Научная статья на тему 'Эстетический идеал в подготовке учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе ценностей православной культуры'

Эстетический идеал в подготовке учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе ценностей православной культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
411
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ТАЛАНТ / РЕЛЯТИВИЗМ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / КРАСОТА / ПРЕКРАСНОЕ И БЕЗОБРАЗНОЕ / ДОБРО И ЗЛО / ЭТИЧЕСКАЯ ОСНОВА / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ДАР И ПОДАРОК / ТАЛАНТ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / TEACHER / ORTHODOX CULTURE / THE ESTHETICAL IDEAL / AESTHETIC SENSE / AESTHETIC OBJECT / AESTHETIC TASTE / TALENT / RELATIVISM / CULTURE / BEAUTY / BEAUTIFUL AND UGLY / GOOD AND EVIL / THE ETHICAL BASIS / GIFTED CHILDREN / GIFT AND PRESENT / TALENT AND RESPONSIBILITY / INTERACTIVE TEACHING METHODS / CRITICAL THINKING / REFLECTIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Розина Ольга Владимировна

В статье рассматриваются содержание и место эстетического идеала в подготовке учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся с позиций внутренней обусловленности культуры. Автор обращает внимание на различное понимание в современном релятивистском обществе и православной культуре таких понятий, как эстетический идеал, эстетические чувства, эстетический вкус, талант и его природа. Отрыв эстетического идеала от его этической основы приводит к подмене в современном искусстве представлений о прекрасном и безобразном, способствует суггестивному эффекту легкого получения эстетического удовольствия от эстетических объектов. Все это искажает ценностно-смысловую шкалу личности. Данное наблюдение иллюстрируют результаты анкетирования, проведенного автором в 2009–2013 гг. среди учителей в ряде регионов страны. Они свидетельствуют о том, что респонденты, назвавшие Православие в качестве своей религиозной самоидентификации, в большинстве своем не понимают сущности собственного религиозного выбора и его эстетического идеала. В этих условиях преподавание ими «основ православной культуры»1 и проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе ценностей и традиций Православия может привести к искажению ценностно-смысловой основы предмета. Автор обращает внимание на то, что для христианина талант без нравственного начала не имеет никакой ценности, так как эстетический идеал рассматривается в единстве «красоты и добра» и нерасторжимости христианской эстетики и этики, имеющих единое божественное основание. В статье излагается авторский опыт подготовки учителей к духовнонравственному воспитанию на основе интерактивных методов обучения и моделирования жизненных и педагогических ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTHETICAL IDEAL IN PREPARATION OF TEACHERS TO SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PUPILS BASED ON THE VALUES OF THE ORTHODOX CULTURE

The article discusses the content and place of esthetical ideal in training of teachers to the spiritual and moral education of pupils in terms of internal conditionality of culture. The author draws attention to different understandings of concepts such as the esthetical ideal, aesthetic sense, aesthetic taste, talent and its nature in modern relativistic society and the Orthodox culture. The separation of esthetical ideal from its ethical framework leads to the substitution of modern art concepts of beauty and ugliness and provides the suggestive effect of light perception of aesthetic pleasure from aesthetic objects. Those factors deform the scale of values and meaning of the individual. This observation is illustrated by the results of survey conducted by the author in the years 2009–2013 among teachers in some regions of the country. Those results show that most of respondents who identified Christianity as their religious identity, don’t understand the essence of their own religious choice and its esthetical ideal. In those circumstances, teaching them «Orthodox culture» and conducting activities for spiritual and moral education of pupils on the basis of the values and traditions of Orthodoxy could lead to distortion of value foundations of the subject. The author draws attention to the fact that for Christian talent without moral principles has no value because an aesthetic ideal is viewed in the unity of the “beauty and goodness” and the indissolubility of Christian aesthetics and ethics, with their unified divine foundation. The article describes the author's experience in training teachers for the spiritual and moral education based on interactive methods of teaching and reconstructing of the everyday and pedagogical situations.

Текст научной работы на тему «Эстетический идеал в подготовке учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе ценностей православной культуры»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2013. Вып. 3(30). С. 51-59

Эстетический идеал в подготовке учителя К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ школьников НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

О. В. Розина

В статье рассматриваются содержание и место эстетического идеала в подготовке учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся с позиций внутренней обусловленности культуры. Автор обращает внимание на различное понимание в современном релятивистском обществе и православной культуре таких понятий, как эстетический идеал, эстетические чувства, эстетический вкус, талант и его природа. Отрыв эстетического идеала от его этической основы приводит к подмене в современном искусстве представлений о прекрасном и безобразном, способствует суггестивному эффекту легкого получения эстетического удовольствия от эстетических объектов. Все это искажает ценностно-смысловую шкалу личности. Данное наблюдение иллюстрируют результаты анкетирования, проведенного автором в 2009—2013 гг. среди учителей в ряде регионов страны. Они свидетельствуют о том, что респонденты, назвавшие Православие в качестве своей религиозной самоидентификации, в большинстве своем не понимают сущности собственного религиозного выбора и его эстетического идеала. В этих условиях преподавание ими «основ православной культуры»1 и проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе ценностей и традиций Православия может привести к искажению ценностно-смысловой основы предмета. Автор обращает внимание на то, что для христианина талант без нравственного начала не имеет никакой ценности, так как эстетический идеал рассматривается в единстве «красоты и добра» и нерасторжимости христианской эстетики и этики, имеющих единое божественное основание. В статье излагается авторский опыт подготовки учителей к духовнонравственному воспитанию на основе интерактивных методов обучения и моделирования жизненных и педагогических ситуаций.

1 Термин «основы православная культура» здесь и далее взят в кавычки, так как он носит условный характер и объединяет учебные дисциплины и факультативы с различными названиями, но имеющими единое догматическое основание — восточно-христианское, святоотеческое понимание христианской (православной) духовной, нравственной и художественной культуры, а также связанные с духовно-нравственным (православным) воспитанием

Государственные нормативные документы начиная с 2002 г. указывают на возможность преподавания религиозной (в частности, православной) культуры в общеобразовательной школе. Оно должно носить культурологический (не-индоктринальный, то есть не вероучительный) характер, а методика преподавания не должна быть направлена на личное исповедание веры и требование конфессиональной самоидентификации. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты включают понятие «современный национальный воспитательный идеал», носитель которого призван быть высоконравственной, творческой и компетентной личностью2. Его воспитание «должно обеспечить... готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности»3.

Раскрытие и развитие творческого потенциала личности учащихся в условиях современного общества потребления — сложная педагогическая проблема, так как такому обществу не нужны «мыслящие творцы», ему нужны «бездумные потребители». Но модернизация в экономических и социальных сферах общественной жизни требует креативного развития учащихся. Противоречие между этими процессами разрешается путем подмены содержания различных понятий, в частности «культурологического характера» религиозной (в т. ч. православной) культуры в общеобразовательной школе: вместо внутренних смыслов предлагают знакомство с внешними формами.

Конечно, изучая общую культуру Православия, ребенок развивает собственную личную культуру, становится более компетентным в отечественной истории, литературе, христианском искусстве и т. п. Но для его самосовершенствования первостепенным является не объем освоенной «внешней культуры», а рост его «внутренней культуры», что достигается только за счет постижения смыслов и ценностей, выстраивания их иерархии, и, что важно, — определения собственного места в изучаемой культуре.

В культурологии принято различать внешнюю и внутреннюю обусловленность (детерминацию) культуры. Общий уровень экономию! и социальных отношений, стереотипы и модели поведения, формы отражения действительности и иные внешние факторы влияют на характер культуры. Но творит ее все же человек, имеющий свободу выбора внешних факторов, то есть существует внутренняя обусловленность культуры. При этом продукт (результат) творческого процесса отражает мировоззрение своего создателя и понимание им смысла и цели реализации свободы творчества.

На этот выбор существенное влияние оказывает эстетический идеал личности, формирование которого происходит в том числе в школе при изучении «основ православной культуры», что не противоречит культурологическому характеру данной дисциплины. Но так как эстетический идеал — это прежде всего эмоционально-чувственное представление о прекрасном, то и формируется он «от сердца к сердцу», то есть путем эмоционального воздействия, а не умствен-

2 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос-

сии в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М., 2009. С. 11.

ного изучения. Учитель «основ православной культуры», не имеющий такого представления об эстетическом идеале Православия, не понимающий его на уровне чувственного восприятия, будет способен передать обучающимся лишь внешние формы этого идеала, в лучшем случае избежав «мифов о Православии», а в худшем — исказив идеальный образ. Внешние формы материального мира, созданного человеком (например, церковная архитектура, духовная музыка, иконопись и т. д.), отражают специфику духовного мира Православия, основанного на вере в его истинность и красоту.

Эстетическое воспитание является составной частью формирования цельной личности и включает в себя развитие эстетических чувств, вкуса и идеала на основе представления о красоте и гармонии. Проблема природы и сущности красоты как центральной категория эстетики рассматривалась еще в трудах античных авторов — Сократа, Аристотеля, Платона, Плотина и других. Имеется также обширная отечественная историография этой проблемы4. Здесь же обратим внимание на мысль В. Ф. Одоевского о том, что «основание красоты — не в природе, но в духе человеческом»5. Красота не есть категория утилитарная и рациональная, поэтому она не познается умом и не приобретается знанием, это иррациональное понятие, которое открывается сердцем и «видится» чувством.

Но эстетическое чувство, как и любое иное, формируется путем переживания эстетических впечатлений (наслаждения, волнения, радости, восторга и иных), однако эти впечатления могут вызывать различные эстетические объекты, в том числе и прямо противоположные прекрасному. Их глубокое переживание способно сформировать устойчивую (повторяющуюся) положительную эмоциональную реакцию, патологическую склонность, подобную лудомании. В современном искусстве эстетические объекты, красиво оформленные, но в сущности низменные и пошлые, способствуют усилению суггестивного эффекта легкого получения эстетического удовольствия. В современном искусстве границы между прекрасным и безобразным размыты, так как зачастую в индивидуальном сознании автора «эстетического объекта» уже произошла нивелировка зла и оно перестало носить абсолютный характер: зная, что принимаемая альтернатива в принципе порочна, «создатель», тем не менее, выбирает ее, оправдывая последствия своего выбора требованием личной свободы и свободы творчества. Именно в этом корень духовно-нравственной деградации личности и общества. На восстановление понятия об абсолютности добра и зла и должны быть направлены педагогические усилия и воспитательное воздействие на уро-

4 См., например: Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. М., 1996; Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968; Бычков В. В. Эстетика. М., 2002; Буткевич О. В. Красота. Природа, сущность, формы. М., 1983; Ляшенко П. В. Красота и святость в философско-эстетических воззрениях П. А. Флоренского и Н. А. Бердяева. Авто-реф. ... канд. философ, наук. М., 2011; Суворова И. М. Эстетическая картина мира и проблемы ее формирования. Автореф.... канд. филос. наук. СПб., 2006; ЯковлевЕ. Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М., 1986 и другие

5 Одоевский В. Ф. Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке. Цит. по: Шевырев С. П. Разговор о возможности найти единый закон для изящного // Московский вестник. Ч. 1. 1827. С. 50.

ках и во внеклассной работе по духовно-нравственному воспитанию на основе ценностей православной культуры.

Эстетический вкус как способность судить о прекрасном или безобразном на основе чувственной оценки удовольствия или неудовольствия весьма субъективен, что соответствует современному релятивистскому взгляду на мир. Мировоззрение релятивиста не предполагает наличие абсолютного идеала ни в чем, для него истина относительна и урегулирование взаимоотношений индивидуумов происходит на основе правовой (внешней) нормы. Как заметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на заседании Патриаршего совета по культуре, «нам всем остается выбирать между живыми, подлинными ценностями и суррогатной продукцией, подменяющей собой настоящую культуру. Кто-то может возразить: “Ну не всем же и не все же время слушать и читать шедевры. И вообще дурной вкус — это не грех. Чего же Церковь так беспокоится?” Я предвижу такие вопросы. Да, дурной вкус — не грех, но на практике очень часто может привести к греху, к греховному состоянию. Поэтому воспитание вкуса имеет в том числе и духовное измерение»6. Дело в том, что «культура, утратившая базисные ценности, перестает быть культурой, становится антикультурой», а принятие псевдоценностей приводит к деградации любого общества, которая, правда, не сразу замечается человеком7.

Проблема формирования эстетического вкуса заключается также и в том, что он выступает в качестве индивидуальной нормы восприятия новых, возникающих эстетических явлений как в сфере искусства, таки в межличностных отношениях. Единожды сложившийся под воздействием эмоционального впечатления от суггестивной оценки эстетических объектов эстетический вкус будет определять последующую оценку личностью прекрасного и безобразного, причем не только в сфере искусства, но и в любой творческой деятельности, быту и поведении. Более того, эстетический вкус проявляется не в рассуждениях, а в чувствах, «перевоспитание» которых — сложная психолого-педагогическая проблема.

Природа искажения представлений о красоте заключается в отрыве в современном обществе и зачастую в воспитательной практике эстетических идеалов от этической основы. Как точно заметил митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), «сегодня мы живем в мире, где понятия “добро” и “красота” разошлись между собой. “Добро” остается категорией этики, красота же превратилась в отвлеченную эстетику, а затем и полностью была дискредитирована современным секулярным обществом»8. Вместе с тем в Православии красота имеет онтологическую сущность, так как укоренена в Боге. Он — ее Первоисточник, и в Нем же красота неразрывна с добром, потому что Бог преблаг: никто не благ, как только один Бог (Мф 19. 17).

6 Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании Патриаршего совета по культуре 22 февраля 2012 г. [Электронный ресурс.] 1Л1Ь: 1Шр://\¥\то. patriarchia.ru/db/text/2029569.html

7 Там же.

8Иларион (Алфеев), митр. Выступление на конференции «Судьбы прекрасного: красота с позиций гуманитарных наук» (17 апреля 2012 г.). [Электронный ресурс.] 1ШЬ: 1Ш:р://\¥\¥\¥. раШагсЫа. га/ШэДеху^167913. Мт1

Проблема эстетического идеала в воспитании не нова: без идеала нет воспитания. Теоретически сформулированный идеал призван отражать понимание обществом своих целей и средств их достижения. Но между идеалами общества потребления (успешная личность, ее самореализация, всестороннее развитие и т. д.) и необходимостью духовно-нравственного возрождения современного социума на основе традиционных (прежде всего, православных) ценностей лежит самоопределение учителя как «воспитывающего субъекта». На этом пути принципиальными являются ответы на вопросы о природе таланта как способности к творчеству и об источнике красоты.

Анкетирование, проведенное нами среди учителей ряда регионов страны и ближнего зарубежья9, показывает, что отношение к таланту как к природной одаренности характерно для 59% опрошенных, а к творческому человеку как источнику красоты — 62%. Причем при ответе на второй вопрос (об источнике красоты) «затруднились с ответом» 24% опрошенных и только 14% респондентов указали на ее божественную природу. В регионах, где православная культура имеет прочные исторические корни или где проводится систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию самих педагогов, процент ответов на вопрос о сущности таланта как природной одаренности колеблется от 12% (Тамбовская область) до 26% (Курганская область), в то время как в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах он составил более 90%. Среди кратких комментариев учителей были такие высказывания: талант — «это необычная способность к любому занятию», «удача», «генетическая комбинация», «способность, которой нет у других», «художественный дар» и т. п. При определении иерархии целей развития таланта (получение «удовольствия, достатка, признания, элитарного положения в обществе» или «служение ближним, людям, Отечеству») мотивы «получения» значительно опережают мотивы «отдачи», при этом мотивы «получение положения в обществе» и «личные приоритеты» в целом примерно совпадают. В ряде анкет респонденты признавались, что они либо ранее никогда не задумывались о том, что служение может быть мотивом для развития таланта, либо этот мотив отвергался как несоответствующий реалиям современного общества: «служить людям стало немодно и бессмысленно». В первичной анкете (до проведения курсов или цикла бесед) респонденты, за редким исключением, не видят связи между этическим идеалом и нравственностью его носителя и не отмечают, что если в основе такой способности нет нравственного основания, то она, как правило, ведет к деградации личности и ее творчества: ведь современное искусство порой предлагает борьбу со злом при помощи еще большего зла или восхищается «криминальным талантом» героя. Более 80% опрошенных назвали Православие в качестве своей религиозной самоидентификации, однако их ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о глубинном непонимании

9В анонимном опросе, проведенном в 2009—2013 гг., участвовали учителя общеобразовательных учебных заведений Курганской, Московской, Пермской, Тамбовской, Тверской областей, Хабаровска, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, республик Марий Эл, Беларуси (Новогрудская епархия) и Украины (Винницкая и Ровенская области).

респондентами сущности своего собственного религиозного выбора и его эстетического идеала.

Нам приходилось знакомиться с рядом региональных программ повышения квалификации педагогов по работе с одаренными детьми. В большинстве случаев они направлены на обучение слушателей методике «поиска и отбора талантов» и развитие имеющихся у отобранных детей природных дарований с целью получения максимальной «личной выгоды»: самореализации, успеха в обществе, признания, а также приемам и формам социализации таких детей, зачастую имеющих проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Фактически речь идет о развитии тщеславия, в перспективе разрушающего личность, а не дерзновенного творчества и формирования «внутренней» культуры человека. Однако нацеленность на достижение успеха губительна для таланта, что осознается, правда, не сразу.

Православный взгляд на природу и назначение таланта иной, как иным является и источник красоты. Широко известен афоризм, автором которого считают историка В. О. Ключевского: «Талант — искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим». Но оригинальный текст более точно передает его мысль: «Талант сам по себе не большая заслуга, даже вовсе не заслуга, дающая право на уважение и признательную] память людей. Это — дар Божий, и как всякий дар, возлагающий на получателя страшн[ую] ответственность, обязанность быть благодарным дародавцу, но вовсе не дающий права быть самодовольным или притязательным. Это дар сырой и тяжелый, который надо обработать напряженными], часто мучительными усилиями и оправдать полезными для человечества плодами, соответственными его качеству и размерам. Этот дар — часто тяжелая ноша, под которой носитель может изнемочь, если у него нет опоры в руках, нет соразмерной нравственной силы в сердце. Искра Божия, имеющаяся] в душе талантлив [ого] человека, при неуменьи раздувать ее только может сжечь его самого, не дав миру и настолько света, чтобы озарить темный уголок больного бедняка или бедной матери, укачивающей ночью своего непокорного] ребенка»10.

Эстетический идеал Православия предполагает, что талант — это дар любящего Творца Своему созданию — человеку, своего рода призвание, инструмент служения Богу и ближним. Реализация таланта предполагает отречение от собственного эгоцентризма, стремления к получению удовольствия, богатства, признания, ибо требует жертвенности как проявления истинной любви к ближнему. Дар — это не подарок, который может радовать получателя возможностью приобретения новых удовольствий, он требует ответственного отношения к себе и благодарности дающему. По содержанию дар может быть различным, поэтому и талант — это не только особая художественная или научная одаренность, а способность, прежде всего, жить, дышать, мыслить, любить, так как главный дар Создателя человеку — это его жизнь. Раскрытие этого дара в служении ближним и есть «соработничество» и «сотворчество» (синергия) Бога и человека. По слову Спасителя: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые тво-

10 Ключевский В. О. М. П. Погодин // Неопубликованные произведения. [Электронный ресурс.] 1ШЬ: http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st016.shtml

рю Я, и он сотворит, и больше, сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду (Ин 14. 12).

Для христианина талант без нравственного начала не имеет никакой ценности, так как в этом случае он не служит ближнему, не преображает личность, а направлен лишь на самореализацию частной способности, ставшей смыслом жизни. Поэтому в христианской культуре эстетика и этика (красота и добро) нерасторжимы. Талантливому человеку необходимо иметь собственный нравственный опыт преодоления отчужденности от Бога (греха), иначе приобщение к преображенному миру и реализация таланта невозможны. Опыт невозможно заменить беседой о христианской этике и эстетике, поэтому в его отсутствии состоит ограниченность воспитательных возможностей «основ православной культуры» в светской школе. Тому, кто в какой-то мере не приобщился к эстетическому идеалу, непросто раскрыть его сущность и смысл.

Как показывает наш опыт подготовки учителей к духовно-нравственному воспитанию, для раскрытия православного эстетического идеала наиболее целесообразными являются интерактивные методы обучения, основанные на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса и моделировании жизненных и педагогических ситуаций. Они способствуют развитию критического мышления и формированию рефлексивной культуры, нацеливают слушателей на самостоятельный поиск, позволяют ставить и совместно решать проблемные и дискуссионные вопросы. В содержание такой работы непременно входят знакомство с евангельской притчей о талантах (см. Мф 25. 14—30) и анализ ее духовного смысла, проводимый в различных формах в зависимости от подготовленности аудитории: иногда целесообразно начинать прямо с текста, а иногда со зрительных образов, запечатленных художниками. В любом случае такую беседу сопровождает мультимедийная презентация. Большой интерес слушателей вызывает просмотр и обсуждение современной песни-притчи Светланы Копыловой «Кисточка в Божьих руках», видеоклип которой, в частности, можно найти в Интернете11. Используются также материал ОУО-диска пособия для учителей «Духовные основы русской культуры»12 и специально подобранные видеосюжеты на темы о смысле жизни и нравственном выборе, а также беседы Евфросинии Боголюбовой, изданные Новогрудской епархией. В качестве вопроса для дискуссии можно предложить, например, такой: «Талант — это способность или призвание?».

Активное участие слушателей в поиске ответа на вопрос о сущности православного эстетического идеала позволяет им реализовать основную черту самосознания взрослого человека — самостоятельно принимать решение и нести за него ответственность. При этом их жизненный и профессиональный опыт в интерактивном тренинге при обсуждении конкретных смоделированных ситуаций может являться не столько опорой для изложения материала, сколько его источником, а результат — отражать не столько степень теоретического освоения ма-

11 См., напр., http://www.wintube.ru

12 В частности, презентация «Библейские сюжеты в творчестве А. Иванова и Н. Те» // Розина О. В. Духовные основы русской культуры. [Комплект]: Пособие для учителей: в 3 кн., со словарем и ПУЕ)-диском. М., 2009.

териала, сколько уровень духовного самостановления и укоренения в декларируемой конфессиональной традиции.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, учитель, православная культура, эстетический идеал, эстетические чувства, эстетический объект, эстетический вкус, талант, релятивизм, культурология, красота, прекрасное и безобразное, добро и зло, этическая основа, одаренные дети, дар и подарок, талант и ответственность, интерактивные методы обучения, критическое мышление, рефлексивная культура.

Esthetical ideal in preparation of teachers TO SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PUPILS BASED ON THE VALUES OF THE ORTHODOX CULTURE

O. Rozina

The article discusses the content and place of esthetical ideal in training of teachers to the spiritual and moral education of pupils in terms of internal conditionality of culture. The author draws attention to different understandings of concepts such as the esthetical ideal, aesthetic sense, aesthetic taste, talent and its nature in modern relativistic society and the Orthodox culture. The separation of esthetical ideal from its ethical framework leads to the substitution of modern art concepts of beauty and ugliness and provides the suggestive effect of light perception of aesthetic pleasure from aesthetic objects. Those factors deform the scale of values and meaning of the individual. This observation is illustrated by the results of survey conducted by the author in the years 200 9-2013 among teachers in some regions of the country. Those results show that most of respondents who identified Christianity as their religious identity, don’t understand the essence of their own religious choice and its esthetical ideal. In those circumstances, teaching them «Orthodox culture» and conducting activities for spiritual and moral education of pupils on the basis of the values and traditions of Orthodoxy could lead to distortion of value foundations of the subject. The author draws attention to the fact that for Christian talent without moral principles has no value because an aesthetic ideal is viewed in the unity of the “beauty and goodness” and the indissolubility of Christian aesthetics and ethics, with their unified divine foundation. The article describes the author's experience in training teachers for the spiritual and moral education based on interactive methods of teaching and reconstructing of the everyday and pedagogical situations.

Keywords: spiritual and moral education, teacher, Orthodox culture, the esthetical ideal, aesthetic sense, aesthetic object, aesthetic taste, talent, relativism, culture, beauty, beautiful and ugly, good and evil, the ethical basis, gifted children, gift and present, talent and responsibility, interactive teaching methods, critical thinking, reflective culture.

0. В. Розина. Эстетический идеал в подготовке учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников...

Список литературы

1. Averintsev S. S. Ritorika i istoki evropeiskoi kultumoi traditsii (Rhetoric and beginnings of the European cultural tradition) Moscow, 1996.

2. Asmys V. F. Voprosi teorii i istorii estetiki (Theory and history of esthetics). Moscow, 1968.

3. Butckevich О. V. Krasota. Priroda, sushchnosl, formi (Beauty. Nature, essence, forms). Moscow, 1983.

4. Bychkov V. V. Estetica (Esthetics). Moscow, 2002.

5. DanilukA. Y;, Kondakov A. М., Tishkov V. A. (ed). Konzepsiy duhоwю-nmvstveiinogo razyitiya i vospitaniya Ucknosti grazhdanina Rossii v sfere obshego obrazovaniya: proekt. (Concept of spiritual and moral development and education of a citizen of Russia in the field of general education: the project). Moscow, 2013.

6. Klyuchevskiy V. O. Neopitplicovaiiiiyiproizvedeiiiya, available at: www.historik.ru/books/ item/f00/s00/z0000000/st016.shtml (24.04.2013).

7. Lyashenco P. V. Krasota i svyatost v filosofsko-esteticheskich vozzreniyach P.A. Florenskogo i NiA. Berdyaeva (Beauty and holiness in the philosophical and aesthetic views of P. A. Florenskii N. A. Berdyaev). Moscow, 2011.

8. Rozina О. V. Duchovnye osnovy msskoy kultuiy (Spiritual foundations of Russian culture). Moscow, 2009.

9. Suvorova I. M. Esteticheskaya kartina mira i problemi yeye formirovaniya (Esthetic worldview and the problems of its formation). Saint-Petersburg, 2006.

10. Yakovleva E. G. Estetiheskiy vkus как kategoriya estetiki (Aesthetic taste as a category of esthetics). Moscow, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.