Научная статья на тему 'Эстетический компонент образовательной среды петербургской дореволюционной школы'

Эстетический компонент образовательной среды петербургской дореволюционной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическая среда / эстетический компонент / aesthetic environment / aesthetic component

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельянович Елена Владимировна

Статья представляет собой заключительную часть авторского диссертационного исследования эстетического компонента школьной среды различных петербургских дореволюционных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The final part of the dissertation research on the aesthetic component of the school environment of different St-Petersburg"s pre-revolutionary educational institutions is presented.

Текст научной работы на тему «Эстетический компонент образовательной среды петербургской дореволюционной школы»

Е. В. Омельянович

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Статья представляет собой заключительную часть авторского диссертационного исследования эстетического компонента школьной среды различных петербургских дореволюционных учебных заведений.

Ключевые слова: эстетическая среда, эстетический компонент.

E. Omelyanovich

THE AESTHETIC COMPONENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF ST-PETERSBURG PRE-REVOLUTIONARY SCHOOL

The final part of the dissertation research on the aesthetic component of the school environment of different St-Petersburg's pre-revolutionary educational institutions is presented.

Keywords: aesthetic environment, aesthetic component.

Эстетическое образование, понимаемое как развитие эстетической культуры личности учащегося, не менее важно для изуче-

ния, чем проблемы его нравственного воспитания или интеллектуального развития. Главным направлением развития воспита-

ния в современной школе является не просто наличие системы воспитательных мероприятий, но достижение ими целостности и эффективности, позволяющих раскрывать индивидуальность учащегося. Можно говорить о тесной связи эстетического образования с процессами интеллектуального и нравственного становления учащегося. В целом можно констатировать, что для современной школы важно создание такой образовательной среды, которая позволит достичь эффективности эстетического образования во взаимодействии с другими направлениями развития личности учащегося.

Стремление к созданию в современных петербургских школах такой среды делает актуальным изучение ее исторических прообразов и позволяет обратиться к опыту дореволюционной петербургской школы. Задачей статьи автор видит научное обоснование совокупности факторов, делавших петербургскую дореволюционную школу эстетически эффективной. Петербургская дореволюционная школа XIX — начала XX века является примером образовательной системы, одной из сущностных традиций которой был эффективно реализуемый эстетический компонент, объединявший в себе основное и дополнительное школьное образование.

История реализации эстетического компонента в дореволюционной петербургской школе изучена явно недостаточно. В немногочисленных общих исследованиях [6; 13] отражены лишь официальная образовательная политика в регионе, развитие сети и типологии учебных заведений, а также некоторые сведения о количестве и программах школьных дисциплин эстетического цикла. А. Н. Шевелев в своих работах впервые попытался выявить и обосновать такие значимые черты исследуемого явления, как дух петербургской школы, ее социальную результативность, противоречивость и разнообразие, но специально к вопросам эстетического образования не обращался.

В тридцати юбилейных исторических записках, раскрывающих историю отдельных

петербургских учебных заведений, не создается общей картины эстетического образования в городе. То же можно сказать о современных работах, посвященных истории известных петербургских школ: Ан-неншуле — И. В. Архангельский, школе К. И. Мая — Н. В. Благово, женским учебным заведениям — Н. И. Козлова, В. Р. Лей-кина-Свирская, Царскосельскому лицею — З. И. Равкин. Некоторые работы советского периода А. А. Буров, Е. Я. Вайнерман, С. Дианин, И. И. Рогозин и др. посвятили истории профессиональных художественных учебных заведений дореволюционного Петербурга — Академии художеств, хореографическому училищу.

Другая группа историко-педагогических работ посвящена истории различных аспектов эстетического образования в школах дореволюционной России в целом. Например, монография В. И. Адищева посвящена становлению и развитию музыкального образования в закрытых учебных заведениях и создана во многом на петербургском материале. В работе В. В. Смирнова раскрыт лишь аспект петербургской школьной архитектуры. Благодаря исследованиям О. А. Апраксиной, Д. Л. Локшина, И. Ф. Петровской проблема постановки эстетического образования в дореволюционных учебных заведениях была заявлена как предмет специального научного осмысления.

Таким образом, следует констатировать, что исследование эстетического образования в петербургской дореволюционной школе специально не проводилось, а условия его эффективности до сих пор не определены.

Центральной категорией исследования является «школьная среда». Школьная среда представляет один из основных источников возникновения и развития в людях способности эстетического отношения к действительности. Исходя из подхода А. Н. Шевелева автор статьи подвергает анализу содержание эстетического компонента школьной среды дореволюционных

петербургских учебных заведений, включающего следующие составляющие:

— архитектура школьных зданий и дизайн их помещений;

— программы, формы и методы преподавания блока эстетических учебных дисциплин;

— эстетизм в профессиональной деятельности и в отношениях педагогов и учащихся;

— эстетизм как ценность, принцип и традицию, исповедуемые и реализуемые в педагогической деятельности учебного заведения [14, с. 26].

Автор статьи считает «эстетический компонент школьной среды, или эстетическую среду школы», важнейшим интегрирующим педагогическим средством эффективной деятельности всякого учебного заведения в прошлом и настоящем [10]. Сравнивая выраженность однородных параметров эстетической среды разных учебных заведений, можно не только судить об эффективности их влияния на развитие учащихся, но и прогнозировать дальнейшую динамику такого развития.

Эстетическая среда школы способна решать следующие задачи:

1. Формировать и развивать эстетические потребности детей с раннего возраста, сохраняя непрерывность и преемственность различных уровней эстетического образования.

2. Сохранять и передавать новым поколениям традиции отечественного образования в области искусства, приобщая детей к ценностям эстетической культуры, к лучшим образцам народного, классического и современного искусства.

3. Актуализировать эстетическую среду школы как фактор интеллектуального и нравственного совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей, повышать значимость предметов эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях.

Успешность реализации эстетической среды петербургской школы была, с одной стороны, связана с воспитательным потен-

циалом самого Петербурга, с его городской средой, которая включала пространственно-архитектурную, социально-экономическую, административно-политическую, историко-культурную, поведенческо-ментальную, эт-но-конфессиональную составляющие. С другой стороны, сама деятельность дореволюционных петербургских учебных заведений, складывавшаяся в них уникальная внутренняя среда способствовали эстетическому образованию учащихся и выступали равноправным фактором решения педагогических задач в данной области.

Петербург влиял на эстетическое самоощущение горожан своим столичным положением, архитектурой, диалогической толерантностью петербургского городского сообщества (этно-конфессиональной, социальной). Ряд историков культуры констатируют, что перечисленные компоненты формировали особый тип петербуржца с определенными ментальными чертами [7; 9]. Среди них — интеллектуальный рационализм на основе полученного научного образования, эстетизм вкуса и поведения, высокий уровень гражданственности в форме осознанного (подчас и оппозиционно-критического) служения стране и государству на поприще культуры, в том числе и в сфере искусств.

Влияние на ребенка городской эстетики обогащало его нравственное и эстетическое сознание, стимулировало внутренние изменения, которые преображали поведение школьника и, как результат, вели к повышению его культурности (приобщенности к высокой культуре) и воспитанности. Вследствие этого эстетическая среда города становилась для него воспитывающей и развивающей. Дореволюционное петербургское городское сообщество культивировало светскую воспитанность, изысканность манер, умение вести себя в обществе. Единство требований светского поведения отличало петербургскую семью и школу: ребенок, получивший в семье первые навыки такого поведения, имел возможность дополнить

свой опыт в школе. В качестве примера можно привести одно из воспоминаний А. Н. Бенуа, так писавшего о семейном воспитании: «Художественная атмосфера дома наложила отпечаток на дальнейшую судьбу детей. Все дети Бенуа играли на фортепиано, обязательным был семейный выход в театр 2-3 раза в год <...> Я был избалован домашними виртуозами Альбера и Нетинь-ки... Очень любил время от времени бывать в комнате Альбера, любоваться его архитектурными проектами и акварелями» [3, с. 506]. В лучших петербургских школах принципы атмосферы, близкой к семейной, индивидуального подхода к учащимся, пример личности педагога усиливали этот эффект. «.Здесь, в гимназии, я нашел особенно мне понравившуюся атмосферу, в которой дышалось легко, в которой была умеренна свобода, известная теплота в общении педагогов с учениками и несомненное уважение к личности», — писал в своих мемуарах А. Н. Бенуа о гимназии К. И. Мая, которая способствовала развитию его таланта [3, с. 618].

К системе внутренних факторов эстетической среды петербургских школ следует отнести эстетику организации школьного пространства, включающую внутреннее насыщение и внешнее окружение школьного здания. Каждое дореволюционное петербургское учебное заведение осуществляло индивидуальный вариант своей эстетизации, и сегодня трудно встретить похожие здания старинных петербургских учебных заведений (в отличие от современных). Объяснение этого феномена кроется не

только в современной массовости школьного образования, но и в культивируемой дореволюционным сообществом ценности эстетического. Примером может служить 6-я гимназия. Изысканность ее здания выразилась в классической его строгости. Красота внутреннего убранства начиналась с вестибюля и парадной лестницы, украшенной скульптурами; вдоль стен были расставлены гипсовые бюсты и развешаны картины. Достоянием этой школы стал «коридор медалистов» [5].

В петербургской дореволюционной школе в течение XIX — начала XX века происходили качественные изменения эстетического образования в содержании школьных предметов эстетического цикла (рисование, пение, музыка).

Петербургские частные пансионы, кадетские корпуса, женские институты были ориентированы преимущественно на «дворянские науки». Такое образование давало возможности дальнейшего социального продвижения. Казенные мужские и женские гимназии в своей работе ориентировались на эти элитные закрытые учебные заведения. Для низших слоев населения существовали: начальная школа — элементарная и повышенного типа. На основании приведенной ниже таблицы видно, что в них эстетическому компоненту содержания образования придавалось существенно меньшее значение. Для разных видов школ государство задавало различные цели и ценности, определяло и контролировало оптимальное для них содержание школьных курсов, в том числе и эстетического блока.

Содержание предметов эстетического образования в различных видах петербургских дореволюционных школ

Закрытые средние школы (женские институты, лицей, кадетские корпуса) Открытые мужские и женские средние школы — гимназии и реальные училища Начальные школы — элементарные и повышенного типа

Церковное пение, рисование, каллиграфия, черчение, танцы, класс балета, этикет, фехтование, игра на музыкальных инструментах Церковное пение, рисование, чистописание, черчение, «изящная словесность», рукоделие Рисование и чистописание, в элементарной начальной школе преподавание эстетического компонента ограничивалось церковным (хоровым) пением

Характерной чертой петербургского школьного образования к началу XX века становится введение в основную массу школ предметов эстетического цикла как социальной и культурной необходимости. Примером может служить частная школа К. И. Мая. Здесь целесообразно продуманные внешние воспитательные воздействия преломлялись во внутренние побуждения, стимулы и мотивы поведения учащихся. Предметами эстетического цикла в частной гимназии К. И. Мая были рисование, черчение, чистописание, пение, выразительное чтение. Кроме того, дети ходили на экскурсии и участвовали в театральных постановках. С большим интересом со стороны учащихся и учителей проводились специальные беседы по истории мирового и отечественного искусства и литературы.

Именно здесь, учась в 7 классе школы, А. Н. Бенуа и его одноклассники — К. А. Сомов, Д. В. Философов, В. Ф. Ну-вель, Г. Е. Калин — создали кружок под названием «Общество самообразования», который лег в основу знаменитого объединения «Мир искусства» [4].

Петербургскую дореволюционную школу XIX — начала XX века отличал высокий уровень развития «эстетизирующих» форм внеклассной деятельности, достаточно гармонично совмещавших монархическое, патриотическое, религиозное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. Эти формы были аналогичны по задачам современному дополнительному образованию в школе. К основными формам внеклассных занятий эстетического цикла изучаемого периода можно отнести:

— экскурсии;

— индивидуальные и оркестровые музыкальные занятия;

— вокальное и хоровое пение;

— организацию школьных концертов;

— занятия танцами;

— эстетические элементы движения в спортивных занятиях (фехтование, верховая езда, гимнастика);

— рукоделие;

— театральные постановки школьных спектаклей;

— литературные и читательские беседы,

— проявление детского литературного творчества в школьных журналах;

— эстетическое восприятие учащимися жизни школьного храма.

Наибольшая насыщенность образовательного процесса внеклассными занятиями все же создавалась в закрытых и частных учебных заведениях, казенные мужские и женские гимназии по насыщенности и разнообразию внеклассных мероприятий отставали от них, а наименее такие формы были представлены в начальных училищах. Однако попытки организации такой внеклассной работы по эстетическому образованию встречаются в истории петербургских школ практически повсеместно.

Одной из форм эстетического воспитания в кадетских корпусах было проведение литературно-музыкальных вечеров с целью не только повысить эстетическое и литературное образование воспитанников, но и доставить им разумные и полезные развлечения. В программу этих вечеров включались пьесы и музыкальные произведения, отличающиеся глубиной содержания и художественной ценностью. Для этого привлекались произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, В. И. Майкова. Из композиторов предпочтение отдавалось М. И. Глинке, А. С. Даргомыжскому и другим классикам [8, с. 108].

В Смольном институте во время внеклассных часов уделялось внимание танцам, экскурсиям, светскому этикету, посещению театра, выходам в свет, рукоделию, музыке, «изящному чтению». С самого начала обучения, т. е. с шести лет, начинались уроки танцев, вокала, музыки, особенно игры на фортепиано и арфе [1]. В Шестой гимназии дополнительные занятия (танцами и фехтованием) проводились во внеклассное время и были бесплатными. Обязательными во внеклассной работе были

экскурсии по музеям и памятным местам Петербурга [5, с. 174]. Понимание того, что систематические внеклассные занятия эстетического цикла способствуют формированию личности, привитию любви к искусству, культуре, облагораживанию школьного быта и благотворному воздействию на весь учебно-воспитательный процесс в целом, присутствовало на протяжении всего изучаемого периода.

В формирование эстетического компонента петербургской школы существенную лепту внесли ее преподаватели, которых характеризовали гуманные взаимоотношения с учениками. Педагогический состав дореволюционной петербургской школы считал, что искусство (эстетичность педагогического процесса), несущее высокие идеалы, должно входить в школьную жизнь и воспитывать эстетические потребности в ребенке. Лучшие преподаватели петербургских школ старались будить самостоятельную мысль учащихся, развивать у них независимость мнений, критическое отношение к действительности, «изящный вкус», а также эстетическое восприятие. Например, одной из важных задач воспитания в Те-нишевском училище стала подготовка детей к восприятию прекрасного в искусстве, в литературе, в жизни. В училище работал литературный кружок, возглавляемый «темпераментным и довольно необыкновенным», по выражению В. Набокова, В. В. Гиппиусом, чей пример действовал на учеников заразительно. Потому вполне закономерно, что именно благодаря В. В. Гиппиусу возникла «... интереснейшая попытка приобщить учеников к литературному труду. В результате впервые в школьной практике школьным учителем и его учениками был написан, а затем опубликован большой коллективный литературоведческий труд под названием "Записки по истории русской литературы"» [2, с. 49]. Таким образом, элитность сообщества петербургских учителей была обусловлена тем, что столичная система образования задавала более

высокий уровень требований к педагогам и к учащимся.

Достаточно объективную оценку результативности эстетического образования в петербургской дореволюционной школе дает изучение мемуаров, которые отражают большой опыт школ города в этом вопросе. У каждой дореволюционной школы была своя история, свои предания, складывались школьные традиции и легенды — все то, что придавало каждому учебному заведению особую атмосферу, формировало «дух школы». По воспоминаниям учащихся, чем больше видел и слышал ученик в процессе обучения, чем ярче было его восприятие, тем глубже и шире становился его эмоциональный диапазон, который характеризовал эстетическую воспитанность личности. Постепенное накопление эстетического опыта подводило учащихся к новой ступени эстетического воспитания. Мемуаристика раскрывает важность «образования школьной средой», средой «эстетической», где живые и изящные формы дела и слова являлись средством пробуждения в учащихся интереса к предметам и уважения к преподавателям. Например, дневник бывшего гимназиста А. М. Рыкачева свидетельствует: «Вчера был на музыкальном вечере в консерватории, с интересом слушал, как играют ученики консерватории. На прошлой неделе два раза был в театре — в Мариин-ском и в Александринском. В воскресенье, по совету учительницы, был на концерте Рубинштейна...и слушал его с удовольствием» [11, с. 212].

Петербургская дореволюционная школа не стремилась к воспитанию именно профессионалов в сфере «искусств», но стремилась отвечать потребностям просвещенного общества — подготовить образованного любителя, умеющего употребить свой талант для приобретения престижа в свете, для обеспечения удачной карьеры, для удовлетворения собственных эстетических потребностей. Те из петербургских учащихся, кто выбирал «искусства» своим жизнен-

ным призванием, достигали профессионализма в этой области (П. Чайковский, М. Глинка, А. Серов, А. Бенуа, А. Пушкин, В. Набоков, О. Мандельштам, Д. Гранин, Д. Лихачев и др.). Но в какой бы области ни проявлялся их профессионализм, общая эстетическая «база», как и базовые доминанты научного интеллектуализма и нравственности, становились непременными атрибутами и непреходящими ценностями для выпускников петербургских учебных заведений.

История петербургских дореволюционных учебных заведений показывает, что эстетический компонент в контексте общего образования был не редким исключением, а, наоборот, — важной составляющей деятельности каждой школы. Эстетическое

воспитание осуществлялось не только средствами искусства, но всем комплексом воздействий на учеников. Элитные учебные заведения — Царскосельский лицей, Пажеский корпус, Училище правоведения, Смольный институт — усиливали воздействие полученного в семье эстетического воспитания. В гимназии же это воздействие достигало значимого уровня, определявшего эстетические потребности петербургской интеллигенции того времени. Системность эстетического образования учебных учреждений, основанная на единстве ценностей педагогов и учащихся, была общей по направленности для старой петербургской школы и определяла собой весь учебно-воспитательный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адищев В. И. Музыка в женских институтах России конца XIX — начала XX (Теория и практика образования): Монография. М.: ИТОП РАО, 2001.

2. БалашеваЮ. Б. Школьная журналистика Серебряного века. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 114 с.

3. Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 2 кн. М.: Захаров, 2003. 1522 с.

4. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Историческая хроника. СПб.: Наука, 2005. Ч. 1: Гимназия и реальное училище Карла Мая в Санкт-Петербурге 1856-1918. 538 с.

5. Буткевич К. Ф. Историческая записка, изданная к 50-летию петербургской Шестой гимназии. СПб., 1912.

6. Воронов А. С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Петербургского учебного округа с 1715 по 1853 г. Т. 1-2. СПб., 1849, 1854.

7. Каган М. С. История культуры Петербурга: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. 320 с.

8. Крылов В. М., Семичев В. В. Званье скромное и гордое кадет. Исторические и культурные традиции кадетских корпусов России: Монография. СПб.: Изд-во С-Петербург-XXI век, 2004. 160 с.

9. Лурье Ф. М. Петербург 1703-1917. История культуры в таблицах. СПб.: «Золотой век», 2001. 270 с.

10. Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития: Материалы Шестой научно-практической конференции «Образование—культура». СПб., 2001.

11. Рыкачев А. М. Дневник 1890-1892 гг. // Русское прошлое: Историко-документальный альманах. Кн. 7. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

12. Смирнов В. В. Петербургские школы и школьные здания: история школьного строительства в Санкт-Петербурге — Ленинграде. 1703-2003. СПб., 2003.

13. Шапкина А. П. Петербургская школа в первой половине XIX в. Л., 1984.

14. Шевелев А. Н. Образовательная урбанистика: историко-педагогические аспекты изучения петербургской дореволюционной школы: Монография. СПб.: СПбАППО, 2005

REFERENCES

1. Adiwev V. I. Muzyka v zhenskih institutah Rossii konca XIX — nachala XX (Teorija i praktika obra-zovanija): Monografija. M.: ITOP RAO, 2001.

2. Balasheva Ju. B. Shkol'naja zhurnalistika Serebrjanogo veka. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2007. 114 s.

3. Benua A. N. Moi vospominanija: V 2 kn. M.: Zaharov, 2003. 1522 s.

4. Blagovo N. V. Shkola na Vasil'evskom ostrove. Istoricheskaja hronika. SPb.: Nauka, 2005. Ch. 1: Gimna-zija i real'noe uchilishche Karla Maja v Sankt-Peterburge 1856-1918. 538 s.

5. Butkevich K. F. Istoricheskaja zapiska, izdannaja k 50-letiju peterburgskoj Shestoj gimnazii. SPb., 1912.

6. Voronov A. S. Istoriko-statisticheskoe obozrenie uchebnyh zavedenij Peterburgskogo uchebnogo okruga s 1715 po 1853 g. T. 1-2. SPb., 1849, 1854.

7. KaganM. S. Istorija kul'tury Peterburga: Ucheb. posobie. 2-e izd., dop. SPb.: Izd-vo SPbGUP, 2006. 320 s.

8. Krylov V. M., SemichevV. V. Zvan'e skromnoe i gordoe kadet. Istoricheskie i kul'turnye tradicii kadetskih korpusov Rossii: Monografija. SPb.: Izd-vo S-Peterburg-XXI vek, 2004. 160 s.

9. Lur'e F. M. Peterburg 1703-1917. Istorija kul'tury v tablicah. SPb.: Zolotoj vek, 2001. 270 s.

10. Obrazovatel'naja sreda shkoly: problemy i perspektivy razvitija. Materialy Shestoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Obrazovanie—kul'tura». SPb., 2001.

11. Rykachev A. M. Dnevnik 1890-1892 gg. // Russkoe proshloe: Istoriko-dokumental'nyj al'manah. Kn. 7. SPb.: Izd-vo SPbGU. 1996.

12. Smirnov V. V. Peterburgskie shkoly i shkol'nye zdanija: istorija shkol'nogo stroitel'stva v Sankt-Peterburge — Leningrade. 1703-2003. SPb., 2003.

13. Shapkina A. P. Peterburgskaja shkola v pervoj polovine XIX v. L., 1984.

14. Shevelev A. N. Obrazovatel'naja urbanistika: istoriko-pedagogicheskie aspekty izuchenija peterburgskoj dorevoljucionnoj shkoly: Monografija. SPb.: SPbAPPO, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.