education is occupied by means of decorative and applied arts. They change and form in accordance with a single sequence of traditional culture. Thanks to them, colors, tastes, images, feelings, forms of making art products, created by the people since ancient times, are recreated.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно- прикладного искусства»

Рис. 2. Диагностика эффективности влияния креативной образовательной среды наразвитиеуровня сформированности знаний,уменийинавыков

сти экстраполировать освоенные способы мышления насходныезадачи иси-туации.

В процессе креативного образования приобретают эффективность следующие формы занятий: эвристические олимпиады, проекты креативного типа, факультативные курсы и научно-исследовательские общества обучающихся, творческие коморсм, насчсо-лрактычес/мекоофоренциа,уоок-пуоешестаое, урок-конференция, урок-деловая игра, урок-лекция, урок-семинар, урок-бенефис, урок-аукциен, уроп-сеотралсиация. Схепотвкрзеского развиоияиичнопти в фео-тивной образовательной среде представлена на рис. 1.

Иокнмобсазом, оожхо опреоолитоомличртельныепаизнакиподагодипе-ской деятельности, направленной на создание креативной среды:

- создание благоприятной атмосферы для взаимодействия участников омррзегасеоьных oтиoшендв,пюoмoызoгo об^^нио^^аия^к^;

- предоставление обучающимся большей самостоятельности; демон-сд^1^гоцеыхт и уоон ич^<^^к^тиоеазаво ит^г^отосшимотнош^мие;

- поощрение собственного мнения и самостоятельной позиции обучающих^?^;

- оценивание не только результатов деятельности, но и процесса их получения, рефлексшя.

Задача учителя - организовать учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся смогли усваивать механизмы познания, осознавали этапы и процессы ортнкза^-фазвых вкдшв дкяоехьмости, в тмм чшслеи тпхрмикдй.

Опытно-экспериментальная работа по организации креативной образова-тыооНсп^/^ын^л^иосущесткл^г^ась нп Газе СШ Ре-

спублики Башкортостан. Экспериментальная работа строилась в двух направ-лмнияп:

1) из общего контингента учеников выделялась профильная группа, и с нойпповмдиласи углкбcенпoe изооение пладювтxз,cзxтпятлтиyющкxoпрeдо-лённому профилю в условиях обычного класса сельской школы (128 человек);

2) на базе районного центра были созданы интернаты с несколькими про-филяlвиoбрпeвия для сельскихшколшнизоз (130 версвок.

Контрольная группа состояла из 132 обучающихся.

Основу опытно-экспериментальной работы составлял поиск решения задач вариативности, условий обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса, создание системы педагогического мониторинга. Нами был сформирован пакет образовательных программ, учитывающих возрастные особенности, способности, подготовленность и интересы детей. Разработанный учебный план благодаря гибкому использованию коллективных и индивидуаль-

ною зтнятийзогволмл, псдзоя сзорсны; Хыстоо и продуктивно избавляться от пробелов в знаниях обучающихся, а с другой - дополнительно заниматься с одарёнными детьми.

Эксперимент предполагал, кроме того, апробацию технологии уровне-вой дифференциации, которая включает диагностику учебных знаний, уме-нив и нооыкор,сoсвелялщeИвз;яивтю проЫдых пас1дчпющоЯ орисншхры для организации учебной работы по их устранению; развитие психологической к;ьтрсь;nцeыьщизпйeвиялминоcдзых мотмвопиозедеих отношения к учёбе, выработки стратегии и тактики во взаимоотношениях с учеиикоми.

Диапазон знаний, действий, отношений оценивался нами на уровне междисциплинарных связей путём выполнения обучаемыми экспериментальной и конирсльняй гpоnпхaлнооарaхнзlxтвоpиecкиассбот.Pезолитотыlппeастовленьl на рис. 2.

Хараы^р)ов^мкизопседш^г^ан^о—мпям; ус-вепь, зогда

школьниками самостоятельно выполняются все основные действия с соблюдением последовательности, результат работы носит творческий характер; 3 - высокий уровень, при котором учащиеся выполняют все основные действия, соблю-опя пxслоддзaтелкнxотл пх рирота сорит сeнpcдрлщвнlсй ххрактмрн2 -ссепний уровень, означающий, что учащиеся овладели лишь некоторыми действиями, допускают нарушения в последовательности; 1 - низкий уровень: учащимися освхепвюдко - двдыeтcтвия;еооеврньcзнедaeт, чиoфод^^юо^^зcи™оми не овладели.

Pелyкeаюые разр^^'^оны<^к^/^еое^1^^т^вуют сЮ эффеетко^сти пдименяе-мой нами экспериментальной методики. Итоги результатов экспериментально гаеепкeния ытolючтоабсйaющзeся поморресиудтой-чивую положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и рxплaсxзяый оиытcомcртхяоeльнxПавмpиыcдcИ раЗотк чао позохлило ооль-шинству выпускников поступить в средние специальные и высшие учебные заведения.

^г^^к^охбразоцх^г^н иза оиддбpызокaрeлзного прыцеxxбвоиpыaоивном уровне позволяет каждому обучающемуся усвоить методологию творчества, сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии. Для создания в учебном процессе креативной образовательной среды в условиях профильного обучения требуется пересмотр сложившейся педагогической системы. Сельская школа особо нуждается в создании такой среды. Понимание основ организации креативной образовательной среды в условиях профильного обучения обеспечит эффективность данного процесса.

Библиографический список

1. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. Под редакцией А.П. Тряпицыной. Санкт-Петербург: КАРО, 2006.

2. Пурик Э.Э., Ахмадуллин М.Л., Шакирова М.Г Принципы организации творческой деятельности студентов-дизайнеров. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2016; 2 (16): 120 - 125.

3. Квитко И.И. Современные взгляды на проблемы креативности. Молодой ученый. 2017; № 10: 368 - 370.

4. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: монография. Под редакцией В.Г. Рындак. Екатеринбург, Оренбург: Орлит - А, 2002.

5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированногообучения. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

6. Тагариев РЗ., Исхакова ГТ., Зинурова А.З. Креативная образовательная среда сельской школы как условие развития личности. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 4 (47): 93 - 96.

References

1. Dautova O.B. Samoopredelenie lichnostishkol'nika vprofil'nom obuchenii. Pod redakciej A.P. Tryapicynoj. Sankt-Peterburg: KARO, 2006.

2. Purik 'E.'E., Ahmadullin M.L., Shakirova M.G. Principy organizacii tvorcheskoj deyatel'nosti studentov-dizajnerov. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, 'ekonomika. 2016; 2 (16): 120 - 125.

3. Kvitko I.I. Sovremennye vzglyady na problemy kreativnosti. Molodoj uchenyj. 2017; № 10: 368 - 370.

4. Obrazovanie. Nauka. Tvorchestvo. Teoriya i opyt vzaimodejstviya: monografiya. Pod redakciej V.G. Ryndak. Ekaterinburg, Orenburg: Orlit - A, 2002.

5. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Moskva: VLADOS-PRESS, 2005.

6. Tagariev R.Z., Ishakova G.T., Zinurova A.Z. Kreativnaya obrazovatel'naya sreda sel'skoj shkoly kak uslovie razvitiya lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 4 (47): 93 - 96.

Статья поступила в редакцию 12.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10024

Gizatullina K.Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: g.klara23@mail.ru

AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOLERS BY MEANS OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS. The article is dedicated to a problem of aesthetic education as the most important means of forming an attitude to reality, as a means of educating a comprehensively developed and spiritually enriched personality. The author considers aesthetic education as a broad concept, including the education of aesthetic attitude to work, the world around people, everyday life, social life and art. A special place in aesthetic education is occupied by means of decorative and applied arts. They change and form in accordance with a single sequence of traditional culture. Thanks to them, colors, tastes, images, feelings, forms of making art products, created by the people since ancient times, are recreated.

Key words: education, aesthetic education, arts and crafts, preschoolers.

К.Х. Гизатуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак,

E-mail: g.klara23@mail.ru

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Статья посвящена проблеме эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, воспитания всесторонне развитой и духовно обогащенной личности. Автором рассматривается эстетическое воспитание как понятие очень широкое, в него входит формирование эстетического отношения к труду, окружающему миру, быту, общественной жизни и искусству, народному творчеству Особое место в эстетическом воспитании занимают средства декоративно-прикладного искусства. Они меняются, формируются в соответствии с единой последовательностью традиционной культуры. Благодаря им воссоздаются цвета, вкусы, образы, чувства, формы изготовления художественных изделий, издревле создававшиеся народом.

Ключевые слова: воспитание, эстетическое воспитание, декоративно-прикладное искусство, дошкольники.

При использовании средств декоративно-прикладного искусства в дошкольном образовательном учреждении больше концентрируются на предметах традиционных видов искусства. Образцы декоративно-прикладного искусства очень красивы, благодаря этим оригиналам у детей формируется уважение, любовь к культуре своего народа, обычаям и традициям, Родине.

«Средства декоративно-прикладного искусства - это явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур, но в то же время самое простое и доступное человеку с детства» [1].

Одним из важных условий, от которого зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство этим процессом со стороны воспитателей, так как характер и уровень отношений в этом возрасте определяют именно взрослые.

Учеными выделяются следующие задачи эстетического воспитания: систематическое развитие эстетического восприятия, эстетических чувств и представлений детей, их художественно-творческих способностей.

Дошкольный возраст - очень важный период в жизни ребенка. В этом периоде происходит интенсивное психическое развитие, возрастает познавательная активность. Ведущей деятельностью становится игра - основной вид деятельности дошкольников, изобразительная деятельность, элементы трудовой деятельности.

Важнейшая задача эстетического воспитания заключается в том, чтобы способствовать развитию образного мышления дошкольников, активному проявлению их творческих способностей в декоративно-прикладном искусстве.

Отметим, что в общем процессе воспитания педагоги и воспитатели стремятся к достижению оптимального уровня эстетической воспитанности. То есть основную цель эстетического воспитания они видят в том, чтобы в дошкольниках было сочетание эстетического идеала с подлинным художественным вкусом, развитым навыком к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно - эстетическому творчеству.

Изучение теоретических основ эстетического воспитания дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства позволило нам подготовить и провести экспериментальное исследование [2].

Для выявления уровня эстетического воспитания дошкольников нами были использованы методики «Диагностика эстетического восприятия» (М.В. Грибанова), «Диагностика уровня познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству» (О.П. Котикова), «Сочини свой декоративный узор» (Ю.С. Любимова, ГА. Петрова).

Методику «Диагностика эстетического восприятия» (М.В. Грибанова) мы использовали с целью определения уровня эстетического восприятия детей дошкольного возраста. Диагностика наличествующего уровня эстетического восприятия проводилась в форме беседы, сопровождающаяся рассматриванием предметов и произведений искусства (чайная чашка, расписная ложка, дымковская игрушка, стул, платье). В протоколе мы фиксировали: поведение ребенка во время беседы; эмоциональные реакции и характер высказываний (ответов ребенка на вопросы). Параметры оценки были следующие: 0 - 4 баллов - низкий уровень; 5 - 8 баллов - средний уровень; 9 - 12 баллов - высокий уровень.

Методика «Диагностика уровня познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству» (О.П. Котикова) применялась с целью исследования уровня познавательного интереса дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Детям предлагались карточки с образцами узоров, где предварительно допускались ошибки. Дети должны были выявить лишнее, которое нужно убрать для того, чтобы узор относился к тому или иному виду росписи. Параметры оцен-

ки: 0 - 7 баллов - низкий уровень; 8 - 14 баллов - средний уровень; 15 - 21 баллов - высокий уровень.

С целью выявления уровня эстетической воспитанности дошкольников нами была использована методика «Сочини свой декоративный узор» (Ю.С. Любимова, ГА. Петрова). Детям предлагали сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием, например, нарисовать двух различных птиц, которые между собой чем-то похожи. Сходства дети могут выявить по форме и узорам: хохломская, гжельская, городецкая росписи. Параметры оценки: 0 - 2 балла - низкий уровень; 3 - 4 балла - средний уровень; 5 - 6 баллов - высокий уровень.

По результатам проведенного констатирующего эксперимента дети были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. С экспериментальной группой проводился формирующий эксперимент по эстетическому воспитанию детей с внедрением разработанного нами комплекса мероприятий с использованием средств декоративно-прикладного искусства [3].

Перед нами стояли следующие задачи: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, развитие эстетической воспитанности, эстетического восприятия, эстетических чувств, художественно-творческих способностей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь; формирование умений создавать декоративные изделия; создание условий для приобщения детей к народной культуре [4].

Комплекс мероприятий предусматривал занятия, рассчитанные на 20 часов.

Мероприятия проводились 2 раза в неделю продолжительностью 30 - 35

мин.

Темы были выбраны следующие: «Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки», «Украсим теремок для зверей», «Жостовский букет», «Жостовские мосты», « День рождения Ушастика» и другие. В ходе проведенных мероприятий дети знакомились с различными видами росписей, учились рисовать и правильно подбирать краски, придумывать и составлять композиции из разных элементов и др. Проведенная работа способствовала развитию творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов, умения видеть, понимать и творить красоту.

Приведем для примера краткое описание хода некоторых проведенных нами мероприятий в процессе формирующего эксперимента.

Первое мероприятие было посвящено теме «Очень любим мы матрешки, разноцветные одежки», в ходе которого мы познакомили детей с русской матрешкой, показали характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек.

Целями были определены:

1) формирование технических умений и навыков кистевой росписи;

2) обучение использованию в росписи матрешки печатку-тычок;

3) развитие эстетических вкусов детей.

Во время предварительной работы с дошкольниками была проведена беседа о русской матрешке «Знакомьтесь - матрешка!», мы с детьми также рассматривали игрушки, альбомы, открытки. Потом провели с ними дидактическую игру под названием «Собери матрешку», а в конце мероприятия провели словарную работу.

Второе мероприятие было посвящено теме «Украсим теремок для зверей», в процессе которого мы учили дошкольников составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их. Перед нами стояли следующие задачи:

1) закрепление знаний цветов, используемых в хохломской композиции и умения сочетать их;

2) закрепление технических умений;

3) эстетическое воспитание детей.

В ходе предварительной работы мы рассматривали с воспитанниками хох-ломские изделия стилизованных образцов, а после завершения основной части провели словарную работу. Проведение в конце мероприятий словарной работы способствовало более прочному закреплению материала и развитию речи детей.

В ходе третьего мероприятия на тему «Жостовский букет» мы познакомили детей с искусством жостовского промысла. Также мы рассмотрели изделия, выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму. Задачами этого мероприятия были определены следующие:

1) обучение детей выполнению элементов росписи на трафаретах;

2) продолжение обучению рисованию концом кисти;

3. воспитание художественно-эстетического вкуса.

Во время предварительной работы мы рассматривали иллюстрации с жостовским промыслом, открытки с цветами, букетами, натюрмортом, а также в конце мероприятия провели словарную работу.

В ходе следующих мероприятий мы продолжили знакомить детей с народным промыслом жостов, с хохломской росписью, в ходе которых ставили цели развития творческих способностей детей, самостоятельности, развития воображения, чувство цвета, эстетического вкуса.

В ходе формирующего эксперимента мы проводили также игровые занятия. В первую очередь были проведены игры, направленные на повышение интереса к декоративно-прикладному искусству, на эстетическое воспитание детей.

В рамках игровых мероприятий мы закрепляли знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства и ставили цели не только эстетического воспитания, но и привития любви к народным промыслам, воспитания аккуратности, развития творческой инициативы.

Нами были проведены беседы о народных художественных промыслах, дидактические игры по разным видам народных промыслов с использованием таблиц с элементами росписей, работа на выделение композиции узора, цвето-сочетания, создание изделий по народным промыслам, декоративное украшение изделий. Часть работ проводилась с использованием музыкального сопровождения, что, в свою очередь, способствовало более эффективной организации эстетического воспитания детей.

Воспитанию любви к народным промыслам и эстетического отношения к изделиям народных мастеров способствовало ознакомление с филимоновской игрушкой-свистулькой, что вызвало у детей интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку; сначала мы с дошкольниками познакомились с историей возникновения игрушки, называли цвета каргопольской росписи, а после мероприятия провели игру [5].

Эстетическому воспитанию и развитию памяти детей способствовали мероприятия с использованием русских народных потешек и сказок.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, к миру, любовь к Родине были основной целью мероприятия, посвященного знакомству с народным промыслом - русским кружевом. Они развивали творческие способности и эстетический вкус воспитанников [6].

По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент с использованием тех же методик, что и при констатирующем эксперименте.

Библиографический список

Основываясь на результаты 1 и 2 срезов по методике «Диагностика эстетического восприятия» (М.В. Грибанова), можно утверждать, что в экспериментальной группе высокий уровень увеличился на 16%, а низкий с 11,4% изменился до 5%. После 2 среза большинство дошкольников в экспериментальной группе имеют высокий уровень эстетического восприятия. За этот же период времени в контрольной группе высокий уровень эстетического восприятия изменился положительно у 3% дошкольников.

Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы 1 и 2 срезов по методике «Диагностика уровня познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству» (О.П. Котикова) показал, что в экспериментальной группе высокий уровень с 26,6%, повысился до 49,4%, а низкий с 24% уменьшился до 12,6%. В контрольной группе изменения были незначительны.

По методике «Сочини свой декоративный узор» (Ю.С. Любимова, Г.А. Петрова) в экспериментальной группе высокий уровень после 1 среза составил 38%, а после 2 среза - 53,2%, что указывает на увеличение на 15,2%. Уменьшилось количество детей с низким уровнем, после 1 среза он составил 8,8%, а после 2 среза испытуемые с низким уровнем выявлены не были.

Сравнение результатов 1 и 2 срезов позволяет оценить эффективность применения разработанного нами специального комплекса мероприятий по эстетическому воспитанию детей с использованием средств декоративно-прикладного искусства в экспериментальной группе.

На основе работ А.А. Беляева, М.С. Кагана, М.Ф. Овсянникова, А.Л. Радуги-на, Кондрашова В.А. Королевой ГИ., В.В. Ванслов, ГА. Петровой, Е.А. Чичериной и результатов экспериментального исследования нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию эстетической воспитанности дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей:

- развивайте в дошкольниках любовь к декоративно-прикладному искусству;

- организовывайте конкурсы, которые будут направлены на улучшение отношения к средствам декоративно-прикладного искусства в процессе эстетического воспитания;

- знакомьте детей с разными видами декоративно-прикладного искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах;

- поддерживайте внимание детей в процессе лепки, рисования, занятий аппликацией, учите их передавать свои впечатления в изображениях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- активизируйте выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, общественных и природных явлениях;

- взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия, вышивке, вязанию;

- устраивайте беседы, викторины по средствам декоративно-прикладного искусства;

- создавайте кружки лепки, рисования;

- совершенствуйте специфические умения во всех сферах изобразительной деятельности;

- учите планированию (эскизы, наброски, композиционная схема);

- посещайте выставки по декоративно-прикладному искусству;

- создавайте условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий [7].

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник. Москва: Юрайт, 2015.

2. Вакуленко Е.Г. Народное декаративно-прикладное творчество: теория, история, практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

3. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, ГА. Поровской. Москва, 2000.

4. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2012.

5. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. Под редакцией Н.А. Ветлугиной. Москва: Просвещение, 2011.

6. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под редакцией Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие для вузов. Под редакцией Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

References

1. Abramova G.S. Vozrastnaya psihologiya: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2015.

2. Vakulenko E.G. Narodnoe dekarativno-prikladnoe tvorchestvo: teoriya, istoriya, praktika. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.

3. Vozvraschenie k istokam: narodnoe iskusstvo i detskoe tvorchestvo: uchebno-metodicheskoe posobie. Pod redakciej T.Ya. Shpikalovoj, G.A. Porovskoj. Moskva, 2000.

4. Pogodina S.V. Teoriya i metodika razvitiya detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlya studentov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2012.

5. 'Esteticheskoe vospitanie v detskom sadu: posobie dlya vospitatelej detskogo sada. Pod redakciej N.A. Vetluginoj. Moskva: Prosveschenie, 2011.

6. 'Esteticheskoe vospitanie irazvitie detej doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej E.A. Dubrovskoj, S.A. Kozlovoj. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002.

7. 'Esteticheskoe vospitanie i razvitie detej doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie dlya vuzov. Pod redakciej E.A. Dubrovskoj, S.A. Kozlovoj. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002.

Статья поступила в редакцию 12.11.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.