Научная статья на тему 'Эстетический потенциал развития социальной активности школьника'

Эстетический потенциал развития социальной активности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКА / AESTHETIC ACTIVITY / PRINCIPLES AND ORGANIZATIONAL FACTORS OF AESTHETIC ACTIVITY / SOCIO-PEDAGOGICAL APPROACH / SOCIAL ACTIVITY / AESTHETIC EDUCATIONAL SPACE / SOCIALIZATION AS A PROCESS OF STEPS OF FORMING A SOCIALLY ACTIVE SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунина М. А.

В статье раскрыт эстетический потенциал развития социальной активности школьника как проявление особого состояния социального становления личности. Социализация в заявленном контексте представляется как вхождение в мир конкретных социальных связей и отношений, что обеспечивает самоопределение и самореализацию в социокультурном пространстве. В условиях кризиса эстетических идеалов развитие социальной активности школьника в эстетической деятельности способствует накоплению знаний об эстетических основах жизнедеятельности, углублению эстетически направленных интересов, что имеет решающее значение для взросления растущего человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC POTENTIAL OF DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF A SCHOOL STUDENT

In the research work the aesthetic potential of the development of social activity among school students as manifestation of a special condition of social formation of a personality is discovered. The socialization in the described context is represented as an entry into the world of concrete social communications and the relations that provide self-determination and self-realization in the sociocultural space. In the conditions of the crisis of aesthetic ideals the development of the social activity of school students in aesthetic activity promotes accumulation of knowledge based on esthetic life standards, helps strengthening of esthetically directed interests that are crucially important for the growth of a young person. The whole research stands on the ground that the modern paradigm in education is no longer determined by the quantity of knowledge, but by the ability to acquire social norms, roles and values.

Текст научной работы на тему «Эстетический потенциал развития социальной активности школьника»

5. Сотрудничество тех, кто вовлечён в процесс школьной инклюзии, поможет укрепить постоянную приверженность этой идее всех участников. Возможность проявления собственной инициативы также формирует у участников постоянную приверженность идее и заинтересованность в её успешной реализации.

6. Сотрудники, играющие ключевую роль в продвижении инклюзии в школе, должны поддерживать равное сотрудничество между всеми участниками школьного сообщества. На них лежит большая ответственность в обеспечении успеха инклюзии, чем на других сотрудниках школы.

7. Родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса, их знания, опыт, очень ценятся сотрудниками школы.

8. Руководители облегчают взаимодействие и сотрудничество всего коллектива и каждого сотрудника по продвижению инклюзии, а также обеспечивают координацию действий.

9. Инклюзия является одной из интегральных частей относительно других школьных инициатив, эти отношения чётко обозначены.

Каждый ребенок имеет право быть принятым таким, какой он есть и право посещать ближайшую к дому школу или детский сад. Этот образ мышления отвечает социальной модели инвалидности, которая рассматривает барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку наравне участвовать в его жизни как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Социальная модель основывается на абсолютно разных определениях нарушения и инвалидности.

Дети с индивидуальными образовательными потребностями нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, но, в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе. У таких детей есть проблемы со здоровьем, но когда они общаются с коллективом своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции.

Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые в школе целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом. В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.

В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и академических достижений. Социальное принятие детей с особенностями развития улучша-

Библиографический список

ется за счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего. В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы. Учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

Для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения в условиях инклюзивной школы важным ресурсом становится тьюторство. Тьютором винклюзивном образовании сегодня принято считать и помощника-сопровождающего (просто осуществляющего физическое сопровождение), и педагога сопровождения, и специалиста, проводящего дополнительные занятия. Главная задача сопровождающего - поддерживать ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников.

Внедрение инклюзивного образования в России также сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьёзная проблема совмещения темпов преподавания и объёма знаний, доступных детям с ограниченными возможностями и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения.

Сущность инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья заключается в комплексном, многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу. Для достижения этой цели необходима концентрация общественных, образовательных, технических, кадровых, медико-оздоровительных, научных и других ресурсов. Необходимо не только обеспечить организацию совместной ведущей деятельности обучающихся, но и создать условия для непосредственного общения в рамках учебных, трудовых, жизненных ситуаций, объединить усилия работников образовательных учреждений, участвующих в профессиональном становлении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для того чтобы молодые люди с ограниченными возможностями здоровья стали специалистами, конкурирующими на рынке труда с обычными гражданами, необходимо создание определенных условий: корректировка целей и учебных планов в соответствии со способностями и потребностями инвалидов, создание адекватных условий профессионального обучения с помощью разумного приспособления, психолого-педагогическое и социально-реабилитационное сопровождение.

1. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. Москва, 2003.

2. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Москва, 2005.

3. Проблемы младенчества: Нейропсихолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. Москва, 2001.

References

1. Malofeev N.N. Special'noe obrazovanie vRossiiiza rubezhom. Moskva, 2003.

2. Astapov V.M., Lebedinskaya O.I., Shapiro B.Yu. Teoretiko-metodologicheskie aspekty podgotovki specialistov social'no-pedagogicheskoj sfery dlya raboty s det'mi, imeyuschimi otkloneniya vrazvitii. Moskva, 2005.

3. Problemy mladenchestva: Nejropsihologo-pedagogicheskaya ocenka razvitiya irannyaya korrekciya otklonenij. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 4.12.14

УДК 371.3

Petrunina M.A. Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), Е-mail: pyakimov@mail.ru

AESTHETIC POTENTIAL OF DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF A SCHOOL STUDENT.In the research work the aesthetic potential of the development of social activity among school students as manifestation of a special condition of social formation of a personality is discovered. The socialization in the described context is represented as an entry into the world of concrete social communications and the relations that provide self-determination and self-realization in the sociocultural space. In the conditions of the crisis of aesthetic ideals the development of the social activity of school students in aesthetic activity promotes accumulation of knowledge based on esthetic life standards, helps strengthening of esthetically directed interests that are crucially important for the growth of a young person. The whole research stands on the ground that the modern paradigm in education is no longer determined by the quantity of knowledge, but by the ability to acquire social norms, roles and values.

Key words: aesthetic activity, principles and organizational factors of aesthetic activity, socio-pedagogical approach, social activity, aesthetic educational space, socialization as a process of steps of forming a socially active schoolchild.

М.А. Петрунина, канд. пед. наук, доц. ОГПУ, г. Оренбург, Е-mail: pyakimov@mail.ru

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В статье раскрыт эстетический потенциал развития социальной активности школьника как проявление особого состояния социального становления личности. Социализация в заявленном контексте представляется как вхождение в мир конкретных социальных связей и отношений, что обеспечивает самоопределение и самореализацию в социокультурном пространстве. В условиях кризиса эстетических идеалов развитие социальной активности школьника в эстетической деятельности способствует накоплению знаний об эстетических основах жизнедеятельности, углублению эстетически направленных интересов, что имеет решающее значение для взросления растущего человека.

Ключевые слова: эстетическая деятельность, принципы и факторы организации эстетической деятельности, социально-педагогический подход, социальная активность, эстетическое образовательное пространство, социализация как процесс, этапы формирования социальной активности школьника.

Для выявления эстетического потенциала развития социальной активности школьникапотребовалось обращение к сущностным характеристикам социальной активности школьника, имеющим важное значение для получения теоретических представлений о красоте окружающего мира; эстетической тяги к произведениям искусства, к эстетической гармонии с миром; действий как проявления особого состояния социального развития.

Развитие растущего человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, то есть усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации. Отсюда развитие - общий процесс становления человека; социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.

Социализация в заявленном контексте воспринимается как вхождение в мир конкретных социальных связей и освоение социального как всеобщей характеристики человечества. Это осознание, освоение («присвоение») ребёнком социокультурных достижений общества и обеспечивает индивидуализацию, так как только в общественных контактах, самоопределении в социокультурном пространстве происходит рефлексия, развивается самосознание [1].

В современной социокультурной ситуации обнаруживается кризис эстетических идеалов, негативные проявления эмоциональной отверженности подрастающего поколения. Отсюда эстетический потенциал развития социальной активности школьника следует рассматривать как возможность совершенствования у школьника способности понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и окружающей действительности. При этом формирование социальной активности в условиях позитивно-ориентированной среды жизнедеятельности детей становится основой человеческой жизни.

Так, обращение кособенностям развития социальной активности во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации. Потребовался учёт ряда объективных факторов, которые имеют решающее значение для взросления растущего человека.

Детство, как известно, представляет собой особую форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие (подчиняясь при этом определяющему действию социального) [2].

Эстетическая деятельность в заявленном аспекте выступает как процесс активного познания и преобразования мира и самого себя на основе гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей и норм.

Социально-педагогические основания эстетической деятельности проявляются в том, что она обеспечивает приобщение к культуре общества в целом; создает условия для индивидуального и дифференцированного развития воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной структуре общества.

Новая парадигма образования определяет образованность не количеством знаний, а способностью осваивать социальные нормы, роли, позиции на основе приобретенных ценностных ори-ентаций. Это переориентирует эстетическую деятельность на целостное развитие личности как субъекта истории и культуры. Необходимым компонентом познания мира является социальная активность человека, которая, в широком смысле, рассматривается как способность вступать во взаимодействие с самим собой и окружающей средой [3].

Активность, таким образом, определяется как способность той или иной системы к самодвижению, саморазвитию, саморегулированию. Она рассматривается как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Направленность эстетической деятельности на развитие у школьника способности понимать, оценивать, любить искусство, удовлетворять потребности в создании эстетических ценностей обеспечивает овладение опытом эстетически окрашенной жизнедеятельности обучающихся. Необходимым компонентом познания мира является социальная активность человека, которая в широком смысле рассматривается как способность вступать во взаимодействие с самим собой и окружающей средой по законам красоты.

Под социальной активностью понимается специфическая активность, проявляемая только людьми - отдельными личностями, группами людей, обществом - в системе общественных отношений в соответствии с сознательно поставленными целями на преобразование. Социальная активность рассматривается как: а) состояние субъекта, как качество, черта личности; б) отношение к действительности, взаимосвязь субъекта со средой; в) мера проявления социальной дееспособности человека. Она находит свое проявление в поступках, деятельности и предстает как социальное явление реализации потенциальных возможностей [4].

Научно обоснованные взгляды на процесс развития социальной активности школьников содержатся в работах Д.И. Фельд-

штейна. Важен акцент исследователя на том, что социализация по своей сути - это движение, раскрытие творческой природы личности, а не ряд локальных действий присвоения. Идея развития - выполнение цели взросления, в которой сходятся и детство, и взрослость как осознание, освоение социального мира и его конкретно-исторической представленности посредством взаимодействия с миром взрослых.

Так, развитие социальной активности младших школьников относится к тем явлениям, когда субъектная позиция детства проявляется достаточно выражено. Успешность развития социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности зависит от выбора механизмов формирования отношений, объединяющих и разъединяющих детство и взрослость (мира взрослых и мира детей).

Эстетическая деятельность как социализирующий фактор развития младшего школьника предполагает накопление знаний об эстетических основах жизнедеятельности; развитие и углубление эстетически направленных интересов; приобретение опыта эстетической деятельности.

Показателем эффективности эстетической деятельности является пробуждение в каждом ребёнке чуткого читателя, отзывчивого зрителя, тонкого слушателя, умеющего «мысленно видеть и слышать». Данные навыки необходимы в познавательной, трудовой, эстетической деятельности школьника.

Таким образом, развитие социально активной личности в условиях эстетической деятельности - задача, имеющая широкий социально-педагогический диапазон. При этом сложный процесс социального развития ребенка, овладения опытом социальных действий и отношений требует поэтапного принятия ребенка в общество, осознанию своего Я в системе многоплановых отношений.

Библиографический список

Если учение, занятия по интересам во внеурочное время, личное время школьников - вся его жизнь проникнуты эстетической направленностью, то появление желания вносить элементы прекрасного в свою жизнь не эпизодически, а постоянно приобретают черты образа жизни.

Отличительной чертой мировоззрения младших школьников выступает преобладающая роль нравственного сознания, поскольку в этом возрасте ребёнок относится к миру (в том числе и к другому человеку) именно с позиций нравственного сознания.

Дальнейшее исследование проблемы обнаруживает противоречия между внешними требованиями и поведением самого школьника; его реальными возможностями и требованиями общества к его поведению и деятельности; между позицией педагога и потребностями школьника. Возможно появление противоречий, которые порождают напряжение во взаимоотношениях ребенка и взрослого. В заявленном контексте эстетическая деятельность школьника направлена на поддержку человеческого в человеке, что способствует сокращению зон социального риска, реализации себя как существа самобытного и активного.

Таким образом, эстетические возможности развития социальной активности школьника проявляются в понимании произведений искусства; в приобретении начальных навыков самостоятельной деятельности в искусстве; в развитии музыкального слуха, художественной зоркости, творческого воображения, оригинального мышления. Эстетическая деятельность школьника как позитивно-ориентированная среда жизнедеятельности детей воспитывает способность противостоять негативным явлениям окружающей действительности.

Перспективным является исследование эстетической деятельности в аспекте развития духовных сил и творческих способностей школьника как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя.

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Москва: Академия, 2000.

2. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития. Вопросы психологии. 1998; 1: 3-19.

3. Петрунина М.А. Теория и практика формирования социальной активности школьника в эстетической деятельности. Оренбург: ОГПУ, 2007.

4. Социальная педагогика: генезис научного исследования понятий, идей, проблематики. Под редакциуй С.В. Сальцевой. Оренбург: ОГПУ, 2010.

5. Русакова Т.Г. Становление духовного опыта ребенка в художественно-коммуникативной среде. Москва: Сфера, 2005. References

1. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika. Moskva: Akademiya, 2000.

2. Fel'dshtejn D.I. Detstvo kak social'no-psihologicheskij fenomen i osoboe sostoyanie razvitiya. Voprosy psihologii. 1998; 1: 3-19.

3. Petrunina M.A. Teoriya ipraktika formirovaniya social'nojaktivnostishkol'nika v 'esteticheskojdeyatel'nosti. Orenburg: OGPU, 2007.

4. Social'naya pedagogika: genezis nauchnogo issledovaniya ponyatij, idej, problematiki. Pod redakciuj S.V. Sal'cevoj. Orenburg: OGPU, 2010.

5. Rusakova T.G. Stanovlenie duhovnogo opyta rebenka v hudozhestvenno-kommunikativnoj srede. Moskva: Sfera, 2005.

Статья поступила в редакцию 14.01.15

УДК37

Slin'kova I.P., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Anatomy, Physiology and Safety Management, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: ipsngpu@yandex.ru

FAMILY AND EDUCATION: NEW ASPECTS OF INTERACTION AND PROTECTION. The article outlines the problems, which happened to the life of Russian familiesas the result of the influence of corresponding Western models of a family. It is stipulated that in order to protect the Russian parents and children from being influenced by the information which is alien to the Russian traditional idea of family life, it is necessary to build a proper system of family education. It is shown that information security is an important part of building a system of national security. This problem is directly related to the education system. The paper proves that specially organized family education helps to unite a family and assists in building a harmonious marital and parent-child relationship. The work describes a process of forming a system of supporting of security in educational institutions, in which the following factors are crucial: 1) education involves all children and teenagers in the country; 2) children are the most vulnerable part of the society subject to quick subcultural changes; 3) not only children, but also their parents and teachers don't always know what information is potentially dangerous; 4) many educational "innovations" in Russia have already done much harm to education; 5) the Russian language is a pole for the union of the nation; etc.

Key words: family, education, family values, family education, information influence, parenting, information-psychological influence, information security, information protection.

И.П. Слинькова, канд. биол. наук, доц. каф.анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, E-mail:ipsngpu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.